Монастыри в которых пишут иконы на заказ. Иконописные мастерские при монастырях


Не все знают, но не всегда в иконописных монастырских мастерских подвизаются исключительно монахи. Особенно это касается столичных обителей. Зачастую наряду с монахами рука об руку трудятся и приглашённые иконописцы. А есть монастыри, где вообще нет своих иконописцев. Т.е. все мастера приглашенные. Г подход позволяет повысить качество изготавливаемых икон, при определённой оптимизации процесса. Скажем больше. Все, что идёт на пользу монастырю, иконописи и заказчику имеет право на существование.

Так, например, есть монастыри, которые вообще не имеют своих собственных мастерских. Тем не менее все заказы на написание икон выполняются. Просто выполняются они на производственных мощностях, если можно так выразиться, других иконописных мастерских.

Принимаем заказы на написание икон от монастырей, храмов и частных лиц

Связаться с нами можно посредством телефона или письма на E-mail, которые указаны в разделе

Так, если говорить конкретно про наших мастеров, то мы подвизаются и на своих площадях, и на площадях различных монастырей. Где то это разовые работы, а где то постоянное сотрудничество. Поскольку рабочий стаж наших иконописцев приближается к 25 годам, то не по кривом душой, если скажем, что мы в разное время сотрудничали практически со всеми основными

  • Монастырскими иконописными мастерскими
  • Частными мастерскими
  • Групповыми артелями иконописцев

В настоящее время особенно плодотворно и на постоянной основе мы сотрудничаем с Новодевичьем монастырем.

Заказ икон в монастыре

Из вышесказанного можно почерпнуть следующую информацию. Все таки не так важно где именно вы заказываете икону. Более существенно кто именно будет выполнять заказ. В идеале, опытные и постоянные заказчики оперируют не местом (Новоспасский монастырь, Даниловский или Симоновский), а личностью мастера. Т.е. конкретным иконописцем или артелью, который будет выполнять заказ.

Именно это позволяет заказчику наиболее ясно представлять что именно и в какие сроки он получит. Не секрет, что не смотря на определённую унификацию (прориси, каноны) у настоящего мастера есть свой фирменный стиль. Это не всегда проявляется явно, но всегда видно тому, кто в этом разбирается. Сведущий человек практически моментально узнает руку конкретного мастера написавшего ту или иную икону.
Есть и другой аспект. Чем меньше цепочка между заказчиком и исполнителем,

  • Тем лучше мастер понимает задачу
  • Тем быстрее осуществляется работа (написание образа)
  • И тем меньше конечная цена

Даже в таком деле, как написание икон работают все те-же законы бизнеса. Чем меньше посредников, тем дешевле изделие.
Понятно, что монастыри выступают в роли некоего гаранта качества, но не стоит думать, что если вы закажет икону в монастыре, то она приобретёт некую особую духовность. Качество иконы определяется мастерством иконописцы и его искренностью, молитвенным настроем и трудозатратами.
Скажем больше. Случалось и не раз, что иконы заказанные в известных монастырях потом приходилось исправлять. А иногда в дело вообще вступают аферисты. Так один человек возжелал что бы икону написали афонский монахи. Проект был не из дешёвых и пару раз монахи даже приезжали в Россию. Роты велись чуть ли не год, но в результате ожидания не оправдались. Большая храмовая икона была выполнена на очень низком уровне, не соответствовала достигнутым договоренностям и имела существенные недостатки. Впоследствии над ней пришлось серьёзно работать уже местным иконописцам. Кстати к греческой стороне остались вопросы (так и не получившие ответов). Например, что за монахи писали икону, из какого монастыря, да и монахи ли они были…

Готовые Монастырские иконы

Между Монастырскими и Частными иконописными мастерскими есть одна существенная разница. Монастырские иконописцы могут позволить себе работать, что называется «на склад». Оно и понятно. Через монастырь проходит большое количество народа. Это и собственные прихожане и паломники. Соответственно в иконной лавке монастыря продать готовые иконы вполне реально. А если вести статистику и учет, то можно с большой долей вероятности прогнозировать спрос на те или иные иконы.

Частная мастерская или при небольшом храме не может позволить себе такого. Иконопись требует вложений. Как материальных - на краски, доски, кисти, так и физических - непосредственный труд иконописца. И написав несколько икон такая мастерская попросту истощит свои ресурсы. И людские и материальные. А поскольку сбыт у частной мастерской затруднен, то написанные икону банально могут лежать месяцами не продаваясь.
Отсюда вывод: Если вы хотите купить готовую икону, то сделать это в монастыре будет проще и правильнее. Правда и цена будет выше. Да и сам образ будет написан без учёта ваших индивидуальных пожеланий. А вот заказывать икону правильнее непосредственно общаясь с мастером, который будет её писать.

