Коллективное управление авторскими и смежными правами осуществляют. Коллективное управление правами: что это такое, и зачем оно нужно


Понятие коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами

Коллективное управление правами – специально предусмотренный Законом вид деятельности, который должны осуществлять специализированные организации по коллективному управлению, иногда называемые также авторскими обществами. Регламентации их работы посвящен разд. IV Закона (ст. 44–47).

В соответствии с Законом такие организации должны выступать в качестве посредников между правообладателями и лицами, которые используют произведения и объекты смежных прав (пользователями).


Система коллективного управления правами может, согласно Закону, применяться во всех случаях, когда реализация авторских или смежных прав в индивидуальном порядке оказывается затруднительной.

Простейший пример: при вещании радиостанции в музыкальном формате в час может использоваться 20 песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее 40 договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам и иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая юридическая нагрузка окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации.


Вознаграждение для правообладателей собирают с российских пользователей, а также получают из-за рубежа от аналогичных зарубежных организаций по коллективному управлению на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и взаимном представлении репертуаров друг друга. В свою очередь за рубеж перечисляют вознаграждение, собранное для иностранных правообладателей.

Осуществляемая организациями по коллективному управлению правами деятельность по сбору вознаграждения для правообладателей разделяется на два вида.



Сводня. Рисунок Жоржа Лаллемана. 1623

Особенности реализации прав при коллективном управлении ими

Существует два основных подхода к организации работы по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами.


В Законе в качестве базовой модели коллективного управления в Российской Федерации в настоящее время предусмотрена система расширенной лицензии, т. е. действия от имени и в интересах всех (в том числе так называемых неизвестных) авторов и иных правообладателей. Необходимость подобного подхода обусловлена тем, что с принятием нового российского законодательства об авторском праве были исключены ранее предусмотренные обширные сферы свободного использования произведений, появилось множество новых прав. В то же время не существовало агентств или иных посреднических организаций, которые могли бы представлять значительное число авторов и иных правообладателей, управляя какими-либо обширными репертуарами на основании заключенных непосредственно с правообладателями договоров.

К сожалению, за прошедшее время ситуация изменилась не столь уж сильно. Поиск большинства правообладателей в России представляет непростую задачу. Отказ от системы расширенных лицензий привел бы к тому, что сбор вознаграждения для подавляющего большинства из них просто не осуществлялся бы, а законное массовое использование их произведений (в том числе на радио, при осуществлении концертной деятельности и т. д.) в большинстве случаев оказалось бы невозможным. Кроме того, во многих случаях осуществления сборов (в том числе в большинстве случаев реализации прав на дополнительное вознаграждение) деятельность не от имени всех правообладателей вообще оказалась бы невозможной, что объясняется структурой применяемых ставок. Так, например, телерадиовещательные компании платят организациям по коллективному управлению правами определенный процент от своих доходов.


Сладко спящая на розах невинность.

Рисунок Даниэля Ходовецкого. 1790

В настоящее время не существует общепризнанного списка областей, в которых должно применяться коллективное управление агентского типа или расширенное коллективное управление.




Разумеется, существуют такие области, в которых коллективное управление не применяется ни в какой форме, например книгоиздание, создание аудиовизуальных произведений и их распространение на материальных носителях разных видов и т. д.

Определение областей, в которых коллективное управление осуществляется в той или иной форме или в которых его осуществление не допускается, основано во многом на таких субъективных факторах, как долговременная привычка к тому или иному способу реализации прав, наличие или отсутствие успешно действующей в данной области организации по коллективному управлению и т. д.


2. КОПИРУС – осуществляет коллективное управление при репрографическом, а также при любом ином воспроизведении произведений с использованием средств современной копировально-множительной техники (принтеров, ксероксов и т. д.). Является членом Международной федерации авторских обществ по правам на воспроизведение произведений (IFRRO), объединяющей аналогичные авторские общества, созданные во всех развитых странах мира.

3. РОМС – осуществляет коллективное управление при сообщении произведений и объектов смежных прав в цифровых сетях, в том числе Интернете, системах мобильной связи и т. д.

Полное название: Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС)

4. РОАП – создано в 2003 г. для осуществления коллективного управления преимущественно в сфере эфирного и кабельного вещания.

5. РОПАС – Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере. В настоящее время активной деятельности не осуществляет.

