Международные клубы кредиторов. Парижский клуб (The Paris Club) - это Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности


неформальное международное финансовое объединение стран-кредиторов, целью которого является урегулирование проблем, связанных с внешней задолженностью стран-должников и которое тесно сотрудничает с Международным валютным фондом

Парижский клуб кредиторов, страны-члены Парижского клуба, Парижский клуб кредиторов и МВФ, структура и протокол Парижского клуба кредиторов, основные задачи Парижского клуба, условия Парижского клуба, Россия и Парижский клуб

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Парижский клуб - это, определение

международная финансовая организация, в состав которой входят страны-лидеры и которая ставит своей целью кредитную и иную помощь странам-должникам, готовым принять ее на условиях проведения необходимых экономических реформ в рамках стабилизационной программы, поддерживаемой .

Парижский клуб - это международная организация, которая объединяет государства-кредиторы (в отличие от , который объединяет организации-кредиторы) и функционирует в тесном сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ).


Парижский клуб - это важнейшее неформальное финансовое лидеров всемирного хозяйства. Парижский клуб был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем суверенных государств. Парижский клуб кредиторов более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб кредиторов, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран: , Австрии, Бельгии, , .


Парижский клуб - это организация, главная идея деятельности которой заключается в том, чтобы проявлять заботу о наиболее бедных , имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб кредиторов решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую . Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная уступка в цене предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. "Парижский клуб" не имеет штаб-квартиры, а главное - устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области и обеспечения погашения задолженностей.


Парижский клуб - это неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которой выступила Франция. было создано в 1956 году, когда согласилась встретиться со своими в Париже. Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время – это реструктуризация задолженности развивающихся стран. С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 . .


Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных . По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом кредиторов. Однако Лондонский клуб - это объединение , главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем, испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Парижский клуб подводит итоги

Парижский клуб - это неформальное объединение официальных западных заемщиков, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки , срок по которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение убытков, связанных с стран-заемщиков.


Парижский клуб - это объединение стран-кредиторов, являющихся лидерами мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств. Парижский клуб кредиторов работает в двух направлениях: выдача кредитов развивающимся странам и реструктуризация уже имеющейся задолженности.


Парижский клуб кредиторов - объединение стран-кредиторов

Парижский клуб - это международная финансовая организация, объединяющая кредитные ресурсы стран-участниц. Парижский клуб во всех своих финансовых мероприятиях взаимодействует с Международным Валютным Фондом (МВФ) (МВФ).


Парижский клуб - это межправительственный институт ведущих стран-кредиторов, объединяющий около 20 стран.


Парижский клуб - это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую государств-участников в отношении долгов третьих стран. Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при проблем с погашением странами-должниками. Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб кредиторов приобрел с 1978 во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по и ).


Парижский клуб кредиторов - объединение экономически развитых стран мира

Система мировых финансовых учреждений не ограничивается Всемирным банком, МВФ и другими региональными банками. Стратегия этих учреждений не смогла открыть путь для долгосрочного решения проблемы задолженности. В центре же внимания мирового сообщества оказались две неформальных организации – Парижский и Лондонский клубы, благодаря своей роли в решении проблем платежного дисбаланса и коммерческого долга. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, в Лондонском клубе – задолженности перед коммерческими банками.


Характеристика Парижского клуба кредиторов

В рамках Парижского клуба страны, которые ощущают трудности в уплате долгов другим государствам и частным , проводят переговоры со своими заемщиками о пересмотре условий и графиков платежей. Наверное, само название «Парижский клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а, главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.


Парижский клуб кредиторов не очень известен широкой публике, что в определенной мере связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Тем не менее, за время своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в реализации международной стратегии в сфере кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Эта стратегия нередко корректируется, но в ее основе всегда лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурная перестройка с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения уже существующих долгов.


Первые переговоры в рамках Клуба были проведены в 1956 г. Наибольшая активность приходится на последние 20 лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму свыше 350 млрд долл.


Особенность структурной организации Парижского клуба кредиторов заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных госкредиторов, на котором председательствует высокопоставленное должностное лицо Франции.


