Классный час «Символика России. Классный час "государственные символы российской федерации"


Классный час «Государственные символы России»

в форме устного журнала.

2 класс.

Цели: познакомить с государственными символами Российской Федерации: флаг, герб, гимн; воспитать патриотический дух школьника; привить чувство гордости за свою страну.

Оборудование : проектор,презентация.

Наш разговор сегодня будет о государственных символах России. Слайд №1 .

Открываем первую страницу нашего устного журнала. Страница «Символы». Слайд №2

Как вы думаете, что такое символы? (ответы детей)

С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это условные знаки или изображения фигур или предметов, выражающих особый смысл. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зелёный человечек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Всё это – символы.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства. Слайд №3

Задание: соединить название государственного символа и его определение.

Перелистываем страницу. И у нас вторая страница журнала «Наша Родина – Россия». Слайд №4

Ребята, а как вы понимаете слово «родина»? (ответы учащихся)

А вот как написал К.Д.Ушинский (читается отрывок из произведения К.Д.Ушинского «Наше Отечество) Слайд №5

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.»

Наша Родина – Россия, страна, в которой мы живём.

Посмотрите на карту. Слайд №6

Наша Родина очень велика. Россия занимает I место по территории среди всех стран мира. (3 ученика читают стихотворение Н.Забилы)

1-ый ученик. Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

2-ой ученик. Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

3-ий ученик. Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Нашу страну населяют люди самых разных национальностей и народностей. В России проживают представители более 150 национальностей: это татары и украинцы, башкиры и чуваши, якуты и буряты, но основная часть – русские. Слайд №7

Столица России – Москва. Это самый большой и красивый город. (Слайды№8-11)

Открываем следующую страницу журнала «Флаг России» . Слайд №12

Кто видел Государственный флаг России?

Где и когда вы его видели?

Какие цвета у нашего флага?

Что они означают? (ответы детей)

Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально.

Возникает вопрос: почему именно белый, синий и красный? В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – мужество, смелость.

Государственный флаг России постоянно поднят над зданиями органов власти, над зданиями дипломатических представительств России за рубежом. В государственные праздники он вывешивается на учреждениях, домах. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части чёрную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа.

Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня.

В России существует праздник, который отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.

Задание: раскрасить флаг и объяснить значение цветов флага.

Герб – символ, знак отличия, эмблема государства.

Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Осталась последняя страница журнала – «Гимн России» . Слайд №14

Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях.

Написали гимн С.В.Михалков (слова) и А.В.Александров (музыка).

А теперь давайте послушаем Государственный гимн России. Внимательно вдумаемся в его слова. (Звучит гимн России.)

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали? (ответы учащихся)

Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за нашу страну. Гимн прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Закрывая последнюю страницу, давайте подведём итог нашему разговору.

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Назовите государственные символы России.

Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! Слайд №15

Литература:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

    Журнал «Начальная школа» №12 2004 г.

Классный час на тему: «Государственные символы»

Цель:

    Способствовать формированию чувства казахстанского патриотизма

    Углубить знания учащихся о символах РК

    Расширять общий кругозор

Оформление:

    Государственная символика

Ход классного часа

(видео-клип Нурлан Абдули «Цвети, моя Земля»)

Страны ты патриотом будь. Легендой выстлан был наш путь.

Историю ты не забудь. Победы страны большие.

И для себя сумей понять, с кого пример для жизни брать.

Жизнь со строки начни писать: «Казахстан – моя родина-мать»

У казахов своя страна, свои земли на все времена.

У казахов цветет свой флаг, у казахов сияет свой герб.

У казахов, как сбывшийся сон, свой счастливый и мудрый закон!

Одним из первых шагов каждого нового государства является обретение им своего гимна, флага и герба. Связано это с тем, что они являются символами суверенитета и независимости.

4 июня 1992 года Глава государства подписал исторические указы «О Государственном флаге Республики Казахстан», «О Государственном гербе Республики Казахстан», «О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан».

6 июня 1992 года в театре оперы и балета им. Абая г.Алматы состоялась презентация государственных символов независимого Казахстана, и в тот же день над резиденцией Главы государства и Домом Парламента под звуки гимна был поднят новый флаг Казахстана.

