Как зарегистрировать юридическое лицо: порядок и сроки. Порядок государственной регистрации юридических лиц



1.2. Понятие и общие правила государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации (ст. 1 Закона).

Обратим внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Они направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Размеры государственной пошлины определяются Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ. В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона размер взимаемой пошлины составляет 400 руб. - за регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и 80 руб. - за регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Государственный реестр находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.

Принципы ведения реестра, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4 - 7 Закона о госрегистрации. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра). В соответствии с ними МНС России и его территориальные органы формируют и ведут названный реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Реестр содержит (в виде записей) сведения:

о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;

о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом о государственной регистрации и названными Правилами.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра.

В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти правила подробнее.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8).

Обратим внимание, что Закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с ранее действовавшими правилами этот срок увеличен - в соответствии с п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация должна была осуществляться регистрирующим органом в день представления необходимых документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте (правда, на практике это правило не соблюдалось, а региональные и муниципальные правовые акты устанавливали более длительные сроки, иногда до 30 дней). Новый срок представляется более реалистичным и вполне достаточным для того, чтобы регистрирующий орган успел совершить все необходимые действия.

Датой представления документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя считается день их получения надлежащим регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона). С даты получения всех предусмотренных для конкретного случая документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о госрегистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены упомянутым ранее Постановлением Правительства РФ N 439.

Заявление и другие документы, необходимые при государственной регистрации, не могут быть составлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами, которые должны быть заполнены по правилам, определенным требованиями указанного Постановления.

Документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, определяются регистрирующим органом. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представление физическим лицом заявления без нотариально удостоверенной подписи заявителя вопреки требованию императивной нормы фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично либо по почте).

На регистрирующий орган возлагается обязанность обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Юридическое значение расписки состоит в том, что она является документом, доказывающим факт и дату получения регистрирующим органом документов, представленных при государственной регистрации. Поэтому отказ в выдаче расписки не допускается ни при каких обстоятельствах. Нарушение регистрирующим органом срока выдачи расписки, отказ или уклонение от ее выдачи следует оценивать как нарушение установленного порядка государственной регистрации, влекущее ответственность этого органа или его должностных лиц по правилам ст. 24 Закона о госрегистрации.

Пункт 4 ст. 9 Закона в императивной норме установил для регистрирующих органов запрет на истребование от заявителя документов, не предусмотренных данным Законом. Нарушение этого запрета должно рассматриваться как нарушение порядка государственной регистрации и влечь юридическую ответственность на основании той же ст. 24.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств, подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в течение не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации обязан представить сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ (п. 4 ст. 11 Закона). Перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, дан в приложении N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра. К ним отнесены федеральные органы исполнительной власти; территориальные органы МАП, МВД, КФМ и Госкомстата России; таможенные органы Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Федерации; территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальные фонды обязательного медицинского страхования; органы местного самоуправления.

2. Проблемы в исполнении данного закона

Так, наибольший резонанс должна вызвать такая стадия, как правовая экспертиза документов, предоставляемых в регистрирующий орган. На наш взгляд, это основная стадия, стержень всей регистрации юридических лиц. Это подчеркивается и ведущими административистами: "Основное назначение регистрации - проверка соответствия учредительных документов или специальных прав требованиям российского законодательства" . Только достоверные документы, отвечающие требованиям норм права, могут привести к обозначенным нами выше объективным значениям (принципам) регистрации. Все виды юридической ответственности заявителей при регистрации юридического лица направлены на предотвращение предоставления ложных и недостоверных сведений. Однако реально выявить подобные нарушения при сегодняшней процедуре регистрации юридических лиц в РФ практически невозможно. Единственным средством, которое может отрегулировать этот процесс, является правовая экспертиза документов, представляемых регистрирующему органу. Но по непонятным причинам законодатель не вводит ее в качестве обязательной стадии при регистрации.

