Криминология как наука. Предмет и методы криминологии


1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

Термин «криминология» происходит от двух слов: лат. crimen — преступление и греч. logos — наука, учение. Впервые слово «криминология» было использовано итальянскими юристами Р. Гарофало и П. Топи нардом, которые в 1885 г. выпустили книгу пол таким названием. Как видим, это сравнительно молодая наука, получившая развитие главным образом в XX в.

Логическое развитие криминологической мысли позволяет говорить о криминологии как общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая в понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение).

Как мы увидим в дальнейшем, криминология тесно связана с другими науками. Поэтому, когда речь идет о предмете науки, важно выделить то главное, существенное, что ее отличает от близких ей наук. И чем глубже человек изучает преступность, тем с большим числом проблем он сталкивается — проблем, на первый взгляд далеко стоящих от преступности.

В то же время расширительное толкование криминологии как науки и соответственно ее предмета уводило исследователей от того факта, что преступность, будучи социальным явлением, «ограничена» рамками права, закона. В уголовном праве на основе социального опыта целых поколений выработан и закреплен в законе (уголовном кодексе) перечень деяний, относимых к преступным. Произвольный выход за эти границы недопустим, поскольку он привел бы к ничем не ограниченному произволу.

Таким образом, предмет науки криминологии — это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

Как мы увидим далее, преступность как социально-правовое явление сложилась исторически. Постепенно сформировалось «устойчивое ядро» преступности: убийства, кражи, насилие, преступления против нравственности, против государства, против правосудия и ряд других. В той или иной степени они присущи любой социально-политической системе. Естественно, имеются и различия, однако они появились на более поздних этапах развития человечества и зависят от политических, экономических, социальных, национальных особенностей тех или иных государств.

Предмет криминологии

Остановимся теперь на предмете криминологии более подробно. Как видно из определения этой науки, первая и основная часть ее предмета - преступность.

Определений преступности бесчисленное множество. Они несут на себе отпечаток философских взглядов авторов разных школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Правда, такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Но из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

Преступность — социально-правовое явление. Масса (цифра) преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период преступлений, предусмотренных уголовным кодексом.

Заметим, что преступность — не просто сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, связанное с другими социальными явлениями, а часто ими и определяющееся.

В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением общества.

Вторая составная часть предмета криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие . Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках, и конечно в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности не только теоретическая, но и практическая, поскольку без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела ей противодействовать, причем не только силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагают общество и государство.

Развитие криминологии и внедрение ее рекомендаций в практику с достаточной убедительностью показали реальность установления и причинных связей в проблеме преступности, и условий, способствующих совершению преступлений. Практические правоохранительные органы научились выявлять эти условия и причины преступлений, а наука вооружила их методикой этой работы. Законодатель закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать (в пределах своих возможностей и компетенции) меры к их предупреждению.

На заре развития криминологии ученые представляли преступника как тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Одни видели в преступниках людей, отмеченных печатью Каина, в соответствии с теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшееся с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ч. Ломброзо и его последователей, было распространенным в течение длительного времени. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.

Углубленное изучение проблемы привело многих ученых к тому, что понятие «личность преступника» было поставлено под сомнение и высказана идея о том, чтобы отказаться от нее, заменив более пространным, но более точным понятием личности людей, совершающих преступления.

Почему пришли к этому выводу? Потому что понятие «личность преступника» предполагает какую-то заданность, порождает представление о том, что данный человек уже предрасположен к преступлению. Однако опыт свидетельствует о том, что в действительности почти каждое преступление может совершить любой человек. Американские криминологи, например, говорят о том, что каждый американец хоть раз в жизни, но совершил преступление. Как же быть в таком случае с понятием «личность преступника»?

Классификация конкретных социальных типов преступников весьма важна. Убийцы отличаются от воров, представляя собой специфический тип личности; мошенники — от «белых воротничков», хотя последние могут применять методы мошенничества; расхитители имущества — от сексуальных насильников и т. д. Изучение типов личности тех, кто совершает преступления, требует разработки как общих, так и индивидуальных мер и методов предупреждения преступлений. Однако при этом следует иметь в виду временный характер нахождения в «мундире» личности преступника (иначе зачем говорить об исправлении и перевоспитании преступников). И если для уголовного права преступник тот, кто совершил деяние, содержащее все элементы состава преступления, то для криминологии определение понятия «личность преступника» — более сложная задача, поскольку связана с отнесением человека к определенной, осуждаемой обществом страте этого же общества, с неизбежным вопросом: насколько долго такое состояние человека может продолжаться?

