Ликвидация последствий наводнения осуществляется. Безопасность в чрезвычайных ситуациях


Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.

Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.

Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.

Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.

После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.

Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По многолетним наблюдениям в Украине самую большую опасность представляют катастрофические паводки в горных и предгорных районах Карпат, прежде всего, Закарпатья и Прикарпатья. По количеству пострадавших и сумме убытков паводки занимают одно из первых мест среди чрезвычайных ситуаций естественного характера.

Главным поражающим фактором паводков является поток воды, однако возможное возникновение вторичных факторов: пожаров; разрушение зданий и сооружений; заболевание людей и домашних животных и т.п.

Основными особенностями обстановки, которая возникает во время катастрофического паводка, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрый рост параметров поражающих факторов, ограниченное время выживания пострадавших, испытавших их влияние, сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого плавсредств, а также сложные погодные условия.

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях катастрофического паводка или затопление являются: поиск, предоставление помощи и спасение людей, которые оказались в зоне затопления, в возможно короткое время, обеспечивающее их выживание в условиях сложившейся обстановки.

Спасательные работы в условиях катастрофического паводка или затопления включают:

Поиск пострадавших;

Обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и их спасение;

Предоставление пострадавшим первой медпомощи;

Эвакуацию пострадавших из опасной зоны.


Основными способами защиты людей от поражающих факторов паводка (затопление) являются эвакуация населения из районов, которые затапливаются, размещение людей на незатопляемых элементах сооружений и участков местности.

Целесообразность применения того или другого образа защиты зависит от оперативной обстановки и конкретных условий проведения защитных мер.

В зависимости от местоположения населенного пункта, времени начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов, эвакуация может проводиться немедленно по получению сигнала о возможном затоплении данной территории или лишь в случае непосредственной угрозы затопления, пешком или с использованием транспортных средств.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в случае наводнения, паводка и катастрофического затопления должны вестись беспрерывно, круглые сутки, в любую погоду и обеспечивать спасение пострадавших в срок, который не превышает наступление опасных для жизни физиологических изменений в организме человека в случае пребывания в воде в данных условиях.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения: оперативно-спасательные службы гражданской защиты, усиленные десантными средствами, другие поисково-спасательные силы МЧС и региона, территория которого страдает от бедствия. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделы и формирования министерств и ведомств.

Во время поиска и спасения пострадавших должны широко использоваться авиационные технологии с использованием самолетов и вертолетов.

Мероприятия по предотвращению паводков и ликвидации их последствий предполагаются в планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые разрабатываются на всех уровнях, а также в государственных и региональных целевых программах.

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

* проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

* применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

* поиск пострадавших;

* обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

* оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

* эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

* укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

* сооружение водоотводных каналов;

* ликвидацию заторов и зажоров;

* оборудование причалов для спасательных средств;

* защиту и восстановление дорожных сооружений;

* восстановление энергоснабжения;

* локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Таблица 5

Время безопасного пребывания человека в воде

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Главными задачами разведки при наводнениях являются:

* определение границ затопления;

* контроль динамики развития наводнения;

* установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;

* выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;

* выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;

* выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывны. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать:

* ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

* принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам;

* принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;

* активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

* с учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

* создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

* рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов.

Можно привести немало примеров того, как в нашей стране предупредительными мерами был значительно сокращен ущерб от наводнений. В мае и июне 1987 г. в Тюменской области произошло очень сильное наводнение. На реках Иртыш, Тобол, Тура, Вага и Исеть вода вышла из берегов и образовала обширный разлив. Под угрозой затопления и разрушения оказались некоторые районы Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска и ряд более мелких поселений. В результате паводка было повреждено пять железнодорожных мостов, разрушено или повреждено свыше 300 км дорог. Бо-лее 500 тыс. га сельскохозяйственных земель было залито водой и опустошено. Ущерб был бы суще-ственно больше, если бы к паводку не стали готовиться заранее, еще в марте. В частности, Тюмень была спасена от затопления в результате срочного сооружения дамбы длиной в 27 км. Искусствен-ный земляной вал помог уберечь от разлива реки и значительную территорию нижней части Тобольс-ка. В тех местах Тюменской области, где подготовка к встрече с паводком проводилась технически и экологически неграмотно, ущерб от стихии был ощутимее. Здесь оказались затопленными многие поселки. В общей сложности свыше 1 тыс. домов, 80 сел и деревень были отрезаны разливом от районных центров. В отдельных местах понадобилась срочная эвакуация людей. Множество неболь-ших плотин, сооруженных без учета размеров стихийного бедствия, также оказалось разрушено.

