«Контроль» и «надзор» – основне черты, различие и взаимосвязь в праве. Понятие контроля и надзора


Участники строительного процесса проводят регулярные проверки объекта на предмет соответствия авторскому замыслу, техническим нормам, экологической безопасности, соблюдения техники безопасности и тд. Общероссийский официальный сайт размещает информацию о выборе поставщика, который окажет услуги по строительному контролю и технадзору объекта. Авторский надзор, строительный контроль и технический надзор – в чем разница?

Что входит в технический надзор

Генподрядчики при проведении строительных работ проводят проверки контроля качества, обращаясь к независимым экспертам. Независимая экспертиза – это распространенная практика получения объективных данных о работах на строительном участке. Компания «Экспертсистема» обладает навыками проведения технического надзора и поможет решить задачи, с которыми сталкивается Заказчик при строительстве.

Какие задачи решает технадзор

  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • соответствие проектной документации, соблюдение сметы;
  • гарантия соблюдения сроков сдачи проекта;
  • контроль применяемых в строительстве материалов.

Специалисты по строительному контролю «Экспертсистемы» имеют образование, позволяющее делать расчеты и давать экспертные заключения отдельных видов работ. Качество теплоизоляции, подключение к канализации, вентиляционные системы, отопление, электричество – правильное функционирование систем зависит от добротной работы строителей и своевременного выявления недочетов. На практике нередко работы проводятся с нарушением технологии, к сдаче готовится откровенный брак. Технический надзор или строительный контроль выявляет нарушения, дает предписания для устранения.

Выполняемые работы специалистами технадзора:

  • контроль качества работ (соблюдение технологий, стандартов);
  • контроль выполнения работ, утвержденных проектом;
  • выявление нарушений в плане хранения, складирования строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ предоставленных смет;
  • проверка наличия сертификатов, документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • участие в государственной приемочной комиссии;
  • взаимодействие с организацией-проектировщиком;
  • проверка устранений выявленных нарушений;
  • контроль ведения всей документации, изменений к ней.

Технический контроль и строительный надзор проводится с применением технических средств, визуального, документального, лабораторного анализа для успешной сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Что говорит закон о техническом надзоре

Согласно Градостроительному кодексу, организации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта должны проводить строительный контроль с целью проверки качества, соответствие проекту, регламентов технических работ, а про «технадзор» в кодексе не упоминается. Законодательство не дает отдельного определения технического надзора и технического контроля, все экспертизы на строительном участке объединены понятием «строительный контроль», в чем разница между этими понятиями?

В одном из пояснений Ростехнадзора говорилось, что надзор может быть только государственным, а контроль обеспечивает Заказчик строительства. Хотя с точки зрения семантики это слова-синонимы, надзорными органами считались государственные структуры, а контролирующими – коммерческие. Заявление долго обсуждалось специалистами, но к 2014 году понятия технический надзор и строительный контроль стали замещать друг друга.

До 2007 года организации проводили экспертизы, используя руководства от Ростехнадзора, с 2010 года вступили в силу новые нормативы, в которых понятие технадзора нет. В настоящее время технадзор является частью строительного контроля, проводится Заказчиком строительства самостоятельно, либо с помощью привлечения сторонних организаций (если у Заказчика нет необходимых знаний и навыков, либо он желает получить независимую оценку).

Виды строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс мероприятий с привлечением экспертов для точного соблюдения условий проекта. В зависимости от уровня привлеченных специалистов, порядка и целей экспертизы, надзор бывает внешним и внутренним.

Способ контроля Вид
1 Внешний контроль Авторский контроль осуществляет главный архитектор проекта.
Технический – проводится Заказчиком или Инвестором с целью контроля всех этапов строительства.
Государственный – проводят государственные органы:
  • федеральные органы исполнительной власти (управление Ростехнадзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (службы строительного надзора).
2 Внутренний контроль Входной – проверка соответствия поступающих на стройку материалов и изделий (ТУ, ГОСТ, сертификат и тд). Эта проверка проводится заказчиком или подрядчиком. Все зависит от того, кто отвечает за поставку на объект.
Операционный – соблюдение ППР, технологии выполнения, нормы.
Приемочный – проверка и оценка проведенных работ. На этом этапе проверяются все законченные работы, в том числе скрытые (например, фундамент). Все скрытые работы принимаются представителями технического надзора со стороны Заказчика, а также авторами проекта. По итогам принятия подписывается акт выполненных работ.

Чтобы провести технический контроль или строительный надзор, Заказчик (Инвестор), обращается к независимым экспертам, которые дадут заключение о соответствии объекта утвержденным ПСД и ПОС.

