Культура безопасности пути формирования уровни типы компоненты. И защита от них


Культура безопасности жизнедеятельности - это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности - это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:

  • привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
  • сохранение и сбережение природной среды;
  • развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
  • привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;
  • мотивирование безопасной деятельности;
  • развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
  • привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
  • соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).

Вывод

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

Вопросы

  1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?
  2. Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма в нужно формировать на индивидуальном уровне?

Задание

Подготовьте сообщение на тему «Опасные и чрезвычайные ситуации - объективная реальность в жизнедеятельности человека».

Дополнительный материал к § 20

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформировать у себя ряд убеждений:

  • терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
  • любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности - надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Условия обеспечения формирования культуры безопасности учащихся в образовательной среде. Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у учащихся в общеобразовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2015

    Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Образование в области безопасности жизнедеятельности. Обязанности руководителя производственного процесса. Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Перспективы развития в этой области. Здоровье человека и информационная стратегия.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Экономические последствия и материальные затраты обеспечения безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Международные финансовые организации по оказанию экономической взаимопомощи странам.

    реферат , добавлен 09.11.2012

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Формирование культуры безопасности в современном обществе

    Понятие и сущность культуры безопасности

    Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.

    Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

    Культура безопасности общества - ϶ᴛᴏ совокупность разделяемых всœеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая нацелена на минимизацию риска.

    В структуру культуры безопасности входят:

    1. осознанное поведение в процессе повсœедневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

    2. способность уметь с определœенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.

    3. способность правильно оценивать ход событий и, в случае если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

    4. способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

    5. знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

    Важнейшая задача настоящего момента – формирование культуры безопасности российского общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье – и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.

    Формирование культуры безопасности, рискориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности.

    Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Риск-ориентированное мировоззрение должно стать органичной частью целостной системы взглядов человека на мир.
    Размещено на реф.рф
    В нем вопросы безопасности должны рассматриваться как приоритетные в жизни и деятельности человека.

    Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением, в котором риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется. Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколений людей.

    Формирование культуры безопасности в современном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование культуры безопасности в современном обществе" 2017, 2018.

    Для выполнения главного условия безопасности жизнедеятельности в новой эпохе - изменения мировоззрения людей - необходимо формирование культуры безопасности.

    Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие «безопасность» относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

    Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

    Воспитание в области культуры безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно и стихийно, в основном, вне сферы образования. Общие результаты разумной жизнедеятельности привели человечество сначала к постоянному росту уровня безопасности, но затем - к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области безопасности, для чего, как отмечено выше, дополнить способ жизнедеятельности в этой области контуром преобразования собственного сознания (в дополнение к контуру преобразования окружающей среды). Воспитание и образование должны внести в сознание людей, прежде всего, миропонимание, адекватное новой эпохе. А уже адекватное миропонимание будет способствовать изменению системы ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключению их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

    Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. До настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности. Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическим методом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем. Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий.

    Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции видения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности:

    «В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж. Форрестер).

    К глобальным проблемам, как проблемам безопасности высшего уровня, привело автономное решение проблем безопасности низших уровней. Это относится ко всем глобальным проблемам - от проблем с угрозой экологической катастрофы, к которым привели желания растущего количества людей справиться с голодом путем сельскохозяйственных преобразований природной среды, до проблем с угрозой ядерного апокалипсиса вследствие желания стран решать проблемы своей национальной безопасности применением современного оружия.

    Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

    Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования.

    Исключительно важна профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности слоя управленцев («правящая элита») - лиц, принимающих ответственные решения (ЛПР). Эта подготовка должна быть тем более фундаментальной, чем выше в административной иерархии располагается ЛПР. 100%-ую подготовку в области безопасности должны иметь не только ученые из этой области, но и та часть правящей элиты, которая принимает ответственные решения, влияющие на жизнь и развитие общества. В докладах ученых Римскому клубу не случайно обращалось внимание не только на то, что «в настоящее время сохраняется система, способствующая выдвижению кандидатов, явно преследующих собственные интересы и готовых порой принести общественное благо в жертву личным или партийным амбициям», но и на то, что «избранные народом представители (в том числе и лидеры) не обладают знаниями, необходимыми для понимания ситуации», и это представляет собой одну из современных глобальных проблем.

    Общеобразовательная область ОБЖ и общепрофессиональная дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны друг с другом, имеют общие фрагменты и межпредметные связи с другими образовательными областями (в школе практически со всеми, даже с математикой: необоснованное применение абстрактных схем которой может порождать серьезные опасности), образуя общее поле подготовки молодежи к жизни в новой эпохе.