Принципиальным для криминологии, для правильного понимания соотношения является тот факт, что биологические особенности влияют на тип поведения человека (холерик в одинаковой жизненной ситуации поступит иначе, чем флегматик или сангвиник, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности), не являясь причинами его поведения, в том числе преступного.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составляющих предмет криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как социального явления, отражающего его противоречивость и особенности функционирования, свойства личности тех, кого само общество, как правило, превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

Поскольку преступность - явление социальное, необходимо исходить из того, что успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к ней будет комплексным как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения. Поэтому борьба с преступностью в широком общесоциальном плане есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых. При этом очевидно, что политическая атмосфера в обществе — это то, что может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести их до хаоса и развала либо, напротив, привести к стабилизации общественного (и государственного) организма.

Опыт показывает, что чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости, в обществе, где забота о людях декларируется (даже является спекулятивным политическим лозунгом), но не претворяется в жизнь.

Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые требуют не совершенствования крупных ее блоков, а изменения каких-то частей, например учета и контроля за расходованием денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период) опасность хищений либо иных злоупотреблений. Конкретные рекомендации еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии.

Криминологи за годы своего «вторжения» в социальную жизнь наработали немало практически значимых рекомендаций по предупреждению преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т. д.

Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, поскольку формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры.

Меры предупреждения разные и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т. д.). Блоки преступности тоже требуют специфических мер (скажем, организованная преступность — одних мер, рецидивная — других, женская — третьих и т. п.). Внутри же этих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие соответствующих мер для их предупреждения.

Деление преступности на уровни определяет и особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются конкретными людьми, профилактическая (воспитательная) работа с которыми требует сугубо индивидуального подхода. В этой части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология. Не случайно среди правовых наук прочное место завоевала ныне юридическая психология.

Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планированием предупредительных мер.

Предупреждение преступности может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в государстве имеет свои особенности. В борьбе с преступностью нет и не может быть однозначных рекомендаций. К сожалению, иногда конкретные советы и предписания сводятся к лозунгам, призывам: усилить профилактическую работу, обязать прокурора усилить надзор за соблюдением законов, обязать МВД разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами участковых инспекторов и т. д., к чему привыкли и чем пестрит практика борьбы с преступностью в нашем государстве, оборачивающаяся наличием пустых, неконтролируемых и невыполнимых «планов». Причем наша практика страдала и продолжает страдать неоправданной гигантоманией и глобальностью планов.

Завершая рассмотрение предмета криминологии, отметим, что в него входит и проблема жертвы преступления. В науке это направление получило название «виктимология».

Исследования показывают, что поведение преступника нередко обусловлено как поведением его жертвы, так и особыми се качествами, а также взаимоотношениями преступника с потерпевшим, сложившимися ранее либо в процессе столкновения. Нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где имеются мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо.

Развитие виктимологии привело к возникновению термина «виктимизация». Это процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей. Виктимизация отличается от преступности тем, что представляет собой совокупность процессов становления жертвами.

Система криминологии

Можно говорить о системе науки, т. е. о перечне и о порядке рассмотрения проблем, скажем, от наиболее общих, основополагающих до конкретных. Можно говорить и о системе курса или учебника, где в наиболее удобном для изучения порядке освещаются отдельные проблемы науки.

С такой же позиции следует подходить и к криминологии. В юридических науках, которые тесно связаны с законодательством, система науки нередко совпадает с системой законодательства. Как известно, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной (специальной) частей, соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Специальную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические, исходные для науки и практики вопросы, а в Специальной части указываются виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за них.

Для криминологии проблема деления на две части более условна, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что многие из вопросов, казалось бы, справедливо отнесенных к проблемам Специальной части, например рецидивная преступность, сами по себе имеют общетеоретическое значение. Эти виды преступности наполнены собственным глубоким теоретическим содержанием, позволяющим, строго говоря, их самих делить на общее и конкретное (особенное, специальное).

В частности, можно сказать, что криминология систематизирует преступления: 1) по сферам деятельности преступников; 2) степени их организации; 3) составу преступного контингента; 4) причинам не только самих преступлений, но и того социального распределения преступников, которое наблюдается в стране.