Дополнительной "искрой" является и п. 1 ст. 23 ФЗ-129, предусматривающий возможность отказа в государственной регистрации только в случаях: а) "непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов" и б) "представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган". Как видим, прямого указания на отказ вследствие недостоверности и ложности документов, предоставляемых в регистрирующий орган, нет. Условие "а" упоминает лишь о непредставлении необходимых документов. Решить данную проблему оказалось непросто. Не нашлось однозначного ответа и в исследовательской литературе. Так, С. Сарбаш подчеркивает буквальность и точность этой нормы: только непредставление и ничего больше. Как можно приписывать норме то, чего она не содержит и не предполагает? Стоит по-своему согласиться с этим утверждением. По другую сторону стоят те, кто предлагает расширительно толковать эту норму: под непредставлением понимать и недостоверность предоставленных документов, их заведомо ложное содержание. Можно принять и такую версию, вернее, ее надо принять, ибо ее отрицание может негативно повлиять на правоприменительную практику. В этом отношении старое законодательство о регистрации имело преимущество перед современным ФЗ-129. Статья 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" вводила следующие основания для отказа: "В случае нарушения... порядка создания предприятия"; и "несоответствие учредительных документов требованиям законодательства...". Конечно, эти трактовки также не бесспорны, но основа отказа вследствие несоответствия представленных документов законодательством была заложена.

3. Предлагаемые решения

Я предлагаю изменить структуру ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в направлении унификации законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нужно избавляться от разрозненного, "подзаконного" законодательства, вводить централизованную, правильно систематизированную систему российского права. Так, ФЗ-129 обязательно должен в себе содержать нормы об обязательной правовой экспертизе документов, предоставляемых в регистрирующие органы. И это должно применяться как к обычным юридическим лицам, так и к "специальным". Необходимо четко обрисовать процедуру такой экспертизы, которая включала бы как минимум следующие процедуры: 1) проверка соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов; 2) проверка соответствия предоставленных документов Конституции РФ, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц", иным федеральным законам; 3) проверка достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документах; 4) проверка наличия в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированного юридического лица с тем же названием той же организационно-правовой формы на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.

Заключение

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; отвечает по своим обязательствам своим имуществом; может нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Действующее законодательство, регламентирующее порядок регистрации юридических лиц, основывается на таких принципах регистрации юридических лиц, как единая процедура государственной регистрации независимо от объекта регистрации и его региона; единые регистрирующие органы; единый Государственный реестр юридических лиц; открытость сведений о государственной регистрации юридических лиц.

Совсем недавно в системе законодательного регулирования вопросов регистрации юридических лиц в нашей стране произошел ряд революционных изменений. Сегодня при регистрации юридического лица его представителю выдается свидетельство не только о государственной регистрации, но и о постановке на налоговый учет. Регистрирующий орган взял на себя обязанность регистрировать юридических лиц во внебюджетных фондах, самостоятельно направляя туда соответствующую информацию. Это касается органов медицинского, пенсионного и социального страхования. Также налоговые органы самостоятельно присваивают коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Таким образом, реформа, направленная на усовершенствование процедуры государственной регистрации предпринимательской деятельности, подходит к своему логическому завершению. Если не произойдет никаких неожиданностей, уже через несколько лет в России может появиться стройная структура государственного реестра и довольно простая и доступная процедура государственной регистрации. Главным препятствием на пути осуществления реформы может стать неверное применение конкретных нормативных актов на местах.

Список литературы

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 02.07.2005)
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.06.2002 N 439
(ред. от 22.05.2006, с изм. от 01.08.2006)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ И ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"

3. ПРИКАЗ МНС РФ от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@
(ред. от 08.10.2004)
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, В ЕДИНЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ И В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ"

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 16.10.2003 N 630 «О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ».

5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2001..№12.С.44. 13 См.: Воробьева В.А. , О государственной регистрации юридических лиц //Финансовая...
  • Индивидуальный предприниматель как субъект Гражданского права

    Реферат >> Маркетинг

    Орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя , предусмотрен частью 1 статьи 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . После принятия...

  • Индивидуальный предприниматель как субъект малого бизнеса

    Курсовая работа >> Экономика

    Вышеизложенного материала, необходимо провести сравнительный анализ традиционного предпринимательства и сетевого бизнеса. ... от 24. 07. 2007г № 209-ФЗ . 3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08. 08. 2001.г № ...

  • Юридическое лицо в налоговом праве

    Реферат >> Финансовые науки

    Вопросов дееспособности коллективного субъекта предполагает анализ структуры управления организацией. Участие... от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 23 июня, 8, 23 ...

  • Создание юридических лиц

    Реферат >> Государство и право

    ... -ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и других правовых актах. В соответствии со ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации ...

  • ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ

    Глава I. Общие положения

  • Глава II. Государственные реестры

  • Глава III. Порядок государственной регистрации

  • Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

  • Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц

  • Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

  • Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества

    Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

    Дата размещения статьи: 24.03.2016

    В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. При этом в хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость зарегистрировать новое юридическое лицо. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц на основании действующего законодательства.
    Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?

