Кто изобрел молнию для одежды. Застежка молния


Изобретатель : Уиткомб Лео Джадсон
Страна : США
Время изобретения : 1891 г.

Сейчас застежка-молния пользуется широкой популярностью. Ее можно встретить на легкой и верхней одежде, обуви, сумках, по прямому назначению или в качестве украшения. Впервые по достоинству застежку-молнию оценили спустя 80 лет со дня ее «открытия». Над ней работали несколько разных изобретателей.

Первым был Илайес Хоу, американский изобретатель, который изобрел . Он, вдохновленный ее способностью прочно и быстро скреплять между собой ткань, начал работу над созданием застежки–молнии. В 1851 году он пытался получить патент на изобретение, но тогда его идея не нашла отклика среди производителей одежды и идея осталось только идеей.

Спустя 20 лет в Чикаго случился огромный по своим масштабам пожар, который вошел в историю США как один самых разрушительных. В бушующем пламени оказалась маленькая девочка. Она бы погибла, если бы рядом не оказался скромный герой – некий чертежник Стайл, который спас ей жизнь и повредил себе спину, неудачно прыгнув со второго этажа. Стайл прошел лечение, но ему было трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь.

В этой трудной ситуации Стайл обратился к своему другу Уиткомбу Джадсону, который мог помочь. Уиткомб Лео Джадсон (англ. Whitcomb L. Judson) был инженером-изобретателем и имел на своем счету 12 патентов. Стайл поделился своей проблемой и попросил изобретателя создать какую-нибудь застежку, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь одной рукой.

Так Стайл подтолкнул Джадсона к изобретению застежки-молнии. Не стоит думать, что Джадсон украл идею Хоу. Джадсон – честный изобретатель, и разработал идею вполне самостоятельно. Видимо, необходимость в подобном изобретении нарастала, и Джадсон «выхватил» идею из воздуха.

7 ноября 1891 года патентом под номером 504038 была зарегистрирована «застежка для обуви». Она представляла собой две цепочки: на одной – крючки, на другой – петельки, и сцеплялись они с помощью ключа-язычка (“claps locker”). А если его перевернуть, то изделие расстегивалось. В 1894 году Джадсон смог привлечь инвесторов и основал свою компанию «Universal Fastener», которая занималась выпуском только одного изделия – изобретенной застежки.

Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл твердо верили в успех застежки. Их ожидания долго не оправдывались: людям трудно было принять новое, революционное изобретение, которое, к тому же, не было надежным. Была еще одна причина, по которой изобретение не «прижилось» сразу: люди просто не умели пользоваться этой застежкой.

Сейчас это может показаться смешным, но в конце XIX века Джадсону смеяться явно не хотелось. Чтобы научить людей пользоваться новой застежкой, к ней прилагали инструкцию на двух страницах. Но даже «обучение» не решило проблем. Возможно, молния и нашла бы своего покупателя – если бы не стоила дороже самой обуви или сумки. Высокая цена была вынужденной мерой: производство молнии стоило немалых денег.

Поэтому за время «черной полосы» в истории компании самым крупным заказом можно считать 20 застежек для американской почтовой службы. Джадсон был близок к банкротству. Нужно было что-то предпринимать, причем срочно. В 1904 году Джадсон усовершенствовал конструкцию, расположив крючки и петли на матерчатых лентах. Теперь застежка не прикреплялась к обуви, а пришивалась. К сожалению, этот по-настоящему удачный ход не принес удачи компании. Положение оставалось бедственным.

В 1905 году компанию реорганизовали и перевели из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Количество покупателей по-прежнему оставалось критически малым, и Льюис Уокер решил привлечь к работе американского инженера шведского происхождения – Гидеона Сундбэка. Гидеон оставил прежнюю работу в знаменитой компании “Westinghouse”, которая занималась разработкам новых технологий в области электричества.

В то время электричество было гребнем волны прогресса, и оставить работу в перспективной процветающей фирме ради разоряющейся компании, которая не выпускает ничего, кроме застежки, не пользующейся спросом – верх абсурда. Тем не менее, 26-летний Гидеон сделал именно так. Утверждать, что он поверил в гений Джадсона и его изобретение, означало бы покривить душой. Причиной «передислокации» инженера стало великое чувство, подталкивающее людей и не к такому безрассудству – любовь к дочери менеджера компании “Universal Fastener” Питера Аронсона, Эльвире. Молодые люди стали семейной парой в 1909 году.

В том же году скончался Уиткомб Джадсон. Он так и не увидел успеха своего детища. Но он всегда верил в него, и ожидания оправдались, пусть и после смерти изобретателя. Сундбэк также оправдал надежды своих работодателей. Он модернизировал застежку, создав практически новую конструкцию под названием “Hookless N1”, что означает «Бескрючковая N1». Изготовление застежки было упрощено, количество металлических зубьев – увеличено, к тому же теперь они были скреплены пружинкой.