При приеме работ у Генерального подрядчика, Заказчик проверяет содержание, корректность всех заполненных документов (отчеты, журналы, ведомости и проч.). С момента приема работ всю ответственность будет нести Заказчик. Строительный контроль и технадзор проводят организации, которые не зависят, ни от подрядчика, ни от Заказчика.

Чем отличается от ? Формально можно сказать, что строительный контроль – это комплекс мероприятий, проводимых на всем этапе строительства специалистами подрядчика, Заказчика, а также независимыми экспертами (коммерческие структуры, СРО, государственные органы, авторы проекта). Следовательно, технический надзор – это мероприятия, которые проводятся Заказчиком или Инвестором с целью проверки соответствия работ (материалов, конструкций, изделий), утвержденных проектом.

В специализированной литературе часто обсуждается вопрос, чем отличаются строительный контроль и технический надзор. Согласно публикациям, технический надзор проводится Заказчиком, а строительный контроль упоминается в контексте проверок, проводимых госорганами. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс назвал все контрольные процедуры «строительным надзором», специалисты строительной сферы под «техническим надзором» подразумевают независимую экспертизу, проводимую Заказчиком, а «строительным контролем» – комплекс проверок на всем этапе строительства (авторский, технический, государственный, входной).

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Выводы сайт

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Понятие контроля и надзора

Общие черты и содержание контроля и надзора

1. Контроль и надзор являются государственными функциями.

2. Контроль и надзор проводятся субъектом (гос. органом).

3. Контроль и надзор осуществляются путём проверок.

4. По итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении проверяемого объекта.

5. При проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности.

6. Контроль и надзор исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности.

Отличия содержания от контроля

Главный признак, по которому две этих функции различаются заключается в том, что, в случае осуществления контроля обязательна подчинённость проверяемого проверяющему; при надзоре - напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношении к проверяющему.

Кроме того, принципиальные отличия между контролем и надзором состоят в следующем:

1. Функция контроля является более широкой, чем функция надзора, так как помимо проверки исполнения законодательства, при контроле, в силу подчинённости объекта, проверяется ещё и исполнение текущих управленческих распоряжений.

2. При осуществлении процедуры контроля существует возможность прямого оперативного вмешательства в деятельность подконтрольного объекта, а при надзоре такая возможность отсутствует.

3. Цель контрольных процедур состоит не только в выявлении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и в оценке эффективности осуществляемой деятельности. Надзор же осуществляется исключительно с целью выявления правовых нарушений в деятельности поднадзорных объектов.

4. Для контроля характерна плановость проверочных мероприятий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, то есть непрерывно, а также выборочно в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор же не может и не должен быть текущим, чтобы не вызвать длительных сбоев в деятельности поднадзорных объектов.

5. В случае проведения контрольных мероприятий по итогам проверки могут осуществляться как прямые, так и косвенные меры воздействия на объект проверки. В случае же надзорных - только косвенные.

Контроль - это государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемым уполномоченными органами власти в отношении органов гос. власти, территориальных органов и организаций, находящихся в административном или имущественном подчинении у уполномоченного органа.

Надзор - это гос. функция проверки соблюдения закона надзорным объектом с последующим инициированием проведения процедуры привлечения его к юр. ответственности за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченным органом гос. власти в отношении органов гос. власти, местного самоуправления , неопределённого круга юр. и физ. лиц, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности, не находящихся в подчинении у уполномоченного органа.

Для установления сущность государственного контроля необходимо выделить его характерные признаки, составляющие его элементы, что позволило бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди других близких понятий.

Среди ученых нет единства в определении сущность контроля, контроль рассматривают по-разному: как средство, форму, фактор, функцию, деятельность, элемент, систему, обратную связь и т.д. Каждый из этих подходов, на мой взгляд, имеет право на существование, поскольку отражает отдельный элемент, составляющий содержание емкого понятия «контроль».

Согласно А.М. Тарасову, контроль не является первичной деятельностью, поскольку он касается действий, осуществляемых независимо от контроля, но вместе с тем контроль представляет собой самостоятельный вид деятельности. «Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица» . Таким образом, из этого определения следует вывод о том, что:

– целью контроля является наблюдение;

– контроль включает сбор и передачу данных о результатах контрольных мероприятий в компетентные органы;

– контрольные мероприятия направлены на выявление причин обнаруженных отклонений и определение путей их устранения для эффективного функционирования государственных органов.

