Межличностные потребности. Теория межличностных потребностей


Эта теория представлена в работе Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Эта теория разрабатывалась на протяжении ряда лет и становилась «все более формальной, но необязательно более точной» .

Существо теории раскрывается в четырех постулатах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами. Во-первых, Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей , характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением.

В том и в другом случае возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и возможны отклонения в сторону «больше» или «меньше», что может приводить к соответствующим негативным последствиям. Так, болезнь организма или его смерть оказываются результатом неадекватного удовлетворения биологических потребностей, а психическое расстройство, иногда смерть, - результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Правда, организм способен на какое-то время адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения и тех и других потребностей. Например, ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей; развивает определенные образцы адаптации. Эти сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют, по мнению Шутца, способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. В этом, собственно, состоит существо второго постулата его теории - постулата «относительной преемственности и непрерывности».

Второй постулат теории Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности . Конкретной сферой продолжения опыта детства оказываются межличностные отношения взрослого.

По мнению Шутца, индивид во взаимоотношениях с другими следующим образом реализует опыт межличностных отношений своего детства. Когда он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации, аналогичной своей же позиции в отношениях с родителями в период детства, его взрослое поведение ориентируется на его поведение в детстве по отношению к родителям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации подобной позиции своих родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведение ориентировано на поведение его родителей или значимых других по отношению к нему, ребенку. Сразу же отметим, что этот момент теории Шутца является объектом критических замечаний со стороны зарубежных оппонентов, поскольку у автора остается без ответа вопрос о том, чем же определяется то обстоятельство, что один человек во взрослом состоянии, вступая в межличностные отношения, идентифицирует себя с родителями, а другой в том же случае воспроизводит свою собственную позицию, какой она была в отношениях с родителями в детстве.

Рассмотрим теперь, что Шутц конкретно понимает под постулированными им межличностными потребностями включения, контроля и любви. Включение он понимает как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, т.е. как потребность быть включенным в группу. Степень включения можно ранжировать от интенсивного взаимодействия до полного ухода от такового. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму и, по сути, игнорируют его. В этой последней ситуации ребенок становится тревожным. Его тревоги утихнут, лишь когда он будет адекватно интегрирован в семейную группу. Если этого не произойдет, он может, например, уйти в «скорлупу» одиночества.

По Шутцу, в зависимости от характера удовлетворения потребности включения в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального (undersocial) поведения, сверхсоциального (oversocial) или социального (social) поведения. Первый тип формируется опытом недостаточной интеграции в семье, второй - опытом чрезмерного включения в нее, а третий, идеальный, тип соответствует адекватной интеграции. Первый тип характеризуется тенденцией к интраверсии, уходу от взаимодействия, к сохранению дистанции между собой и другими. Поведение такого человека может принимать форму прямого неучастия или более тонкие формы ухода от включения (например, опоздание на собрания либо вообще их игнорирование и т.д.). Человек глубоко тревожится, полагая, что «никто не находит его заслуживающим внимания». Характерно, что, избегая взаимодействий, он теряет возможность проверить свое убеждение. Человеку второго, сверхсоциального типа, напротив, свойственно находиться постоянно в поиске контактов. Он шумный, требует внимания, навязывает себя группе, но может войти в группу, используя и более тонкие приемы, например, демонстрируя знание и умение. Наконец, третий, социальный тип, по мнению Шутца, - беспроблемный в межличностных отношениях. Он счастлив наедине с собой и счастлив с людьми. Он включается в группу или не включается в нее - в зависимости от ситуации. Главное, что бессознательно он относится к себе как к личности, заслуживающей внимания.

Межличностная потребность в контроле имеет отношение к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях. Соответствующее поведение может варьировать от слишком большой дисциплинированности - к отсутствию дисциплины вовсе, опять же в зависимости от характера отношений с родителями в детстве. Эти последние отношения можно ранжировать, полагает Шутц, от принуждающих отношений, когда родители полностью контролируют ребенка, принимая за него все решения, до вольных, так сказать, когда родители не вмешиваются и предоставляют детям свободу принимать решения самостоятельно. Как и в других случаях, идеальные отношения родителей с ребенком в детстве уменьшают его возможную тревожность, а слишком большой или недостаточный контроль ведет к защитным формам поведения. И тогда, пытаясь справиться с тревожностью, ребенок доминирует над другими, совсем отказывается от контроля или попадает под чей-то контроль. Соответственно Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контроля, обозначая их как «отказывающееся », «автократическое » и «демократическое ». Первый тип отличается тенденцией к смирению и покорности. В отношениях с другими он отказывается от власти и ответственности, предпочитая роль подчиненного, старается не принимать решения, когда этого можно избежать. «Подсознательно он чувствует, что не способен принимать ответственные решения и что другие знают об этом его недостатке. Отказываясь принимать решения, он может по крайней мере скрыть меру своей неспособности». «Автократ » характеризуется тенденцией доминировать над другими, он предпочитает принимать все решения не только за себя, но также и за других. «Демократ », естественно, является идеальным типом, успешно решая проблемы межличностных отношений в сфере контроля. Он чувствует себя комфортно и в позиции подчиненного, и в позиции, так сказать, носителя власти. В зависимости от требований ситуации может отдавать распоряжения, а может принимать их к исполнению. «Подсознательно он верит, что способен принимать ответственные решения, и не чувствует потребности доказывать это другим». Шутц предположил, что в случае развития патологии в сфере контроля она связана с типичным психопатическим поведением, которое отличается отказом следовать социальным нормам и уважать права других.