    Безопасное (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

    Фрагменты безопасности во всех общеобразовательных областях;

    Основы защиты Отечества (включая представление о деятельности государственных структур и о формах личного участия в гражданской и общественной деятельности в целях предотвращения ОС и ЧС);

    Мировоззренческие модули (они разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях; такой модуль - данный «Современный комплекс проблем безопасности»);

    Защита учреждений и предприятий в ЧС;

    Безопасность профессиональной деятельности специалиста для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

    Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование.

    Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко

    КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЧС РОССИИ К ФОРМИРОВАНИЮ

    КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Монография

    Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

    ÓÄÊ 004:005.52:005.334 À998

    Рецензенты:

    А.Ю. Ховрин - первый проректор «МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», доктор социологических наук, доцент;

    Н.Г. Топольский - заместитель заведующего кафедры АГПС МЧС России, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    А998 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 204 с.

    ISBN 978-5-93970-069-6

    Монография подготовлена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).

    Â монографии показана роль человеческого фактора в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, рассмотрены методические основы формирования КБЖ и охарактеризованы ее основные составляющие в области гражданской защиты, транспортной и информационной безопасности, безопасности в сферах экологии, природопользования, энергетики и производственной деятельности.

    Â труде раскрыты основные направления деятельности МЧС России в области формирования КБЖ населения и пути реализации проводимых по ним мероприятий. Рассмотрены проблемы, связанные с обучением населения в области гражданской защиты и пожарной безопасности, духовно-нравственным, психологическим и патриотическим воспитанием населения.

    Подробно освещены технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. Кроме того, охарактеризованы методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Â список используемой литературы включены основные отечественные и зарубежные источники по рассматриваемому направлению.

    Монография рассчитана на широкий круг читателей, а также специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Она может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

    © Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф., 2012

    © МЧС России, 2012

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. 8

    1.1. Культура безопасности жизнедеятельности и ее влияние на безопасность человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

    1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор. . . . . . . . . . 8

    1.1.2. Понятие «культура безопасности жизнедеятельности»

    è его истоки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    1.1.3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 19

    1.2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности и роль федеральных органов исполнительной власти по ее

    формированию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

    1.2.1. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности 24

    1.2.2. Культура безопасности в области гражданской защиты. . . 26

    1.2.3. Культура транспортной безопасности. . . . . . . . . . . . . 27

    1.2.4. Культура безопасности в области экологии

    è природопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

    1.2.5. Здоровый образ жизни и культура безопасности в быту. . . 36

    1.2.6. Культура безопасности в области энергетики. . . . . . . . . 49

    1.2.7. Культура безопасности труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

    1.2.8. Культура информационной безопасности. . . . . . . . . . . 56

    1.3. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

    Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

    Раздел 2. Деятельность МЧС России по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 65

    2.1. Основные направления формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

    2.2. Формирование государственной политики в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

    2.3. Обучение населения в области гражданской защиты. . . . . . . . 72

    2.3.1. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. . . . . . . . . . . . . 72

    2.3.2. Обучение населения в области пожарной безопасности. . . 92

    2.4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения 102

    2.4.1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности, ее основные формы и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . 103

    2.4.2. Деятельность библиотек и музеев МЧС России в интересах формирования культуры безопасности

    жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

    2.4.3. Влияние традиций и ритуалов в МЧС России на формирование культуры безопасности

    жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

    2.4.4. Деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и перспективы ее развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

    2.5. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

    2.5.1. Организационные и правовые основы надзорной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

    2.5.2. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . 129

    Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

    Раздел 3. Технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

    3.1. Технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

    3.1.1. Автоматизированные центры обучения в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . 135

    3.1.2. Электронные издания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136

    3.1.3. Интернет-ресурсы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

    3.1.4. Мобильные учебные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . 146

    3.2. Методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций. . 151

    3.2.1. Особенности информационного воздействия на людей. . 152

    3.2.2. Средства и методы активного информационного воздействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

    3.3. Комплексные системы информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175

    3.3.1. Комплексные системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания. . . . . . . . . . 176

    3.3.2. Факторы, влияющие на эффективность функционирования комплексных систем

    информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . 179

    3.4. Перспективы развития технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

    Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

    Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

    80-летию Гражданской обороны посвящается

    Введение

    На протяжении многих веков человечество сопровождают различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые уносят сотни тысяч человече- ских жизней, наносят ущерб окружающей среде и экономике государств.

