Казнь рабов в риме. Казнь как театральное зрелище в древнем риме


Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме Гуревич Даниэль

Наказания

Наказания

Крайне серьезны были и наказания, которым они подлежали. Весталки находились под началом великого понтифика, который, если по их вине угасал огонь, мог подвергать их телесным наказаниям (бичеванию, порке). Преступление же, называвшееся «инцестом» (incestum) - несоблюдение обета девственности, - наказывалось смертью: это преступление нарушало или грозило нарушить согласие с богами, Город осквернялся, сама весталка для него становилась социально мертва, а потому ее следовало зарыть заживо. По крайней мере именно так толкуют ритуальную церемонию, описанную Плутархом: виновную весталку зарывали в землю в городе, у Коллинских ворот. В принципе его рассказ абстрактен и теоретичен, но подробность описания заставляет задуматься, не было ли у него личного опыта присутствия при такой церемонии: «В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нем ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас продуктов <…>: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств <…>. Осужденную сажают на носилки, снаружи так тщательно закрытые и забранные ременными переплетами, что даже голос ее невозможно услышать, и несут через форум. <…> Наконец носилки у цели. <…> Глава жрецов, тайно сотворив какие-то молитвы и простерши перед страшным деянием руки к богам, выводит закутанную с головой женщину и ставит ее на лестницу, ведущую в подземный покой, а сам вместе с остальными жрецами обращается вспять. Когда осужденная сойдет вниз, лестницу поднимают и вход заваливают, засыпая яму землею до тех пор, пока поверхность земли окончательно не выровняется» (Нума, 10). Соучастник преступления наказывался изгнанием или также смертью. Римская история всех времен убеждает, что эта жестокая казнь - не легенда и несколько женщин действительно так погибли. Имена некоторых императоров связаны с особой суровостью к согрешившим весталкам: Домициан (впрочем, он позволил сестрам Окулатам умертвить себя добровольно) {515} ; Каракалла, обвинявшийся в изнасиловании весталки Клодии Леты, которую он затем сам осудил за «инцест» {516} .

Из книги Добрая Старая Англия автора Коути Кэтрин

Старинные Наказания Почти каждый город в старой Англии и в колониальной Америке был оснащен колодками, а так же стулом для окунаний в воду и позорным столбом. Как же можно претендовать на цивилизацию, если таких насущных инструментов нет под рукой!Первым пунктом в нашем

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Преступление без наказания? Возникнет логичный вопрос: почему же всем этим людям так и не удалось раскрыть преступления и найти убийцу, точнее, убийц? Как дико это ни прозвучит, но такая ситуация обычна для тех времен. В викторианской Англии полиция крайне редко

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

«Discretio» и наказания Вот каким должен быть душевный настрой настоятеля, когда он намеревался осудить виновного. «Сперва войди в положение того, кого ты собираешься судить и воспитывать, – пишет Гиг, – а затем поступи с ним так, как ты поступил бы сам с собой, если бы

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

3. НАКАЗАНИЯ И РЕСТИТУЦИИ В первобытном обществе наказание отождествляется с возмездием, а «гражданские» преступления не отличаются от «уголовных». Потерпевший мстит обидчику сам, насколько это в его силах, а если погибает, то долг отмщения ложится на его родственников.

Из книги Повседневная жизнь Тайной канцелярии автора Курукин Игорь Владимирович

Членовредительские наказания Экзекуции совершались, как правило, на рыночной площади: при отсутствии средств массовой информации позор преступников и возмездие должны были быть публичными для вящего вразумления подданных. Они часто сопровождались «урезанием» языка

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

3. Наказания В основу соблюдения партизанами дисциплины было положено применение смертной казни. В условиях партизанской войны, резко снижающих эффективность применения менее суровых мер, даже не столь серьезные проступки, такие как, например, пьянство и