Несмотря на позиционирование в качестве организации по коллективному управлению, на практике действует только в интересах ограниченного круга лиц.

7. РОУПИ – Российское общество по управлению правами исполнителей. Создано в 1994 г., в настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

8. РОИ – организация по коллективному управлению правами исполнителей. Создана в 2004 г.

9. РФА – Российская фонографическая ассоциация. Создана в первой половине 1990-х гг. Преобразована из ассоциации в автономную некоммерческую организацию. В настоящее время пытается начать сбор вознаграждения для правообладателей.

10. ФОСП – Федерация обладателей смежных прав. Организация по коллективному управлению правами на фонограммы. Создана в 2004 г.

Контроль за деятельностью организаций по коллективному управлению правами

К сожалению, в настоящее время Закон не предусматривает полноценных механизмов контроля за созданием и деятельностью организаций по коллективному управлению. В результате российские организации по коллективному управлению, стремящиеся выступать от имени всех правообладателей, нередко пересекаются друг с другом по сферам деятельности, что приводит к острым конфликтам между ними.

По-видимому, Закон исходил из предположения, что система коллективного управления будет складываться на основе принципов саморегулирования и сами правообладатели смогут контролировать деятельность организаций по коллективному управлению. К сожалению, на практике этого не произошло, отдельные правообладатели не в силах контролировать правильность работы даже тех организаций, членами которых они являются.

Следует ожидать, что необходимый государственный контроль в данной сфере рано или поздно будет установлен.

Защищать интеллектуальные права достаточно трудно, особенно если брать во внимание уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель физически неспособен уследить за всеми нарушениями. Именно поэтому был создан институт коллективного управления авторскими и смежными правами.

Понятие и юридическая характеристика

Коллективное управление интеллектуальными правами – это деятельность специальных организаций, направленная на защиту интересов правообладателей. В п. 1 статьи 1242 Гражданского кодекса РФ содержится пояснение, что данный правовой механизм необходим в тех случаях, когда управление авторскими и смежными правами в индивидуальном порядке затруднено. Разберем, как это выглядит на практике.

Автор написал гениальную песню, которая приносит ему коммерческий успех: песня продается широким тиражом, за ротацию на радио автор получает дивиденды и т.д. Однако недобросовестные граждане выкладывают песню в Интернет, тем самым нарушив исключительное право автора. Он пытается бороться с пиратами, но это очень трудно, поскольку, даже если ему удастся устранить одно нарушение, взамен ему появятся еще десять. Именно здесь и целесообразен механизм коллективного управления.

С реализацией данного механизма у автора уже не «болит голова» за борьбу с пиратами. Представим, что он передает набор прав на музыкальное произведение соответствующей организации. В частности, наделает ее правами заключать от его имени лицензионные договоры, если кто-то захочет использовать его песню; также он, что наиболее важно, управомачивает организацию представлять его интересы в суде. Таким образом, организация по коллективному управлению становится неким посредником между правообладателем и пользователями. Теперь организация может вести переговоры по поводу использования песни, и, если будет достигнут консенсус, она вправе заключить лицензионный договор. И конечно, теперь именно на организацию будет возложена обязанность по предъявлению исков на нарушителей и пресечению нарушений авторских прав.

Правовое основание в данном случае – договор о передаче полномочий на соответствующий объект авторских (смежных) прав. Форма – письменная, существенные условия – предмет (необходимо конкретно охарактеризовать объект интеллектуальной собственности, указав его индивидуализирующие признаки); пределы полномочий, которые передаются правообладателем организации: по закону можно указать любые юридические действия, которые могут помочь правообладателю для защиты его интересов.

Следовательно, правообладатель сам решает, что он бы хотел получить от сотрудничества с организацией: ограничиться только передачей ей прав на предъявление исков или разрешить представлять его интересы в обычных гражданских правоотношениях (то есть заключать договоры от его имени).

Правовой статус организаций, осуществляющих коллективное управление интеллектуальными правам

В силу закона (п.1 ст. 1242 ГК РФ) только некоммерческая организация, основанная на членстве, может осуществлять такой вид деятельности. Фактическим монополистом в данной сфере является Российское авторское общество (РАО), о нем см. отдельную статью. Другие организации: УПРАВИС, Российский союз правообладателей (РСП).

Эти организации не могут сами использовать объекты интеллектуальной собственности, их функции по сути сводятся к посредничеству.