Однако творческий процесс застежки-молнии на этом не закончился. Новая конструкция хоть и была привлекательной, но надежностью не отличалась: несколько «рейсов» туда-сюда – и все, можно выбрасывать. Следующий вариант появился через год. “Hookless N2” отличалась элементами другой формы и напоминала уже привычную для нас застежку-молнию. Однако внедрить новинку в производство оказалось делом не из легких.

Фабриканты еще помнили первый почти провал, поэтому отнеслись к усовершенствованию с вполне понятным недоверием. Поэтому первые четыре застежки были проданы только в конце 1914 года за символическую цену – по доллару за штуку. Вскоре ситуация кардинально изменилась. В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало молниями»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона.

Солдаты оценили удобство нового замка. После демобилизации они продолжали использовать молнии на обуви, в спортивной одежде, кожаных изделиях. Очень скоро преимущество такой застежки было по достоинству оценено и гражданским населением. В том же переломном 1917 году была запатентована разделяющаяся застежка. Молния наконец-то получила признание потребителей.

Название «зиппер» принадлежит Бертраму Року, президенту обувной компании “B.F. Goodrich”. Ему очень нравился звук молнии: “zzzip!” (по-русски «вжик!»). В 1923 году Рок выбрал молнию в качестве застежки для калош. Модель окрестили “Zipper Boots”. В вопросе об авторстве слова «зиппер» (которое, кстати, само по себе ничего не означает, а является звукоподражанием) также упоминается имя английского писателя Гильберта Франкау, сделавшего «зиппер» именем нарицательным и обозначающим именно застежку-молнию. Что, в общем-то, способствовало превращению молнии из новинки в реалию повседневной жизни.

В двадцатых годах молния окончательно завоевала свое право на существование и активно использовалась при пошиве одежды. Примечательно то, что застежка-молния довольно долго не использовалась при пошиве женской одежды. Общество того времени считало безнравственным показывать доступность женщины, а застежка открывалась быстро, поэтому только в 1930 году мадам Шапарель, владелица парижского Дома моды, решилась на сей отчаянный шаг.

Застежка прочно вошла в повседневную жизнь и принесла Уолкеру и Сундбэку миллионы дохода. Но окончательно на женской одежде молния закрепилась только к середине века. С удачного почина мадам Шапарель началось продвижение молнии не изобретателями, а дизайнерами, актерами и даже герцогом Виндзорским. Эльза Скиапарелли, одна из великих дизайнеров ХХ века, обратила свой взгляд к детям и поняла, что им довольно трудно справляться с крючочками-шнурочками. Поэкспериментировав с одеждой для маленьких детей, она поняла, что молния как нельзя лучше подходит для неловких детских пальчиков. Эльза «подкинула» идею производителям, и в 1935 году на свет появился гениальный слоган рекламной кампании: «Ваши дети смогут одеваться сами!».

Детская одежда с молнией сразу завоевала популярность. По-настоящему «прорывным» годом для молнии стал 1937-ой. Французский модельер Жан Клод решил разместить застежку на ширинке мужских брюк. В великом и могучем русском языке нет такого слова, которое в полной мере отразило бы реакцию публики… Фурор! Успех! Экстаз! Брюки с застежкой расходились со скоростью света. Тенденцию поддержал и герцог Виндзорский, отдав предпочтение новой модели брюк.

Символом сексуальной революции молнию сделал Марлон Брандо. В 1953 году он снялся в фильме «Дикарь», где его «игра» с молнией возмутила борцов за нравственность, зато привела в восторг тех, кто пропагандировал свободу поведения. Если даже в свободной Америке молния расколола общество, что уж говорить о Советском Союзе, где подобные штучки могли расценить как подрыв моральной основы социализма.

Тем не менее, люди состоятельные могли позволить себе брюки и платья на молнии. Вплоть до 60-ых годов наличие одежды с молнией в гардеробе считалось признаком роскошной жизни. Нынешний день предлагает нам молнии самых разных видов – и металлические, и «тракторные», и спиральные. Разработаны даже молнии для костюмов космонавтов: они отличаются абсолютной герметизацией замка.

Японская фирма “YKK” на сегодняшний день производит более половины молний на планете. Бангладеш, Индия и Китай также считаются центрами по производству молний.

Пусть застежка-молния не сразу получила признание, зато теперь её лавров не отнимешь! Трудно даже и представить современную жизнь без такого удобного предмета!