Наконец, третья межличностная потребность - это потребность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потребность нравиться и быть любимым. Выражения потребности любви могут быть позитивными (от аттракции до любви) либо негативными (от легкого неодобрения до ненависти). Следовательно, отношения ребенка с родителями могут характеризоваться теплом, одобрением, любовью или же холодностью, отвержением. Соответственно Шутц выделяет три типа межличностного поведения, вытекающих из опыта детства. Неадекватные отношения родителей с ребенком в эмоциональной сфере выливаются, по терминологии Шутца, в недостаточно личностное (underpersonal) или сверхличностное (overpersonal) поведение, тогда как идеальные отношения в этой сфере приводят результате к личностному (personal) поведению. В первом случае человек имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. Он поверхностно дружествен, сохраняет эмоциональную дистанцию и предпочитает, чтобы другие делали то же самое в отношении к нему. По мнению Шутца, основой подобного поведения являются тревога, глубокая озабоченность личности по поводу того, может ли она вызвать истинное расположение к себе, любовь. Человек озабочен тем, что его невозможно любить, и другие обнаружат это, как только он (в смысле эмоциональной привязанности) допустит к себе на более близкую дистанцию.

При сверхличностном типе поведения, наоборот, человек желает тесных эмоциональных связей и пытается строить именно такие эмоциональные отношения. С точки зрения Шутца, динамика поведения здесь аналогична первому случаю. Оба типа мотивированы сильной потребностью в любви, и оба связаны с большой степенью тревожности по поводу того, что они могут не нравиться.

Для лиц, которые успешно решают эти проблемы в детстве, эмоциональные отношения с другими, как правило, не представляют сложности. Личностный тип поведения предполагает, что человек может адекватно чувствовать себя и в тесных, и в дистантных эмоциональных отношениях. Он не встревожен тем, чтобы быть любимым, подсознательно полагая, что он - человек, достойный любви. Шутц предположил, что неврозы - это форма патологии, связанная как раз с характером удовлетворения межличностной потребности в любви.

Таково обстоятельное рассмотрение двух из четырех постулатов теории Шутца. Третий постулат касается такого важнейшего феномена межличностных отношений, как совместимость . Определение совместимости дано на уровне здравого смысла: две личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Постулат, собственно, утверждает, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. Шутц предположил три возможных типа совместимости и разработал пути их измерения.

В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.

Первый тип совместимости Шутц называет совместимостью, основанной на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности. А несовместимы две личности оказываются в той мере, в которой они различаются в отношении этой суммы соответственно в области каждой из трех межличностных потребностей.

Второй тип - инициирующая совместимость - обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Так, например, этот тип совместимости имеет место в области контроля, если одна сторона, вступающая во взаимодействие, желает доминировать, а другая - находиться под контролем. Наконец, реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. Например, диада совместима, если сумма включения, выражаемого одной личностью, соответствует сумме включения, желаемого другой личностью, участвующей во взаимодействии. Шутц специально разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять шестнадцать индексов совместимости. Им сформулировано девять теорем совместимости. Например, первая выглядит следующим образом: если две диады различны по совместимости, то более вероятно, что члены более совместимой диады предпочтут друг друга для продолжения личного контакта. Все последующие теоремы аналогичны в смысле близости к суждениям здравого смысла.

Последний постулат рассматриваемой теории касается группового развития . Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. В этом моменте обнаруживается большое созвучие теории Шутца и теории группового развития Бенниса и Шепарда. Основное различие состоит в добавлении Шутцем фазы включения как первой ступени. Формирование группы, по его мнению, начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происходит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обратном порядке: сначала нарушаются эмоциональные привязанности, затем разрушаются отношения власти, после чего следует фаза выхода из группы. Шутц проанализировал также групповое развитие с целью выяснения характера совместимости на различных стадиях групповой жизни.

При рассмотрении четырех постулатов, в которых представлено существо теории межличностного поведения Шутца, становится очевидным, что психоаналитическая ориентация данной теории не подлежит сомнению. Показательны и прямые ссылки автора на работы 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма.

Известно, что трудности и тупики объяснительной схемы классического психоанализа весьма рельефно были обозначены в различных ответвлениях неофрейдизма, пытавшегося модифицировать учение Фрейда. На наш взгляд, и в данном случае попытка преобразования и расширения сферы действия психоаналитических принципов обернулась наряду с эвристичностью демонстрацией их ограниченности. В контексте социально-психологических проблем особенно усугубляются такие аспекты психоаналитического учения, как отказ от анализа социальных детерминант психологических процессов и интерпретация личности как «по сути реактивного организма, обусловленного его ранними опытами». Хотя Шутц в своей концепции межличностного поведения в ряде моментов модифицирует позицию ортодоксального фрейдизма, эта модификация не выводит его за пределы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличностным отношениям. Как и у Фрейда, в теории Шутца неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная система внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей, реализуемых в сфере межличностных отношений.

В социальной психологии, социологии существует множество подходов, высказывающих собственную позицию в отношении типов взаимодействия. Отчего зависит, будем ли мы вступать в отношения с другим человеком? Почему некоторые отношения не заходят дальше определенной границы или вовсе ухудшаются?

Теория межличностных потребностей

Она предполагает, что установление, развитие, поддержание отношений зависит от того, насколько участники отвечают межличностным потребностям каждого в любви, присоединении и контроле над ситуацией (Шац).

Теория обмена (Джон Тибо и Гарольд Келли)

Они понимают взаимодействие людей с точки зрения обмена вознаграждениями (желательные результаты взаимоотношений) и издержками (нежелательные результаты), возникающими во время взаимодействия людей.

Другой подход к проблемам восприятия связан со школой так называемой «транзактной психологии» . Ее суть в том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Учет этих обстоятельств важен для процесса общения.

Перцептивная сторона общения выступает как обязательная составная часть общения, так как взаимодействие с другим человеком осуществляется под влиянием нашего восприятия. Наше социальное восприятие определяет множество факторов, среди которых, эффект ореола, эффект новизны, стереотипы, каузальная атрибуция.

Так, например, эффект ореола - это формирование специфической установки в отношении человека через приписывание ему определенных качеств. Так, общее благоприятное впечатление скорее всего приведет, к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого. Соответственно, общее неблагоприятное впечатление способствует формированию негативных оценок личности.