    В XXI веке мир не стал безопаснее. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они постоянно ему сопутствуют, несут угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные и духовные ценности.

    Особое место занимают чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными».

    В техногенной сфере, на сегодняшний день, сохраняется высокий уровень аварийности и, как следствие, высокая степень возникновения чрезвы- чайных ситуаций техногенного характера. Это связано, прежде всего, с ростом масштабов и сложности производства. К этим факторам добавляются причины, характерные для мирового кризисного состояния. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение уровня квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства

    è техники, рост стрессовой нагрузки на персонал из-за снижения жизненного уровня и нестабильности и, как правило, совершение ошибок, приводящих к возникновению опасной ситуации. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают до 60% экстремальных ситуаций . Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники

    è лица со стажем непрерывной работы более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сложившуюся, особенно сложную ситуацию, и быстро находить в ней правильные решения. У вторых - с так называемой «вторичной беспечностью», - состоянием, формирующимся под влиянием опыта, которое приводит к нарушениям правил безопасности.

    Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера являются: нестабильное состояние экономики, усиление социальных противоречий, обострение межнациональных и международных отношений, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма. Все это создает широкий спектр угроз для безопасности любого государства.

    Людские жертвы от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов сопоставимы с потерями от локальных войн.

    Достаточно сказать, что только за последние 20 лет от них пострадало более 900 млн человек, а ежегодный прямой материальный ущерб в мире исчисляется десятками миллиардов долларов .

    Для России вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера также крайне актуальны. Значительная часть ее населения проживает в зонах подверженных значительным природным опасностям, общая площадь которых составляет более 32 % ее территории.

    По статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2011 году произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе 185 ЧС техногенного характера, 65 ЧС природного характера, 42 биолого-социаль- ных ЧС. В 5-и террористических актах погибло 38 чел., пострадал 161 человек. Всего в результате ЧС погибло 791 чел., пострадало 23 716 человек .

    Из всех видов ЧС наибольшее количество составили техногенные аварии и катастрофы, в результате которых погибло 751 чел., пострадало более 1100 чел. Основными причинами возникновения данных ЧС явились износ оборудования и «человеческий фактор».

    Практика свидетельствует о том, что результативные действия по снижению негативных факторов ЧС не должны ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Все очевиднее становится тот факт, что решить проблемы безопасности нельзя без учета «человеческого фактора».

    Однако учет «человеческого фактора» в процессе обеспечения безопасности общества и государства не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Необходимо более эффективно формировать на принципиально новой основе физическую и психологиче- скую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.

    Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими условиями для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

    Решение любой технологической задачи состоит из этапов восприятия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее заданных или сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На всех этих этапах возможны ошибочные действия. Поэтому повышение уровня защищенности общества от последствий различных аварий и катастроф во многом зависит от адекватных действий каждого гражданина и должно достигаться путем развития системы идеалов и ценностей, норм формирования культуры безопасности жизнедеятельности .

    МЧС России уделяет постоянное внимание изучению проблем в данной области. Большая исследовательская работа по обоснованию необходимости формирования КБЖ, направлений деятельности и путей их реализации была проведена в начале 2000 года учеными и специалистами МЧС России. Значи- тельный вклад в обоснование концептуальных основ формирования КБЖ внесли ученые и специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Аюбов Э.Н., Дурнев Р.А., Твердохлебов Н.В.

    Научно-технический прогресс, развитие современных технологий дают новые возможности по решению задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, качественной подготовки всех категорий населения с использованием дистанционных и перспективных форм обучения, разработки технических средств обучения на основе современных технологий сенсорной чувствительности и виртуальной реальности.

    Вместе с тем, очевидным становится тот факт, что в условиях жизнедеятельности современного урбанизированного общества любые чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты и т.д.) приводят к необходимости мобилизации и координации сил и средств различных ведомств и служб для эффективной их деятельности по ликвидации последствий ЧС .

    Практика свидетельствует о том, что только совместная деятельность и четкое взаимодействие всех заинтересованных сторон могут привести к положительным результатам в области обеспечения безопасности населения, общества и государства. С учетом этого, а также значения и характера деятельности по формированию КБЖ, она должна носить не только системный, междисциплинарный, но и межведомственный характер. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и науч- ных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспе- чивающих безопасность жизнедеятельности населения.