11 января 2006 года популярная песня, написанная в 1956 году «Менің – Қазақстаным», впервые зазвучала в качестве Государственного гимна страны под сводами столичной резиденции «Аккорда» в торжественный момент вступления Нурсултана Назарбаева в должность Президента Казахстана.

Государственный гимн Республики Казахстан - является своеобразной музыкально поэтической эмблемой страны. Авторы слов – Жумекен Нажимединов, Нурсултан Назарбаев, музыка – Шамши Колдаякова.

Жумекен Нажимединов Шамши Колдаяков

В гимне цели ясны, в нем – надежда страны

И программа и судеб и буден,

В гимне - память людей, слезы вдов, матерей,

Вера в то, что войны вновь не будет!

Гимн народы поют, славят дружбу и труд

На прекрасной земле Казахстана.

Пусть звучит светлый гимн, как наказ молодым,

Как привет всем народам и странам!

Исполнение гимна (фильм)

Шакен Ниязбеков

Автор Государственного флага – художник, заслуженный деятель искусств Шакен Ниязбеков. Государственной флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. В центре флага солнце с 32 лучами, под которыми парит степной орел. У древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Отношение ширины Флага к его длине: 1:2.

Голубой цвет символизирует небо. Небо – символ мира и благополучия. А еще голубым цветом люди обозначают честность, чистоту и верность. Поэтому голубой цвет нашего Государственного флага символизирует чистоту и высоту помыслов нашего народа, пожелания мирного неба и благоденствия.

Золотое солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет счастье и богатство.

Орел – царь птиц. Эта вольнолюбивая гордая птица всегда была символом независимости, чести и могучей власти.

Орнамент выражает такие понятия как сила, мужество и храбрость.

В современном мире официальным символом страны повсюду является национальный флаг. Флагу отдают воинские почести и салютуют. При встрече высокого гостя вывешивают флаг его страны.

Державность и покой - на флаге Казахстана

Орел под солнцем в небесах парит.

Умелою рукой, на удивленье странам,

Отражены узор и колорит.

Дошли до нас слова со стелы Кюль-Тегина

Через века, той истиной звеня,

Что Родина у нас прекрасна и едина-

«И голубое небо, и земля…»

Всему живому князь – ты, солнце золотое,

Принадлежишь и всем, и никому!

Играя и смеясь, не ищешь ты покоя,

Лучом Вселенной разрываешь тьму!

Под солнцем золотым божественная птица

Летит в единстве с небом выше всех –

Большой степной орел обжечься не боится,

Несет родной стране надежду и успех.

Шота Уалиханов Жандырбек Малибеков

Современный герб суверенного Казахстана является результатом труда известных архитекторов Жандырбека Малибекова и Шоты Уалиханова. В финальном конкурсе по созданию герба принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. Круг – как фигура наиболее близкая к совершенству была в особом почете у кочевников.

Центральным элементом герба является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак – символ семейного благополучия, мира и спокойствия. Мастерски изображен тундик – зенитное отверстие юрты, которое напоминает яркое солнце на фоне голубого мирного солнца. Купольные жерди – уыки – источник мира и тепла. Крестообразные тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов. Одновременно авторам удалось решить проблему изображения кереге – раздвижных решетчатых стен юрты.

Важной частью изображения юрты являются золотокрылые, с рогами в форме полумесяца фантастические скакуны – тулпары. На языке геральдики конь означает бесстрашие льва, прозорливость сокола, мощь быка, быстроту и гибкость лани. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы золотых колосьев пшеницы – признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре герба находится пятиконечная звезда, как символ пяти континентов, представителям которых открыты сердца казахстанцев.

Герб окрашен в основном в два цвета; золотистый и голубой. Золотистый - символизирует ясное будущее наших народов,. Голубой – олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Мир за двадцать веков видел много гербов,

И когда-то их слава блистала …

Смотрят с разных сторон, как же выглядит он –

Государственный герб Казахстана?