    Место и сроки государственной регистрации

    Государственная регистрация производится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
    В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
    Государственная регистрация юридических лиц при их создании производится регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
    Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок, составляющий не более трех рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган.

    Перечень документов, представляемых для государственной регистрации

    В силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
    - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
    - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
    - учредительные документы юридического лица (за исключением случая, когда юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного пп. "е" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) в двух экземплярах (при непосредственном представлении документов или представлении путем почтового отправления), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
    - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
    - документ об уплате государственной пошлины.
    Регистрирующий орган не вправе требовать представление дополнительных документов.

    К сведению. Согласно ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц составляет 4000 руб.

    Адрес юридического лица

    При регистрации юридических лиц очень часто возникают вопросы, касающиеся адреса юридического лица.
    Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
    На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, то есть по месту жительства учредителя?
    В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" устанавливается следующее: учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
    В то же время судьи отметили, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
    Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Указанное требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например наложение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
    Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения. Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

    Порядок представления документов при государственной регистрации

    Порядок представления документов установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Сегодня подать документы на регистрацию юридического лица можно разными способами.
    В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
    Заметим, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
    Кроме этого, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
    При представлении нотариусом в регистрирующий орган после 1 января 2016 г. по просьбе заявителя документов в электронной форме, подписанных электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов. При этом экземпляр таких документов на бумажном носителе регистрирующий орган заявителю или его представителю не выдает (не направляет). Данные документы на бумажном носителе выдает заявителю или его представителю нотариус (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
    Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если не установлено иное. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
    Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае представления заявления непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность.
    При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
    - руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
    - учредитель или учредители юридического лица при его создании;
    - руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
    - конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
    - иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

    Обратите внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

    В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
    Если документы отправляются по почте, то при их получении регистрирующим органом расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
    Если документы подаются в электронном виде, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
    При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

    Проверка документов регистрирующим органом

    Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
    Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
    - изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
    - получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
    - получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
    - проведения осмотра объектов недвижимости;
    - привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
    Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок не утвержден.
    Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
    Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такая форма не утверждена.
    Письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке. Установление данного порядка не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в органы ФНС в общем порядке, установленном для обращения граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
    Свои права по проверке достоверности представленных сведений налоговые органы трактуют следующим образом.
    В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации. Указанное решение не может быть принято при государственной регистрации юридического лица при создании (кроме государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации) (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
    В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган с учетом требований положений п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

    Таким образом, государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным подразделением ФНС по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов.
    Сложившаяся в последние годы судебная практика допускает регистрацию юридического лица по месту жительства руководителя. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
    Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не производится.
    В целом сегодня зарегистрировать новое юридическое лицо намного проще, чем даже несколько лет назад.