Другой эффект, эффект новизны , заключается в том, что в ситуациях восприятия знакомого человека последняя, т.е. более новая, информация оказывается более значимой. В более широком понимании эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, который сопровождает восприятие человека человеком. Он получил название «стереотипизации» . Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман в 1922 г., понимая под ним негативный феномен, связанный с ложностью и неточностью представлений. Таким образом, стереотипы - упрощенные и стандартизированные характеристики или ожидаемое поведение членов определенной группы.

В нашем обществе наиболее распространенными являются этнические, гендерные и возрастные стереотипы . Стереотипы выполняют двоякую функцию: с одной стороны, они призваны поддерживать порядок в обществе. Так, опираясь на стереотипы, мы упрощаем процесс познания другого человека. С другой, стереотипы могут привести к предубеждениям и дискриминации. Происходит это в случае, если суждение строится на прошлом опыте, который имеет негативное содержание. Тогда новое восприятие представителя той же самой группы может быть не-приязненным. В этом случае возникает необходимость совершенствования социального восприятия.

FIRO - «Fundamental Interpersonal Relations Orientation» («Базовые ориентации межличностных отношений»). Эта система была впервые описана Шутцем в 1958 году. На основании анализа многочисленных исследований межличностного поведения, проведенных в области детского развития, социально-психологических и клинических сферах, Шутц сделал вывод о том, что основные межличностные потребности - это контроль, включенность и привязанность, а все остальные могут быть описаны в рамках этих трех. Используя эти три потребности, может быть создан межличностный профиль индивида. Стремится ли он контролировать других, быть контролируемым или же довольно равнодушно относится к этому? Хочет ли быть включенным в общественную деятельность или нет? Стремится ли к близости или избегает ее? Информацию получают из самоотчетного опросника FIRO - B ("В" - от англ. «Behavior» - поведение. - Прим. пер.), состоящего из 54 вопросов, на каждый из которых нужно отвечать по шестибальной шкале и на выполнение которого требуется примерно пятнадцать - двадцать минут. Вопросы также поверхностные и без конца повторяющиеся, поэтому неудивительно, если искушенные пациенты будут раздражены и оскорблены.

Кажется, автор стремится охватить такие незначительные аспекты человеческого существования, какие мы обычно упускаем из вида, но тем не менее, существует много различных исследований, свидетельствующих о валидности этого теста.

Одна из таких работ - это изучение выбора соседей по комнате среди членов студенческой организации колледжа. Теория FIRO - B позволяет спрогнозировать количество аттракций между двумя индивидами. Например, между тем, кто стремится контролировать, и тем, кто хочет быть контролируемым (если две другие их потребности тоже пересекутся). Выбор соседей по комнате студентами колледжа был в значительной мере предсказан этой оценкой совместимости.

Инструмент сфокусирован на измерении поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений: «Включенность» - интенсивность контактов, «Контроль» - степень зависимости, «Эмоции» (в более поздней версии этот концепт заменили на «Открытость») - степень готовности делиться чувствами. Эти три измерения соответствуют трем шкалам опросника FIRO-B . С его помощью можно измерять, оценивать и предсказывать поведение человека в межличностных взаимодействиях: что он реально делает и что он хочет делать , соответственно - как другие люди реально поступают по отношению к нему, и как он хотел бы , чтобы они поступали.

Включенность - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми (психологически приемлемые), на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает контакты со всеми людьми» до «не устанавливает контакты ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда устанавливают с ним контакты» до «никогда не устанавливают с ним контакты»).

Потребность во включенности понимается как желание нравиться, привлекать внимание, вызывать интерес. На эмоциональном уровне - это потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса в общении. С точки зрения самооценки, потребность включенности проявляется в желании человека чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее этой потребности, направлено на установление связей между людьми. Быть непохожим на других, т. е. быть индивидуальностью, - другой аспект потребности во включенности: человек стремится быть замеченным, отличаться от других людей.

Контроль - потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «всегда контролирует поведение других людей» до «никогда не контролирует поведение других»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетентность и ответственность. На уровне самопонимания потребность в контроле проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью в контроле, относится к процессу принятия решения, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Выраженность потребности в контроле варьируется в диапазоне от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до желания быть контролируемым, избавиться от ответственности.

Аффект - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на эмоциональные отношения. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает близкие личные отношения с каждым» до «не устанавливает близких личных отношений ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения» до «никогда не завязывают близких личных отношений с индивидом»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. На уровне самопонимания - как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви.

Включенность относится, прежде всего, к формированию отношений, тогда как контроль и аффекция касаются уже сформированных отношений. Включенность можно проиллюстрировать как отношения «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию - «близко-далеко».

Опросник FIRO-B был разработан для того, чтобы помочь человеку понять собственное поведение и поведение других людей, объяснить, как потребности личности влияют на межличностные взаимоотношения. Его валидность и надежность подтверждены многочисленными исследованиями. Русскоязычный адаптированный вариант FIRO-B известен как опросник межличностных отношений (ОМО). С его помощью измеряются личностные характеристики и оцениваются отношения между людьми. Тип поведения диагностируется в трех областях - включение (I), контроль (С), и аффект (А), по шести шкалам:

Включенность

  • Ie (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь принимать других людей, поддерживать их интерес ко мне и участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и как можно чаще быть среди людей;
  • Iw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди вовлекали меня в свою деятельность и стремились быть в моем обществе.

Контроль

  • Се (демонстрируемое поведение самого индивида): пытаюсь контролировать других людей и влиять на них; стремлюсь руководить и принимать решения;
  • Сw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди меня контролировали, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект

  • Ае (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним теплые дружеские чувства;
  • Аw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Опросник ОМО содержит 54 утверждения. При тестировании рекомендуется соблюдать принцип добровольности. Давление на испытуемого повышает вероятность искажения результатов. Время на ответы не ограничивается (в среднем, заполнение бланка занимает 15 минут).

Опросник межличностных отношений (ОМО)

Инструкция:

Опросник предназначен для определения типичных способов Вашего отношения к людям. Здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать так, как, по их мнению, они должны себя вести. Но сейчас нас интересует то, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все же они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, по каждому пункту опросника отдельно, без оглядки на другие утверждения. Время для ответа не ограничено, но не стоит размышлять слишком долго.

