Курсовая работа Законность, правопорядок и общественный порядок. Гарантии обеспечения законности


Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного , всех звеньев его . Это сложное, многоплановое социальное явление, которое имеет политико-правовую природу, затрагивает самые разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни и взаимосвязано с властью и се принудительными средствами: государство и личность заинтересованы в соблюдении законности.

Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципы законности

Принципами законности выступают следующие требования:

  • она должна быть единой для всех;
  • должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  • должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  • не должна противостоять целесообразности;
  • должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок

Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.

Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Общественный порядок

Правопорядок — часть общественного порядка.

Общественный порядок - определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

  • защита личности, государства, общества от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • розыск лиц;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Для выполнения этих функций сотрудники полиции в соответствии с этим Законом наделены определенными полномочиями (требовать от граждан прекращения неправомерных действий, применять отдельные меры государственного принуждения, а в особых случаях и физическое принуждение, специальные средства. огнестрельное оружие и т. д.).

Основное назначение прокуратуры (см. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации») состоит в надзоре за точным и неуклонным исполнением законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Прокуратура РФ также принимает меры, направленные на устранение нарушений законов и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной или исполнительной власти. Это правоохранительный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Деятельность прокуратуры РФ в современный период определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура представляет собой строго централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации но представлению Президента РФ. Генеральный прокурор назначает на должность всех остальных прокуроров: республиканских (по согласованию с высшим органом республик), краевых. областных, городских и районных, которые подчиняются не местным властям, а только вышестоящему прокурору. Прокуратура не вмешивается в оперативную управленческую и хозяйственную деятельность. Она проводит проверки лишь на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях закона. По факту нарушения закона прокурор может принести протест, внести представление, вынести постановление. Протест приносится на незаконные правовые акты самому нарушителю (органу власти или должностному лицу), а представление об устранении нарушений закона — вышестоящему должностному лицу.

К органам, борющимся с правонарушениями, относятся и органы федеральной безопасности. С 1992 г. на них возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению (во взаимодействии с другими правоохранительными органами) организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.

Важные юридические и правоохранительные функции выполняют нотариусы. Нотариус (лат. notarius — писец, секретарь) своей подписью и печатью удостоверяет договоры и другие сделки, оформляет наследственные права, свидетельствует подлинность документов и копий с них для придания им юридической достоверности. При этом он проверяет, соответствуют ли заверяемые им документы закону, допустимы ли подобные договоры, есть ли у сторон право совершать определенные юридические действия. В России допускается деятельность как государственных, так и частных нотариальных контор.

1. Три аспекта понятия законности. Её структура.
2. Принципы законности.
3. Гарантии законности.
4. Конституционная законность.
5. Правопорядок: черты, содержание, функции.
6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления.

1. В юридической литературе даются различные определения по­нятия «законность». Чаще всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъ­ектами права действующего законодательства. В этом определе­нии акцент делается на исполнении законов и других актов и игно­рируется содержание последних. Между тем законы и другие акты могут быть неправовыми, в то время как они должны воплощать важнейшие человеческие ценности - идеи справедливости, свобо­ды человека, равноправия людей. Следовательно, законность пред­полагает оценку содержания закона и других актов. Иначе говоря, не должно быть слепого следования закону независимо от его со­держания (проф. Н.В. Витрук). Поскольку приведенное определение- законности не отражает ее природы и сущности, был предложен комплексный подход к этому понятию. В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:
1.Принцип государственно-правовой жизни, что означает за­крепление законности в качестве основополагающего общеправово­го начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового обще­ния - населению, государственным органам, общественным объе­динениям, должностным лицам.
2.Метод государственного руководства обществом, предпола­гающий, что государство осуществляет свои функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; на­личие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.
3.Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установ­ление правовых отношений между государственной властью и лич­ностью. Режим законности означает также распространение ее тре­бований на все сферы жизни.
В общей теории права сложилось узкое и широкое понима­ние законности. Узкое понятие законности означает требование со­блюдать и исполнять только законы государства, а широкое - любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное понятие. Например, проф. В.И. Червонюк определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его тре­бований всеми субъектами права, наличием специальных механиз­мов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод. В учебнике «Теория государства и права» под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько законность определяется как политико-право­вое явление, характеризующее процесс совершенствования госу­дарственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного со­блюдения и исполнения действующего законодательства.
Структура законности характеризуется в юридической литера­туре по-разному. Чаще всего выделяют:
нормативную основу законности, которая определяется содер­жанием действующего законодательства: каково содержание зако­нодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;
теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее состав­ляют правовые взгляды, принципы;
средства, приемы и условия осуществления законности; систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений.

