Командировка во всеоружии. Какие требования предъявляются к командированному персоналу? Командировочные документы, инструктаж и допуск работника Правила безопасности при следовании к месту выполнения работ и обратно пешком


Инструкция по охране труда для водителей, отбывающих в командировку

1. Общие требования.

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании требований "Правил дорожного движения" и ДНАОП 0.00-1.28-97 "Правила охраны труда на автомобильном транспорте".

1.2. Инструкция для водителей отбывающих в командировку устанавливает требования безопасности, которые должны соблюдать находясь в командировке на предприятии связи.

1.3. Инструкция является обязательной для всех подразделений электросвязи. Инструкция внедряется на предприятии приказом руководителя предприятия.

1.4. Инструкция разработанная предприятием выдается всем водителям отбывающим в командировку под роспись. Водитель находясь в командировке должен постоянно иметь инструкцию при себе или на рабочем месте.

1.5. За нарушение требований инструкции виновные несут ответственность в соответствии с действующем законодательством.

2. Требования безопасности во время командировки.

2.1. Водитель, который находится в командировке, обязан:

  • тщательно проверить техническое состояние автомобиля, о чем необходимо сделать отметку в путевом листе;
  • не оставлять автомобиль без присмотра на ночь, ставить его только в специально отведенных местах и обязательно под охрану;
  • Принять меры, которые исключают возможность самопроизвольного движения или его угона;

2.2. Запрещается выезжать на линию в нетрезвом состоянии, что может привести к тяжелым последствиям.

2.3. Не забывать, что только выполнение Правил дорожного движения является гарантией успешной, безаварийной работы:

  • не превышать скорость;
  • не нарушать правила обгона;
  • не нарушать правила проезда перекрестков;
  • не нарушать правила маневрирования;
  • не нарушать правила пользования светом (если ослепило встречным транспортом, немедленно остановиться);
  • быть внимательным при проезде возле неподвижного транспорта;
  • при движении назад - убедиться в безопасности движения.

2.4. В дороге отдыхайте через каждые 8 часов работы, или через каждые 300-350 км пробега.

2.5. Отдыхайте не менее 8 часов.

  • перевозка пассажиров;
  • ремонт автомобиля на проезжей части дороги;
  • отдых в кабине автомобиля при работающем двигателе.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1. Каждый водитель, первым выявивший угрозу возникновения аварийной ситуации (несчастного случая), должен немедленно прекратить работу (движение).

3.2. Об угрозе возникновения или возникновении аварийной ситуации (несчастного случая) водитель должен немедленно сообщить непосредственному руководителю.

3.3. При возникновении пожара водитель обязан:

  • остановить автомобиль, приступить к тушению пожара используя первичные средства пожаротушения.

3.4. При причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:

  • немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;
  • включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями "Правил дорожного движения";
  • не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать карету скорой медицинской помощи, а если это невозможно - обратиться за помощью к присутствующим и отправить пострадавшего в лечебное учреждение;
  • при невозможности выполнить действия, выше изложенные, отвести пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение на своем транспортном средстве, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положения транспортного средства после его остановки; в лечебном учреждении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или иного документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия;
  • сообщить о дорожно-транспортном происшествии в орган милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибытия работников милиции;
  • принять все возможные меры к обеспечению сохранности следов происшествия, ограждению их и организовать объезд места происшествия;
  • до проведения медицинского освидетельствования не употреблять без назначения медицинского работника алкоголь, наркотики, а также лекарственные препараты, изготовленные на их основе (кроме входящих в состав официально утвержденной аптечки).

3.3. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, а транспортные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств случившегося) могут прибыть на ближайший пост ГАИ или в орган милиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему происшествия и подписав ее.

Уважаемые коллеги!

Приложение № Х

к ПОЛОЖЕНИЮ о командировках

в ООО «НАША ФИРМА»

Памятка отбывающему в командировку

1. Срок командировки работников определяется руководителем предприятия, однако он не может превышать 40 дней , не считая времени нахождения в пути.

