Конституционный суд РФ: история, структура, полномочия. Конституционный суд рф кратко


Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125 ) и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ . Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей . Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет .

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ :

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;

в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции :

а) между федеральными органами гос. власти;

б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;

в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона , примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения ;

7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права . При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов . По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации .

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат .

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд : 1) разрешает дела о соот-и Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ ; 2) дает толкование Конституции РФ ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послания Конституционного Суда ; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях также : 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; 2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях , а также распределяет дела между палатами; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда , а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В число этих дел входят: 1. Дела о соот-и Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ , изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ .

2. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции: а) между фед. органами гос. власти ; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов ; в) м/у высшими гос. органами субъектов РФ .

Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

История

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

Статистика

За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).

Конституционный Суд РФ единственный уполномоченный орган конституционного контроля. КС РФ рассматривает дела на пленарных заседаниях и на заседаниях своих палат. На пленарных заседаниях рассматриваются исключительно наиболее важные и ответственные дела, для решения которых необходимо мнение всех судей, серьезные дискуссии и максимально внимательный подход. К таким вопросам относят рассмотрение Конституций республик РФ и уставов субъектов РФ, оценка их на соответствие Конституции РФ. Какие же вопросы и как формируются палаты конституционного суда РФ будет рассмотрено далее.

Словарное определение "палаты Конституционного суда РФ"

Согласно учебному пособию по Конституционному праву РФ под общей редакцией Червонюка, палаты Конституционного суда Российской Федерации - специальные структурные части Конституционного Суда. Предназначение палат заключается в рассмотрении дел, которые отнесены к непосредственной компетенции КС РФ. Исключением являются вопросы, которые согласно законам РФ должны быть рассмотрены исключительно на пленарном заседании.

Структура, процесс формирования и состав палат КС РФ

Конституционный Суд РФ состоит из двух разных палат. Одну палату именуют "большой" - в ней присутствует 10 судей КС РФ. Вторая палата имеет название "малая" - 9 судей от общего числа судей КС (19 человек). Для формирования личностного состава палат используется процесс жеребьевки. О том, каким именно образом проходит жеребьевка указано в Регламенте Конституционного Суда РФ. Для избежания давления и манипуляции служебным положением, законом установлено, что Председатель и его заместитель не могут быть членами одного состава палат.

На каждом заседании палаты функцию председательствующего палаты исполняет новый судья. Делают они это поочередно. Главное условие - председательствующий судья является членом палаты, в которой он выполняет такую функцию. В большинстве случаев, очередность осуществляется в алфавитном порядке, но это не обязательно, могут быть приняты во внимание и иные обстоятельства.

Дела, рассматриваемые на заседаниях палат КС РФ

На заседаниях палаты КС РФ рассматривают дела о:
  1. полном и безоговорочном соответствии всех возможных нормативных актов (кроме тех, рассмотрение которых является полномочием пленума) Конституции РФ;
  2. дела, основанные на жалобах на нарушение прямых конституционных прав, интересов и свобод граждан;
  3. иные вопросы, перечень которых продиктован статьей 22 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". В статье 73 вышеназванного закона сказано, что если большинство судей-членов одной палаты слоняются к решению, которое прямо противоречит правовой позиции, выраженной в подобных решениях КС РФ, то такое дело должно быть передано на рассмотрение пленума.


Конституционный Суд РФ является составным элементом судебной системы РФ. Не смотря на это есть некоторые особенности конституционного суда РФ. А точнее, таких особенностей...


Функции конституционного суда РФ четко прописаны в федеральном законодательстве и Конституции страны. Создан КС был в 1991 году, а уже через три года он был полностью...


Существующая Судебная практика верховного суда насчитывает множество дел в сфере уголовного, гражданского и административного права. Рассмотрим некоторые из них и приведем...


Организация конституционного суда РФ представляет собой определенную структуру деятельности данной инстанции. ФКЗ от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ статья 20 говорит о том, что КС...