В центре есть шанырак – дом, семья и очаг –

Яркий образ уклада степного.

Здесь слагают Кюи, в юрте – счастье семьи,

А семья – государства основа.

По краям на Гербе – знак удачи в судьбе –

Два тулпара летят остророгих.

А над ними - звезда, что сияет всегда,

Освещает нам жизни дороги.

Здесь есть имя страны, как привет старины,

Изгибаясь, как девичий стан, как наказ сыновьям,

Дорогое всем нам, имя гордо звучит – Казахстан!

Викторина

(команды выбирают вопросы различного уровня сложности)

    Что такое герб? (символ государства, города, рода)

    Где изображается герб Казахстана?

    В каком году появился герб?

    Когда исполняется гимн Казахстана?

    С каких слов начинается гимн?

    В каком году была написана песня «Менің – Қазақстаным»?

    В каком году был принят Государственной флаг Республики Казахстан?

    Каковы размеры Государственного флага Республики Казахстан?

    Что является главным элементом Государственного флага?

    Какие символы были использованы во флаге Казахстана?

Смотри на небо голубое, там высоко парит орел,

Восходит солнце золотое над птицей, словно ореол.

До боли мне знакомо это видение сквозь лики гор.

Осталось лишь добавить сбоку национальный наш узор.

Герб и флаг наш гордый народом государству дан.

Пусть же всегда хранит свободу наш суверенный Казахстан!

Мой Казахстан, цвети и пой всегда, пусть будут счастливы здесь дети,

Пусть беда не придет никогда, а солнце пусть ласково светит…

Еще Цицерон говорил: «Любовь к родине – основа всех добродетелей» Поклонение флагу, гербу и гимну - это выражение уважения к народу и государству. Любящий свое отечество не может не почитать эти символы. Конечно же, чтобы искренне почитать государственные символы, надо, прежде всего, иметь правильное понятие о них. И вы сегодня продемонстрировали знание нашей символики, расширили свои познания об истории народа и государства.

Участники : учащиеся 8-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать воспитанию у детей уважения к государственным символам Российской Федерации;

2) расширить представления учащихся о символике России.

Подготовительная работа

I. Изготовление сигнальных карточек с буквами А, В, С, D (столько карточек, сколько учащихся в классе).

II. Подготовка табличек с указанием групп, участвующих в игре (зрители, участники, друзья, советчики).

III. Изготовление жетонов разных цветов: красного — 5 шт., синего — 5 шт., желтого — 10 шт., зеленого — 100—150 шт.

IV. Подготовка грамот и призов для победителей игры.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) сигнальные карточки, жетоны, грамоты, призы;

б) компьютер с мультимедийной установкой и экраном;

в) столы и стулья, расставленные в классной комнате следующим образом:

Ход игры

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны различных цветов.

Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Любое современное государство имеет гимн, герб и флаг — главные символы каждого государства. И наша страна не является исключением. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно — в течение последних десятилетий. Чем, как вы думаете, это можно объяснить?

Учащиеся. Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством.

Классный руководитель . Верно. Ведь до этого существовал Советский Союз, составной частью которого и была Россия.

Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг Российской Федерации, новый герб, знаете текст и музыку нового гимна России. И сегодня мы посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с историей главных символов нашего государства, как знаете современные символы. Я предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре, тема которой —- государственные символы РФ.

Каждая игра проходит по правилам. В нашей игре они следующие. При входе в класс вы взяли жетоны разных цветов, каждый цвет имеет свое значение. Тот, кто вытянул красный жетон, становится участником игры. Белый означает, что вы являетесь советчиками, т.е. к вам игроки могут обратиться за помощью. Если ваш жетон синий, то вы становитесь друзьями участников нашей игры и тоже сможете им помочь. Ну а вытянувшие желтый жетон будут зрителями, к которым игроки также могут обращаться за подсказками.

В нашей игре не только участники могут получить приз, но и все, кто находится в аудитории. На ваших столах лежат сигнальные карточки с буквами А, В, С и D. Пока игрок не дал ответа, вы должны поднять карточку с буквой, которая относится к правильному, на ваш взгляд, ответу. Если последует правильный ответ, то от моего помощника вы получите жетон зеленого цвета (жетонов при входе на два меньше,

чем учеников в классе, и те, кому не достались жетоны, становятся помощниками ведущего). В конце игры мы подсчитаем количество полученных жетонов.