2. За рабочие дни в командировке работнику выплачивается средняя заработная плата за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Поэтому заработная плата, начисленная за месяц, в котором была командировка, будет отличаться от установленного оклада.

3. Время фактического пребывания работника в командировке определяется по отметкам в командировочном удостоверении. В Вашем командировочном удостоверении должны быть отметки из всех мест, где Вы проживали, и из которых есть счета гостиниц .

4. Если период командировки включает выходные и праздничные дни, то другие дни отдыха по возвращении работника из командировки ему не предоставляются.

5. В связи с производственной необходимостью днем отъезда в командировку может быть выходной или праздничный день. В этом случае день отъезда рабочим днем не считается, заработная плата за этот день не начисляется . Суточные выплачиваются в общеустановленном порядке.

6. Командировочные расходы имеют следующую схему:

деньги – расходы – отчет .

Не допускается производить расходы (в том числе приобретать билеты) до того, как Вами получен аванс на командировку. Если возникла необходимость произвести расходы до получения аванса, необходимо в этот же день оповестить об этом бухгалтерию .

7. Командированному работнику в качестве расходов по проезду могут возмещаться:

— стоимость проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) междугороднего сообщения;

— расходы по оплате услуг по предварительной продаже проездных документов;

— расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями;

— расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

Проезд городским пассажирским транспортом общего пользования по городу командированный работник должен оплачивать за счет суточных . Исключением является поездка на вокзал или в аэропорт, если они находятся за чертой населенного пункта .

8. Из гостиницы Вы должны получить следующие документы:

— счет (форма 3-г или другая). Если Вам не дают счет, необходимо попросить работника гостиницы заполнить бланк (форма 3-г), который у Вас всегда должен быть с собой ;

— чек ККМ. Если Вам не дали чека ККМ, то счет обязательно должен быть бланком строгой отчетности с пометкой о разрешении ФНС не использовать кассовый аппарат .

Прочие документы (акты произвольной формы, квитанции к приходным кассовым ордерам) не заменяют указанных документов .

Не оплачиваются за счет предприятия расходы за телевизор и холодильник , выделенные в счете гостиницы отдельной строкой.

Если документы, предъявленные работником, оформлены с ошибками , расходы считаются не подтвержденными документально и не принимаются к возмещению .

9. Выдача аванса на командировочные расходы производится при условии полного отчета конкретного лица по ранее выданному любому авансу (на командировочные, хозяйственные и другие расходы). Передача выданных под отчет наличных денег одним работником другому запрещается .

10. Если возникает необходимость приобрести билет для следующей командировки для сотрудника, находящегося в данный момент в командировке , то аванс на билет выдается тому из сотрудников, кто реально будет осуществлять покупку. После приобретения билета сотрудник, купивший билет, должен отчитаться за потраченные деньги и предъявить билет в бухгалтерию . Сотрудник, для которого приобретался билет, получает оставшиеся денежные средства после полного отчета по предыдущей командировке. Стоимость билета включается в сумму выданного на командировку аванса . Отчет по командировке производится исходя из суммы «стоимость билета + реально выданный аванс».

11. В течение трех дней после возвращения из командировки работник обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по ним. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение и служебное задание, оформленные в установленном порядке; документы о найме жилого помещения, документы, подтверждающие фактические расходы по проезду, включая плату за пользование постельными принадлежностями в поезде и другие документы, подтверждающие произведенные работником расходы.

12. Если есть вероятность того, что в командировке возникнет необходимость приобрести какие-либо материалы для работы , одновременно с получением аванса на командировку необходимо написать заявление на получение денег на хозяйственные нужды. Если эти деньги не будут использованы, Вы просто сдадите их по возвращении из командировки. Если Вы истратите большую сумму, перерасход будет возмещен. Покупка материалов на деньги, выданные в качестве командировочных расходов, не допускается .