Сегодня без застежки-молнии не обходятся ни одежда, ни обувь, ни сумки, ни чемоданы, ни различные чехлы - для мебели, технических и музыкальных инструментов и т.п.. На молнии есть головные уборы, игрушки, постельное белье. Принцип молнии используется даже архитекторами и ландшафтными дизайнерами, не говоря уже о художниках. Трудно себе представить, что когда-то мы обходились без такой удобной вещи.


Предыстория изобретения такова: К Джадсену за помощью обратился друг, некто Стайл. Стайл работал чертежником в небольшой мастерской. В один далеко не прекрасный день в октябре 1871 года Стайл стал свидетелем грандиозного пожара в Чикаго, вошедшего в историю США как одного из самых разрушительных. В огне гибла девочка. Спасая ее, Стайл прыгнул со второго этажа и повредил себе спину. Он долго лечился, из-за травмы ему было очень трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. Тогда он и пришел к своему другу Уиткомбу, инженеру-изобретателю, чтобы тот придумал какую-нибудь застежку для обуви, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь по возможности одной рукой. Джадсон думал-думал и придумал то, что впоследствии - 7 ноября 1891 года запатентовал как "Застежку для обуви" (патент за номером 504038). Прамолния выглядела как две цепочки, на одной был ряд крючков, на другой - петелек, которые зацеплялись при помощи специального направляющего ключа-язычка (clasp locker). Чтобы их расцепить, ключ надо было перевернуть. Изобретение Джадсона значительно ускоряло процесс застегивания сапог. Новая застежка получила название «молния».

Несмотря на достоинства застежки, она долгое время не имела успеха. Люди никак не могли научиться пользоваться «молнией». К новинке даже прилагалась инструкция на двух страницах! И к тому же производство застежки было очень дорогим: часто цена в два раза превышала стоимость юбки или пары брюк.

Джадсон к тому времени был достаточно известным инженером и весьма плодовитым изобретателем - на его счету было уже двенадцать патентов. Самой большой его мечтой было создание пневматической уличной железной дороги. Но у него был один недостаток: будучи человеком талантливым, он был начисто лишен коммерческой жилки и умения донести свою мысль до аудитории. К нему частенько заглядывали друзья-журналисты, чтобы узнать о последних чудесах инженерии. Но едва заслышав монотонную речь своего товарища, они только что не засыпали от скуки. А ведь его идеи и творения были очень интересны.

Есть версия, что изобретение Джадсону подсказала сама природа: застежка-молния напоминает строение птичьего пера. Если посмотреть на перо внимательно, то можно увидеть, что "волоски" пера скрепляются между собой похожим способом. Именно с того момента и началась история молнии. Однако от патента до внедрения изобретения в жизнь прошел не один год.


Впрочем, надо отдать справедливость все-таки другому человеку, хотя Джадсон и является общепризнанным изобретателем молнии. Молнию на самом деле изобрели в 1851 году. Сделал это Элайя Хоу - создатель швейной машины. Хоу назвал изобретение "автоматическая, непрерывная застежка для одежды". К сожалению, изобретение не получило народного признания, так как намного опередило время и было слишком революционным для середины XIX века. Да и сам Хоу не слишком озаботился проблемой рекламы новинки, потому что всерьез ее не воспринял.

Но вернемся к Джадсону. Он был честным изобретателем и ничего не знал об изобретении Хоу и не крал его идею. Видимо, идеи витали в воздухе. В 1894 году Джадсону удалось найти инвесторов, и он основал компанию "Universal Fastener" по производству новомодных застежек. Если углубиться в историю техники тех лет, то случай с Джадсоном трудно объяснить: почему серьезный инженер, занимающийся пневматикой и имеющий десяток сложных изобретений (типа пневматической сельхозмашины, лодочного мотора особой модификации и оригинальной системы тормозов для поезда) решил посвятить себя такому пустяку, как застежка? Ведь в те времена был настоящий индустриальный бум, в Чикаго шла Международная выставка технологий, где демонстрировались устройства с глобальным предназначением. А тут какая-то застежка: Впрочем, в истории застежки-молнии есть и более невероятные факты:

Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл были уверены в успехе изобретения Джадсона, но дела шли неблестяще: то, что Джадсон придумал, было хоть и революционным, но в работе ненадежным, да и сложным в изготовлении. Поэтому успехом изобретение не пользовалось. Был и еще один момент, препятствующий широкому проникновению застежки в массы: в это трудно поверить, но тогда люди просто не умели пользоваться этим хитроумным изобретением. К застежке прилагалась длинная, на двух страницах инструкция. К тому же ее производство было очень дорогим, цена одной молнии часто превышала стоимость юбки или пары ботинок. Поэтому за десять лет самым крупным заказом стала закупка американской почтовой службой двадцати застежек для сумок. По мелким же заказам было много рекламаций, и Джадсон пришел практически к банкротству.

