Меры по снижению аварийности на дорогах. Мероприятий по снижению дтп
Согласно , количество погибших в авариях к отчетной дате должно составлять не более четырех человек на 100 000 жителей. Иными словами, сократить смертность нужно радикально, в 3,5 раза за шесть лет! Сама стратегия представляет собой лишь рамочный документ, в котором прописаны общие направления. Профильные ведомства должны представить конкретные шаги по ее реализации. Первой это сделала ГИБДД.
В обширной таблице прописано больше 130 пунктов и подпунктов. Около трети из них носят чисто организационный характер вроде разработки и правки нормативных актов, проведения собраний, кампаний и мониторингов, прописывания рекомендаций. Но конкретики хватает.
Много внимания уделено вовлечению образовательных учреждений и объектов здравоохранения в обучение ПДД и начальным навыкам вождения. Причем упоминается работа не только с детьми и подростками, но и с родителями. Результат эти усилия дадут через годы, но зато при грамотной реализации мы получим поколение людей, с малых лет осознающих . Сейчас же для некоторых мамаш в порядке вещей перейти улицу с коляской вне перехода, не глядя по сторонам. Кому придется отвечать в случае аварии за недальновидность таких родителей, думаем, пояснять не надо.
Так что инициатива однозначно полезная и требующая самой активной реализации - и не для галочки в ведомости, а на совесть. Потребуется значительное финансирование, ведь автоинспекция заложила и весьма затратные меры: развитие детско-юношеских автошкол и секций, оснащение автогородками, проведение соревнований. Отдельно прописаны меры по популяризации использования светоотражателей. Они могут стать обязательными для детской одежды и рюкзаков, а водить группы детей предлагают только в . Интересной выглядит инициатива организовать пункты проката детских бустеров и . Чем больше родителей получат возможность их использовать (а вещи эти для многих семей недешевые), тем лучше.
Не забыли в ГИБДД о . Для них станут делать больше выделенных полос и дорожек, проработают вопросы безопасности, включая обязанность носить защитную экипировку. Всё ж «логично»: сначала эти категории активно приглашают на дороги общего пользования ездить среди автомобилей, а потом начинают задумываться над безопасностью. Дополнительная сложность в том, что пропаганду для них организовать сложно. С детьми и родителями можно коммуницировать через школы и поликлиники, автомобилистов «мотивировать» рассылкой штрафов. А двухколесных и бесправных - никак.
В части повышения уровня безопасности дорог прописаны очевидные и давно назревшие меры. Среди них - физическое разделение встречных потоков, необходимость транспортного планирования при строительстве новых районов, оперативное информирование водителей о ЧП и затруднениях впереди, переработка требований к размещению объектов придорожного сервиса и торговли, разработка типовых решений для аварийно-опасных участков и улиц около общественных объектов. Сейчас большинство этих проблем решается неоперативно, точечно, без анализа причин аварийности. Если будет реализован системный и комплексный подход, дороги действительно станут безопаснее.
О необходимости ужесточить контроль за техническим состоянием коммерческого транспорта, его водителей и эксплуатирующих организаций мы слышим не первый год. Воз и ныне там! А те меры, что принимаются, выглядят странно. Например, с 1 июля при перевозке детей . Давайте вспомним, сколько категорий транспорта уже наделены правом его ношения: дорожная и строительная техника, грузовики, перевозящие опасные и крупногабаритные грузы, эвакуаторы, «дорожный патруль» ЦОДД в Москве. Водители видят оранжевые мигалки настолько часто, что перестали уделять им внимание. Так что, в реализацию очередных красиво описанных идей не верится.
Однозначно поддерживаем пункт о «проработке вопроса о правовом статусе организаций, оказывающих диспетчерские услуги при осуществлении перевозок пассажиров легковыми такси и сервисами каршеринга, включая установление ответственности за нарушения норм и правил в области дорожного движения». Они дают водителям допуск за руль, но не несут за них никакой ответственности. Понизить рейтинг или отлучить от заказов - это несоразмерное наказание за риск жизни и здоровью окружающих, который они могут нести. Сейчас результат борьбы за легализацию такси только один - государство получило свою выгоду в виде налогов. Для клиентов же рисков стало ненамного меньше: за рулем преимущественно сидят не спящие сутками мигранты, имеющие смутное представление о ПДД.
Приветствуем и усиление общественного контроля за нарушителями правил. Но - только саму идею. По факту все рискует превратиться в фарс с наказанием всех подряд. С установкой первой камеры фиксации нарушений на российских дорогах перестала действовать презумпция невиновности. Получивший должен сам доказать, что не виноват. А ГИБДД предлагает массово допустить к системе наказаний всех жителей страны без проверки на степень адекватности и знаний ПДД. В сочетании с «упрощением механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности» получим значительно выросшие риски схлопотать штраф для законопослушных водителей. Например, у нас не прописана разница между газоном и обочиной. На первом парковаться нельзя, на второй - можно. Думаете, инспектор в кабинете станет разбираться, где именно стоит машина на фотографии? Хотя государству сплошная польза: поступления от штрафов регионы успели очень сильно полюбить.
Предсказуемым было упоминание развитие системы видеофиксации нарушений. К ней в ГИБДД хотят добавить контроль с помощью бортовых модулей и внедрение алкозамков. Говорится в документе и об очередных мерах по ограничению и перевоспитанию попавшихся пьяными за рулем. Как показывает опыт последних лет с ужесточением ответственности - не поможет.
