Кому и зачем нужны отпечатки моих пальцев? "о государственной дактилоскопической регистрации".


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"О государственной дактилоскопической регистрации"

Принят Палатой представителей 2 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 17 октября 2003 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 10 января 2006 г . № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 2/1192) ;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2006 г . № 146-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 112, 2/1244)

Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование – получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация – деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация – сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители – дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта – бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.

Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь , в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

1.3. граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

органах внутренних дел;

профессиональных аварийно-спасательных службах;

налоговых органах;

таможенных органах;

Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органах прокуратуры;

1.4. члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

1.5. лица, работающие на опасных производственных объектах;

1.6. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

1.7. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

1.8. лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

1.9. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

1.10. иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, либо о предоставлении убежища в Республике Беларусь, либо о выдаче им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

2. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы.

3. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

4. Отказ граждан, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 8. Доступ граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства к дактилоскопической информации

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ознакомление с дактилоскопической информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 9. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится органами внутренних дел по письменному заявлению граждан по месту их жительства или временного пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.

Статья 10. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

1. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят в отношении:

1.1. лиц, указанных в подпунктах 1.1, 1.3–1.6, 1.8–1.10 пункта 1, пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, – органы внутренних дел;

1.2. граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности и Службе безопасности Президента Республики Беларусь, – соответственно Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и Служба безопасности Президента Республики Беларусь, а остальных граждан, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – органы внутренних дел;

1.3. лиц, указанных в подпункте 1.7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, органы внутренних дел по поручению органов уголовного преследования.

2. Материальный носитель, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, направляется в органы внутренних дел.

Статья 11. Сведения, содержащиеся на материальном носителе

На материальном носителе содержатся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или временного пребывания лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию;

наименование государственного органа, осуществившего государственную дактилоскопическую регистрацию;

основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации;

подпись лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию. При отказе лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, от подписания дактилоскопической карты в ней делается об этом запись;

подписи родителей, усыновителей, опекунов или попечителей дактилоскопируемых несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста;

подпись должностного лица, получившего дактилоскопическую информацию.

Статья 12. Основные требования к использованию, хранению дактилоскопической информации

1. Использование и хранение дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляют органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь. Условия хранения дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

2. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

2.1. розыска пропавших без вести граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2.2. установления по неопознанному трупу личности человека;

2.3. установления личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных на момент установления их личности сообщить необходимые данные о себе доступными для понимания способами;

2.4. подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.5. предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

1. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах:

1.1. указанных в подпунктах 1.1–1.5 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – в течение срока их работы (службы), а в случае их письменного согласия – до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет;

1.2. указанных в подпунктах 1.6–1.10 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, – до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Закона;

1.3. прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, – до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

2. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах, проходящих военную службу соответственно в органах государственной безопасности и Службе безопасности Президента Республики Беларусь, в течение срока их службы.

3. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 15 лет.

Статья 14. Право на получение и использование дактилоскопической информации

1. Право на получение и использование дактилоскопической информации имеют органы уголовного преследования, суды, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и структурные подразделения органов внутренних дел по гражданству и миграции.

2. Право на получение и использование дактилоскопической информации может быть предоставлено правоохранительным органам иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

1. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение.

2. Основанием для уничтожения дактилоскопической информации на граждан, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, является их письменное заявление либо заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Об уничтожении указанной дактилоскопической информации орган внутренних дел уведомляет заявителя в срок не позднее 30 суток со дня подачи заявления.

3. Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение, по письменному заявлению этих лиц в случае признания их судом дееспособными.

4. Дактилоскопическая информация о лицах, подозревавшихся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных, уничтожается не позднее одного года после прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора суда.

5. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков ее хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.

Статья 16. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации

Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 19. Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации

Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации осуществляют руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь.

Статья 20. Надзор за государственной дактилоскопической регистрацией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственной дактилоскопической регистрации осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 22. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.

Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.

Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года №236-З
"О государственной дактилоскопической регистрации"

О документе

Опубликование документа

Сотни тысяч граждан Беларуси отказываются сдать отпечатки пальцев. Правоохранительные органы пытаются принудить их к этому, причем во многих случаях такие попытки сопровождаются грубыми нарушениями действующего законодательства. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Попробуем понять и одну и другую сторону.