Если взять за основу подходы к криминологии как к науке, получившие отражение в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

Сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки; вслед за этим — история и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); далее анализируются наиболее опасные и распространенные виды преступности.

Криминология и другие науки

Уже из ознакомления с предметом криминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т. е. тесно связанная с некоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

Прежде всего рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии с уголовным правом.

И уголовное право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовное право — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает с юридических позиций как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.

Уголовное право не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; его непосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаками так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются социальные, нравственные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности механизм преступного поведения и причины противоправного развития событий.

Органичная связь криминологии с уголовным правом состоит в том, что уголовное право определяет границы, рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяется уголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.

Еще одна юридическая наука - криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследования преступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности, особенностях механизмов, способов совершения различных преступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует эти сведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений. Неразрывна связь криминологии и с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая дает возможность изучать преступность в определенном смысле «изнутри» с помощью специальных средств и методов.

Криминология связана и с уголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободы или лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов и специалистов по уголовно-исполнительному праву весьма полезно.

Есть еще несколько наук, обычно относимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина и судебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты. Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебных психиатров помогают криминологам составить более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников.

В ходе развития криминологических учений вносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных с преступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств и т. и. Но возобладала точка зрения, ограничивающая предмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась и укрепилась и ее связь с юридическими науками.

Но, как отмечалось, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего это , изучающая общество в процессе его функционирования. У социологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда, социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назвать социологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучается в юридических вузах, то англо-американская традиция состоит в преподавании криминологии на факультетах социологии.

Далее укажем на тесную связь криминологии с юридической психологией, предметом которой является внутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полным основанием можно назвать криминологию или по крайней мере определенную ее часть психологией преступника.

Итак, при выяснении взаимосвязей криминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имеет комплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией и психологией и использует данные всех этих и других наук.

Нельзя не отметить, что среди специалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающая вопреки фактам действительности и развитию мировой науки не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология — часть уголовного права либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят к середине 1920-х гг., когда вопрос о причинах преступности при социализме был решен «полностью, однозначно и окончательно». Коротких, мало к чему обязывающих призывов в рамках учения о преступлении в уголовном праве было достаточно. Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом. Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного, уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целом практики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки, как это утверждали «ликвидаторы» и противники криминологии как науки.

Криминология действительно вышла из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она вышла и из общей социологии, — такая точка зрения гоже существует, как, кстати, говорят и о «медицинской криминологии» и других ее видах, поскольку проблемой преступности занимались ученые разных специальностей, привнося свое в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития. Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития и дифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественное явление.

Страница 2 из 34

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности.

Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, проти-воречащим требованиям нормам социального светского государства.

Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступ-ности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, терри-ториальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.

Криминология изучает данные о преступности в целом, а также по отдельным видам и группам преступлений и по отдельным крими-нологическим проблемам. Например, преступность несовершен-нолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.

Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности.

Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина преступности - это активная сила, которая порождает ее существование. Причины конкретногопреступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения.

В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В криминологии это ответвление называется виктимологией. Виктимность - это повышенная способность в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств становиться мишенью для преступных посягательств. (Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972).

Исследования показали, что нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо. По данным исследований, до 29% преступлений либо спровоцированы потерпевшими, либо совершены при их содействии.

Криминология изучает личность преступника как совокупность социальных и социально значимых свойств, черт, качеств, связей и отношений, характеризующих лиц, совершающих различные преступления и так или иначе влияющих на их поведение. Без учета личности преступника невозможно понять причины ни отдельного преступления, ни преступности в целом.

На ранних стадиях развития криминологии в условиях вакуума знаний полагали, что преступный тип личности выпадает из человеческого общества. Другие, отмечая жестокость преступников или приверженность к кражам, стали искать причины в биологических особенностях людей. Теорию биологических причин преступности создал Ломброзо. Создавались теории социальных типов преступников, отвергая биологический тип. Наконец, были такие, которые находили компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности преступника.

Теория прирожденности преступников лежит в основе расизма, порождая произвол и беззаконие.

Когда сегодня криминологи говорят о личности преступника, то подразумевают под этим понятием человека, совершающего преступление. Такой подход исключает определенную заданность в понятии “личность преступника”. Человек существо социальное. Человек в то же время наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальную программу.

Психически больной человек к такому восприятию не способен. Он не может быть личностью преступника. Он совершает общественно опасный акт, но не преступление.