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Наказания при демократии Мы привыкли к тому, что преступление и наказание неотвратимо связаны между собой (по крайней мере, так должно быть в идеале): если некто признан виновным, то ему грозит определенное, четко установленное законом возмездие. Однако в Древних Афинах

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Побеги и наказания Помимо выкупа был только один способ обретения свободы - побег. Начиная с XVI столетия случаи побегов рабов-христиан не были единичными. На побережье Испании и Италии даже процветали люди, специализировавшиеся на помощи в побегах. Богатые семьи, не

Из книги Охота на императора автора Баландин Рудольф Константинович

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ Покушения на крупных государственных чиновников как метод революционной борьбы начался в России с выстрела в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Но это объяснялось не кровожадностью террористов Нечаеве кого типа и даже не желанием

Из книги Захватить Англию! [Таблицы fb2] автора Махов Сергей Петрович

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Преступления и наказания Раскрыть личные истории незнатных и незнаменитых петербуржцев помогает неожиданный

Телесные наказания в России, назначаемые по приговорам судебных мест как наказания самостоятельное, дополнительное и, наконец, заменяющее лишение свободы сохранялись в значительном объеме до 17 апреля 1863 г. Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х годов, с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Такая мера наказания определялись как "зло в христианском, нравственном и общественном отношениях"; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести.

В XX веке телесные наказания использовались в воспитательныъ учреждениях и законом никак не регламентировались (Хоть и были отменены как форма воспитания школьников 1864 году, когда вышел «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений»).

4.3. Заключение в тюрьму.

Заключение в тюрьму (лат. career), как вид наказа­ния допускался только в отношении рабов - за маловажные преступле­ния, за ослушание господ, за отказ от свидетельских показаний и т.п. Тюрьмы в основном были или храмовые, или используемые не в точном своем назначении подземные помещения при цирках, школах гладиато­ров, других общественных учреждениях. Какого-либо регулирования сро­ков заключения не было и, по-видимому, все зависело от административ­ной практики по каждому случаю.

Тюремное заключение не считалось наказанием. «Тюрьма должна даваться не для того, чтобы карать людей, а для того, чтобы содержать их под стражей» («Career ad hominess custodiendos, non ad puniendos dari debet»).

Если ответчик был присужден к выдаче определенной вещи и в течение двух месяцев не передавал ее добровольно, то она изымалась у него принудительно, если у должника не было имущества для выполнения судебного решения, он заключался в тюрьму.

Однако основное предназначение тюрем в Древнем Риме – это содержать заключенных до вынесения приговора или в ожидании готовящейся смертной казни: по древнему обычаю, после вынесения обвинительного при­говора отцеубийце надевали на голову волчью шкуру, на ноги деревянные башмаки и отводили в тюрьму, где он ждал изго­товления кожаного мешка.

Условия в римских тюрьмах были подобающими духу того времени. Гай Калигула, «когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, велел бро­сить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, "от лысого до лысого"».

В Древнем Римес легендарных временСервия Туллиясуществовала подземная тюрьмаТуллианум, в которой от заразных болезней погибло огромное количествохристиан, государственных преступников, военнопленных правителей, которые здесь ожидали проведения по улицам города во времятриумфа, а затем умерщвлялись петлёй и голодом.

На данный момент в заключение в тюрьму на пожизненный срок в России и в ряде других стран является самой жесткой мерой наказания.

4.4. Лишение гражданского статуса.

«Однажды Гай Калигула изгнанника, лишенного прав, и возвращенного из дав­ней ссылки, спрашивал, чем он там занимался; тот льстиво ответил: «Неустанно молил богов, чтобы Тиберий умер и ты стал императором, как и сбылось». Тогда он подумал, что и ему ссыльные молят смерти, и послал по островам солдат,

чтобы их всех перебить».

За должностные преступления и нарушения нравственных ус­тоев общества законы предполагали лишение гражданина его ста­туса.

