Лев петражицкий является основателем теории. Петражицкий лев иосифович


Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого. При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.

Вопросы и задания

  • 1. Почему в российской социологии появилось неокантианство?
  • 2. Что вы можете рассказать о влиянии на него идей Г. Риккерта и В. Виндельбанда?
  • 3. Каковы особенности неокантианства в российской социологии?
  • 4. Как трактовал предметное поле социологии В.М. Хвостов?
  • 5. Раскроите учение Хвостова о метолах социологии.
  • 6. В чем состоят заслуги П.И. Новгородцева перед социологической наукой?
  • 7. Как характеризовал проблемы развития нравственной сферы общественной жизни Новгородцев?
  • 8. Почему Б.А. Кистяковский рассматривал общество и социальное познание находящимися в состоянии кризиса?
  • 9. В чем Кистяковский видел главную задачу социологической науки?
  • 10. Охарактеризуйте суть социологической теории Л.И. Петражицкого.
  • 11. Почему центральным понятием социологии Петражицкий считал социальное поведение?
  • 12. В чем состояло значение неокантианского направления в российской социологии?

Литература

  • 1. История социологии. Минск, 1993.
  • 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.
  • 3. Кистяковский Б. А. Проблема и задача социально-научного познания. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем. Необходимое и должное в культурном творчестве // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 4. Кукушкина ЕЛ. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.
  • 5. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
  • 6. Медушевский АЛ. История русской социологии. М., 1993.
  • 7. Миненков Г Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
  • 8. Новгородцев ПЛ. Об общественном идеале. М., 1991.
  • 9. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
  • 10. Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 11. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном // Там же.

Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения.

Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1896 г.), а затем докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы» (1897 г.). В 1896 году Петражицкий недолго преподает в Киевском университете, а с 1897 года становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета .

По воспоминаниям студентов, Петражицкий «не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек фило­софски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно» .

Лев Иосифович принимал активное участие в общественно-политической жизни. В 1905 году был избран в Государственную Думу от партии кадетов, был одним из главных идеологов конституционно-демократического движения. После разгона 1-й Государственной Думы 10 июля в Выборге Петражицкий подписал – наряду с виднейшими юристами С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем – знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплата налогов, уклонение от воинских обязанностей и т.д.). За это Петражицкий был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав .

В период с 1905 по 1917 год он практически целиком переключается на преподавательскую деятельность.

Благодаря своим связям (одним из его учеников был А. Керенский) Петражицкий в 1917 году назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий «не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно» .

В 1921 г. Л.И. Петражицкий принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. Однако, по выражению Керенского, «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили» . На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, «москалем» да к тому же еще и с «претензией», чего не могли простить ему его коллеги.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой .

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны…

Основные произведения

1. Деление дотальных плодов по римскому праву. СПб, 1896.
2. Введение в политику права // Киевские университетские известия. 1896. № 8; 1897. № 9, 10.
3. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права // С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1897.
4. Акционерная компания. СПб, 1898.
5. Очерки философии права // С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900.
6. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
7. Университет и наука: В 2 т. СПб, 1907.
8. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология // С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905.
9. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. // Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907.
10. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. СПб, 1911.

Основные идеи

Лев Иосифович Петражицкий является основателем психологической школы права, рассматривающей право в качестве явления психической жизни. Предпосылкой к созданию психологической теории права стало становление научной психологии как самостоятельной обширной науки, появлению у нее экспериментальных методов, развитие крупных научных школ.

Во время своего обучения в Германии Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В. Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции. Суть теории Петражицкого состоит в том, что правовые явления следует интерпретировать с позиций психологии человека. Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».

Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право . С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права –«нравственное совершенство человечества» .

Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления, по Петражицкому, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту» .

Для успешного развития и использования права Петражицкий предлагал создание науки политики права для целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание.

Психологическая теория происхождения государства

Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Государственная власть, по его мнению, «есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмо­циональная фантазма, а именно: она означает особый вид приписываемых известным лицам прав». Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.

