Какие субъекты развиты в рф. Типы субъектов рф


Субъект РФ – государственно-правовые образования, образующие в совокупности РФ. Конституция РФ 1993г. устанавливает 6 видов субъектов:

Республики в составе РФ - 21

Область - 49

Город федерального назначения - 2

Автономная область - 1

Автономный округ - 10

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

В состав РФ входят 21 республика, 6 краев. 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Обобщенно все составные части РФ называются субъектами. Таким образом, в состав РФ входят 89 равноправных субъектов.

В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика имеет свою конституцию, а остальные субъекты РФ – устав. На самом деле конституции республик и уставы остальных субъектов РФ имеют одинаковую юридическую природу и юридическую силу; и те и другие содержат конституционно-правовые нормы и принимаются самими субъектами РФ без утверждения или согласия федеральной власти, но не должны противоречить Конституции РФ.

Все виды субъектов РФ имеют свое законодательство, которое не может противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ.

Принцип государственной целостности конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ об единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ об единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ об едином экономическом пространстве РФ; в ст. 75 Конституции РФ об единой денежной единице РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Принцип единства системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ конкретизируется в ст.

71-73 и 76 Конституции РФ – см. комментарии к указанным статьям Конституции РФ.

Народы, населяющие Российскую Федерацию, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие – являются «титульными нациями», дающими наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т.д. Однако, например, такой крупный народ. как российские немцы, в настоящее время не представлен отдельной республикой. Автономия немцев Поволжья существовала с 1918 по 1941 г. С началом войны с гитлеровской Германией она была ликвидирована и более не восстанавливалась. «Титульными нациями» являются и некоторые многочисленные народы Крайнего Севера, дающие наименование субъектам РФ – автономным округам: Ненецкий автономный округ, Корякский автономный округ, Эвенский автономный округ и т.д. Большинство же народов РФ не представлены субъектами РФ. Несмотря на это, все они являются равноправными в культурном и гуманитарном отношении.

Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Основы конституционного строя России. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закрепила основы конституционного строя (глава 1).

Так, например, в Конституции закреплены следующие принципы:

· Россия – это демократическая республика, правовое государство; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

· Россия – социальное государство, обеспечивающее гарантированный минимум поддержки граждан;

· Россия – федеративное государство; оно состоит из республик, краев, областей, городов; все они равноправны между собой;

· государство обязано соблюдать и защищать права свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;

· народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· территориальная целостность России – незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;

· Конституция и федеративные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы – не применяются;

· все формы собственности признаются и защищаются равным образом;

· никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственных объединений перед законом;

· Россия – светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Еще по теме Субъекты РФ.:

  1. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
  2. § 2. Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права
  3. 8.4. Субъекты гражданского правоотношения. Граждане (физические лица) как субъекты
  4. Сравнительная таблица норм конституций (уставов) субъектов РФ, устанавливающих соотношение федерального законодательства и правовых актов субъектов РФ…
  5. 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные.

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край - это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, и .

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

Территория любого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такую организацию территории государства принято называть формой государственного устройства 1 . С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы: унитарные и федеративные.

Считается, что федеративные государства формируются прежде всего в целях децентрализации государственной власти и одновременно интеграции территорий (регионов) , а также повышения эффективности осуществления государственной власти и ее демократизации .

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством, которое является сложным по внутренней структуре образованием, состоящим из субъектов федерации. Следует отметить, что термин «субъекты Российской Федерации» стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие.

Каждый из 85 субъектов РФ обладает признаками государственности: собственной территорией, населением и системой органов государственной власти. Субъект федерации представляет собой государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из этого определения следует, что под территорией субъекта Российской Федерации понимается составная часть территории РФ, в пространственных пределах которой субъект обладает всей полнотой государственной власти по предметам собственного ведения 1 . Встречаются и иные определения: территорией субъекта РФ является составная часть территории Российской Федерации в пределах административной границы субъекта в соответствии с описанием и альбомом картографических карт .