С точки зрения теории управления, контроль присутствует в любой управляемой системе. Контроль традиционно представляют в виде двух взаимодействующих подсистем: контролируемой и контролирующей подсистем. Один из теоретиков менеджмента К.В. Марков, отмечая общность государственного контроля с другими формами контроля, определяет государственный контроль как «форму государственной власти , обеспечивающую проверку выполнения органами государства законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и обеспечения соблюдения на основе государственных интересов наиболее целесообразной деятельности подконтрольных объектов» . Из определения можно установить, что автор в значительной степени отождествляет понятия «управление» и «контроль», тем самым государственному контролю переданы и другие функции управления, расширены полномочия государственных контролирующих органов.

Что касается элементов, то здесь тоже можно выделить ряд подходов. Наиболее интересными являются следующие два подхода.

А.М.Тарасов выделяет информационную и управленческую составляющую государственного контроля. Особенность информационной составляющей контроля заключается в том, что она в своем непосредственном содержании пассивна, и в значительной степени состоит в получении необходимой информации, хотя и к этому не сводится. Управленческая составляющая присуща государственному контролю постольку, поскольку он является неотъемлемым элементом государственной власти. Информация обеспечивает организацию деятельности субъектов воздействия, в этой связи контроль является организующим элементом. Таким образом, управленческая составляющая контроля в своем содержании активна.

Согласно другому подходу, государственный контроль включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

В настоящее время отдельные аспекты государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативными правовыми документами, базовым из которых является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ». В общих положениях этого федерального закона содержится определение государственного контроля, которое можно представить схематично:

В ходе анализа этого определения можно сделать три замечания, которые, на мой взгляд, принципиально важны. Во-первых, в этом определении присутствует ссылка на основные методы государственного контроля. Во-вторых, весьма значимо, что при определении государственного контроля идет деление деятельности уполномоченных органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов. В-третьи, представленное выше определение является как определением государственного контроля, так и определением государственного надзора, поэтому, по моему мнению, принципиально важно разграничить эти понятия.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в отличие от Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» рассматривает надзор как более широкое понятие, включающее в себя контроль. (ч.1 ст. 60 УИК РФ).

Согласно Указу Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 N 724, а также Указу Президента от 07.10.2008 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», только федеральные службы имеют право осуществлять функции по контролю и надзору. Вместе с тем, указы предусматривают в структуре федеральных органов исполнительной власти две федеральных службы по контролю (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков) и одиннадцать – по надзору. Но вместе с тем надзорные органы уполномочены на только осуществлять надзор, но и проводить контрольные мероприятия, что необоснованно расширяет их компетенцию. То есть в законодательстве можно отметить бессистемное употребление и разграничение этих понятий, а также смешение контрольных и надзорных функций.

Да, безусловно, контроль и надзор имеют общие черты и общее содержание, которое согласно М. Нетесовой заключается в том, что:

    они являются государственными функциями;

    они проводятся субъектом – государственным органом (организацией), за исключением внутрифирменного контроля;

      они осуществляются путем проверок;

    при проверке изучаются наборы параметров объекта и его деятельности;

    они исходят из заранее установленных целевых параметров проверяемого объекта и его деятельности;

    по итогам осуществляются некие управленческие действия в отношении поверяемого объекта.

    По мнению В.П. Беляева, можно проследить различия в понятиях, если разобраться в их сущности и содержании. «Сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание – в том, что уполномоченные органы и лица выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативным правовым актам, поставленным перед ними задачам, и непосредственно принимают меры по устранению «отклонений» и привлечению виновных к ответственности» .

    Сущность надзора В.П. Беляев видит в «обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направляется на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства» . Таким образом, можно отметить, что Беляев указывает на то, что надзор в отличие от контроля не содержит административных функций.

    Беляев считает, что все федеральные службы имеют компетенцию контрольных органов , поэтому в их названии не должно содержаться слово «надзор». Что касается надзора, то, по его мнению, надзорными полномочиями в чистом виде обладает только прокуратура.

    М. Нетесова указывает на то, что главным критерием по разграничению этих понятий заключается в том, что при осуществлении контроля «обязательна подчиненность проверяемого проверяющему (основанная либо на государственных административных полномочиях, либо на полномочиях собственника); при надзоре, напротив, обязательным является независимость и самостоятельность проверяемого по отношению к проверяющему» .