Оно могло быть:

    максимальным - в виде полного и окончательного лишения прав римского гражданина (путем изгнания из общины навсег­да, путем продажи в рабство вовне римской территории) и могло быть частичным;

    частичным – прав гражданства следовало либо после осуждения на лишение прав по римской семье (преступления против род­ственников, бесчестные поступки), либо после специального лишений прав гражданства через осуждение на изгнание (deportatio).

«Exilium est patriae privatio, natalis solo mutatio, legum nativarum amissio» («Изгнание или высылка означает лише­ние родины, изменение места жительства и утрату покровительства закона места рождения»).

Депортация обычно заключалась в принудительном выселении на какой-либо остров; эпизодически в практике были случаи депорта­ции в отдаленные римские поселения на новозавоеванных территори­ях. Режим ссылки мог быть также различным и предусматривать раз­ные последствия: осужденный мог быть сослан вообще из Рима без обозначения конкретного места его жительства - и тогда мог жить там, где не будет возражений местных властей; мог быть сослан в какое-то строго определенное место - и тогда местные власти следили, чтобы он не покидал определенного ему места поселения. Приговор мог пре­дусматривать возможность возвращения по истечении некоторого сро­ка; если такого не было, то сосланный безусловно не мог возвратиться из ссылки без дополнительных правовых решений. Единственной причиной, по которой самовольное возвращение из ссылки не было нака­зуемым, признавалось обоснованное желание видеть государя или хо­датайствовать перед ним (если, конечно, государь ранее не выразил запрета на такое ходатайство).

При этом у осужденного к лишению изымали все имущество и лиша­ли прав гражданства.

Во времена СССР такая мера наказания, как лишение гражданского статуса (буквально – лишение гражданства) применялась нередко. Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо «совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР» (ст. 18 Закона «О гражданстве СССР»). При этом лишение лица гражданства СССР, как и в Древнем Риме, не влекло изменения гражданства его супруга и детей. В судебной системе современной России нет такой меры наказания, как лишение гражданства и гражданских прав (лишь 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной

истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить

гражданства.

4.5. Принудительные работы

К этому виду наказания могли при­говариваться как неримские граждане, так и римские, но для последних было предварительное условие в виде лишения прав гражданства, и по­этому они как бы карались рабскими, недостойными занятиями. Основ­ных видов принудительных работ было два:

    приговаривание к работе на рудниках (за преступления против римского народа, за военные преступ­ления), которые считались по тяжести следующим наказанием после смертной казни,

    приговаривание к использованию в школе гладиаторов (инструктором, бойцом, «куклой» для тренировок);

Второй вид принудительных работ был несколько более благоприятным, поскольку давал потенциальную возможность при ремесленном успехе получить освобождение от рабства на удачно проведенном бою.

Применение этой меры наказания часто имело прагматический характер – так в III веке, выявив банду фальшивомонетчиков, половина из них были казнены, но самых искусных в своем деле мошенников сослали на принудительные работы, только не на рудники, а на монетный двор – так, где из умения нашли себе применение.

В Северной Корее за неудачную игры сборной по какому-либо виду спорта тренеров приговаривают к принудительным работам.

В США практика такого наказания так же широко применяется – например за огромные долги за кредиты перед государственными банками должника могут приговорить к таким работам с полной конфискацией заработной платы. В некоторых штатах такая мера может применятся за употребление (реже за хранение) легких наркотических веществ.

4.5. Смертная казнь

«Ultimum supplicium esse mortem solam interpretamur» («Мы рассматриваем одну лишь смерт­ную казнь как крайнее средство»).

Цельс - римский философ-платоник

Смертная казнь – на лат. poena capitis.