Собственная территория субъекта федерации является одним из непременных элементов его конституционно-правового статуса , о чем нередко субъекты РФ упоминают в своих конституциях (уставах). Например, в уставах Тверской, Волгоградской, Белгородской и Ивановской областей, Забайкальского и Камчатского краев перечень элементов их статуса как субъектов Федерации открывает территория (соответственно ст. 2, ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 1). Устав Алтайского края в статье, посвященной основным характеристикам правового статуса края как субъекта РФ, провозглашает: «Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием... 2) конституционно-правовых гарантий территориальной целостности Алтайского края» (ст. 3).

Вместе с тем анализ названия гл. II «Территория и статус области» Устава Кировской области позволяет сделать вывод, что в этом регионе в структуру статуса субъекта федерации не включена территория. В гл. 1 «Основы конституционно-правового статуса области» Устава Мурманской области содержатся положения о таких элементах статуса, как законодательство, флаг, герб, символика, но о территории в этой главе даже не упоминается. Подобное регулирование можно увидеть и в Нижегородской области.

Конституция РФ называет один из видов субъектов Федерации - республики - государствами, другие субъекты Конституцией не определены. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, использование в ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает некоторые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 1 . Поэтому территория субъекта РФ не может характеризоваться понятием «территория государства» в общепринятом в конституционном и международном праве смысле.

Системный анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в состав Российской Федерации включены государства, государственно-территориальные и национально-государственные образования, территории которых являются пространственным пределом их власти. Власть органов государственной власти субъектов РФ распространяется на их территорию. Об этом нередко упоминается в основных законах субъектов федерации. Например, Уставом Пермского края определено, что «Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иным законодательством края».

На всей территории субъекта Федерации помимо федерального законодательства действуют конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты данного субъекта РФ. В большинстве региональных учредительных документов зафиксировано правило об их прямом действии и применении на всей территории соответствующих субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 Устава Томской области, ее «Устав... обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории области, а также на юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории области или осуществляющих на ней свою управленческую, предпринимательскую либо иную деятельность. Устав области подлежит исполнению наравне с законами, действующими в области, и обеспечивается защитой государства».

Территории субъектов РФ отличаются размером, например территория Адыгеи составляет 7,6 тыс. кв. км, а Якутии - 3103,2 тыс. кв. км, однако при этом все субъекты равноправны. Есть и иные территориальные отличия. Так, Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Татарским проливом, а Калининградская область - единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

Вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территорий , как, впрочем, и остальных элементов их статуса.

Территории субъектов федерации не упоминаются в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, из чего нередко делается вывод об отнесении этого предмета к собственному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ к федеральному ведению относятся федеративное устройство и территория Российской Федерации, а территориальное устройство субъектов РФ не отнесено к предметам ведения Российской Федерации.

Большинство региональных основных законов к предметам ведения субъектов РФ относит их административно-территориальное устройство (п. 2 ч. 5 ст. 10 Устава Иркутской области, п. 3 ч. 2 ст. 18 Устава Ивановской области и т. д.) и порядок его изменения (п. 2 ч. 2 ст. 23 Устава Свердловской области, п. 3 ст. 5 Устава Камчатского края и др.).

Наряду с этим отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а «государственное устройство, статус и территорию республики» (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); «государственное устройство, территорию республики» (п. «в» ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Данное обстоятельство вызывает двойственную реакцию.

С одной стороны, республики, как указывалось выше, федеральная Конституция признает государствами, а следовательно, можно говорить об их государственном устройстве. Тем более что и Конституционный Суд РФ указал: «Территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации», а также: «Из Конституции Российской Федерации вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве... республика вправе решить сама» .

С другой стороны, термин «государственное устройство» в конституционном праве применяется к суверенным государствам, поэтому его использование применительно к субъектам федерации вряд ли оправданно, тем более что и Конституционный Суд РФ применяет не этот термин в отношении субъектов РФ, а категорию «территориальное устройство».