2. Принципами принято называть систему основополагающих на­чал, глубинных характеристик законности, выражающих ее приро­ду и назначение. В литературе называют как разные принципы, так и их число. Тем не менее чаще всего среди принципов, на которых строится законность, указывают на: единство; всеобщность; реальность; це­лесообразность; гарантированность; неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение; взаимосвязь за­конности и культуры. Рассмотрим содержание каждого из этих принципов.
Принцип единства законности предполагает единую направлен­ность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны. При этом предполагаются единое понимание и применение законов на всей территории государства, единство пра­вового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений.
Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов.
Принцип реальности выражается в цели законности - дости­жение фактического осуществления в поведении и действиях требо­ваний правовых норм.
Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и по­рядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что уча­стники общественных отношений должны иметь возможность выбо­ра наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при на­значении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др.
Принцип гарантированности означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.
Принцип неотвратимости юридической ответственности ха­рактеризует юридическую сторону законности. Ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение ви­новному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонаруше­ния, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам пра­вонарушения, тяжести последствий и другим условиям.
Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на чело­веческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимо­сти соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жиз­ни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирова­ния правовой культуры общества.

3. Под гарантиями законности понимается обусловленная законо­мерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности. Принято выделять общие и специальные гарантии. К общим гарантиям относятся, как правило, объективные ус­ловия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства).
К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:
а) состояние законодательства, в том числе полнота его, ста­бильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;
б) средства обнаружения правонарушений;
в) средства предупреждения и пресечения правонарушений;
г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан;
д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;
е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией норма­тивных правовых актов;
ж) развитое правосознание и высокая правовая культура насе­ления и общества в целом.
К специальным гарантиям также можно отнести:
систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепле­ние законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав лично­сти, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов; средства, обеспечивающие контроль за законностью, напри­мер, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных суда­ми (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;
исковое производство рассмотрения судами гражданских, тру­довых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гра­жданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной ин­дивидуальный юридический акт; судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государст­венных органов, должностных лиц, органов местного самоуправле­ния и др.;
конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.

4. Под конституционной законностью понимается система юриди­ческих средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями. Конституционность законности предполагает следующие при­знаки:
1) правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержа­нием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы на уровне ме­ждународных стандартов и гарантировать их реально. При этом че­ловек признается высшей ценностью общества;
2) верховенство Конституции в правовой системе государства;
3) прямое действие принципов и норм Конституции. Иначе го­воря, если судебные или иные правоприменительные органы обна­ружат, что закон или его отдельные положения не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на кон­кретные нормы Конституции;
4) действие Конституции на всей территории государства, а в условиях федеративного государства - на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.
Режим конституционной законности не действует автоматиче­ски, поэтому существует специфический институт конституцион­ного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, осу­ществляемый:
во-первых, главой государства, парламентом, правительством, который принято называть общеполитическим конституционным контролем;
во-вторых, специализированными органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, кон­сультативный характер. Таким органом был Комитет конституци­онного контроля СССР, Конституционный Совет - во Франции, аналогичный орган существует в Казахстане;
в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными - конституционные суды). Особенность конституционного контроля, осуществляемого су­дами общей юрисдикции, состоит в том, что они его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализован­ный контроль) или верховными (высшими) судами по особой про­цедуре (так называемый централизованный контроль). В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным, ре­шение же Верховного суда о неконституционности закона обяза­тельно для всех судов. Но в большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь Верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующее дело, нижестоящие же суды не могут проверять конституционность законов. Что касается специализированных судов - конституционных, то они обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституци­онный контроль посредством конституционного судопроизводст­ва - конституционного правосудия.
В отечественной юридиче­ской литературе конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституцион­ный суд Российской Федерации определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.

