Контрольно-надзорные органы российской федерации. Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие (Даньшина Л.И.) Органы государственного контроля рф


Государственный контроль (надзор)

Государственные контрольные (надзорные органы), виды и формы
государственного контроля
(надзора), порядок проведения контрольных мероприятий


Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Указом Президента РФ от 11 сентября 1997 года N 1010 функции государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ возложены на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации .

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов (Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области).

Государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации возлагается на Министерство Российской Федерации по связи и информатизации . Управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации являются государственными учреждениями и находятся в ведении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) проводится Госстандартом России.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779 установлено, что Федеральный горный и промышленный надзор России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. На него возлагается соответствующее нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы.

Государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе осуществляет Госатомнадзор России .

Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации .

Государственный геологический контроль осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возлагается на инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам , а в некоторых случаях – на органы государственных внебюджетных фондов.

Контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, контроль и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств осуществляет Государственная Автомобильная Инспекция .

Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления возложен на Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекцию) , являющейся подразделением Министерства экономического развития Российской Федерации.

Надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования; надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата; регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации); проведение периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых ими машин и некоторые другие функции осуществляют органы гостехнадзора .

Контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Минфина России, связанных с проведением страховой деятельности; контроль за обоснованностью установленных страховщиками размеров страховых тарифов, обеспечением платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости; контроль за соблюдением установленных правил формирования и размещения страховых резервов; изучение и обобщение практики страховщиков, страховых посредников и представление в Министерство финансов Российской Федерации предложений по совершенствованию страхового надзора, законодательства о страховании; рассмотрение и анализ представляемой страховщиками бухгалтерской и статистической отчетности; рассмотрение заявлений, жалоб физических лиц и обращений юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением страхования – эти функции осуществляет инспекция страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации .

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации .

Правоохранительные и контролирующие органы России: система, компетенция, взаимодействие (Даньшина Л.И.)

