Конституционный суд российской федерации.


Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

История

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

Статистика

За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).

Председатель Конституционного Суда. Во главе Конституционного Суда стоит Пред-седатель. Вопрос избрания Председателя составляет прерогативу самого суда и решается на его закрытом пленарном заседании. Первые выборы после принятия Закона "О Конституционном Суде" допускались при наличии полного состава Суда, а последующие проводятся не позднее двух месяцев со дня, когда должность стала вакантной.

Председатель избирается из судей Конституционного Суда. Кандидатуры выявляются рейтинговым голосованием. Ими признаются не менее трех судей, набравших при тайном голосовании наибольшее число голосов. Они включаются в бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке. Избранным на должность считается судья, за которого подано не менее десяти голосов.

Председатель Конституционного Суда РФ избирается сроком на три года. По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда может быть избран на новый срок.

Возможно досрочное прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда. Это происходит тогда, когда прекращаются его полномочия как судьи (по основаниям, названным вст. 18 Закона "О Конституционном Суде"), а также по специальным основаниям (ст. 23):

1) по личному письменному заявлению о сложении с себя этих полномочий;

2) по инициативе не менее пяти судей, считающих, что он недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами.

В первом случае сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда, а во втором – инициатива рассматривается Судом, и решение об освобождении Председателя от должности считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда является органом судебной администрации. Он не подменяет Суд, не руководит судьями в ходе судопроизводства, а обладает компетенцией внутриорганизационного характера.

В соответствии с Законом (ст. 24) Председатель Конституционного Суда, сохраняя все свои полномочия как судья, одновременно:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Суда и других подразделений аппарата, иных служб, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата.

Правовой формой реализации полномочий Председателя Конституционного Суда являются приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда – должностное лицо, статус которого в общем виде определен Законом "О Конституционном Суде". Порядок обретения им полномочий, их срок и прекращение аналогичны тому, что действует применительно к Председателю Конституционного Суда. Заместитель Председателя, наряду с временным исполнением обязанностей Председателя Конституционного Суда, по уполномочию Председателя Суда осуществляет отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом. Он не наделяется распорядительными полномочиями; не может быть в составе палаты Суда, в которой находится Председатель Конституционного Суда.

Судья-секретарь Конституционного Суда входит в состав руководителей Конституционного Суда. Он избирается на три года в том же порядке, что и Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда; общими являются и основания досрочного прекращения полномочий.

Судья-секретарь, как и другие руководители Суда, несет обязанности судьи. Дополнительно он наделяется специальными правомочиями. В отличие от положения заместителя Председателя, они достаточно четко называются в Законе(ст. 27). В частности, судья-секретарь:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей.

Аппарат Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда обеспечивает его аппарат. Он создается в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ” (ст. 30, 32) и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ” (ст.111). Он представляет собой определенным образом opганизованную административную структуру. Ее устройство находится в компетенции Конституционного Суда. При этом, однако, его решение в указанном отношении предопределяется функциями Конституционного Суда, объемом выполняемой работы и государственным финансовым ассигнованием. Оптимальность и стабильность последнего гарантируется законом (путем закрепления отдельной строкой в федеральном бюджете необходимых средств, невозможности их уменьшения в сравнении с предыдущим финансовым годом и т.п.), что составляет основу нормального функционирования аппарата.

Аппарат Конституционного Суда состоит из:

1) Секретариата Конституционного Суда;

2) секретариатов руководителей Конституционного Суда;

3) аппарата каждого из судей;

4) а также иных подразделений.

Конституционный Суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда, а также определяет правовой статус других звеньев аппарата.

Секретариат Конституционного Суда РФ согласно закону:

– осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, проводит прием посетителей;

– рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;

– содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

– изучает и обобщает деятельность государственных органовпо обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Реализация этих функций возложена на управления, отделы и службы Секретариата.

Секретариат Конституционного Суда возглавляет его руководитель. Он назначается на должность решением Суда по представлению Председателя Конституционного Суда; также назначаются на должность начальники управлений, отделов и служб Секретариата Суда.