Конституционный Суд РФ, как считают многие эксперты, - это один из ключевых органов власти с точки зрения государственной стабильности и качества политического управления страной. Интересно изучить его структуру, компетенции, а также спектр полномочий. Какие источники права регулируют каждый из этих аспектов? Каковы особенности работы судей КС РФ?

Определение

Как звучит определение Конституционного Суда РФ? Корректными источниками, откуда мы можем взять необходимые формулировки, могут быть действующие правовые акты. Многие юристы предпочитают, к примеру, брать за основу положения соответствующего Согласно формулировкам, в данном источнике рассматриваемый орган власти признается органом конституционного контроля, который самостоятелен и автономен.

Как мы видим, определение звучит достаточно просто. В некоторых случаях изучаемая инстанция именуется как федеральный Конституционный Суд РФ, но это, строго говоря, не вполне верно. В релевантных источниках права такое определение изучаемого органа власти отсутствует.

Главный источник права, в соответствии с которым осуществляет свою деятельность Конституционный Суд, - Конституция РФ, основной закон государства. Согласно ей рассматриваемая инстанция относится к высшим федеральным органам власти. В ключевых компетенциях КС РФ - рассмотрение судебных дел, связанных с анализом законов и иного типа правовых актов на предмет соответствия основному закону страны, его толкование и разрешение релевантных споров. Определение Конституционного Суда РФ также дано в соответствующем федеральном законе.

сроки полномочий

Рассматриваемая инстанция осуществляет свою деятельность в рамках двух палат. В первой работают 10 судей, во второй - 9. Комплектация каждой осуществляется согласно жребию и регламенту. В среде юристов есть мнение: срок полномочий Конституционного Суда РФ в аспекте функционирования палат в неизменном составе - три года. Данная точка зрения соотносится с положением 20-й статьи ФЗ, регулирующего деятельность данного органа власти. Однако нет такого требования, что судьи должны меняться одновременно. Более того, ни в одном из законов не отражено условий, по которым данный орган власти может прекратить деятельность. Поэтому можно сказать, что срок полномочий Конституционного Суда РФ России законом не ограничен.

Судьи КС РФ назначаются Верхней Палатой Федерального Собрания по представлению главы государства. Деятельность они могут вести до достижения ими возраста 70 лет. Правда, это правило не касается Председателя КС. Данное должностное лицо также утверждается по представлению Президента РФ Советом Федерации и выбирается из числа действующих судей. Срок полномочий на этой должности - 6 лет. При аналогичных условиях назначаются Заместители председателя КС РФ.

В КС РФ работают также и рядовые сотрудники. Они формируют аппарат КС РФ, главной структурой которого является Секретариат. Сотрудники КС РФ осуществляют обеспечение работы Суда в аспекте организационных нюансов, научно-аналитических направлений, информационной и справочной поддержки, а также помогают судьям в их работе.

Свои функции Конституционный Суд осуществляет в Санкт-Петербурге. При этом заседания могут проводиться, если данный орган власти сочтет нужным, в любом другом городе. Представительство КС РФ открыто также и в Москве. Оно отвечает, в частности, за взаимодействие Конституционного Суда с другими органами власти в столице.

Назначение и работа судей

Рассмотрим аспект, связанный с назначением, а также работой судей в КС РФ, более подробно. Соответствующую должность в изучаемом органе власти может занять гражданин России, которому исполнилось 40 лет, имеющий диплом об окончании вуза по юридической специальности. Минимальный стаж по профессии - 15 лет. Назначаются судьи КС РФ, как мы уже отметили выше, происходит посредством тайного голосования сенаторов. Для того чтобы человек был назначен судьей КС РФ, ему достаточно набрать простое большинство голосов. По факту выборов Председатель Совета Федерации приводит избранного судью к присяге.