Очень важное значение имеет разделение организаций, коллективно управляющих авторскими (смежными) правами, на аккредитованные и неаккредитованные. Так, аккредитованные организации могут представлять интересы любых правообладателей, и им не требуется для этого заключать с ними договоры. То есть если, к примеру, РАО (является аккредитованной) зафиксировало нарушение, оно может обратиться к правообладателю и фактически вынудить его вступить с ним правоотношение., чтобы, например, разделить вознаграждение. Это нарушает общие принципы гражданского права, так как у правообладателя в данном случае не было воли на вступление в правовые отношения с РАО.
И соответственно, если аккредитация не пройдена, то организация уже не может представлять всех правообладателей.

Распределение денежных сумм

Кратко коснемся финансовой стороны вопроса. Представим, что организация по управлению выявила возможность незаконного использования произведения, и договорилась с потенциальным нарушителем, что он может использовать песню, однако только на возмездных условиях (то есть за плату). Гражданин уплачивает деньги в эту организацию, и организация затем уже перечисляет эти денежные средства правообладателю.

Однако вместе с тем закон устанавливает, что фирмы, управляющие интеллектуальными правами, удерживают из этой суммы расходы на сбор, распределение и выплату этих сумм. Каких-либо конкретных цифр, пределов этих расходов на сегодняшний день не установлено: следовательно, конкретная сумма устанавливается самой организацией без опоры на какие-либо нормативно-правовые акты.

Итоги

Таким образом, данный правовой механизм очень целесообразен, учитывая особую уязвимость объектов интеллектуальной собственности. Однако подходить к его применению надо осторожно, поскольку, как мы выяснили, в ряде случаев со стороны организаций имеется благоприятная почва для злоупотребления правом.

Сегодня музыка и искусство не знают границ, благодаря непрерывному развитию технических средств. Так, использование произведений автора часто происходит одновременно во многих странах мира. Соответственно, у автора нет никакой физической возможности самостоятельно отследить где, когда и каким образом используется продукт его творческой деятельности. В то же время и лицу, изъявившему желание использовать произведение на легальных основаниях, практически невозможно установить прямой контакт с автором, например, зарубежного музыкального произведения, с целью получения необходимого разрешения на использование.

Показателен один пример, который приводится во многих научных публикациях. Так, при вещании радиостанции в «музыкальном формате»в час может использоваться более десяти песен, у каждой из которых есть как минимум один автор текста и один композитор. Получается, что для обеспечения правомерности хотя бы одного часа вещания необходимо заключение десятков договоров с авторами. Кроме того, не стоит забывать об исполнителях, производителях фонограмм, которым принадлежат смежные права на произведения. Очевидно, что выполнение требований об обязательном заключении договоров с каждым из правообладателей без участия посредника практически невозможно, поскольку «юридическая нагрузка»окажется непосильной даже для самых преуспевающих радиовещательных организаций.

Коллективное управление чрезвычайно полезно при различных способах использования произведений: публичное исполнение музыкальных недраматических произведений; механическое воспроизведение, сообщение до всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических произведений; создание аудиовизуальных произведений; издание литературных произведений; воспроизведение художественных произведений и т.д. В этих случаях самим авторам крайне редко удается обсудить условия договора или следить за их надлежащим выполнением, в результате чего их имущественные права могут быть нарушены.

Коллективное управление подразумевает объединение правообладателей и создание ими специальной организации по управлению их имущественными правами. В рамках подобной организации правообладатели сами, коллективно определяют, каким образом будут осуществляться их имущественные права, на каких условиях будут выдаваться лицензии пользователям.

1) право ведения переговоров об условиях, в соответствии с которыми их произведения будут эксплуатироваться различными пользователями,

2) предоставление разрешений, а также контроль за их использованием,

3) сбор соответствующего вознаграждения,

4) его распределение между правообладателями.

Объем функций, выполняемых органами коллективного управления, зависит от категории и вида прав, которые переданы им в управление. Однако неизменными остаются два фундаментальных аспекта деятельности по коллективному управлению – сбор и распределение авторского вознаграждения.

Организации по коллективному управлению могут создаваться любыми заинтересованными в этом правообладателями для осуществления управления правами как в интересах только ограниченного круга лиц, предоставивших полномочия на коллективное управление соответствующей организации, так и в интересах неограниченного круга лиц, но с соблюдением следующих требований:

Только теми организациями по коллективному управлению, которые пройдут специальную государственную аккредитацию;

Только в тех сферах, которые указаны в ст.1244 ГК РФ.