По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

Наталья Красовицкая. Социологическая школа права в России (http://ecsocman.hse.ru/text/18779010.html).
Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996. С. 69.
См.: Куркин Б.А. Портреты Российских ученых-юристов. Л.И. Петражицкий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 17-24.
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt02.htm
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt03.htm
Куркин Б.А. Указ. соч.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., 1909-1910. Т. 2. C. 482.
Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1905. С. 3.
Там же.

Психологическая теория права (Лев Петражицкий)

Психологическая теория права (Лев Петражицкий).

Психологическая теория права возникла из-за того, что психология установилась в качестве самостоятельной отрасли знаний.

Лев Петражицкий (1867–1931), который стал знаменит своей работой «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», изданной в 1907, считал, что право коренится в самой психике индивида. Он утверждал, что юрист поступает ошибочно, выискивая правовой феномен в социальной среде, между тем как данный феномен происходит у него же в психике, в голове и только там.

Мыслитель утверждал, что источником права являются человеческие эмоции. Свою теорию автор называл «эмоциональной теорией», противопоставляя её другим психологическим правовым трактовкам, которые исходят из таких понятий как коллективные переживания и воля в сознании индивидов. Именно эмоции являются главным побудительным элементом психики и именно они заставляют человека совершать поступки. Петражицкий разделял все эмоции на:

· Правовые

· Моральные.

Теория Петражицкого расширяла понятие права безгранично. Он считал правовым любое эмоциональное переживание, которое было связано с представлениями о взаимных обязанностях и правах. Правовые нормы по автору - это правила вежливости, правила различных игр, а также этикета и др. Они формируются не путём согласования эмоций всех участников взаимных отношений (общества), но каждым из индивидов по отдельности. Кроме того, мыслитель допускал существование подобных правовых отношений и с животными (а также с неодушевлёнными предметами).

Так, многочисленные правовые нормы, которые формируются индивидами, неизбежно противоречат один другому. На самых ранних исторических этапах способом их обеспечения было самоуправство, однако с развитием культуры правовая репрессия и защита упорядочивается: возникает система юридических фиксированных норм в форме законов и обычаев (появляется суд, а также органы наказания).

Вместе с официально признанным правом находятся системы интуитивного права. Таких прав столько, сколько и самих индивидов. Соотношение официального и интуитивного права зависит от состояния народной психики (уровня развития культуры).

Лев Иосифович Петражицкий

Преамбула

Леон Петражицкий был одновременно польским и русским философом и правоведом. Его этническое происхождение в конце жизни все же определило выбор философа - где жить и умереть. Встретил смерть он в Варшаве - столице восстановленного после длительной паузы государства поляков. Однако философом и правоведом Лев Иосифович стал в России и как русский мыслитель, так как с самого рождения вращался в среде русского образованного общества и имел опыт правовых отношений Российской империи. Да и Витебск, где Петражицкий появился на свет, самый восточный из крупных городов современной Белоруссии, во второй половине девятнадцатого и в начале двадцатого столетия оставался в полной мере русским городом. Напомним, что Витебск - один из городов Древней Руси, состоявшей из нескольких практически независимых княжеств. Рядом - Полоцк, бывший одним из самых первых экономических и культурных центров Руси - еще в десятом столетии. Таким образом, формирование Петражицкого как мыслителя происходило преимущественно в русской среде. Выбор местом жительства - после мировой войны и двух революций - Варшавы диктовался, вероятно, соображениями безопасности и необходимостью выживания. В России, где власть захватили большевики, большую часть образованной интеллигенции, именно таких вот мыслителей мирового уровня, попросту выслали, посадив на пароход и пригрозив: кто не захочет уехать из страны, тот будет расстрелян. Петражицкий свой выбор сделал чуть раньше, чем такая жёсткая альтернатива была предложена тем, кто остался в России.