3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении наводнения в чрезвычайном режиме.

Оценка фактической обстановки, прогнозирование совместно с органами гидрометеослужбы характера развития и последствий наводнения и подготовка предложений по решению ЧС.

В ходе оценки обстановки определяются: уровень воды на момент оценки, скорость подъема воды и максимальный уровень, который может быть достигнут в ходе развития ЧС; возможные районы затопления с опасными уровнями подъема воды; скорость потока; возможность продолжения стояния опасных уровней воды и метеоусловия.

Оценке подлежат также количество населения в зоне затопления; наличие транспортных средств, необходимых для проведения эвакуации; наличие и укомплектованность спасательных формирований, наличие плавсредств и инженерно-технических средств для проведения ликвидационных мероприятий.

В результате оценки обстановки делаются выводы: о необходимости, районах и сроках проведения экстренной эвакуации; силах и средствах для ее проведения, районах размещения эвакуированных и их жизнеобеспечения; участках сосредоточения основных усилий по спасению людей в затопленных районах; распределении спасательных формирований и средств по участкам работ и другие вопросы.

Принятие (уточнение) решения по мерам защиты населения и территорий и по проведению спасательных работ.

Оповещение населения о наводнении, при этом указываются: ожидаемое время начала и скорость подъема уровня воды; возможные районы и ожидаемы сроки их затопления; порядок эвакуации населения и материальных ценностей.

Приведение в полную готовность сил и средств ликвидации наводнения, обеспечение быстрого выхода их в районы спасательных работ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации, основной задачей которой является проведение спасательных работ в зоне затопления.

Спасательные работы при наводнении имеют цель поиска людей на затопленной территории и эвакуацию их в безопасные места. Для проведения спасательных работ привлекаются спасательные формирования, оснащенные плавсредствами, санитарные дружины, формирования механизации работ, автотранспорт и охрана общественного порядка.

Организованная эвакуация населения из зон возможного затопления осуществляется на автотранспорте, которого требуется обычно больше, чем при других ЧС, так как население эвакуируется с наиболее ценными домашними вещами, скотом и птицей. Решение задачи обеспечения транспортом облегчается тем, что эвакуация осуществляется не на большие расстояния (в ближайшие незатопляемые районы), что дает возможность делать по несколько рейсов.

Эвакуация пострадавших из зоны начавшегося затопления проводится по бродам и на плавсредствах, а в наиболее сложных случаях - на вертолетах. Вывод пострадавших по бродам осуществляется только летом при высоте воды не более 1 м и скорости потока менее 2 м/с. группы спасаемых обязательно сопровождаются проводниками со средствами оказания помощи.

В районах затопления, откуда вывести людей по бродам невозможно, разведгруппы, действующие на быстроходных плавсредствах и вертолетах, определяют места нахождения спасающихся людей, их количество и состояние и передают данные в МЧС. На основании этих данных к объектам бедствия выдвигаются спасательные формирования на плавсредствах. При этом небольшие плавсредства (лодки) объединяются в группы. Во главе каждой такой группы действует катер, плавающий автомобиль или другое быстроходное судно, командир которого управляет действиями спасателей. В каждой группе плавсредств должны быть необходимые средства оказания помощи, 1 - 2 изолирующих акваланга для работы под водой и медработник.

Небольшим группам людей, находящимся на воде, с учетом направления течения и ветра выбрасываются спасательные круги, шары, резиновые камеры, подаются шесты и концы веревок. Затем их поднимают на плавсредства и доставляют на сушу. Для спасения и эвакуации из затопленной зоны больших групп людей и домашних животных (скота) используются теплоходы, баржи, баркасы и амфибии.

При спасении людей, находящихся в проломе льда, используют концы веревки, доски, лестницы и другие предметы. Приближаться к людям, находящимся в полынье, следует ползком с раскинутыми руками и ногами, опираясь на доски и другие предметы.

Первую медицинскую помощь пострадавшим оказывают спасательные подразделения и санитарные дружины непосредственно в зоне затопления. После доставки на причал оказывается первая врачебная помощь.