нормативное регулирование в данной сфере осуществляется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №219). Государственную аккредитацию организаций по коллективному управлению авторскими правами осуществляет Министерство культуры РФ. Однако до 2011г. данным полномочием обладала Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, которая была упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 №155. В итоге её функции были переданы Министерству культуры РФ, которое на сегодняшний день является правопреемником Росохранкультуры, в том числе по его обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Итак, в соответствии с п.1 ст.1244 Гражданского кодекса, в российской Федерации выделено шесть сфер коллективного управления, четыре из которых касаются управления именно авторскими правами:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

3) управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальны произведений;

Оставшиеся две сферы, получившие закрепление в Гражданском кодексе РФ, имеют отношение к управлению смежными правами.

На сегодняшний день, в Российской Федерации существует четыре организации по коллективному управлению авторскими правами, получившие государственную аккредитацию, а, следовательно, и возможность осуществления расширенного коллективного управления в соответствующих сферах. Так, управление правом следования в отношении произведений изобразительного искусства и авторских рукописей осуществляет Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). Вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм собирает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях – Российский Союз Правообладателей (РСП).

Одной из крупнейших и известнейших аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими правами в Российской Федерации является Российское авторское общество – РАО, созданное в форме общественной организации. Создание данного авторского общества на базе упраздненного Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) было одобрено Указом президента РФ от 7.10.1993г. №1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».В качестве создателей РАО выступили авторы, научная и творческая интеллигенция России, имевшие договоры с РАИС. Согласно Указу президента, данная организация культуры находится под покровительством Президента Российской Федерации. Кроме того, Российское авторское общество было признано правопреемником Российского агентства интеллектуальной собственности в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах. Так, Министерству финансов РФ и Внешэкономбанку было поручено обеспечить через РАО погашение государственной задолженности перед российскими и зарубежными авторами и юридическими лицами. В свою очередь, правительству Москвы было рекомендовано передать РАО в аренду здание площадью не менее 2 тыс. кв.метров из числа памятников истории и культуры для организации культурного центра – Дома российских авторов.

Согласно п.п.9.2 Устава авторского общества, к числу источников формирования имущества относятся: вступительные взносы; отчисления на содержание Общества и ведение уставной деятельности, взимаемые с сумм собранного для правообладателей вознаграждения; имущество, переданное Обществу его членами; доходы, получаемые Обществом от деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; добровольные имущественные взносы и пожертвования; дивиденды (иные доходы), получаемые по акциям, облигациям, вкладам; другие поступления, не запрещенные законодательством РФ. При этом средства, собираемые РАО с пользователей и/или плательщиков в порядке осуществления деятельности по коллективному управлению правами авторов, в части, подлежащей распределению между правообладателями, в том числе не являющимися его членами, не являются собственностью РАО. Именно данное положение сыграло роль спасительного аргумента в нашумевшем судебном разбирательстве между Российским авторским обществом и Инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по г. Москве. Так, общероссийская общественная организация «РАО»обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС №3 по г. Москве от 03.08.2011 №12-28/92 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Суть дела заключалась в том, что ещё в августе 2011 года налоговая инспекция проводила выездную проверку деятельности РАО, в результате которой начислила обществу налоги за собранные, но не выплаченные авторам вознаграждения в размере 348 млн. рублей. По мнению налоговых инспекторов, по истечении срока исковой давности невостребованное авторское вознаграждение становится собственностью РАО, которое неправомерно не включило данные суммы в состав своих доходов. Со своей стороны РАО ссылалось на то, что собираемое им авторское вознаграждение не может являться его собственностью, поскольку принадлежит авторам. В течение нескольких лет суды различных инстанций принимали позицию то Инспекции ФНС, то Российского авторского общества. В итоге 19 ноября 2013г. Президиум ВАС РФ постановил, что изъятие средств РАО, принадлежащих другим лицам, является недопустимым. Президиум признал за РАО право на освобождение от обложения налогом на прибыль средств, причитающихся правообладателям и указал, что лишь нецелевое использование таких средств влечет обязанность РАО по их включению в налогооблагаемую базу. Однако подобных фактов нецелевого использования в ходе налоговой проверки выявлено не было. Таким образом, точка в споре между РАО и ФНС была поставлена постановлением суда надзорной инстанции. По мнению представителей Российского авторского общества, взыскание доначисленных налогов привело бы организацию к банкротству и неисполнению обязательств перед российскими и зарубежными правообладателями, а также перед собственными работниками.