Деятельность граждан РФ на соответствующей должности в КС РФ несовместима с рядом других активностей - таких, как, например, работа в качестве депутата Федерального Собрания и других органов законодательной власти. Нельзя занимать государственные или связанные с общественной деятельностью должности, заниматься бизнесом и иной работой, которая может чем-то помешать выполнению основных трудовых функций. Вместе с тем, судьи КС РФ могут преподавать, заниматься наукой или творчеством.

Кто может обращаться в КС РФ?

Взаимодействовать с КС РФ могут граждане, органы власти или организации посредством запроса, жалобы или же ходатайства. В общем случае, основанием для того, чтобы КС России принял решение о начале рассмотрения дела, может являться неопределенность касательно того, соответствует ли некий нормативный акт основному закону России. К жалобе, ходатайству или запросу в КС РФ нужно приложить текст правового акта, который необходимо проверить на предмет конституционности. Для участия в судебном слушании могут быть вызваны свидетели и эксперты.

Юридическая сила решений КС

Решения данного органа власти обязательны к исполнению федеральными и региональными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданами, организациями и общественными объединениями, включая и главу государства. Таким образом, никто из субъектов общественно-политических процессов не вправе издавать указания в отношении Конституционного Суда. Поскольку полномочия Конституционного Суда РФ подразумевают затрагивание непосредственных интересов государства, то в отношении данного органа власти существуют определенные гарантии независимости. Свою деятельность рассматриваемая инстанция может осуществлять, обладая финансовой, организационной, а также материальной автономией от других властных институтов, с поправкой на то, что денежное обеспечение работы судей осуществляется за счет бюджета.

Конституционный Суд и другие органы власти

С Конституционным Судом РФ взаимодействуют также и другие высшие органы власти: Президент, Госдума, Совет Федерации, а также Правительство. Они назначают постоянных представителей в данной инстанции, которые принимают непосредственное участие в судебных заседаниях и могут занимать некоторую позицию в отношении рассматриваемых дел.

Таким образом, как считают эксперты, институты конституционного права в РФ представлены не только Судом соответствующей компетенции, но также и всеми базовыми структурами политической власти. Однако, участвуя в заседаниях, указанные органы власти не вправе оказывать на судей, рассматривающих дела, никакого давления.

Специфика компетенций

Согласно модели, которая формирует российское конституционное право, Конституционный Суд РФ обладает компетенцией, именуемой "связанной". Что это значит? Буквально следующее: полномочия Конституционного Суда РФ могут быть реализованы только при наличии запросов от субъектов общественно-политических процессов, предусмотренных основным законом государства. Таким образом, данный орган власти не наделен правом рассматривать дела, исходя из инициативы входящих в его состав судей. Вместе с тем, такого типа полномочия Конституционного Суда РФ возможно осуществлять в рамках задействования права законодательной инициативы. Так сказано в основном законе страны, в 104-й его статье.

Специфика решений, принимаемых Конституционным Судом

Какими особенностями характеризуются решения Конституционного Суда РФ? Прежде всего отметим, что постановления, а также заключения данного органа власти публикуются незамедлительно после их принятия КС РФ в официальных изданиях. Касательно юридической силы, которой обладают любые решения Конституционного Суда РФ, стоит отметить, что они не подлежат никакому обжалованию. Каких-либо подтверждений со стороны других органов власти действия КС РФ получать не должны. Если, например, Конституционный Суд принял постановление признать некий правовой акт противоречащим основному закону государства, то повторное его принятие не может быть инструментом обхода вынесенного решения. Соответствующие источники права утрачивают юридическую силу.

Итак, мы изучили важные аспекты: специфику деятельности такого органа власти, как Конституционный суд РФ, состав. Полномочия данной инстанции, а также особенности их реализации - вот следующий объект рассмотрения.

Полномочия КС РФ: толкование Конституции

Каковы ключевые полномочия Конституционного Суда РФ? К таковым, в частности, относится толкование основного закона страны, то есть разъяснение смысла формулировок, в нем содержащихся, с целью четкого для всех участников общественно-политического процесса восприятия соответствующих положений. Также толкование Конституции РФ осуществляется судом с целью корректного приспособления правовых норм основного закона к реальности, устранения двусмысленности формулировок.