Локализация наводнения осуществляется путем проведения силами, привлекаемыми для ликвидации ЧС, различных аварийно-восстановительных и других неотложных работ с целью уменьшения уровня подъема воды, быстрейшего ее спада и защиты элементов инфраструктуры затопленного района.

К аварийно-спасательным и другим неотложным работам при наводнениях относятся также проведение противоэпидемических мероприятий; медицинское обеспечение пострадавших; снабжение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, финансами, жильем, теплом и другими коммунальными услугами.

Ликвидация последствий наводнения.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различаются три основных этапа.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводится эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).

Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановки проводят разведку очага поражения территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д. Различают простые и сложные(комбинированные) очаги поражения. Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные от воздействия нескольких факторов.

Основой организации действий по ликвидации последствий наводнения является План действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Однако он не может в полной мере соответствовать реально сложившимся условиям обстановки и при возникновении ЧС руководителю работ по ликвидации последствий наводнения потребуется проводить всю работу по организации действий в полном объеме.

Работа руководителя по организации действий сил РСЧС по ликвидации последствий наводнения начинается с получения задачи, проводится в установленном порядке и последовательности и включает: уяснение полученной задачи; отдачу предварительных распоряжений; проведение расчета времени; оценку обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; постановку задач; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

Организация действий по ликвидации последствий наводнения (затопления) имеет присущие ей особенности, которые обусловлены характером данной ЧС. Эти особенности касаются последовательности проведения и содержания управленческих работ, выбора метода работы руководителя по организации действий.

Так, при постепенном нарастании угрозы наводнения руководитель будет располагать возможностью планомерного и последовательного проведения всего комплекса работ по организации действий. В этих условиях основным методом организации действий будет являться метод последовательной работы, предполагающий предоставление подчиненным достаточного времени для подготовки к предстоящим действиям. Помимо организации действий руководитель работ будет иметь возможность проведения ряда таких мероприятий по подготовке к действиям, как направление оперативной группы и выдвижение сил и средств (формирований) РСЧС в зону наводнения.

В случае резкого возрастания угрозы наводнения и во всех случаях катастрофического затопления руководитель работ будет располагать крайне ограниченным временем на организацию действий. В этих условиях содержание управленческих работ и последовательность их проведения могут быть изменены, ряд из них проводиться в ограниченном объеме или отсутствовать, а основным методом организации действий будет метод параллельной работы.

Уяснение полученной задачи является первоначальным этапом работы руководителя. Основной целью уяснения задачи является глубокое и всестороннее понимание содержания поставленной старшим руководителем (председателем комиссии по ЧС) задачи.

При уяснении задачи руководитель работ по ликвидации последствий наводнения должен понять: цель предстоящих действий; замысел старшего начальника; задачу, место и роль формирования в ликвидации ЧС; задачу соседей и порядок взаимодействия с ними; время готовности к выполнению задачи.

Предварительные распоряжения руководителя работ по ликвидации ЧС направлены на приведение в готовность и подготовку к действиям органов управления, сил и средств РСЧС и получение полных данных об обстановке в зоне наводнения.

Основные усилия руководителя работ по ликвидации ЧС будут направлены на сбор и анализ данных обстановки. Основу этих данных составляет информация об уровнях воды в реках. С этой целью максимально используются все источники получения данных, прежде всего водомерные посты, а также органы управления по делам ГОЧС, органы местного самоуправления и другие, оказавшиеся в зоне наводнения.

Известно, что в целях постоянного контроля за уровнем воды в реках и получения информации задействована сеть существующих водомерных постов. Более того, в преддверии возможного наводнения данная сеть наращивается путем выставления дополнительных водомерных постов. Все они оснащаются футштоками, телефонной или радиосвязью. На постах организуется круглосуточное дежурство. Данные посты являются основным источником информации об уровнях воды в реках. Поэтому их данные должны постоянно докладываться руководителю работ по ликвидации ЧС.

Все поступающие данные оперативная группа обобщает, уточняет, анализирует и в обобщенном виде с учетом прогноза развития ситуации докладывает руководителю работ по ликвидации ЧС.

Изучение и анализ поступающих данных является начальным этапом работы руководителя по оценке обстановки. Однако по поступающим данным сложно всесторонне оценить обстановку в полном объеме и на ее основе принять правильное решение.