Дата размещения статьи: 20.08.2012

Понятие правоохранительных органов вытекает из понятия правоохранительной деятельности.
Термин "правоохранительная деятельность" появился в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. и означает вид государственной деятельности, которая проявляется в том, что осуществляется с применением юридических мер воздействия (принуждения и взыскания), должна строго соответствовать предписаниям действующего закона, проводится в установленном законом порядке и возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Таких органов много, достаточно сказать, что в области правоохранительной деятельности действуют и применяются несколько десятков законодательных актов, определяющих направление деятельности, структуру и полномочия конкретных правоохранительных органов, способы решения поставленных задач.
Перед правоохранительными органами стоят общие задачи - защитить права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства. Перед конкретными правоохранительными органами законодательством поставлены конкретные задачи, которые выполняются отдельными правоохранительными органами в определенном правовом режиме с определенными правовыми последствиями.
Правоохранительная деятельность имеет несколько направлений, среди которых можно назвать следующие:
конституционный контроль (осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и уставными конституционными судами субъектов Российской Федерации);
правосудие (осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами и судами субъектов Российской Федерации);
организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (организационно обеспечивается аппаратами этих судов); при этом обеспечение деятельности других судов, входящих в судебную систему, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его местными учреждениями, Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, некоторыми подразделениями указанного Министерства, администраторами судов;
прокурорский надзор (осуществляется единой федеральной централизованной системой органов Прокуратуры Российской Федерации);
выявление и расследование преступлений (осуществляются органами расследования);
оказание юридической помощи (осуществляется адвокатурой, юридическими службами государственных и негосударственных организаций, государственными и частными нотариусами, частными детективами).
Указанные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга, а отсюда и органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, действуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой, обеспечивая реализацию конкретных задач, которые стоят перед каждым правоохранительным органом, и тех общих целей, которые поставлены перед правоохранительной деятельностью.
Каждый правоохранительный орган действует на основе конкретного законодательного акта, которым определяются не только его цели, задачи, организация и компетенция, но и пределы тех полномочий, которые он должен выполнять и за пределы которых выходить не имеет права.
Помимо взаимодействия между собой, правоохранительные органы осуществляют свои полномочия в тесном контакте с контролирующими органами. Если правоохранительные органы работают в связи с совершением преступлений, расследуя и рассматривая их в суде в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным законом (УК РФ, УПК РФ) с тем, чтобы защитить права и законные интересы потерпевших, чтобы каждый виновный понес справедливое наказание и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден, то государственные контролирующие органы, выявляя нарушения действующего законодательства, наделены правом привлечения лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Контролирующие органы Российской Федерации представляют собой определенную систему органов, которые могут действовать самостоятельно или по заданию правоохранительных органов. В любом случае обнаружения признаков преступления в деятельности физических или юридических лиц контролирующие органы вне зависимости от того, действуют ли они самостоятельно или по заданию правоохранительных органов, обязаны сообщить выявленную информацию в правоохранительные органы, которые наделены правом возбуждения, расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде.
Если правоохранительные органы относятся к государственным органам, то контролирующие органы могут быть государственными и негосударственными.
Сказанное в первую очередь относится к контролирующим органам, перечисленным в гл. 22, 23 КоАП РФ (их более 80). Среди них налоговые органы, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органы, осуществляющие контроль в области финансовых рынков, государственного статистического учета, валютного контроля, органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Функциями контроля предпринимательской деятельности наделены комиссии по делам несовершеннолетних, полиция, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарного надзора, государственный экологический контроль, государственный пожарный надзор, контроль и надзор в сфере транспорта, в области обращения и защиты информации, защиты прав потребителей и потребительского рынка, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, миграционная служба, служба судебных приставов, органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, банковского надзора, микрофинансовой деятельности, иностранных инвестиций. Таков неполный перечень контролирующих органов. Каждый из них, помимо общих задач контроля, выполняет конкретные, поставленные перед ним задачи, имеет индивидуальное правовое регулирование, присущую ему компетенцию, полномочия и возможные способы воздействия на нарушителей правил, действующих в той отрасли, в которой контролирующий орган работает.
Помимо перечисленных государственных органов, в соответствии с нормами ГК РФ в различных правовых формах, предусмотренных данным Кодексом, могут быть учреждены юридические лица, аудиторская и контролирующая деятельность которых является для них основной. Правом применения наказания за допущенные нарушения такого рода негосударственные контролирующие органы не обладают.
Задача контроля - проверка соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действующему отраслевому законодательству, констатация благополучного положения дел в случае отсутствия нарушений или выявление нарушений действующего законодательства, аргументированное их описание в соответствующих итоговых документах (актах ревизий, документальных проверок и т.д.), применение мер воздействия, взысканий самими контролирующими органами в случае обнаружения нарушений, подпадающих под признаки административных правонарушений, или передача материалов в правоохранительные органы в случае обнаружения признаков преступления.
Из перечня контролирующих органов сам по себе напрашивается вывод о том, что деятельность физических и юридических лиц контролируется в различных направлениях самыми разными органами, задачей которых является соответствие деятельности физических и юридических лиц действующему законодательству, предусматривающему и регулирующему разные стороны предпринимательской деятельности. Остановимся на некоторых из них.
Одной из разновидностей контролирующих органов являются налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ). Единство и централизация системы предполагают, что никаких иных налоговых органов, кроме названных в НК РФ, не может существовать.
Система налоговых органов трехзвенная с вертикальным подчинением: на федеральном уровне - Федеральная налоговая служба, на уровне субъектов Российской Федерации - УФНС (в федеральных округах могут создаваться межрегиональные УФМС) и инспекции Федеральной налоговой службы на уровне административно-территориального деления, входящего в субъект Российской Федерации, - по районам, районам в городах и городам без районного деления. Исключение составляют г. г. Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная - горизонтального подчинения у налоговых органов нет.