1. Почему люди не хотят "откатываться".

На это есть разные причин. У каждого человека свое мировоззрение, чувство собственного достоинства, свои взгляды на жизнь, справедливость. То, что для одного может казаться простым и ничего не значащим, для другого может быть как плевок в лицо. Для кого-то процедура не соответствует его религиозным взглядам. Кто-то считает неприятным, что его отпечатки будут постоянно сверяться с отпечатками преступников, найденными на местах преступлений - отпечатками воров, насильников, маньяков. Кто-то вообще сомневается в эффективности и, главное, законности использования "поголовной" базы отпечатков. У кого-то вызывает серьезные опасения надежность технических и организационных средств сбора, хранения и доступа к дактоинформации.

Причин много и они серьезные. Это не просто чье-то банальное нежелание обусловленное, скажем, ленью. Нет. Это серьезная проблема, на которую общество должно обратить внимание пока еще не поздно.

Следует отдельно отметить факт, что подделать отпечатки не составляет никакого труда. Для этого не нужны какие-то специальне технические устройства или материалы - достаточно обычного лазерного принтера и немного клея. Вдумайтесь в это! Получается, что любой, кто тем или иным способом получит доступ к дактоинформации, сможет в домашних условиях изготовить "фальшивые" отпечатки любого гражданина и потом "подкинуть" их куда угодно, включая место совершения преступления. Принимая этот факт во внимание становится не так уж сложно понять тех, кто опасается за надежность хранения дактоинформации. Кто и каким образом может гарантировать нам, простым гражданам, которых загоняют "откатывать пальцы", что наши "пальчики" будут храниться в надежном месте и что к ним будет соответствующим образом ограничен доступ? Подумайте над этим вопросом. Если вам интересно мое скромное мнение, то исходя из моего жизненного опыта, испытываю очень сильные сомнения на этот счет.

Но и это еще не все. Даже если на время "забыть" все вышесказанное и допустить, что все необходимые мероприятия и процедуры, связанные с конфиденциальностью сбора, хранения и доступа к отпечаткам строго соблюдаются. Не нужно иметь чересчур богатое воображение, чтобы придумать достаточно реальную ситуацию, в которой ваши отпечатки могут оказаться на месте того или иного преступления. Могу привести несколько примеров.

1. Предположим, вы выпили пиво, а бутылку выбросили. Потом кому-то чисто случайно эта бутылка попалась под руку и этот кто-то этой самой бутылкой проломил своему товарищу голову. Эксперты найдут на бутылке ваши отпечатки. Хорошо, если при этом обнаружатся еще и отпечатки действительно виновного. А если нет? Если он в перчатках был? Или если чисто случайно его отпечатки не сохранились или оказались смазанными?

2. Представьте, вы взяли пачку сока в магазине или ларьке. Взяли, подержали в руках и решили не покупать по какой-то причине. А следом за вами ее взял, купил и оставил на месте преступления какой-нибудь бандит.

3. Сосед попросил у вас ножик "колбаску порезать", а потом по-пьяни воткнул это ножик в своего собутыльника.

Придумывать ситуации можно бесконечно, насколько хватит фантазии. Во всех этих случаях Вам будет очень тяжело и вероятно даже невозможно доказать, что вы не совершали преступления. Отпечатки - это серьезные доказательства. И если ваш отпечаток совпал по базе, следователь уже считает вас потенциальным преступником и будет заниматься сбором материала на вас, а не поиском настоящего преступника. И даже если вам повезет и получится доказать вашу невиновность, то сколько времени, нервов, здоровья вам и вашим близким это будет стоить? Думаете, вам кто-то компенсирует все это? Сомневаюсь... Не факт, что хотя бы извинятся.