Однако он был уверен, что изобрел очень нужную вещь и даже выставил застежку на Международной выставке технологий, но надо признать, что в то время изобретение было еще недостаточно технологично. Тогда в 1904 году Джадсон внес в конструкцию изменения, закрепив крючки и петли на матерчатых лентах, чтобы можно было застежку к обуви не прикреплять, а пришивать. Это был удачный шаг, который, впрочем, положения не спас. В 1905-м компания была реорганизована и переехала из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Но покупателей все равно было очень мало, и тогда Льюис Уокер привлек к работам другого американского инженера, шведа по происхождению - Гидеона Сундбэка. Двадцатишестилетний Сундбэк покинул Швецию, а заодно и знаменитую компанию Westinghouse, разрабатывавшей новые технологии в области электричества (теперь Westinghouse уже столетие славится как передовая фирма по разработке и производству высокотехнологичного оборудования для нужд ядерной промышленности). Электричество в то время - передний край науки и техники, а Сундбэк приложил все свои силы для усовершенствования новомодной застежки. Казалось бы, совершенно нелогичный шаг - квалифицированному инженеру бросить процветающую компанию ради сомнительной фирмы, выпускающей одно-единственное изделие, да к тому же находящейся в глубоком кризисе на грани банкротства. Однако правильно говорят французы - "шерше ля фам". Долго искать женщину в данном случае не придется - швед был без ума влюблен в дочь менеджера компании Universal Fastener Питера Аронсона Эльвиру, на которой благополучно женился в 1909 году.

Гидеон Сундбэк

Как показала история, Сундбэк не зря ввязался в эту авантюру - не с женитьбой, конечно - с переходом в другую фирму. Он оправдал все возложенные на него надежды и в 1912 году предложил совершенно новую конструкцию, названную Hookless N1 - "Бескрючковая N1". В новом варианте металлические зубья располагались на матерчатой ленте. Сундбэк существенно упростил изготовление застежки, увеличил количество зубцов, скрепил их пружинкой и придал застежке гибкость. Очень революционная идея, если б не один недостаток: эта застежка тоже изнашивалась всего за несколько "вжиков" туда-обратно. Тогда Сундбэк решил заменить крючки элементами другой формы - так в 1913 году родилась Hookless N2. Эта "бескрючковая" напоминала уже современную застежку-"молнию". Так пожар помог "молнии" родиться, а любовь - усовершенствовать обличье и приблизить его его к тому, с чем мы с вами знакомы с детства. Через два года, 29 апреля 2013 года мы отметим столетний юбилей "молнии".


Внедрение этого последнего варианта застежки было более долгим и мучительным, чем сама разработка - из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт компании. Первые четыре застежки были проданы 28 октября 1914 года по одному доллару за штуку. Успех пришел лишь через четыре года, в 1918-м, когда компания продала двадцать четыре тысячи (!) застежек для "денежных поясов", популярных у отправляющихся в Европу военных моряков.

Потом руководство американского военного флота закупило еще десять тысяч таких застежек для одежды, обуви и брезентовых чехлов. Так военное ведомство снова сыграло положительную роль в распространении новшеств в одежде - как это было, например, с футболками. Гражданские тоже быстро поняли преимущество этой застежки, и она стала необыкновенно популярной во всем мире. Молния молниеносно - как ей и полагается! - начала приносить деньги. Поступил огромный заказ от американской почтовой службы, затем армия снова приобрела застежки для обмундирования.

Теперь усовершенствованная Сундбэком застежка выглядела более изящно, не ломалась через несколько циклов открывания-закрывания, стоила приемлемо и мир, наконец-то, понял, что перед ним нечто совершенно новое и до ужаса удобное.

Патент на современный вариант - "разделяющуюся застежку" - был выдан 20 марта 1917 года. "Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя застежку-молнию. Это кажется неразумным, бессмысленным. Застежка не работала, постоянно выходила из строя, изобретателям давно пора было выбросить ее на свалку", - писал Роберт Фридел в книге "Застежка-молния: исследование нового". Он был не прав - застежка пробила-таки себе дорогу в жизнь.


К сожалению, Уиткомб Джадсон не дожил до триумфа своего детища - скончался в тот год, когда счастливец-швед сочетался законным браком со своей обожаемой Эльвирой - в 1909 году. Он не узнал, что с легкой руки модельера Жана Клода, заменившего пуговицы на мужских брюках молниями, застежка станет героиней международных анекдотов, что журнал Esquire - главный современный "трендовед" мира - объявит молнию "самой модной концепцией в области мужской одежды", предохраняющей джентльмена "от непроизвольного конфуза в туалете". Он много чего не узнал, но, будем надеяться, все это подозревал. Иначе бы не вкладывал столько сил, времени и денег в разработку своей идеи.