Этот вид наказаний назна­чался либо ввиду особой общественной опасности, особой дерзости пре­ступлений, либо при посягательстве на священные устои римского обще­ства. Обычным способом смертной казни эпохи классического Рима было обезглавливание топором; для военных или в военных условиях - ме­чом. Специальными видами смертной казни (по квалифицированным, обычно со специальным субъектом, преступлениям) были: распятие на кресте (в дохристианскую эпоху для свободных, нарушавших религиозные предписания и осуждаемых жреческой юстицией; в христианскую эпоху - для рабов), утопление в мешке, брошенном в воду (за убийство своих родственников), сожжение, отдание диким зверям во время цирко­вых представлений (равнозначное распятию и с тем же религиозным смыс­лом отвергающего осуждения), замуровывание в стене (в отношении женщин - жриц богини Весты, либо позднее монахинь за нарушения религиозных предписаний или общественной морали), сбрасывание со скалы. В обиходе были и так называемые домашние виды смертной казни, выражавшиеся в приговаривании к самоубийству (принуждение выпить яд, вскрытие вен в теплой ванне и т.п.).

В классическое время вынесение приговора о смертной казни влекло ее немедленное применение. В период монархии традицией стала отсрочка приговора: от 30 дней до 1 года. Менялось и место осуществле­ния смертной казни: вначале обязательным было ее осуществление под открытым небом, позднее более распространенным стало закрытое применение, в тюрьмах или других местах заключения. Тело преступника в эпоху язычества обязательно выдавалось родственникам для погребения. В средневековье, особенно когда смертная казнь была связана с религи­озным осуждением приговоренного, тело казненного, как правило, не хо­ронилось и придавалось поруганию.

Самое широкое распространение в Древнем Римеимело распятие на кресте, будучи основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. "В республиканском Риме в первом веке до н.э., это было стандартной и позорной формой казни, - подчеркивает Бирд, специалист по истории древнего мира. - Если вы были гражданином Рима, вас не могли казнить таким образом.".

Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартакавсе взятые в плен рабы, около 6 тысяч человек, были распяты на крестах вдольАппиевой дорогиотКапуидоРима.Марк Лициний Красстак и не отдал приказа снять тела. Это пример является самым известной в истории римской смертной казней.

Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Латинское слово crux, которое обычно переводят как "крест", на самом деле изначально имело более широкий смысл, обозначая любой столб, на котором вешали приговоренных, например, Т-образный крест.

Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которойосуждённый на смертьдолжен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30-50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю, широко растягивали руки и гвоздями (реже деревянными кольями) приколачивали их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвокподтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в другом случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально). Осуждённому прибивали руки и ноги к концам крестагвоздямиили деревянными кольями, либо фиксировали конечности при помощи верёвок. Если гвозди и забивали в ладони, то, чтобы казнимый не спрыгнул с креста, пожертвовав при этом своими ладонями, его запястья привязывали веревками к перекладине.

В некоторых случаях, чтобы продлить агониюказнимых, на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра снова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока.

В наши дни теоретически распятие по-прежнему является одним из наказаний в Исламской Республике Иран(Иранский исламский уголовный закон, статья 195), хотя примеры его использования не известны. По закону, если казнимый выдержал три дня распятия, ему позволяется жить. Казнь описывается следующим образом: «Приговорённый подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли».

В некоторых трактовках Корана в пятой суре есть слова: Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них - великое наказание…" Именно эта трактовка позволяет группировкам террористов использовать пришедшее и Рима распятие для устрашения христиан и в современную эпоху.

Смертная казнь

Правда, закон оговаривал такое убийство обязательным присутствием свидетелей, для чего схвативший вора должен был криком созвать народ. Если кража совершалась днем, то убивать преступника на месте преступления закон запрещал, его в таких случаях подвергали телесному наказанию,

При Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник

    Моммзен Т. Римская история Т. 1 Стр. 566

    Кризис республики. Великое восстание рабов под руководством Спартака // Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т / Ред. А. М. Белявский, Л. Лазаревич, А. Л. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - Т. 2. - 900 с.