Данного рода полномочие КС РФ осуществляется согласно запросу других высших федеральных структур власти, а также политических институтов субъектов РФ. Толкование основного закона страны обладает самой высокой юридической силой относительно каких-либо актов, связанных с правоприменительной практикой.

Проверка правовых актов на предмет соответствия Конституции

Каковы другие ключевые полномочия судей Конституционного Суда РФ? К таковым можно отнести проверку правовых актов на предмет соответствия главному закону государства. Соответствующие формулировки, наделяющие данный орган власти таким полномочием, содержит, в частности, Закон о Конституционном Суде РФ. Возможным поводом для изучения тех или иных норм и правовых актов на предмет соответствия ключевому для государства источнику права могут быть запросы или жалобы от органов власти, других судов, а также граждан России.

Субъектами, которые могут образовать с последующим рассмотрением дела в Конституционном суде, если речь идет о госорганах, могут быть Президент России, Совет Федерации, Госдума, Правительство, Верховный, а также Высший Арбитражный Суды и политические институты в субъектах РФ.

Соотнесение законов с правами и свободами граждан Российской Федерации

В рамках процесса рассмотрения запросов и жалоб, связанных с определением Судом конституционности правовых актов, часто изучаются прецеденты, связанные с возможным нарушением гарантированных законами РФ прав и свобод. Обратиться в рассматриваемую инстанцию могут граждане, которые считают, что их интересы были нарушены в силу некоторых формулировок в законах. Конституционный Суд при этом не должен изучать обстоятельства, которые подтверждают факт нарушения прав и свобод человека. Его полномочие может быть связано только с тем, чтобы изучить нормативный акт на предмет соответствия основному закону государства.

Конституционный Суд и импичмент Президента

Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти РФ. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью. Реагирование на соответствующие нарушения - также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции.

КС РФ может участвовать в процессе импичмента Президента - процедуры, связанной с выявлением факта или иного правонарушения, допущенного главой государства. Данного рода полномочие подразумевает, что рассматриваемый нами орган власти дает заключение, касающееся корректности механизма, по которому Президент РФ в чем-либо обвиняется. Конституционный Суд не определяет, насколько серьезно нарушение, допущенное Президентом, рассматривая, скорее, процессуальный аспект. Изучается то, насколько корректно Госдума и Верховный Суд РФ обвиняют главу государства. Соответствующий запрос в КС РФ может сформировать Совет Федерации.

Споры касательно властных компетенций

Изучая полномочия Конституционного Суда РФ, кратко рассматривая их, можно обратить также внимание на следующий аспект деятельности данного органа власти - решение споров, связанных с определением компетенции тех или иных политических институтов. Дело в том, что в ряде случаев между органами на федеральном или региональном уровне могут возникать разногласия. Закон о Конституционном Суде РФ позволяет соответствующей инстанции содействовать в разрешении подобного рода споров. Правом ходатайствовать в КС РФ обладает любой орган власти. Полный перечень политических институтов указан в 125-й статье Конституции РФ.

Прочие полномочия

Перечисленные основные полномочия КС РФ, конечно, дополняются многими другими. Например, поводом для возможного обращения в Конституционный Суд РФ может стать вопрос, связанный с соответствием основному закону государства некоторого международного договора, который не вступил в законную силу. С соответствующим запросом в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство России, Верховный Суд или же политические структуры субъектов РФ. Рассмотрение дела подобного типа возможно, если международный договор должен быть ратифицирован Госдумой или же у заявителя есть подозрение на то, что положения в документе не могут быть реализованы в РФ в силу несоответствия положениям Конституции России.

КС РФ уполномочен также рассматривать запросы судов любых инстанций, связанных с предполагаемым несоответствием правовых актов, применяемых в рамках тех или иных дел, основному закону РФ. В полномочия КС РФ входит и рассмотрение дел, связанных с исследованием на предмет конституционности источников права, принятых органами государственной власти, а также договоров, заключаемых между различными политическими структурами.