Для каждого утверждения выберите вариант ответа, который кажется Вам самым подходящим.

Бланк для ответов (ОМО)

__________________________________________
Фамилия, имя, отчество

№ п/п

Утверждение

Ответ

Обычно
1

Часто
2

Иногда
3

По случаю
4

Редко
5

Никогда
6

Стремлюсь быть вместе со всеми
Становлюсь членом различных групп
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп
Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций
Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность
Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь
Стремлюсь задействовать других в своих планах
Стараюсь быть среди людей
Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения
Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно
Легко подчиняюсь другим
Стараюсь избегать одиночества
Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях
Стремлюсь относиться к другим по-приятельски
Предоставляю право другим решать вопрос о том, что необходимо сделать
Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное
Предоставляю право другим руководить ходом событий
Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными
Допускаю, чтобы другие оказывали большое влияние на мою деятельность
Стремлюсь установить близкие и сердечные отношения с другими
Позволяю другим судить о том, что я делаю
С другими веду себя холодно и безразлично
Легко подчиняюсь другим
Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими
Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь
Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в их деятельности
В обществе других стремлюсь руководить ходом событий
Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности
Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно
Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дискуссиях
Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски
Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно
В обществе стараюсь играть главенствующую роль
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь
Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно
Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу
Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности
Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно
Стремлюсь сильно влиять на деятельность других
Мне нравится, когда другие подключают меня к их деятельности
Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно
В обществе стараюсь руководить ходом событий
Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности
Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно
Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу
В обществе руковожу ходом событий

Обработка результатов

Результаты (в баллах) подсчитываются в соответствии с ключом к опроснику.

Ключи к опроснику

Для подсчета результатов лучше воспользоваться Бланком подсчета результатов . Ответ оценивается в 1 балл при совпадении с одним из ответов ключа, при несовпадении - в 0 баллов. Диапазон итоговых оценок по каждой шкале - от 0 до 9 баллов.

Бланк подсчета результатов


Нажмите на изображение для увеличения

Шкалы опросника


Нажмите на изображение для увеличения

  • индексы объема интеракции (е + w);
  • индексы противоречивости межличностного поведения (е – w) - внутри и между отдельными областями межличностных потребностей.

Результаты тестирования можно представить в виде таблицы :

или диаграммы :

Шкалы

Баллы

Интерпретация полученных результатов

Ниже приводится описание типичных тенденций поведения человека, соответствующих разным показателям значений по шкалам ОМО:

Включенность

  • Низкие оценки по шкале Ie - человек чувствует себя некомфортно среди людей, скорее будет демонстрировать склонность их избегать.
  • Высокие оценки по шкале Ie - человек чувствует себя комфортно среди людей, будет иметь тенденцию искать их общества.
  • Низкие оценки по шкале Iw - человек демонстрирует тенденцию общаться с небольшим количеством людей.
  • Высокие оценки по шкале Iw - человек имеет сильную потребность в принадлежности к группе, стремится быть принятым людьми.

Контроль

  • Низкие оценки по шкале Се - человек избегает принимать решения и брать на себя ответственность.
  • Высокие оценки по шкале Се - человек старается брать на себя ответственность, играть в коллективе ведущую роль.
  • Низкие оценки по шкале Cw - человек не принимает контроля над собой.
  • Высокие оценки по шкале Cw - человек демонстрирует потребность в зависимости, колеблется при принятии решений.

Аффект

  • Низкие оценки по шкале Ае - человек очень осторожен при установлении близких, интимных отношений с людьми, избегает таких отношений.
  • Высокие оценки по шкале Ае - человек демонстрирует большую склонность устанавливать близкие, интимные отношения с людьми.
  • Низкие оценки по шкале Aw - человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми устанавливает глубокие эмоциональные отношения.
  • Высокие оценки по шкале Aw - человек испытывает большую потребность в том, чтобы другие люди устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

Чем больше оценки приближаются к крайним значениям диапазона, тем вероятнее ожидать от испытуемого описанного поведения (в общих чертах). Величина полученной оценки определяет степень применимости приведенных выше описаний:

  • при экстремально низких (0–1) и экстремально высоких (8–9) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям, и при этом иметь компульсивный характер*;
  • при низких (2–3) и высоких (6–7) оценках поведение человека будет соответствовать описанным тенденциям;
  • при пограничных (4–5) оценках человек может демонстрировать обе описанные тенденции поведения.

Все оценки лучше интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений по конкретной выборке.

Для гармоничного взаимодействия человека с другими людьми необходимо равновесие в трех областях межличностных потребностей.

Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим. Два доминантных человека могут различаться в том, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный начальник отдела может с удовольствием подчиняться приказам руководителя (или жене), а лидер дворовой группы подростков - постоянно перечить своим родителям.

Опросник межличностных отношений широко используется в практике менеджеров по персоналу многих стран. Результаты тестирования применяется в следующих областях:

  • работа с кадровым резервом;
  • консультирование сотрудников по вопросам планирования и развития карьеры;
  • развитие лидерства;
  • разрешение (и профилактика) конфликтов;
  • формирование команд;
  • подбор персонала и др.

Полученная с помощью опросника межличностных отношений информация может помочь повысить удовлетворенность человека работой, увеличить результативность его деятельности. Лучше понимая свои потребности в общении с другими людьми, особенности своего поведения и поведения других людей, человек сможет использовать более эффективные способы коммуникации, искать альтернативные методы достижения своих целей. Склонность работать автономно или непереносимость одиночества, подчиняться или активно принимать на себя ответственность - эти и другие особенности поведения человека, его взаимоотношений с коллегами очень важно учитывать при адаптации новых работников, при подборе рабочих групп, в профконсультировании.

В прикрепленном файле, файл для расчетов в Excel
______________
* Компульсивность - повторяющееся, целенаправленное и намеренное поведение, возникающее как реакция на навязчивость с целью нейтрализовать или предотвратить психологический дискомфорт. Человек чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. Эта форма поведения может быть обусловлена болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, вызывающей внутреннюю тревогу, дискомфорт. Компульсивные действия, поступки совершаются под влиянием непреодолимого побуждения. Сознательный контроль компульсивного поведения затруднен.