Уиткомб был "отцом" молнии, а "крестным отцом" стал Бертрам Рок, президент обувной компании B.F. Goodrich. Ему очень полюбился звук, который застежка издавала при застегивании-расстегивании - тот самый "з-з--зип", и он в 1923 году выбрал эту застежку для резиновых калош. Модель назвали Zipper Boots, название стало нарицательным в английском языке и через два года послужило причиной названия для самой молнии. Так новая застежка постепенно становилась культурным явлением и знаком своего времени. К середине 20-х молнию активно применяли при пошиве уже любой одежды.

И лишь в 1930-х застежка-«молния» стала символом сексуальной активности. Новая технология позволяла снять одежды в разы быстрее! Однако, для женщины тех лет считалось неприличным носить наряды со «змейками» - это подчеркивало их доступность и легкомыслие.

Большую роль в распространении молнии сыграла вездесущая Эльза Скъяпарелли, один из ведущих дизайнеров ХХ века. Она обратила внимание, что маленьким детям трудно справляться не только с крючками и петлями, но и с пуговицами. В начале 30-х годов она начала экспериментировать с "молнией" на детских вещах и быстро поняла, что для неумелых детских пальчиков молния - идеальный вариант. С ее легкой руки в 1935 году производители "молний" запустили рекламную компанию под лозунгом "Ваши дети смогут одеваться сами!". "Молния" на детских вещах прижилась молниеносно - опять же как ей и положено, детишкам больше не приходилось мучиться с другими застежками.

Но самым молниеносным был прорыв молнии в нашу жизнь в 1937 году, когда вышеупомянутый французский модельер Жан Клод, поняв, что патент Сундбэка истек, решил использовать молнию в своих работах. Сначала - исключительно эпатажа ради. Он впервые поместил новую модную застежку на ширинку в мужских брюках. Публика пришла в экстаз. Его модели раскупались словно по мановению волшебной палочки.

Жирную точку в деле завоевания молнии крепких позиций в одежде поставил герцог Виндзорский, когда в том же 1937 году выбрал ее в качестве застежки для брюк. Вторая "точка" принадлежала Марлону Брандо. В 1953 году этот красавчик снялся в скандальном - по тем временам - фильме "Дикарь", том самом, который послужил трибуной пропаганды футболок. В фильме герой Брандо эффектно расстегал и застегивал молнии во всех мыслимых и не мыслимых местах. Картина имела дикий успех. Молния превратилась в настоящий символ сексуальной революции и свободы - ведь новая технология позволяла снять одежды несравнимо быстрее! Для женщины в те годы считалось неприличным носить наряды с такими застежками - ведь это подчеркивало ее доступность и легкомыслие. Молния прочно обосновалась на дамских платьях только в середине XX века. После "Дикаря" борцы за нравственность негодовали, а байкеры и другие свободные личности возвели фильм в культ. Энди Уорхолл выбрал ее центром концепции при разработке обложки диска Rolling Stones. Звуку "з-з-зип!" подражали музыканты. На этом звуковом эффекте основывается самый сильный эротический эпизод в фильме Анджея Вайды "Охота на мух". Не остались в стороне и писатели. Олдос Хаксли в своем романе-антиутопии "О, дивный новый мир" сделал молнию символом технократического будущего человечества. Знаменитый же путешественник Амундсен из- за "молнии" чуть не погиб: отправляясь в очередную северную экспедицию, он приобрел снаряжение, сделанное по последнему слову инженерной мысли. В числе прочего у него была новомодная палатка, застегивающаяся на "зиппер". После первой же полярной ночевки застежка покрылась толстым слоем инея, и палатку пришлось вспарывать ножом.

Понятное дело, что после всего этого молния не могла не придти и в женскую одежду. Именно в женской одежде "молния" обрела и чисто декоративные функции. "Молния" позволяет дамам не только сделать силуэт одежды более элегантным, подчеркнуть фигуру и носить облегающие вещи как вторую кожу (т.н. платья-футляры), но и самим моделировать одежду "под себя". Например, вертикальная "молния" по всей длине юбки от Jil Sander позволяет даме самой регулировать разрез. Глубина его ограничивается лишь смелостью владелицы юбки. "Молнии" многие модельеры используют в таких местах, где раньше и присниться не могло. Например, в коллекции Moschino "молнии" появилась даже на прозрачной вуалетке. А чисто декоративная "молния" на сапогах от Etro расположена не на внутренней стороне обуви, где ее привычное место, а на внешней. В модели от Paul Smith молния позволяет увеличить асимметрию подола, в модели от Helmut Lang помогает уменьшить или увеличить глубину декольте на блузке, в модели от Burbery позволяет превратить обычные брюки в "бермуды" или микро-шорты. Сразу вспоминается фильм "Бриллиантовая рука". Гайдай, выражаясь современным языком, просто прикололся, а Burbery через несколько десятков лет занялись этим всерьез.