Иконные лавки при монастырях и храмах

Наивно было бы думать, что все иконы и церковная утварь, продающие в монастырях или храмах произведены в иконописных мастерских этих монастырей. Конечно же нет. Если у монастыря и есть свои иконописцы, то в первую очередь они покрывают собственные нужды и уже во вторую очередь какие то иконы поступают на продажу. В подавляющем большинстве случаев действует следующая схема:

  • Некая компания заказывает за рубежом или на территории России ассортимент продукции. Иконы, киоты, облачная и т.п.
  • Далее у этого поставщика по оптовым ценам покупают товар более мелкие предприниматели.
  • Именно они, заложив в цену свою прибыль, разводят иконы и утварь по Монастырским лавкам и магазинам при храмах.
  • Монастырские лавки и храмов магазины так же добавляют к текущей стоимости свою прибыль и выставляют товар на витрину.

Итак, покупатель, который решил приобрести икону, заплати за неё три наценки. Не исключение и история с заказом икон в монастырских мастерских. Если, икону пишут не собственные мастера (а в большинстве случаев это именно так), то в цену иконы будет заложена дополнительная прибыль. Т.е. Что-то получит иконописец, а что-то монастырь, за то, что принял заказ на написание иконы.

Именно это-то факт в очередной раз приводит нас к простой и ясной мысли, которая уже звучала выше: Самый оптимальный путь - заказывать иконы непосредственно у мастера, который будет её писать. И поставленная цель (равно как и контроль за исполнением) будет яснее, и цена оптимальнее.

В заключение хочется добавить, что мы никоим образом не принижаем и не отговариваем от общения с Монастырскими иконописными мастерскими. Для многих этот путь выглядит более притягательным, ведь монастырь имеет свою ауру что-ли в общей истории создания иконы. Однако есть люди, которые предпочитают более тесное общение с исполнителями заказа, да и сэкономить были бы не прочь.

Многие православные люди безусловно имеют определенный пиетет к монастырям и всему тому, что из них исходит. Будь то церковная утварь, иконы или пирожки. Ни в коей мере не желаем хоть как-то и хоть кого-то задеть, но постараемся немножко раскрыть некоторые аспекты «внутренней кухни» монастырской жизни.

Зачастую те товары, которые реализуются на территории или под эгидой какого-либо монастыря могут иметь к нему весьма опосредованное отношение. Так, например, иконы, которые продаются в церковной лавке не обязательно будут написаны монахами или насельниками обители. Иногда даже сам магазин, просто арендует помещение у монастыря и реализует в нем свою (пусть и профильную) продукцию. Или пресловутые пирожки. В подавляющем большинстве случаев это просто пирожки, которые где-то были выпечены, привезены в монастырь и там продаются. Собственно, они и не должны выпекаться на территории монастыря. Ведь это совершенно не монастырская сфера приложения.

Монастырские мастерские по изготовлению икон

Здесь мы можем наблюдать ту же самую ситуацию. Есть два основных типа мастерских

  • Иконописная мастерская организованная монастырем

В первом случае мы имеем мастерскую, которая полностью контролируется руководством обители, создана при его участии и имеет своей деятельностью написание икон, а иногда еще и учебные мощности. Т.е. мастерская не только пишет иконы, но и обучает новых иконописцев.

Во втором случае, как и писалось выше, некая свободная артель арендует производственные мощности у монастыря и осуществляет свою независимую деятельность.

Стоит отметить, что многие иконописцы имеют горячее желание сесть под крыло того или иного монастыря. Ведь это и дополнительный приток клиентов, и определенный авторитет. Быть иконописцем Иваном Петровым и быть иконописцем Иваном Петровым из мастерской при монастыре - разные вещи;)

Конечно же православный монастырь, с точки зрения торговли иконами это «бренд». Это и доверие потребителя, и сосредоточение целевой аудитории. Именно в силу этого той самой «целевой аудитории» - т.е. нам с вами не лишним будет знать (при желании заказать икону в иконописной мастерской при монастыре) насколько эта мастерская монастырская.

География иконописных монастырских мастерских

Можно выделить несколько категорий монастырских мастерских

  • Иконописные монастырские мастерские, расположенные в Москве и Московской области
  • Иконописные мастерские при монастырях, расположенные в других федеральных округах России
  • Иконописные мастерские, не имеющие постоянной «прописки» и рекламирующийся в среде Интернет.

Можно отметить, что в силу сложившихся обстоятельств самые сильные иконописные школы сгруппировались в Москве и Московской области. Столичных иконописцев очень часто приглашают расписывать храмы и писать иконы не только в разные города всей страны, но и за рубеж.

Федеральные иконописные мастерские так же обладают высоким уровнем исполнения, но при условии того, что это сложившийся коллектив профессионалов. Как правило, одиночные провинциальные мастера не дотягивают до столичного уровня. Иконопись - кропотливое занятие. Здесь много нюансов, секретов мастерства, нужны определенные материалы и инструменты. На местах не всегда хватает хороших учителей (у кого можно было бы перенять опыт), образцов (с которых можно было бы брать пример), а также качественных современных красок, кистей и других расходных материалов. Но, все это с лихвой компенсируется самобытностью исполнения. В иконописи есть традиции и они сильны, но написание иконы - это живое дело, это не ксерокс и не копир.