Безусловно, территория субъекта федерации не может быть предметом его исключительного ведения хотя бы потому, что согласно ст. 67 Конституции РФ территории субъектов включены в территорию Российской Федерации. Изменение территории субъектов РФ невозможно в одностороннем порядке, без участия в этом процессе федеральных органов, которое выражается в утверждении Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Кроме того, федерация устанавливает территориальные основы муниципального устройства в субъектах РФ исходя из п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На федеральном уровне регулируется также статус отдельных территориальных единиц, в частности закрытых административно-территориальных образований, наукоградов и др.

Наконец, как справедливо отмечается в литературе, субъекты федерации регулируют свое территориальное устройство в соответствии с конституционными нормами и принципами, а также исходя из государственно-территориального устройства, которое, в свою очередь, также установлено в Конституции РФ.

В некоторых конституциях республик в отношении их территорий содержится указание на историческое расселение на них коренного этноса. Например, в Конституции Республики Адыгея говорится о том, что на территории Республики исторически сложилась общность людей - проживающий здесь адыгский народ (ст. 51). Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов (ч. 1 ст. 44). Согласно ст. 3 Конституции Республики Коми образование Республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории народа коми. Весьма своеобразны положения Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия: «Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии. Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела» (ст. 5, 6).

В ряде основных законов субъектов РФ указываются размеры их территорий. Например, в Уставе Ростовской области указано, что ее территория составляет 100,8 тыс. кв. км (ч. 1 ст. 11).

Территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В литературе можно встретить утверждение, что «территория федерации разграничивается на субъектную и федеральную ее части, последняя при этом имеет безусловные правовые приоритеты» 1 . Можно подумать, будто «субъектная часть» не входит в «федеральную часть», что, безусловно, неверно. Конституционное положение о том, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов», довольно четкое и недвусмысленное.

Из этого положения вытекает, что субъект РФ не вправе совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Конституции (уставы) большинства субъектов РФ вслед за федеральной Конституцией провозглашают, что их территории являются составной частью единой территории России, подтверждая тем самым юрисдикцию федеральной власти на своих территориях (ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, ч. 1 ст. 15 Устава Смоленской области, ч. 1 ст. 4 Устава Свердловской области, ст. 1 Устава Иркутской области, ч. 1 ст. 2 Устава Ярославской области и др.).

Необходимо отметить, что в начале 1990-х гг. положения многих конституций республик противоречили федеральным конституционным нормам, игнорировали факт их нахождения в составе России. Так, в первоначальной редакции Конституции Башкортостана 1993 г. было закреплено, что территория Республики не может быть изменена без волеизъявления проживающих в ней башкир и представителей других народов, выраженного путем референдума. Если в общем референдуме не примет участия башкирская часть населения, то референдум и его результаты недействительны .

В современной редакции основных законов субъектов Федерации часто закрепляется принцип единства и целостности их территории , составляющей неотъемлемую часть территории РФ. Например, в ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики зафиксировано: «Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики». В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики территория Республики «является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации». Конституция (Основной Закон) Республики Алтай устанавливает, что «территория Республики является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай» (ст. 10).

Своеобразно положение преамбулы Конституции (Основного Закона) Республики Алтай, объявляющей условием сохранения исторической территории и образования государственности Республики «добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией». Устав Красноярского края в дополнение к положению о том, что территория края является составной частью территории РФ и обладает внутренним единством и целостностью, устанавливает запрет деления «территории края на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Отличается формулировка Устава Красноярского края о том, что «территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Некоторые субъекты РФ заняли особую позицию в регулировании территориальных вопросов. Например, Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантирует целостность и неприкосновенность территории Республики (ч. 2 ст. 5), но и не упоминает, что она входит в состав территории России. О неделимости Республики говорится и в ст. 2 ее Конституции. Кроме того, Конституция Кабардино-Балкарской Республики относит к собственному ведению государственное устройство, территорию Республики (п. «в» ст. 69), что, как отмечалось выше, не вполне соответствует ст. 71 Конституции РФ, согласно которой и федеративное устройство, и территория Российской Федерации относятся к ее исключительному ведению. Более того, в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ четко указано, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов.