С уважением,

1. Перед направлением водителя в дальний рейс или в командировку на автомобиле, администрация обязана каждый раз проводить инструктаж об особенностях работы и мерах безопасности, проверять наличие инструмента, запасного колеса, средств тушения пожара, медицинской аптечки, записать в путевой лист пункты, места отдыха, дату и время возврата в гараж.

2. Администрация не имеет права направлять водителя в рейс на технически неисправном автомобиле, и если водитель не имел до выезда отдыха.

3. Прохождение инструктажа документируется в журнале специальной формы.

4. При направлении нескольких автомобилей для работы в одном месте администрация обязана назначить старшего из числа ИТР или лучших водителей.

5. Выполнение требований этого ответственного обязательно для всех водителей указанной группы.

6. Во время стоянки запрещается шоферу и сопровождающим лицам отдыхать или спать в кабине и кузове легкового автомобиля при работающем двигателе.

Водителю запрещается:

Управлять автомобилем в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

Управлять автомобилем в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которое может повлиять на безопасность движения;

Передавать управление автомобилем лицам, находящимся в нетрезвом состоянии и не имеющим при себе удостоверения на право управления, не указанных в путевом листе.

При работе на линии и в пути следования шофер обязан:

Выполнять правила безопасности движения;

Поддерживать скорость в соответствии с требованиями правил движения и с учетом состояния дороги;

Наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильной работой всех механизмов;

При неисправности в автомобиле, угрожающей безопасности принять меры к устранению повреждений, а если это невозможно следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением всех необходимых мер осторожности;

При остановках автомобиля принимать меры предосторожности: выбрать наиболее безопасный участок для остановки и парковки, съехать с проезжей части дороги, включить и проверить сигнальные огни, при необходимости поставить ограждение, при выходе из кабины убедиться в отсутствии встречного и попутного движения транспорта;

На загородных трассах через каждый час движения делать кратковременную остановку, выходить из кабины для разминки и внешнего осмотра основных частей автомобиля;

Соблюдать особую предосторожность при движении в условиях гололеда, бурана, ограниченной видимости, на поворотах, подъемах и спусках, железнодорожных переездах, проезде мостов и переправ, при разъезде со встречным транспортом, при обгоне, при движении в ночное время и незнакомой трассе;

При внезапных метеорологических изменениях погоды (сильных буранах, метелях, ураганах ветра), захвативших в пути, доехать до ближайшего населенного пункта и находиться там до выяснения полной безопасности на трассе.

3. При езде в ночное время с одной фарой, свет должен быть обязательно с левой стороны.

4.К управлению автомобилей, перевозящим людей, допускаются водители первого и второго класса, водители третьего класса в исключительных случаях по письменному разрешению руководителя при наличии стажа водителя не менее трех лет.

5.Перевозка пассажиров на грузовых автомобилях должна производиться только в соответствии «Правил движения по улицам городов, населенных пунктов, по дорогам РФ».

6.Запрещается перевозка посторонних людей, не имеющих отношения к выполняемой шофером работе.

7.Если водитель при тех или иных работах окажется в опасных условиях, он обязан приостановить работу, сообщить об этом своей администрации или той, в распоряжении которой находится, сделать отметку в путевом листе и продолжить работу только после устранения опасности.

8.Особые меры предосторожности необходимо соблюдать при работе на автопоездах, при их погрузке и разгрузки, при сцепке и расцепке, обеспечение смежных сцепных устройств, обеспечение страхующих тросов, соблюдение скорости движения, предосторожность проезда поворотов.

9.При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и техобслуживания автомобиля в гараже.

10.Если объем ремонта превышает разрешенный для линии, а у водителя необходимых приспособлений и инструментов, ремонт запрещается. Не выполнять такие работы по ремонту автомобиля и устранению неисправности при работающем двигателе.

11.При работе на обочине дороги, работать следует только справа по ходу движения. Запрещается находиться на проезжей части.

12.Водителю запрещается допускать к ремонту автомобиля лиц, не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, экспедиторов, агентов и т.д.).