Вывод: биологические особенности влияют на тип поведения человека, не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Например, холерик в одинаковой ситуации поступит иначе, чем флегматик, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности.

Предметом криминологии является предупреждение преступлений. Криминология разрабатывает общую концепцию предупреждения преступности как специфическую форму социального управления и контроля; исследует и обосновывает основные направления предупреждения преступлений, конкретные формы и методы этой деятельности, систему органов криминологической профилактики, разрабатывает ее правовые и организационные основы, вопросы планирования и координации усилий государственных и общественных организаций и объединений по профилактике преступности. Например, Федеральный закон ”Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних”.

В предмет криминологии включают также последствия преступности. Они всегда негативные, отрицательные. Таковыми являются: жизнь потерпевших, вред здоровью, ущерб, причиняемый собственнику имущества и т.д.

Аналитическая задача криминологии состоит в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

Прогностическая задача заключается в подготовке обоснованных предложений о возможном развитии криминологических явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и правоприме-нительную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

Четвертая задача связана с разработкой и внедрением методов и средств по интенсификации деятельности правоохранительныхорганов, по предупреждению преступности. Считают, что перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности.

Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

Современные специалисты осторожно относятся к тезису о всесилии науки в целом, и, в частности, криминологии. Практика все же показывает, что использование корректно полученного криминологического знания позволяет точнее и глубже понимать процессы, происходящие в обществе, избегать неверных решений, экономить ресурсы, эффективно осуществлять контроль за преступностью.

В криминологию принято включать Общую и Особенную части. В Общую часть входят науковедческие проблемы криминологии: понятие криминологии как науки, ее методы, методики, исследовательские процедуры, место криминологии в системе наук, история криминологии, сравнительная криминология, основные идеи зарубежной криминологии. В Общую часть входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, последствия преступности.

В Особенную часть входят: характеристика видов преступности и преступников: преступность несовершеннолетних, молодежи, преступность женщин, рецидивная, организованная, профес-сиональная, групповая, насильственная, экономическая преступность, неосторожные преступления, убийства, преступления против общественного порядка, кражи имущества, а также конкретные меры предупреждения преступлений.

Криминология базируется на правовых понятиях преступного, преступности, личности преступника и др. и исследует природу этих явлений и социальные средства воздействия на них (Сахаров А.Б.) как комплексная научная дисциплина, использующая данные других отраслей юридической науки, а также положения социологии, философии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики и других наук.

Особенно значимыми для криминологии являются представления о природе человеческого поведения, вечности преступности, роли частной собственности, механизмах функционирования экономики, возможностях использования социальной инженерии, клонировании человека.

В качестве методологической базы криминология использует законы, категории и понятия философии. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к данным политологии, социологии, демографии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, школе. Опираясь на достижения педагогики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Криминология связана и с другими не юриди-ческими науками, например, с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

Криминология тесно связана практически со всеми юридическими науками, особенно с уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии, возникшей и развивающейся в интересах борьбы с преступностью.

Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которая обязательна для криминологии. В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правопримени-тельной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными.

Связь криминологии и уголовно-исполнительного права осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

Криминалистика разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология связана и с иными отраслями юридической науки: административным, гражданским, трудовым и другими отраслями права. Эта связь обусловлена тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

Наука условно делится на три ее фундаментальные отрасли: естественные, общественные и технические, которые различаются по своим предметам и методам. По отношению к практике принято подразделять отдельные науки на фундаментальные и прикладные . Фундаментальные науки открывают законы, управляющие поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

В науках также выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания о природе, обществе и человеке. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью научных методов. Устойчиво повторяемые связи между ними выражаются в эмпирических законах, что дает возможность теоретического описания изучаемых объектов, явлений и процессов.

Криминология относится к общественным наукам с эмпирическим уровнем знаний, но, на наш взгляд, с тенденцией формирования теоретического уровня познания ее предмета.

Криминология (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение) - это наука о преступлении в узком смысле слова или наука о преступности в широком смысле слова. От единичного понимания преступности криминология перешла к преступности как массовому социальному явлению.

Криминология стала как бы общетеоретической наукой для наук так называемого криминального цикла. Отечественная криминология вышла из науки уголовного права. Она имеет свой объект, предмет и метод научного познания.

Становление криминологии как науки связывают с появлением в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало под названием «Криминология».

В литературе криминология стала представлять собой науку, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а позднее и предупреждение преступности.