В ряде случаев, особенно при резком изменении обстановки, поступающие сведения могут носить отрывочный характер, не раскрывать полную картину происходящего события, масштабы и возможные последствия наводнения. Это предполагает проведение тщательной разведки зоны наводнения своими органами разведки. Исходя из этого, основным содержанием предварительных распоряжений руководителя работ по ликвидации ЧС будет организация разведки.

В распоряжении по организации разведки руководитель определяет цели и задачи разведки, количество и состав разведорганов, районы (маршруты) ведения разведки, время и порядок представления разведданных. Основными видами разведки в условиях наводнения является общая и инженерная разведка.

Главными задачами разведки при наводнениях являются:

определение границ зоны и параметров наводнения (скорость течения, высота подъема воды, площадь затопления);

выявление динамики развития наводнения;

установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных, их количества;

выявление материальных и культурных ценностей, подлежащих вывозу из района бедствия;

выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных, материальных и культурных ценностей плавсредствами;

выбор мест причалов, посадочных площадок для вертолетов в зоне бедствия;

установление проходимости местности для колесной и гусеничной техники за пределами зоны наводнения, возможности использования различных плавсредств для проведения спасательных работ;

определение характера и объемов работ по строительству дополнительных и новых водозащитных дамб и водоотводных сооружений, проведения всех восстановительных работ.

Ведение разведки в условиях наводнений имеет ряд особенностей. Прежде всего, ее ведение затруднено вследствие больших территорий и невозможности использования для разведки наземных видов транспорта.

Наиболее эффективной является воздушная разведка путем наблюдения и воздушного фотографирования зоны наводнения. Для ведения воздушной разведки целесообразно использовать вертолеты. Это позволяет путем наблюдения определить границы зоны наводнения, места нахождения людей, возможность доступа к ним, характер и масштабы разрушений, другие необходимые данные. Все данные наносятся на карту и докладываются руководителю работ по ликвидации ЧС.

Об эффективности воздушной разведки можно судить по следующим показателям. Так, с использованием вертолета Ми-8т можно за 1 час провести разведку местности площадью до 250 кв. км, а вертолета Ми-6 – 300 кв. км. Более точные данные могут быть получены при оснащении вертолета средствами аэровизуальной и аэрофотографической разведки (аэрофотоаппараты, фоторужье, оптический визир и т. д.) и средствами фотолабораторной обработки.

В этом случае руководитель работ по ликвидации последствий наводнения может уже через один час после приземления вертолета располагать полными сведениями и общей картиной о зоне наводнения с использованием аэрофотоснимков.

Для всесторонней оценки обстановки и принятия (уточнения) решения руководитель работ по ликвидации ЧС проводит, как правило, рекогносцировку. Наиболее целесообразным вариантом проведения рекогносцировки является облет зоны наводнения на вертолете с посадками в незатопленных местах. В этом случае путем личного наблюдения руководитель оценивает масштабы наводнения и определяет характер и масштабы предстоящих поисковых, спасательных, эвакуационных, инженерных и других работ и основные наиболее целесообразные способы их ведения; потребное количество сил и средств; направления (сектора, участки) сосредоточения основных усилий; безопасные маршруты ввода сил и средств и эвакуации населения; порядок действий сил и средств по проведению АСДНР; задачи силам и средствам и последовательность их выполнения; районы размещения эваконаселения, места развертывания пункта управления (ПУ), тыла, медпунктов; организацию взаимодействия, обеспечения и управления; мероприятия по обеспечению непрерывности ведения работ, жизнеобеспечения личного состава и пострадавшего населения, другие вопросы.

Помимо личного изучения обстановки руководитель в ходе рекогносцировки заслушивает доклады местного руководителя ликвидации последствий наводнения, старших (начальников) формирований, других должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, а также местных жителей.

При оценке обстановки в зоне наводнения руководитель работ и оперативная группа при определении масштабов последствий оценивает:

    количество населенных пунктов, попавших в зону наводнения, из них полностью и частично затопленных и попавших в зону подтопления;

    численность населения, оказавшегося в зоне наводнения, в том числе количество пострадавших и подлежащих эвакуации;

    количество объектов экономики, оказавшихся в зоне наводнения;

    протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, оказавшихся в зоне затопления, из них поврежденных и разрушенных;

    количество мостов, тоннелей, других сооружений затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;

    количество жилых домов затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;

    количество материальных и культурных ценностей, попавших в зону наводнения и подлежащих эвакуации;

    количество сельскохозяйственных животных, требующих эвакуации.