В новой Польше Петражицкий, казалось, сначала вполне нашел себя, занялся преподаванием правовых дисциплин в польских учебных заведениях. Но, видимо, такая будущность не совсем сообветствовала представлениям бывшего депутата Государственной думы Российской империи и бывшего сенатора Первого департамента Сената при Временном правительстве. Всё-таки специалист права призван работать в учреждении или организации, занимающейся на практике правовыми вопросами. Для сравнения взгляните на работу Правовой компании НОВАЦИО в Москве. Это ежедневные контакты с живыми людьми, постоянная правовая практика. Настоящая работа людей, окончивших юридические факультеты вузов. Может быть, именно отсутствие такой живой реальной работы довело Петражицкого до отчаянного положения. В конце концов он покончил жизнь самоубийством. Но всё-таки Петражицкий оставил после себя заметный след. Написанные им труды оказали влияние на правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США.

+ + +

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931), депутат I Государственной Думы от Санкт-Петербургской губернии.

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перешел на юридический факультет, по окончании которого продолжил обучение в Германии. С 1896 преподавал в Киевском, с 1897 - в Петербургском университете, где заведовал кафедрой энциклопедии права. Один из основателей кадетской партии, член ее ЦК. Депутат I Государственной Думы от Санкт-Петербурга. В Думе был главным экспертом кадетов по земельным вопросам и докладчиком по закону о земельной реформе. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п. 51 и 3 Уголовного Уложения. Создатель так называемой психологической теории права, оказавшей большое влияние на научную и общественную мысль своего времени. В 1917 Временным правительством назначен сенатором Первого департамента Сената. В 1921 принял польское гражданство. Преподавал в польских учебных заведениях. Покончил жизнь самоубийством в Варшаве.

Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в г.Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения.

Использованы материалы сайта http://www.kodeks.ru/

Другие биографические материалы:

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Сочинения:

Очерки философии права, вып. 1. СПб., 1900;

Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905;

Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1–2. СПб., 1909–10.

Литература:

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978;

Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети 19 – нач. 20 в. Л., 1978;

Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980;

Dabord G. L’oevre juridique et philosophie de Leon Petradzychi. P., 1962;

Baum К. Leon Petrazychi und seine Schüler. В., 1967;

Sociology and Jurisprudence of Leon Petražycki. Illinois, 1975.

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - российский и польский правовед, социолог, философ, статский советник; представитель психологической школы права.

Окон-чил юри-дический факультет Университета Святого Вла-ди-ми-ра в Кие-ве (1890 год; в 1897-1898 годах пре-по-да-вал в нём). Учил-ся так-же в университетах в Гей-дель-бер-ге, Бер-ли-не и Па-ри-же. Профессор ка-фед-ры эн-цик-ло-пе-дии пра-ва (1898-1918 годы) и де-кан юри-дического факультета (1905-1906 годы) Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) университета. В 1898 году уча-ст-во-вал в соз-да-нии еже-не-дель-ной юри-дической газеты «Пра-во», один из её по-сто-ян-ных ав-то-ров. В 1902 году был при-вле-чён в ка-че-ст-ве экс-пер-та к ра-бо-те в Осо-бом со-ве-ща-нии о ну-ж-дах сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ной про-мыш-лен-но-сти. Член Кон-сти-ту-ци-он-но-де-мо-кра-тической пар-тии , с января 1906 года член её ЦК. Де-пу-тат 1-й Государственной ду-мы от Санкт-Пе-тер-бур-га (1906 год), член фрак-ции ка-де-тов.

Рас-хо-дил-ся с ру-ко-во-ди-те-ля-ми пар-тии по многим во-про-сам, в ча-ст-но-сти вы-сту-пал про-тив при-ну-ди-тель-но-го от-чу-ж-де-ния час-ти ча-ст-но-вла-дельческих зе-мель го-су-дар-ст-вом за вы-куп для пе-ре-да-чи кре-сть-я-нам, на-стаи-вал на ско-рей-шем вве-де-нии гражданского и по-ли-тического рав-но-пра-вия для жен-щин. По-сле дос-роч-но-го рос-пус-ка Ду-мы под-пи-сал Вы-борг-ское воз-зва-ние, за что в 1908 году, как и другие быв-шие де-пу-та-ты, под-пи-сав-шие воз-зва-ние, от-был 3-ме-сяч-ное тю-рем-ное за-клю-че-ние и был ли-шён из-би-рательных прав. В апреле 1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции , на-зна-чен се-на-то-ром 1-го Департамента Се-на-та (ор-ган административной юс-ти-ции). В сентябре 1917 года уе-хал в Фин-лян-дию, а из неё - в Поль-шу. Пре-по-да-вал на юри-дическом факультете Вар-шав-ско-го университета (с 1918 года; с 1919 года профессор со-цио-ло-гии) и на ка-фед-ре за-ко-но-дательной по-ли-ти-ки Сво-бод-но-го польского университета (с 1921 года). Был от-стра-нён от пре-по-да-ва-ния по-сле при-хо-да к вла-сти Ю. Пил-суд-ско-го (1926 год). По-кон-чил жизнь са-мо-убий-ст-вом.