Традиционно методы и процедуры деятельности клуба никогда официально не оформлялись в виде какой-либо документации. Однако, приведенные ниже пять принципов считаются руководящими в деятельности клуба:

Консенсус. Ни одно решение не может быть одобрено Парижским клубом кредиторов, если оно не является приемлемым для всех без исключения стран-кредиторов.


Солидарность между заемщиками. Ни один кредитор не старается договориться со страной-должником о лучших условиях, чем для других заемщиков Парижского клуба кредиторов.


Условия. Парижский клуб соглашается на переоформление задолженности страны-должника лишь в том случае, если в этой стране осуществляется программа, которая поддерживается МВФ в рамках соответствующего механизма верхних .


Международный Валютный Фонд

Сопоставимость условий. Страна-кредитор, которая принимает участие, а также любой двусторонний кредитор, который не принимает участия в работе Парижского клуба, ни при каких обстоятельствах не должны ставить ни одной из стран-должников условий, менее благоприятных, чем те, которые предусмотрены многосторонним соглашением, заключенным с Парижским клубом.


Действия исходя из конкретной ситуации. Любое решение, которое принимается Парижским клубом кредиторов касательно задолженности страны-кредитора, должны основываться на оценке конкретной экономической и финансовой ситуации в данной стране.


Официальные заемщики Парижского клуба, как правило, устанавливают два условия начала переговоров о переоформлении задолженности. Во-первых, заемщики должны быть уверены в том, что страна-должник не сможет выполнить своих обязательств по внешним платежам, если бремя ее задолженности не будет облегчено. Для этого страна-должник должна продемонстрировать, что она нуждается в финансировании. Во-вторых, кредиторы Парижского клуба также настаивают на том, чтобы страна-должник, которая добивается переоформления своей задолженности, обратилась к необходимым мероприятиям, с тем чтобы устранить причины, которые затрудняют осуществление платежей, и достигла стойкого улучшения своего положения по внешним платежам. Поэтому от должника требуется проведение мероприятий по стабилизации в рамках стабилизационной программы, поддерживаемой МВФ.


Условия переоформления задолженности Парижским клубом кредиторов, как правило, зависят от уровня в стране-должнике, а также от категории заема (коммерческий заем, предоставленный по рыночным ставкам, или заем, предоставленный на льготных условиях). Заемщики Парижского клуба в каждом конкретном случае решают, какие условия должны устанавливаться для той или иной страны-должника – льготные или обычные, причем это решение принимается исходя из уровня в данной стране.


Принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб кредиторов руководствуется тремя основными принципами:

Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности;


Обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную ;


Равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов (принцип равных условий).


Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом кредиторов. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, заемщики должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.


Угроза прекращения платежей

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба кредиторов достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью МВФ о состоянии страны на будущий год.


Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо , если они поместили сумму в местной валюте , равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в данной страны, и перевод средств иностранному заемщику в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого и не влечет никакой ответственности со стороны государства.


Проведение экономических реформ

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет с Международным Валютным Фондом (МВФ) о дополнительных ссудах».


У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба кредиторов возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.


Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.


Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации);


Ограничение вмешательства государства в экономику.


Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.


Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу для оценки реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, заемщики утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб кредиторов не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.


Правило равномерного распределения бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов также называют принципом равных условий. Он обеспечивает равномерное распределение среди заемщиков бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы заемщики Парижского клуба кредиторов, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный и срок погашения.


Указанный принцип распространяется и на заемщиков, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом кредиторов, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и , отсрочек и условий аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».


Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе кредиторов завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.


Переговоры в Парижском клубе кредиторов

Условия реструктуризации долга

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по , срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе кредиторов реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба кредиторов реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.


В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников:

Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия;


Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия;


Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия Парижского клуба;


Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.


Торонтские условия Парижского клуба

Торонтские условия были приняты в 1988 году. Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной развития (в настоящее время – 540 в год). Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам:

Вариант А (уменьшение суммы долга):

Списать треть долга;


Вариант В (долгосрочные долги) :

Проценты начисляются по рыночным ставкам;

Срок погашения - 25 лет, включая льготный период в 14 лет.


Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга) :

Предоставление льготных процентных ставок - выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половина рыночной ставки;

Срок погашения - 14 лет, включая льготный период в 8 лет.


Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским клубом кредиторов было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму в 5,8 млрд.. долл. Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.


Хьюстонские условия Парижского клуба

Хьюстонские условия были приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.


Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок - 8 лет.


Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период – 10 лет.


Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода, государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.


Критерии для пересмотра долгов:

Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долларов);

Соотношение суммы долга заемщикам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1,5.


Установленные показатели масштабов задолженности:

Сумма долга не менее 50% объема ;

Отношение суммы долга к стоимости не менее 275%;

Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.


Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Марокко и Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий было заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд. долларов.


Тринидадские условия Парижского клуба

Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия) были приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других беднейших государств.


Тринидадские условия заключаются в:

Аннулировании 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории;

Гибком графике платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника;

Реструктуризации оставшейся части долга на 25 лет;

Предоставлении льготного периода в 5 лет;

Реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке.


Для стран-должников, проводящих в течение не менее трех лет политику стабилизации и экономических реформ, поддерживаемую кредитами МВФ, зарезервирован вариант проведения операции с запасами долга, в рамках которой весь государственный внешний долг страны может быть сокращен единовременно на льготных условиях. В конце 90-х годов условия применялись в рамках инициативы МВФ и Мирового Банка по сокращению долгов беднейших стран с высокой задолженностью.В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода (в том числе 20 африканским странам южнее Сахары) Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя, из них 7 странам – на 67%.


Лионские условия согласованы в декабре 1996 года. Лионские условия - это условия реструктуризации внешнего долга наименее развитых стран с высоким уровнем задолженности, которые будут применяться наряду с Неапольскими условиями на втором этапе реструктуризации. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой оставшейся части в течение 40 лет при 8-летнем льготном периоде, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.


Лионские условия Парижского клуба кредиторов

Инициатива в отношении бедных стран

Следует отметить, что задолженность бедных стран все же остается высокой. К середине 1990-х годов стало очевидно, что сочетания существующих механизмов облегчения бремени задолженности, новой официальной помощи и комплексов мер политики, направленных на сокращение потребностей в заимствовании, было по-прежнему недостаточно, чтобы уменьшить долг до посильного уровня. В октябре 1996 года МВФ и Всемирный банк совместно объявили об Инициативе HIPC, призванной обеспечить комплексное решение проблем задолженности бедных стран.


Инициатива HIPC должна была решить долговые проблемы большинства бедных стран с высоким уровнем задолженности (первоначально 41 страна, преимущественно - в Африке), общая сумма которой приближалась к 200 миллиард долларов. Шестьсот миллионов человек населения этих стран живет в среднем на семь лет меньше, чем граждане других развивающихся стран, причем половина из них живет на сумму менее одного доллара в день. Основным препятствием на пути экономического и социального развития стран были обязательства по обслуживанию долга, которые поглощать большую долю (во многих случаях более половины) доходов от их экспорта. Инициатива HIPC, усиленная в 1999 году для обеспечения более широкого, глубокого и быстрого облегчения бремени задолженности, направлена на поиск постоянного решения долговых проблем этих стран путем существенного сокращения долга в сочетании с реформами политики, направленными на достижение долгосрочного роста и сокращение . Ключевым моментом здесь является обеспечение того, чтобы денежные средства, высвобождаемые благодаря облегчению бремени задолженности, пошли на цели устойчивого развития, с тем чтобы страны вновь не столкнулись с неподдающимися долгами, а их население смогло выйти из условий крайней убогости. Необходимые для этого меры политики непросты. Для их выработки и формирования консенсуса требуется время. Однако все большее число стран пользуется помощью международного сообщества благодаря принятию мер политики, которые позволяют им помогать самим себе. Со своей стороны международное сообщество, действуя через МВФ и Всемирный банк, предпринимает все усилия, чтобы обеспечить максимально быстрое получение помощи странами, которые в состоянии эффективно использовать облегчение бремени задолженности для сокращения бедности.


Общая "стоимость" инициативы HIPC - 40-55 миллиардов долларов. Мозамбик, Танзания, Малави и Замбия извлекли большую выгоду из инициативы HIPC - внешняя задолженность, оцениваемая по курсам наличных валют, сократилась у Мозамбика на 72%, у Замбии - на 63%, Танзании - на 54% и Малава - на 44%. Суммы, идущие на обслуживание внешних долгов, постепенно сокращаются и соответственно увеличиваются бюджетные статьи расходов на здравоохранение, образование и другие социальные цели.