Молния становится и самостоятельным элементом, точнее, материалом, из которого шьются платья. Представьте себе длиннющую - несколько метров - молнию, которая обвивает фигуру, словно змея, создавая при этом платье. Но традиционно работающие модельеры используют молнии более скромно. Так, несколько лет назад классические маленькие черные платья от Гуччи были лишь украшены многочисленными металлическими молниями разной длины, создав совершенно новый силуэт. Большинство же модельеров, натешившись и наигравшись с техническим новшеством, ограничили применения "зиппер" исключительно утилитарными функциями. Такая застежка редко выходила на самые верхние строчки в хит-параде актуальных деталей.

Сегодня молния является непременным элементом любой одежды, войдя в тройку наиболее популярных массовых изобретений ХХ века. Да что там одежды! На молнию застегивают края разреза хирурги, если нужно проводить санацию брюшной полости после перитонита, при помощи молнии "уменьшают пузо" парусов яхтсмены, на молнию застегивают свои разборные конструкции новаторы-мебельщики из Тайваня. В виде молнии оформлены края пруда с лотосами недалеко от города Тайбэй на Тайване, в Музее современного искусства им. Джу Минга. Архитектор этого удивительного творения, тайваньский скульптор Джу Чун, так поясняет свою идею: "Я лишь хотел показать, насколько уязвима, хрупка живая природа перед натиском цивилизации. Цивилизация за секунду может уничтожить то, что природа создавала миллионы лет. Одно движение рукой, и исчезнут пруды, леса, горы, целые виды животных. Задачей же нынешнего поколения является защита того, что осталось. Даже если это островки зелени среди бетонных джунглей мегаполисов".

Современной промышленностью молнии предлагаются в огромном ассортименте. Они бывают металлическими, "тракторными", спиральными - по типу и материалу изготовления, даже водогазонепроницаемыми - при необходимости герметичных соединений.

Сегодня более половины «молний» на планете производит фирма YKK, основанная в 1934 году в Японии. Также мировыми центрами по изготовлению «зипперов» считаются Бангладеш, Индия и Китай.

Кстати, самую большую застежку-молнию сделали в Нидерландах в 1989 году. Длина этого «зиппера» составила 2851 метр.

Казалось бы, ничего нового в качестве застежки человечество уже не в состоянии придумать. Однако придумали! "Липучку". По-научному она называется "велькро" - "бархатный крючок" (от французских слов velours - "бархат" и croch - "крючковатый"). Идею создания этого принципа застегивания одежды подсказала собака. Однажды - это случилось в 1941 году - швейцарский инженер Жорж де Местраль гулял со своим четвероногим другом по альпийским лугам и попал в репейник. Замучившись отчищать свою одежду, но более всего шерсть собаки от репьев (недаром же говорят - прилипчивый, словно репей), он задумался, а нельзя ли применить этот способ - крючки по принципу репейника с одной стороны и ворсинки-петельки с другой - в качестве застежки для одежды. Он внимательно рассмотрел творение природы - репей - и придумал оригинальную застежку. Однако запатентовал изобретение лишь через четырнадцать лет. "Липучку" оценили быстро и она успешно завоевала весь мир, потеснив кое-где и молнию, и пуговицы, и крючки с петлями. Она побывала даже на Луне: на одежде американских астронавтов. По ее подобию теперь изготовляют множество соединений не только в одежде: ее применяют для крепления деталей в машиностроении, микросхем к печатным платам, штор к карнизам и т.п. Однако изобретатель скончался в 1990 году в возрасте восьмидесяти двух лет, так и не разбогатев, а его изобретением воспользовались ловкие дельцы. Печальная, но такая стандартная история.

Звенья застежек молний могут делаться из различного материала. Это может быть нейлон, полиэфир, пластик и метал. Тесьма молний тоже может отличаться как плотностью, так и толщиной. У каждой молнии есть свои недостатки и преимущества. Например, молнии из синтетики не подвержены коррозии. Они эластичные и легкие, мало того современные молнии делают из термоустойчивых соединений. В отличие от синтетических, металлические молнии более надежные. Из-за своей повышенной прочности их вшивают в спортивную или тяжелую одежду.

Молнии выпускают различных цветов и оттенков, это нужно для того, чтобы можно было легко подобрать молнию к изделию.