Территория каждого субъекта РФ имеет административную границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Под административной границей субъекта РФ понимается государственно признанная и установленная линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая предел территории субъекта РФ, т. е. пространственный предел его юрисдикции. Административными границами являются только те, которые разграничивают территорию между самими субъектами РФ .

Субъект федерации может иметь и внешнюю границу, отделяющую его от иностранных государств. При этом внешняя граница субъекта является вместе с тем Государственной границей РФ. Субъект РФ не вправе определять статус и защиту Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, поскольку это вопросы ведения федерации, основанные только на федеральной Конституции (п. «н» ст. 71) и международных договорах РФ и регулируемые текущими федеральными нормативными правовыми актами.

Границы между субъектами РФ не имеют статуса государственных границ. Это означает, что при пересечении границы субъекта Федерации не могут взиматься таможенные пошлины и сборы, создаваться пункты пропуска через границу, пограничные посты.

Территориальные границы субъектов РФ нередко в общих чертах описываются в региональных основных законах. Так, согласно ст. 5 Устава Нижегородской области «область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации».

Более детальное описание территориальных границ содержится в Уставе Ростовской области: «На западе граница Ростовской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Украиной, на севере, востоке и юге Ростовская область имеет административную границу с субъектами Российской Федерации - Воронежской областью и Волгоградской областью, Республикой Калмыкия, Ставропольским краем и Краснодарским краем. На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской Государственной границей Российской Федерации с Украиной и проходит административная граница с Краснодарским краем. На востоке административная граница Ростовской области с

Волгоградской областью частично проходит по Цимлянскому водохранилищу» (ч. 2 ст. 11).

Устав Новосибирской области также перечисляет граничащие с территорией области субъекты РФ (Алтайский край, Кемеровская, Омская и Томская области), но еще содержит положение о том, что «часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан». В отличие от Устава Нижегородской области в данном Уставе зафиксировано, что границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством (ст. 4). Подобное положение содержится и в Уставе Смоленской области: «Границы Смоленской области как субъекта Российской Федерации закрепляются федеральным законодательством» (ч. 2 ст. 15).

Устав Свердловской области содержит ст. 85 «Границы Свердловской области», в которой закреплено: «Границы Свердловской области определяются соглашениями с сопредельными субъектами Российской Федерации и обозначаются на местности».

Устав Ивановской области содержит положение о том, что границами области являются границы между Ивановской областью и сопредельными субъектами РФ. Согласованные с сопредельными субъектами РФ границы Ивановской области утверждаются областным законом об описании границ области (ст. 6).

Территориальные границы субъектов федерации сформировались еще в советский период и в разное время утверждались актами федеральной власти. В ряде конституций и уставов субъектов есть упоминание об этих актах как правовой основе пределов территориальных границ соответствующих субъектов. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области пределы административных границ территории установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г. Подобная норма содержится и в Уставе (Основном Законе) Орловской области: «Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров» (ч. 2 ст. 10). Устав Тюменской области содержит ссылку на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 г., которым установлены границы Тюменской области (ч. 1 ст. 2). В Уставе Воронежской области зафиксировано, что область образована постановлением Президиума ВЦП К РСФСР от 13 июня 1934 г. и занимает территорию общей площадью 52,6 тыс. кв. км в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 г. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава Ростовской области область образована 13 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР «О разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область».

Отличается положение Устава (Основного Закона) Волгоградской области о правовой основе границ данного субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава территория области «определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора». По существу, правовая основа территориальных границ области здесь не указана, поскольку Федеративный договор не является учредительным, он не устанавливает и не меняет территориальных границ, а лишь разграничивает компетенцию между органами государственной власти федерального и регионального уровней.