13.Буксировка неисправных автомобилей должна производиться автомобилями помощи, оборудованными прицепными приспособлениями.

14.При подаче автомобиля назад, водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

15.При плохой видимости подачу назад производить с сигнальщиком.

16.На погрузочно-разгрузочных объектах, в зоне действия механизмов запрещается выполнение каких-либо работ по ремонту и обслуживанию автомобилей.

17.Переправа автомобилей вброд и по льду разрешается производить только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями.

18.При накачивании шин на линии обязательно применять предохранительную вилку или колесо, следует класть кольцом вниз к земле.

19.Не протирайте двигатель ветошью, смоченной бензином.

20.Не засасывайте ртом этилированный бензин.

21.При пуске двигателя рукояткой, проверьте нейтральное положение рычага включения передач, не берите рукоятку в обхват.

22.Подогрев двигателя, коробки передач, заднего моста и других агрегатов автомобиля открытым огнем запрещается.

23.Открывайте пробку радиатора работающего двигателя осторожно, оберегая лицо и руки от ожогов паром.

24.В дождливую погоду, при снегопаде и гололеде будьте осторожны при входе в кабину и выходе из нее, своевременно очищайте грязь, снег и лед с подножек кабины.

25.При погрузке автомобиля шофер обязан следить за правильным размещением груза в кузове, соблюдением разрешенных габаритом, его укладку, крепления и увязку, обеспечивающих надежность и безопасность.

1. Какие поездки сотрудников признаются служебными командировками

2. Что изменилось в порядке оформления служебных командировок в 2015 году.

3. Какими документами оформляется служебная командировка.

Несмотря на огромное количество средств дистанционного общения, без личного присутствия при решении рабочих вопросов иногда просто не обойтись. Поэтому служебные командировки сотрудников практикуются не только в крупных организациях, имеющих филиалы и обособленные подразделения, но и в сравнительно небольших компаниях. При этом, независимо от масштабов организации-работодателя, направление сотрудников в командировки должно быть оформлено по всем правилам. С 2015 года требования законодательства к документальному оформлению служебных командировок несколько смягчились: заполнять командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о его выполнении стало не обязательно (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Однако в остальном придется соблюдать установленные нормы. Как оформить командировки сотрудников с учетом указанных изменений, — читайте в статье.

Что признается служебной командировкой

Согласно ТК РФ, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Место постоянной работы сотрудника определяется трудовым договором с ним, и не всегда оно совпадает с местом расположения самой организации. Поэтому к командировкам относятся, в том числе, следующие служебные поездки работников:

  • поездка в обособленное подразделение (представительство, филиал) командирующей организации, которое находится вне места постоянной работы сотрудника;
  • поездка из обособленного подразделения, в котором работает сотрудник, в головную организацию;
  • поездки дистанционных работников и надомников в головную организацию.

Как следует из самого определения, в служебные командировки могут направляться только сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры. Например, поездка, в которую направляется исполнитель по гражданско-правовому договору, не является служебной командировкой. Также командировками не признаются служебные поездки сотрудников, имеющих разъездной характер работы, или работа которых осуществляется в пути (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

! Обратите внимание: При направлении сотрудника в служебную командировку необходимо учитывать ограничения, установленные Трудовым кодексом:

  • Нельзя направлять в командировки работников, даже при наличии их согласия, относящихся к следующим категориям (ст. 259, 268 ТК РФ):
    • беременные женщины;
    • работники в возрасте до 18 лет.
  • Можно направлять в командировки только с письменного согласия и при отсутствии медицинских противопоказаний работников из следующих категорий (ст. 259, 264 ТК РФ):
    • женщины, имеющие детей до трех лет;
    • работники, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
    • работники, имеющие детей-инвалидов;
    • работники, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Если указанные работники откажутся от командировки, работодатель не вправе командировать их в принудительном порядке. В противном случае работодателя ждет административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непредоставление гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Для юридических лиц наказание довольно существенное – штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Поэтому выгоднее знать нормы трудового права и не нарушать их.