По поводу интернет-мастерских есть следующая мысль. Если за годы работы иконописная артель не смогла проявить себя в некоем масштабе, не заручилась поддержкой неких храмов и монастырей, не смогла фундаментально утвердиться на каком-то одном месте, то стоит задаться вопросом - почему?..

Что, помимо молитв, делают сёстры в обителях, узнал АиФ.ru.

Когда русские монастыри только появились, монахи и послушники занимались в них лишь «домашним ремеслом», позволяющим обеспечить себя всей необходимой одеждой, обувью и предметами быта. Вещи они производили намеренно с избытком, чтобы продавать или обменивать остатки на продукты. На рубеже XVIII-XIX веков ситуация в корне изменилась. Братия перестала надеяться на волю случая и нестабильных покупателей и стала выполнять работы на заказ. Шила облачения для священников и диаконов, писала иконы, мастерила покровы на предметы интерьера, военные мундиры и знамёна. В XXI веке монастыри шагнули ещё дальше. Многие из них стали держать собственные магазины и ларьки с «церковной продукцией».

Насельник Данилова монастыря иеромонах Михей рассказал, что монастырское производство очень зависит от местоположения обители. Так, например, в Валаамском монастыре, что располагается на берегу Ладожского озера, выращивают рыбу, в том числе форель. Свежую и замороженную, её продают многочисленным паломникам и туристам. Однако, несмотря на хороший спрос среди населения, все товары, которые изготавливают в скитах, идут сначала на нужды братии, а только потом — на продажу.

«Конечно, первостепенная задача монастырей — это чтение молитв за мир, за Отечество, за свою душу. Но даже в Святом Писании сказано: „Молитесь и трудитесь“. Поэтому каждая братия в обязательном порядке занимается ещё и хозяйственной деятельностью: одна собирает грибы, заготавливает ягоды, другая ловит, сушит и вялит рыбу, третья делает различную деревянную мебель, четвёртая создаёт пасеки и собирает мёд для сбитней и медовухи. Есть и те, кто разводит овец, а из их шерсти вяжет шапки, варежки да шарфы.

В больших монастырях существуют собственные земляные наделы, где сеют кукурузу, овёс и пшеницу. Последнюю перемалывают в муку, из которой потом делают вкусную выпечку. У нас в Даниловом монастыре есть замечательная пекарня, готовящая сладкие пирожки, печенье, пряники и бездрожжевой хлеб. А в ските Сергия Радонежского делают отличные сыры, йогурты и даже мороженое. Там же выращивают овощи, фрукты и виноград, который превращают в вино для причастия», — рассказал иеромонах Михей.

Но самое необычное, по его словам, занятие у сестёр из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря в Коломне. Они разводят среднеазиатских овчарок, иначе — алабаев. Монахини вместе с матушкой игуменьей Ксенией выращивают собак элитной породы, которые не только охраняют обитель, но и участвуют в выставках. Из желающих приобрести у них щенков выстраиваются очереди. А ещё на территории монастыря обитает верблюд.

При обителях частенько живут коровы, куры и лошади, а кто-то даже страусов держит.

«Сейчас люди доверяют монастырям так же, как в Советском Союзе — „знаку качества“. Они знают, что пищевой продукт, купленный в обители, будет обязательно хорошим и экологически чистым: безо всякой химии и гербицидов. К тому же он будет приготовлен с молитвой и окроплён святой водичкой. А деньги, вырученные с его продажи, обязательно пойдут на благое дело: на нужды воскресной школы, центра духовного развития молодёжи, тюрем, больниц и онкоцентров.

Иногда монастырские изделия покупают и крупные предприятия. Так, например, компания „Вимм-Билль-Данн“ приобретала товар у Сретенского монастыря», — заключил насельник Данилова монастыря.

Пастух-мужчина. Как живёт женский монастырь в Ростове-на-Дону

Свято-Иверский монастырь остаётся единственным женским монастырём в Ростовской области. Находится обитель в Ростове-на-Дону, и путь к ней покажет всякий житель Северного жилого массива или Каменки. Это ярчайшая достопримечательность города-миллионника.

Монахини только что собрали урожай айвы. Фото: / Виталий Колбасин

Вход свободный, и в церковные праздники здесь многолюдно. Посещают место как паломники, так и все желающие. Кто впервые попадает на территорию общины, тот обращает внимание не только на величественный златоглавый Свято-Троицкий храм, но и на ухоженные клумбы из многолетних цветов, аллеи, вдоль которых растут декоративные хвойные и лиственные деревья. Можно подумать, что вы зашли в ботанический сад, а некоторые туристы сравнивают место с Черноморским побережьем Кавказа. Вся эта рукотворная природная красота есть результат трудов послушниц.

«Есть ошибочное мнение, что наши обитатели выполняют чуть ли не каторжный труд, но это, конечно, не так, послушание даётся по силе каждой сестре, у нас сочетается и физический труд, и молитвенный», — говорит настоятельница Свято-Иверского монастыря игумения Рахиль (Ковалёва) .