5. В юридической литературе отмечается, что в правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и пра­вопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законно­сти иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопо­рядка. Более того, укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка. Вместе с тем правопорядок - это само­стоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру, функции и свои особенности. В литературе чаще всего правопорядок определяют как состоя­ние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Есть и другое, более раскрытое определение: правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в резуль­тате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном по­ведении их участников. Наиболее известный исследователь проблем правопорядка проф. В. В. Борисов определяет понятие «правопорядок» как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризует­ся внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демокра­тических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов. Правопорядок принято характеризовать как:
1) объективную необходимость, т.е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессис­темность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;
2) государственно-правовое явление, формирующееся при ре­шающем участии государства и с помощью юридических средств;
3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психоло­гией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;
4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения;
5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интере­сы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;
6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивает­ся правовыми методами;
7) форму организации общественной жизни - динамичную ка­тегорию, на которую воздействуют различные факторы, в том чис­ле негативного характера - преступность, факты беззакония, по­литический режим в стране и др.
Различают материальное, государственно-волевое и юриди­ческое содержание правопорядка. Материальное содержание составляют закономерности воз­никновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с эконо­микой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое содержание образует совокупный ре­зультат государственной воли, а также воли и интересов всех участ­ников правопорядка.
Юридическое содержание правопорядка включает в себя:
а) реализованность права и законности;
б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъектив­ных прав и юридических обязанностей и их реализованности;
в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.
Правопорядок - сложная система со множеством взаимодейст­вующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента:
1) правовую структуру общества, включающую в себя государ­ство, его органы, негосударственные образования, объединения граж­дан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление;
2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, напри­мер порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспе­чение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участ­ников правопорядка как по горизонтали, так и по вертикали;
3) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудо­вого распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.
Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.
Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, кото­рые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений. В.В. Борисов называет три группы функций. Первую группу образуют функции, связанные с взаимодейст­вием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядо­чивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения. Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия пра­вопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопо­рядка во времени, в пространстве и т. д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного ме­ханизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качест­венная определенность правопорядка. Третью группу функций составляют сохранение и совершенст­вование правопорядка. Эта деятельность направлена на «себя» и позволяет сохранить качественную определенность системы соб­ственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздейст­вуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятель­ности разнообразных органов, а также правоохранительной дея­тельности и т. д.
Что касается принципов правопорядка, то они в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (например, законности, конституционности, справедли­вости, гарантированности), так и специальные (например, прин­цип целостности, субординации корреляционных связей в струк­туре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным государственным органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в между­народных органах). Итак, правопорядок является конечным результатом реализа­ции правовых требований и вместе с тем целью правового регули­рования, так как именно для формирования правопорядка издают­ся законы, иные нормативные правовые акты, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и прежде всего система правосудия, система контрольной власти, различные правозащитные организации и общественные движения. Надо также отметить, что законность и правопорядок выступа­ют основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Под общественным порядком понимается обусловленная зако­номерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и при­дающая им определенную организационную форму. Вообще слово «порядок» означает устойчивое состояние, пра­вильно налаженное расположение чего-либо. Общественный порядок призван обеспечить социальный мир и справедливость, защиту всех слоев общества, гарантировать соци­ально-экономические и духовные условия, обеспечивающие человеку достойное существование, гуманизацию жизнедеятельности общества. Правопорядок составляет часть общественного порядка, они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития. Но между ними есть и различия:
1) прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность соци­альных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности;
2) они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок - вместе с государством и правом;
3) они по-разному обеспечиваются: правопорядок - принуди­тельной силой государства, а общественный порядок - всем об­ществом.
Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценно­стям общества, нравственное сознание и другие условия.

6. Явлением, противостоящим законности и правопорядку, высту­пает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Ис­следователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Тума­нов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:
во-первых, особенности исторического развития отдельных на­родов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. И хотя после реформ 60-х гг. XIX в. проблемы конституции, демо­кратизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;
во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику совет­ского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никаки­ми законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, нано­сившие значительный ущерб принципу законности, авторитету за­кона, и т. д.;
в-третьих, административно-командные методы, преимущест­венно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;
в-четвертых, расхождение между декларативными положения­ми законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. наме­ренный обман населения для достижения политически и юридиче­ски корыстной цели;
в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разно­образные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат - утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Консти­туции;
в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень право­вой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Одной из форм су­ществования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Баку­нина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).
В юридической практике правовой нигилизм облекается в фор­му нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юри­дических предписаний со стороны не только граждан, но и должно­стных лиц. К формам проявления правового нигилизма относят также при­нятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической тех­ники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финан­сированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.
К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защи­ты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.
К формам существования правового нигилизма нередко причис­ляют и трактовку права как чисто инструментального средства - как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем пра­во представляет собой самостоятельную социальную, историче­скую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.
Возможны и другие формы, в которые облекается правовой ни­гилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.
В литературе называют так­же уровни существования правового нигилизма, например: а) об­щесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества; б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных); в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.
Поскольку формы проявления правового нигилизма разнооб­разны, то разнообразны и пути его преодоления. В юридической литературе указываются различные пути иско­ренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со сто­роны как государства, так и общества в целом. Такими путями являются:
1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрес­сивной правовой политики, сориентированной на личность, при­оритетность ее прав;
2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценно­стей, правовых средств разрешения любых конфликтов;
3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;
4) совершенствование законодательства;
5) повышение эффективности деятельности правоохранитель­ных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;
6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;
7) подготовка высококвалифицированных кадров для государ­ственного аппарата, в том числе юристов.
В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют пра­вовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фети­шизм или юридический романтизм. Он представляет собой гипер­трофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью зако­нов можно решить все социальные проблемы. Однако, как известно, право не всесильно и правовые методы регулирования требуют соответствующих усло­вий для реализации и подготовленной почвы для их действия.

Полиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, предназначенных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральным законом «О полиции». Ее деятельность строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Полиция принимает решения по стоящими перед ней проблемам во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Полицейские защищают права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, т. е. полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Деятельность полиции исполняется согласно главным направлениям:

1. Охрана личности, общества, государства от противоправных посягательств.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

4. Розыск лиц.

5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах.

7. Обеспечение безопасности дорожного движения.

8. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

9. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

10. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

11.Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

12. Осуществление экспертно – криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут принимать участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Работникам полиции, для исполнения установленных перед ней задач и порученных обязательств, предоставляется большая совокупность прав. Их наличие позволяет сотрудникам полиции требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять у них документы, удостоверяющие личность, если для этого имеются достаточные основания.

Государственный советник юстиции 3 класса Александр Муравьев отмечает тридцатилетие службы в органах прокуратуры

Оглядываясь на прожитое - события, лица людей, повороты судеб, - невозможно не прийти к мысли, что промысел божий существует.

Каждому в этом мире уготована своя дорога и сколько ни пытайся свернуть с нее, все равно не получится. Мальчишкой Александр Муравьев мечтал стать летчиком, после школы поступил в престижнейший для того времени Томский институт радиоэлектроники, срочную службу проходил на ракетном крейсере Тихоокеанского флота, а вот судьбу свою нашел в прокуратуре, которой отдал более тридцати лет жизни.

Седьмой, последний ребенок в семье фронтовика Кирилла Афанасьевича и Александры Егоровны Муравьевых, названный Сашей в честь матери, появился ровно 60 лет назад в селе Бада Хилокского района ныне Забайкальского края. В послевоенной Баде, в отличие от нынешних будней, жизнь была активной - действовал леспромхоз, работали колхоз, шпалозавод, сельхозтехника. С большого военного аэродрома ежедневно на зависть мальчишкам взлетали и садились самолеты. Один из братьев Александра был участковым милиционером. Под его влиянием появилось желание поступать в высшую школу милиции. К этой мысли связать жизнь с правоохранительной деятельностью он вернулся, когда, отслужив на флоте, сообщил родителям, что едет поступать на рабфак Иркутского гос-университета. Он единственный из детей в семье получил высшее образование.

Целеустремленный, энергичный, не чурающийся никакой работы, за что и приобрел прозвище «муравей», с детства усвоивший нехитрую отцову присказку «как потопаешь, так и полопаешь», Александр Муравьев с самых первых курсов был старостой группы и курса, а его будущая жена Елена, тоже выпускница рабфака, - заместителем секретаря комсомольской организации юридического факультета. На заработанные в стройотряде деньги после 2-го курса Муравьевы сыграли комсомольскую свадьбу. В 1980 г. после окончания университета по распределению приехали на работу в Заиграевский район.

Заиграево стало настоящей школой становления. За пять лет Муравьев прошел здесь все ступени карьерного роста - от стажера районной прокуратуры до прокурора. Численность населения в районе была куда выше, чем сейчас, в прокуратуре работали всего 5 человек и, кроме основных полномочий по надзору за соблюдением законов, расследованием уголовных дел, к примеру, работники прокуратуры в обязательном порядке выезжали на место происшествия по тяжким преступлениям, занимались простоями вагонов, падежом скота, потравами посевов. Тогдашний районный прокурор Чингис Зандраевич Цыденжапов не жалел времени и сил, наставляя молодых специалистов обращать внимание на детали, быть объективными. Приезжало к заиграевцам помогать проверять расследование наиболее сложных неочевидных преступлений и руководство - прокурор следственного управления Содбо Жалсанович Аржигаров, заместитель прокурора РБ Иосиф Иосифович Фортуна, когда-то сам начинавший здесь свой профессиональный путь простым следователем.