Документальное оформление служебной командировки

Итак, если поездка сотрудника соответствует рассмотренным критериям служебной командировки, ее необходимо оформить надлежащим образом, чтобы выплаты сотруднику и расходы, связанные с такой поездкой, были обоснованы. Порядок документального оформления служебных командировок, как правило, устанавливается в соответствующем локальном акте, например, в Положении о служебных командировках. Работодатель вправе самостоятельно определять количество и формы необходимых документов в зависимости от масштабов деятельности, организационной структуры и других факторов. Рассмотрим документы, которые обычно используются при оформлении служебных командировок.

1. Служебное задание

С 8 января 2015 года составлять служебное задание для направления работника в служебную командировку и отчет о его выполнении не обязательно (пп. б п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595). Однако если работодатель все-таки решил продолжать использование данного документа, это необходимо прописать в локальном акте, где также устанавливается форма служебного задания: унифицированная (№ Т-10а) или самостоятельно разработанная.

Использовать служебное задание для направления в командировку может быть удобно в организациях с большим количеством структурных подразделений и разветвленной иерархией. Руководитель структурного подразделения составляет служебное задание для направления в командировку подчиненного ему сотрудника, в котором обосновывается необходимость командировки: основание, цель, место назначения, срок. Затем на основании этого документа руководитель организации принимает окончательное решение и издает приказ о направлении в командировку.

Очевидно, что небольшим организациям намного удобнее обходится без оформления служебного задания, поскольку вся информация, содержащаяся в нем, присутствует также и в других документах (например, в приказе о направлении работника в командировку), а сокращение «бумажной работы» позволит ускорить процедуру оформления служебных командировок.

3. Подтверждение фактического срока пребывания в командировке

До изменений в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, вступивших в силу 8 января 2015 года, документом, подтверждающим фактический срок нахождения сотрудника в командировке, было командировочное удостоверение (форма № Т-10). Командировочное удостоверение сотрудник представлял по возвращении из командировки с проставленными отметками о времени прибытия в пункты назначения и убытия из них.

Теперь оформлять командировочное удостоверение не требуется, а фактический срок нахождения сотрудника в командировке подтверждают (п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки):

  • проездные документы (авиа-, ж/д- билеты и т.д.), или
  • служебная записка с приложенными оправдательными документами (путевой лист, кассовые чеки, квитанции и т.д.) – в случае .

Срок служебной командировки рассчитывается как период со дня выезда сотрудника в командировку по день приезда их нее. При этом днем выезда является день отправления транспортного средства (автобуса, поезда, самолета и т.д.) от места постоянной работы сотрудника, а днем приезда – день прибытия транспортного средства. День отъезда в командировку (прибытия из командировки) определяется по времени отправления транспортного средства: до 24:00 часов включительно – текущие сутки, а после 00:00 часов – следующие сутки (абз. 2 п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Пример .

Работник едет в командировку на поезде, который отправляется 25 февраля в 23:58. В этом случае первым днем командировки будет 25 февраля, то есть за весь этот день (полный) работнику полагается выплата суточных.

! Обратите внимание: Если место отправления транспортного средства (аэропорт, станция, пристань) находится за пределами населенного пункта, где расположена командирующая организация, то для определения срока служебной командировки, необходимо также учесть время, которое требуется сотруднику, чтобы добраться до аэропорта, станции или пристани (абз. 3 п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Пример.

Работник отправляется в командировку на самолете, который вылетает 5 марта в 00:30, при этом аэропорт находится за пределами населенного пункта, в котором расположена командирующая организация (место постоянной работы сотрудника). Чтобы добраться до аэропорта, сотрудник выезжает 4 марта в 23:00. В данном случае днем начала командировки является 4 марта, даже несмотря на то, что в билете указана дата 5 марта.