HIPC

Стандартные (классические) условия - это :

Реструктуризация до 10% долга;

Срок погашения - 10 лет с 5-летним льготным периодом;

Рыночные ставки.


Протокол Парижского клуба

В Парижском клубе кредиторов проводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее заемщиками (страны-кредиторы представляют официальные лица из , экономики или иностранных дел). Представители МВФ, региональных банков развития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.


Сразу после открытия переговоров слово предоставляется представителю страны должника, который выступает с докладом об экономической и финансовой политике страны и излагает просьбу об отсрочке платежей по погашению долга. Затем выступают представители МВФ, МБРР и ЮНКТАД. В докладе МВФ основное внимание уделяется перспективам платежного баланса страны, в частности, прогнозам относительно финансирования предлагаемой экономической программы; представитель Всемирного банка анализирует перспективы долгосрочного развития страны и подчеркивает необходимость структурных преобразований. Далее представители стран-кредиторов задают вопросы представителям страны-должника и финансовых организаций о намечаемых экономических и финансовых предлагаемой программы, о мерах по ее осуществлению и о тех или иных аспектах просьбы об отсрочке платежей по погашению долга. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание без участия делегации страны-должника. При содействии представителя МВФ страны-кредиторы переходят непосредственно к предмету переговоров и начинают вырабатывать общую позицию относительно просьбы страны-должника об отсрочке платежей. Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, и председательствующий передает и разъясняет его условия представителю страны-должника. Как правило, представитель страны-должника выдвигает встречное предложение, настаивая на сближении условий заемщиков с положениями первоначальной просьбы. Эта процедура может повторяться несколько раз, и ее длительность определяется масштабами требуемых уступок и настойчивостью должника в достижении максимально выгодных условий.


Процесс реструктуризации начинается с того момента, когда страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику дальнейшие кредиты. Правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов. Если страна-должник имеет обязательство МВФ о выделении обусловленной суммы кредита на период требуемой отсрочки, Парижский клуб кредиторов назначает дату проведения переговоров. Если соглашения с МВФ нет, то Парижский клуб кредиторов напоминает стране-должнику об обусловленности отсрочки платежей обязательством должника проводить рекомендованную МВФ экономическую политику.


Переговоры о предоставлении отсрочки фактически начинаются с заседания представителей стран-кредиторов без участия делегации страны-должника, где подробно обсуждается вопрос о заявлении данного конкретного должника и вырабатывается общая стратегия для будущих переговоров. Затем приглашается представитель страны-должника (как правило, министр финансов или председатель Центрального банка), который выступает с сообщением о положении страны и излагает просьбу об отсрочке платежей.


Затем со своими замечаниями и комментариями выступают представители международных организаций. Главная роль отводится представителю МВФ: его выступление может оказать решающее влияние на результат переговоров. Как правило, представитель МВФ выступает с обширным докладом, подробно анализируя достигнутые страной-должником экономические показатели и прогнозы на будущее. В конце первого официального заседания представители стран-кредиторов задают вопросы представителю страны-должника. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание, на которое приглашается представитель МВФ. Это заседание проводится в главном конференц-зале, а делегация страны-должника в это время находится в небольшой комнате в другой части международного центра. В ходе прений вырабатывается комплекс рекомендаций. Председательствующий на заседании, который выступает и в качестве связного, передает эти рекомендации делегации страны-должника. Он обеспечивает обмен предложениями между двумя сторонами. После достижения соглашения секретариат составляет проект согласованного протокола, в котором официально фиксируются согласованные условия.


Согласно сложившейся практике председатель совещания, представители стран-кредиторов и страны-должника подписывают текст достигнутой договоренности, зафиксированный в согласованном протоколе. По традиции протокол составляется на английском и французском языках. С юридической точки зрения протокол носит рекомендательный характер. В нем содержится предложение кредиторам и правительству страны-должника провести переговоры о заключении двусторонних соглашений о пересмотре условий погашения долговых обязательств на основе положений протокола.