Из чего состоит застежка молния

  1. Замок с кольцом (в разговорном «собачка»)- специально предназначенная делать молнии, которая двигаясь по змейке смыкает или размыкает звенья.
  2. Звенья – своеобразной формы зубчики, которые после прохождения по ним замка, плотно соединяются.
  3. Тесьма — полоска материи, на краях которой и закреплены зубчики (звенья).
  4. Заклепки — небольшие металлические детали, которые не дают замку соскочить с молнии. С верхнего конца их две, с нижнего на неразъемных молниях — одна. На разъемных молниях нижняя заклепка состоит из двух частей.

Металлическая неразъемная молния

Молния со скрепленными внизу металлическими звеньями. Очень прочная и выдерживает сильное натяжение. Используют на спортивной и джинсовой одежде.

Мягкая гибкая молния со скрепленными на нижнем конце звеньями. Используется на одежде из тонких тканей.

Молния-невидимка

Неразъемная молния с очень мелкими синтетическими звеньями, расположенными с изнаночной стороны тесьмы. Широко используется на женской одежде.

Разъемная молния с крупными звеньями

Довольно тяжелая молния для верхней и спортивной одежды. Звенья (металлические или пластиковые) закреплены на каждой половине молнии отдельными заклепками. Замки (собачки) на разъемных молниях часто имеют по кольцу с каждой стороны.

Способы вшивания молнии

Так чаще вшивают молнии на середине переда или спинки. Зачастую используется на платьях и юбках, у которых застежка расположена сзади. Притачной пояс пришивают после того, как будет вставлена молния.

При таком способе вшивания молнии, ее цвет не обязательно подбирать к цвету изделия. Так как она полностью скрывается складками одежды. Так вшивают молнии в боковые швы различных изделий, где молнию не должно быть видно. Например, платьев или юбок.

Так вшивают молнию на брюках или юбках, иногда — на пальто и куртках. При таком способе вшивания расходуется больше ткани на верхнюю и подкройную нижнюю (защитную) планки и используется только в тех случаях, если он предусмотрен выкройкой.

Широко распространившаяся в годы Первой Мировой застёжка была изобретена много раньше, но по ряду причин оставалась достаточно далеко от широкого применения в одежде.
В РИ/РСФСР/СССР она и вовсе была практически незнакома до 1930 года. Надо сказать, что как элемент повседневной одежды она и на Западе и на Востоке не была особо распространена по не совсем понятным причинам. В англоязычных источниках причиной называют «избыточную для 1920-1940-х сексуальность застёжки-молнии», но похоже дело тут в том, что она пришла в массы через военных и рабочих, и изначально заняла нишу крайне функциональной и соответственно не особо модной по тем временам фурнитуры.
Нынешние времена идеальной гармонии строгого костюма с резиновыми сапогами пока не наступили.


На найденных фотографиях впервые застёжка - молния встречается в СССР в оформлении Родченко мейерхольдовского «Клопа» Маяковского как элемент футуристической одежды постановки 1929 года.

+++++++
Количество молний на фотографиях в начале 30-х начинает заметно увеличиваться на рабочей и спортивной одежде в первой половине 1930-х.

++++++++++
И наконец в 1935 происходит количественный прорыв.
На Снабжение ВВС и АБТВ РККА поступил
Комбинезон летний:
Комбинезон изготовляется из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния" .




++++++
С началом войны комбинезон упрощается, молния исчезает, и появляется в СССР на гражданской одежде в конце 1940-х - начале 1950-х



++++++
Достаточно модными в это время становятся куртки с контрастными кокетками и несколькими накладными карманами - «хулиганки» или «бобочки» . В Ленинграде их ещё называли «москвичками», а в Москве почему-то «ленинградками».

+++++++
Откуда же появились в СССР в достаточном количестве застёжки-молнии?
Вряд-ли это был импорт, структура закупок СССР в 1930-е показывает, что чуть ли не на 90 процентов это были вовсе не красивые импортные товары, а технологии, машины, станки и оборудование.
Помните Ильф-Петровского Золотого телёнка - «На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе.» Заметим, никого не удивляя, а это значит не единственный такой он был.
Ну какие там импортные молнии, страна всю валюту бросает на станки и ино-спецов.
А теперь заглянем в патентный архив. И тут мы видим интересную картину. С 1930 начинают подаваться патенты и авторские свидетельства на станки и способы для производства как тогда называли «разрывной застёжки». Сначала от иностранцев, но к началу 1930-х уже советские авторы патентуют модернизации этих машин.
То есть совершенно очевидно они их видели, и они с ними работали как минимум с конца 1920-х.