РАО имеет 15 филиалов по всей территории Российской Федерации и 44 региональных представительства.

Надзор и контроль за деятельностью Общества по управлению правами авторов на коллективной основе осуществляет, прежде всего, Министерство культуры РФ, в которое Российское авторское общество ежегодно обязано предоставлять отчет о своей финансово-хозяйственной деятельности.

Непростым делом является распределение средств, полученных организациями по коллективному управлению за использование произведений, между правообладателями. Его суть заключается в том, что общую полученную сумму необходимо преобразовать в индивидуальные выплаты. Для этого нужно обладать определенными данными, а именно: знать, какие именно произведения использовались, кто является автором, правообладателем (так как не всегда это одни и те же лица), какой процент вознаграждения полагается каждому из них, какими организациями по коллективному управлению представлены данные лица.

Первичным источником информации для организаций по коллективному управлению авторскими правами являются сведения об использовании произведений, предоставляемые пользователями. Однако, помимо таких данных, авторские общества в процессе распределения вознаграждения полагаются и на техническую документацию. В состав этой документации входят, как правило, сведения о репертуаре организации, которым она управляет; заявления авторов; картотеки произведений; списка композиторов, авторов и издателей; всемирного списка произведений; международной картотеки; списков неидентифицированных произведений. Стоит обратить внимание на то, что последние четыре из перечисленных документов являются международными. Например, список композиторов, авторов и издателей (КАИ) содержит имена более 1 300 000 авторов и 250 000 издателей всего мира. В нем указано, членами каких организаций по коллективному управлению являются эти авторы, и на каких территориях осуществляется управление их исключительными правами. Каждому из авторов в списке присваивается индивидуальный номер. Список композиторов, авторов и издателей выходит четыре раза в год. Ежегодно в его содержание вносится более 100 тысяч изменений.

В апреле 2014 года в судебной практике, благодаря деятельности РАО, возник вопрос – в каком размере следует выплачивать компенсацию за неправомерное использование произведения, если у него несколько авторов. Российское авторское общество предъявило иск к мордовскому госучреждению «Ледовый дворец»о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Причина этого заключалась в том, что в июне 2012 года в Ледовом дворце были публично исполнены пять музыкальных произведений, права на которые принадлежат сразу 18 авторам. К примеру, у прозвучавшей там песни «Onewayticket»два автора, а у песни «Lightsout»и вовсе семь авторов. РАО со ссылкой на постановление собственного Авторского совета от 20.02.2011г. рассчитало компенсацию по 15 тысяч рублей на каждого автора. Арбитражный суд Мордовии иск удовлетворил, но размер компенсации был рассчитан, исходя из количества произведений, а не авторов. Таким образом, размер компенсации был снижен до 75 тысяч рублей – по 15 тысяч за каждое из пяти произведений. Апелляционная инстанция, а затем и Суд по интеллектуальным правам, рассматривавший дело на уровне кассации, согласились с решением суда первой инстанции. При этом обеими инстанциями было подчеркнуто, что «исключительное право является единым, не расщепляясь на отдельные исключительные права по числу соавторов»,а, следовательно, за одно нарушение права должна взыскиваться одна компенсация. Однако коллегия ВАС РФ, рассмотрев надзорную жалобу РАО, обратила внимание на то, что единообразного подхода в судебной практике к решению данной проблемы нет. Более того, в ряде аналогичных дел суды приходили к выводу, что в случае неправомерного использования произведения, которое создано в соавторстве, компенсацию следует рассчитывать по каждому из авторов. Российское авторское общество возлагало надежды на решение Президиума ВАС РФ. Ведь в случае признания судом того факта, что размер компенсации зависит от количества авторов, то у РАО могли бы существенно увеличиться сборы. Но 15 апреля 2014 года Президиум ВАС РФ принял решение отклонить заявление РАО, тем самым подтвердив позицию предыдущих инстанций в том, что сумма компенсации за нарушение авторских прав не должна зависеть от количества авторов произведения.