Жизнь 35 монахинь устроена особым уставом, а день расписан по минутам. На 30 гектарах земли есть виноградники, огороды, скотный двор с сеновалом, на котором содержат коров и домашнюю птицу. В келейном корпусе, куда вход туристам запрещён, действует швейная мастерская: сёстры сами себя обшивают.

Скотный двор Свято-Иверского женского монастыря в Ростове-на-Дону. Фото: / Виталий Колбасин

Весь день жителей монастыря проходит в неустанных трудах. Ранним утром просфорницы ставят тесто для выпечки просфор, коровницы идут управлять в коровник, трапезницы готовят пищу, огородницы возделывают землю, занимаются на клумбах благоустройством и украшением территории. Поработав, сёстры поют на клиросе, завораживая гостей своим распевным голосом. Каждая послушница за что-то отвечает.

Инокиня Вивея говорит: «Я встаю в полпятого утра, иду на скотный двор, дою коров, кормлю животных и ухаживаю за ними, сено нам привозят, мы его складываем, заготавливаем на зиму».

«Богослужебный литургический хлеб — просфоры — печём до позднего вечера, а когда Пасха, то нужно испечь три тысячи просфорий. Когда приступаем к работе, то важно душевное настроение, тогда и хлеб получается вкусным», — уверена инокиня Нифонта .

Испокон веков в монастырях выращивали свой виноград, из которого делали вино, в дальнейшем используя его на причастии. Вот и в Свято-Иверском монастыре есть виноградарь: инокиня Ираклия .

«Недавно занимаюсь виноградарством, мы выращиваем поздние сорта, хочу посадить ранние виды, когда виноград сажаю или собираю, то совершаю это действо с молитвой», — говорит она.

Виноград выращивают в монастыре традиционно с дореволюционных времён. Фото: / Виталий Колбасин

В момент моего посещения монастыря несколько его обитательниц трудились на виду у прихожан: убирали плоды с айвового дерева. Желающих угощали дарами природы. Ветки деревьев под тяжестью жёлтых плодов так накренились к земле, что их поддерживали палки-рогатки. С одного дерева монахини собрали тележку плодов. В дореволюционное время тут рос богатейший фруктовый сад, вот и спустя десятки лет деревья дают богатый урожай.

«Труд служит воспитательным средством, но никогда не ставится на первое место. Труд ничего не принесёт, если он не будет одушевлён молитвой», — резюмировала настоятельница монастыря игумения Рахиль.

В промежутках между трудом и молитвой монахинь туристу может сопутствовать удача: он может сфотографироваться с монашкой во дворе и даже поговорить с ней. Но шансов на диалог больше у гостей женского пола, с мужчинами монахини стараются не разговаривать.

На скотном дворе содержат коров и кур. Фото: / Виталий Колбасин

Жизнь современного монастыря — это не уединённое поселение, отдельное от общества, как происходило несколько веков назад. Сейчас монахини живут рядом с обыкновенными людьми. А иначе и не получится, ведь всю тяжёлую и инженерную работу по содержанию монастырских построек и инфраструктуры выполняют наёмные рабочие, мужчины. В Свято-Иверском женском монастыре в том числе пастухом коров трудится мужчина.

История

История Свято-Иверского женского монастыря города Ростова-на-Дону началась в 1903 году. Спустя 26 лет, в 1929 году, обитель закрыли: главки храма и колокольню разобрали, а в здании поместили клуб свиноводческого совхоза. В монашеские кельи сначала поселили детский дом, а потом здесь расположили мастерские и склады.

Спустя более 60 лет, в 1991 году, на этом же месте вновь открыли обитель. Паломников привлекает сюда как само церковное место, так и святой источник воды. Заботами сестёр он восстановлен и приведён в порядок, доступ к нему свободен. Температура воды постоянна: 12 градусов. Сейчас на территории монастыря строится часовня.

Можно быть уверенным, что летом 2018 года, в период проведения чемпионата мира по футболу, сюда потянутся иностранные туристы, чтобы увидеть историческое наследие Ростова-на-Дону и Юга России.

Миссия — красота. Современное подворье Волгоградского монастыря

Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь. Фото: / Надежда Кузьмина

В 1865 году протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским неподалёку от г. Царицына, в посаде Дубовка, был основан Свято-Вознесенский женский монастырь. Сегодня здесь проживают 28 сестёр. Основное послушание здесь, конечно же, как и в большинстве монастырей, — молитва, богослужение — но есть и другие обязанности. Так, монахини, помимо большого собственного огорода, где выращивают для своих нужд овощи, фрукты и ягоды, имеют небольшой молочный цех, трудятся в швейной, вышивальной и иконописной мастерских, пекут хлеб, собирают и сушат травы и многое другое.

В 2013 году при монастыре стали отшивать изделия в русском стиле. Сегодня здесь производится уникальная женская и мужская одежда по старинным русским лекалам.