Деятельность Парижского клуба

Целью Парижского клуба, созданного в 1956г., является пересмотр условий внешних займов развивающихся стран во избежание одностороннего моратория. Парижский клуб кредиторов практикует сроков погашения долга или его части, списание 30-60% задолженности наименее развитых государств, продажу их долгов третьим странам или международным организациям.


Парижский клуб кредиторов не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба кредиторов традиционно является высокопоставленный чиновник минфина Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба кредиторов являются развитые страны-члены .


Председатель Парижского клуба кредиторов - высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции

По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба кредиторов подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий:

xreferat.ru - самая крупная база рефератов

gaap.ru - теория и практика управленческого учета

model.vscc.ac.ru - сайт экспертной обучающей системы

econtool.com - электронный справочник экономического инструментария

rusconsult.ru - официальный сайт группы компаний РУСКОНСАЛТ

mir-ekspertiz.info - мир экспертиз, библиотека юриста

IMF.org - официальный сайт Международного валютного фонда (МВФ)

finance-credit.biz - сайт, посвященный финансам, экономике и

youtube.com - самый крупный видеохостинг в мире ютьюб

ntv.ru - новости, видео, передачи телеканала НТВ

1tv.ru - официальный сайт Первого канала, новости, вещание

Источники интернет-сервисов

forexaw.com - информационно-аналитический портал по финансовым рынкам

Ru - крупнейшая поисковая система в мире

video.google.com - поиск видео в интернете черег Google

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Google Inc.

maps.google.ru - карты от Google для поиска мест описываемых в материале

Ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете черег Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материале

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

Лондонский клуб кредиторов – неформальная международная организация, объединяющая банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или отдельным юридическим лицам этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания – Лондон. Лондонский клуб кредиторов сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Лондонского клуба кредиторов состоялось в 1976 г. для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб кредиторов включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Лондонского клуба кредиторов составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Лондонского клуба кредиторов. БКК является органом выработки общих принципов по .

На регулярных заседаниях Лондонского клуба кредиторов принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой – жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д.

Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о . Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения должник может получить дополнительный кредит для обслуживания текущего долга.

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.

Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

Что это такое

Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

История

Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

Кредиторы

Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

Сборы и место встречи

Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

Парижский клуб: цели и функции

Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

  • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
  • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
  • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

Первый принцип

Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

Второй принцип

Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

  • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
  • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
  • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
  • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
  • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

Третий принцип

Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

Торонтские условия по реструктуризации

Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

  1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
  2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
  3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

Хьюстонские условия

Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

  • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
  • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

  • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
  • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
  • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

Другие условия

Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

Парижский клуб и Россия

Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

Вывод

Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.

В современных условиях Россия сотрудничает с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основ­ном входящими в Парижский клуб; коммерческими банка­ми (Лондонский клуб); коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

Совокупный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд долл. без учета про­центов.

Парижский клуб - неформальное объединение эконо­мически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Он сформировался на основе совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с по­гашением государственного долга странами-должниками. Ре­гулярную деятельность начал с 1978 г.

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участ­ников, но определен состав стран, имеющих право участвовать в его заседаниях. Каждое заседание посвящается одному кон­кретному должнику. На заседании присутствуют представите­ли страны-должника, стран - кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда. Большинство членов Парижского клуба - развитые страны, но в ряде случаев в за­седаниях клуба принимали участие развивающиеся страны- кредиторы (например, Бразилия).

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба как в качестве должника, так и кредитора. В 1997 г. она получила членство в Парижском клубе, что спо­собствует долгосрочной реструктуризации внешней задолжен­ности бывшего СССР и возвращению задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реор­ганизации долга между всеми членами Парижского клуба.

Парижский клуб в своей работе руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную эко­номическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два прин­ципа - это условия, которые страна-должник обязана вы­полнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий по­гашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным.

Наличие непосредственной угрозы прекращения плате­жей по погашению задолженности. Для пересмотра условий погашения кредита должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженнос­тей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии ее пла­тежного баланса на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как пра­вило, относятся к кредитам или особым финансовым услови­ям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в националь­ной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной страны, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валю­ты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необхо­димой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить
долг иностранному кредитору) не считается наличием непос­редственной угрозы прекращения выплат по погашению за­долженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

Выполнение должником определенных условий при проведе­нии экономической политики. Смягчение условий погашения за­долженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должник восстановил кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолжен­ностей лишь при условии принятия странами-должниками про­грамм макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

У должников, испытывающих финансовые трудности, за­частую накапливаются большие суммы неплатежей по пога­шению задолженности не только перед официальными и част­ными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следо­вательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает членов Париж­ского клуба возможности урегулировать финансовые отноше­ния с такими странами.