Некоторые субъекты РФ связывают существующие территориальные границы с днем принятия их основного закона. Например, в Уставе Магаданской области записано, что «территория Магаданской области определяется существующей границей на день принятия настоящего Устава». Конституцией Чувашской Республики предусмотрено, что территория Республики определяется существующими границами на момент принятия данной Конституции (ч. 1 ст. 60). Получается, что вопрос установления территориальных границ находится в ведении данного субъекта РФ, хотя это не согласуется с положениями ст. 71, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, так как затрагиваются интересы иных субъектов, прежде всего сопредельных, и всей федерации в целом. Не случайно многие основные законы содержат положение, схожее с тем, которое закреплено в Уставе Сахалинской области: «Линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 3 Устава Сахалинской области). Уставом Красноярского края «границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации». Данная норма представляется юридически точной и соответствующей федеральной Конституции.

Специфика формулировки Устава Камчатского края обусловлена объединением Камчатской области с Корякским автономным округом. В ч. 2 ст. 11 Устава указано, что границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и охватывают территории двух ранее граничивших между собой объединившихся субъектов РФ - Камчатской области и Корякского автономного округа.

Отличается своеобразием положение преамбулы Устава Саратовской области: «Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года».

Подробное описание границ субъектов РФ , как правило, осуществляется в их законах, на что есть указание в конституциях (уставах) субъектов. Так, Уставом Нижегородской области определено, что описание границ Нижегородской области утверждается законом области. Аналогичная норма содержится в Уставе Иркутской области (ч. 1 ст. 3).

В ряде конституций (уставов) не уточняется форма регионального нормативного акта, определяющего территориальные границы субъекта РФ. Например, в Уставе Свердловской области закреплено, что официальным документом, фиксирующим границы Свердловской области, является их описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы. Устав Саратовской области признает официальным документом, фиксирующим границы области, «описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы» (ст. 5). Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области «документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области» (ч. 3 ст. 10).

Отдельные субъекты РФ на описание территориальных границ уполномочивают высшее должностное лицо. Так, в соответствии со ст. 5 Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением губернатора автономного округа.

В некоторых субъектах РФ описание территориальных границ содержится непосредственно в основном законе. Например, в приложении к Уставу Воронежской области определяется описание границ Воронежской области, содержащее картографические материалы.

  • См.: Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина / под ред. Е. И. Козловой.
  • См.: Михалева Н. А. Указ. соч. С. 136.
  • См.: Орлова М. Ф. Указ. соч. С. 136.

Россия - это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.

Субъекты РФ

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:

Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.

Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект - Республика Крым - и появился новый город федерального значения - Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ - 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.

В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:

  • численность населения и его плотность;
  • размер территорий;
  • национальный состав.

Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.

Кроме органов управления имеет свою исполнительную в лице главы (президента) или губернатора, а также законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный суд субъекта). Субъекты РФ руководствуются не только Конституцией РФ, но и собственной конституцией или уставом, а также имеют законодательство, которое принимается региональным .

Деятельность федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации основываются на разделении полномочий ними. Субъекты РФ обладают полнотой государственной власти по всем вопросам, не касающихся совместного ведения федерации и федеральных субъектов. Общими полномочиями Российской Федерации и ее субъектов являются: соблюдение федерального законодательства и законов субъектов РФ, а также соответствия их Конституции РФ и собственной конституции (устава) субъектов; обеспечение защиты прав и свободы человека и гражданина, а также национальных меньшинств; соблюдение законности правопорядка и общественной безопасности и тому подобное.

Особенности субъектов РФ

В состав России входят 22 республики, 9 краев, 46 , 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В зависимости от правового статуса они объединены на 3 группы.

Республики имеют статус государства, который определен Конституцией РФ и собственной конституцией. В республиках есть высшие органы власти, которые имеют определенные полномочия, например, устанавливать государственные языки. Между республиками и Федерацией, как правило, заключены двусторонние договоры, что дает существенное отличие от других федеральных субъектов.

Автономные образования, к которым относятся автономные округа и автономная область, являются национально-территориальными образованиями. Автономные округа имеют особенность – они входят не только в состав Российской Федерации, но и в состав края или области. При этом они имеют право на разработку проекта федерального закона о своем правовом статусе. Автономные образования именуются

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...