Аппараты судей. Самостоятельной частью аппарата Суда, не входящей в его Секретариат, являются секретариаты Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, а также аппараты судей, каждый из которых состоит из трех человек. Особенность этих подразделений заключается в том, что они направлены преимущественно на информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение должностных лиц и судей.

Научно-аналитический центр. В Конституционном Суде образован Научно-аналитический центр конституционного правосудия (на правах управления). Он возник в результате трансформации ранее действовавшей группы советников Конституционного Суда. Центр работает под непосредственным руководством Председателя Конституционного Суда и не входит в состав Секретариата Суда. Основными задачами являются: проведение научных исследований, проблемы конституционной юстиции, обобщение практики и выработка соответствующих рекомендаций, а также выполнение требующих научной подготовки поручений суда и судей в связи с деятельностью Конституционного Суда.

Иные подразделения. В аппарат Конституционного Суда входят и другие подразделения, осуществляющие материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение его деятельности. Эти задачи возлагаются на Управление делами Конституционного Суда, финансовый отдел, отдел кадров и др.

На высокую должность судьи Конституционного Суда назначаются которые имеют большой послужной список в области юриспруденции и незапятнанную репутацию. Помимо этого, кандидат должен обладать необходимыми личностными качествами и отвечать множеству требований.

Подробнее о Конституционном суде

Конституционный суд - осуществляющий Путем конституционного делопроизводства вышеупомянутый орган имеет все права и полномочия для самостоятельного и назависимого осуществления судебной власти.

Полный перечень полномочий и особенности деятельности, а также порядок образования данного судебного органа определяются Конституцией России, а также В составе КС находятся 19 человек. Их назначение происходит путем проведения голосования представителей верхней палаты Федерального Собрания, Совфеда (Совета Федерации) после рассмотрения выдвинутой кандидатуры президентом.

Срок полномочий

Строго регламентированных ограничений по сроку службы полномочия судьи не имеют. Однако существует После достижения гражданином, занимающим данную должность, 70-летнего возраста его полномочия прекращаются в связи с существующим законодательством, однако он продолжает выполнение должностных обязательств до принятия итогового соглашения по делу, слушание которого проходит в обязательном порядке с его непосредственным участием.

Прекращение действующих полномочий происходит в конце месяца, в котором судья достигает предельного возраста.

Существуют исключения. Гражданин продолжит выполнение предписанных должностных обязанностей в том случае, если после его выбытия количество людей, занимаемых должность судей КС, будет менее двух третей от общего количества людей в судейском сообществе и продолжит службу до тех пор, пока на должность не будет назначен новый кандидат.

Ранее пороговый возраст судей составлял 65 лет.

Особенности статуса

Каждый судья РФ имеет определенный правовой статус, что наделяет его перечнем прав, ответственностей и обязанностей, установленных действующим законодательством. Помимо этого, в понятие статуса судьи Конституционного суда РФ заключены гарантии независимости граждан, занимающих данных пост, при выполнении своих обязательств по осуществлению правосудия.

Все граждане, занимающую высокую должность судьи, наделены единым статусом. Главными различиями между ними являются вверенные полномочия и компетенции.

Документы, определяющие статус судьи

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на высокую должность, они становятся обладателями статуса, основы которого задокументированы в ряде документов:

  • в статьях 119-122 Конституции;
  • во второй главе ФКЗ;
  • в положении Закона России о судейском правовом статусе;
  • в Кодексе чести судей РФ.

Последний упомянутый документ устанавливает правила поведения гражданина, занимающего должность судьи, не только во время выполнения профессиональных обязанностей, но и во время неслужебной деятельности. Помимо этого, в Кодексе изложены нормы поведения для членов судейской семьи и для граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе (в отставке), но за которыми сохраняются звание и принадлежность к сообществу судей.

"Кодекс чести судей" - не источник права. Данный документ является сводом правил корпоративной судебной этики.

Полномочия

Заняв гражданин фактически становится секретарем Конституционного Суда России. Приступать к выполнению профессиональных обязанностей можно с момента принятия присяги.