Пред-при-нял од-ну из пер-вых по-пы-ток соз-дать тео-рию пра-во-по-ни-ма-ния, тес-но увя-зы-вая воз-ник-но-ве-ние юри-дических норм с пси-хо-ло-гич. им-пуль-са-ми и ус-то-яв-ши-ми-ся ал-го-рит-ма-ми по-ве-де-ния че-ло-ве-ка. Рас-смат-ри-вал все про-яв-ле-ния че-ло-ве-че-ской дея-тель-но-сти, в том числе пра-во и го-су-дар-ст-во, как функ-цию пси-хи-ки («Вве-де-ние в изу-че-ние пра-ва и нрав-ст-вен-но-сти. Эмо-цио-наль-ная пси-хо-ло-гия», 1905 год; «Тео-рия пра-ва и го-су-дар-ст-ва в свя-зи с тео-ри-ей нрав-ст-вен-но-сти», 2-е издание, тома 1-2, 1909-1910 годы). Тра-диционное де-ле-ние пси-хических яв-ле-ний на соз-на-ние, чув-ст-во и во-лю Петражицкий до-пол-нил ка-те-го-ри-ей «эмо-ция», ко-то-рую счи-тал главным оп-ре-де-ляю-щим по-ве-де-ние лю-дей фак-то-ром.

Петражицкий вы-де-лял пра-во офи-ци-аль-ное и не-офи-ци-аль-ное, по-зи-тив-ное (ге-те-ро-ном-ное) и ин-туи-тив-ное (ав-то-ном-ное). Официальное пра-во, ус-та-нов-лен-ное и га-ран-ти-ро-ван-ное гос-вом, дей-ст-ву-ет на-ря-ду с не-офи-ци-аль-ным, имею-щим ин-ди-ви-ду-аль-но-из-мен-чи-вый ха-рак-тер и оп-ре-де-ляю-щим-ся ус-ло-ви-я-ми и об-стоя-тель-ст-ва-ми жиз-ни ка-ж-до-го че-ло-ве-ка («ин-туи-тив-ных прав столь-ко, сколь-ко ин-ди-ви-дов»). В то же вре-мя Петражицкий счи-тал, что мож-но вы-де-лить об-щие чер-ты ин-туи-тив-но-го пра-ва отдельных групп (например, се-мьи) и боль-ших масс лю-дей (например, клас-са). По-ла-гал, что ра-цио-наль-ная дея-тель-ность ин-ди-ви-дуу-ма лишь в ма-лой сте-пе-ни оп-ре-де-ля-ет ха-рак-тер пра-ва. Оно фор-ми-ру-ет-ся как не-глас-ные и да-же ино-гда не-вер-ба-ли-зо-ван-ные кон-вен-ции, пре-ж-де все-го бла-го-да-ря сти-хий-но-му раз-ви-тию пра-во-соз-на-ния об-ще-ст-ва, по-сто-ян-но на-ка-п-ли-ваю-ще-го опыт нор-мо-твор-че-ст-ва в ре-зуль-та-те меж-лич-но-ст-ных ком-му-ни-ка-ций. В от-ли-чие от по-зи-тив-но-го пра-ва, ин-туи-тив-ное пра-во ди-на-мич-но, в сво-ей эво-лю-ции оно спо-соб-но бы-ст-ро реа-ги-ро-вать на по-треб-но-сти прак-тической жиз-ни и из-ме-нять-ся в со-от-вет-ст-вии с этим. По-зи-тив-ное пра-во долж-но вби-рать в се-бя «ак-сио-мы» ин-туи-тив-но-го пра-ва, в про-тив-ном слу-чае уг-луб-ляю-щее-ся рас-хо-ж-де-ние ме-ж-ду ни-ми мо-жет стать ис-точ-ни-ком ост-рых кон-флик-тов и со-ци-аль-ных по-тря-се-ний.