Наконец, есть в плане раздел, посвященный оказанию первой помощи. Выделим в нем две инициативы - «развитие системы информирования о местах расположения экстренных оперативных служб и способах связи с ними» и «распространение информационных и методических материалов для взрослой и детской аудиторий, информирующих о правилах оказания первой помощи». Этих знаний действительно не хватает, а они могут спасти не одну жизнь. Использование санитарной авиации значится в статусе «проработка вопроса». Значит, никаких реальных шагов сделано не будет. Хотя бы по причине дороговизны этого направления. Зато в автомобильную аптечку предлагается добавить термоодеяло для укрывания и переноса пострадавшего. Учитывая российский климат и скорость прибытия медиков, нелишний аксессуар.
Вот только как бы все описанные меры не вздумали реализовать «альтернативным» способом. В плане мероприятий есть пункты про совершенствование системы учета показателей аварийности и расчета экономического ущерба от ДТП, а также «установление и обеспечение целевого показателя больничной летальности пострадавших». Иначе говоря, не важно, что там будет на самом деле, важно - как посчитают.
В комментариях, конечно, мгновенно появятся обвинения в том, что ЗР сгущает краски, а автор в особо циничной форме не любит родину. Хочу вернуть всех желающих высказаться в 2015 год, когда премьер Дмитрий Медведев утвердил план по борьбе с аварийностью , дабы самим понять, что из него было реализовано за истекшие три года. Так, прописанные в документе залог за задержанный автомобиль, повышающие коэффициенты ОСАГО для злостных нарушителей и наказание за опасное вождение так и не появились. Некоторые пункты с чуть измененной формулировкой перекочевали в новый план ГИБДД - с новой надеждой на осуществление. Так с чего бы новому перечню вдруг оказаться реализованным?
В целях улучшения состояния безопасности движения, снижения аварийности и исключения случаев ДТП на железнодорожных переездах, расположенных на территории Удмуртской Республики, Ижевским отделением реализуется следующее:
1) Ежегодно выделять денежные средства в размере не менее 20 млн. рублей для выполнения работ по реконструкции подходов автодорог к переездам, установке дорожных знаков и переносу зданий и сооружений, находящихся в непосредственной близости от переездов и ухудшающих видимость.
2)Согласно программе по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах прошу оказать содействие по согласованию работы по оборудованию лежачих полицейских (ИДН) следующих железнодорожных переездов:
6км и 7км перегона Агрыз-Ижевск, с. М. Бодья;
49км перегона Кушья-Игра, Игринский район;
47км п. Позимь,Завьяловский район;
126км Люкшудья-Заводская о.п.Воложка Завьяловский район;
36км г. Ижевск по ул. Володарского;
Примем к рассмотрению предложения управления ГИБДД МВД УР об установке ИДН на других неохраняемых ж.д. переездах.
3) Комиссионное обследование железнодорожных переездов, расположенных на территории Удмуртской Республики, проводить два раза в год,весной (апрель-май), осенью (сентябрь-октябрь) (инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов ЦП-566 предусмотрено проведение комиссионных обследований один раз в год- апрель-июнь месяца).
4) Оборудовать железнодорожные переезды новыми техническими средствами за счет средств долевого финансирования органов исполнительной власти, в частности об установке заградительных устройств УЗП на следующих наиболее напряженных охраняемых переездах:
г. Ижевск: 36км (ул. Маяковского), 31 км (Аэроклуб-Пирогово);
Воткинский район: 86км (ст. Кварса);
5))Выполнить работы в 2007г за счет средств владельцев дорог по реконструкции подходов к железнодорожным переездам с уширением проезжей части и обустройством горизонтальных площадок, установке дорожных знаков, асфальтировке подходов, ямочному ремонту в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов №ЦП-566 от 29.06.98г (по результатам комиссионных обследований ж.д. переездов в 2007г).
6) Нанести разметки автодорог Управлением по благоустройству и транспорту на подходах к каждому железнодорожному переезду.
7) Ужесточить меры воздействияк нарушителям за несоблюдение правила дорожного движения при проезде через железнодорожные переезды, обеспечить принцип неотвратимости наказания для недисциплинированных водителей автотранспорта.
8) При подготовке водителей в школах автолюбителей уделять особое внимание разделу «Правила проследования автотранспорта через железнодорожные переезды».
9) Возобновить Брянский метод работы с водителями автотранспорта, задействовать активистов BOA (в 2007г раздать водителям как минимум 3000 методических указаний по правилам проезда через железнодорожные переезды).
10) При комиссионных весенних и осенних осмотрах железнодорожных переездов дать заключение о необходимости установки на подходах к напряженным неохраняемым переездам дорожных знаков «Движение без остановки запрещено».
11) Организовать совместные ежемесячные рейды на наиболее интенсивные по движению автотранспорта неохраняемые ж.д. переезды работников железной дороги и сотрудников ГИБДД с целью выявления нарушителей ПДД и привлечения их к ответственности.
12) По завершению строительства объездной автодороги запланировать строительство автодорожного путепровода в городе Ижевске по ул. Азина, на основе откорректированной проектной документации разработанной в 1986 году институтом «Гидрокоммундортранс». С вводом данного путепровода будет ликвидировано 5 переездов, в т.ч. 3 переезда ОАО «РЖД» и 2 переезда ОАО «Ижсталь», темсамым будет обеспечен беспрепятственный пропуск местного и транзитного транспортного потока, что значительно снизит аварийность.
4 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ
4.1. Сравнительный анализ существующих методов проведения экспертизы
Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.
Для того, чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на их результаты, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.