Эта теория представлена в работе Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Эта теория разрабатывалась на протяжении ряда лет и становилась «все более формальной, но необязательно более точной» .

Существо теории раскрывается в четырех постулатах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами. Во-первых, Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением.

В том и в другом случае возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и возможны отклонения в сторону «больше» или «меньше», что может приводить к соответствующим негативным последствиям. Так, болезнь организма или его смерть оказываются результатом неадекватного удовлетворения биологических потребностей, а психическое расстройство, иногда смерть, - результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Правда, организм способен на какое-то время адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения и тех и других потребностей. Например, ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей, развивает определенные образцы адаптации. Эти сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют, по мнению Шутца, способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. В этом, собственно, состоит существо второго постулата его теории - постулата «относительной преемственности и непрерывности».

Вернемся к самому началу процесса воспитания ребенка. Как мы уже выяснили, для него самым важным являются в это время кормление (преимущественно грудью) и различ­ные действия, совершаемые родителями, когда они держат его на руках. Именно это поведение ребенок и воспринима­ет как поглаживание.

Как вы считаете, чего добивается ребенок, крича до по­синения в колыбели? Он хочет, чтобы его заметили. Дитя довольно быстро научается, что, как только ему это удает­ся, удовлетворение его физиологических потребностей про­исходит автоматически. То есть для того, чтобы выжить, ребенок должен получать внимание родителей.

С этого момента у человека формируется первая межлич­ностная, обращенная на другого человека потребность - потребность в признании, потребность в том, чтобы заметили, обратили внимание - прежде всего, конечно, близкие, значимые для него люди, а затем все остальные.

Уже для маленьких детей важна потребность играть, при м они готовы играть даже с теми детьми, которые не нравятся им и с которыми они могут подраться; тем не менее, они играют с ними, так как это удовлетворяет их потребность в признании.

Для ребенка очень важно, насколько часто на него обра­щают внимание, и если это делается слишком, по его мне­нию, редко, он пытается каким-то способом заполучить его: «Мама, где моя кукла?». Не менее важно, как это делается, и есть ли «качество» взаимодействия. Если с ним или с ней общаются как с уникальным и единственным Мишенькой или Варенькой, как с неповторимой личностью, то такое и шимодействие воспринимается как поглаживание и ребе­нок научается ценить себя, считать значимым человеком. Коль, напротив, с ребенком обращаются как с «пустым местом», как с безликим ребенком «вообще», то есть не учитываются его реальные потребности, а с ним поступают так, как «нужно» (Все дети должны есть манную кашу! Дети должны ложиться рано спать!), то ребенок, став взрос­лым, будет сомневаться в том, что он привлекателен, инте­ресен, что он может быть замечен другими людьми.

Поведение, направленное на удовлетворение потребности и признании, характеризуется большим количеством раз­личного вида контактов. В ответ на эти контакты и во нремя их взрослый продуцирует и показывает ребенку опре­деленные свои чувства и чувства, которые возникают у него как реакция на поведение дитя, выступая для него моделью поведения. Континуум поведения признания во взаимоотно­шениях родителя и дитя включает, от минимума до макси­мума: игнорирование, замечание, знание, обращение внима­ния, взаимодействие, интерес, признание, понимание.

Возрастной этап развития потребности в признании в какой-то мере параллелен оральной стадии в фрейдизме. В то время как психоаналитики делают ударение на домини­ровании эрогенной зоны, В.Шутц сосредотачивается на меж­личностных отношениях. Однако и психоанализ признает, что на оральной стадии взаимоотношения между родителем и ребенком концентрируются на замечании и контактирова­нии. Здесь еще не идет речь о контроле и приучении к дис­циплине и только зарождаются симпатия и любовь.

Трудности в удовлетворении ребенком его межличност­ной потребности в признании возникают, когда родители либоизбегают контактов с ним, либо его чрезмерно опека­ют. При избегании взаимодействий и необращении внима­ния возникает заброшенность, причем здесь имеет значе­ние, как мы уже говорили, качество и количество кон­тактов. При гиперопеке возникают трудности противопо­ложного характера. В этом случае родители включают ре­бенка во все свой дела и у него не остается возможности побыть наедине с самим собой.

Идеальные отношения между родителями и детьми в об­ласти признания находятся посередине между этими полю­сами. Родители часто и откровенно общаются с детьми и проявляют интерес к их делам, и наряду с этим позволяют ребенку побыть одному, какое-то время не общаясь с ним. Это оптимальные условия взаимодействия детей и родите­лей, которые дают возможность ребенку, когда он вырас­тет, одинаково хорошо чувствовать себя как в любой компании, так и в одиночестве.

Совершенно очевидно, что первый вид взаимодействия с ребенком приводит к воспитанию недосоциального, второй - сверхсоциального и третий - социального типа человека в удовлетворении межличностной потребности в признании.

Когда ребенок научается удовлетворять свою потребность в признании, на первый план в его жизни выходят пробле­мы, связанные с контролем.

Проблема контроля является центральной во взаимоот­ношениях родителей и детей, да и преподавателей и учени­ков тоже, поскольку их взаимодействия вращаются вокруг вопросов, связанных с дисциплиной. Вопросы дисциплины и управления фокусируются на том, кто будет принимать решения и каким способом. Ребенок должен быть научен, как принимать решения, но ему также должно быть позволено осуществлять их. Именно поэтому взаимоотношения роди­теля-ребенка и учителя-ребенка связаны с дисциплиной, контролем, властью, принятием решений, определением гра­ниц поведения, обучением правилам, управлением, руковод­ством, манифестированием независимости.