В игре 7 вопросов и 3 подсказки. Что же это за подсказки?

1. Подсказка советчиков. Советчики обсуждают в течение 30 с и называют верный (на их взгляд) ответ.

2. Подсказка друзей. Друзья, обсудив варианты ответа в течение 30 с, дают свой вариант ответа.

3. Подсказка зрителей. Зрители поднимают таблички со своим вариантом ответа, помощник подсчитывает, сколько и каких ответов дано, и сообщает о них игроку.

Каждый из игроков сможет воспользоваться подсказкой только один раз.

Игра начинается с отборочного тура, в котором принимают участие все участники. Кто первым правильно ответит, тот и займет место основного игрока. Итак, мы начинаем. Я объявляю отборочный тур.

Вопрос отборочного тура: Какой цвет не используется в изображении Российского флага?

в) желтый; +

г) красный.

(Примечание: правильные ответы выделены в тексте знаком «+».)

Тот, кто быстрее всех и правильно ответит на вопрос, становится первым игроком. Ему предстоит ответить на вопросы. Если игрок не верно отвечает, то становится зрителем, а его место занимает тот из участников, кто получил к этому моменту больше жетонов.

Вопросы основной части игры.

1. Что из перечисленного не является обязательным символом страны?

в) монета; +

2. Современный государственный флаг России состоит из полос сверху вниз:

а) белая, синяя, красная; +

б) синяя, белая, красная;

в) белая, красная, зеленая;

г) красная, синяя, белая.

3. В каком веке появилось первое изображение Российского герба?

4. Главное царское знамя в XVI—XVII вв. называлось:

а) большое полотнище;

б) великий стяг; +

в) огромный флаг;

г) обычное знамя.

5. Что не является официальным знаменем современной России?

а) Андреевский флаг;

б) Знамя Победы;

в) Великий Стяг; +

г) Президентский штандарт.

Пояснения учителя. Андреевский флаг — знамя Военно-морского флота России (утверждено в 1992 г.), Президентский штандарт — знамя Президента РФ (утверждено в 1994 г.), Знамя Победы — символ победы России над фашистской Германией (утверждено в 1996 г.).

6. Слово «гимн» в переводе означает:

а) торжественная песнь; +

б) пение хором;

в) главная песнь;

г) живое исполнение.

7. Официальный гимн Российской империи в 1833—] 917 гг. назывался"

а) «Гром победы, раздавайся!»;

б) «Боже, царя храни!»; +

в) «Коль славен наш Господь в Сионе...»;

г) «Преображенский марш».

8. Современный Российский гимн начинается словами:

а) «Союз нерушимый республик свободных»;

б) «Вставай, проклятьем заклейменный...»;

в) «Россия — священная наша держава...»; +

г) «Славься, Отечество наше свободное».

а) А.В. Александров; +

б) О.А. Козловский;

в) М.И. Глинка;

г) С.В. Михалков.

10. Название герб происходит от немецкого слова, означающего:

а) государство;

б) потомство;

в) наследство; +

Пояснение учителя . Герб — от немецкого слова erbe (наследство). В России слово «герб» появилось в XVI в.

11. Что изучает геральдика?

а) монеты;

г) гербы. +

12. День государственного флага РФ празднуется:

Пояснение учителя . В августе 1.991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом РФ. В этот же год было постановлено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.

13. Когда Русь обрела государственный герб?

а) при великом князе Святославе;

б) при великом князе Иване III; +

в) при императоре Петре I;

г) при президенте В. В. Путине.

14. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; +

в) «Весь мир насилья мы разрушим»;

г) на нем не было девиза.

15. Императорский штандарт Петра I был:

а) бело-голубого цвета;

б) серебристо-черного цвета;

в) черно-золотого цвета; +

г) бело-сине-красного цвета.