Организация судебного процесса

Заседания КС РФ проводятся под руководством Председателя данного органа власти. Данное должностное лицо вносит на обсуждение судьями релевантные вопросы. Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ также включают взаимодействие рассматриваемого органа власти с другими политическими структурами и общественными организациями. Данное должностное лицо осуществляет деятельность, издавая приказы, а также распоряжения.

Дела и спорные вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ в коллегиальном порядке. При этом решения принимают только те судьи, которые непосредственно участвовали в слушаниях. Выносить постановления данный орган власти может только в случае, когда в заседаниях приняло участие по меньшей мере две трети от общего количества судей.

Дела рассматриваются КС РФ, как правило, в открытом формате. Но даже если то или иное заседание, в силу требований закона, было проведено в закрытом режиме, все принятые решения опубликовываются. Обсуждение вопросов, касающихся судебных дел, осуществляется в устном формате. КС РФ изучает объяснения всех сторон, мнения экспертов, свидетелей, исследует документы. Рассматриваются дела непрерывно. Паузы берутся для отдыха судей и проведения необходимых для дальнейшего продолжения заседаний процедур.

Конституция гарантирует каждому человеку соблюдение основных прав, без которых невозможно представить полноценную жизнь человека: право на жизнь, право избирать, право быть избранным, право на качественное образование, право на надлежащую медицину. Но кто сможет гарантировать соблюдение норм Конституции? Кто сможет дать официальное толкование норм Конституции, которым будут пользоваться органы власти, должностные лица? Именно для этих целей создан Конституционный Суд РФ. Далее рассмотрим теоретическую основу про Конституционный Суд РФ кратко , но максимально захватив все, что нужно о нем знать.

Правовой статус КС РФ

КС РФ является тем самым единственным органом, который осуществляет полноценный контроль за соблюдением статей Конституции. Судопроизводство осуществляется независимо от деятельно других государственных органов и иных ветвей власти. Деятельность Конституционного суда осуществляется исключительно в форме конституционного судопроизводства. Так же Конституционный Суд является носителем права законодательной инициативы (пусть даже исключительно в рамках своей деятельности и ведения).

Полномочия, порядок образования и осуществления деятельности Конституционным Судом РФ

Полномочия, права и функции КС регламентируются Конституцией Российской Федерации, некоторыми федеральными законами, в том числе и федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ. Суд состоит из 19 квалифицированных судей. Судьи назначаются на должность исключительно Советом Федерации по предварительному представлению главы государства - Президента РФ. КС РФ в праве принимать решения только в том случае, если на заседании суда присутствуют не менее двух третей из общего установленного законом числа судей. При назначении судьи на почетную должность в Конституционном Суде не указывается срок, на который он назначается, то есть избирается бессрочно.

В большинстве случаев Конституционный Суд РФ рассматривает всевозможные дела и принимает законные решения в заседаниях суда, проводя слушания и разбирательства по каждому конкретному запросу, жалобе или спору. Но, как известно, правило подтверждается исключением. Так и в соответствии с частью 1, статьи 47 закона о КС РФ, Конституционный суд в некоторых случаях осуществляет судопроизводство без проведения предварительных слушаний.

Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Для того, чтобы Суд мог полноценно функционировать создан Аппарат. В его состав входят:
  1. секретариат;
  2. управление кадров и государственной службы;
  3. управление финансов (бухгалтерия);
  4. представительство Суда в городе Москва;
  5. управление делами.
Секретариат так же представлен некоторыми отделами. Так, в Суде есть Секретариаты Председателя Суда и его заместителей. Всего а штате Суда имеется порядка 250 человек.


Без Конституционного суда не может обойтись ни одна развитая, демократичная страна мира. Каждая страна, имеющая Конституция просто обязана иметь орган, который бы тщательно...

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...