Вот реальный пример из жизни, рассказанный человеком, попавшим в подобную ситуацию: "Дактилоскопировался я давно, и с тех пор один раз меня просто дернули как далекого свидетеля, а вот в другой раз я попал по полной программе. Ограбили склад и рядом с вскрытым ящиком нашли ручку, на которой был отпечаток одного из моих пальцев. Меня пригласили в милицию, предъявили обвинение и задержали как подозреваемого. Говорят, что отпечаток мой нашли и все – сиди мол в камере - жди. Правда, позвонить по телефону разрешили. Чем я и воспользовался – напряг сильных мира сего и … Пришел уже нормальный следователь и скрупулезно начал выяснять, почему мои пальцы там оказались, но я же ничего не знаю – чувствую что плохо дело. И вот он начал прокручивать на дисплее все фотки сотрудников склада и я С БОЛЬШИМ ТРУДОМ вспомнил (профессиональная память), что работал как-то с парнишкой похожим одним. Меня выпустили под подписку и только потому, что у меня есть знакомые в сфере, так сказать. Сказали, что если бы не Иван Иванович, то обязаны были меня задержать!!! Короче, нашли того парня и допросили – удалось доказать, что он грабанул. Очень повезло мне тогда, но тот случай запомню надолго."

Для справки: за 2010й год в Беларуси было вынесено только 0,36% оправдательных приговоров от общего числа (61.054). Т.е. вероятность того, что вас признают виновным - 99,64%. Впечатляет? Для сравнения - процент оправдательных приговоров в ЕС - 20%, США - 25%, Великобритания - 29%.

Вам недостаточно приведенных аргументов? Поразмышляйте на эту тему. Вполне

вероятно, что вы найдете и другие причины остерегаться дакторегистрации.

2. А что нам говорит Закон?

Начнем сначала, то бишь с Конституции Республики Беларусь. В соответствии со статьей 58 Конституции "Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав". Статьи, обязывающей гражданина РБ проходить дакторегистрацию в Конституции нет. Какова же ситуация с законами?

Согласно статьи 7 Закона о дактилоскопической регистрации №236-3 Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат военнообязанные. Здесь следует уточнить, что именно в соответствии с этой статьей и проводится кампания по снятию отпечатков у населения.

Согласно пункту 9 Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации,утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18.11.2004 №565, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация военнообязанных проводится при наличии: направления соответствующего государственного органа на обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию по форме, устанавливаемой Министерством внутренних дел.

В настоящее время упомянутая форма направления Министерством внутренних дел не установлена.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона №236-3: "Отказ граждан от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь". Данная формулировка предусматривает, что в законодательных актах должна быть четко указана ответственность за отказ от обязательной дакторегистрации. На сегодняшний день такая ответственность не определена.

Попробуем резюмировать простым и понятным языком приведенные выдержки из законодательства:

1. Обязанность пройти дакторегистрацию военнообязанным в законодательстве не постулируется. Написано лишь, что военнообязанные "подлежат" дакторегистрации, что совсем не то же самое, что "обязаны". Например, неопознанные трупы тоже "подлежат" дакторегистрации. Значит ли это, что трупы тоже "обязаны" ее пройти по повестке из РОВД?

2. Какие-либо определенные сроки прохождения дакторегистрации в нормативно-правовых актах так же отсутствуют. Т.е. даже если предположить, что "обязанность" будет задекларирована, то без указания конкретных сроков такая обязанность может до бесконечности откладываться гражданином на "потом когда-нибудь".

3. Нормативно-правовыми актами не определена форма направления на дакторегистрацию. И это факт делает прохождение обязательной дакторегистрации физически невозможным. Да, вы можете сдать отпечатки пальцев в добровольном порядке, если аргументы из первой части данного повествования вас не убедили. Но пройти обязательную дакторегистрацию вы можете только получив направление утвержденной формы, которой на данный момент не существует в природе.

4. В законодательстве отсутствует какое-либо наказание от прохождения обязательной дакторегистрации. Т.е. даже если бы вы согласно закона были бы обязаны и была бы утверждена форма направления и сроки прохождения, то при отсутствии предусмотренного наказания вы, теоретически, можете уклоняться от исполнения данной обязанности и вас не смогут наказать по закону, т.к. наказания законом не предусмотрено.

3. У правоохранительных органов свое отношение к законодательству

А что же наши правоохраниельные органы? В соответствии со статьей 22 закона о милиции на МВД возложена обязанность проводить дакторегистрацию.