После того как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность, они обязаны приступить к выполнению следующих обязанностей:

  • осуществление непосредственного руководства работой аппарата КС;
  • обеспечение подготовки и проведение заседаний упомянутого судебного органа;
  • доведение до сведения определенных организаций и лиц решения, принятые на заседениях суда;
  • информирование КС об исполнении принятых решений;
  • организация информационного обеспечения всех членов судейского сообщеста данного судебного органа и др.

Гарантии независимости

После того как судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность, для них начинают действовать гарантии независимости, которые обеспечиваются его несменяемостью, а также личной неприкосновенностью и равенством прав всех членов судейского сообщества. Судья обеспечивается правом на отставку. Ему предоставляются материальное и социальное обеспечение, а также гарантии безопасности, которые соответствуют его высокому статусу.

Помимо этого, гарантии независимости обеспечиваются запретом любого рода вмешательства в судебную деятельность.

Также к соответствующим критериям относятся гарантии материальной независимости, которые связаны с предоставлением гражданину, занимаемому столь высокую должность, ежегодного отпуска, регулярную выплату заработной платы, обеспечением жильем и необходимыми жилищными условиями, бытовым обслуживанием, страхованием жизни и здоровья самого судьи и его ближайших родственников, обязательным страхованием имущества.

Требования к кандидату

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается по результатам тщательного отбора и рассмотрения кандидатуры, которая выдвигается президентом. Данную должность может занимать гражданин России, который строго соответствует определенным требованиям. Возраст кандидата не должен быть меньше 40 лет. Кроме того, гражданин должен иметь высшее юридическое образование и трудовой стаж (по специальности), продолжительность которого должна составлять не менее 15 лет. У кандидата должна быть признанная квалификация в правовой области.

Высокие требования к кандидату обусловлены престижностью занимаемой должности и ответственностью, которая возлагается на гражданина. Репутация судьи должна быть идеальной на протяжении всего периода работы. Помимо этого, играет значение семейное положение лица, рассматриваемого в качестве кандидата на вакантную должность, репутация членов семьи.

Играют роль регалии претендента, звания, ученые степени, достижения в профессиональной сфере. Большинство действующих судей имеют ученую степень или являются докторами наук.

Половая принадлежность кандидата значения не имеет.

Кем назначаются судьи Конституционного Суда РФ

Вся информация о порядке назначения судей Конституционного Суда РФ подробно прописана в ФКЗ о Конституционном Суде. Статья 9 содержит информацию не только о процедуре наделения полномочиями, но и о том, кем именно избирается кандидат.

Предложения касательно кандидатов на столь высокую должность могут быть внесены главе государства членами СовФеда, депутатами Государственной Думы. Помимо этого, предложения могут вносить законодательные органы субъектов России, высшие органы судебного вида и юридические ведомства федерального значения, юридические сообщества всероссийского масштаба, научные и учебные заведения юриидческой направленности.

С момента представления президента касательно возможного кандидата до момента назначения должно пройти не более 14 календарных дней. Вопрос о назначении в течение этого времени рассматривает Совет Федерации.

Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность строго в индивидуальном порядке. Для этого проводится тайное голосование членов СовФеда. Из всех кандидатов назначается гражданин, получивший большую часть голосов.

Если после выбытия одного из участников общее количество судей будет менее двух третей, президентом вносится представление о рассмотрении и последующем назначении другого кандидата на вакантную должность. Причем это делается в срок не позднее одного календарного месяца со дня появления свободного места.

Прекращение полномочий

Досрочная отставка гражданина, занимающего столь высокую должность, помимо достижения предельного возраста может быть связана с состоянием здоровья, а также с потерей возможности выполнения должностных обязательств на протяжении длительного времени по уважительной причине.