    Помимо этого принципиального отличия , контроль и надзор, по М. Нетесовой, имеют следующие различия:

    функция контроля шире, чем функция надзора, так как включает помимо проверки исполнения установленных норм, еще и проверку исполнения текущих управленческих распоряжений;

    при осуществлении контроля возможно прямое оперативное вмешательство в деятельность подконтрольного объекта в отличие от надзора, который этого не предусматривает;

    различие в целях. Цель контроля: выявление соответствия деятельности нормам + оценка рациональности и эффективности деятельности. Цель надзора: выявление нарушений.

    для контроля характерна плановость мероприятий. Контроль производится непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий. Надзор осуществляется выборочно, но он не должен быть текущим;

    по итогам контрольной проверки возможно осуществление как прямых, так и косвенных мер воздействия на объект, тогда в как случае надзора – только косвенных.

    Таким образом, в ходе изучения контроля и надзора, несмотря на отсутствие единого мнения среди ученых можно сделать вывод о том, что эти понятия необходимо разграничивать, кроме этого в ходе приведенного анализа становиться очевидным необходимость разграничения содержания этих понятий на нормативном уровне с целью ликвидации коллизий и дуализма.

Библиографический список
  1. Тарасов А.М. Государственный контроль : сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. №1. С. 27
  2. Марков К.В. Государственный контроль. М.: Известия, 2004. С. 23 // Муллахметов Х.Ш. Государственный контроль коммерческой организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №6. С. 35
  3. Нетесова М.С. О разграничении функции контроля и надзора в государственном управлении // Власть. 2007. №2. С. 99
  4. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности. Вопросы теории и практики: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Саратов, 2006. С.11 // Чиркин В.Е. Контрольная власть. Москва. Юристъ. 2008. С. 104

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами.

73. Отличия надзора от контроля.

При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Выводы TheDifference.ru

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.

Надзор (опека)

Ответственность за заботу и контроль над лицом. Суд может назначить опеку родственника или другого опекуна над несовершеннолетним. Лицо, которое задержано властями, находится «под надзором».

НАДЗОР

одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают надзор судебный, конституционный (см. Конституционный контроль), прокурорский надзор, различные виды административного надзора. Особым видом является авторский надзор.

НАДЗОР

комплекс ежедневных или иной периодичности мероприятий по обеспечению соответствующего технического, архитектурного

и санитарного, противопожарного и др. состояния объектов.

("Временные правила застройки Минска — Столицы Республики Беларусь", утв. решением Мингорисполкома от 23.05.96 г. N 341)

НАДЗОР

одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский Н., различные виды административного Н. (например, горно-технический). Особым видом является авторский Н. Судебный Н. — деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений судов, по разрешению споров между судами и др.

Чем отличается контроль от надзора

Прокурорский Н. -осуществление Генеральным Прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами высшего Н. за точным и единообразным исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами России. Административный Н. -Н. за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с целью предупреждения совершения ими новых преступлений, оказания воспитательных воздействий.

Надзор

это способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается, поскольку, в отличие от контроля, оценка деятельности поднадзорного объекта дается исключительно с точки зрения законности, а не целесообразности, что имеет место при осуществлении государственного контроля. Различают два вида надзора: общий надзор, осуществляемый органами прокуратуры, и административный надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами, входящими в систему исполнительной власти.

НАДЗОР

разновидность контроля вышестоящих органов за деятельностью подконтрольных им органов, в котором преобладают наблюдательные функции. Различают: 1) Н. за судебной деятельностью. Осуществляется вышестоящими судами для проверки законности и обоснованности приговоров и решений при рассмотрении уголовных и гражданских дел; 2) прокурорский Н. Осуществляется органами прокуратуры: а) за исполнением законов министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, комитетами и др. органами, а также исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами; б) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) за исполнением законов судебными приставами; г) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. Прокурор рассматривает жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод гражданина. Для выполнения своих функций прокурор имеет право: - истребовать необходимые документы и материалы; - требовать проведения проверок и ревизий; - возбудить уголовное дело; - опротестовывать правовые акты, противоречащие закону; - вносить представления; 3) Н. за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Осуществляется для содействия освобожденному в решении вопросов бытового и трудового устройства, предотвращения рецидива. Контроль осуществляют уголовно-исполнительная инспекция, а в отношении военнослужащих - командование в/ч и учреждений, которые могут заявлять в суд представления об отмене условнодосрочного освобождения и приведении в исполнение неотбытой части наказания в случаях нарушения поднадзорным общественного порядка или злостного уклонения от исполнения обязанностей.

Чем отличается контроль от надзора?

Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 298-ФЗ)

1. Прокуратура Российской Федерации (далее — органы прокуратуры) осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее — органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

При осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора).