Принимая решения, мы обычно предполагаем, что информация, используемая для их обоснования, достоверно и надежна. Но для многих экономических и научно-технических задач, являющихся по своему характеру качественно новыми и неповторяющимися, это предположение либо заведомо не реализуется, либо в момент принятия решения его не удается доказать.
Наличие информации и правильность ее использования в значительной степени предопределяют оптимальность выбранного решения. Кроме данных, состоящих из числовых статистических величин, информация включает в себя другие, не поддающиеся непосредственному измерению величины, например, предположения о возможных решениях и их результатах. Практика показывает, что основные трудности, возникающие при поиске и выборе деловых решений, обусловлены, прежде всего, недостаточно высоким качеством и неполнотой имеющейся информации.
Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных решений, можно подразделить на следующие группы.
Во-первых, исходная статистическая информация зачастую бывает
недостаточно достоверной.
Во-вторых, некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке. Так, нельзя точно рассчитать степень влияния социальных и политических факторов на реализацию планов, оценить экономический эффект будущих изобретений и т.д. Но, поскольку эти факторы и явления оказывают существенное влияние на результаты решений, их нельзя не учитывать.
В-третьих, в процессе подготовки решений часто возникают ситуации,
когда в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затратами времени или средств.
В-четвертых, существует большая группа факторов, которые могут повлиять на реализацию решения в будущем, но их нельзя точно предсказать.
В-пятых, одна из наиболее существенных трудностей при выборе решений состоит в том, что любая научная или техническая идея содержит в себе потенциальную возможность различных схем ее реализации, а любое экономическое действие может приводить к многочисленным исходам. Проблема выбора наилучшего варианта решения может возникнуть и потому, что обычно существуют ограничения в ресурсах, а, следовательно, принятие одного варианта всегда связано с отказом от других решений.
В-шестых, при выборе наилучшего решения мы нередко сталкиваемся с многозначностью обобщенного критерия, на основе которого можно произвести сравнение возможных исходов. Многозначность, многомерность и качественное различие показателей являются серьезным препятствием для получения обобщенной оценки относительной эффективности, важности, ценности или полезности каждого из возможных решений.
В связи с этим одна из главных особенностей решения сложных проблем состоит в том, что применение расчетов здесь всегда переплетается с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов. Эти суждения позволяют хотя бы частично компенсировать недостаток информации, полнее использовать индивидуальный и коллективный опыт, учесть предположения специалистов о будущих состояниях объектов. Закономерность развития науки и техники состоит в том, что новые знания, научно-техническая информация накапливаются в течение длительного периода времени. Нередко это накопление идет в скрытой форме в сознании ученых и разработчиков. Они, как никто другой, способны оценить перспективы той области, в которой работают, и предвидеть характеристики тех систем, в создании которых непосредственно участвуют.
Опыт показывает, что использование несистематизированных суждений отдельных специалистов оказывается при решении многих сложных научных и технических проблем недостаточно эффективным вследствие многообразия взаимосвязей между основными элементами таких проблем и невозможности охвата их всех. При использовании традиционных процедур подготовки решений нередко не удается рассмотреть широкий диапазон факторов, учесть весь спектр альтернативных путей решения проблем.
Все это заставляет прибегать к комплектованию групп специалистов, представляющих в качестве экспертов различные области знаний. Применение групповой экспертизы позволяет не только рассмотреть множество аспектов и факторов, но и объединить различные подходы, с помощью которых руководитель находит наилучшее решение.
Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергей Миронов:
Думаю, что прежде всего необходимо выделить ГИБДД в отдельную службу, которая будет заниматься только одним вопросом - обеспечением безопасности на дорогах, контролируя соблюдение водителями ПДД, регулируя движение на загруженных участках трасс и т.д. На мой взгляд, сейчас у автоинспекции слишком много второстепенных функций - техосмотр, вопросы организации движения, прием экзаменов. Все это безболезненно можно распределить между другими ведомствами.
Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов:
Первоочередная задача - принять в следующем году новую программу “Повышение безопасности дорожного движения на 2012-2020 годы”. Это основной документ, определяющий политику государства в данной сфере. Не стоит думать, что это обычная бумажка, декларация намерений. Нынешняя программа доказала свою эффективность - за время ее действия мы смогли уменьшить количество жертв аварий почти на 8.500 человек. Одним из основных направлений нового документа станет предотвращение ДТП за счет внедрения различных экономических рычагов воздействия на нарушителей ПДД. Например, повышения стоимости страховки.
Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров:
Прежде всего, необходимы качественные и безопасные трассы. К 2020 году запланировано построить более 18.000 км новых дорог (из них около 8.000 км - скоростных магистралей) и реконструировать более 6.200 км перегруженных транспортом участков трасс. Мы надеемся, что за счет восстановления дорожных фондов финансирование этих работ будет вестись в полном объеме.
Член Совета Федерации Федерального собрания РФ Владимир Федоров:
На мой взгляд, необходимо выстроить систему законодательства, касающуюся безопасности дорожного движения. Здесь масса нерешенных вопросов. Например, необходимы адекватные санкции за нарушения ПДД. Также имеет смысл вернуться к балльной системе наказаний - это позволит уменьшить число лихачей на наших дорогах и соответственно сделает их более безопасными.
Член парламента Великобритании, заместитель министра транспорта Великобритании Майк Пеннинг:
Следует заставить водителей соблюдать законы, обеспечить неотвратимость наказания за нарушения ПДД. Этого можно добиться только за счет повсеместного внедрения видеокамер. В Англии, нарушив тот или иной пункт Правил, практически невозможно избежать ответственности. Ведь любой проступок автомобилиста - от неправильной парковки до превышения скорости или проезда на красный свет - фиксируется аппаратурой. Я уверен, что если бы в России каждый водитель знал, что за нарушение ПДД его обязательно оштрафуют или отнимут права, аварий в вашей стране было бы гораздо меньше.