Заинтересованные лица

К заинтересованным лицам в управлении правами относятся, прежде всего авторы (или их еще называют «создатели») оригинальных произведений: художественных и литературных, музыкальных и научных. Авторы обладают правом на созданные ими произведения, могут контролировать и решать их дальнейшую судьбу.

Входящие в авторское право группы прав - имущественные (исключительное право) и личные неимущественные - автор может осуществлять самостоятельно: указавать свое имя, использовать свое произведение, передавать право на использование его произведения кому-либо другому, запрещать использовать произведение.

В охране другой группы прав под названием смежные права заинтересованы иные лица: исполнители произведений и производители фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и публикаторы произведений. Это лица, фактически являются посредниками между авторами и обществом, в котором произведения распространяются тем или иным способом.

Коллективное управление правами

Однако защитить свое произведение и свое право на него авторы и обладатели смежных прав не всегда могут самостоятельно. Не могут эти лица иногда использовать свои права в полном объеме в силу отсутствия материальных, организационных или иных возможностей, а также не могут отследить все виды и случаи использования своих произведений. Нереально, например, представить себе контакты автора музыкального произведения с каждой радиостанцией или телевизионным каналом по поводу разрешения или запрета на использование своего произведения и по поводу оплаты вознаграждения автору за это использование. На основании Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

В таких случаях перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями о создании специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах в интересах.

Организации коллективного управления, их часто называют авторские общества , создаются только по инициативе самих обладателей определенных прав и становятся звеном, связывающим авторов, издателей, исполнителей и владельцев фонограмм с пользователями создаваемых ими произведений, и действуют в первую очередь в интересах правообладателей, обеспечивая им вознаграждение за использование их прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами создаются в форме некоммерческих организаций, их деятельность регламентируется гражданским законодательством РФ ( ГК РФ), Положением о государственной аккредитации, вступившим в силу 01.01.2008г., другими нормативными актами.

Членство в организации коллективного управления

Членом организации коллективного управления может стать любой обладатель авторских и смежных прав: авторы, писатели, композиторы, художники, фотографы, издатели, музыканты и исполнители. Для вступления в организацию коллективного управления вступающий автор должен сообщить о себе личные данные и указать произведение, автором которого он является. Эти данные позволят организации коллективного управления в дальнейшем проводить связь между автором и произведением и обеспечивать плату за использование этого произведения.

Организация коллективного управления (в зависимости от наличия такого положения в ее уставе) может представлять интересы лиц, не являющихся членами организации. И с теми и с другими, как с правообладателями, она должна заключить в письменной форме договор о передаче полномочий на управление правами (за исключением случая, указанного в абзаце первом п. 3 статьи 1244 ГК РФ). Этот договор и будет являться основанием полномочий организации коллективного управления, на основании которых такая организация должна осуществлять сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателю.

Спектр услуг организаций коллективного управления правами

К правам, которые должны обеспечивать организации коллективного управления в случаях массового использования, целесообразно отнести, например, следующие:

Право на исполнение или воспроизведение музыкального произведения и фонограммы в общественных местах;

Право на вещание в эфире, в кабельных сетях и через спутник (радио и телевидение), а также при ретрасляции;

Право на фотокопирование произведений науки, литературы, искусства и музыки (репрографическое воспроизведение);

Право на воспроизведение музыкальных произведений и фонограмм механическими способами (на кассетах, компакт-дисках, пластинках, цифровых носителях и т.п.);

Право на использование в цифровых сетях, включая Интернет (право на доведение до всеобщего сведения)

Право на сбор вознаграждения с материальных носителей и оборудования для записи за использование авторских произведений и объектов смежных прав в личных целях.

Осуществляя управление правами, организация по коллективному управлению проводит работу по организации переговоров с пользователями, дает разрешение на использование того или иного охраняемого авторским и (или) смежным правом объекта, оговаривает условия такого использования и обязательную выплату вознаграждения. После чего, опираясь на свою документацию о членах организации и их произведениях, организация распределяет авторское вознаграждение между своими членами в соответствии с установленными правилами распределения.

В зависимости от того, к какой категории относятся произведения (музыкальные, драматические, художественные и т.п.), организации по управлению правами на коллективной основе имеют свои разновидности. Так называемые «традиционные» организации коллективного управления, действуя от имени правообладателей, наделены функциями согласования с пользователями ставок вознаграждения и условий использования произведений, предоставляют лицензии, согласно которым можно использовать, собирать или распределять вознаграждение.