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют органы прокуратуры.

4. Плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой Российской Федерации на основании ежегодных планов проверок по субъектам Российской Федерации, сформированных прокуратурами субъектов Российской Федерации. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации или должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — проекты ежегодных планов проверок) не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Проекты ежегодных планов проверок рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов ежегодных планов проверок формирует ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Чем отличается контроль от надзора.

Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

6. Порядок подготовки проектов ежегодных планов проверок, в том числе совместных проверок, их представления в органы прокуратуры и согласования, типовая форма ежегодного плана проверок и порядок согласования внеплановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о плановых и внеплановых проверках органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

До приведения федеральных законов, предусматривающих передачу полномочий в соответствие с данным документом (в ред. от 05.02.2018) контроль осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 05.02.2018 N 12-ФЗ.

7.1. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе в рамках проведения предусмотренных настоящей статьей плановых и внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается федеральными законами, указанными в пункте 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 12-ФЗ)

8. Положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами, соглашениями о передаче субъектам Российской Федерации осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти, заключенными в соответствии со статьей 26.8 настоящего Федерального закона, установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.

(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

К отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной настоящей статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Контроль – это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов по отношению к запланированным (нормативным).

Контроль в широком смысле — совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение работниками предписанных норм и правил поведения при выполнении возложенных на них задач и осуществлении полномочий.

Организационный контроль – это систематический процесс, в ходе которого руководители регулируют деятельность предприятия, обеспечивая соответствие достигнутых результатов плановым и нормативным показателям. Контроль призван обеспечить стабильность протекания процессов в деятельности предприятия и его подразделений и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.

Объектами управленческого контроля на действующем предприятии являются все протекающие процессы и отдельные их элементы.

Субъектами контроля на предприятии являются, чаще всего, руководители.

Классификация видов контроля

Классификационные признаки Виды контроля
По времени осуществления · Предварительный · Текущий · Заключительный
По степени охвата контролем · Сплошной · Выборочный
По периодичности выполнения контрольных операций · Систематический · Периодический · Разовый
По характеру контроля · Пассивный (реактивный) · Активный (проактивный)
По стадиям производственного процесса · Входной · Операционный · Контроль готовой продукции · Контроль транспортировки · Контроль хранения
По возможности дальнейшего использования объекта контроля · Неразрушающий · Разрушающий
По субъекту контроля · Руководитель определенного уровня · Специальное звено управления · Исполнители

1. По типу:

традиционный контроль , фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;

опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями, по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;

предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам:

Финансовый,

Маркетинговый,

Контроль качества,

Производственный

3. По объектам, каковыми являются:

Состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;

Эффективность производственной деятельности;

Промежуточные и конечные результаты;

Затраты, потери и их виновники;

Достоверность, качество, доступность, полнота информации;

Сроки исполнения принимаемых решений;

Имидж организации;

Сохранение коммерческой тайны и т. д.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля:

Администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники.

Государственный контроль и надзор содержание. Чем отличается контроль от надзора

По интенсивности:

Нормальный

Усиленный.

6. По месту осуществления:

Летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).

Стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель следит за своей работой).

7. По целям:

Фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного,

Корректирующий - призван исправить положение дел

8. По методам:

Фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации,

осмотра, разрушения объекта;

Документальный происходит на основе сверок и проверок документов;

Оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном

9. По стадиям осуществления:

Предварительный — предшествует активной деятельности. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и др. к работе. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Текущий контроль (стратегический и оперативный) оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации.

Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.

Оперативный (административный) контроль (на практике он сливается с оперативным управлением) проводится одновременно с выполнением основной работы. Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или начальником производственного отдела. Объектами здесь являются: оперативная подготовка производства, движение изделий в рамках технологического процесса (соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, загрузка оборудования, наличие запасов и заделов на межцеховых складах, выполнение плана по номенклатуре и отгрузке продукции), уровень текущих затрат, дисциплина и т. д.

Операционный контроль – осуществляется на уровне отдельных операций (точности выполнения, качества изделий). Он может быть сплошным (предполагает проверку всех без исключения объектов) и выборочным (если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие.

Заключительный контроль. . Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов

10. По периодичности выполнения контрольных операций:

Систематический контроль организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов и процессов в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме. При этом сроки проверок прямо зависят от степени важности процесса.

Периодический контроль применяется в текущей, повседневной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он используется преимущественно для проверки хода выпуска продукции, наличия материалов на складе и др. К периодическому контролю относится также ведение статистической отчетности.