Фрейдистская анальная стадия сравнима с возрастным этапом формирования потребности контроля (хотя опять-таки можно указать на разницу в психоаналитическом ак­центе на эрогенную зону и внимание В.Шутпа к взаимодей­ствию). Главное приобретение этого этапа - появление у ребенка возможности воздействовать на родителей, получе­ние им власти. Ребенка начинают приучать к социально приемлемым формам дефекации и уринации, и это первое введение ребенка в мир дисциплины и порядка во многом будет определять его будущее поведение в области контро­ля. На этом этапе потребность в признании также важна, но она отодвигается на задний, по сравнению с потребнос­тью в контроле, план. Потребность в приятии все еще не­развита.

У родителей есть два верных способа затруднить ребенку научение принятию правильных решений - либо навя­зывать ему собственные, не давая продохнуть от опеки и распоряжений, либо предоставить ему распоряжаться его собственной жизнью, когда он еще не может этого делать. Дети, родители которых постоянно руководят ими, стано­вятся аутократами, дети же «попустительских» родителей вырастают абдикратами.

Идеальные отношения родителей и детей в области кон­троля находятся между полюсами попустительства и жест­кого давления. Родители позволяют детям принимать реше­ния относительно их собственной жизни в рамках возрас­тных возможностей и предоставляют детям так же право нести ответственность за принятые ими решения. Следует признать, что обычно мы поступаем как раз наоборот: мы решаем, а расплачиваются дети (например, дополнительные занятия иностранным языком, балетом, спортом, музыкой и т.п.), или же дети принимают решения, расплачиваемся мы (ребенок пригласил гостей, а убираем мы с вами за ним и его гостями; ребенок женился, а кормим его семью и за внуками ухаживаем мы). Делегирование и принятие ответ­ственности - этот тип отношений родителей и детей в/ области контроля приводит к тому, что возмужавшие чада!., одинаково комфортно чувствуют себя, когда они контроля-1 руки- других, либо когда они этого не делают; когда их | контролируют другие, либо когда они контроля не чувствуют. Ребенок, выросший в такой семье, становится демо­кратом.

Когда ребенок удовлетворяет свои межличностные по­требности в признании и контроле, на первый план высту­пает потребность в приятии. Эта область отношений связа­на с проявлениями любви, теплоты, симпатии, эмоциональ­ного приятия, а также эмоционального отторжения и нена­висти.

Эмоциональная окрашенность отношений отличает область приятия от признания. Например, мать может проводить много времени, занимаясь воспитанием ребенка. Она, помимо обычного приготовления еды, стирки, одевания и пр., дела­ет с ребенком уроки, занимается музыкой, водит его в спор­тивную секцию, изучает вместе с ним иностранные языки. Она надеется вырастить из него выдающегося человека, который станет знаменитым и отблески его славы упадут на нее. Но относится она к ребенку как к средству достижения своих целей, а не как к личности, безэмоционально.

Другая мать целый день проводит на работе и еще дома выполняет дополнительные задания. Дети видят ее, свобод­ной достаточно редко и практически все делают сами. Но, когда у нее появляется свободная минутка, она успевает приласкать ребенка.

Этап формирования потребности в признании параллелен фрейдистской фаллической и эдиповой стадиям. В это вре­мя проявляется сексуальное и эмоциональное чувство по отношению к конкретному, вполне определенному, выбран­ному человеку. Здесь требуется уже большая эмоциональ­ная зрелость. Прекращается нарциссическое чувственное сосредоточение на себе и начинается «отдавание» части себя окружающим. Личностное развитие предполагает преобла­дание приятия в этом возрасте.

Трудности у детей в области приятия возникают, когда родители их «задушивают любовью» - «залюбливают» либо не любят, отвергают. Залюбливание - обрушивание на ре­бенка большего количества любви, нежели он может спра­виться. «Опекающая мамочка» - так обычно описывают подобное родительское поведение. Сверхзащищающие ро­дители в основном сосредотачивают свои усилия в области

мнггроля, однако достаточно часто встречается и совмест­ите доминирование и залюбливание.

Нелюбимый, отвергаемый ребенок становится недопринимаемым взрослым, а залюбленный - сверхпринимаемым.

Идеальные отношения родителей и детей в области принимания лежат между полюсами отвержения и чрезмерной любви. Родители эмоционально принимают ребенка, дают ему много любви, но не больше его возможностей. Этот тип отноше­ний позволяет вырастить принимаемого человека, способ­ного устанавливать и поддерживать близкие, интимные от­ношения с другими людьми, с определенным человеком и, в го же время, чувствовать себя вполне комфортабельно в отсутствие подобных связей.

Родительско-детские отношения, приводящие к специфи­ческим формам поведения в удовлетворении базальных меж­личностных потребностей, отражены в таблице

Итак, на самом начальном этапе жизни ребенка основная для него межличностная потребность - признание, желание того, чтобы его выделили, заметили. Естественно, что ро­дители удовлетворяют эту потребность, как и другие меж­личностные потребности, в нерасщепленном виде - они одновременно обращают внимание, контролируют и любят (достаточно редко встречаются матери, которые кормят ребенка совершенно безэмоционально). Однако в этот жиз­ненный период эмоции ребенка сосредоточены в основном на самом себе, это нарциссический этап, потребность в при­ятии в целом реализуется за собственный счет. Поэтому в начале жизни человек реагирует больше не на отсутствие любви, а на отсутствие заботы. Отношения приятия подра­зумевают большую личностную сформированность обоих участников, когда каждый может что-нибудь дать, вложить в другого. Приятие начинает всерьез заботить ребенка где-то с возраста трех-пяти лот.

Следующий сложный этап в удовлетворении межличност­ных потребностей - подростничество, отделение от роди­телей и установление отношений со сверстниками. Форми­рование автономии начинается со сферы приятия, при этом должно сформироваться действительно эмоциональное при­ятие родителей, так как в противном случае возникает не­правильная половая идентификация и вытекающее отсюда чувство вины. Далее начинается автономизация в сфере контроля, наиболее драматичная для обоих сторон в под­ростковом и раннем юношеском возрастах. При этом часто возникают конфликты на почве ответственности и вытесне­ния с главной роли. Это продолжается до тех пор, пока каждая из сторон не пересмотрит свои позиции.