4. Продление срока служебной командировки

В некоторых случаях может возникнуть необходимость продлить первоначально установленный срок служебной командировки. Процедура продления срока командировки законодательно не регламентирована, поэтому работодатели могут самостоятельно ее разработать и закрепить в локальном акте о командировках. В общем случае продление срока служебной командировки включает в себя следующие действия:

  • Запрос согласия на продление срока командировки у сотрудников, которые могут быть направлены в служебные командировки только с их письменного согласия;
  • Издание приказа о продлении срока служебной командировки (в произвольной форме) с указанием причины такого продления и новой даты окончания командировки;
  • Перечисление работнику денежных средств на оплату дополнительных командировочных расходов, связанных с увеличением срока командировки;
  • Уведомление работника о продлении срока служебной командировки (например, направление скана приказа о продлении командировки по электронной почте).
5. Отражение служебных командировок в табеле учета рабочего времени

В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-13) необходимо отражать отработанное время всех сотрудников, в том числе и тех, кто направлен в служебные командировки. На основании приказа о направлении в служебную командировку дни командировки отмечаются в табеле буквенным кодом «К» или цифровым кодом «06». Продолжительность отработанного времени в дни командировки не указывается.

! Обратите внимание: Если дни командировки приходятся на выходной или нерабочий праздничный день, то в табеле учета рабочего времени такие дни должны отмечаться кодом «РВ» или «03» (Письмо Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1). Либо указываются два кода «РВ» и «К» или «06» и «03» (Письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291). Главное, чтобы данные табеля учета рабочего времени позволяли правильно рассчитать оплату труда командированного сотрудника: выплаты за рабочие дни командировки в размере среднего заработка (ст. 167 ТК РФ), а также за соответствующие дни командировки (ст. 153 ТК РФ).

6. Ведение журнала учета командированных сотрудников

Работодатели должны вести учет работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, в специальном журнале. Форма журнала и Порядок учета работников, выбывающих в служебные командировки, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 739н в соответствии с п. 8 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки. До тех пор пока такие журналы официально не отменены (как, например, командировочное удостоверение), лучше не пренебрегать их ведением, поскольку при проверке Трудовой инспекцией отсутствие журнала регистрации командированных сотрудников может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

7. Отчет о выполненном в служебной командировке задании

Как уже говорилось в этой статье, с 8 января 2015 года оформлять служебное задание и отчет о его выполнении не обязательно. Однако отсутствие необходимости представлять письменный отчет о выполненном в командировке задании не освобождает работника от выполнения своих трудовых обязанностей в период командировки. Поэтому за работодателем сохраняется право:

  • требовать от работника выполнения в командировке служебного поручения;
  • требовать представления результатов выполненной работы, если это предусмотрено служебным поручением. Например, если сотрудник головной организации командирован в обособленное подразделение для проведения процедур внутреннего контроля, то работодатель вправе требовать от него предоставления результатов такого контроля;
  • привлекать работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него в период командировки трудовых обязанностей.

Кроме того, работодатель может предусмотреть оформление отчета о выполненном в командировке задании в локальном акте о командировках, а также самостоятельно разработать форму такого отчета.

С внесением изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») с 2015 года процедура документального оформления служебных командировок в большей степени регламентируется самим работодателем. Указанные изменения заметно упростили оформление командировок, но, вместе с тем, поставили работодателя перед непростым выбором: какие документы действительно необходимы при оформлении командировок, а без каких вполне можно обойтись? С ответом на этот вопрос Вы, наверняка, уже определились, прочитав статью. А в рассмотрим, какие выплаты положены командированному сотруднику и какие расходы можно отнести к «командировочным». Не пропустите!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Нормативная база

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  3. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  5. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
  6. Письмо Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1
  7. Письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ,
НАПРАВЛЯМЫХ В КОМАНДИРОВКУ