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, на основе которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы и подтверждаются правильность их исчисления и своевременность уплаты. Налоговые органы могут проводить налоговые проверки, изымая при этом документы, если имеются основания считать, что документы будут уничтожены, изменены или заменены, получать объяснения от налогоплательщика по любым вопросам налогообложения, приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на его имущество, осматривать любые помещения, которые используются для извлечения прибыли, где бы они ни находились, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.
Налоговые органы в рамках своей компетенции имеют право определять суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, в случае выявления нарушений законодательства требовать их устранения, могут взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы, требовать от банков необходимую информацию о списании со счетов налогоплательщика и с корреспондентского счета банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечислении этих сумм в бюджет, привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, свидетелей, ходатайствовать о приостановлении или аннулировании лицензий на осуществление определенного вида деятельности, предъявлять в арбитражные и суды общей юрисдикции иски по вопросам, касающимся нарушения законодательства о налогах и сборах, например о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.
Решения нижестоящих налоговых органов изменяют и отменяют вышестоящие налоговые органы.
Наряду с правами, которыми наделяет налоговые органы ст. 31 НК РФ, они несут обязанности вести учет организаций и физических лиц, информировать налогоплательщиков о действующих налогах, связанном с ними законодательстве и нормативных актах, сообщать при постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, возвращать излишне уплаченные налоги, сборы, пени и штрафы. Налоговые органы должны работать в условиях сохранения налоговой тайны, обязаны направлять налогоплательщику копии актов налоговой проверки и принятых в отношении его решений, осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Если в материалах проведенных проверок имеются признаки преступления, то налоговые органы обязаны направить эти материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Все полномочия налоговых органов, представленные ранее, могут быть "разбиты" на несколько направлений: а) правовое регулирование вопросов налогообложения, которое реализуется в праве Федеральной налоговой службы издавать в соответствии с налоговым законодательством нормативные акты по вопросам налогообложения в соответствии со ст. 4 НК РФ; б) налоговый учет; в) права налоговых органов в области исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов; г) осуществление налогового контроля.
Налоговые органы действуют на принципах равенства всех перед законом, презумпции невиновности, соблюдения действующего законодательства. Каждый налоговый орган возглавляется руководителем, на которого возлагаются обязанности рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных в пределах обслуживаемой территории (ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ).
Налоговые органы могут осуществлять свою деятельность по заданию правоохранительных органов: органов расследования, оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, суда и прокуратуры. В этом случае результаты проведенных проверок сообщаются налоговыми органами в запрашивающую структуру.
Наряду с налоговыми органами, в области налогообложения и сборов действуют таможенные органы, которые взыскивают налоги при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (и его органы на местах), которое дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ст. ст. 34, 34.2 НК РФ). Означенные органы в систему налоговых органов не входят.
К контролирующим органам относится Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, действующая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - это федеральный орган исполнительной власти. Указанная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, имеет свои территориальные органы и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и местными органами исполнительной власти. Служба финансово-бюджетного надзора выполняет две функции: функцию валютного контроля и функцию контроля финансово-бюджетной сферы деятельности в области экономики.
В деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора можно выделить: создание нормативной базы для контролирующей деятельности в установленной сфере (руководитель службы издает приказы, имеющие нормативный характер, осуществляет в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации); непосредственный контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, и контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации; применение наказания за допущенные нарушения валютного и бюджетного законодательства в рамках производства об административных правонарушениях.
Особое внимание при рассмотрении полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора следует уделить организации ее работы и тем возможностям, которые реализуются при выполнении возложенных на нее контрольных функций.
Предметом контроля, который осуществляется службой, является использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов получателями финансовой помощи, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, а также контроль состояния материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В области валютного контроля предметом деятельности службы является контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные подразделения наделены широкими полномочиями: проводят ревизии и проверки, встречные проверки, надзорные мероприятия, имеют доступ к любым документам не только проверяемых организаций (денежным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетам, планам, сметам и иным документам), но и организаций любых форм собственности, которые получили от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы. В ходе встречной проверки проводится сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации, проверяются фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей. По вопросам, возникающим в ходе проверки, возможно получение письменных объяснений должностных, материально ответственных и иных лиц.
По результатам проведенной проверки в проверенные организации направляются обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений. Своевременность и полнота устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере контролируются проверяющим органом, при этом допускается добровольное возмещение средств.
К работе службы в необходимых случаях могут быть привлечены ученые и специалисты, научные и иные организации, возможно проведение необходимых научных исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок.
В случаях нецелевого использования получателем бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, несвоевременного перечисления платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, структурных подразделений и территориальных органов и их заместители могут привлечь виновных к административной ответственности. Возможное наказание за допущенные административные проступки: за нецелевое использование бюджетных средств - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц; за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 100 000 руб. на юридических лиц; за несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, - от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц, от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц (ст. ст. 15.14 - 15.16 КоАП РФ). Указанные санкции возможны только в том случае, если в действиях должностных лиц не имеется состава преступления, наказание за которое предусмотрено УК РФ. Если состав преступления налицо, то материалы передаются в органы расследования, а затем в суд, который может приговорить виновных к реальной мере наказания, предусмотренного УК РФ.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее подразделения на местах осуществляют свою деятельность в условиях соблюдения государственной, служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны, тайны связи и иной конфиденциальной информации.

