Любительские объединения. И разновидность любительского объединения


1. “По страницам истории” - Курбатова Галина Владимировна (познавательная, интеллектуально-развивающая и просветительская работа, социально полезная деятельность).

“ Без прошлого нет будущего!” А будущее - это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. В объединении проходят встречи с интересными людьми, беседы, экскурсии. Только воспитывая уважение к памяти, можно сформировать такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, социальная ответственность и компетентность.

Расписание:

первая и вторая среда месяца 14.00-15.00

2. “Модный дом” - Миронова Наталья Рудольфовна (прикладные виды творчества).

Любительское объединение «Модный дом» организовано на базе МУМЦ «Ровесник» в целях поддержки самодеятельных мастеров прикладного творчества, более полного удовлетворения эстетических запросов населения, пропаганды здорового образа жизни в микрорайоне «Кутузово», Г.О.Подольск.

Поддержка и объединение талантливых мастеров прикладного творчества, повышение престижа их деятельности,распространение их опыта, а также содействие профессиональному общению и росту.

первая суббота месяца 18.00-20.00

3. “Радуга” - Агапова Майя Александровна (прикладные виды творчества).

В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведет к формированию потребительского подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к её загрязнению и негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения. Но сохранение и укрепление здоровья детей одна из наиболее важных и сложных задач современности.

Поэтому основной целью любительского объединения «Радуга» является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков и рассчитано на учащихся в возрасте с 7 до 14 лет, талантливых и любознательных.

В работе любительского объединение рассчитано использование познавательных игр, экскурсий,

диспутов, практической работы на местности.

среда 10.00-11.00

4. “Галопом по Европам” - Муравьева Виктория Ивановна

Легенды, мифы и сказания разных народов не одно тысячелетие завораживают человечество своей суровой красотой. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте. Все сказания и мифы заключают в себе глубокий смысл, хранят историческую память народа, они красивы и поэтичны…

воскресенье 12.00-13.00

5. “Доверие” - Жадеева Людмила Александровна (организация досуга детей “группы риска” (многодетные и неполные семьи, матери-одиночки, дети под опекой, сироты)).

Любительское объединения “Доверие” создано с 2013 года, его целью является создание условий для развития и обогащения личностного потенциала детей “группы риска” через участие в досуговых мероприятиях, проводимых в Муниципальном учреждении молодежном центре “Ровесник”, где они получают положительный опыт общения, узнают много нового, приобретают новых друзей, а также знания и умения в различных сферах деятельности.

третья среда месяца 09.00-10.00

6. «Информационные технологии» - Новиков Александр Петрович (ул. Молодежная, д.9)

Деятельность клубного формирования «Информационные технологии» основана на объединении участников с целью получения актуальной информации в различных областях науки и техники, общественной жизни, культуры и профориентации.

Клубное формирование «Информационные технологии» осуществляет деятельность по социальному и гражданско-патриотическому направлениям деятельности.

Социальное направление:

Мероприятия по профориентации и созданию в коллективе благоприятной, творческой атмосферы, обучение навыкам общения, обработки и анализа различных видов информации;

Проведение социально-значимых мероприятий, участие в тематических конкурсах и других мероприятиях.

Гражданско-патриотическое направление:

Привлечение участников к реализации гражданско-патриотической деятельности на добровольной основе в свободное от работы и учебы время;

Проведение мероприятий, направленных на рост гражданско-патриотического самосознания среди молодежи, поддержка и активное участие в государственных программах по данному профилю, участие в тематических конкурсах и других мероприятиях.

Расписание

7. “Клуб молодых мам” - Лысых Юлия Викторовна

ул. Молодежная, д.9

«Клуб молодых мам» создан с 2014 г.

В СП «Энтузиаст» МУ МЦ «Ровесник» существуют кружки для маленьких воспитанников. Их приводят на занятия мамы, молодые мамы.

Когда приходят мамы с маленькими детьми видно, что они уставшие, у них не по одному ребенку, они приходят развивать деток.

Мы подумали, как развлечь скучающих уставших родителей и решили организовать клуб для молодых мам, где мамы с детьми после работы могли бы отдохнуть в нашей творческой лаборатории: поучаствовать в конкурсах, в сказках экспромт-театра, приобрести навыки изготовления букетов для украшения праздничного стола и уйти домой с прекрасным настроением.