Как вспоминает Александр Кириллович, ему помогли профессионализм и муд-рый житейский опыт наставников. В свой первый год он расследовал 16 уголовных дел, половина из которых была успешно рассмотрена в Верховном суде Бурятии. Установленный срок, который давался тогда для расследования дела, составлял всего 2 месяца, максимум, что позволялось ввиду сложности, так это продлить дело еще на месяц. Все бумаги следователь сам печатал на пишущей машинке, причем если в текст вкрадывалась какая-либо ошибка, надо было все переделать заново. Работая по ночам, на кухне, он ставил машинку на подушку, чтобы не мешать спавшей в соседней комнате семье. Энергия и энтузиазм молодого стажера не остались незамеченными. Уже через год работы за качественное расследование умышленных убийств стажер прокуратуры Заиграевского района Александр Муравьев приказом прокурора Бурятской АССР Цыденжапова Б.Ц. был награжден именными часами, которые хранит и по сей день как одну из самых дорогих наград своей жизни.

В пору, когда партия управляла всем, на работников прокуратуры возлагалось немало общественных обязанностей, начиная от чтения лекций на тему правопорядка и заканчивая шефством над конкретными хозяйствами. Депутат райсовета, член райкома партии прокурор Заиграевского района Александр Муравьев ежемесячно выезжал за 90 км в село Харакутул на подшефную ферму к утренней дойке, чтобы поговорить с людьми, узнать, что их волнует, вникнуть в проблемы, держать живую связь с народом.

В конце 1989 года, учитывая, как говорили тогда, принципиальность в борьбе с нарушениями законности, честность и добросовестность, и, конечно, успешный опыт работы, недавно назначенный прокурор республики Александр Покацкий поручает Муравьеву возглавить работу в Железнодорожном районе. Пятнадцать лет на посту прокурора одного из самых сложных районов Улан-Удэ пришлись на время перемен. Ликвидация партии, развал в стране, тяжелое экономическое положение в республике, рост безработицы, резкое социальное разделение в обществе обусловили большой рост преступлений, в том числе и тяжких. И только наработанные годами профессионализм, ответственность и дисциплинированность, заставляющие отдаваться работе до конца, позволили сдержать беспредел, сохранить способность государства, его властных структур обеспечивать безопасность граждан и общества от преступных посягательств.

По итогам работы органов прокуратуры республики за 1998 год четыре помощника прокурора Железнодорожного района были признаны лучшими по профессии. В 1998-99 гг. и 2001 г. прокуратура Железнодорожного района признавалась лучшей. Пятнадцать воспитанников Муравьева, работников Железнодорожной прокуратуры, были назначены за это время федеральными судьями судов общей юрисдикции и арбитражного суда, а пять следователей - прокурорами районов. Здесь начинал следователем нынешний руководитель следственного управления следственного комитета РФ по РБ генерал-майор Вячеслав Сухоруков.

Вот уже 5 лет Александр Кириллович работает первым заместителем прокурора республики, в зоне ответственности которого надзор за следствием и дознанием, оперативно-розыскной деятельностью и масса прочих каждодневных забот. Оглядываясь сегодня на прожитое, на сына и дочь, тоже закончивших юрфак Иркутского госуниверситета, на подрастающих двух внучек и подводя предварительные итоги, государственный советник юстиции 3 класса Александр Кириллович ответил только, что родители, будь они живы, были бы им довольны. А еще, что в его непростой жизни хороших людей встречалось все же больше.

Татьяна НИКИТИНА.

1. Три аспекта понятия законности. Её структура.

2. Принципы законности.

3. Гарантии законности.

4. Конституционная законность.

5. Правопорядок: черты, содержание, функции.

6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления.

1. В юридической литературе даются различные определения по­нятия «законность». Чаще всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъ­ектами права действующего законодательства. В этом определе­нии акцент делается на исполнении законов и других актов и игно­рируется содержание последних. Между тем законы и другие акты могут быть неправовыми, в то время как они должны воплощать важнейшие человеческие ценности - идеи справедливости, свобо­ды человека, равноправия людей. Следовательно, законность пред­полагает оценку содержания закона и других актов. Иначе говоря, не должно быть слепого следования закону независимо от его со­держания (проф. Н.В. Витрук). Поскольку приведенное определение- законности не отражает ее природы и сущности, был предложен комплексный подход к этому понятию. В настоящее время законность трактуется в трех аспектах как:

1.Принцип государственно-правовой жизни, что означает за­крепление законности в качестве основополагающего общеправово­го начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового обще­ния - населению, государственным органам, общественным объе­динениям, должностным лицам.