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. государственные органы федерального значения

2. государственные органы регионального значения

3. негосударственные контролирующие организации

4. международные контролирующие организации

Государственные контролирующие органы федерального значения с учетом содержания и характера их деятельности можно и целœесообразно классифицировать и рассматривать по следующим сферам общественных отношений:

1. государственного управления (Главное контрольное управление Президента РФ, счетная палата РФ, министерство по налогам и сборам, департамент финансового контроля и аудита);

2. здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни (государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ, служба ветеринарного надзора РФ, государственный комитет РФ по охране окружающей среды, федеральная служба лесного хозяйства РФ, министерство транспорта͵ министерство природных ресурсов РФ);

3. труда и социального обеспечения (государственная трудовая инспекция, государственная жилищная инспекция, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населœения РФ);

4. финансово-кредитных отношений и страхования (счетная палата Федерального Собрания РФ, ЦБ РФ, департамент финансового контроля и аудита͵ департамент страхового надзора);

5. экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли (министерство экономики, министерство государственного имущества, федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, министерство по антимонопольной политике, федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, федеральная служба России по валютному регулированию и экспортному контролю, федеральная энергетическая комиссия и др.);

6. образования и культуры (министерство образования РФ, министерство культуры РФ, министерство по делам печати, телœерадиовещанию и средств массовых коммуникаций РФ);

7. связи и информатики (федеральная служба госнадзора за связью, федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ).

К числу контролирующих органов регионального значения относятся такие, которые не являются структурными подразделœениями федеральных органов, в формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Причем в качестве контролирующего органа может выступать и сам орган исполнительной власти.

Из числа контролирующих органов субъектов РФ прежде всœего следует назвать контрольно-счетные палаты, которые осуществляют контроль за правильным пополнением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств субъекта. Некоторые контролирующие органы в субъектах федерации действуют в связи с крайне важно стью осуществления контроля за использованием, потреблением и оплатой различного рода коммунальных услуг населœением. К таким относятся органы энергонадзора и водообеспечения.

По отдельным видам деятельности контрольные функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вытекают из полномочий, предоставляемых им федеральными нормативно-правовыми актами. В соответствии с ними таким органам предоставляются, к примеру, право лицензирования отдельных видов деятельности, причем особенно широко с сфере торговли и оказания услуг населœению. В подобных случаях в роли контрольного органа выступают либо непосредственно исполнительный орган власти, либо специально созданные и уполномоченные им органы. Примером последних могут служить лицензионные палаты, которые созданы во многих субъектах РФ.

Негосударственные контролирующие организации :

1. союзы потребителœей

2. профессиональные союзы

3. аудиторские организации

4. общественные объединœения

Международные контролирующие организации . Международные контролирующие органы - ϶ᴛᴏ исполнительные структуры ООН и Европейского союза. Органы секретариата ООН осуществляют контроль за соблюдением государствами-членами ООН международных актов, принятых генеральной ассамблеей ООН. Органы Совета Европы осуществляют контроль за соблюдением международных актов Европейского Союза.

Наличие у государственного органа или негосударственной организации определœенных контрольных функций определяет их компетенцию как контролирующего органа или организации. Компетенция (функциональные обязанности) контролирующего государственного органа обычно определяется основным нормативным правовым актом о конкретном органе или соответствующем виде деятельности – кодексом, законом, положением.

Система контролирующих органов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система контролирующих органов." 2017, 2018.

Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

    деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

    наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

    получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

    соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения, как законности, так и целесообразности;

    принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

    выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

    применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

    организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

1.2 Государственный надзор

Государственный надзор – это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

    органы государственного контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

    объектом контроля выступает, как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

    контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться, как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

    контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

    контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов Российской Федерации, а также соответствием законам, издаваемых ими правовых актов.

II государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения в россии

2.1 Министерство Здравоохранения в рф

Министерство Здравоохранения Российской Федерации – это орган исполнительной власти, который осуществляет работу, реализуя государственную политику в сфере здравоохранения.

Говоря более подробно о компетенции министерства здравоохранения необходимо отметить следующие его функции:

    Организация мед. помощи и профилактических работ, реабилитация и организация медицинских экспертиз;

    Контроль над внедрением инновационных методов лечения, профилактики и реабилитации;

    Организация и контроль над обязательным медицинским страхованием;

    Отслеживание деятельности фармацевтической промышленности.

    Контроль над обращением медицинских препаратов;

    Осуществление контроля над качеством медицинских препаратов;

    Организация и контроль санаторно-курортного лечения;

    Контроль над санитарно эпидемиологической обстановкой

    Проведение различных медицинских экспертиз;

    Организация обучения медицинской направленности;

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...