Расписание: Среда с 17.00 до 18 00.

8. “Школа аниматоров” - Лысых Юлия Викторовна

(ул. Молодежная, д.9)

«Школа аниматоров» создана в 2014 году. В объединение входят подростки с 12 лет.

Так кто такие аниматоры?

Аниматор – это актёр без театральных подмостков. Для него вся жизнь, вся реальность – сцена. Его задача создавать весёлое настроение, организовывать игры и конкурсы, устраивать розыгрыши и неожиданные флеш-мобы. В общем, превращать обыденность в праздник.

Аниматор – человек, который занимается организацией культурного досуга отдыхающих: организовывает подвижные игры на открытом воздухе, проводит занимательные игры и конкурсы, вечеринки, шоу и дискотеки.

Если вы молоды, энергичны и креативны – пробуйте себя в роли Аниматора!

Занятия по пятницам 17.00 - 18.00

9. “Талантиум” - Вислогузова Екатерина Леонидовна

(ул. Молодежная, д.9)

(организация досуга молодёжи, развитие творческих способностей в различных видах деятельности)

Любительское объединение «Талантиум» создано с сентября 2016 года.

У молодёжи есть возможность раскрывать свои творческие способности в различных видах деятельности, участвуя в мероприятиях, акциях и вечерах различной направленности. Основная цель: создание условий для личностного роста воспитанников, путем активизации их творческих потенциалов, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.

Основные задачи:

1. Содействие развитию творческого потенциала, выявление и поддержка талантливой молодёжи.

2. Популяризация здорового образа жизни, посредством спортивных игр и мероприятий.

3. Раскрытие творческих способностей и воображения воспитанников, посредством включения их в тематические мероприятия.

4. Организация досуга молодёжи

Каждый из участников объединения пробует свои творческие, организаторские способности в различных видах деятельности: подготовка к мероприятиям, ведение концертов, проведение тематических викторин, квестов. Ребята участвуют в городских праздниках и проводят конкурсы для жителей города: «День города», «Масленица». В объединении проводятся различные тематические встречи. В каникулярное время ребята проводят настольные игры для воспитанников центра: «Настольный теннис», «Мафия». Для раскрытия творческих способностей, воспитанники объединения готовят различные мини-сценки, выступают с творческими номерами. Участвуя во Всероссийском, областном и городском фестивалях воспитанница Лазукина Софья становилась трижды Лауреатом Iстепени в номинации «Литературное творчество».

Расписание объединения: воскресенье- 13.00-15.00

10. “Сцена” - Непейвода Мария Владимировна

(ул. Молодежная, д.9)

Любительское объединение «Сцена» было создано в 2014 году.Цель – приобщение ребенка к миру искусства через театральную деятельность, формирование и реализация творческих способностей воспитанников и их художественного вкуса, воспитание творческой личности, способной к адаптации в обществе и реализации своих возможностей. Главное – помочь ребенку почувствовать уверенность в себе как на сцене, так и в повседневной жизни. Задача – научить воспитанников грамотно и красиво говорить и тогда они смогут играть на сцене, окунутся в атмосферу коллективного творчества. Костюмы и декорации, световое и музыкальное оформление позволят каждому почувствовать себя настоящим Артистом.

«Будем всегда помнить: когда занавес закрылся, роль артиста не кончена - он должен нести в жизнь благородство и красоту».

К. С. Станиславский

Расписание объединения: суббота и воскресенье - 16.00-18.00

11. “Школа молодого изобретателя” - Бондарь Сергей Юрьевич

Целью «Школы молодого избирателя» является повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения и вовлечение в избирательный процесс.

Задачи: 1) Формирование системы знаний у подростков и молодежи о развитии институтов государственной власти России и устройстве ее на современном этапе;

2) Формирование системы знаний о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления.

ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВЫ ВИШНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО КЛУБА

Любительское объединение

«Академия домашних волшебников»

Кружок «Академия домашних волшебников» был создан в 2003 году.

Участники кружка это дети 8-14 лет, в количестве 12 человек.

Цель программы кружка - сформировать у детей практические навыки ведения домашнего хозяйства, сформировать основы поведения в семье, изучить правила этикета.