По-сколь-ку дей-ст-вие пра-ва как пси-хического фак-то-ра об-щественной жиз-ни со-сто-ит, по мне-нию Петражицкого, «в воз-бу-ж-де-нии или по-дав-ле-нии мо-ти-вов к раз-лич-ным дей-ст-ви-ям и воз-дер-жа-ни-ям (мо-ти-ва-ци-он-ное или им-пуль-сив-ное дей-ст-вие пра-ва)», а так-же «в ук-ре-п-ле-нии и раз-ви-тии од-них склон-но-стей и черт че-ло-ве-че-ско-го ха-рак-те-ра, в ос-лаб-ле-нии и ис-ко-ре-не-нии дру-гих (пе-да-го-ги-че-ское дей-ст-вие пра-ва)», Петражицкий счи-тал не-об-хо-ди-мым соз-да-ние нау-ки «по-ли-ти-ки пра-ва» («эмо-цио-наль-ной со-цио-ло-гии») для це-ле-на-прав-лен-но-го со-вер-шен-ст-во-ва-ния «ин-ди-ви-ду-аль-но-го и мас-со-во-го по-ве-де-ния» по-сред-ст-вом над-ле-жа-щей «пра-во-вой мо-ти-ва-ции».

Пси-хо-ло-го-пра-во-вые идеи Петражицкого ока-за-ли влия-ние на советское пра-во-ве-де-ние 1920-х годов (М.А. Рейс-нер), а так-же на раз-ви-тие юрис-пру-ден-ции в Западной Ев-ро-пе и США, где они бы-ли вос-при-ня-ты бла-го-да-ря уси-ли-ям его уче-ни-ков - Г.Д. Гур-ви-ча, Н.С. Ти-ма-ше-ва, П.А. Со-ро-ки-на.

Петражицкий ис-сле-до-вал та-кие яв-ле-ния, как ак-цио-нер-ный ка-пи-тал и иг-ру на бир-же. По его мне-нию, иг-ра на бир-же оп-ре-де-ля-ет-ся не столь-ко эко-но-мической конъ-юнк-ту-рой, сколь-ко пси-хо-ло-ги-ей уча-ст-ни-ков рын-ка, да-ле-ко не все-гда ра-цио-наль-но ос-мыс-лен-ны-ми ожи-да-ния-ми иг-ро-ков. Со-от-вет-ст-вен-но, столь зна-чи-мые для эко-но-ми-ки из-ме-не-ния бир-же-вых ко-ти-ро-вок лишь кос-вен-ным об-ра-зом за-ви-сят от про-цес-сов в сфе-ре про-из-вод-ст-ва.

Сочинения :

Пра-ва доб-ро-со-ве-ст-но-го вла-дель-ца на до-хо-ды с то-чек зре-ния дог-мы и по-ли-ти-ки гра-ж-дан-ско-го пра-ва. СПб., 1897;

Ак-цио-нер-ная ком-па-ния. СПб., 1898;

Очер-ки фи-ло-со-фии пра-ва. СПб., 1900;

К во-про-су о «воз-ро-ж-де-нии ес-те-ст-вен-но-го пра-ва» и на-шей про-грам-ме // Пра-во. 1902. № 41-43;

О мо-ти-вах че-ло-ве-че-ских по-ступ-ков, в осо-бен-но-сти об эти-че-ских мо-ти-вах и их раз-но-вид-но-стях. СПб., 1904;

Уни-вер-си-тет и нау-ка. СПб., 1907;

«Но-вое уче-ние о пра-ве и нрав-ст-вен-но-сти» и кри-ти-ка В.И. Сер-гее-ви-ча. СПб., 1910;

Ак-ции, бир-же-вая иг-ра и тео-рия эко-но-ми-че-ских кри-зи-сов. СПб., 1911.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...