Как это обычно бывает самые большие начальники отдали по цепочке приказы "выполнить, обеспечить, собрать" тем, у кого звездочки размером и количеством поменьше. Т.е. получается "крутись как хочешь, а приказ выполни". И это при тех явных недоработках в законодательстве о которых писалось во второй части. Вот они и "крутятся" - пишут липовые, не соответствующие законодательству повестки, звонят на мобильные, домашние, рабочие телефоны. Угрожают не только тому, кого хотят принудить к "откатке", но семье, руководству по месту работы. И так далее и тому подобное. Приходят с "чемоданчиками" на работу. Приходят домой. "Вылавливают" по дороге на работу или обратно. Пытаются "откатать" чуть ли не в поъезде, чем грубо нарушают законодательство и инструкции своего же Министерства. Кричат, ругаются, угрожают. Иногда, но редко, просто просят - так и так, у нас требуют, накажут, лишат премии. Их тоже можно понять. У них - служба. У них - приказ.

Но почему при этом страдают простые граждане, которые подвергаются незаконному давлению со стороны этих сотрудников? Почему сотрудники не пишут рапорты своим вышестоящим начальникам, что так мол и так, в законодательстве дыры, не принуждайте нас нарушать закон отдавая невыполнимые приказы. Нет, они стараются "изобрасти" какие-то способы, чтобы правдами и неправдами "выбить" из вас отпечатки пальцев. Угрожают привлечь к ответственности по cтатье 23.4 КоАП РБ "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий". В то время, как требование пройти дакторегистрацию не является законным и поэтому действие указанной статьи на это требование не распространяется.

Стоит так же отметить, каким образом процедура проводится в отношении тех, кто пришел "откататься" по "липовой" повестке или незаконному вызову потелефону. Со слов граждан зачастую процедура проводится в довольно унизительной форме, что выражается, например, в отсутствие элементарной возможности смыть краску с рук после процедуры. Получается - сначала стоишь в очередь на "откатку", а потом еще очередь к грязному умывальнику с обмылком хозяйственного мыла. Причем иногда нет даже хозяйственного, а иногда и умывальникак как такового нет (т.е. он конечно есть где-то в здании, но туда после "откатки" не пускают). Зачем-то снимаются отпечатки не только всех пальцев, но даже ладоней. Зачем? При получении визы в страны, где требуются отпечатки, снимают только 2 больших пальца и все.

4. Экономический аспект

В Беларуси примерно 2,5 млн военнообязанных. Предположим, что на каждого нужно потратить по очень скромным подсчетам хотя бы 15 минут времени на написание/отсылку повестки и последующую "откатку". Путем простых математических операций несложно подсчитать, что это 625.000 человеко-часов или примерно 3.255 человеко-дней. Умножив это число на 500, т.е. официальную среднюю зарплату по стране в долларах получаем сумму 1.627.604. Т.е. из государственного бюджета на эту во всех смыслах сомнительную кампанию ушло как минимум, полтора миллиона долларов. И это по очень"скромным" подсчетам - мы же не учитывали повторные повестки, телефонные звонки, визиты домой, на работу, написание сотрудниками соответствующих отчетов и т.д и т.п. Большая это сумма или нет - решайте сами. Мое же скромное мнение - лучше бы эти средства направили на что-то более полезное, в детские дома, например.

Многие наши соотечественники пытаются привлечь внимание общественности и государственных органов к описанным в данной статье проблемам. Например, получен ответ из Минздрава о недопустимости использования типографской краски для целей дакторегистрации. А именно такой краской предписывают пользоваться в нормативно правовых актах. Были так же отправлены запросы в Конституционный Суд, Министерство обороны, Палату представителей, Прокуратуру и другие инстанции. К сожалению, Конституционный Суд "дистанцировался" от данных вопросов, ответив, что проверять конституционность законов с подачи обращений граждан они не станут. Палата представителей ответила примерно в том же ключе. В свою очередь, Министерство обороны официально подтвердило отсутствие какого либо документа согласующего порядок проведения Дактилоскопической регистрации в отношении лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 7 Закона об обязательной государственной дактилоскопической регистрации (т.е. военнообязанных). Кроме этого граждане пишут жалобы на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов. Один из совсем свежих примеров – Сопредседатель оргкомитета по созданию общественного объединения ветеранов войны в Афганистане Александр Комаровский 16 марта направил заявление прокурору Жодино с требованием провести проверку законности действий местной милиции, которая вынуждает афганца сдать отпечатки.

6. Ты сдал отпечатки пальцев?