На примере кулинарных работ у детей формируется учтивое отношение к женщине, как к хозяйке дома, уважение к старшим, навыки поведения за столом, обхождение с гостями, правила сервировки стола и уборки дома. Все продукты и материалы участники кружка приносят из дома, предварительно договариваясь между собой.

Любительское объединение

Фитнес-клуб «Грация»


Фитнес-клуб «Грация» существует с 2000 года.

В клубе 10 участников в возрасте 27-48 лет.

Женщины поселка Вишневка, почувствовав необходимость в физической культуре и ее социальную значимость, объединились для самореализации. В клубе собираются женщины разного возраста, но они все предъявляют повышенные требования к своей фигуре и внешности. Современные спортивно-оздоровительные занятия, позволяют привести в порядок свое тело; избавиться от лишних килограммов, улучшить фигуру, осанку, походку.

Задачи объединения - повышение физической привлекательности и оздоровление.

Принцип - красота, как непременный атрибут совершенства, как процесс его формирования, как единая совокупность содержания и формы. Девиз - "От здоровой, красивой личности - к счастливому обществу". Результат - исчезают психологические комплексы, появляется уверенность в себе и привлекательность.

Участники клуба охотно посещают занятия.

Любительское объединение

"Избиратель"

Клуб «Избиратель» существует с 2001 года.

В клубе 5 участников в возрасте 39-48 лет.

Клуб «Избиратель» - общественное объединение, не имеющие формального членства, существующее на принципах добровольного участия.

Миссия клуба «Избиратель» - помощь в становлении гражданских позиций личности, приобретении правовых знаний.

Программа клуба включает множество мероприятий, предусматривающих большие творческие усилия. Она построена так, чтобы участники клуба были не пассивными слушателями, а могли проявлять себя как личности, высказывать свое отношение к рассматриваемым вопросам, открыто выражать личное мнение.

Любительское объединение

«Досуг»

Клубное любительское объединение «Досуг» существует с 2003 года и является добровольным объединением жителей поселка, увлеченных, творческих людей. Руководит объединением с 2009 года Радченко Нина Владимировна уборщик служебных помещений. В коллективе 15 человек в возрасте 27-54 лет.

Цель работы клуба - организация интересного содержательного досуга людей.

Вовлечение людей в активную культурно-творческую деятельность.

Это любительское объединение, в котором люди чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива, ведь именно здесь за чашечкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Участники клуба постоянно задействованы в праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроение и шумными

песнями эти люди создают праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Досуг»!

Награждены дипломом за II- место в отборочном туре районного проекта «Я живу на Донщине» , благодарственным письмом за участие в районном мероприятии «Грековское лето».

Любительское объединение

Клуб любителей настольных игр


Клуб любителей настольных игр был создан в 2011 году.

В клубе 15 участников от 18 до 45 лет. Это клуб единомышленников - любителей настольных игр. Репертуар клуба разнообразен; шашки, шахматы, теннис, бильярд.

Цель клуба: активное содействие физическому, духовному и гражданско-

патриотическому воспитанию граждан России, внедрение физической

культуры и спорта в повседневную их жизнь.

В клубе проходят вечера настольных игр. На этих вечерах, люди, объединенные страстным увлечением - настольными играми, собираются вместе, чтобы пообщаться, поиграть в хорошей компании. Кроме того в клубе проходят турниры по настольным играм.

Клуб любителей настольных игр - это один из вариантов, как с пользой провести вечер в кругу друзей.

ДТС -«Закулисье»

Детская театральная студия «Закулисье» была создана в 2000 году.

Детский театральный коллектив проявляет себя на тематических программах, театрализованных представлениях, календарно-обрядовых праздниках таких как «Масленица», а так же других детских праздниках, изображая самых разных персонажей: Карлсона, Бабу-Ягу, Лешего, Кикимору, Василису Премудрую и др.

Активное участие в жизни коллектива принимают родители детей, оказывая помощь не только в пошиве костюмов, изготовлении декораций, но и принимая непосредственное участие в мероприятиях: в новогодних программах в роли Зимы, Бабы -Яги, Деда Мороза, Снегурочки и др.

Участники коллектива награждены грамотой за участие в районной игре «Веселый аукцион творчества» и дипломом за III -место в четвертом туре игры «Азарт» Морозовского района.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ИЗО-студия

Детский кружок «ИЗО-студия» был создан в 2000 году. Участники кружка, это дети 8-12 лет, увлеченные изобразительным искусством.

Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании

детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,

колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала

личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его

эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,

развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Выставки рисунков участников кружка всегда вызывают живой интерес зрителей.

В коллективе 10 человек.

Коллектив самодеятельного народного творчества

«Умелые Ручки»

Кружок «Умелые ручки» был создан в 2001 году.

Участники кружка, это дети 8-14 лет, в количестве 13 человек.

Основные цели кружка:

Вызвать у детей интерес к творчеству;

Пробудить желание творить самостоятельно;

На занятиях кружка ребята занимаются изготовлением плоских игрушек, аппликаций из бумаги и ткани, изделиями из соленого теста, пластилина.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов.

Программа кружка вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Целью программы кружка является развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе мастерства по лепке, изо и оригами и аппликации, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественными средствами.

Коллектив самодеятельного народного творчества

Кружок художественного чтения

Кружок Художественного чтения был создан в 2003 году.

Участники кружка, это дети 8-13 лет, в количестве 15 человек.

Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово, написанное в слово звучащее. На занятиях ребята постоянно «дышат» воздухом творчества: они хотят играть на сцене, петь, сочинять, читать стихи… Дети учатся рифме и ритму стихотворных произведений, умению к сочинительству. Только в речевой практике учащиеся поймут, что «с помощью родного языка можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)

Цель программы кружка: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности

В целом работа направлена на привитие навыков культурного общения, поддержание интереса выдумывать, проявлять оригинальность, нешаблонность. Добиваться развития навыков выразительного художественного чтения со сцены.Участники кружка участвуют в праздничных программах; ко дню пожилого человека, ко дню семьи, на день матери и др. В литературно-музыкальных программах посвященных памятным датам; день Победы, день памяти и скорби, и др.

Коллектив самодеятельного народного творчества

ДТС -«Радуга»

Детская творческая студия «Радуга» была создана в 2000 году.

Участники кружка это дети 9-13 лет, в количестве 9 человек.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей.

Все участники кружка с удовольствием посещают занятия.

Будучи добровольным любительским досуговым объедине­нием, основанным на зрительском интересе к киноискусству, киноклуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досуговых, социально-психологических и социально-педагоги-


ческих функций. Отметим, в частности, такие важные задачи со­циокультурной работы, как сохранение и приращение культур­ного пространства жизни общества путем организации просвети­тельной, образовательно-воспитательной работы, стимулирова­ния и поддержки культуротворческих инициатив населения; удовлетворение и возвышение социальных и духовных потреб­ностей людей; защита права личности на доступ к культурным ценностям, их освоение и реализацию своей культурной само­бытности; создание условий для полноценного, развивающего, творческого досуга.

Специфика киноклуба полностью отвечает таким общим принципам социокультурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребно­стям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятель­ность, основанная на общности интересов ее участников; не­коммерческий (бесприбыльный) характер досуговой деятельно­сти и, наконец, относительная самоцельность последней.

Киноклуб относится к разряду клубов по интересам, являет­ся разновидностью этого типа досуговых объединений, полу­чивших достаточно широкое распространение в последние не­сколько десятилетий.



Что же все-таки такое киноклуб и каковы его специфика и возможности как формы социокультурной работы? Чтобы отве­тить на этот вопрос, нужно хотя бы пунктирно проследить гене­зис киноклубных объединений, осмыслить их современный ста­тус и оценить перспективы.

Как уже было ранее сказано, киноклуб - это инициативное объединение зрителей с целью удовлетворения своих, прежде всего эстетических потребностей, самодеятельная общест­венная организация любителей киноискусства, или, как сего­дня говорят, арт-кино. Это особенно принципиально, потому что потребителям массовой культуры нет никакой необходимости объединяться, их запросы удовлетворяются с избытком. Именно на них в первую очередь и работает практически вся современная


кинотелевидеоиндустрия. И только приверженцам истинного киноискусства, его энтузиастам и знатокам приходится взять за­боту о себе в собственные руки. Впрочем, у данного обстоятель­ства есть и позитивная сторона: сходство интересов помогло им встретиться, узнать друг в друге единомышленников и сообща реализовать потребность не только в кинематографе высокого класса, но и в столь необходимом общении по поводу предмета своего увлечения.

