Литературная гостиная "Тема Родины в творчестве А.Блока и С. Есенина"


Тема Родины в творчестве Блока и Есенина занимает одно из ведущих мест. Оба поэта безумно любят свою Россию, им не жить без нее. Стихи о Родине пронизаны глубоким уважением, беззаветной любовью и преклонением перед ней.Блок любит свою Родину, свою Россию за красоту, таинственность, неразгаданность ее облика. Не случайно он пишет: "Ты и во сне необычайна". Его Родина - это сторона с "дымными окраинами", с "разбойной красой". У блоковской Руси проявляются ее прекрасные черты, облаченную в стихотворную форму:А ты все та же - лес да поле,Да плат узорный до бровей. В раннем творчестве Есенина представлены типичные российские пейзажи:Положили гурьбойЗолотые снопы,На гумне вперебойЗазвенели цепы. Ему дорог родной край, пусть бедный, пусть нищий. Поэта "мучила и жгла" люовь к своей земле:Если крикнет рать святая:"Кинь ты Русь, живи в раю!"Я скажу: "Не надо рая,Дайте родину мою". Чувства к Родине перекликаются с чувствами к женщине, природе, жизни:Шагане ты моя, Шагане!Потому, что я с севера, что ли,Я готов рассказать тебе полеПро волнистую рожь при луне. Блок же идет дальше, восклицая: "Русь моя! Жена моя!"В этом мне видится неразрывная связь поэтов с самым дорогим, что есть у них - с Родиной.Родина "открывается" Есенину прежде всего через природу: "белый перезвон берез", через "розовую воду" озер, через единение с ней.Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных".Блок воспевает ширь и необъятность своей земли. Он убежден, что жизнь в такой стране должна быть прекрасна, но он с горечью осознает обратное:Над печалью нив твоих заплачу,Твой простор навеки полюблю. Поэт готов быть со своей Родиной до конца. Он не изменит ей, ему не жить без нее.Есенин также не упускает из виду бедственное положение народа. Но ему свойственен свой, особый подход к этой теме. Крестьянство - вот кто наиболее близок ему. Выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потом пропахшая выть" присутствуют в его стихах.У Блока слышится протест против условий, унижающих человека:До коле матери тужить,До коле коршуну кружить? Через все творчество Блока "проходит" надежда на то, что он воспрянет и станет свободным.Эта страна, по мнению Блока, наделена необыкновенным народом, который идет своим путем. И во всех испытаниях верен себе. Родина сильна этим народом.Русь пережила многие тяжелые времена. И, наверное, долго будет больна, бедна. Блока до слез трогает ее нищета, ее разорение:Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые -Как слезы первые любви. Россия для Блока - путеводная звезда, и он не может не верить в ее силы:Пускай заманит и обманетНе пропадешь, не сгинешь ты.И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты. Блок патриот, доказательством тому служат его стихи.Есенин гордится мощью своей страны, ее необъятностью:Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким - Русь. Но он стоит перед выбором: новое и старое, патриархальное. Понимание необходимости и неизбежности перемен соединялось в нем с болью за то, что уходит в прошлое, что дорого ему:Полевая Россия!Довольно волочитьсяСохой по полям! Вместе сНеживые чужие ладони,Этим песням при вас не жить. Умом он с новым, но душа, душа зовет назад. И беспомощность перед новым звучит в его стихах: "Стальная конница победила живых коней".Отношение к Родине Блока и Есенина роднит их. У них много общего, но есть и различия. Понимание Родины Блоком глубокое, философское. Есенин же пришел от малой Родины к Большой не сразу, постепенно.Тем не менее, мне кажется, что их позиции близки. С моей точки зрения, трудно найти поэтов, чьи позиции по отношению к Родине были бы так схожи.Поэт и его Родина - это единое целое. Приходят на память строки Н.А. Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…" Тогда б скуден был наш мир. Такие люди несут свет в нашу жизнь. Это мое мнение. Впрочем, я думаю, со мной согласятся многие. Стихи Блока и Есенина принадлежат не только им. Они являются большой частью российской литературы двадцатого века. Их стихи учат любить Родину, пробуждают сознание людей. Это поэты с Россией в сердце, граждане своей Родины.

Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы совместно с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.