Кроме того, основаниями для прекращения полномочий ранее указанного срока могут быть:

  • личное заявление гражданина об отставке;
  • потеря должностным лицом по различным причинам;
  • обвинительный приговор в отношении гражданина, занимавшего должность конституционного судьи;;
  • опороченная репутация и честь в результате совершения проступка;
  • ведение деятельности или совершение поступков, не совместимых с профессиональной деятельностью;
  • неучастие в заседаниях судебных сообществ по неуважительной причине;
  • уклонение от принятия участия в голосовании без наличия достойной причины более двух раз подряд;
  • задокументированная потеря дееспособности гражданина, занимающего данную должность;
  • признание должностного лица безвестно отсутствующим;
  • задокументированное в судебном порядке объявление судьи умершим;
  • смерть гражданина.

Помимо этого, прекращение должностных полномочий последует, если выяснится, что был нарушен порядок назначения гражданина на должность судьи КС.

Прекращение обязанностей осуществляется исключительно после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом, направленного главе государства и Совету Федерации. Данное решение является официальным объявлением о появлении вакантной должности.

Полное прекращение полномочий производится Советом Федерации по решению, предъявленному КС, которое было принято большинством голосов.

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года. Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок.

Конституционный суд РФ - высший, "самостоятельный и независимый", судебный орган конституционного контроля. Со времени его учреждения в 1991 году пост председателя КС занимали четыре человека.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о председателях Конституционного суда.

Валерий Зорькин (1991-1993, 2003 - настоящее время)

Валерий Зорькин (род. в 1943 году), юрист, выпускник МГУ им. Ломоносова, в 1990-1991 годы руководил группой экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР и участвовал в подготовке проекта новой российской конституции. В октябре 1991 года вошел в первый состав судей Конституционного суда РСФСР. 1 ноября 1991 года на первом заседании КС тайным голосованием был избран председателем суда на неограниченный срок. В декабре 1992 года во время конфликта между парламентом и президентом РФ Борисом Ельциным был инициатором соглашения "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации".

Документ предполагал замораживание поправок к Конституции, изменяющих баланс исполнительной и законодательной властей, а также принятие решения о проведении референдума об основах нового основного закона. В марте 1993 года Зорькин осудил заявление Ельцина о введении "особого порядка управления до преодоления кризиса власти". 21 сентября 1993 года КС во главе с Зорькиным признал неконституционным указ президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ и постановил считать нарушение основного закона основанием для прекращения полномочий Ельцина.

6 октября 1993 года, после штурма войсками здания парламента, Зорькин ушел в отставку, при этом он остался членом КС. 7 октября 1993 года указом президента РФ деятельность КС была временно приостановлена "до принятия новой Конституции Российской Федерации".

После отставки с поста председателя КС Зорькин продолжал оставаться одним из его судей. 21 февраля 2003 года он был вновь избран председателем суда на трехлетний срок. 21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года Зорькин переизбирался главой КС на новые трехлетние сроки. 2 июня 2009 года были приняты изменения в федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми председатель КС и его заместители стали назначаться на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Кроме того, срок полномочий председателя КС был увеличен с трех до шести лет. 22 февраля 2012 года Зорькин стал председателем КС в пятый раз, назначение впервые прошло по новой процедуре.

Николай Витрук (и. о. председателя, 1993-1995)

Николай Витрук (род. в 1937 году), окончил юридический факультет Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева. Возглавлял кафедру государственно-правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР, был одним из разработчиков конституции СССР 1977 года. 29 октября 1991 гоа был избран судьей Конституционного суда РФ, 1 ноября 1991 года - заместителем председателя суда. С 1992 года - ассоциированный член (от России) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы).

21 сентября 1993 года голосовал против постановления КС, которым указ президента РФ №1400 был признан основанием для отрешения Ельцина от должности. 28 сентября 1993 года призвал Зорькина уйти в отставку. С 6 октября 1993 года по 13 февраля 1995 года исполнял обязанности председателя КС. В 1993-1994 ггодахучаствовал в подготовке проекта нового федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и представлял его в Госдуме.

С 13 февраля 1995 года по 12 февраля 2003 года - судья КС. После отставки с должности члена КС работал завкафедрой конституционного права Российской академии правосудия Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Скончался 9 августа 2012 года в Москве.