Пояснение учителя . Императорский штандарт Петра I — это золотое квадратное знамя с черным двуглавым орлом посередине. Его расцветка соответствовала цветам российского герба. В XVII—XIX вв. это знамя фактически было государственным знаменем России.

16. Утвержденное в 1918 г. знамя РСФСР было:

а) бело-сине-красного цвета;

б) красного цвета; +

в) черно-желтого цвета;

г) красного цвета с синей полосой.

17. На знамени СССР было изображение:

а) красной пятиконечной звезды;

б) красной пятиконечной звезды, серпа и молота; +

в) серпа и молота;

г) на нем не было изображений.

Пояснение учителя . Флаг СССР существовал с 1924 по 1991 г. Это было красное или алое знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

18. Что из перечисленного не является знаменем?

а) вымпел;

б) штандарт;

в) хоругвь;

г) полотнище. +

Пояснение учителя . Вымпел — знамя удлиненной формы. Штандарт — особый знак главы государства. Хоругвь — изначально церковное знамя. Полотнище — часть любого флага.

19. Когда был утвержден современный гимн России?

Пояснение учителя . В ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» сказано: «При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом».

20. Кто изображен на российском гербе?

а) медведь;

21. Сколько голов имеет орел, изображенный на Российском гербе?

Пояснение учителя. Двуглавый орел — древний символ, который появился на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад. В Византии он символизировал две части империи — восточную и западную.

22. Сколько корон изображено на гербе России?

23. Кто изображен на груди орла, на красном щите?

а) Серебряный всадник с копьем, поражающий дракона; +

б) великий князь на коне;

в) дракон, сражающийся со змеей;

г) нет изображения.

Пояснение учителя . Русскими людьми изображение всадника, поражающего змия, воспринималось как изображение ездца (изображение конного воина или государя на печатях и монетах), а иностранцами — как изображение святого Георгия Победоносца. Это изображение стало распространяться после Куликовской битвы.

24. Телевизионные и радиовещательные компании транслируют государственный гимн:

а) ежедневно; +

в) раз в неделю;

г) каждый час.

Пояснение учителя. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» государственные телевизионные и радиовещательные компании транслируют гимн ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 ч и в 24 ч по местному времени.

25. Изучением знамен занимается:

а) сфрагистика;

б) филателия;

в) эмблематика;

г) вексиллология +

Подведение итогов игры . Если после того как все участники побывали в кресле игрока, остались вопросы, можно предложить ответить на них всем присутствующим в аудитории. После этого подсчитывается количество жетонов у всех учащихся, подводятся итоги и награждаются лучшие знатоки символов нашего государства.

Литература

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия В 10 CD- ROM.

Серов Б.И. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика": Гимн. Герб. Флаг. М., 2005

Открытый классный час

«Символы России».

Цели:

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слайд №1.

Учитель:

Как можно жить, не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам?

Кому обязан каждой строчкой

Каким высоким парусам?

Кому ты твердостью обязан?

Откуда в люди вышел ты?

Кто в жизни дал тебе наказом

Неразводимые мосты,

Соединившие навеки

Тебя с отцовскою землею?

Откуда ты считаешь вехи

Дороги долгой и крутой?!

Ученик:

Касаясь трех великих океанов. Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда…

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №2.

А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи

Слайд № 3 - 5.

Ученики:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 6

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.)
Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество - это «братских народов союз вековой».
Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. В состав РФ входят: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов. (Показать на карте.)

Россия - многонациональная страна (160 народов).
Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (Показать на карте.)

Как называется самый главный город России, наша столица? (Город Москва.) Москва входит в число крупнейших городов мира.

Здесь находится правительство нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент РФ) (Показать фото президента).

Ученик:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Слайд № 7 -11

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов - это символы России.

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата - это тоже символы России.

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история.

Ученик: У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный.

Учитель: Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Учитель: Почему у орла две головы?

Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.
А еще Россия - страна, которая расположена в двух частях света - Европе и

Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.
Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая - на восток, охраняя государство.

Учитель: В центре герба еще один герб. Кто скажет - какой? (Герб Москвы.)

Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва - столица России.)

Учитель: Зачем нужен герб России?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.