+++++++++
Ну и последнее - где их делали? Почему прекратили на время войны? Где продолжили сразу после?
Нас настигает совершенно непонятная ситуация - никто и нигде не признаётся в первенстве, несмотря на явную авантажность для любого завода такого факта.
Я не берусь ничего утверждать, но есть один интересный момент, возможно относящийся к вопросу.
В 1930 году в США был принят изоляционистский Закон Смута-Хоули, Smoot-Hawley Tariff Act. Это тот самый закон ограничительно-защитных пошлин, который свалил страну в Великую Депрессию.
Закон ударил и по СССР (одним из формальных поводов запрета импорта был труд заключенных), Сталин весьма злобно припоминал его в переписке с американцами даже в 1944 году.
Закон продержался 10 лет, но поправка о труде заключённых осталась в силе. И когда аж в 1980-х в очередной раз власти запросили ЦРУ о списке таких товаров из СССР, то в числе 36 позиций среди леса, нефтепродуктов и т.п. внезапно оказались и застёжки-молнии!
Возможно в рабочих зонах ИТУ и находится место рождения советских «разрывных застёжек».

Широко распространившаяся в годы Первой Мировой застёжка была изобретена много раньше, но по ряду причин оставалась достаточно далеко от широкого применения в одежде.
В РИ/РСФСР/СССР она и вовсе была практически незнакома до 1930 года. Надо сказать, что как элемент повседневной одежды она и на Западе и на Востоке не была особо распространена по не совсем понятным причинам. В англоязычных источниках причиной называют «избыточную для 1920-1940-х сексуальность застёжки-молнии», но похоже дело тут в том, что она пришла в массы через военных и рабочих, и изначально заняла нишу крайне функциональной и соответственно не особо модной по тем временам фурнитуры.
Нынешние времена идеальной гармонии строгого костюма с резиновыми сапогами пока не наступили.


На найденных фотографиях впервые застёжка - молния встречается в СССР в оформлении Родченко мейерхольдовского «Клопа» Маяковского как элемент футуристической одежды постановки 1929 года.

+++++++
Количество молний на фотографиях начинает заметно увеличиваться на рабочей и спортивной одежде в первой половине 1930-х.

++++++++++
И наконец в 1935 происходит количественный прорыв.
На Снабжение ВВС и АБТВ РККА поступил
Комбинезон летний:
Комбинезон изготовляется из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния" .




++++++
С началом войны комбинезон упрощается, молния исчезает, и появляется в СССР на гражданской одежде в конце 1940-х - начале 1950-х



++++++
Достаточно модными в это время становятся куртки с контрастными кокетками и несколькими накладными карманами - «хулиганки» или «бобочки» . В Ленинграде их ещё называли «москвичками», а в Москве почему-то «ленинградками».

+++++++
Откуда же появились в СССР в достаточном количестве застёжки-молнии?
Вряд-ли это был импорт, структура закупок СССР в 1930-е показывает, что чуть ли не на 90 процентов это были вовсе не красивые импортные товары, а технологии, машины, станки и оборудование.
Помните Ильф-Петровского Золотого телёнка - «На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе.» И заметим, никого не удивляя, а это значит не единственный такой он был.
Ну какие там импортные молнии, страна всю валюту бросает на станки и ино-спецов.
А теперь заглянем в патентный архив. И тут мы видим интересную картину. С 1930 начинают подаваться патенты и авторские свидетельства на станки и способы для производства как тогда называли «разрывной застёжки». Сначала от иностранцев, но к началу 1930-х уже советские авторы патентуют модернизации этих машин.
То есть совершенно очевидно они их видели, и они с ними работали как минимум с конца 1920-х.










+++++++++
Ну и последнее - где их делали? Почему прекратили на время войны? Где продолжили сразу после?
Нас настигает совершенно непонятная ситуация - никто и нигде не признаётся в первенстве, несмотря на явную авантажность для любого завода такого факта.
Я не берусь ничего утверждать, но есть один интересный момент, возможно относящийся к вопросу.
В 1930 году в США был принят изоляционистский Закон Смута-Хоули, Smoot-Hawley Tariff Act. Это тот самый закон ограничительно-защитных пошлин, который свалил страну в Великую Депрессию.
Закон ударил и по СССР (одним из формальных поводов запрета импорта был труд заключенных), Сталин весьма злобно припоминал его в переписке с американцами даже в 1944 году.
Закон продержался 10 лет, но поправка о труде заключённых осталась в силе. И когда аж в 1980-х в очередной раз власти запросили ЦРУ о списке таких товаров из СССР, то в числе 36 позиций среди леса, нефтепродуктов и т.п. внезапно оказались и застёжки-молнии!
Возможно в рабочих зонах ИТУ и находится место рождения советских «разрывных застёжек».

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...