    Крест, орудие казни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Статья «Распятие: как римская казнь возродилась в нынешней Сирии», BBC, апрель 2014

Дикие животные играли большую роль для древних римлян, поэтому они нередко использовали их для казни преступников. Как правило, арена - излюбленное место для убийства, ведь именно они вмещали в себя огромное количество зрителей. И там удобно было содержать медведей, леопардов, аллигаторов, слонов и быков, которые затем использовались для казни.

Довольно часто для расправы над преступником его заматывали в тугую сеть, чтобы его движения были скованными. Затем человека подвешивали в воздухе или просто оставляли лежать на земле. А потом на арене появлялся рассвирепевший бык, который обычно сразу же нападал на замотанного преступника. После смерти его разматывали и дополнительно перерезали горло ножом. Иногда женщин также привязывали к рогам быка, чтобы животное забодало их до смерти.


Нередко преступников убивали с помощью меча. На ранних этапах истории Рима было популярно обезглавливание, но впоследствии такой вид казни считался недостаточно зрелищным. На смену ему пришел бой на мечах с опытными гладиаторами. Иногда преступникам выдавали оружие, но чаще всего отправляли на арену с голыми руками. Поэтому они были вынуждены бегать по ней, пока гладиатор не пронзит их мечом. Как правило, к такой казни приговаривались иностранцы и бунтовщики.


Распятие - это наиболее известный во всем мире способ древнеримской казни. Преступников приколачивали к деревянным крестам и выставляли обычно на арене. Их смерть была очень болезненной. Сначала им ломали ноги, а потом вколачивали гвозди прямо в руки. Преступники умирали обычно в течение нескольких дней от удушья, потери крови и обезвоживания. Примечательно, что археологи смогли обнаружить останки только двух человек, казненных с помощью распятия. Оба они были мужчинами.


Слоны часто участвовали в представлениях в амфитеатрах или аренах по всей Римской империи. Зачастую их просто выставляли на обозрение толпе, но иногда дрессировали и обучали делать трюки. Нередко слонов убивал император и его родственники на глаз у людей, участвуя в великой охоте. Из-за своего размера животных использовали для убийства людей. Например, в 167 году до н. э. генерал Эмилий Павел приказал слонам растоптать солдат, которые пытались дезертировать из его армии. Если преступник умудрялся спастись, то его обезглавливали.


Эта публичная казнь тоже проходила на арене. Рабов и преступников одевали в яркую одежду, пропитанную легковоспламеняющимся веществом. Затем их помещали в центр арены и поджигали. Пока их одежда была охвачена огнем, жертвы должны были танцевать, развлекая зрителей. Император Нерон усовершенствовал этот вид казни. Он заставлял преступников надевать одежду из папируса, которая была пропитана воском и смолой. Из-за них жертвы умирали долгой и мучительной смертью, так как материал не горел, а медленно плавился.


Иногда преступникам давали выбор, но альтернатива не была приятной. Например, осужденным предлагали засунуть руки в огонь. Если они отказывались, их сжигали заживо. Еще один изощренный способ наказать человека - заставить его кастрировать самого себя. Как правило, жертвы соглашались на подобную процедуру. После этого они навсегда становились рабами.

"Потешные бои"


Казни военнопленных, преступников и рабов обычно проводились утром, до гладиаторских боев, которые пользовались огромной популярностью у публики. Обычно за один раз убивали только небольшую группу людей. Чаще всего их казнили по одиночке или парами. Но в редких случаях на арене устраивали импровизированные бои, в которых должна была погибнуть большая группа людей, как правило, военнопленных или дезертиров. Иногда сам император руководил организацией настоящей реконструкции доблестный военных сражений. В таких "потешных боях" участвовали сотни и даже тысячи жертв.