В монастыре функционирует швейная мастерская. Фото: / Надежда Кузьмина

«Началось всё с обычного, простого платья. Оно сделано по старинному русскому крою, с ластовицами по бокам, — рассказывает монахиня Феофания . — В Звенигороде также при монастыре находится магазин со старинной русской одеждой, и нас попросили сшить подобное. Теперь у нас есть другие модели. Мы стали работать над смешением стилей, — монахиня показывает десятки моделей всевозможных платьев, юбок, жакетов и блузок, которые поражают не только своей простотой, но и модным шиком. — Мы прислушиваемся к людям, что им нравится. Каждую вещь отшиваем вручную. Наша миссионерская деятельность в этом и заключается, что мы такими нарядами, этой одеждой, людям показываем, какая должна быть красота внешняя, являющаяся отображением внутренней».

В мастерской послушание несёт монахиня Феофания. Фото: / Надежда Кузьмина

В Волгограде есть небольшой магазинчик Свято-Вознесенского женского монастыря, где можно примерить и приобрести одежду, изготовленную в стенах обители. И он пользуется популярностью. Особенно, говорят, эти женственные платья ценят мужчины. Они буквально затаскивают в отдел русских платьев своих жён и не скупятся на приобретение обновок.

«Люди уже наелись джинсов. Душа же откликается на настоящую, женственную красоту, — говорит монахиня Феофания. — Женщины сами начинают себе нравиться, как только примеряют нашу одежду. Это какое-то волшебное преображение. Им хочется соответствовать этой одежде, меняется внутреннее состояние, женщина как-то становится добрее, а её движения — грациознее и плавнее. Нам самим нравится то, что мы делаем. Это у нас идёт от сердца: желание любви, добра. Пробуждение этих чувств в людях — наша миссия».

Блузки, юбки, платья из монастырской мастерской пользуются популярностью. Фото: / Надежда Кузьмина

Из сестёр монахиня Феофания одна несёт послушание в мастерской, руководит наёмными работниками, — швеями и закройщиками — которые приезжают в монастырь из Волгограда и соседних городов.

«Мы не думали, что у нас вообще это пойдёт и будет пользоваться популярностью. Даже из Норвегии приезжали, Италии, Испании, и приговаривали: вот если бы и у нас такое было!» — признаются сёстры в монастыре.

Чтобы создавать такие потрясающие вещи, монахини изучают не только историю русского костюма, но и современные тенденции в мире моды. Фото: / Надежда Кузьмина

Все вырученные средства от продажи одежды монахини тратят на восстановление обители. 9 ноября 2016 года монастырь постигло несчастье: ​полностью выгорело здание корпуса, в котором размещалась трапезная и жили трудники, а также паломники. Поэтому принимать большое количество паломников монастырь пока не может. Хотя желающих, в том числе и из других городов России, множество.

Во славу Божию. В Челябинском монастыре варят лечебное мыло и пишут иконы

Одигитриевский женский монастырь ведёт свою историю с XIX века. Становление обители произошло в 1862 году, когда указом императора общину возвели в ранг монастыря, правда, с припиской «безо всякого пособия от казны». Сёстры жили своими трудами, с благодарностью принимали пожертвования благотворителей.

Монастырь возродился спустя век. Фото: / Надежда Уварова

Монахини писали иконы для уральских церквей, трудились в белошвейной и золотошвейной мастерских, вели большое хозяйство, а также открыли приют для девочек и церковно-приходскую школу. Монастырское хозяйство окрепло. К 1915 году здесь проживало уже 360 насельниц.

Однако спустя 5 лет советская власть решила закрыть монастырь. Спустя несколько лет на его месте выросла гостиница, работающая до сих пор, а сёстры были отправлены в концлагеря и тюрьмы.

До нашего времени сохранился лишь сад монастыря: так называемая «Плодушка». Известно, что в стародавние времена сёстры выращивали на этих землях удивительные урожаи несвойственных уральским землям овощей и фруктов.

Источники говорят, что сто лет назад в монастыре было 14 мастерских. Фото: / Надежда Уварова

Спустя столетие по благословению архиерея была вновь создана монашеская община. В октябре 2015 года она преобразована в монастырь.

Возрождение старинных ремёсел

С первых дней восстановления обители сёстры вернулись к монастырским мастерским. Игумения Евсевия в течение нескольких лет проходила стажировку в иконописной школе в Троице-Сергиевой лавре. «Иконы пишутся по канонам, характерным для школы преподобного Андрея Рублёва , — рассказывает матушка. — Большая работа идёт сначала с деревом. Древесина многократно просушивается. Краски изготавливают из натуральных материалов. Сёстры учатся рисовать по прорисям, контурным рисункам, которые доставляются в обитель».

Икона написана силами сестёр обители. Фото: / Надежда Уварова

Иконопись требует трудолюбия, времени, тишины. Каждый элемент здесь имеет смысл, помогает настроиться на молитву. Матушка показывает сусальное золото, которым покрывают иконы. И говорит, что на изготовление одной иконы уходит 2-3 недели при условии, что художник трудится, не останавливаясь.

Настоящей тайной покрыто изготовление монастырского хлеба. Послушница Галина замешивает тесто и рассказывает, что процесс этот долгий. Зато получившаяся выпечка несравнима с ненатуральными магазинными продуктами. Сёстры добавляют отруби, злаки, семечки, орехи, замешивают бездрожжевое тесто, которое доходит 4 часа. После того как буханка монастырского хлеба приготовится в хлебопечке, она ещё сутки доходит. Сёстры говорят, что при желании можно добавлять в тесто и сухофрукты, тогда оно будет сладким. По словам насельниц, такой хлеб будет храниться неделями.