Киноклубы как форма социально-культурной деятельности -явление международное, они существуют во многих странах ми­ра и имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Про­слеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься, что среди любительских объединений по интересам киноклубы вы­деляются своей жизнестойкостью, способностью гибко адапти­роваться к новым условиям, не изменяя при этом своей сути.

Киноклубы как самодеятельные зрительские объединения стали возникать еще в двадцатые годы, первым из которых при­нято считать созданный во Франции в 1920 году клуб «Друзья седьмого искусства». В 1925 году был открыт Лондонский кино­клуб, а уже в 1932 - учреждена Британская Федерация киноклу­бов. В двадцатые годы киноклубные объединения появились в других европейских странах, а также в США. Особенно попу­лярны киноклубы были в послевоенной Франции, где из них вышло немало выдающихся деятелей киноискусства (Франсуа Трюффо, Андре Базен и другие). В 1947 году создается Между­народная Федерация киноклубов, объединившая несколько де­сятков национальных киносообществ. В 1989 году в нее была принята Федерация киноклубов СССР, чему предшествовал дол­гий и трудный процесс становления и развития киноклубного движения, берущий начало в ячейках и кружках Общества Дру­зей Советской Кинематографии (ОДСК), которое просущество­вало с 1925 по 1934 годы. Целью ОДСК было кинопросвещение массового зрителя, пропаганда советского кино и усиление его воспитательного воздействия. Но уже в тридцатые годы, когда возобладало мнение об автоматическом успехе хорошего совет­ского фильма, оно оказалось ненужным.


Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние филь­мы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским кино­языком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любитель­ских объединений дискуссионного характера.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населе­ния к ценностям киноискусства. В то же время они противостоя­ли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой - столь любез­ной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерче­ским поделкам, дававшим львиную долю плана.

В правовом отношении киноклубы были абсолютно неза-щищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объе­динить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализо­вать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе - Федерация киноклубов СССР.

Создание Федерации стало триумфом киноклубного движе­ния, получившего, наконец, долгожданный статус, который от­крывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспек­тивы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к со­жалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и со-


ответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американ­ской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отече­ственного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические ка­таклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка кино­клубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «зара­ботать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специали­зированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате - кризис киноклубно­го движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.

Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабли­ваться к новым условиям. В самое последнее время в разных ре­гионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего по­требления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада ин­тереса к кино, снижения его социального престижа.

В новых условиях не только число клубов значительно со­кратилось, но и количество членов каждого из них резко умень­шилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клу­бом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) - те, кто ор­ганизовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятель­ное участие. Для большинства же членов киноклуба он был ско­рее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние не­большие киноклубы даже в большей мере отвечают сути кино­клубного объединения как сообщества единомышленников, хо-


рошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка лю­дей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоян­ной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других - музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, - искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестиде­сятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Те­ни забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким филь­мом-открытием кинематографа как искусства, «входным биле­том» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привыч­ку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное - потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эсте­тическом наслаждении, которое дает общение с подлинным ис­кусством. Для них киноклуб - это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.

Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составля­ют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важ­нейших социокультурных задач является привлечение в уже су­ществующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусст­ву нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь - создание молодеж­ных киноклубов в школьной и студенческой среде.

Но киноклуб - не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, со-


общество близких по духу людей, которые создали свой не­большой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно опре­делил в свое время социальное значение киноклубов итальян­ский кинорежиссер Карло Лидзани; «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной неста­бильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются од­ной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам - это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую рабо­ту киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая гром­кого общественного резонанса деятельность киноклуба, объеди­нившая на основе общего увлечения небольшую группу цените­лей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социаль­но значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объеди­нений как формы организации социокультурной работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое киноклуб?

2. В чем специфика киноклуба?

3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.

1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объ­единений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профюдат, 1987.

2. ГнатюкН.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические про­блемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И.


3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест-венно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

Организация самодеятельного художественного творчества. Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organise - сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельно-


сти. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организации извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

Художественные цели могут быть нескольких видов:

художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;


художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников. Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования


коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях. Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.


Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. К первой группе относятся положения, непосредственно ка­сающиеся самодеятельного творчества и определяющие по­рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

Положение о народных самодеятельных коллективах;

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам;

Положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

Положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не по­лучивших официального утверждения. Тем не менее, они мо­гут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

Примерное положение о художественном самодеятель­ном коллективе-спутнике и

Примерное положение об уставе самодеятельной органи­зации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести докумен­ты, раскрывающие особенности функционирования отдель­ных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.


К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, до­мах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного


творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений; проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

«Наследие»;

«Жилье и социальное обустройство»;

«Межнациональное культурное сотрудничество»;


«Народное творчество, промыслы и ремесла»;

«Юные дарования» («Новые имена»);

«Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

«Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

«Наука и культурная политика»;

«Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

Принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

Принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

Принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

Принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

Принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии художественного самодеятельного

творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

Расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

Гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;


Расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

Модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистиче­ским художественным принципам);

Фольклоризация самодеятельного искусства;

Расширение импровизационных начал;

Обращение к традициям религиозного искусства;

Тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектива?

2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность само­деятельных организаций?

1. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М,1992

2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса. М, 1995.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992.

4. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. ГипъбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М: Знание, 1991, №9.

6. Громов Е.С. Природа художественного творчества М., 1986.

7. Исследование проблем психологии творчества. М, 1983.

8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

9. Смирнова ЕМ. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.


Организационная структура клуба по интересам

Клуб – это добровольное объединение людей на основе единства интересов к определенным проблемам: общественным, техническим, литературным, музыкальным и т.д. Клуб – это место общения, обмена мнениями, что способствует совершенствованию и развитию разносторонних знаний в различных сферах деятельности, становлению личности. В основе различных клубов лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, призвание, заложенный в нем творческий потенциал.

Специфика работы библиотечного клуба – прямой выход на книгу на чтение. По тематике клубы могут быть самыми разнообразными. Практика показывает, что в последние годы интерес у читателей вызывают следующие творческие объединения:

-естественнонаучные (экологические, краеведческие, любителей астрономии, путешествий, цветоводов, собаководов и т.д.)

-технические (автолюбители, изобретатели и т.д.);

-художественной и эстетической направленности (любители литературы, поэзии, музыки, кино);

-социально-возрастные (клубы ветеранов, подростковые, молодежные, женские, семейные и т.д.);

-национальные (татарские, украинские, чувашские и т.д.)

Одна из причин успешности и популярности клуба – правильный выбор его тематической направленности. Для этого надо сначала определиться, для какой категории читателей вы хотите создать клуб, затем с помощью наблюдений, индивидуальных бесед выяснить интересы этой группы читателей и в соответствии с выявленными интересами определяется профиль клуба. Только после этого можно приступить к организационным мероприятиям.

Организационная структура клубапо интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба, объект воздействия (участники клубных мероприятий).

Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача

не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной

активности членов клуба.

Совет (актив) – основной орган клубного самоуправления. Он принимает решения и организует их исполнение. Каждый член совета ведет определенный участок деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

Объект воздействия : зрители, слушатели – участники мероприятий. Их запросы лежат в основе всей деятельности клуба.

Этапы создания клубов по интересам

Первый этап - принятие решения о создании клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Читательская инициатива, конечно, весьма положительна и желательна, однако, как показывает практика, чаще всего инициатором создания клубов по интересам являются работники библиотек. При этом прослеживается интересное явление. Библиотекари организуют клуб, исходя из своих интересов. Если библиотекарь любит стихи, он создает клуб любителей поэзии, если увлекается музыкой - клуб поклонников музыки, хорошая хозяйка организует клуб «Хозяюшка» и т. д. Это одна из положительных сторон профессии библиотекаря, поскольку кроме профессиональных интересов на рабочем месте можно реализовать свои увлечения, хобби. Недаром говорят, что для получения хорошего результата к делу надо приложить душу. В том, что библиотекарь с душой отдается своему делу, - важный залог успешной работы. Его неравнодушие, личная заинтересованность, несомненно, передадутся читателям, он будет заражать их своим энтузиазмом. Творческий библиотекарь сумеет организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным, желанным местом проведения свободного времени для читателей.

Второй этап - организация творческих контактов, установление связей с учреждениями, которые могут быть полезны в деятельности клуба.

Третий этап - выявление и привлечение читателей к деятельности клуба. Необходимо собрать как можно больше пожеланий читателей, изучить их интересы, чтобы в наибольшей мере соответствовать их ожиданиям.

Четвертый этап - разработка символики и атрибутики. С современных позиций ее можно и нужно рассматривать как часть рекламы. Можно разработать эмблему клуба, его девиз, значок, даже гимн. Зачастую здесь присутствуют элементы юмора, при оформлении используются знакомые символы. Многие библиотеки объявляют конкурсы с призами за лучший проект. Психологи считают, что наличие символики, атрибутики позволяет чувствовать себя членом какого-то сообщества, способствует сплочению группы.

Пятый этап - выбор органов самоуправления - председателя, членов совета, актива.

Шестой этап - планирование работы клуба. Планирование является реализацией маркетингового подхода, заключающегося в продвижении услуг на рынок, то есть к читателям, пользователям. Как известно, планы бывают долгосрочные (годовые, перспективные) и оперативные (месячные, квартальные).

Седьмой этап - разработка основных форм заседаний клубов. Вся видимая часть деятельности клубов - его заседания. Как показала практика, наиболее плодотворна деятельность тех клубов, заседания которых разнообразны, не похожи друг на друга. Они могут проходить в форме различных массовых мероприятий, традиционных и новых, активных и т. д. Это литературные вечера, литературно-музыкальные вечера, которые в современных условиях часто проводятся по образцу салонов, гостиных. Дискуссия, диспут также могут заинтересовать читателей. Можно организовать вечер вопросов и ответов, конкурсы, соревнования и т. д. Достаточно распространенной формой становятся встречи с интересными людьми. Приглашенные на заседание клуба становятся желанными гостями, что обеспечивает плодотворное общение.

Восьмой этап - пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам - то, что определяет его специфику.

Клуб по интересам должен иметь свою документацию:

Устав (положение). Основополагающие документы клуба. Устав может начинаться с эпиграфа, который может быть лозунгом и девизом. Положение утверждается руководителем организации, учреждения, на базе которых он создан. В этих документах прописаны все основные стороны организации и деятельности клуба: наименование, кем организован, где и для кого; цели и задачи; права и обязанности членов; построение клуба и органы самоуправления; структура клуба.

План работы. Важным документом клуба является план работы, где указывают наименования мероприятий, срок исполнения, ответственное лицо,

Дневник мероприятий клуба – документ учета всего, что проводится клубом: заседания, встречи, экскурсии, выставки и т.д. Примерная схема ведения дневника:

Фотоматериалы проведенных встреч – заседаний.

Сценарии проведенных встреч.

Статьи из газет о проведенных встречах.

Паспорт клуба по интересам (примерная схема)

Название клуба: ______________________________________________________

Адрес:________________________________________________

Номер телефона базового учреждения ____________________

На базе, какого учреждения создан________________________

Год создания __________________________________________

Где проводятся заседания________________________________

Характер объединения__________________________________

Цели объединения______________________________________

Традиции:_____________________________________________

Регулярность занятий, дни встреч, (не менее одного раза месяц):________________________________________________

Количество участников:_________________________________

СОВЕТЫ:

Прежде всего, грамотно планируйте работу клубов и кружков, учитывайте интересы и пожелания их членов;

Намечая направления клубной работы, составляйте перспективный план на 3 – 5 лет, но вначале спланируйте работу на 1 год;

Годовой план работы клуба представляет собой тематический план занятий, их названия, содержание, форма проведения и домашнее задание;

Деятельность клуба обязательно отражается в годовом плане и годовом текстовом отчете библиотеки;

Библиотекарь обязательно ведет дневник занятий, в котором записывает план каждого занятия, литературу для подготовки и проведения, анализирует проведенное мероприятие;

Все документацию лучше хранить в отдельной папке;

Атрибутика, традиции клуба могут быть представлены необычно, а фоторепортажи о проводимых занятиях – весело, с шутливыми комментариями;

Можно выпускать клубную газету, оформлять специальные выпуски стенгазет к знаменательным и памятным датам, стенды – фотоотчеты об интересных событиях и мероприятиях клуба;

Кроме того, альбомы, стенгазеты, стенды являются хорошей рекламой клуба и привлекают в него новых членов.