Только после того, как детьми решены проблемы при­ятия и контроля во взаимоотношениях с родителями, они принимаются за главную проблему автономизации - отде­ление от родителей. Зачастую это воспринимается обеими сторонами, но прежде всего родителями, как проблема при­ятия, как утрата, уменьшение любви детей к ним. Это происходит потому, что родители считают частые контакты с детьми проявлением любви, когда на самом деле это - проблема признания, и пока не будет найдено какое-нибудь другое свидетельство признания, проблема не может "быть решена (некоторые люди решают эту проблему всю жизнь - мужья, которые каждый день после работы заходят к мате­рям; тещи, ежедневно гостящие у молодых, и т.п.).

Другая проблема, стоящая перед детьми, - интегриро­вание в группе сверстников. Сначала - признание - быть членом группы. При реализации этой потребности возника­ют конфликты с родителями: «Для тебя друзья значат больше, чем мы». Далее - контроль. При этом в компании происходят ссоры и драки, в результате чего формируется иерархическая структура группы. Наконец - приятие, внезапное осознание половой дифференциации членов груп­пы, зарождение дружбы, начало ухаживания. Как мы видим, конфликты с родителями (и учителями) практически неиз­бежны, поскольку и в группе сверстников и с родителями дети решают противоположные задачи по удовлетворению основных межличностных потребностей.

Следующий этап развития - появление у человека соб­ственных детей. Это предполагает разрешение каждым ро­дителем своих взаимоотношений с друзьями, поскольку они уже не могут проводить много времени в компаниях - на свиданиях, вечеринках, танцах, гулять всю ночь. Все это время их занимают собственные дети. Этот переход дается людям с трудом, а в нашей культуре - особенно мужчи­нам. Сокращение контактов с друзьями - первое серьез­ное испытание семьи. Следующее - изменение семейных ролей и обязанностей в связи с появлением ребенка.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ЦИКЛЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Теперь мы имеем возможность по достоинству оценить грандиозную работу, проделываемую родителями. Они долж­ны достаточно часто контактировать с ребенком, чтобы удов­летворить его потребность в признании, однако эти контак­ты должны иметь еще и определенные качественные харак­теристики, позволяющие ребенку почувствовать и поверить в свою уникальность и неповторимость. При этом родители должны практиковать разумную частоту контактов, поскольку при недостатке контактов - игнорировании, у ребенка воз­никают трудности с идентификацией и формируется мало­социальный тип личности. При опутывании родители ни на минуту не выпускают ребенка из поля зрения (истошные крики таких родителей особенно хорошо знакомы жителям многоквартирных домов) и воспитывают у ребенка сверхсо­циальный тип личности.

Родители должны научить ребенка принимать самостоя­тельные решения, нести за них ответственность и они же должны ребенку позволить действительно самому принимать решения и за них же отвечать. Если родители все решают за ребенка, не дают ему даже дышать самостоятельно, то они способствуют формированию аутократа. Если же они позволяют ребенку делать все, что угодно, самостоятельно принимать любые решения, когда он еще не умеет этого делать, то формируется абдикрат. Лишь когда родители позволяют принимать решения в границах, соответствую­щих возрасту дитя, и обязательно нести ответственность за эти решения, формируется демократ (родителям при этом желательно иметь в виду, что границы самостоятельности растут, как и сам ребенок).

В области приятия основное значение имеет не количест­во контактов, а их эмоциональный «накал». Залюбливание обожающей мамочки приводит к формированию сверхпри­нимаемого человека, тогда как отвергание, равнодушие ро­дителей создают малопринимаемый тип. Только когда ре­бенку дают столько любви, сколько он может воспринять, формируется принимаемый взрослый человек.

Таким образом, мы можем теперь определить, как про­являются принцевость и лягушлчесть в поведении человека, в процессе реализации его базальных межличностных по­требностей. Мы можем теперь более четко определить по­нятие «принц». Принц это человек, который полностью удов­летворяет все межличностные потребности, то есть принц яв­ляется одновременно принимаемым, демократом, социальным.

Наличие же проблем в удовлетворении хотя бы одной из межличностных потребностей продуцирует лягушку. Есте­ственно, что у лягушки могут быть проблемы не только в одной, но и в двух и даже в трех областях, хотя это встре­чается реже. Кроме того, лягушка может пытаться спра­виться с проблемой активным способом - сверхсоциаль­ный, аутократ, сверхпринимаемый, равно как и пассивным способом - малосоциальный, абдикрат, малопринимаемый. Это дает нам, кроме уже рассмотренных трех типов лягу­шек - зеленой, серой, коричневой, еще двадцать шесть ее разновидностей в каждом типе. Все это опять-таки обеспе­чивает прекрасные возможности для дифференцированного тонкого анализа, однако в реальной практике вполне доста­точно выделения трех типов лягушек и подразделения зеле­ных лягушек, как наиболее часто встречающихся, на подви­ды - активный и пассивный с проблемой в какой-нибудь одной области.

Остановимся на том, как межличностные потребности проявляются в поведении человека в группе. На каждом этапе развития группы преобладает какая-нибудь одна тен­денция. Сначала решается проблема признания. Для каждогоконкретного члена группы это формулируется как вопрос «Быть в этой группе или быть вне ее?». Затем следует фаза, в которой наибольшую актуальность имеет удовлетво­рение потребности в контроле. Для члена группы вопрос звучит так: «Какое место в иерархии занять? Быть ввер­ху или внизу?». Наконец, наступает фаза приятия. Здесь вопрос формулируется следующим образом: «Быть эмоци­онально далеким или близким с каждым конкретным чле­ном группы и насколько?».

Внутри последовательно наступающих фаз член группы сперва определяет свои отношения с лидером, а затем - с остальными членами.