В империи огромной популярностью пользовались мифы Древней Греции. Но читать их было довольно скучно, поэтому нередко их разыгрывали прямо на сцене арен. В качестве актеров, конечно, использовали преступников, приговоренных к смерти. Происходящее на сцене со всей жестокостью в точности воспроизводило сюжет самых популярных мифов. Так, женщины перед смертью обычно подвергались изнасилованию и только потом погибали.


Выше мы уже рассказывали про то, как преступников убивали с помощью разъяренных быков и слонов. Но это далеко не все дикие животные, которые использовались для убийств приговоренных к смерти. В Риме существовало несколько альтернативных способов казни с использованием зверей.

Один из сохранившихся рассказов повествует о том, как преступника привязали к тележке и оставили перед голодным леопардом. Животное схватило его обеими лапами за голову и начало кусать и царапать, пока несчастный просто не истек кровью. Других жертв диких зверей также привязывали к столбам, которые устанавливали посреди арены.

Иногда приговоренным также выдавались деревянные мечи, чтобы они могли сразиться с леопардом или любым другим зверем. Конечно, успеха они не добивались, поэтому их смерть тоже была долгой и мучительной. Нередко преступников просто выпускали одновременно на арену с голодным хищником, так как им приходилось просто убегать от них, чтобы спастись. Но даже если у них получалось пережить нападение животного, их все равно казнили. Обычно им просто перерезали горло.


Если вы думаете, что после принятия христианства жестокие казни в Риме прекратились, то вы ошибаетесь. Военнопленных и преступников по-прежнему убивали наиболее изощренными способами. Например, им заживо вырывали глаза и языки, а только потом обезглавливали. Популярностью пользовались сожжение и четвертование. Но теперь казни проводились не на аренах, которые превратились в рынки, мастерские и даже жилые помещения. Некоторые из них были переоборудованы уже в христианские храмы.

Ацтеки кололи иглами кактусов непослушных детей, в Китае за измену родине пускали в ход «укусы морской щуки», а в Древнем Риме брат мог наказать сестру, занявшись с ней сексом. Как человеческое общество наказывало своих нерадивых членов?

Применение высшей меры наказания у ацтеков не было редкостью. Смертью карались не только серьезные преступления, такие как убийства и изнасилования, но и колдовство, клевета и нарушение общественного порядка


Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.
В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.
Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

Древний Рим


Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».


И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.


При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

Китай древний и не очень


По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.


Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.


Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.
А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.
Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.
Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.

В Древнем Риме применяли весьма широкий спектр казней для нарушителей закона. Причем на на вид казни и строгость приговора оказывало сильное влияние принадлежность человека к определенному сословию.

Казни для аристократов

В качестве смертной казни в Древнем Риме для знатного человека прибегали к удушению веревкой. Причем эта процедура зачастую производилась тайно в темнице при ограниченной публике. Таким способом были наказаны участники известного заговора Катилины, приговоренные к смерти . Знаменитый философ занимал в то время должность консула, а за раскрытие заговора удостоился особого почета. Позже в Римской империи перестали применять удушение веревкой. Иногда знатным гражданам Рима предоставляли возможность избирать тип казни самостоятельно или убить себя самому.

Виды казней в Древнем Риме

В Древнем Риме в качестве казни применяли утопление. Такое наказание избиралось для убийцы собственных родителей или родственников. Преступников топили в мешке из кожи, туда же обычно зашивались животные (собака, петух, обезьяна или змея). Эти представители животного мира считались у римлян не чтящими своих родителей.
Самым позорным и мучительным наказанием у древних римлян было распятие. Его использовали для рабов, пленных, бунтовщиков, предателей и убийц. Крест вкапывался в землю, а преступник фиксировался на нем веревками и гвоздями. Такая смерть причиняла много страданий: люди погибали от обезвоживания, и потери крови.
В Риме широко применялось отсечение головы. Как правило, такая казнь была публичной, ее производили перед городскими воротами. Перед собравшимися людьми объявляли причину лишения жизни преступника. Затем его голову покрывали тканью и отсекали ее топором.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...