План преобразований МВФ, который излагается в письме- обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как пра­вило, следующие требования: ограничение роста денежной массы; сокращение дефицита государственного бюджета; кон­троль над предоставлением кредитов; совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем деваль­вации); устранение контроля над ценами; совершенствование торгового баланса; ограничение вмешательства государства в экономику.

На практике программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование,
здравоохранение и т. п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров (услуг) первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабиль­ности, правительства стран-должников нередко были вынуж­дены прибегать к репрессивным мерам против собственного на­рода.

Бывают и исключения из этого правила: если страна- должник не является членом МВФ, она обсуждает необхо­димые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической обстановки. Та­кие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же под­ход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия, ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кре­диты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

Равномерное распределение бремени непогашенных дол­говых обязательств среди кредиторов. Данное правило обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов задач по решению проблем, связанных с пересмотром условий пога­шения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы члены Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до оп­ределенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предостав­ляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий пога­шения задолженностей содержится требование в адрес стра­ны-должника о необходимости добиваться аналогичных ус­
тупок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших за­трат, однако для представителей стран-должников эта про­цедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но ино­гда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для до­стижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а иногда и не дают желаемого результата.

Лондонский клуб - это неформальная международная ор­ганизация, которая объединяет банки, предоставившие креди­ты правительствам или юридическим лицам отдельных стран, испытывающим трудности с их возвращением. Клуб сформи­рован в конце 1970-х гг. в Лондоне в связи с неспособностью не­которых стран отвечать по своим обязательствам.

Лондонский клуб включает ведущие индустриально раз­витые страны. На регулярных заседаниях принимаются реше­ния по урегулированию проблем непогашения задолженности. Лондонский клуб активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков по­гашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства страны-кредитора). Он является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны “треть­его мира”.

Лондонский клуб, как и Парижский, стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслужи­ванию долга. Ни один из этих клубов не является международ­ной организацией. Их “членский состав” нестабилен, и они не имеют официального мандата.

Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консульта­
тивный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, меж­ду Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пере­сматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный ха­рактер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулиру­ющие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхо­да затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков пога­шения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несу­щие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют Банков­ский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, но в состав данного руководящего комитета входит не более 15. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно полу­чить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непо­гашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей
процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает про­центные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Коммер­ческие банки предоставляют стране новый заем в качестве час­ти пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стра- не-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможнос­тей, который включает инструменты сокращения долга. Лон­донский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заклю­чения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продол­жительностью более 1 года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более 2-3 лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличивает продолжительность периодов консо­лидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Региональные финансовые организации Евросоюза. Ре­гиональные валютно-кредитные и финансовые организации Западной Европы преследуют цели обеспечения “гармонич­ного развития” ЕС, проведения согласованной политики по от­ношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. К основным региональным организациям ЕС относятся Евро­пейский центральный банк (ЕЦБ), созданный в июле 1998 г., Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, основан в 1958 г.), предоставляющий кредиты на срок от 7 до 20 лет, развиваю­щимся странам - до 40 лет, Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (основан в 1962 г.).

Европейский фонд регионального развития (основан в 1975 г.) осуществляет региональную политику в целях выравни­вания диспропорций в развитии отдельных регионов стран ЕС.

Европейский социальный фонд (основан в 1960 г.) оказы­вает финансовую поддержку социальной политике ЕС: финан­сирование программ снижения уровня безработицы, профес­сионального обучения и создания информационных систем о наличии вакансий рабочих мест.

Помимо перечисленных структурных фондов в ЕС функ­ционируют следующие целевые фонды:

Европейский фонд сплочения (основан в 1993 г.) участву­ет в финансировании проектов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС.

Кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых - 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, - на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части - по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения стала полноправным участником Парижского клуба.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг - обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...