Место и роль конкретной науки среди других наук определяет ее предмет и метод.

Предмет криминологии как науки - это закономерности: преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности; подверженности преступности различным воздействиям .

Отсюда видно, что основным компонентом предмета криминологии является сама преступность , закономерности, законы, принципы и свойства возникновения, изменения и существования ее в обществе. Криминологи выделяют ряд признаков преступности: ее общественная опасность, как социально-правовое явление, их историческая неизбежность, преходимость и воспроизводимость.

Главным признаком среди них является общественная опасность . Единичное преступление как единичный факт сам по себе не представлял бы опасность для общества, если бы не все возрастающая совокупность единичных преступлений, которая стала все менее неуправляемой. Преступность стала разрушать установившиеся связи и отношения между людьми в обществе, обществом и государством, государством и природой, чем стала представлять всеобщую опасность.

Преступность представляется еще и как социально-правовое явление. Отечественная криминология рассматривает только то деяние среди множества отклоняющихся форм поведения, которое оговорено только уголовным законом, то есть только преступное деяние.

Преступность не только исторически неизбежное , но, одновременно, исторически преходящее явление . Историческая неизбежность появления преступности связана с возникновением государства, государственного аппарата, уголовных законов, с помощью которых управляется жизнь общества. Даже при отсутствии уголовного закона преступность как негативное социальное явление остается. Поэтому всегда возникает необходимость в законодательном определении негативных форм поведения, за которые наступает уголовная ответственность.

На нынешнем этапе развития преступности ученые подметили ее способность к само- и воспроизводству . Преступность, будучи порождением общественных условий жизни, превратилась в самостоятельное явление, которое активно влияет на причины и условия ее порождения, как самостоятельного явления. Преступность на нынешнем этапе своего развития вплетена в систему общественных связей и стала неотъемлемой частью социальных отношений и порождается ими.

В таком понимании преступность - это общественно опасное, негативное социально-правовое явление, порожденное обществом, ставшее самостоятельным воспроизводимым явлением, которое требует постоянного контроля над собой .

Другой составной частью предмета криминологии является причина преступности . Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление, которое называется - следствием . При этом причина вызывает определенное, соответствующие только ему следствие. Причинно-следственные связи зависят от их условий и поводов. Проблема причинности - одна из ключевых в криминологии. Нельзя отрицать, что преступность со временем меняется. Источником изменений являются все же установившиеся причинно-следственные связи и отношения, что не исключает влияние на нее и других видов связей и отношений.

В настоящее время в криминологии приемлемым считается деление причин преступности на: а) причины преступности как социального явления; б) причины отдельных видов преступности и в) причины конкретных преступлений, а также г) условия, способствующие совершению преступлений. Но это уголовно-правовой подход.

В криминологии применяется более широкое понятие связей явлений и отношений как детерминирующие, и соответственно используется новый термин - криминологические (криминогенные) детерминанты преступности .

Далее, в качестве составляющей в предмет криминологии входит личность преступника . Утверждается, что лицо, совершившее преступление, наделено повышенной степенью общественной опасности, которая влияет на выбор преступного варианта поведения. Своей «антиобщественной» (преступной) направленностью поведения такое лицо и отличается от других людей.

Однако антиобщественное (преступное) поведение проявляется при определенных социальных условиях развития личности. Поэтому понятие «личность преступника» в уголовном праве было заменено понятием «лицо, совершившее преступление», как наиболее точно отражающее существо проблемы. В этом случае криминолога интересует не сама по себе личность лица, совершившего преступление, а во взаимосвязи лица с его средой жизнедеятельности. В научной и учебной литературе традиционно встречается термин «личность преступника», но он уже имеет другое содержание.

Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Существование научного подхода к понятию комплексности причин преступности, позволило говорить о трех уровнях ее предупреждения: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Отечественными криминологами была разработана даже теория предупреждения преступности , в основе которой лежит идея управляемости общественными процессами и человеком. Но в настоящее время она не культивируется правоохранительной практикой как это было в последние годы советской власти.

Новым направлением в исследовании предмета криминологии является учение о жертве преступления или виктимология . Исследования показывают, что поведение преступника во многих случаях обусловлено поведением потерпевшего.

Всеобщим методом познания преступности и детерминирующих ее факторов в отечественной криминологии признается диалектический материализм. Метод - это прием, способ научного познания объекта исследования. Объектом познания криминологии как самостоятельной науки является сама преступность во взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами.