Послушница Галина готовит тесто для хлеба. Фото: / Надежда Уварова

В монастырских мастерских сёстры нашли себе занятия по душе. Из яблок и груш, выросших на «Плодушке», они делают натуральный полезный уксус. Таким здорово поливать овощные салаты.

Сёстры пригрели в обители бездомных кошек. Фото: / Надежда Уварова

Мыловарение стало одним из любимых дел сестёр в свободное от молитв время. За те полтора года, что они увлеклись этим занятием, в обители появились разнообразные формы, компоненты, красители. Мать Мария показывает процесс изготовления от расплавки компонентов до получения готового изделия. Полезные, с разнообразными ароматами, тематические (под каждый церковный праздник) мыльца дарятся благодетелям монастыря и продаются в церковной лавке.

Мать Мария занята изготовлением мыла с медовыми добавками. Фото: / Надежда Уварова

Даже дизайн этикетки разработали сами сёстры монастыря. Есть мыло медовое, есть зелёное, под яшму или змеевик, натуральные уральские камни. Детское — в виде фигур животных. Несколько видов шикарных цветов: роз, пионов, ромашек. Добавки — аптечная глина, аромамасла, мёд. В церковной лавке приобрести такой сувенир можно за сто рублей.

Такое красивое мыло производят сёстры монастыря. Фото: / Надежда Уварова

Пока обитель не возродила все те 14 мастерских, что были в монастыре сто лет назад. Но в планах сестёр заняться и другим трудом.

Игумения Евсевия показывает растения, которые взращивают сёстры обители. Фото: / Надежда Уварова

Хлеб Марие-Магдалинского монастыря. Хозяйственный уголок Юга России

На окраине небольшой кубанской станицы Роговской расположен Марие-Магдалинский женский монастырь, который смело можно назвать одним из самых хозяйственных в южной части России. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто его увидеть. Даже снаружи через каменную ограду хорошо проглядывается сад с несколькими сотнями плодовых деревьев: от яблонь до персиков. Заходя в ворота, сразу понимаешь, что одними фруктами дело не ограничивается. Рядом с кельями и православным храмом стоят несколько тракторов, прицепы и другая сельскохозяйственная техника: как во дворе у хорошего фермера.

Через каменную ограду Марие-Магдалинского женского монастыря хорошо виден сад с несколькими сотнями плодовых деревьев. Фото: / Александр Власенко

Пользоваться дарами плодородной земли Кубани сам бог велел, но всё же с таким размахом это делают только здесь. На территории Марие-Магдалинского женского монастыря есть большой огород с несколькими теплицами, а за стенами в его распоряжении ещё триста гектаров пашен, на которых монахини выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры. Помимо этого, они содержат сельскохозяйственных животных и занимаются собственно переработкой. Для 24 сестёр это очень солидная нагрузка даже с учётом помощи других людей. Возникает резонный вопрос: как и для чего они этим занялись? Все ответы даёт экскурс в историю обители.

Сушка Марие-Магдалинского женского монастыря. Фото: / Александр Власенко

Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины был учреждён в середине XIX века и занимал видное место в жизни Кубанского края, являясь одновременно духовным, культурным и экономическим центром. В нём насчитывалось полтысячи монахинь, и на старой гравюре видно, что он напоминал целый городок со своей инфраструктурой. После революции обитель начала приходить в упадок и впоследствии была разрушена, но в девяностых годах началось её возрождение. Тогда и встал вопрос о том, где брать деньги на жизнь и строительство. Рассматривался вариант организации собственного производства по пошиву церковных облачений, идеально подходящий для женского коллектива. Но от него отказались из-за конкуренции и необходимости покупки дорогих вышивальных машин. Монахиням пришлось пойти более тернистым путём и заняться сельским хозяйством.

С кельями и монастырским храмом соседствуют теплицы и сельскохозяйственная техника. Фото: / Александр Власенко

«Это направление оказалось для нас очень тяжёлым, но всё-таки мы не ошиблись в выборе, — говорит настоятельница монастыря игуменья Тавифа . — И дело не только в том, что своё хозяйство позволяет нам существовать и развиваться. Мы выращиваем продукцию с душой, ничем особо не обрабатываем, и поэтому она очень востребована. Посетители православных выставок, в которых мы участвуем, всегда её ждут и с удовольствием берут. Слава Богу, мы счастливые люди».

Работы монахинь Марие-Магдалинской обители. Фото: / Александр Власенко

Сложно даже перечислить весь ассортимент сельскохозяйственной продукции, производимой сёстрами монастыря для себя и на продажу. Это сухофрукты, консервы, мёд, подсолнечное масло, яйца, сало, тушёнка, сыр, творог, чаи, сборы лекарственных трав и даже мази с кремами из натуральных ингредиентов. Кроме того, монахини серьёзно поднаторели в искусствах и ремёслах, что тоже во многом было обусловлено жизненной необходимостью. В начале двухтысячных годов пришло время для создания иконостаса во вновь возводимом Покровском храме монастыря, но проблема заключалась в том, что это очень дорогое удовольствие.