При планировании работы в клубе четко придерживаются его тематической направленности, что также является одной из характерных особенностей клубов по интересам.

Желаем Вам успеха в создании любительского клубного объединения!

2.2.1 . Понятие «клуб по интересам», «любительское объединение».

Клуб по интересам или любительское объединение – одна из традиционных форм объединения людей, деятельность которых направлена посредством самодеятельности и самоуправления на реализацию своих культурных и социальных интересов, потребностей и общественно значимых инициатив.

В «Положении о любительском объединении и клубе по интересам» дается следующее определение:

Любительским объединением, клубом по интересам является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени.

Клуб – это добровольное общение людей. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в той или иной отрасли науки, литературы, искусства, становления личности. Обязательным условием членства в клубе является активное участие во всех делах клуба, дружная коллективная работа и отдых.

Понятие «объединение» (любительское, творческое) означает тот же клуб, только с другой организационной и функциональной структурой. Объединение – это ряд людей, секций или клубов, объединившихся на базе общего интереса или цели, вошедших в него с кругом своих единичных или частных задач. Добавление слов «любительское», «по интересам» свидетельствуют о том, что в основе подобного типа клубов и объединений лежит интерес человека к чему-то, его увлеченность, заложенный в нем творческий потенциал. Все остальные названия – клубы «старшеклассников», молодежные клубы», «любителей поэзии» и т.д. являются свидетельством их дифференциации по определенным признакам или характеру деятельности. Дифференциация обеспечивает определенную однородность аудитории, позволяет активизировать взаимодействие людей. Она выступает главным функциональным признаком и механизмом развития клубов и объединений.

Любительское объединение отличается от клуба по интересам по своим характеристикам и назначению. В основе создания любительского объединения лежит тоже дифференциация, но уже не по ряду признаков, обеспечивающих однородность аудитории, а только по одному признаку – личному интересу. В остальном состав любительских объединений, как правило, самый разнообразный: в одном объединении можно встретить людей разного пола, возраста, с разным уровнем образования, представителей разных профессий, работающих и учащихся. В клубе по интересам членский состав может быстро обновляться. Любительские объединения имеют довольно стабильный состав членов и представляют собой малую социальную группу. Это контактная группа, в процессе общения которой вырабатывается определенная общность целей, интересов. Неотъемлемая черта любительских объединений – создание определенной морально-психологической атмосферы: взаимное уважение, симпатия, солидарность.

2.2.2 . Типы и виды любительских объединений и клубов по интересам.

Любительские объединения и клубы по интересам могут быть двух основных видов:

1) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу частичной самоокупаемости с использованием средств участников объединения, полученных от членских взносов, деятельности объединений и клубов, а также за счет средств организации-учредителя;

2) объединения и клубы, осуществляющие свою деятельность по принципу полной самоокупаемости с использованием средств участников (членские взносы), средств, полученных от деятельности объединений и клубов.

По характеру деятельности клубы и объединения можно условно разделить на следующие профили: общественно-политические, научно-познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, мировоззренческие.

По направлению деятельности объединения и клубы могут быть:

    Общественно-политические. По тематике работы среди них выделяются клубы и объединения боевых и трудовых традиций, военно-патриотического воспитания, по изучению правовых знаний и др.

    Производственно-технические. К ним относятся клубы и объединения технического творчества: изобретателей, моделирования (авиа-, судо-, авто- и др.), проектирования и др.

    Естественнонаучные. Эти клубы привлекают к себе любителей путешествий, астрономии, огородников, садоводов, собаководов, цветоводов и др.

    Художественные. Являются самыми распространенными и вносят большой вклад в программу эстетического воспитания населения. К клубам этого направления относятся клубы любителей музыки, кино, литературы, живописи, танца, театра и др.

    Физкультурно-оздоровительные. К ним относятся клубы закаливания, любителей бега, туризма, шейпинга, аэробики и др.

    Коллекционно-собирательские. Такие клубы организуются для объединения собирателей марок (филателистов), монет (нумизматов), значков, орденов и медалей (фалеристов), открыток (филокартистов), звукозаписей (филофонистов), спичечных этикеток (филуменистов) и др.

Могут создаваться клубы, объединяющие определенную категорию людей: клубы женщин, знакомств, молодой семьи, подростков и др.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...