Как наука о преступности криминология использует общенаучные (философские) методы ее познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование, исторический метод, системный анализ и др.).

Криминология для научного познания использует также методы для получения знаний эмпирического и теоретического уровней. Для эмпирического уровня используется метод наблюдения, описания, сравнения, экспериментальный метод. Для теоретического уровня знаний применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализации, исторический, логический.

Методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, причинах и личности преступника. Для конкретной цели исследования используются методы других наук. В частности, при работе со статистическими данными о преступности, детерминирующих ее факторах применяют всевозможные статистические, социологические методы. Для изучения личности преступника и жертвы преступления используются психологические методы и конкретные методики.

Только криминология как комплексная наука о социально-правовом явлении - преступности рассматривает преступность и преступление в единой системе: человек - общество - природа. Поэтому изучение преступности находится в неразрывной связи с другими науками, изучающими общество и природу.

Отсюда криминология тесно связана с общественно-правовыми науками: во-первых, науками так называемого криминального цикла (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, прокурорским надзором), юридической психологий, юридической конфликтологией; во-вторых, политическими науками и т.д.; естественными науками (математикой, статистикой, географией и т.п.).

Современная криминология как наука о преступности стоит на пути разделения ее на Общую и Специальную части.

В Общей части рассматриваются общетеоретические вопросы. В нее включаются вопросы о понятии, предмете, методе и задачах криминологии; истории и состояния криминологии; раскрываются понятия о преступности, причинах преступности и ее предупреждении, личности преступника; рассматривается методология, методы криминологии и методики криминологических исследований, прогнозирование состояния и тенденций преступности, теоретические модели программ борьбы с нею.

В Особенной части отдельными блоками рассматриваются различные виды преступности (насильственная, экономическая, неосторожная, организованная, профессиональная, рецидивная), а также преступность несовершеннолетних, неосторожная преступность. В отдельных учебных изданиях предлагаются к изучению новые криминологические направления: семейная, политическая, коррупционная, пенитенциарная, экологическая, женская, теологическая и т.п. криминология. Обособленно стоит вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

С учетом разного уровня научного познания преступности и детерминирующих ее факторов перед криминологией стоит теоретическая и практическая цели.

Теоретическая цель криминологии как науки проявляется в формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью. Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности этой борьбы.

Отсюда следуют задачи криминологии:

  • · изучать детерминирующие факторы, влияющие на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
  • · проводить социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
  • · изучать личность преступника, выявлять механизм совершения конкретного преступления, классифицировать виды преступных проявлений и типы личности преступников;
  • · определять основные направления и меры предупреждения преступности.

Для выполнения поставленных задач криминология осуществляет следующие основные функции: описательную, объяснительную и прогностическую.

Описательная функция состоит в систематическом описании элементов предмета криминологии на основе научно установленных фактических данных о них. Объяснительная функция осуществляется с целью выяснения характера описываемых криминологических явлений и процессов, их особенностей. Прогностическая функция состоит в определении возможного развития таких явлений или процессов.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • предмет, метод криминологии, ее соотношение с другими науками;
  • место и роль криминологии в формировании научного мировоззрения о преступности как одной из форм зла и социальной патологии;
  • тенденции развития и появления новых видов преступлений и возможности государства, общества и отдельной личности в разработке эффективных мер по предотвращению преступлений;

уметь

  • анализировать и оценивать исторические события и социально значимые проблемы и процессы, прогнозировать возможное их развитие в будущем;
  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы юридической науки в профессиональной деятельности;

владеть

  • навыками целостного подхода к анализу понятия криминологии;
  • способностью занимать активную гражданскую позицию;
  • навыками работы с нормативными правовыми актами.

Понятие криминологии как науки и ее предмет

Термин «криминология» (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение), авторство которого традиционно связывают с именами французского антрополога П. Топинара и итальянского юриста Р. Гарофало, означает в буквальном переводе «учение о преступлении». На протяжении уже более двух столетий этот термин используется для обозначения вначале особого направления в изучении преступлений, а затем и отдельной науки о преступности как об особом социальном и правовом феномене.