    Â настоящее время проблемами формирования КБЖ занимаются специалисты Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В данной монографии авторы обобщили и осветили вопросы формирования КБЖ и ее влияние на обеспечение безопасности населения, раскрыли составляющие КБЖ, направления деятельности и основные мероприятия по ее формированию в сфере полномочий МЧС России, а также раскрыли вопросы перспективных технологий формирования КБЖ.

    Â подготовке разделов монографии принимали участие Веденеева Т.А., Верескун А.В., Лукьянович А.В., Муркова М.В., Омельченко А.В., Попова А.В., Прищепов Д.З.

    Авторский коллектив выражает уверенность, что книга заинтересует широкий круг читателей и будет признателен лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по адресу: 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 4-й НИЦ «Культуры безопасности жизнедеятельности». E-mail: [email protected]

    Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

    1.1. Культура безопасности жизнедеятельности

    è ее влияние на безопасность человека

    1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор

    XX век был ознаменован техническим прогрессом, расширенным воспроизводством, глобализацией экономики. В XXI веке во главу угла ставятся новые цели: устойчивость развития, повышение уровня и качества жизни людей, защита интересов и обеспечение безопасности человека, в том числе от глобальных катастроф .

    Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процес-

    сами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей. Большей частью это были опасности природного характера - наводнения, землетрясения, сильные бури, засухи и т.п. В процессе развития производства, создания сложных технических систем к ним присоединились «рукотворные» опасности: обвалы и взрывы в шахтах, аварии и пожары на предприятиях, транспортные происшествия и т.д.

    Любая деятельность человека потенциально опасна. Опасность - внутреннее свойство системы или процесса (источника опасности), состоящее в возможности негативного воздействия. Опасность проявляется через явления или процессы, способные поражать, наносить ущерб, действовать разрушительно. Опасность предостерегает нас от непродуманных решений и действий.

    Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и сам характер их проявления вызывают проведение разных по содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать необходимые меры безопасности. Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, которые были начаты еще в XVIII веке и получили свое развитие во второй половине ХХ века.

    Из предшествующих теоретических разработок вопросов безопасности следует отметить работы австрийского ученого Йозефа Зонненфельса, которые во многом опередили свое время. В труде «Основания полиции, промышленности и финансов» (1756 г.) он утверждал, что у государства одна цель - достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя фактора-

    ми - благосостоянием и безопасностью. При этом под безопасностью подразумевалось такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за свое имущество и жизнь. Подобное положение физического лица составляет частную безопасность, а государства - общественную безопасность, которую, в свою очередь, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Способы обеспечения безопасности ставились им в зависимость от видов опасности, связанных с человеческой волей или случайными обстоятельствами.

    Дальнейший ход истории и научные исследования подтвердили его выводы о том, что безопасность - основное право человека, один из главных блоков для построения процветающего человеческого общества. При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других личностей, иностранных государств или стихийных сил природы, безопасность выступает в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике...», - писал наш великий соотечественник Н.М. Карамзин.

    Большинство нормативных правовых актов , имеющих отношение к различным аспектам безопасности, оперируют этим понятием.

    В них «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности) жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, генерируемых различными источниками опасности определенного вида. Указанное выше определение «безопасности» не в полной мере отражает ее содержание как категории и не может конструктивно использоваться на практике, т.к. здесь «безопасность» - есть отсутствие опасности и тождественно «защищенности», а последняя в вышеназванных законах никак не определяется и может ассоциироваться лишь с обыденными представлениями. Кроме того, здесь «безопасность» выступает в неком абсолютизированном и самостоятельном качестве, в отрыве от причин ее порождающих и на нее влияющих. Как следствие - стремление получить абсолютную защищенность (безопасность) или непрерывно увеличивать защищенность (повышать безопасность) в отрыве от реалий практики.

    Вместе с тем, «опасность» порождается практической деятельностью, являющейся специфической формой, непременным атрибутом самой человече- ской жизни. Отсюда можно сделать вывод - безопасность есть условие осуществления практической деятельности, накладываемое самим субъектом или социумом на осуществление этой деятельности. Тем самым, безопасность не является состоянием защищенности, а является условием или совокупностью специальных условий осуществления практической деятельности.

    Безопасность - есть условия существования субъекта или социума, вводимые, контролируемые и управляемые ими. «Опасность» и «безопасность» не находятся между собой в отношении простой противоположности отрицания друг друга. Опасность - объективно существующий атрибут практиче- ской деятельности, хотя по отношению к различным субъектам, находящимся в поле этой деятельности, мера опасности может быть различной. «Безопасность» же категория в основном субъективная, формируемая субъектом

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...