"Чувство Родины – основное в моём творчестве," – говорил Есенин. Родина – это, прежде всего место, где мы родились и выросли. Природа в стихах Есенина – частица повседневного быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами, поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья. Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения. И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. Есенин смотрит на мир одновременно светлый и унылый, потому что тот самый родной край по виду неброский и небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый жилье низенький, и небеса похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и духовности. Для крестьянина нет красоты без труда. В труде выявляются сила и удаль. В стихотворении "Я иду долиной…" радостный труд проявляется в празднике. Любовь к Родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию. Также с образом Родины у Есенина сочетается образ матери. Мать для Есенина это образ воплощения нравственной чистоты. Революция для Есенина явилась, как осуществление вековой мечты народа о счастливой жизни: "Да здравствует революция на земле и на небесах". В стихотворении "Письмо матери", говоря о "золотой бревенчатой избе", Есенин утверждает необходимость для человека чувства Родины, связи с отчим домом. В стихотворении же "Неуютная жидкая лунность" Есенин отвергает отсталую Русь и заменяет бесконечными равнинами и усохшими вербами. Воспевая красоту новой "стальной Руси", Есенин остаётся верным к любви отчего края.

Влюблённость Есенина в красоту деревенской Руси разрешается мотивом духовного и физического слияния с нею, он хотел бы в ней "затеряться". Избыток счастья поэт испытывает, как самоуничтожение: "Я хотел бы затеряться в землях твоих стозвонных." В стихотворении "Там, где вечно дремлет тайна", дух поэта уходит от земли, где он только "гость случайный", для того, чтобы смотреть вниз, всё на те же родные пашни и перелески. Революция оживила есенинскую поэзию, нарушила тишину "голубых полей и рощ". Поэту ещё не понятно, чем обернётся для Руси революция. Он одаривает Родину образами своих радостных предчувствий и ожиданий. Центром всего происходящего является Русь, в её крестьянском обличии: "Нет лучше, нет красивей твоих коровьих глаз".

Образ "Руси-метелицы" заполняет собою более того космос: "Над тучами, как корова, хвост задрала заря". Поэзия Есенина скорбно окрашивается, поэт грустит по гибнущей деревне, которая осознаётся им, как вечный источник духовности.

Любовь и красота для Блока – наивысшее проявление человеческого духа, они наполнены очистительной силой.

Красотой поэт измеряет реальность реальности. Самой дорогой темой для Блока была тема родной земли и неизменной любви к ней. Во всех стихах мы видим искренность слов о Руси. Тема родины в стихотворении "Россия" уходит как бы в будущее и перекликается с восприятием Родины Пушкиным и Некрасовым. Подлинная народность сближает исповедь Блока со "странной" лермонтовской любовью к отчизне. В стихах этих поэтов сходны более того ситуации. Выражается скорбная любовь: "Твои мне песни ветровые – как слёзы первые любви".

Сочинение

Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.

Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок и С. А. Есенин. Оба эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.

Тема Родины — важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все — о России», — ответил Блок.

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта — чувство безоглядной любви. «Как и жить и плакать без тебя» — восклицает лирический герой в стихотворении «Осенняя воля» (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего, с волей, вольностью («необъятные дали», «путь, открытый взорам»).

Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина». Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной «трилогии вочеловечивания». В «Родине» ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны. Особенно значимым в этом отношении является цикл «На поле Куликовом».

Куликовская битва в восприятии поэта — символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…»; «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…» и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.

Для лирического героя Родина — его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее «тайну», познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси — ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной — нужно быть рядом с народом («Русь»):

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, «рязанских раздолий», «хат, в ризах образа». Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь — это еще и нищая, многострадальная страна, «черная, потом пропахшая выть», брошенный край, «пустырь».

В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции — установить на земле христианский рай. В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:

Небо как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Я — большевик.

Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму «Двенадцать».

Но уже в 1920 — 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века «железного коня», дьявольского начала. Особенно четко это проявилось в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом «Страшный мир». В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны — «страшный мир» города, разрушающего и уничтожающего человека.

В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с «Русью уходящей».

Другие сочинения по этому произведению

«Моя тема-тема о России» (по лирике А.А. Блока) «Я люблю Родину, я очень люблю Родину» (По страницам лирики С. Есенина и А. Блока) Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь». Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане».