2.Метод государственного руководства обществом, предпола­гающий, что государство осуществляет свои функции прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; на­личие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3.Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установ­ление правовых отношений между государственной властью и лич­ностью. Режим законности означает также распространение ее тре­бований на все сферы жизни.

В общей теории права сложилось узкое и широкое понима­ние законности. Узкое понятие законности означает требование со­блюдать и исполнять только законы государства, а широкое - любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное понятие. Например, проф. В.И. Червонюк определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его тре­бований всеми субъектами права, наличием специальных механиз­мов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод. В учебнике «Теория государства и права» под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько законность определяется как политико-право­вое явление, характеризующее процесс совершенствования госу­дарственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного со­блюдения и исполнения действующего законодательства.

Структура законности характеризуется в юридической литера­туре по-разному. Чаще всего выделяют:

нормативную основу законности, которая определяется содер­жанием действующего законодательства: каково содержание зако­нодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;

теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее состав­ляют правовые взгляды, принципы;

средства, приемы и условия осуществления законности; систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и системы защиты прав и свобод граждан и их объединений.

2. Принципами принято называть систему основополагающих на­чал, глубинных характеристик законности, выражающих ее приро­ду и назначение. В литературе называют как разные принципы, так и их число. Тем не менее чаще всего среди принципов, на которых строится законность, указывают на: единство; всеобщность; реальность; це­лесообразность; гарантированность; неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение; взаимосвязь за­конности и культуры. Рассмотрим содержание каждого из этих принципов.

Принцип единства законности предполагает единую направлен­ность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны. При этом предполагаются единое понимание и применение законов на всей территории государства, единство пра­вового регулирования сходных общественных отношений, единые критерии оценки поведения участников общественных отношений.

Принцип всеобщности законности означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени, никто не может быть выведен из-под действия законов.

Принцип реальности выражается в цели законности - дости­жение фактического осуществления в поведении и действиях требо­ваний правовых норм.

Принцип целесообразности вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и по­рядка. В сфере правореализации данный принцип означает, что уча­стники общественных отношений должны иметь возможность выбо­ра наиболее целесообразного варианта поведения или решения в пределах закона. Такую возможность предоставляют нормы права диспозитивного характера. Целесообразность используется при на­значении мер взыскания, воздействия на правонарушителя и др.

Принцип гарантированности означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

Принцип неотвратимости юридической ответственности ха­рактеризует юридическую сторону законности. Ее суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение ви­новному адекватного наказания или иной меры воздействия. При этом меры воздействия на правонарушителя должны быть строго индивидуализированными: соответствовать тяжести правонаруше­ния, личности правонарушителя, обстоятельствам, средствам пра­вонарушения, тяжести последствий и другим условиям.

Принцип взаимосвязи законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на чело­веческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимо­сти соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жиз­ни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирова­ния правовой культуры общества.

3. Под гарантиями законности понимается обусловленная законо­мерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности. Принято выделять общие и специальные гарантии. К общим гарантиям относятся, как правило, объективные ус­ловия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование (экономические, политические, идеологические, нравственно-духовные условия и средства).

К специальным гарантиям относятся собственно юридические условия и средства. Среди них наиболее важные:

а) состояние законодательства, в том числе полнота его, ста­бильность, уровень юридической техники, используемые средства правового регулирования;

б) средства обнаружения правонарушений;

в) средства предупреждения и пресечения правонарушений;

г) эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан;

д) качественная работа правоохранительных органов, а также органов судебной защиты;

е) высокий уровень контроля и надзора за реализацией норма­тивных правовых актов;

ж) развитое правосознание и высокая правовая культура насе­ления и общества в целом.

К специальным гарантиям также можно отнести:

систему организационных гарантий, обеспечивающих укрепле­ние законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав лично­сти, создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов; средства, обеспечивающие контроль за законностью, напри­мер, административный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных суда­ми (мировыми судьями), другими органами и должностными лицами;

исковое производство рассмотрения судами гражданских, тру­довых и иных споров. Если суд установит, что нарушены права гра­жданина, то он вправе отменить незаконное решение или иной ин­дивидуальный юридический акт; судебный контроль за законностью правовых актов. При этом в суд можно обжаловать как действия, так и бездействие государст­венных органов, должностных лиц, органов местного самоуправле­ния и др.;

конституционный контроль, который способствует укреплению законности, в том числе конституционной.