Разовый контроль, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

11. По характеру контроля :

Пассивный контроль – это контроль по отклонениям от запланированного качества (сроков, результатов и т.д.). Фактически – это реагирование системы управления на выявленные отклонения. В случае выявления отклонений контроль усиливается. Такой контроль ориентирует руководителей на внесение изменений только тогда, когда какая-то работа или технологический процесс требуют изменений по объективным показателям.

Активный контроль — это контроль опережающий, призванный предупредить нежелательные отклонения.

27. Трудовая мотивация: понятие потребности, мотива, мотиватора, мотивировки

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мыщление людей.

Потребности могут быть:

1. По происхождению: врожденные и приобретенные

2. По характеру: естественные и социальные

Три уровня удовлетворения потребностей:

1) минимальный обеспечивает выживание;

2) нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

3) уровень роскоши , когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы , т. е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на удовлетворение потребности.

Потребность мотивирует, если ее удовлетворение падает ниже приемлемого уровня , и тогда возможность его повышения значительно увеличивает эффективность труда. В то же время удовлетворенная потребность такую функцию утрачивает.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов. Выделяются типы мотивов: интерес, желание, инструмент удовлетворения потребности, намерение и комплексный, объединяющий все типы.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру . У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, должностью, социальным статусом, личными ценностями, отношением к труду и проч.

Мотиватор — то, что мотивирует, побуждает человека извне к определённому поведению.

Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Отличается от действительных мотивов поведения и выступает как одна из форм осознания этих мотивов.

Выделяют следующие типы мотивированности в соответствии с мотиватором:

1. Трудовой – ориентация на заработок

2. Властный – приобретение высокой должности

3. Хозяйский – стремление к самостоятельности, приумножению богатства

4. Идейный – стремление к общему благу

5. Профессиональный – заинтересованность в работе, овладении ее навыками, самовыражении

6. Творческий – поиск нового

7. Коллективистский – командная работа

8. Люмпенизированный – опор на уравнительность

Мотивационный механизм состоит из двух элементов:

1. Механизм внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия

2. Механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности.

Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:

1) притязания — желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение, если достигнут, то потребности не превращаются в мотивы.

2) ожидания — предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Если не учитывать, могут стать демотивирующими факторами.

3) установки — психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации.

4) оценки - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей.

5) стимулы — блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.

Действие механизма мотивации

1. Возникновение потребностей

2. Восприятие импульсов, идущих от них

3. Анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов

4. Актуализация (включение) мотивов (автоматически или на основе рациональной оценки).

5. Формирование состояния мотивированности

6. Определение и осуществление конкретных действий

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 6016 | Нарушение авторского права страницы

законности применительно к конкретной ситуации).

Контроль и надзор - два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и принудительных мер административного воздействия.

Об их различиях и сходных чертах в науке административного права существует серьезная дискуссия.

Итак, контроль представляет собой систему наблюдения за деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов в целях соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор же заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности с последующим инициированием процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства.

Контроль является средством обеспечения законности, применяемым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органами государственного управления. Осуществление контроля предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой деятельности предписаниям норм права, но также и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также и выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.

Надзор же осуществляется, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта, и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осуществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов.

Сущность контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием соотв.

Под. контр. объекта

2) в получении объективной и достоверной информации о состоя-нии законности и дисциплины

3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины

4) в выявлении причин и условий, способствующих правонаруше-нию

5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов-ных в нарушении законности и дисциплины.

Признаки контроля:

1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности.

2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Различный контроль: текущий, предварительный и последующий.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную дея-тельность подконтрольного не допускается.

Различают 2 вида надзора:

Прокурорский

Административный

Термины контроль и надзор приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Каково соотношение понятий "Контроль" и "Надзор", в чем их отличие?

Контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

В системах социального управления контроль - это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

  • 1. Наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.
  • 2. Анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов.
  • 3. Принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений.
  • 4. Учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
  • 5. Выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия.

Надзор - это ограниченный, суженный контроль, он ограничивается только проверкой законности. В России существует три типа надзора:

  • 1. Прокурорский надзор - специфический вид государственной деятельности, распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
  • 2. Административный надзор - это надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм.

Административный надзор с одной стороны является средством административного воздействия, видом исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой стороны является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия - надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Таким образом, получается, что в процессе контроля проверяется законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. То есть надзор - это суженный контроль.

контроль надзор проверка законность

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...