Если раньше гражданину сначала должны были предъявить обвинение и только после этого в отношении его проводилась экспертиза согласно УПК, то сейчас всех подряд катают в базу непонятно для чего. Может быть для того, чтобы проводить дактилоскопические экспертизы игнорируя УК, УПК? Т.е. в обход закона, избегая необходимости следовать процедурам, соблюдать права и выполнять обязанности определенные законодательством?

Раньше последовательность была такая:

1. Презумпция невиновности -> 2. Факты, позволяющие сделать человека подозреваемым -> 3.Объявление подозреваемым -> 4."Откатка" пальцев -> 5.Сверка с отпечатками, обнаруженными на месте преступления.

Теперь же получается, что следователь (или любое другое лицо, имеющее доступ к базе) сможет беспрепятственно перейти cразу к последнему пункту. Это означает, что любой гражданин заведомо, автоматически считается подозреваемым. Получается, что сейчас, возможно, пытаются легализовать чистейшее беззаконие и отменить определенные положения УПК? Мне кажется, что рассмотрение проблемы в таком ракурсе делает ее на порядок серьезнее, чем описанный выше произвол участковых и других рядовых сотрудников правоохранительных органов. Осмелюсь предположить, что вопрос, поставленный таким образом, относится к компетенции Конституционного Суда.

Думаете, вас лично это не касается? Да, многие так думают. И потом испытывают сильнейший шок, когда их объявляют виноватыми без вины. Но когда это случается, то уже слишком поздно, к сожалению. Сегодня в ряды потенциальных преступников записали всех военнообязанных. Думаю, это только первый шаг. Вторым шагом, вероятнее всего, будет поголовная "откатка" всех граждан. Так что не думайте, что вас это не коснется, если общество "не заметит" проблемы сейчас, когда еще не поздно исправить ошибку. И не важно, "откатались" вы уже или еще нет. Каждый должен еще раз подумать и принять принципиальную позицию. Если сейчас этого не сделать - потом будет уже поздно.

Лично я не хочу, чтобы государство без каких-либо на то оснований считало меня потенциальным преступником. А вы? Неужели вы этого хотите?

Вместо эпилога.

Так кому нужно нарушение конституционных прав граждан? И главное, для чего это нужно? Если год назад механизм принятия обязанности был чётким и носил характер добровольного осознанного принятия гражданином данного обязательства, то теперь это просто принуждение.

Отказ от ОДР не формирует состава преступления. Человек, отказываясь от ОДР, не наносит вреда, ущерба государству или обществу. ВООБЩЕ. За что его карать? Польза от базы данных с отпечатками всех граждан довольно сомнительная. А вот потенциальный вред очевиден любому гражданину.

Откуда берётся дискриминационный признак - военнообязанность? Каким образом дактилоскопия отностится к военнообязанности? Разве она служит укреплению обороноспособности Родины? При чём тут именно военнообязанность?

Как можно доверять сотрудникам МВД свои отпечатки пальцев, если уже в самом начале, при сборе дактоинформации они нарушают законодательство, причем зачастую грубо нарушают? На сайте МВД есть результаты социологического опроса 2009го и 2010го годов, согласно которому на вопрос "доверяете ли вы милиции" каждый десятый ответил, что "не доверяет", каждый второй, что "не доверяет в полной мере". Полностью доверяет только один из трех опрошенных.

Кому это нужно? Гражданам страны? Покажите мне хоть одного гражданина, который скажет, что ему это нужно. Получается, что кто-то принял очень серьезное решение, касающееся всех граждан государства, без учета мнения этих самых граждан? Разве это правильно?

Много вопросов. Серьезных вопросов. Хотелось бы услышать официальные компетентные ответы из государственных органов.

Ваш читатель, Кирилл Валерьевич.

С сегодняшнего дня страны Шенгенского соглашения ввели биометрические визы. Это значит, что теперь подавать документы в консульства и визовые центры белорусам нужно лично и при этом сдавать отпечатки пальцев . Фотографию заявителя отсканируют.

Не будут сдавать отпечатки пальцев дети до 12 лет

Сдача биометрии – обязательное условие для подачи документов на шенгенскую визу. Но отпечатки пальцев не будут сдавать дети до 12 лет, а также лица, у которых их взять невозможно (физические особенности), монархи и члены королевской семьи, главы государств и члены правительства, а также члены официальных делегаций во время дипломатических поездок и их супруги.