4. Под конституционной законностью понимается система юриди­ческих средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями. Конституционность законности предполагает следующие при­знаки:

1) правовой характер самой Конституции, т.е. своим содержа­нием она должна выражать принципы справедливости, свободы и равноправия индивидов, закреплять права и свободы на уровне ме­ждународных стандартов и гарантировать их реально. При этом че­ловек признается высшей ценностью общества;

2) верховенство Конституции в правовой системе государства;

3) прямое действие принципов и норм Конституции. Иначе го­воря, если судебные или иные правоприменительные органы обна­ружат, что закон или его отдельные положения не соответствуют Конституции, то они должны непосредственно ссылаться на кон­кретные нормы Конституции;

4) действие Конституции на всей территории государства, а в условиях федеративного государства - на территории всех ее субъектов. Иначе говоря, не существует регионов, выведенных из-под действия Конституции.

Режим конституционной законности не действует автоматиче­ски, поэтому существует специфический институт конституцион­ного контроля. В мировой практике сложилась следующая система органов конституционного контроля. Это конституционный контроль, осу­ществляемый:

во-первых, главой государства, парламентом, правительством, который принято называть общеполитическим конституционным контролем;

во-вторых, специализированными органами (квазисудебными органами) на постоянной основе, но их решения не являются окончательными. Этот контроль носит предварительный, кон­сультативный характер. Таким органом был Комитет конституци­онного контроля СССР, Конституционный Совет - во Франции, аналогичный орган существует в Казахстане;

в-третьих, судебными органами (судами общей юрисдикции и специализированными - конституционные суды). Особенность конституционного контроля, осуществляемого су­дами общей юрисдикции, состоит в том, что они его осуществляют в процессе рассмотрения конкретных дел в соответствии с обычной процедурой судебного процесса (так называемый децентрализован­ный контроль) или верховными (высшими) судами по особой про­цедуре (так называемый централизованный контроль). В ряде стран, например США, Норвегии, Аргентине, любой суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным, ре­шение же Верховного суда о неконституционности закона обяза­тельно для всех судов. Но в большинстве стран конституционность закона вправе проверять лишь Верховный суд страны после того, как к нему поступит соответствующее дело, нижестоящие же суды не могут проверять конституционность законов. Что касается специализированных судов - конституционных, то они обладают особой юрисдикцией и осуществляют конституци­онный контроль посредством конституционного судопроизводст­ва - конституционного правосудия.

В отечественной юридиче­ской литературе конституционное правосудие оценивается как высшая форма конституционного контроля, а сам Конституцион­ный суд Российской Федерации определяется как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом.

5. В юридической литературе отмечается, что в правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и пра­вопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законно­сти иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопо­рядка. Более того, укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка. Вместе с тем правопорядок - это само­стоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру, функции и свои особенности. В литературе чаще всего правопорядок определяют как состоя­ние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Есть и другое, более раскрытое определение: правопорядок - это основанная на праве и сложившаяся в резуль­тате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном по­ведении их участников. Наиболее известный исследователь проблем правопорядка проф. В. В. Борисов определяет понятие «правопорядок» как объективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризует­ся внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демокра­тических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов. Правопорядок принято характеризовать как:

1) объективную необходимость, т.е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессис­темность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;

2) государственно-правовое явление, формирующееся при ре­шающем участии государства и с помощью юридических средств;

3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психоло­гией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;

4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения;

5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интере­сы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;

6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивает­ся правовыми методами;

7) форму организации общественной жизни - динамичную ка­тегорию, на которую воздействуют различные факторы, в том чис­ле негативного характера - преступность, факты беззакония, по­литический режим в стране и др.

Различают материальное, государственно-волевое и юриди­ческое содержание правопорядка. Материальное содержание составляют закономерности воз­никновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимоотношениях с эконо­микой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание образует совокупный ре­зультат государственной воли, а также воли и интересов всех участ­ников правопорядка.

Юридическое содержание правопорядка включает в себя:

а) реализованность права и законности;

б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъектив­ных прав и юридических обязанностей и их реализованности;

в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.

Правопорядок - сложная система со множеством взаимодейст­вующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента:

1) правовую структуру общества, включающую в себя государ­ство, его органы, негосударственные образования, объединения граж­дан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление;

2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, напри­мер порядок выборов, законодательный процессуальный порядок, порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспе­чение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участ­ников правопорядка как по горизонтали, так и по вертикали;

3) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудо­вого распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.

Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, кото­рые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений. В.В. Борисов называет три группы функций. Первую группу образуют функции, связанные с взаимодейст­вием с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядо­чивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения. Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия пра­вопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопо­рядка во времени, в пространстве и т. д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного ме­ханизма правопорядка, его элементов и в конечном итоге - качест­венная определенность правопорядка. Третью группу функций составляют сохранение и совершенст­вование правопорядка. Эта деятельность направлена на «себя» и позволяет сохранить качественную определенность системы соб­ственными средствами. Правопорядок имеет собственные силы и средства противостоять негативным факторам, которые воздейст­вуют на него, и средства постоянного совершенствования. К этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятель­ности разнообразных органов, а также правоохранительной дея­тельности и т. д.

Что касается принципов правопорядка, то они в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (например, законности, конституционности, справедли­вости, гарантированности), так и специальные (например, прин­цип целостности, субординации корреляционных связей в струк­туре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным государственным органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в между­народных органах). Итак, правопорядок является конечным результатом реализа­ции правовых требований и вместе с тем целью правового регули­рования, так как именно для формирования правопорядка издают­ся законы, иные нормативные правовые акты, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и прежде всего система правосудия, система контрольной власти, различные правозащитные организации и общественные движения. Надо также отметить, что законность и правопорядок выступа­ют основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Под общественным порядком понимается обусловленная зако­номерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и при­дающая им определенную организационную форму. Вообще слово «порядок» означает устойчивое состояние, пра­вильно налаженное расположение чего-либо. Общественный порядок призван обеспечить социальный мир и справедливость, защиту всех слоев общества, гарантировать соци­ально-экономические и духовные условия, обеспечивающие человеку достойное существование, гуманизацию жизнедеятельности общества. Правопорядок составляет часть общественного порядка, они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития. Но между ними есть и различия:

1) прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность соци­альных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности;

2) они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок - вместе с государством и правом;

3) они по-разному обеспечиваются: правопорядок - принуди­тельной силой государства, а общественный порядок - всем об­ществом.

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценно­стям общества, нравственное сознание и другие условия.

6. Явлением, противостоящим законности и правопорядку, высту­пает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Ис­следователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Тума­нов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:

во-первых, особенности исторического развития отдельных на­родов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. И хотя после реформ 60-х гг. XIX в. проблемы конституции, демо­кратизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;

во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику совет­ского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никаки­ми законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, нано­сившие значительный ущерб принципу законности, авторитету за­кона, и т. д.;

в-третьих, административно-командные методы, преимущест­венно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;

в-четвертых, расхождение между декларативными положения­ми законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. наме­ренный обман населения для достижения политически и юридиче­ски корыстной цели;

в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разно­образные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат - утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Консти­туции;

в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень право­вой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.

Одной из форм су­ществования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Баку­нина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).

В юридической практике правовой нигилизм облекается в фор­му нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юри­дических предписаний со стороны не только граждан, но и должно­стных лиц. К формам проявления правового нигилизма относят также при­нятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической тех­ники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финан­сированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защи­ты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

К формам существования правового нигилизма нередко причис­ляют и трактовку права как чисто инструментального средства - как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем пра­во представляет собой самостоятельную социальную, историче­скую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

Возможны и другие формы, в которые облекается правовой ни­гилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.

В литературе называют так­же уровни существования правового нигилизма, например: а) об­щесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества; б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных); в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.

Поскольку формы проявления правового нигилизма разнооб­разны, то разнообразны и пути его преодоления. В юридической литературе указываются различные пути иско­ренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со сто­роны как государства, так и общества в целом. Такими путями являются:

1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрес­сивной правовой политики, сориентированной на личность, при­оритетность ее прав;

2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценно­стей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4) совершенствование законодательства;

5) повышение эффективности деятельности правоохранитель­ных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7) подготовка высококвалифицированных кадров для государ­ственного аппарата, в том числе юристов.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют пра­вовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фети­шизм или юридический романтизм. Он представляет собой гипер­трофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью зако­нов можно решить все социальные проблемы. Однако, как известно, право не всесильно и правовые методы регулирования требуют соответствующих усло­вий для реализации и подготовленной почвы для их действия.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и методология теории государства и права

На сайте сайт читайте: лекция 1. предмет и методология теории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...