Продукция Марие-Магдалинского женского монастыря. Фото: / Александр Власенко

«Мы не располагали такими средствами, и поэтому было решено делать всё своими силами, — рассказывает одна из насельниц монастыря. — Для этого две сестры отправились в художественную школу в Краснодаре и вместе с детками учились резьбе по дереву. В итоге они хорошо освоили это искусство и за несколько лет потихоньку вырезали иконостас. По тем же причинам несколько наших сестёр научились писать иконы».

Монахини специально учились резьбе по дереву в художественной школе, чтобы сделать иконостас для Покровского храма монастыря. Фото: / Александр Власенко

Хотя дело не только в том, что все эти навыки понадобились в хозяйстве. Многие сёстры рисуют, лепят из глины, вяжут, вышивают и занимаются другими видами искусства просто для души и отдохновения. Настоятельница всё это поощряет и даже специально приглашает разных специалистов, которые передают монахиням свои знания. Правда, много свободного времени для творчества у живущих здесь женщин практически никогда не бывает. Почти круглый год у них хватает работы из-за необходимости трудиться на земле и того, что Марие-Магдалинский женский монастырь всё ещё находится в стадии строительства.

Монахини поднаторели даже в ландшафтном дизайне. Фото: / Александр Власенко

В стиле XIV века. Как работает петербургская мастерская древнерусского шитья

В Петербурге при Константино-Еленинском женском монастыре работает мастерская древнерусского шитья «Покров». Мастерицы вышивают святые образы и орнаменты на плащаницах, хоругвях, церковном облачении.

«Мы работаем в стиле XIV-XVI веков, — говорит Вера Казарина, руководительница мастерской, член Союза художников . — Я начала заниматься древнерусским шитьём в девяностые годы, когда живых носителей этого искусства уже не было. Оно погибло во время революции из-за гонений на церковь. Возрождали технологию по древним работам. Спасибо новгородским реставраторам, которые передали съёмки старинных вышивок под микроскопом. Это позволило рассмотреть стежки и восстановить техники».

Так выглядит изготовленное мастерицами церковное облачение. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

Мастерская «Покров» существует с 1990 года, девять лет назад под своё крыло её взял монастырь, он же стал главным заказчиком. Появилась возможность создавать масштабные проекты: в частности, плащаницы. Так, в 2015 году мастерская завершила работу над плащаницей Божьей матери размерами 1,80 м на 1,20 м.

Вышитая плащаница. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

«Мы использовали новую иконографию, аналогов у этой плащаницы нет, — говорит Вера Казарина. — Замыслила её Марина Теплова , иконописец Святогорского монастыря в Пушгорах. За основу взята византийская плащаница Спасителя. Мы изобразили успение Божьей матери в окружении ангелов, серафимов и херувимов. По краям — большие надписи в жемчуге».

Мастерицы за работой. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

Много работ было выполнено для Линтульского Свято-Троицкого собора: «одежда» на престол и жертвенник, хоругви (знамёна с Божьей матерью и Спасителем). А два церковных облачения, созданных по заказу монастыря, теперь можно увидеть в Музее истории религий, который выкупил их для своей экспозиции.

Соборное дело

Работа над плащаницей — соборное дело. Вначале создаётся проект: вместе с настоятельницей монастыря выбирают образы, иконографию, надписи. Затем иконописец выполняет эскиз: он называется «прорись».

Работы выполняются ювелирные. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

«Сверху прорись переносится на миколент: тканый материал, похожий на кальку. Мы его натягиваем на пяльцы вместе с тканью и начинаем вышивать, — рассказывает Вера Казарина. — Сначала — контуры древнерусским швом в раскол: шёлковая нить, когда её вынимают с изнанки, „раскалывает“ предыдущий стежок, надо попасть в него, ювелирная работа! Самое трудное — это лики, их вышивают в первую очередь, а потом уже всё остальное по цвету. Работа может занять несколько лет».

Несмотря на богатство современной палитры, нитки часто красят по старинной технологии. Так, чтобы добиться телесного цвета, их проваривают в отваре ольховых шишек. Для огненных крыльев серафимов используют отвар марены: получается цвет, похожий на морковный.

Это хоругви: знамёна с Божьей матерью. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

Нимбы всегда вышивают золотым: не зря мастериц называют золотошвейками. В древности для этого использовали тончайшую золотую проволоку. Именно поэтому старинных произведений сохранилось мало: древние работы часто уничтожали ради драгоценного металла, нитки переплавляли. Сначала этим грешили татаро-монгольские захватчики, затем — большевики. Современные золотошвейки используют шёлковые или льняные нитки, на которые навиваются металлизированные составы: серебро, золото, латунь.