В области произведений любых музыкальных направлений такие организации отвечают за оформление документации, лицензирование и распределение. Чаще всего они действуют в сфере публичного исполнения и эфирном вещании.

В «Полном спектре услуг», объединяющем, как правило, несколько организаций коллективного управления, пользователи могут в централизованном порядке получить разрешение на большой спектр наименований объектов авторских и смежных прав. Примером может служить «мультимедийная продукция», созданная из нескольких произведений и требующая большого количества разрешений (лицензий) одновременно.

Кроме того, организации коллективного управления, занимающиеся драматическими произведениями, могут выступать в качестве агентов, представляющих интересы авторов сценариев, балетов, пьес и т.п., и, в таком случае, заключают с театрами контракты на постановку произведения. После чего оформляется индивидуальный договор с автором, где оговариваются конкретные условия автора. Затем организация коллективного управления сообщает исполнителю о согласии автора и получает вознаграждение.

Осуществляя защиту переданных им в управление прав, организация по управлению правами на коллективной основе вправе обращаться в суды от своего имени или от имени правообладателей, а также осуществлять иные действия по охране авторских и смежных прав. Аккредитованная государством организация также вправе представлять в суде интересы неопределенного круга правообладателей ( ГК РФ).

Согласно общему правилу, любое использование охраняемого авторским правом произведения должно осуществляться только с согласия правообладателя. Однако, жизнь, как всегда, оказалась богаче абстрактных правовых конструкций, и многие ситуации, повсеместно втречающиеся на практике, в это прокрустово ложе просто не укладываются. Например, если владелец какого-то магазина или иного заведения включает в помещении музыку, то он тем самым осуществляет так называемое "публичное исполнение", на которое тоже требуется разрешение. Но получить его от всех правообладателей песен для него, разумеется, просто нереально.

"Коллективные управляющие" – кто они?

В таких ситуациях необходим посредник, который способен заняться представительством интересов правообладателей, заключая договоры с пользователями и собирая с них отчисления. Имя им "коллективные управляющие", они же "ОКУПы", или, официально, "организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами". Цель их создания описана в статье 1242 ГК :

"1. Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе)."

ОКУПы создаются не только тогда, когда правообладатель и пользователь не могут договориться напрямую. Законодательством предусмотрен ряд случаев, когда распоряжение правом на произведение ограничено. В таких случаях произведения можно использовать и без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. В число таких ситуаций попадает и музыка, проигрываемая в местах со свободным входом – это, пожалуй, самая массовая сфера использования произведений, в которой действуют "коллективные управляющие". "Коллективный управляющий"– это всегда некоммерческая организация. Правообладатель может заключить договор, передав ей управление своими правами. Правообладатель может предоставить ОКУПу "в управление" любые права, после чего "коллективный управляющий" будет действовать в его интересах, заключая лицензионные договоры с пользователями. Если же право собирать вознаграждение предоставлено законом (так называемая "аккредитация", о которой речь пойдет ниже), то с пользователем заключается договор не об использовании произведения, а на выплату этого вознаграждения. Кроме того, организации по коллективному управлению, находящиеся в разных странах, могут заключать между собой договоры, передавая друг другу полномочия по управлению правами иностранных правообладателей. На организации по коллективному управлению возложены также и обязанности. Так, в соответствии с третьей частью статьи 1242 ГК, ОКУП обязан принять на себя управление правами, если управление ими относится к его уставной деятельности. Есть и некоторые ограничения, например, ОКУПы не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление. Для того, чтобы понять причины происхождения такого запрета, стоит вспомнить о том, что фактически "управление правами" – это эквивалент представительства. То есть, запрет ОКУПу на использование произведений фактически повторяет норму, в соответствии с которой представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Другие права, предоставляемые таким организациям, также фактически повторяют полномочия представителя:

"5. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация () также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация."

Здесь еще раз упоминается такое понятие как "аккредитация", которая дает ОКУПу право представлять всех правообладателей, включая тех, которые не заключили с ним никаких договоров. Это – одна из особенностей "коллективного управления". Вопросы заключения организациями по коллективному управлению договоров с пользователями регулируются статьей 1243 Гражданского кодекса :

"1. Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели."