Президент Национальной медицинской палаты, директор московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль:
Прежде всего, необходимо создать систему оказания помощи раненным в ДТП. Это и оснащенные специальным оборудованием автомобили “Скорой помощи”, а также больницы, куда доставляются потерпевшие, и специалисты, которые знают и умеют с ними работать. Разумеется, учитывая огромную территорию России, надо срочно развивать медицинскую авиацию. Необходима система оповещения об аварии, чтобы сигнал о ДТП в кратчайшие сроки поступал к медикам и спасателям, а больница, в которую повезут раненых, была готова к их приему. Но самое главное, на мой взгляд, научить водителей и сотрудников ГИБДД - тех, кто первыми оказывается на месте ДТП, - оказанию первой медицинской помощи. А патрульные машины автоинспекции - оснастить минимальным набором медикаментов и мобильными аппаратами искусственного дыхания. Иначе пострадавшие в ДТП могут и не дождаться приезда врачей.
На Европейской конференции министров транспорта были сформулированы следующие предложения, направленные на улучшение ситуации по ДТП в России:
1. Обеспечить полное понимание всеми компетентными органами власти РФ настоятельной необходимости бороться с затяжной тенденцией роста смертности и тяжелых травм.
2. Обеспечить правительственное руководство на высшем уровне для лучшего осознания в обществе угроз его благосостоянию и экономике страны, создаваемых дорожно-транспортными происшествиями.
3. Срочно организовать координацию между соответствующими секторами и определить руководящий орган в области безопасности дорожного движения на высшем политическом уровне, который мог бы:
Обеспечить полное включение вопросов безопасности движения в политику в области транспорта, здравоохранения, охраны окружающей среды и промышленности;
Обеспечить координацию между федеральными, региональными и местными органами власти;
Сформулировать долгосрочную концепцию более безопасной системы дорожного движения, при которой число погибших и тяжелораненых можно значительно уменьшить и, в конечном счете, свести к нулю, как это планируется в других областях общественной безопасности, что может стимулировать работу по безопасности дорожного движения, служить ориентиром и обеспечивать их последовательность;
Установить напряженные, но достижимые количественные показатели снижения смертности при ДТП (в т. ч. среди пешеходов);
Обеспечить устойчивое финансирование и значительно увеличить существующие размеры денежных средств, выделяемых на повышение безопасности дорожного движения и на научные исследования в этой области.
4. Повысить очень низкую на сегодня расчетную стоимость предотвращения смертного случая в ДТП, чтобы безопасность дорожного движения могла успешно конкурировать за финансирование с проектами в области обеспечения мобильности населения и охраны окружающей среды.
5. Содействовать формированию активного негосударственного и профессионального секторов по безопасности дорожного движения, которые помогали бы стимулировать спрос на научное обоснование мер совершенствования в области безопасности дорожного движения и передачу передового опыта.
6. Разработать выполнимую, с поддающимися измерению показателями национальную программу безопасности дорожного движения, в рамках которой:
Установить производящие должный эффект штрафы и способы их сбора;
Улучшить информационную базу данных по зарегистрированным транспортным средствам и водителям транспортных средств для более эффективного правоприменения, расширить круг собираемых данных по показателям безопасности дорожного движения, отсутствие которых мешает полному пониманию проблемы;
Снизить скорость движения автотранспортных средств и повысить безопасность пешеходов в городских районах путем снижения общегородских ограничений максимальной скорости до 50 км/ч, внедрения в масштабе жилых районов зон с обеспеченными техническими средствами ограничения скорости до 30 км/ч и отделения пешеходов от автомобилей там, где разрешена скорость свыше 30 км/ч;
Улучшить безопасность дорожной инфраструктуры, прежде всего на участках с высоким риском ДТП, путем программ массовых мероприятий и внедрения аудита безопасности, основанного на наилучшей практике;
Повысить уровень использования ремней безопасности путем усиления милицейского контроля и пропаганды, а также оснастить автомобили отечественного производства устройствами, напоминающими о необходимости пристегнуть ремни безопасности;
Уменьшить число погибших и раненых в ДТП по вине водителей в алкогольном опьянении путем законодательного установления верхнего предела содержания алкоголя в крови, которое у обычных водителей не должно превышать 0,5 %о, сопровождаемого строгим и широко применяемым контролем;
Повысить безопасность движения среди молодых водителей за счет применения ступенчатого получения водительских прав и уменьшения для таких водителей допустимого содержания алкоголя в крови;
Повысить стандарты безопасности транспортных средств вообще (в первую очередь, за счет предписания легковым автомобилям и мотоциклам двигаться в дневное время с включенными фарами);
Повысить безопасность транспортных средств за счет обязательного оснащения тяжелых грузовых автомобилей ограничителями скорости, лобовыми и боковыми ограждениями против подката и светоотражающими маркировками;
Улучшить учет в больницах людей с травмами, что имеет основополагающее значение для мониторинга тенденций и оценки программ;
Улучшить медицинскую помощь пострадавшим при ДТП путем расширения охвата экстренными медицинскими службами. Там, где это возможно, в городских районах следует выделить на дорогах специальные свободные полосы для скорейшего проезда автомобилей экстренных служб.
7. Изучить возможные способы эффективной передачи многопрофильных
знаний по безопасности дорожного движения при существующих ме-
ханизмах финансирования с участием правительственных ведомств и международных организаций.