Владимир Туманов (1995-1997)

Владимир Туманов (род. в 1926 году), выпускник юридического факультета Института внешней торговли Министерства внешней торговли СССР. С 1959 по 1994 год работал в Институте государства и права Академии наук. В 1992 году выступал экспертом на процессе по делу КПСС в Конституционном суде. В мае-июне 1993 года указами Ельцина был включен в оперативную группу по подготовке проекта конституции, а затем стал одним из 25 представителей президента в Конституционном совещании. 12 декабря 1993 года был избран депутатом Госдумы I созыва по списку Партии российского единства и согласия Сергея Шахрая.

25 октября 1994 года был избран судьей Конституционного суда, в связи с чем сложил депутатские полномочия. 13 февраля 1995 года Туманов возглавил КС, за его кандидатуру проголосовали 11 из 19 судей. 9 августа 1996 года во время церемонии инаугурации Ельцина привел его к президентской присяге. 31 октября 1996 года срок полномочий Туманова в качестве судьи КС истек в связи с достижением им 70-летнего возраста.

24 декабря 1996 года он подал заявление об отставке с председательского поста, которое было удовлетворено 20 февраля 1997 года. Туманов продолжал исполнять судейские обязанности до 11 июня 1997 года, когда был назначен и приведен к присяге новый судья. В 1997-1998 годах - судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Также в 1997-2011 годах являлся председателем Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Скончался 9 июня 2011 года в Москве.

Марат Баглай (1997-2003)

Марат Баглай (род. в 1931 году), юрист, выпускник Ростовского государственного университета. С 1977 по 1995 год работал проректором, заведующим кафедрой публичного права Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника (с 1990 года - Академия труда и социальных отношений). Избран судьей Конституционного суда 7 февраля 1995 года. После отставки Туманова 20 февраля 1997 года был избран председателем КС первом туре 12 голосами из 19. 21 февраля 2000 года переизбран на этот пост ("за" - 18, против - один).

В июле 1999 года суд под председательством Баглая принял постановление о конституционности федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно этому решению, ценности, вывезенные с территории "бывших неприятельских государств", признавались российскими. В декабре 1999 года суд подтвердил правоту Ельцина, отстранившего от должности генпрокурора Юрия Скуратова.

По мнению суда, отстранение генпрокурора на время расследования возбужденного против него уголовного дела не относится к компетенции Совета Федерации. 21 февраля 2003 г. во втором туре голосования по выборам председателя КС Марат Баглай проиграл Валерию Зорькину с результатом 9 голосов против 10. Тогда же были прекращены его судейские полномочия. В настоящее время является профессором кафедры конституционного права МГИМО МИД России. 0скт/стк/снб.

Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный суд Кыргызской Республики кирг. Кыргыз Республикасынын Конституциялык соту … Википедия

Бывший коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоял из 11 человек. В состав входили председатель и десять судей. Первым и единственным председателем Конституционного Суда являлся академик Национальной академии наук РК… … Википедия

Вид конституционный суд Юрисдикция Россия Дата основания 1991 год Состав назначается Советом Федерации Срок службы до достижения 70 лет … Википедия

Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

Конституционный суд Российской Федерации - Создание Конституционного Суда в России явилось важным шагом в развитии ее конституционного строя. В СССР были предприняты две попытки его создания. В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Вид конституционный суд Юрисдикция Республика Карелия Дата основания 1994 Состав назначается Законодательным Собранием по представлению Главы Республики … Википедия

Башк. Башҡортостан Республикаһы Конституция Суды … Википедия

Книги

  • Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. Том 1 , Шустров Д.Г.. В настоящем научно-практическом пособии представлена широкая картина функционирования конституционного права в современной России, основанная на анализе огромного массива конкретных решений…
  • Конституционный Суд России: доктрина и практика. Монография , Зорькин В.Д.. Предмет книги - актуальные проблемы доктрины и практики конституционного правосудия на современном этапе исторического развития России. Тема освещается в контексте общих тенденций…
Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....