Зародившись в конце XIX в., пройдя сложный и противоречивый путь развития, к настоящему времени криминология утвердилась в статусе самостоятельной науки. Ее возникновению и обособлению в структуре научного знания предшествовало и способствовало, во-первых, накопление исследовательского материала и опыта познания преступления и преступника в рамках отдельных традиционных отраслей знаний (уголовное право, пенитенциарное право, медицина, статистика, психология и др.), а во-вторых, ставшая очевидном недостаточность этих разрозненных представлений о преступности, возникновение насущной потребности в комплексном, научном осмыслении преступности как целого и разработке целостной системы мер ее предупреждения.

Признанию криминологии самостоятельной наукой способствовало также четкое обособление предмета данной науки, охватить и исследовать который в полной мере не могли иные отрасли научного знания, а также развитие представлений о ее методологическом аппарате.

Важно подчеркнуть, что вопрос о предмете криминологии и сегодня является предметом научных дискуссий, что сопровождается непрекраща- ющимся процессом уточнения границ и сферы научной ответственности криминологии. Тем не менее можно считать устоявшимся и не вызывающим нареканий суждение о том, что ядро предмета криминологии включает в себя четыре основных блока проблем:

  • 1) преступность (негативное социальное явление, образуемое совокупностью совершенных на определенной территории и за определенный промежуток времени преступлений), а также ее отдельные виды;
  • 2) детерминанты преступности (причины и условия, порождающие преступления и способствующие их совершению) и механизм индивидуального преступного поведения;
  • 3) личность преступника (качества и свойства, отличающие преступника от законопослушного человека);
  • 4) предупреждение преступности (система мер, реализуемых определенными субъектами на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях в целях минимизации преступности и ее последствий); иногда для обозначения этой составляющей предмета используют понятие «социальный контроль».

Вокруг анализа именно этих социальных феноменов складывалась криминологическая наука; они являются своего рода основными точками притяжения криминологического знания. Вместе с тем в теории аргументируются предложения о необходимости уточнения предмета криминологии как науки. Основные дискуссии сегодня сводятся к следующему.

  • 1. А. Б. Сахаров, Л. А. Волошина, И. И. Карпец высказываются за включение в предмет криминологии так называемых фоновых явлений преступности - алкоголизма, пьянства, проституции, детской безнадзорности и др., которые, не составляя преступности как таковой, выступают одновременно и ее питательной средой, и следствием. Против такой постановки вопроса выступают М. М. Бабаев, С. Я. Лебедев и другие специалисты, которые, нисколько не отрицая связи данных явлений с преступностью, тем не менее справедливо утверждают, что такая связь не дает оснований для расширения предмета криминологии. Уголовно-правовые признаки преступления составляют тот объективный внешний критерий, который позволяет включать или не включать деяние в круг объектов криминологического исследования и тем самым обеспечить относительную устойчивость его границ и принадлежность к области юридического знания. Все иные формы отклоняющегося поведения с успехом могут быть познаны в рамках таких перспективных направлений, как административная деликтология, девиантология, ювенология и др. Криминология может обращаться к их познанию, но только через призму связи данных явлений с преступностью, их участия в системе криминологических детерминант и следствий.
  • 2. Ряд специалистов, в частности А. Г. Лекарь, полагают, что в предмет криминологии должны войти также экономические, культурные и иные влияющие на преступность факторы. Схожего мнения придерживаются А. Л. Репецкая и В. Я. Рыбальская, указывая, что в предмет криминологии должны быть включены закономерности формирования и функционирования в обществе явлений и процессов, порождающих преступность. Вместе с тем при таком подходе криминология обязана будет изучать, все, причем самые различные, социальные явления и процессы (экономику, культуру и т.д.). Очевидно, что при этом предмет криминологии чрезмерно расширяется, методологический аппарат становится недостаточным, а сами криминологические исследования рискуют стать безответственными и некомпетентными. В связи с этим совершенно справедливы суждения специалистов (М. М. Бабаев) о том, что предмет криминологии в данной части - это не негативные явления, связанные с преступностью, а связь преступности с этими негативными явлениями.
  • 3. Существуют и иные предложения об изменении предмета криминологии:

В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов, Г. Ф. Хохряков предлагают включить в предмет криминологии проблемы анализа жертв преступлений и викти- мологической профилактики;

  • - А. И. Долгова и С. М. Иншаков высказываются за включение в предмет криминологии методов, методики и методологии криминологических исследований;
  • - Г. А. Аванесов пишет о том, что предмет криминологии должен включать в себя также прогнозирование, планирование и управленческую деятельность в сфере борьбы с преступностью;
  • - Я. И. Гилинский включает в предмет криминологии историю криминологической науки и историю преступности;
  • - М. М. Бабаев, С. В. Максимов предлагают расширить предмет криминологии за счет изучения социальных последствий преступности;
  • - Н. Ф. Кузнецова, Д. А. Шестаков отмечают значимость исследования в рамках криминологии проблем формирования и применения предупредительного законодательства.