Фаза признания начинается с момента формирования груп­пы. Каждый из образующих группу людей устанавливает для себя, насколько эта группа для него привлекательна и хочет ли он быть ее членом. Стратегия поведения здесь следующая - человек демонстрирует свои черты и внима­тельно наблюдает, обращают на него внимание или нет. Если у него имеются трудности в области признания, то проявляется обычно Я-центрированное поведение - чело­век слишком много и чересчур откровенно говорит о себе, рассказывает свою биографию и опыт общения в других группах.

Каждый решает вопрос об уровне своей включенности в эту группу, в ее дела. Например: «Как много себя я могу посвятить этой группе? Насколько значим я в ней буду? Примет ли меня группа таким, каков я есть, или мне придется измениться? Не смешаюсь ли я с другими чле­нами группы?».

Это проблема идентификации. Первое решение человека о группе - как много контактов, взаимодействий, комму­никаций у него здесь будет.

Основная задача фазы признания - определение при­надлежности к группе, связи с ней и уровня включенности в ее жизнь. Для ее решения применяются специальные про­цедуры, т.н. времяпрепровождения. Это внешне малосодер­жательные разговоры о погоде, просмотренных кинофиль­мах, одежде, драках, любовные истории, разговоры о мар­ках автомобилей - тема, в принципе, не очень важна. Ос­новное назначение подобных процедур - показать свои качества и посмотреть на других. Можно наблюдать, кто и как к вам относится и выяснить отношение к себе лидера группы.

С особым вниманием исследуется каждым членом груп­пы отношение к себе лидера, а также его отношение к груп­пе в целом. Если лидер не проявляет интереса к чему-либо, то и другие члены группы чувствуют, что им незачем забо­титься об этом. Трудно всерьез заинтересоваться членством в группе, если ее лидер совершенно не обращает на вас внимания.

Другой важный аспект деятельности лидера, за которым самым тщательным образом наблюдают члены группы, - насколько полно лидер отдает группе свою энергию, сколь­ко времени он ей посвящает - это влияет на ощущение членами своей безопасности в группе. Отсутствие интереса лидера к группе требует от ее членов собственных усилий по обеспечению безопасности, что снижает привлекатель­ность членства в группе.

После принятия удовлетворительного, но обязательно окончательного решения об отношениях с лидером, внимание переносится на отношения с членами группы. Тщательно регистрируются опоздания, отсутствие одногруппников, сте­пень их участия в делах коллектива, активность в деятель­ности других групп. Таким образом выявляются «тихие» члены и такие, за кем надо «приглядывать».

После реализации потребности в признании, появления чувства «мы» на первое место выступают проблемы приня­тия решений, распределения ответственности и разделения власти.

Характерными для группы на этом этапе являются:

■ борьба за лидерство;

■ дискуссии о принятии решений;

■ распределение ответственности.

Тревога центрируется вокруг.вопроса: «Сколько влия­ния и ответственности мне необходимо?» Каждый член группы стремится устроиться таким образом, чтобы полу­чить оптимальный для себя уровень власти и зависимости.

Во время прохождения фазы контроля борьба за власть, влияние, управление начинается, прежде всего, с лидером. Эта борьба предполагает действия по двум направлениям сразу:

1. Лишение лидера части руководящих функций, чтобы им можно было в определенной степени управлять;

2. Атрибутирование лидеру дополнительной ответствен­ности за любые аспекты деятельности группы.

На этом этапе враждебность к лидеру может выражать­ся в попытках либо удалить, либо утихомирить его. Часто высказывается разочарование в применяемых лидером ме­тодах руководства, а также в способностях лидера полнос­тью реализовывать свои функции.

Когда вопросы взаимоотношений с лидером в фазе кон­троля решены, внимание переносится на других членов груп­пы. Начинается борьба за внимание и одобрение лидера, особые с ним отношения. Это борьба за изменение иерар­хии в группе, борьба за влияние со своей группой (за ис­ключением лидера), борьба за право быть «первым помощ­ником» лидера. В основе всего этого лежит подавленное или подсознательное желание стабильности группы - что­бы никто никогда не смог сменить существующего лидера (неизвестно, каков будет новый и как это отразится на мне и группе в целом) и надежда, что он всегда будет во всем брать верх.

Фаза контроля сменяется фазой приятия, когда начина­ется эмоциональная интеграция. Для нее характерен, преж­де всего, эмоциональный элемент отношений - парование, открытое проявление позитивных чувств, а также враждеб­ности, ревности. Тревога фокусируется на страхе «не нра­виться», основной вопрос: «Быть слишком близко или слишком далеко к определенному члену группы?».

Во время прохождения этой фазы каждый член группы борется за наиболее удобную позицию в получении и даче приятия. Как шопенгауровские дикобразы, члены группы колеблются между желанием теплых отношений и болью от действий других.

Прежде всего проясняется вопрос: «Нравлюсь ли я ли­деру и нравится ли он мне?». На первый план выходит ревность, неразделенная любовь, обмен эмоциями, сексу­альная привлекательность. Каждое действие, взгляд, даже гримаса лидера, случайное слово интерпретируются в лич­ностном плане.

Затем выясняются чувства по отношению к каждому члену группы. Происходит разбиение на дружеские и любовные пары. В группе нарастают интимность, тепло, нежность друг к другу. Не обязательно всякий член группы любит каждого, но отношения становятся более эмоционально глубокими и адекватными.

В жизнедеятельности любой человеческой группы обяза­тельно представлены все перечисленные фазы ее развития. Вместе с тем, степень выраженности этих фаз может быть различна. Кроме того, движение отдельных членов группы в процессе удовлетворения основных базальных межлич­ностных потребностей, случается, не совпадает с движением группы в целом. Для некоторых участников коллектива мо­жет являться проблемой удовлетворение тех или иных по­требностей и они как бы задерживаются в этой фазе. Обычно такие «ретарданты» легко различимы в группе.

Следует учесть еще один момент динамики группы - прохождение той или иной фазы вовсе не означает, что проблема полностью снята. Группа возвращается к ней, но уже на новом уровне. Однако, если на предыдущих этапах в какой-то фазе потребности не были полностью удовлетво­рены, возникли затруднения, то это деформирует отноше­ния в группе и существенно затрудняет ее развитие.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...