«Найти золотые нитки очень сложно. Раньше мы закупали их у одной российской фабрики, как-то сделали анализ — оказалось, что там золота нет совсем, даже ионов. Стали покупать во Франции, это очень дорого. Иногда пользуемся турецкими и китайскими: это люрекс, не настоящая золотая нитка. Стараемся хотя бы по цвету подбирать», — рассказывает руководитель мастерской.

Из тканей используют в основном бархат и шёлк, атлас. Работы украшают золотыми шнурами и жемчугом. Но настоящее богатство заключено в стежках.

Вышитые вещи действительно кажутся живыми. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

«Эти вышитые вещи живые. Нитки, выложенные по форме, блестят, переливаются, производят необыкновенное впечатление. Для современного человека это чудо какое-то! Сейчас широко применяется компьютерная вышивка, но по красоте с ручной она не сравнится. Мне кажется, что храмовые святыни — плащаницы, воздухи, литургические предметы — всё-таки должны быть не бездушной машиной сделаны. Компьютер может вышить технически идеально и быстро, но не будет там теплоты человеческих рук», — считает Вера Казарина.

В мастерской трудятся больше десятка мастериц, пять из них — члены Союза художников. У всех разная квалификация, но каждой находится работа по силам. Кто-то шьёт лики, кто-то — жемчугом. Также в мастерской есть трёхгодичные курсы: освоить старинное искусство могут все желающие.

Вышивка с использованием жемчуга. Фото: Из личного архива / Вера Казарина

«Древнерусское шитьё — это не просто вышивка. Это богоугодное, духовное дело, — говорит Вера Казарина. — Неверующий человек вряд ли будет этим заниматься, что-то должно в душе откликнуться. Работа приносит огромную радость. Прикосновение к святым образам очищает душу, преобразует жизнь».

«Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, - говорят в школе. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать".

08.09.2017 Трудами братии монастыря 3 754

На Московском подворье Валаамского монастыря теперь можно научиться иконописи. Это стало возможным благодаря Даниловой Елене Геннадьевне, которая взяла на себя вопросы, связанные с организацией и функционированием школы.


«Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно,
- рассказывает Елена Данилова. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать. А вот художникам со стажем сложнее, ведь им приходится делать переход от академического рисунка к иконописному, а это не всем удается» .

Четырехгодичное обучение в школе предполагает не только практическое изучение основ иконографии и колористики, но и теорию – основы православия и Литургики .

Елена Геннадьевна считает это необходимостью.«Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно. Поэтому на занятиях мы будем изучать основы православия, а вот глубже изучить теорию ученик должен самостоятельно. Ведь учиться иконописи можно бесконечно!» . Иконописная школа при подворье названа в честь святого Никифора, Патриарха Цареградского: святой Никифор был участником VII Вселенского Собора и строго осуждал иконоборцев. Именно благодаря его участию было возрождено иконопочитание, а также приняты первые каноны иконописи.

Также и выбор места для занятий – Воскресная школа при подворье – неслучайно. Елена Геннадьевна говорит, что именно работая в храме, с молитвой, рождаются настоящие иконы.

«Я училась в иконописной школе, где занятия проходили в храме. Несмотря на то, что писать я тогда не умела, в итоге у меня получилась прекрасная икона, - делится Елена Геннадьевна. - Все это благодаря молитвенной атмосфере и, конечно же, нахождению в церкви. А вот другая школа располагалась в обычном помещении, и, несмотря на то, что у меня уже был опыт, и уровень школы был на порядок выше предыдущей, по итогам работы получались как ни странно только раскрашенные доски. Поэтому мое мнение таково, что обучение иконописи однозначно должно проходить в стенах церкви».

Купить и заказать иконы можно в церковной лавке Данилова монастыря и заказать в интернет-магазине.

ИКОНЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПРОДАЖА ОПТОМ И В РОЗНИЦУ. ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ.

Иконы собственного производства на деревянной доске или МДФ, по золочению. Сочетание традиционного стиля иконописания и современных технологий позволяет передать всё богатство цветовой палитры иконы, прорисовать все детали ликов и облачений, и подробности изображения. Использование золочения насыщает икону сиянием и светом, наиболее полно соответствующим образу Света невечернего и Божией славы. Специальные краски, применяемые в технологии UV печати, а также эффективные способы закрепления изображения гарантируют его долговечность, свежесть и чистоту красок. Лицевая сторона иконы дважды покрывается лаком, оборотная — отделана шпоном ценных пород дерева.

Размеры икон от 7 х 9 см до 30х40 см

Копии старинных икон на заказ. Коллекция древних икон для копирования.

Уважаемые покупатели! Поскольку ассортимент икон «Даниловских мастерских» очень широк, не все иконы готовы к отгрузке со склада. Возможно, потребуется производство икон под Ваш заказ со сроком изготовления 10-15 дней. Менеджер сообщит о наличии и готовности заказа.

СУЩЕСТВУЕТ ГИБКАЯ СИСТЕМА СКИДОК, ТАКЖЕ ИЗГОТОВИМ ПОД ЗАКАЗ, В СЖАТЫЕ СРОКИ, ИКОНУ ЛЮБОГО РАЗМЕРА И ПО ВАШЕМУ ДИЗАЙНУ.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...