Подобные предложения достаточно обоснованы, аргументированы и так или иначе направлены на более глубокое изучение проблем преступности и ее предупреждения. Они отражают развитие самой науки криминологии. Вместе с тем надо понимать, что расширение предмета криминологии всегда ставит вопрос о его пределах, о тех границах, за рамками которых криминология теряет статус самостоятельной науки. Такие пределы достаточно четко определяются, если в качестве исходного тезиса в понимании предмета криминологии как науки указать на то, что его составляют общественные отношения, связанные с преступностью и ее предупреждением.

Исходя из этого, сложно в полной мере согласиться с высказываемым в последнее время в работах С. Я. Лебедева, Г. А. Аванесова, С. М. Иншакова мнением о необходимости исключения из предмета криминологии криминологической профилактики. Авторы несколько противоречиво утверждают, что, являясь составной частью предмета криминологии, она вместе с тем входит в предмет иной научной дисциплины - социальной профилактики правонарушений, объединяющей в себе не только криминологическую, но и иные виды профилактики, причем не только преступлений, но и иных правонарушений. Представляется, что исключение проблем профилактики из предметной области криминологии обезоружит науку, превратив ее исключительно в описательную отрасль знания, поскольку описательное и иное познание преступности выступает лишь предпосылкой, условием для разработки теоретических и прикладных проблем предупредительного воздействия. Другое дело, что можно поддержать А. Э. Жалинского и М. М. Бабаева в их суждениях о том, что общесоциальное предупреждение преступности (как предупреждение, осуществляемое всем обществом в рамках широкомасштабных программ улучшения качества жизни, развития экономики, политических институтов и т.д.) не может входить в предмет криминологии, поскольку последняя не располагает для его исследования и выработки надлежащих рекомендаций необходимым инструментарием (она лишь использует предупредительный эффект «прогрессивного» развития общества и государства в целях разработки специальных мер воздействия на преступность).

Таким образом, можно обобщенно резюмировать, что предмет криминологии составляют преступность, а также отношения, связанные с ее возникновением и предупреждением.

Для исследования этого специфического круга проблем, образующих предмет криминологической науки, последняя располагает определенным набором методологических принципов и методических инструментов.

Методология криминологии, как и любой иной науки, является многоуровневой и включает в себя: общие методы познания (анализ, синтез и др.); междисциплинарные методы (системный подход, синергетический анализ, моделирование, сравнительный и исторический анализ, прогнозирование и др.); причем надо учитывать, что фактически любой междисциплинарный метод в криминологии приобретает свои специфические особенности; частнонаучные методы (здесь стоит упомянуть о том, что применение какого-либо частного метода в криминологии не означает эксклюзивности этой науки в плане его использования; в криминологии могут использоваться методы других наук, равно как криминологические методы могут применяться в иных областях исследований).

Учитывая специфику предмета криминологии, ее научные методы могут быть представлены следующими группами:

  • 1) социологические методы (социологический опрос, беседа, интервью, анкетирование, социологическое наблюдение, исследование документов, социологический эксперимент);
  • 2) психологические методы (психологическое наблюдение, тестирование, беседы, биографический метод, социометрия);
  • 3) статистические методы (статистическое наблюдение, сводка, группировка, статистический анализ).

Выбор того или иного метода для проведения криминологического исследования во многом определяется объектом и целью последнего. В любом случае и отдельные исследования, и криминологическая наука в целом, оперируя указанными методами, всегда опираются на определенный свод принципов научного познания, обеспечивающих достоверность и устойчивость его результатов. В ряду таких методологических принципов специалисты (Я. И. Гилинский, С. Я. Лебедев) называют: принцип универсальности общенаучных методов познания; принцип относительности знаний; принцип объективности и конкретности исследования; принцип историзма (изменчивости) явлений и процессов; принцип признания значения противоречий в развитии преступности.

Наличие развитой методологической базы и четких представлений о предмете познания обеспечивают высокий статус криминологии в системе научных знаний, позволяют определить криминологию как науку о преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника и жертвы, а также методах и средствах контроля, предупреждения и минимизации преступности.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...