В соответствии с этой статьей, ОКУП может заключать договоры двух разных видов: о предоставлении неисключительной лицензии, и о выплате вознаграждения. Лицензия предоставляется пользователю в тех случаях, когда правообладатель лично передал свои права в управление, а договор о выплате вознаграждения заключается аккредитованной организацией в тех случаях, когда она представляет интересы тех правообладателей, которые не заключали с ней договора. Лицензионные договоры предоставляют пользователю право использовать произведение любым способом из числа тех, которые переданы в управление ОКУПу, а договоры о выплате вознаграждения заключаются только на те способы использования, которые предусмотрены законом в статье 1244 ГК. Никаких иных полномочий по такому договору ему не передается. Кроме того, правообладатель, который сам заключает договор, может передать право на сбор вознаграждения организации по коллективному управлению, предусмотрев это в договоре. Такая возможность предусмотрена п. 2 статьи 1243 ГК. Это вполне соответствует предназначению таких организаций: если при передаче прав на использование можно обойтись без их посредничества, то "по умолчанию" вознаграждение собирать они не имеют права. Пользователи же, в соответствии с третьим пунктом статьи, должны предоставлять ОКУПу отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, "а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре". Еще одна важная обязанность, возлагаемая на ОКУПы – ведение реестров, в которых указано, какие права переданы им в управление:

"5. Организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя. Организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя."

Такие реестры должны включать в себя также сведения о правообладателях и видах прав, которыми управляет организация. Закон не ограничивает перечень сведений, включаемых в реестр, так что в него могут вноситься и другие данные. Однако, необходимый минимум сведений должен публиковаться в "общедоступной информационной системе", под которой традиционно понимается Интернет. Такие реестры находятся обычно на сайтах организаций по коллективному управлению.

Аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

Выше уже было сказано о так называемой "аккредитации". Она представляет собой выдаваемое государством разрешение на представление интересов всех правообладателей без исключения, но – только для ограниченного круга произведений и способов их использования, перечень которых установлен в статье 1244 ГК:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции ( подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270); 2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения ( пункт 3 статьи 1263); 3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (); 4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (); 5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (); 6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326)."

В каждой из этих сфер может существовать только одна аккредитованная организация. При этом ОКУПу не запрещается получать аккредитацию сразу в двух и более сферах. Именно это и произошло: сейчас аккредитация выдана в пяти сферах из шести перечисленных, при этом аккредитованных организаций – только три. Российское авторское общество (РАО) управляет правами на музыкальные произведения при их публичном исполнении, сообщении в эфир и по кабелю, а также собирает вознаграждение для композиторов за музыку, звучащую в фильмах (этот "рудимент" отечественного авторского права ведет свое начало еще от таперов в немых фильмах). Другая организация, тесно связанная с РАО, ВОИС ("Всероссийская организация интеллектуальной собственности"), аккредитована для управления правами на публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю изготовителей фонограмм и исполнителей, которые записаны на этих фонограммих. И, наконец, "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) получило аккредитацию для так называемого "права следования", в соответствии с которым автор получает вознаграждение при публичной перепродаже оригинала его произведения. Еще одна сфера пока не имеет аккредитованной организации – это сбор с чистых носителей информации и оборудования, которое может использоваться для изготовления экземпляров произведений в личных целях. Хотя копируют для себя фильмы и музыку обычные покупатели "болванок", платить за это, в соответствии с законом, должны производители. Смысл аккредитации состоит именно в представлении всех правообладателей, даже тех, которые не передавали свои права в управление ОКУПу. При этом остальные организации по коллективному управлению могут также действовать в этих сферах, но уже только для тех, кто передал свои права в управление:

"3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса."

Право "собирать за всех" логически следует из самого принципа "коллективного управления" как посредничества. В наиболее "массовых" сферах использования произведений законодатель облегчил задачу пользователя, который теперь не должен выяснять, в какой ОКУП ему заплатить за ту или иную песню – первым делом он должен обращаться в аккредитованную организацию. И проверить, не отозвал ли правообладатель свои права из ее управления:

"4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса."

Впрочем, даже если права отозваны и переданы в управление другому, неаккредитованному, ОКУПу – на практике вознаграждение за публичное исполнение все равно собирает аккредитованная организация, а затем – распределяет между правообладателями Аккредитованные организации обязаны принимать меры по установлению правообладателей, которым она должна выплатить вознаграждение. Они осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия ("Росохранкультуры").

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...