Нужен герб и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков.

Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот.

Учитель: Где можно встретить изображение Российского герба? (Здание правительства, паспорт, монеты.)

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

Учитель: Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий - небо, верность, веру;

красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

- Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

УЧЕНИК: Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты - чудесный белый,

Цвет синий - неба символ смелый,

Цвет красный - это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.

Звучит фонограмма гимна

Учитель: Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы учеников)

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка - композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Ученик:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна ».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Работа с пословицами.

На доске записана пословица.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Прочитайте пословицу, объясните смысл.

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей )

В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Как вы понимаете эти слова?

На партах у некоторых из вас лежат еще несколько пословиц. Прочитайте их вслух, объясните, как вы их понимаете?

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

VII . Викторина Символы России (по материалам классного часа)

1. Назовите три обязательных символа России.

2. Что такое скипетр?

3. Что такое держава?

4. Как зовут всадника, изображенного на гербе?

5. Что символизирует двуглавый орел?

6. Как на Руси назывался флаг?

7. Что символизируют цвета флага?

VIII . Официальными символами нашего государства также являются:

Столица нашей Родины - Москва (слайд 7)

Президент России - (слайд 8)

Конституция - основной Закон (слайд 9)

IX . Неофициальные символы России. (Слайды 10-20)

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Слайд № 12

Ученик:

З.Александрова. Родина.

Если скажут слово «родина», В лужах первые кораблики,

Сразу в памяти встает Где недавно был каток,

Старый дом, в саду смородина, И большой соседней фабрики

Толстый тополь у ворот, Громкий радостный гудок.

У реки березка-скромница Или степь, от маков красная,

И ромашковый бугор… Золотая целина…

А другим, наверно, вспомнится Родина бывает разная,

Свой родной московский двор. Но у всех она одна!

Слайд № 13

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия».

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас - её частичка!

Классный час в начальной школе: Символы государства Российского.

Цели:
o Познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, их историей.
o Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.
o Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:
o Физическая карта России.
o Кроссворд и ребусы.
o Грамзаписи гимна и песни «С чего начинается Родина?» (В.Баснер, М.Матусовский).
o Виды Москвы, изображение герба, флага, текст гимна.

Ход занятия:

Учитель.
К символам государства относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Сегодня и на следующих классных часах мы познакомимся с символами нашего государства – Российской Федерации, и их историей. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Ученики.
Мама, друг, школа…
Учитель.
Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
Кроссворд.
(см. приложение)
Учитель.
Правильно! Молодцы! (написать слово Родина на доске). Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и полянка в лесу, и крик кукушонка. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина?».
Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель.
А наша Родина – Россия (показать Россию на физической карте). Страна, в которой мы родились, живем и учимся. А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.
Ребус.
(см. приложение)
Ответ: город Москва (написать слово Москва на доске).
Учитель.
А что зашифровано в следующем ребусе?
Ребус.
(см. приложение)
Ответ: Москва – столица (написать словосочетание на доске).
Учитель.
Москва – столица России. Столица – главный город государства.
(Показать картинки с изображениями видов Москвы.)

Но наша страна имеет и другие символы.
(Показать картинки с изображением флага, герба, с текстом гимна.)
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку. Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел, чтоб враг, Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.

А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще два цвета,
Что значат эти цвета два?
Синий – это небо, верность.
Белый – мир и чистота.

День рожденья есть у флага
В середине августа.

Учитель.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
Россия – любимая наша страна.
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны. Слова написал те Сергей Михалков, Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Из стихотворения о гимне вы поняли, как нужно его слушать.
Ученики.
Гимн нужно слушать стоя и молча.

Учитель.
Давайте послушаем гимн нашей страны.

Учитель.
А сейчас выясним, кто же был внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.
Викторина.
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Назовите столицу нашей Родины.
3. Какие символы есть у нашего государства?
4. Сколько полос имеет флаг?
5. Кто изображен на гербе?
Молодцы! Все активно отвечали. На следующих классных часах мы подробнее остановимся на символах государства Российского.
Приложение 1

Приложение 2

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...