8. В сотрудничестве с ЕКМТ , ВОЗ и ВБ положить начало крупному демонстрационному проекту в конкретном регионе или районе России для презентации целевой программы, содержащей ряд эффективных мероприятий по безопасности дорожного движения. Это могло бы оказать положительное влияние на долговременный процесс наращивания потенциала страны по обеспечению устойчивой безопасности дорожного движения с демонстрацией при этом в краткосрочном плане измеримых результатов по безопасности движения, которые могут служить реальной базой для распространения аналогичных инициатив на остальную часть страны. Конкретизируя некоторые из представленных мероприятий, можно, в частности, отметить, что среди приоритетных проблем для России следует выделить улучшение состояния дорог. Это включает (наряду с общим улучшением качества дорожного покрытия) наличие на главных дорогах по краям специальных боковых «звуковых» полос («tone bands», «rumble strips»), при наезде на которые задремавшими водителями раздается пробуждающий их шум; развитие сети автострад, которые должны удовлетворять высочайшим стандартам обеспечения скорости, безопасности и экономии топлива. Безопасность здесь достигается:
Запретом движения для уязвимых категорий участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мотороллеров, пешеходов);
Запретом движения медленно движущегося транспорта (тракторов, комбайнов, неисправного транспорта и т. п.), тормозящего движение, увеличивающего разброс скоростей в потоке и тем самым увеличивающего скорость возможного соударения;
Разделением встречных потоков барьерами;
Разделением пересекающихся потоков с помощью дорожных развязок (уменьшая потенциальную боковую скорость);
Удалением всех боковых потенциальных препятствий.
Современные автострады имеют вертикальную кривизну на поворотах,
чтобы улучшить устойчивость и сцепление шин, особенно для автомобилей с высоко расположенным центром тяжести. Дороги могут иметь выпуклость в поперечном сечении, чтобы обеспечить слив воды и снега и улучшить сцепление в плохую погоду. Иногда для дренажа часть дороги (особенно изгибы или повороты) делают из пористого битума.
Большая часть дорожных конструкций должна предусматривать возможность максимального поглощения энергии при соударении, чтобы минимизировать риск как для пассажиров автомобиля, так и для окружающих. Например, боковые ограждения крепятся к земле таким образом, чтобы не протыкать автомобиль с пассажирами, а столбы освещения при наезде на них ломаются у основания, чтобы уменьшить резкий удар по автомобилю. Другие дорожные конструкции при ударе должны складываться для плавного гашения энергии, а деревья - убираться вдоль автострад.
При проектировании дорог, особенно автострад, может быть использован опыт США, где часть ограждений на высокоскоростных магистралях защищена высокоэффективным барьером Фитча (Fitch Barrier), представляющим собой пластиковые емкости с песком, эффективные в поглощении кинетической энергии и лишенные опасности поражения пассажиров оторванным концом стандартного рельса ограждения.
Большая часть знаков и дорожной разметки должна быть ретро- рефлективной (т. е. отражающей приходящий свет строго перпендикулярно, что дает большую светоотдачу в направлении водителя по сравнению с обычными светоотражающими полосами).
На придворовых территориях и прилегающих улицах («neighborhoods roads») малой пропускной способности, где много уязвимых участников дорожного движения - пешеходов и велосипедистов всех возрастов, применяется стратегия «успокоение трафика» (traffic calming) («лежачие полицейские», шиканы, велодорожки, блистеры, «островки безопасности», шлагбаумы, пешеходные зоны). Также стоит упомянуть о новых экспериментальных методах регулировки движения в таких зонах («Shared Space» и «Naked Streets»), когда знаки и светофоры заменяют обязательный визуальный контакт участников движения.
Как отмечалось выше, особое значение в системе безопасности дорожного движения имеет система здравоохранения. Не останавливаясь здесь на ее координирующей роли, отметим некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, направления совершенствования системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Для более эффективного функционирования догоспитального этапа необходимо выполнить ряд мероприятий. Одним из основных является формирование четкой преемственности между отдельными звеньями. В мировой практике существует понятие «цепи выживания» («chain of survival») как универсальной организационной схемы оказания помощи пострадавшим на догоспитальном этапе. Основными компонентами этой схемы являются:
1. Немедленное начало неотложных мероприятий по поддержанию жизни непосредственно на месте происшествия (первая помощь).
2. Как можно более раннее прибытие квалифицированных специалистов, выполнение ими необходимых мероприятий во время транспортировки в стационар (доврачебная, квалифицированная и специализированная медицинская помощь).
3. Быстрая доставка в профильный стационар.
Для совершенствования оказания первой помощи немедиками необходимо следующее:
1. Разработка нормативной базы, регламентирующей оказание первой помощи лицами, не имеющими медицинского образования, для чего необходимы:
Разработка и утверждение на федеральном уровне единых стандартов оказания первой помощи и оснащения, необходимого для ее оказания;
Разработка и утверждение программ обучения, основанных на единых стандартах (в данных программах должны быть перечни необходимых практических навыков, списки наглядных пособий и оборудования, необходимых для качественного и полноценного овладения теоретическими и практическими навыками);
Разработка федерального и ряда отраслевых документов, определяющих характер и качество оказания первой помощи.
2. Обучение немедиков навыкам оказания первой помощи. Подготовка должна охватывать организованные группы населения, прежде всего работников организаций и предприятий с высоким уровнем риска (спасатели, пожарные, сотрудники милиции и охранных предприятий, работники опасных производственных организаций), школьников, учащихся средних и высших учебных заведений. Обучение должно вестись по единым программам с учетом специфики профессии.