Введение

Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля при направлении в командировку.
Направляя водителей в командировку для выполнения различных заданий, руководитель автопредприятия обязан ознакомить водителей с настоящей инструкцией. Об этом должна быть сделана запись в специальном журнале или задании на командировку.
Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе типовой.
Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Командированный водитель, прибывший на к месту назначения, должен представиться руководству и доложить о цели служебной командировки, далее действовать по их указаниям.
Командированный водитель должен выполнять правила трудового распорядка предприятия, куда он прибыл.
Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на грузовом автомобиле допускаются лица, прошедшие:
Вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
Для выполнения обязанностей водителя грузового автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста.
В командировку посылаются опытные водители, имеющие трудовой стаж не менее 3 года.
1.2. Водитель должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.
1.3. Водитель обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.
1.7. При обнаружении загорания или в случае пожара:
остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горючесмазочных материалов;
приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
1.8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель грузового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)
1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.
отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
падение груза при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке его.
1.14. Получить командировочное удостоверение с указанием цели и срока командировки.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед поездкой в командировку водитель совместно с механиком гаража внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:
техническое состояние автомобиля и прицепа, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, сцепных устройств автопоезда, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
отсутствие подтекания топлива, масла и воды, а у газобаллонных автомобилей на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее; после чего механик автопредприятия вносит запись в специальный журнал о техническом состоянии автомобиля, направляемого в командировку
2.2. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.3. После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.
2.5. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.
2.6. При работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила:
операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
продувку бензосистемы производить насосом;
при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
2.7. Открывать крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.
2.8. С целью повышения безопасности соединение автомобиля с прицепом должно быть посредством жесткого дышла, закрепленного на раме автомобиля шкворня с гайкой. Шкворень соединять с дышлом так, чтобы оно могло свободно поворачиваться; ось дышла прицепа при горизонтальном его положении должна быть на одном уровне со шкворнем.
2.9. Провести целевой инструктаж водителю, направляемого в командировку.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с "Правилами дорожного движения".
3.5. По прибытии к месту назначения представиться руководителю организации, куда прибыл, доложить цель командировки, на какой срок прибыл и далее выполнять распоряжения руководителя организации, куда прибыл водитель.
3.6. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.7. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части. Не допускать к ремонту автомобиля лиц не имеющих на это право (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.).
3.8. Перед погрузочно-разгрузочными работами автомобиль следует поставить на тормоз с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу или задний ход на весь период выполнения работ.
3.9. При укладке грузов в кузов автомобиля или прицеп соблюдать правила безопасности изложенные в инструкции по охране труда для грузчиков.
3.10. При механизированной погрузке на автомобиль крупногабаритных грузов или погрузке экскаватором находиться в кузове или кабине автомобиля не разрешается.
3.11. Подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней есть ограждения или отбойный брус.
3.12. При расцепке прицепов подкладывать под колеса деревянные башмаки, а под дышло упорную штангу. В случае если водитель или лица, сопровождающие автомобиль при тех или иных обстоятельствах работы ставятся в условия опасные для жизни и здоровья немедленно остановить работу, сообщить об этом администрации транспортного отдела.
3.13. Водителю не разрешается:
управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения
или под воздействием наркотических средств;
выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления которая может повлиять на безопасность движения;
при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе или заводить двигатель для обогрева кабины; передавать управление автомобилем посторонним лицам;
производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузки и разгрузки;
перевозить пассажиров на автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, а так же проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

3.13. Работы связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
3.14. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.
3.15. По окончании срока командировки и выполнения задания руководителя, сделать отметку в командировочном удостоверении.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Водитель причастный к дорожно-транспортному происшествию, вызвавшего несчастный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством), должен немедленно сообщить в органы ГИБДД, начальнику АХО или диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии) до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих.
4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения из командировки совместно с механиком транспортного отдела проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2. Автомобиль и прицеп очистить от грязи и пыли, поставить их в установленное место, убедиться в том, что нет возможности возникновения пожара и затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.3. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.
5.4. В установленном порядке отчитаться за командировку.
5.5. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...