    1. Определение. Юридическое лицо - это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и, как правило, - счет в банке.
    2. Общие черты. Наделение организаций качеством юридического лица является необходимым условием для их участия в хозяйственной жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.
    Регулирование организации и функционирования юридических лиц по ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56* ГК РФ).
    Кроме особенностей, характерных для всех субъектов гражданского права (гл. III ГК РФ)*(3), правосубъектность юридических лиц, по ГК РФ, отличается и специфическими чертами. В т.ч.:
    - правоспособность юридического лица должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах (в уставе, либо в учредительном договоре и уставе, либо только в учредительном договоре; в отношении некоммерческих организаций - в общих положениях об организациях данного вида - ст. 52*);
    - отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо, согласно ст. 49* ГК РФ, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); в настоящее время действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3430);
    - дееспособность юридического лица обычно особо не выделяется - она предполагается как юридическое качество его органов.
    Юридические лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431) подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в настоящее время (юридические лица - с 1 июля 2002 г., индивидуальные предприниматели и фермеры - с 1 января 2004 г.) - в налоговых органах.
    Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом; в настоящее время, согласно Закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, в частности:
    а) при непредставлении необходимых по закону документов;
    б) при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
    в) при несоблюдении требуемой нотариальной формы представляемых документов;
    г) при подписании заявления о государственной регистрации или внесении изменений в сведения о юридическом лице неуполномоченным лицом;
    д) при несоответствии наименования юридического лица требованиям федерального закона и др.
    Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51* ГК РФ). Государственная регистрация и внесение соответствующих записей в государственный реестр требуется также при реорганизации и ликвидации юридических лиц, при внесении изменений в их учредительные документы.
    Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54* ГК РФ).
    Правосубъектность (праводееспособность) юридического лица в той части, которая относится к дееспособности, осуществляется через органы юридического лица, которые приобретают гражданские права и принимают на юридическое лицо гражданские обязанности, действуя в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53* ГК РФ). Сообразно этому они имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
    Необходимо, в отличие от органов юридического лица, отличать его:
    - представительство (п. 1 ст. 55* ГК РФ) - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
    - филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) - подразделение, которое также расположено вне места нахождения юридического лица и осуществляет все или часть его функций, в том числе функции представительства.
    Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных для них положений, а их руководители - на основании доверенности.
    3. Реорганизация юридического лица. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в пяти формах:
    -слияние;
    - присоединение;
    - разделение;
    - выделение;
    - преобразование.
    Реорганизация в одной из этих форм может быть осуществлена по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, а в формах слияния, присоединения или преобразования - с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 57* ГК РФ; в п. 2 этой статьи рассматриваются технико-юридические вопросы, связанные с указанным ранее государственным решением). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
    ГК РФ в ст. 58* и 59* предусматривает решение вопросов правопреемства при реорганизации юридического лица, при котором в зависимости от формы реорганизации применяются разделительные балансы или передаточные акты. Указанные документы утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый реестр.
    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизованного юридического лица. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков. При невозможности определения правопреемника вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по указанным обязательствам (ст. 60* ГК РФ).
    4. Ликвидация юридического лица. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Ликвидация осуществляется путем (ст. 61* ГК РФ):
    - решения его учредителей (участников) или уполномоченного его органа, в том числе с достижением цели, ради которой оно создано;
    - решения суда в случае грубых неоднократных нарушений закона при его создании и функционировании, если эти нарушения носят неустранимый характер, в том числе при осуществлении регламентированной деятельности без лицензии; в случае систематического осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в случае признания банкротом. При этом, как пояснил Конституционный Суд в 2003 г. (Постановление от 18 июля 2003 г. N 14-П // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3102), подтверждая конституционную правомерность приведенного положения ст. 61, "неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду, с учетом всех обстоятельств дела, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц".
    Лицо, принявшее в соответствии с законом решение о ликвидации юридического лица, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом в государственный орган, ведущий единый государственный реестр юридических лиц, для внесения в него сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. При этом назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и определяются сроки и порядок ликвидации (ст. 62* ГК РФ).
    По окончании срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации, и на основании которого удовлетворяются требования кредиторов. Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.
    Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
    - первая очередь - требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
    - вторая очередь - требования по выходным пособиям и оплате труда лиц, работающих по трудовым и авторским договорам;
    - третья очередь - задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
    - четвертая очередь - расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом (п. 1 ст. 64*; в п. 2-4 ст. 64 ГК РФ урегулированы технико-юридические вопросы при применении указанной очередности). Требования кредиторов, предъявленные после установленного срока, не признанные ликвидационной комиссий и не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными (п. 5, 6 ст. 64 ГК РФ).
    После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс (завершающий). В ГК РФ (п. 4-6 ст. 63*), других нормативных актах предусмотрены особые случаи, связанные с удовлетворением требований кредиторов. После удовлетворения требований кредиторов оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим в отношении этого имущества в соответствии с законом вещные или обязательственные права.
    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
    5. Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Как и в отношении граждан-предпринимателей (индивидуальных предпринимателей), ГК РФ предусматривает возможность признания судом юридического лица несостоятельным, т.е. банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Такое признание влечет за собой ликвидацию юридического лица. Действующее законодательство не распространяет указанное правило на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Кроме того, признание государственной корпорации, государственной компании несостоятельными допускается только в соответствии со специальным федеральным законом, равно как и в отношении фонда подобным законом может быть исключена возможность банкротства фонда.
    Все эти вопросы, а также многие другие вопросы о признании юридического лица несостоятельным, в т.ч. процедуры по оздоровлению экономического и финансового положения организации, назначении "внешнего управляющего", другие процедурные проблемы детально отрегулированы в законах о несостоятельности (банкротстве). В настоящее время в России на основе положений Гражданского кодекса РФ действуют федеральные законы: от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
    К сожалению, действующие нормативные положения о несостоятельности (банкротстве) и практика их применения не до конца еще отработаны, не во всех случаях исключают злоупотребления в этой области, в т.ч. - использование этого института, так же как и институтов в области акционирования, для передела собственности.

    Выбор редакции
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
    Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....