3. Для совершенствования первой помощи при ДТП необходимо формирование сети опорных пунктов первой помощи на базе АЗК и АЗС, стационарных постов ГИБДД, объектов придорожного сервиса, включая:
Обучение сотрудников вышеуказанных организаций правилам базового жизпеподдержания - минимальному перечню необходимых действий, позволяющему продлить жизнь пострадавшего до момента прибытия квалифицированной помощи;
Оснащение их наборами средств и устройств для оказания помощи пострадавшим;
Разработку индивидуальных для каждого конкретного объекта карт с маршрутами эвакуации пострадавших в различные лечебные учреждения в зависимости от тяжести состояния и региональных приложений с указанием номеров телефонов и адресов аварийно-спасательных служб и медицинских учреждений;
Оснащение алгоритмом-классификатором шокогенности травмы;
Обеспечение «Пособием по первой помощи».
4. Пропаганда медицинских знаний с использованием средств массовой
информации.
Как считают Ю. П. Колесников, С. Г. Исманский (1995), система мероприятий по организации медицинской помощи на догоспитальном этапе должна включать:
Упорядочение дорожных медицинских знаков;
Улучшение качества их информативности;
Материальное обеспечение станций скорой медицинской помощи, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов вблизи автомобильных дорог необходимым для оказания экстренной медицинской помощи оборудованием, инструментарием и медикаментами;
Обеспечение прямой радиосвязи между дежурными частями подразделений ГИБДД со станциями скорой помощи.
Кроме того, в эту систему мероприятий должны входить:
Закрепление притрассовых больниц за участком автомобильных дорог по принципу короткого радиуса действия вне зависимости от радиуса района или области;
Организация работ по плановой медицинской подготовке водителей автотранспорта, сотрудников ГИБДД и медицинского персонала для оказания помощи пострадавшим при ДТП;
Создание внештатных медицинских формирований в школах, на промышленных предприятиях и в других рабочих коллективах;
Контроль за своевременностью и качеством проводимых мероприятий.
Хорошо налаженная телефонная и радиосвязь с ближайшими больницами, аптеками и хозяйствами, имеющими транспортные средства для перевозки людей, должна способствовать оперативности проведения неотложных мероприятий. Необходимо, чтобы в притрассовых населенных пунктах имелись звенья внештатных санитаров из числа санитарных дружин предприятий, школ, хозяйств, которые можно было бы вызвать по местной связи в случае необходимости.
На этапе оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе должны проводиться следующие мероприятия:
Экстренная оценка степени тяжести пострадавшего, выявление наиболее угрожающих для жизни повреждений и в соответствии с этим рациональный выбор маршрута и профиля больницы для его госпитализации;
Проведение на месте происшествия и в машине скорой помощи противошоковых мероприятий, включающих остановку кровотечения,
иммобилизацию переломов, внутривенное введение необходимых лекарственных средств (анальгетиков, по показаниям - сердечных средств и т. д.). При наличии необходимого оборудования в автомобиле - осуществление дыхательной реанимации с помощью аппаратуры, переливание кровезаменителей;
Временная остановка наружного кровотечения. Она должна завершаться иммобилизацией конечностей косынкой, различными повязками, а в ряде случаев - шинами.
Необходимо в деталях отработать особенности транспортировки пострадавших с массивными кровотечениями при повреждениях грудной клетки и легких, при внутриполостных кровотечениях.
Во всех случаях массивной кровопотери необходимо сообщить по телефону, рации и т. д. в больницу, куда направляется больной, о предстоящей гемотрансфузии.
И. С. Элькис, М. Г. Вартапетов (1997) полагают, что медицинская помощь должна оказываться специализированной реанимационной бригадой. Специализированная бригада должна быть оснащена современным портативным монитором, аппаратом ИВ Л и достаточным количеством противошоковых растворов (10-HAES Sterile) и гормональных препаратов (преднизолон и его аналоги). Последовательность оказания медицинской помощи, по их мнению, должна быть следующей:
Осмотр и диагностика;
Катетеризация центральной вены [выполнение данной манипуляции должно осуществляться только врачами специализированных бригад в случае невозможности катетеризации периферических вен. - авт.\,
Инфузия 10-HAES Sterile со скоростью 12-15 мл/(кг/час) [опыт использования данного препарата в условиях СМП недостаточен, кроме того, это достаточно дорогостоящий препарат. - авт.]\
Внутривенное введение преднизолона (5-8 мг/кг);
Анестезия (внутривенно фентанил - 2 мкг/кг; дроперидол - 2,5 мг [необходимо оценить целесообразность его использования, поскольку препарат вызывает снижение артериального давления. - авт.\, седуксен 10 мг); при Sp0 2 94% - ингаляция кислорода через маску или носовой катетер; при Sp0 2 90% (на фоне ингаляции кислорода) - интубация трахеи и ИВЛ;
Иммобилизация;
Транспортировка в лечебное учреждение.
По нашему мнению, данный алгоритм требует корректировки. В главе 6 данного издания представлены алгоритмы оказания скорой медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе. Данные алгоритмы на протяжении нескольких лет успешно используются в Санкт-Петербурге.
На федеральных дорогах и дорогах с интенсивным движением в оказании экстренной помощи пострадавшим может участвовать служба медицины катастроф в рамках интегрированной системы. Например, в Татарстане данная система включает трассовый пункт экстренной медицинской помощи, информационно-управляющую систему, мобильный лечебно-диагностический комплекс и базовые ЛПУ службы медицины катастроф (Кудрявцев В. П., Яковенко Л. М., 1999). Расстояние при этом между трассовыми пунктами составляет около 30 км, а базовые ЛПУ службы медицины катастроф и здравоохранения должны находиться не далее 10 км от трассы. Целесообразно также совместное патрулирование персоналом скорой помощи территориальных центров медицины катастроф с работниками ГИБДД. Все машины скорой помощи должны быть оснащены радиотелефонной связью.