Все данные о масштабах последствий наводнения являются исходными данными для проведения расчетов и принятия решения.

На основе исходных данных оперативная группа проводит расчеты потребного количества сил и средств для проведения поисковых, спасательных, эвакуационных, инженерных и других видов работ; количества и состава поисково-спасательных и иных формирований, их усиления (плавсредствами, средствами механизации и др.); потребностей в транспортных средствах для эвакуации населения, материальных и культурных ценностей; потребностей в материально-технических и иных средствах, другие.

Личное изучение обстановки в ходе рекогносцировки, доклады об обстановке органов разведки позволяют руководителю провести всестороннюю оценку обстановки, а на основе выводов, расчетов и предложений принять обоснованное решение на ликвидацию последствий наводнения.

Решение руководителя работ по ликвидацию последствий наводнения включает: замысел действий; задачи формированиям; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются сектора (участки) сосредоточения основных усилий, последовательность и способы проведения спасательных и других работ, распределение сил и средств.

При постановке задач формированиям указываются сектора (участки) работ, средства усиления, последовательность, способы и сроки выполнения работ, меры безопасности, порядок взаимодействия.

Задачи ставятся как прибывшим силам, так и формированиям, задействованным в спасательных работах.

15 октября 2013г. Наводнение – это затопление водой определенного участка местности, вызванное резким подъемом уровня воды в водоемах: водохранилищах, реках, морях или озерах. Причиной этого может быть обильный приток воды во время ливней и снеготаяния, ветровые нагоны воды, заторы, зажоры и другие опасные явления.

Наводнение считается одним из самых опасных природных явлений, которое часто приводит к . Затопление местности приносит существенный материальный ущерб, вредит здоровью населения, часто является причиной гибели людей, сельскохозяйственных культур и животных.

Для достижения успеха проведения , восстановительных и других важных работ во время ликвидации последствий наводнений, необходимо:

Быстро реагировать на угрозу стихийного бедствия, заблаговременно приводить в готовность и выдвигать все необходимые силы и средства, побеспокоиться об организации эффективной разведки и усовершенствовать работу систем управления;

Оценить обстановку с разных сторон, принять обоснованное решения на выполнение той или иной задачи, организовать действия подразделений с учетом их предназначения, возможностей и обстановке в определенном районе;

Создать требуемую группировку сил, ввести ее на участки, побеспокоиться об организации согласованных действий органов разведки, медицинских и спасательных служб, чтобы обеспечить высококачественное выполнение аварийно-восстановительных и спасательных работ, непрерывно вести работы до их полного восстановления территории;

Применить наиболее эффективные современные способы и технологии при поиске и спасении пострадавших людей, побеспокоиться о защите населения, жилых домов и хозяйственных объектов;

Вести непрерывное и твердое управление действиями всех формирований, служб и подразделений;

Придерживаться требований безопасности ведения определенных работ в опасной зоне, подвергшейся затоплению;

Организовать всестороннее обеспечение ведения необходимых работ.

При катастрофических наводнениях и затоплениях проводятся следующие спасательные работы:


- поиск пострадавших людей;

Организация доступа спасательных служб к пострадавшим людям и их спасение;

Оказание всем людям первой медицинской помощи;

Эвакуация населения из опасной зоны.

Аварийные работы, которые проводятся при :

Возводятся ограждающие валы и дамбы;

Сооружаются водоотводные каналы;

Ликвидируются зажоры и заторы;

Оборудуются причалы для остановки спасательных средств;

Проводятся работы по восстановлению дорог и дорожных сооружений;

Локализируются источники всех поражающих факторов;

Восстанавливается энергоснабжение и системы для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Основные способы защиты людей от поражающих факторов затоплений и наводнений: эвакуация людей из районов, подверженных затоплению, размещение людей на участках местности, которые не будут затоплены.

Целесообразность применения определенного способа защиты зависит от конкретной обстановки в зоне наводнения и условий проведения мероприятий по защите населения и имущества.

Самый эффективный способ защиты населения – это своевременная эвакуация населения из затапливаемой территории. Применение данного способа защиты имеет минимальные последствия относительно опасности здоровью и жизни людей. В основном проблемы со здоровьем возникают вследствие психического перенапряжения.
Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...