Тема Родины волновала русских поэтов еще со времен Ломоносова и Державина. Они хотели видеть свою страну сильной и могучей, любовались и гордились ею. Для них понятия страны и государства были единым целым, пусть сегодня их пытаются разделить. Как будто бывает страна без формы государственного устройства…

О «странной любви» к Отечеству первым заговорил , а подхватил Некрасов. Именно с него берет начало двойственное восприятие России – страны и убогой и обильной, и могучей, и бессильной одновременно, которую каким-то образом возможно так глубоко ненавидеть и так бескорыстно любить.

В творчестве А.Блока тема Родины проявилась далеко не сразу. Он вошел в литературу певцом Прекрасной Дамы. И только спустя несколько лет Блок увидел страну и людей. Нет, он тоже далеко не всем восхищался. Однако поэт умел находить особое очарование в красоте среднерусского пейзажа, в «разбойной» красе «нищей» России, где среди серых изб и ветровых песен, среди «острожной тоски», среди бескрайних лесов и полей вдруг испытываешь вдохновение, не сравнимое ни с чем. Блок быстро ушел от романтизации языческой Руси, которая «с болотами, и с журавлями, и с мутным взором колдуна», с «разноликими народами», ведущими хороводы. «Заплаканную и древнюю красу» России поэт берег в душе до последних дней. Показательно стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» Картина, нарисованная в нем, откровенно неприглядна, но очень она русская – с глубокого похмелья человек кается, потом грешит снова и заваливается в тяжелый сон. Наверно, Блок, как никто, умел любить Россию такой, какая она есть – со всеми язвами и уродствами, да и за них тоже.

Первым, к кому пришел совсем еще юный в Петербурге, был именно Александр Блок. И Блок отметил для себя певучесть и чистоту ранних есенинских стихов. Есенин никогда не стеснялся откровенно и незамысловато признаваться в любви к родному краю, Рязанщине, а через него – выходить к широким поэтическим обобщениям. Он был уверен, что чувство Родины необходимо любому поэту. Без этого чувства большой поэт состояться не может. Вот почему позднее Есенин решительно разошелся с имажинистами. «Я люблю Родину. Я очень люблю Родину!» — что может быть безыскуснее и трогательнее этого признания?

Образ Родины в стихах Есенина почти всегда неотрывен от природных реалий. Девушка-березка, подгулявший клен, ветер-отрок, заря-котенок – этот метафорический ряд можно продолжать очень долго. Природен человек и человекоподобна природа.

И пусть некоторые стихи Есенина чересчур риторичны, например, знаменитая концовка стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», где содержится противопоставление рая и земной Родины и выбор поэта однозначен – «дайте Родину мою!», но какая поэзия обходится без риторики?

Наконец, Владимир Маяковский, который долго не мог выбрать между поэзией и живописью. Футурист и авангардист в галстуковой рубашке и рубашковом галстуке желтого цвета. Человек, ворвавшийся вместе с другими футуристами в литературу на волне скандала и вызова. Было ли в нем чувство Родины и как оно проявлялось?

«Я не твой, снеговая уродина!» — такое шокирующее признание можно найти в одном из ранних стихотворений . И пусть последнее слово все-таки рифмуется с «родиной», но читатель понимает: никакого поклонения, трепетной любви от Маяковского ждать пока не приходится. Он весь находится в стихии борьбы, неприятия того, что существует, и ждет перемен. И вот они происходят – сначала Февраль, потом Октябрь.

«Землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть» — это написано о голодных годах, проведенных в Петрограде. А затем наступает время мирного строительства, и Маяковский включается в этот процесс вместе со всеми. «Пою мое Отечество, республику мою!» Он, как когда-то Ломоносов с Державиным, опять сопрягает понятия государства и страны. Он считает за честь называться советским человеком. И самоубийство в 1930-м году произошло на личной почве, а не из-за разочарования в идеалах. Маяковский искренне отдал всю свою силу поэта «атакующему классу», добился того, чтобы «к штыку приравняли перо». И все-таки большинство его стихов советского периода остались в своем времени. Они недостойны пера Маяковского, писались на злобу дня, по конкретному поводу.

А тема Родины – «вечная» тема. Она не стареет. Можно не сомневаться – профессиональные поэты и самодеятельные стихотворцы еще немало напишут на эту тему. Не всегда умело, лишь бы совершенно искренне. Чтобы могли повторить вслед за С.Есениным: «Я сердцем никогда не лгу».

МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова

Литературная гостиная

«Тема Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина»

Составитель: Орлова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лицей»1 Им. Г.С. Титова

Г. Краснознаменск

2015

Цели:

    познакомить учащихся с поэтическими произведениями А Блока и С. Есенина, посвященными России,

    проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэтов, открыть учащимся новые страницы жизни писателей,

    обогатить представление об их личности;

    раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике А. Блока и С. Есенина.

Задачи:

    формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста;

    умение анализировать художественное произведение, истолковывать прочитанное, внимательно задумываясь над каждым словом.

    исследовать творчество А. Блока и С. Есенин;

    отметить особенности изображения родной природы в стихотворениях;

    выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике поэтов.

Оформление:

Компьютерная презентация, стол для выставки книг.

Ведущий: Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя всё лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле.

Чтец: Есть национальные святыни…

Ведущий: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому.

Ведущий: Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Ведущий: В творчестве Блока и Есенина, несмотря на индивидуальные стиль и литературные традиции каждого, есть много общего. Оба они сходятся в понимании Родины, России, которая для них всегда была самым дорогим, любимым, что только может быть у человека, ей были посвящены самые заветные мечты и устремления поэтов.

Ведущий: Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

Ведущий: Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:

Чтец: Россия . ( Опять, как в годы золотые… )

Ведущий: С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость.С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым.

Ведущий: В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение.

Исполнение под гитару песни на стихи А.Блока «Река раскинулась».

Ведущий: Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:

Ведущий: Блок был всегда со своей Родиной. Родина, Россия – она была для него всем.

Чтец: В ночь, когда Мамай залег с ордою…

Ведущий: Сознает или не сознает человек, но черты родины он несет в себе обязательно. Для Блока Россия была землей рождения и замлей судьбы. Такой землей для него было и Шахматово «благоуханная глушь маленькой усадьбы», без которой нельзя представить ни жизнь, ни поэзию Блока. Провел он там детские годы, юность, и уже в самом конце, умирая, думал о Шахмотове (которое было разграблено и разрушено после 17-го года) о своей «возлюбленной поляне» и слабеющей рукой написал:

Чтец: …Бросает солнце листьев тени,

Да ветер клонит за окном

Столетние кусты сирени,

В которых тонет старый дом.

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля.

И всей весенней красотою

Сияет русская земля…

Ведущий: В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок.

Ведущий: Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…»

Исполняется романс «Сирень» на стихи А.Блока.

Ведущий: Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был и Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, рос и сам поэт.

Ведущий: Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи.

Чтец: Край любимый! Сердцу снятся…

Ведущий: Значительная часть поэзии автора пронизана любовью к своей стране, к русскому народу, природе. Мастер словесности рисует широту полей, открывает родную сторону во всей своей красоте. Читая стихотворения Есенина, проникаешься гордостью, патриотизмом, любовью к родине.

Ведущий: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:

Чтец: Запели тесаные дроги…

Ведущий: В 1916 году, когда было создано это стихотворение, в стране уже ощущался натиск назревших социальных противоречий, ветер предстоящих исторических перемен, но, тревожась неведением, поэт все-таки вверяет свою судьбу судьбе отчизны.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу,- восклицает он.

Ведущий: Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор прощал России грязь и разбитые дороги, самодурство помещиков, веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Ведущий: Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

Чтец: Гой ты, Русь, моя родная…

Ведущий: В стихотворении чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов.

Ведущий: Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий».

Ведущий: Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Ведущий: Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная».

Чтец: И в голове моей проходят роем думы: Что родина? Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны. И это я! Я, гражданин села, Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита.

Ведущий: Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:

Чтец: Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.

Ведущий: Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни.

Ведущий: Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

Чтец:

Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.

Ведущий: Судьба обоих поэтов трагична, и иной, наверное, быть не могла, поскольку нервы их всегда были напряжены до предела. Есенин погибает в 30 лет, не сумев до конца побороть в себе кричащие противоречия, вызванные сложностью переломной эпохи. За четыре года до него ушел в небытие Блок, не выдержав контрастов и напряжения первых лет революции.

Ведущий: А. Блок и С. Есенин подняли русскую поэзию на качественно новую ступень, открыли новые пути ее развития. Их произведения находят отклик и в душах наших современников, поскольку несут в себе бесконечную любовь к Родине, к природе, к своему народу.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...