Заслуживает изучения опыт использования для спасения пострадавших в ДТП специально оборудованных вертолетов (Стажадзе Л. Л. и соавт., 1999). Впервые данная система была внедрена в Германии в 1972 г. А уже к 1991 г. 75% пострадавших с множественными травмами доставлялись вертолетами, что позволило сократить среднее время доставки пострадавших в стационар до 1 часа и менее. Важно отметить, что 1000 вылетов позволяют спасти жизнь 100 пострадавшим. Немаловажно подчеркнуть, что если помощь оказывается в первые 9 мин, удается спасти жизнь 90% пострадавших, при сроке же более 18 мин - только 15% (Блюмен И., 1999; Pegel G. et al., 1995).
В США для транспортировки пострадавших используют частную авиацию, «публичные самолеты» и военные вертолеты. Для введения подобной системы в России необходимы специальная подготовка кадров, четкое регулирование порядка вылетов, скоординированные действия с другими службами, соответствующее оснащение вертолетов.
При массовых поражениях организация экстренной медицинской помощи невозможна без четко налаженной системы сортировки (Гринев М. В. и соавт., 1998). При одновременном поступлении большого числа раненых наиболее оптимальным вариантом медицинской сортировки при шокогенных травмах является разделение пострадавших на 4 сортировочные группы:
I группа - с отрицательным прогнозом (несовместимые с жизнью повреждения, агональные состояния, клиническая смерть);
II группа - с тяжелыми повреждениями и угрозой развития жизнеопасных состояний (шокогенная травма);
III группа - с тяжелыми и средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы жизни;
IV группа - с легкими повреждениями.
Использование шкалы мозговой комы (Глазго) и шкалы CRAMS, предназначенной для оценки тяжести состояния пострадавших при сочетанных травмах, оптимизирует процесс медицинской сортировки.
При массовых поражениях населения лечение травматического шока проводится по принципу этапного лечения, однако в крупных городах число этапов лечения следует сократить до минимума: первая медицинская - специализированная.
В. В. Мешков (1992) предлагает следующие объем и последовательность оказания помощи на месте получения травмы пострадавшему с шокогенной травмой:
Временная остановка наружного кровотечения;
Устранение острых дыхательных расстройств и (при необходимости) сердечно-легочная реанимация;
Аналгезия и седатация;
Транспортная иммобилизация;
Инфузионная терапия;
Наложение асептических повязок;
Правильная (определяемая характером травмы) укладка и эвакуация из очага в первую очередь.
Имеющийся на настоящий момент опыт персонала Службы «03» при оказании помощи в очагах массовых санитарных потерь в условиях больших городов недостаточен. Поэтому необходимо:
Иметь четкий план действий, основанный на прогнозе возможных чрезвычайных ситуаций;
Регулярно проводить учения совместно с другими службами спасения для отработки взаимодействия;
Постоянно повышать уровень профессиональных навыков медицинского персонала службы скорой медицинской помощи.
Б. П. Кудрявцев и соавт. (2001) считают, что организация медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах должна отличаться в зависимости от их типа. В частности, авторы выделяют следующие категории дорожно-транспортных катастроф (ДТК).
Дорожно-транспортные катастрофы I категории. Высокий уровень безвозвратных потерь в этой категории ДТК предопределен участием в катастрофах легковых автомобилей. Ввиду малой массы и конструктивных особенностей кузов легкового автомобиля легче деформируется по сравнению с кузовами тяжелых по массе других транспортных средств (автобусы, трамваи и др.), что затрудняет извлечение пострадавших из салона автомобиля. При организации помощи раненым следует предусмотреть возможность привлечения специальных аварийно-спасательных служб. Для госпитализации достаточно направить в среднем на каждые 1,8 пострадавших одну бригаду скорой медицинской помощи, а также бригады интенсивной терапии и (или) специализированные бригады.
Дорожно-транспортные катастрофы II категории. Повреждения в данной категории ДТК являются следствием происшествий с автобусами, грузовыми автомашинами, а также происшествий на железнодорожных переездах («автомобиль + поезд»). Из-за своей большой массы перечисленные транспортные средства менее травмоопасны по сравнению с легковыми автомашинами, поэтому в ДТК данной категории существенно ниже смертность при одинаковых границах числа медико-санитарных потерь. Тип транспортного средства определяет эпидемиологию этой категории катастроф, так как указанные транспортные средства функционируют круглосуточно и круглогодично. При планировании помощи пораженным в этих случаях следует предусмотреть необходимость привлечения аварийно-спасательных служб (формирований) с тяжелой техникой.
Дорожно-транспортные катастрофы III категории. Возникновение катастрофы данной категории в большинстве своем связано с происшествиями электротранспорта, а также с происшествиями «автобус + «автомашина-бензовоз», при этом ведущими поражениями являются ожоговая и взрывные травмы, электротравма.
Дорожно-транспортные катастрофы IV категории. Массовость медико-санитарных потерь при этой категории ДТК определяется низким уровнем организации помощи, в том числе медицинской помощи на дорогах нашей страны (эти катастрофы в основном имеют место на дорогах). Транспортными средствами, участвующими в катастрофах данной категории, являются в основном автобусы, легковые и грузовые автомобили. Причины катастроф - опрокидывание и взрывы автобусов, легковых и грузовых автомашин на дорогах, а также их столкновения в городах.