Владельцев дипломатических паспортов от этой процедуры не освобождают.

Сдать отпечатки пальцев можно и в визовом центре

В визовых центрах стран Шенгенского соглашения также можно сдать биометрические данные при подаче документов на визу. Сегодня сдать отпечатки пальцев в Беларуси можно в визовых центрах Литвы и Латвии.

Также в Беларуси такие центры открыли посольства Испании, Дании и . Планируется открытие визового центра Хорватии и Италии, восьми польских визовых центров.

Визовые центры не являются дипломатическими представительствами, но оказывают все услуги по получению визы и считаются официальными посредниками при посольстве. За свои услуги они берут сервисный сбор, который не должен превышать 30 евро. В центрах можно отсканировать, распечатать документы, предварительная запись на подачу заявлений не нужна.

Отпечатки пальцев не будут передавать в Интерпол

Отпечатки пальцев из базы Визовой информационной системы могут запрашивать национальные правоохранительные органы, однако их не будут передавать Интерполу. В будущем Европол (полицейская служба Европейского союза) получит доступ к базе отпечатков, если речь будет идти о предотвращении, выявлении и расследовании террористических актов и прочих тяжких уголовных преступлений.

Доступ к базе данных не будет передаваться третьим странам.

Увеличится ли время подачи документов?

В посольстве Италии и визовом центре Латвии в Минске пока не могут прокомментировать, увеличится ли время подачи заявлений в связи с нововведением. Об этом можно будет говорить только спустя какое-то время после запуска системы.

Но как Кристоф Брамулле , консул Франции в Беларуси, такая процедура уже действует во французском посольстве с 2005 года. За четыре минуты, выделенные для подачи ходатайства, одна минута уходит на снятие отпечатков пальцев и сканирование фотографии. Это не создало проблем и очередей, но, наоборот, в дальнейшем облегчило получение визы при повторном обращении.

Посольства максимально подготовились к нововведению и надеются на понимание белорусов

В связи с нововведениями посольства и визовые центры расширили свои возможности по обработке документов.

Как рассказал посол Италии в Беларуси Стефано Бианки , 23 июня работать с ходатайствами граждан будут восемь сотрудников посольства, при этом снимать отпечатки пальцев смогут на четырех сканерах.

В ближайшее время должны ввести в эксплуатацию дополнительное здание диппредставительства. Там будет еще шесть окон для подачи документов и столько же сканеров для снятия отпечатков пальцев.

При этом в летний период посольство увеличило количество сотрудников, которые работают с визами, с 10 человек до 25.

– В связи с введением новой системы по сбору биометрических данных, можно предположить, что работа посольства несколько замедлится. Однако мы рассчитываем на понимание со стороны белорусов и не ожидаем от сегодняшнего дня ничего революционного, – заметил посол.

Чтобы избежать очередей, в консульском отделе Польши увеличили количество окошек для приема документов с семи до девяти. Документы будут принимать на два часа дольше – до 16.00.

Заявления на национальные визы можно подать в отдельном окошке.

В консульском отделе посольства Польши в Минске , что как в столице, так и в консульствах в Гродно и Бресте на 100% готовы работать с Визовой информационной системой. В диппредставительстве надеются, что с введением системы текущее количество выдаваемых белорусам виз сохранится. В 2014 году консульские отделы Польши в Беларуси выдали 402 016 виз. Это на 16% больше, чем в 2013 году.

В консульском отделе посольства Германии в Минске также увеличили количество окошек для приема документов на визу: с восьми до десяти. При этом выросло количество сотрудников, которые занимаются приемом ходатайств, – с 20 до 22.

В визовом центре Литвы заверили, что тоже полностью готовы к работе с новой системой.

Со своей стороны в визовом центре Латвии в Минске рассказали, что установили три сканера для сдачи отпечатков пальцев и увеличили количество окошек для приема документов с двух до трех. В дальнейшем планируют сделать рабочим днем и субботу.

Систему вводят ради безопасности туристов и упрощения процесса получения виз

Страны Восточного партнерства, в том числе и Беларусь, – семнадцатый регион, в котором приступили к внесению данных заявителей на визу в страны Шенгенского соглашения в базу Визовой информационной системы. Нововведение позволит упростить процесс получения виз благодаря обмену информацией между посольствами.

Посол Италии в Беларуси Стефано Бианки также уверен, что эти перемены поспособствуют улучшению ситуации с безопасностью туристов и жителей стран Шенгена.

Принят Палатой представителей 2 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 17 октября 2003 года


Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.


Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.


Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.


Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.


Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.


Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.


Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

1.3. граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

органах внутренних дел;

профессиональных аварийно-спасательных службах;

налоговых органах;

таможенных органах;

Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органах прокуратуры;

Следственном комитете Республики Беларусь;

1.4. члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

1.5. лица, работающие на опасных производственных объектах;

1.6. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

1.7. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

1.8. лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

1.9. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

1.10. иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, либо иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за получением разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также иностранных граждан и лиц без гражданства старше 60 лет;

1.11. военнообязанные.

2. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы.

3. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

4. Отказ граждан, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.


Статья 8. Доступ граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства к дактилоскопической информации

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ознакомление с дактилоскопической информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 9. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится органами внутренних дел по письменному заявлению граждан по месту их жительства или пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.


Статья 10. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

1. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят в отношении:

1.1. лиц, указанных в подпунктах 1.1 - 1.6, 1.8 - 1.11 пункта 1, пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, за исключением граждан Республики Беларусь, указанных в подпункте 1.2 настоящего пункта, - органы внутренних дел;

1.2. граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, - соответственно Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, а военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, - Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;

1.3. лиц, указанных в подпункте 1.7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, органы внутренних дел по поручению органов уголовного преследования.

2. Материальный носитель, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, направляется в органы внутренних дел.


Статья 11. Сведения, содержащиеся на материальном носителе

На материальном носителе содержатся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или пребывания лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию;

наименование государственного органа, осуществившего государственную дактилоскопическую регистрацию;

основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации;

подпись лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию, за исключением несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, признанного недееспособным по решению суда. При отказе лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, от подписания дактилоскопической карты в ней делается об этом запись;

подписи родителей, усыновителей, опекунов или попечителей дактилоскопируемых несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, подписи опекунов лиц, признанных недееспособными по решению суда;

подпись должностного лица, получившего дактилоскопическую информацию.


Статья 12. Основные требования к использованию, хранению дактилоскопической информации

1. Использование и хранение дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляют органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Условия хранения дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

2. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

2.1. розыска пропавших без вести граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2.2. установления по неопознанному трупу личности человека;

2.3. установления личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных на момент установления их личности сообщить необходимые данные о себе доступными для понимания способами;

2.4. подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.5. профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.


Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

1. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах:

1.1. указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.11 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, за исключением лиц, указанных в пунктах 2 и 2-1 настоящей статьи, - в течение срока их работы (службы), состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет;

1.2. указанных в подпунктах 1.6 - 1.10 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Закона;

1.3. прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

2. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах, проходящих военную службу соответственно в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, в течение срока ее прохождения этими лицами.

2-1. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь хранит материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, в течение срока состояния их в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет.

3. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 15 лет.


Статья 14. Право на получение и использование дактилоскопической информации

1. Право на получение и использование дактилоскопической информации имеют органы уголовного преследования, суды, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел.

2. Право на получение и использование дактилоскопической информации может быть предоставлено правоохранительным органам иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.


Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

1. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение.

2. Основанием для уничтожения дактилоскопической информации на граждан, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, является их письменное заявление либо заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Об уничтожении указанной дактилоскопической информации орган внутренних дел уведомляет заявителя в срок не позднее 30 суток со дня подачи заявления.

3. Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение, по письменному заявлению этих лиц в случае признания их судом дееспособными.

4. Дактилоскопическая информация о лицах, подозревавшихся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных, уничтожается не позднее одного года после прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора суда.

5. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков ее хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.


Статья 16. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


Статья 17. Ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации

Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Статья 18. Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Глава 3 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 19. Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации

Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации осуществляют руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.


Статья 20. Надзор за государственной дактилоскопической регистрацией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственной дактилоскопической регистрации осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Глава 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.


Статья 22. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...