Массовость поражения и их причины являются основанием для привлечения сил и средств СМ К и аварийно-спасательных формирований сразу же после установления врачами скорой медицинской помощи или работниками ГИБДД факта подобной катастрофы. Это служит очередным напоминанием о необходимости развертывания на дорогах с интенсивным движением так называемых «интегрированных систем» (или иных систем) экстренной медицинской помощи.
Авторами разработана методика, позволяющая на основании определения принадлежности конкретной ДТК к одной из выделенных четырех категорий установить вероятный уровень безвозвратных потерь на догоспитальном этапе, а также число раненых, нуждающихся в госпитализации. Для этих целей разработана методика, включающая два этапа. На первом этапе выполняется идентификация категории ДТК по числу медико-санитарных потерь и пострадавших. На втором этапе определяется возможное число безвозвратных потерь и число лиц, нуждающихся в госпитализации.
Поскольку проблемы стационарного этапа оказания медицинской помощи пострадавшим и основные направления ее совершенствования были подробно представлены в разделе 1.4, остановимся здесь на заключительном периоде, направленном на уменьшение последствий ДТП (состоянии физического и психического здоровья пострадавших), снижение риска инвалидности, скорейшую интеграцию пострадавших в общество. Этим целям отвечает реабилитационный этап, который должен начинаться в стационаре и продолжаться в санаторных и амбулаторных учреждениях (Юрковский С. И., 2004). Основные задачи каждого из этих учреждений представлены на схеме 1.1.
При этом особо необходимо подчеркнуть, во-первых, необходимость преемственности в проведении реабилитационных мероприятий на всех этапах, во-вторых, их непрерывность и последовательность для обеспечения стойкого эффекта, в-третьих, комплексность (т. е. включение в сис-
|
тему реабилитации медицинского, физического, психологического, профессионального, социального аспектов) (схема 1.2).
В заключение можно отметить, что проблема дорожно-транспортного травматизма не только крайне сложна, но и многогранна. Она требует объединения усилий со стороны многих министерств и ведомств, служб и структур, правительственного контроля (схема 1.3), создания единой информационной системы, разработки ряда законодательных и организационно-методических документов. Особая роль в обеспечении безопасности на дорогах принадлежит системе здравоохранения, которая должна не только выступать в качестве координатора всех проводимых в данном направлении мероприятий, но и определенным образом перестроить свою деятельность в части улучшения медицинской помощи пострадавшим (ее ускорение, повышение качества на всех этапах оказания). Научно- методическому обоснованию решения указанных задач в определенной степени служит предлагаемая монография.
Правительство Российской Федерации разработала подробный план мероприятий, которые будут направлены на снижение дорожно-транспортных происшествий. Так, планируется ввести ответственность за агрессивное вождение, отправлять водителей, управляющие транспортными средствами в состоянии опьянения, на принудительное медицинское лечение в специализированные медицинские центры, значительно увеличить стоимость полиса ОСАГО для , по вине которых произошла аварии и многие другие меры для снижения аварийности в стране.
Всего предусмотрено 32 пункта, которые будут реализованы до конца 2016 года. Стоит отметить, что большая часть мер будут закреплены на законодательном уровне уже в этом году. План был разработан по поручению Президента РФ. Интернет-издание подробно изучила, утвержденный Дмитрием Медведем, план по снижению аварийности в стране.
Стоит отметить, что, несмотря на ужесточение ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения, тенденции по снижению количества аварий по вине пьяных водителей не наблюдается. Есть некоторые снижаемые показатели, но, по мнению Правительства и Президента, этого мало. Именно поэтому большая часть планируемых мероприятий направлены на водителей, управляющие автомобилями в состоянии алкогольного опьянения.
Одной из самых спорных мер, по ужесточению наказания за управления автомашиной в состоянии опьянения, которые предлагается ввести, это задержание автомобиля, которым управлял нетрезвый водитель. То есть , то машина будет задержана до внесения денежного залога в размере 50,000 рублей.
Это необходимо для обеспечения будущей уплаты назначенного штрафа судебным органом. Это не только повысит собираемость штрафов за управление автомобилем в состоянии опьянения (нередко, когда водители, лишившись прав, не платят назначенный судом штраф), но и, по сути, ужесточит действующую ответственность за пьяную езду.
Еще один пункт мероприятий направлен на введение термина "опасное вождение
" (агрессивное управление транспортным средством). Что именно будет приниматься за агрессивное вождение пока не ясно. Но вероятнее всего это может стать опасное маневрирование на дороге (игра в шашечки) или т.п. Также планируется ввести увеличенные конфиденты повышающие стоимость полиса ОСАГО для тех водителей, которые часто нарушают правила дорожного движения. Скорее всего, подобная мера будет принята на законодательном уровне в 2016 году.
В ближайшее время также планируется разработка законопроекта, который предусматривает более жесткую ответственность чиновников за качество и аварийность автомобильных дорог. Дело в том, что за последние 2 года, в России неуклонно растет количество дорожно-транспортных происшествий, которые произошли по вине дорожных служб или из-за плохого качества автодорог.
Также для улучшения ситуации с качеством дорог предусматривается введение специального мониторинга за качеством строительства и содержания автомобильных автодорог. В частности планируется, что любой водитель сможет с помощью интернета или мобильного приложения жаловаться на тот или иной аварийный участок дороги, что позволит властям оперативно реагировать на поступающие заявления.
План мероприятий направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Магические способности по дате рождения — особенности расчета
- PR в мифологии Древнего Китая
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев