Мрот в пермском крае. Прожиточный минимум в пермском крае Мрот с 1 июля по пермскому краю


МРОТ по регионам — величина, которая может оказываться существенно разной в зависимости от того, какие правила для ее определения используются. Рассмотрим, как устанавливается региональный МРОТ, какова его взаимосвязь с аналогичным федеральным показателем и какие конкретно значения он принимает в регионах.

Правила установления МРОТ в регионах

Помимо минимального размера платы за труд, определяемого на общероссийском уровне, возможно также принятие регионального значения этой величины (ст. 133.1 ТК РФ). По регионам МРОТ может вводиться для всех категорий трудящихся лиц, за исключением тех, кто работает в организациях, финансирующихся за счет средств бюджета Федерации. Для последних МРОТ всегда равен его .

Региональный минимум будет действителен только в пределах установившего его региона. Для его величины допустимой является дифференциация в зависимости от источников финансирования, масштабов, конкретного района и видов деятельности работодателей. Но при этом она не может оказаться меньше значения, установленного для федерального минимума.

По регионам МРОТ принимается решением 3-сторонней комиссии, состоящей из представителей правительства субъекта РФ, работников (профсоюзов) и работодателей. Это решение становится обязательным для исполнения всеми работодателями региона, если они в течение 30 дней с даты его опубликования не представят руководству субъекта РФ письменный отказ от выполнения этого решения. Для работодателей, отказавшихся применять введенный в регионе МРОТ, будет действовать федеральное значение этого показателя.

ТК РФ (ст. 133 и 133.1) при определении минимального размера платы за труд обязывает ориентироваться на уровень . Однако для МРОТ, вводимого на общероссийском уровне, это требование до 01.05.2018 не соблюдалось. Между тем многие регионы, определяя свой собственный минимум платы за труд, исходили как раз из величины прожиточного минимума. Поэтому региональный МРОТ в субъектах РФ, применяющих районный коэффициент или надбавки к зарплате, оказывался установленным уже с учетом этих доплат. Однако Конституционный суд (постановление от 07.12.2017 № 38-П) указал, что это неверно: все вышеуказанные доплаты не должны входить в величину МРОТ, а начисляются на нее дополнительно.

Последствия обновления федерального МРОТ-2018 (в т. ч. с 1 мая) для регионов

Особое значение для регионального МРОТ имеет условие о том, что он не может быть меньше федерального значения аналогичного показателя. Связано это с тем, что повышение последнего может приводить к тому, что установленная регионом величина фактически не сможет применяться.

Федеральный МРОТ в 2018 году был повышен дважды: с 01.01.2018 (до 9 489 руб.) и с 01.05.2018 (до 11 163 руб.). На первую из этих дат он снова оказался ниже прожиточного минимума, несмотря на то, что , увязывающий эти 2 значения, к тому времени уже был установлен законодательно (закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 421-ФЗ). Ставшее уже традиционным для федерального уровня соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом привело к тому, что в регионах, ориентирующихся при установлении своего МРОТ как раз на минимальный уровень жизни, изменения в размере минимума платы за труд потребовались только для тех ситуаций, где применялся федеральный МРОТ: для неприсоединившихся к региональному соглашению работодателей;

  • лиц, финансирующихся из федерального бюджета;
  • случаев, когда минимум законом региона был установлен равным федеральному;
  • расчетов, требующих применения установленного по стране в целом МРОТ.

Т. е. основные правила, предусматриваемые региональными соглашениями, на начало 2018 года продолжили свое действие.

На вторую дату значение МРОТ оказалось выросшим настолько, что во многих регионах превысило ту величину, которая согласно региональному соглашению должна была применяться в субъекте РФ. Т. е. рост общероссийского МРОТ с 1 мая 2018 года по регионам привел к тому, что во многих из них региональный минимум сравнялся с федеральным. При этом некоторые из региональных соглашений утратили возможность применения, и не все из них оказались замененными на обновленные варианты такого документа.

Таким образом, МРОТ с 1 мая по регионам становится либо соответствующим федеральному, либо очень близким к нему по величине, что приводит к выравниванию этого показателя по РФ в целом. Разницу в его фактической величине обусловливают применяемые в регионе доплаты ().

Таблицу величин МРОТ на 2018 год по регионам можно увидеть на нашем сайте.

Приведенные в ней на 2 даты (01.01.2018 и 01.05.2018) суммы наглядно отражают процесс сближения величин МРОТ-2018 по регионам, несмотря на то, что примерно 1/3 из них вообще не принимала региональный документ о таком минимуме, а в тех соглашениях, которые в субъектах заключены, излагаются разные правила его установления.

Например, МРОТ в Волгоградской области в 2018 году с 1 января равнялся 11 228 руб. для организаций, получающих финансирование не из бюджета, исходя из того, что он устанавливается равным 1,2 суммы прожиточного минимума (региональное соглашение о минимуме зарплаты от 05.07.2016 № С-272/15). Такое же его значение действительно на 01.05.2018. В то же время МРОТ для лиц с бюджетным финансированием на 01.01.2018 составлял 9 489 руб., а 01.05.2018 вырос до 11 163 руб. Т. е. в Волгоградской области МРОТ с 1 января 2018 года для структур коммерческой направленности был заметно выше, чем для бюджетников, а на 01.05.2018 они практически сравнялись. Аналогичная ситуация имеет место в отношении МРОТ-2018 в Ростовской области. Только там минимальная плата за труд для лиц, финансируемых не из бюджета, составляет 11 828,4 руб.

В Белгородской области МРОТ с 1 января 2018 года соответствует федеральному значению этого показателя, поскольку его величина по региональному соглашению на 2017-2019 годы (принято 20.12.2016) должна отвечать прожиточному минимуму, а сумма последнего на обе ключевые для МРОТ даты 2018 года (1 января и 1 мая) оказалась ниже федерального минимума платы за труд.

В Пермском крае МРОТ в 2018 году с 1 января имел 2 значения: 10 804 руб. (по прожиточному минимуму) для организаций, финансируемых не из бюджета, и 9 489 руб. для лиц с бюджетным финансированием (региональное соглашение от 11.11.2016 № СЭД-01-37-89). С 01.05.2018 разницы между минимумами для вышеуказанных лиц нет, т. к. федеральный МРОТ превысил прожиточный минимум по региону. Аналогичная ситуация сложилась с МРОТ и в Нижегородской области: с 1 января 2018 года здесь тоже действовали 2 значения этого минимума (10 000 руб. и 9 489 руб.), взамен которых с 01.05.2018 применяется только одна ее величина (11 163 руб.), соответствующая общероссийскому.

В Самарской обл. МРОТ с 1 января 2018 года, так же как и с 01.05.2018, равняется его федеральному значению, поскольку региональное соглашение в этом регионе не принималось.

МРОТ в Москве с 1 января 2018 года и с 01.05.2018 имеет ту же величину, которая действует с 4-го квартала 2017 года (18 742 руб.), т. к. его сумма хотя и пересматривается ежеквартально в соотношении с прожиточным минимумом (региональное соглашение от 15.12.2015), но не может снижаться, даже если прожиточный минимум уменьшился.

МРОТ 2018 года в Севастополе подчиняется действию 2 региональных документов:

  • соглашения от 28.12.2017 № 5-17, по которому минимум платы за труд на 1 января равен 9 500 руб. для коммерческих структур и 9 489 руб. для бюджетников;
  • соглашения от 04.04.2018 № 1-18, повысившего с 01.05.2018 МРОТ для лиц, финансируемых не из бюджета, до 11 200 руб. и тем самым почти сравнявшего его с минимумом, действующим с этой же даты для бюджетников.

В отношении МРОТ-2018 в Ставропольском крае действует постановление об этом показателе, заключенное в 2016 году, согласно которому его величина привязана к прожиточному минимуму. Однако на обе ключевые для МРОТ даты 2018 года региональный прожиточный минимум имеет значение ниже федерального МРОТ.

МРОТ в Хабаровском крае с 01.01.2018 был установлен равным его федеральной величине, поскольку суммы (они дифференцировались по районам края), предусмотренные для него региональным соглашением от 29.12.2017, принятым на 2018 год, оказались ниже общероссийского минимума, примененного с районными коэффициентами и надбавками. Следующее изменение общероссийского МРОТ-2018 окончательно свело на нет возможность применения регионального соглашения о минимальной плате за труд, и оно было расторгнуто 01.05.2018.

Итоги

Регионы РФ вправе вводить собственный минимум платы за труд, но не ниже общероссийского. К его величине должны применяться региональные коэффициенты и надбавки. Осуществленное дважды в течение 2018 года увеличение федерального МРОТ привело к тому, что во многих регионах, определивших порядок введения своего минимума, региональные правила фактически перестали действовать и величина МРОТ в них с 01.05.2018 сравнялась с общероссийским.

С 1 января 2018 года федеральный МРОТ повышен до 9489 рублей. При этом региональные МРОТ не могут быть меньше общефедерального. Поэтому многие субъекты устанавливают МРОТ выше федерального. Вместе с этим, к 1 января не все российские регионы успели пересмотреть и увеличить свои МРОТ. Как быть в таком случае? Можно ли отказаться от регионального МРОТ? Нужно ли повышать зарплаты? Ответим на основные вопросы и приведем таблицу с МРОТ по регионам с 1 января 2018 года.

Увеличение МРОТ с 1 января 2018 года

С 1 января МРОТ равен 9489 руб. С этой даты для расчета зарплаты и пособий учитывайте новый минимум. Также см:

При этом субъектам РФ (регионам) дано право устанавливать на своей территории размер минимальной зарплаты, отличающийся от федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Региональная «минималка» устанавливается трехсторонним соглашением. Его согласуют на уровне правительства или администрации субъекта (области, края, автономного округа и т. д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей. Так, к примеру, с 1 января 2018 года МРОТ в Москве составляет 18 742 рублей.

Но с каким МРОТ сравнивать зарплату работников – региональным или федеральным? Ответ прост: сравнивайте выплату за месяц с той «минималкой», которая больше. Итоговая сумма должна быть в пользу работника. При этом имейте в виду, что не меньше регионального МРОТ должна быть совокупность всех установленных работнику выплат, составляющих его зарплату (ст. 129 ТК РФ). То есть не только оклад, но и компенсации с премиями.

Обычно региональный МРОТ выше федерального. Однако в январе 2018 года не исключена ситуация, когда федеральный МРОТ больше регионального. Если так, то для расчетов и установления заработка нужно принимать во внимание федеральный МРОТ (9489 рублей).

Также заметим, что помимо зарплаты, МРОТ влияет на три вида пособий:

  • больничное;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Однако имейте в виду, что эти пособия считаются из федерального, а не регионального МРОТ.

МРОТ приравняют к прожиточному минимуму

МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Однако прожиточный минимум за II квартал 2017 года равен 11 163 руб., а федеральный МРОТ всего 7800 руб. Специальный закон должен определить порядок и срок, в течение которого власти обязаны увеличить МРОТ (ст. 421 ТК РФ). И вот такой закон решили, наконец-то, принять.

Дело дошло до финальной стадии повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в России. В этих целях подписан и вступил в силу с 1 января 2018 года Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ:

  • с 1 января 2018 – до 85% прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • с 1 января 2019 – до 100%.

Некоторые работодатели устанавливают сотрудника заработную плату четко в соответствии с МРОТ (не больше и не меньше). Однако если зарплата сотрудника равна МРОТ, с нее все равно следует удерживать НДФЛ и страховые взносы, в том числе «на травматизм». Это подтверждается нормами законодательства:

  • НДФЛ – статьи 210 и 217 Налогового кодекса РФ;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование – статьи 420 и 422 Налогового кодекса РФ;
  • страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний («на травматизм») – статьи 20.1 и 20.2 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

МРОТ с 1 января 2018 года: таблица по регионам

Регион Код региона Минимальная заработная плата (руб.) Обоснование
Центральный федеральный округ
Белгородская область 31 Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2017–2019 годы,
Брянская область 32 9489 Региональное соглашение между правительством Брянской области, общественной организацией «Федерация профсоюзов Брянской области» и объединениями работодателей Брянской области о минимальной заработной плате на территории Брянской области на 2017 год от 21 декабря 2016 г., ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Владимирская область 33 9489 Региональное соглашение администрации Владимирской области от 8 августа 2017 г., ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Воронежская область 36 Соглашение объединений работодателей Воронежской области от 1 февраля 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ивановская область 37 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на III квартал предшествующего года (9489) Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2017 годы от 26 декабря 2014 г. № 109-с; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Калужская область 40 Калужское областное Трехстороннее соглашение между Территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2017–2019 годы; Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16 сентября 2013 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Костромская область 44 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения.

При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 9489

Соглашение о внесении изменений в Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2014–2016 годы и продлении срока его действия; Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2014–2016 годы от 15 января 2014 г. № 3-д; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Курская область 46 9804 (9489) Соглашение между администрацией Курской области, Союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и Ассоциацией-объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2017 год от 20 декабря 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Липецкая область 48 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года
(9489)
Областное трехстороннее соглашение на 2015–2017 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23 декабря 2014 г. (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2015–2017 годы)
Москва 77 18 742 Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15 декабря 2015 г., постановление правительства Москвы от 12 сентября 2017 г. № 663-ПП
Московская область 50 13 750 (9489) Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 30 ноября 2016 г. № 118; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Орловская область 57 10 000 (9489) Соглашение Правительства Орловской области, Федерации профсоюзов Орловской области, Объединения работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» от 2 февраля 2017 г. № 4; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Рязанская область 62 9500 (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2017 год от 21 декабря 2016 г. № 144-1, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Смоленская область 67 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Тамбовская область 68 9849 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области от 19 июля 2016 г. № 1, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Тверская область 69 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Тульская область 71 13 000 (11 000 – для государственных и муниципальных учреждений) (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 16 ноября 2015 г. № б/н; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ярославская область 76 В размере прожиточного минимума трудоспособного населения за III квартал предыдущего года (для работников организаций малого и среднего предпринимательства – 9 640 руб.) (9849) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области от 24 декабря 2015 г.
Северо-Западный федеральный округ
Архангельская область 29 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Вологодская область 35 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Калининградская область 39 11 000 (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области от 22 апреля 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ленинградская область 47 10 850 (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2017 год от 26 декабря 2016 г. № 20/С-16; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Мурманская область 51 14 281 (9489) Приложение 3 от 29 ноября 2016 г. к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015–2017 годы от 28 ноября 2014 г.; Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015–2017 годы от 28 ноября 2014 г.
Ненецкий автономный округ 83 14 260 (9489) Соглашение о минимальной заработной плате в Ненецком автономном округе от 29 марта 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Новгородская область 53 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц Соглашение к Региональному соглашению между Союзом организаций профсоюзов «Новгородская областная Федерация профсоюзов», Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и Правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 13 января 2017 г. № 1; Региональное соглашение между Объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная Федерация профсоюзов», Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26 декабря 2014 г.
Псковская область 60 от 9489до 11 450 Соглашение Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения от 29 декабря 2016 г. № 375
Республика Карелия 10 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленная за III квартал предшествующего года (9489) Распоряжение Правительства Республики Карелия от 26 декабря 2014 г. № 811р-П (вместе с Соглашением о минимальной заработной плате в Республике Карелия); ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Коми 11 от 9489 до 10 000 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Коми от 28 декабря 2016 г. № 149; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Санкт-Петербург 78 16 000 руб.
При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб. (9489)
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2017 год; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Южный федеральный округ
Астраханская область 30 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Волгоградская область 34 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (9489) Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 5 июля 2016 г. № С-272/15; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Краснодарский край 23 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2012–2014 годы (в редакции Решения Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 5-4); ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Адыгея 01 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Калмыкия 08 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ростовская область 61 9489 Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2017–2019 годы от 16 ноября 2016 г. № 12, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Крым 91 9489 Соглашение Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от 24 августа 2015 г. № б/н, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Севастополь 92 9489 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе
Северо-Кавказский федеральный округ
Кабардино-Балкарская Республика 07 В размере прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года (9489) Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 мая 2017 г. № 1; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Карачаево-Черкесская Республика 09 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Дагестан 05 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Ингушетия 06 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Северная Осетия – Алания 15 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ставропольский край 26 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за I квартал текущего года начиная со следующего месяца после ее установления. До установления такой величины применяют величину прожиточного минимума трудоспособного населения за I квартал предыдущего года (9489) Распоряжение правительства Ставропольского края «Об утверждении Соглашения между правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов и Союзом работодателей “Конгресс деловых кругов Ставрополья” на 2016–2018 годы» от 17 февраля 2016 г. № 41-РП, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Чеченская Республика 20 9489 Соглашение между Правительством Чеченской Республики, Республиканским союзом «Федерация профсоюзов Чеченской Республики» и республиканским объединением работодателей «О минимальной заработной плате в Чеченской Республике» от 27 июня 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Приволжский федеральный округ
Кировская область 43 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Нижегородская область 52 9500 (9489) Постановление правительства Нижегородской области, Нижегородского областного союза организаций профсоюзов «Облсовпроф», объединения работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» от 14 декабря 2016 № 849/389/А-565; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ
Оренбургская область 56 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Пензенская область 58 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Башкортостан 02 9489
Надбавки и коэффициенты начисляют сверху, после установления зарплаты (постановление КС РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П)
Соглашение между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан, Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан от 20 апреля 2016 г. «О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан»; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Марий Эл 12 9489 Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2017 год от 11 ноября 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Мордовия 13 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Татарстан 16 9489 Соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 11 июля 2017 г. № 255; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Самарская область 63 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Саратовская область 64 9489 Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области от 27 мая 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Пермский край 59 Величина прожиточного минимума трудоспособного населения Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017–2019 годы от 11 ноября 2016 г. № СЭД-01-37-89; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Удмуртская Республика 18 9489 (с учетом районного коэффициента) Региональное соглашение объединения работодателей Удмуртской Республики от 1 июля 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ульяновская область 73 10 000 (9489) Дополнительное соглашение к Региональному соглашению от 10 июня 2015 г. № 75-дп между областным союзом «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 25 января 2017 г.; Региональное соглашение между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, правительством Ульяновской области от 10 июня 2015 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Чувашская Республика 21 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Уральский федеральный округ
Курганская область 45 9489 Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 8 ноября 2016 г. № 11/16 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Свердловская область 66 9489 Соглашение Регионального объединения работодателей «Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей» от 30 августа 2017 г. № 151
Тюменская область 72 от 9489 до 9950 Дополнительное соглашение к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30 апреля 2014 г.; Дополнительное соглашение № 4 от 31 августа 2016 г. к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30 апреля 2014 г.; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30 апреля 2014 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 86 9489 с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе) Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 31 марта 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Челябинская область 74 от 9489 до 9700 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2017 год от 30 декабря 2016 г. № 63; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Ямало-Ненецкий автономный округ 89 16 299 с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера (9489) Региональное соглашение правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Некоммерческой организации «Объединение работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа», Территориального объединения организаций профсоюзов от 7 октября 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Сибирский федеральный округ
Алтайский край 22 9489 Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016–2018 годы; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Забайкальский край 75 от 9489 до 11 490 Региональное соглашение правительства Забайкальского края, Федерации профсоюзов Забайкальского края, Объединения работодателей Забайкальского края от 17 октября 2012 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Иркутская область 38 от 9489 до 12 652 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26 января 2017 г.; Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Кемеровская область 42 Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал (9489) Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016–2018 годы от 25 января 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Красноярский край 24 от 10 592 до 26 376 (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23 декабря 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Новосибирская область 54 10 000 (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области от 29 ноября 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Омская область 55 9489 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области от 23 декабря 2015 г. № 106-РС; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Алтай 04 9729 (9489) Региональное соглашение Правительства Республики Алтай от 28 июня 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Бурятия 03 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Тыва 17 9489 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва с 1 июля 2017 года; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Хакасия 19 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Томская область 70 от 9750 до 16 500 (9489) Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2017 год от 9 января 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Дальневосточный федеральный округ
Амурская область 28 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Еврейская автономная область 79 9489 с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока Соглашение о минимальной заработной плате в Еврейской автономной области между правительством Еврейской автономной области, Федерацией профсоюзов Еврейской автономной области, Региональным объединением работодателей Еврейской автономной области «Союз промышленников и предпринимателей» от 31 декабря 2015 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Камчатский край 41 от 16 910 до 19 510 с учетом компенсационных и стимулирующих выплат (9489) Дополнительное соглашение № 1 к Региональному соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2016 год» от 16 декабря 2016 г.; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2016 год; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Приморский край 25 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Магаданская область 49 от 19 500 до 21 060, включая компенсационные и стимулирующие выплаты
(9489)
Соглашение правительства Магаданской области от 23 мая 2017 г. № 2; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Республика Саха (Якутия) 14 17 388 (9489) Региональное соглашение Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2017 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Сахалинская область 65 от 15 150 до 20 200 руб.
(9489)
Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2017 год от 22 декабря 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Хабаровский край 27 от 11 414 до 15 510 (9489) Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и правительством Хабаровского края от 24 марта 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
Чукотский автономный округ 87 9489 Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

Как с января 2018 года отказаться от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ с 1 января 2018 года становится обязательным для применения только для того, кто его принял после опубликования в СМИ. После публикации работодателю отведено 30 дней, чтобы передать в администрацию региона заявление об отказе от применения региональной «минималки». В таком отказе требуется пояснить причины, по которым работодатель не может выплачивать работникам МРОТ региона. Приведем образец отказа о МРОТ в регионе:

Если отказа в срок не в администрацию региона не поступит, то считается, что работодатель «по умолчанию» согласился с соглашением о МРОТ с 1 января 2018 гола в соответствующем регионе и, как следствие, должен выплачивать заработную плату не ниже значения, установленного законом субъекта РФ.

Ответственность работодателей

Если работодатель не направит отказ и не повысит заработок до уровня регионального значения, установленного с 1 января 2018 года, то возможны санкции.

Перечислим административные штрафы по статье 5.27 КоАП РФ:

  • для должностного лица (например, директора) – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для индивидуального предпринимателя (работодателя) – от 1000 до 5000 руб.;
  • для организации (юридического лица) – от 30 000 до 50 000 руб.

Если организация допустит нарушение повторно, то ответственность будет жестче:

  • для должностного лица (например, директора) – штраф от 20 000 до 30 000 руб.
  • или дисквалификацию сроком от одного года до трех лет;
  • для ИП – штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для компании – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Вопрос об административном наказании нарушителей рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1, 2 ст. 23.1, 23.12 КоАП РФ). Также имейте в виду, что при отказе от регионального МРОТ, работодателя могут вызвать в ИФНС на зарплатную комиссию.

Минимальная заработная плата с 1 января 2019 года в Пермском крае останется прежней. Об этом на официальном уровне было объявлено в местных органах самоуправления. Однако без положительных изменений всё же не обошлось. Несмотря на статичность МРОТ по сравнению с предыдущим отчётным периодом, властям удалось привязать его к прожиточному минимуму. Отчасти именно поэтому сумма не возросла.

Такая практика набирает популярность среди субъектов Российской Федерации. Система зарекомендовала себя как эффективная и оправданная. А если учитывать, что по закону минимальный размер оплаты труда не может быть ниже этой планки (так прописано в Трудовом кодексе РФ), то и вовсе выходит, что это самое верное решение из всех.

Конечно, реализовать программу гораздо сложнее, чем написать на бумаге, но местная власть стремится к таким достижениям, о чём свидетельствует активная работа с профсоюзами и работодателями области. Именно они берут на себя обязательства по выплате з/п, а значит, должны рассчитывать на свои силы.

Итак, исходя из уровня прожиточного минимума на последний квартал 2016 года в Пермском крае, который составил 10 251 рубль, сумма минимальной заработной платы была аналогичной. При проведении расчётов за первый квартал 2019 года было установлено, что данная планка не поднялась и не опустилась.

Следующие изменения могут наступить уже в июле текущего года. Одна из причин – вступление в силу поправок президента РФ в Закон «О минимальном размере оплаты труда». Напомним, что з/п возрастёт на 4% (300 рублей). Возможно, этот факт повлияет и на окончательную сумму по Пермскому краю.

Аспекты формирования МРОТ

Данную систему можно, с одной стороны, назвать упрощённой, так как она не включает в себя МРОТ федерального уровня. С другой стороны, подобная привязка более объективна и справедлива по отношению к гражданам. Уже давно известен тот факт, что на территории Российской Федерации практически в каждом субъекте минимальная з/п отстаёт от прожиточного минимума в среднем на 5-15%.

Здесь же наблюдается относительное равновесие, к которому стремятся в других регионах. Впрочем, полностью опустить федеральный МРОТ всё же нельзя. В Пермском крае и любой другой области он используется в качестве основной опоры для расчётов:

  • Социальных выплат.
  • Пособий.
  • Материнского капитала.
  • Штрафов, пеней.
  • Компенсаций и прочих величин.

Возможные исключения

Ещё один важный вопрос – может ли зарплата жителей Пермского края быть ниже установленного МРОТ? Да, это возможно, но лишь в том случае, если остальная сумма поступает работнику в виде мотивационных и компенсационных выплат. Другими словами, работодатель может занизить з/п, если восполнит недостачу премиями, доплатами и надбавками.

Не стоит забывать и о том, что названная выше сумма не выдаётся на руки сотрудникам полностью, будь то государственная структура или частное предприятие. В России существует налог на доход физических лиц, который составляет 13%. То есть сумма минимальной оплаты труда будет равна 10 251 рублю минус этот показатель.

Ещё одно исключение, при котором «минималка» будет ниже установленной в регионе, – это недоработка месячной нормы или невыполнение других норм, предусмотренных внутренним договором. Например, люди, работающие на полставки, не могут рассчитывать на полную сумму выплаты.

Как не платить МРОТ

Довольно много спорных случаев возникает и из-за равноправности федерального и регионального МРОТ в РФ. Таким образом, у работодателей появляется возможность не платить повышенную по сравнению с государственным уровнем з/п. Однако местные власти настоятельно рекомендуют выполнять их требования и препятствуют законным правам бизнесменов.

Чтобы официально отказаться от установленной региональной величины, необходимо знать несколько основных особенностей данного мероприятия:

  1. Каждый работодатель может подать мотивированный отказ.
  2. На это отводится 30 дней с момента подписания соглашения.
  3. В заявлении должны быть указаны аргументы в пользу нецелесообразности выплат по повышенным ставкам.

Если всё сделано правильно, а доводы, приведённые Комитету по труду, действительно имеют вес, предприятие переводится на оплату труда по федеральным показателям.

Ответственность

Стоит помнить и о том, что минимальный размер оплаты труда, установленный государством, является той нижней планкой, которую переступать нельзя. Если предприятие выплачивает работнику сумму ниже указанной в ФЗ «О МРОТ», это влечёт за собой негативные последствия, включая штрафные взыскания, выездные проверки и заморозку активов.

Минимальный размер оплаты труда, или МРОТ, является наименьшим уровнем зарплаты, которую получают работники за месяц. Но это не значит, что данную сумму сотрудник получит на руки «чистыми». Это региональный показатель, но даже не ставка или оклад, а минимальная сумма, дополнительно учитывающая все компенсации и стимулирующие выплаты, с вычетом налогов и прочих отчислений.

В Российской Федерации, на эту цифру опираются, регулируя многие аспекты финансового оборота:

  • оплата труда;
  • расчет различных социальных пособий;
  • определение «стоимости» больничного;
  • страховка ИП и юристов, занимающихся частной практикой;
  • расчет налогообложения;
  • штрафование;
  • государственные взносы и др.

Согласно Трудовому кодексу, минималка устанавливается одновременно по всей территории державы и начинает действовать с 1 июля. Но она имеет региональные отличия и полностью зависит от прожиточного минимума трудоспособного гражданина в конкретном субъекте.

В настоящее время при вычислении очередного МРОТ прожиточный минимум практически не учитывается, но власти уверяют, что с началом 2019 года все измениться, и минимальная зарплата станет больше прожиточного минимума. Процесс будет поэтапным и, естественно, стартует с центральных регионов.

С началом следующего года планируется пока повысить МРОТ на чуть более чем 80% от прожиточного минимума.

МРОТ в Пермском крае

Как уже упоминалось, 2017-й станет своеобразным инновационным годом. Пойдут ли перемены на пользу, покажет будущее, а сейчас мы может только ссылаться на факты.

К
сожалению, пока минимального размера оплаты труда работающих граждан Пермского края новшества не коснулись. Как в 2015-2016 г., так и в нынешнем минимальная оплата труда будет составлять 10 251 руб.

По сравнению с 2013 годом сумма, конечно, впечатляющая – в два раз больше, но в настоящее время МРОТ составляет сущие копейки для представителей среднего класса населения.

Но вот в чем подоплека. Пермский край на данное время имеет прожиточный минимум, равный нынешнему МРОТ, из чего следует, что ниже он уже точно не опустится.

Применение минимальной зарплаты

Перемены в размере МРОТ отражаются на зарплатах, расчете пособий и других выплатах, которые имеют прямое отношение к заработной плате.

Когда увеличивается минималка, заметно меняются суммы всех вычетов из нее.

Применяется МРОТ в таких ситуациях:

  • рабочий стаж меньше полугода;
  • за расчетный период зарплата не начислялась или она была меньше МРОТ;
  • официальный больничный режим нарушен.

При вычислении переходящих пособий учитывается минималка, которая была актуальной на начало нетрудоспособности.

Согласно Трудовому кодексу, если полностью отработан норматив времени, зарплата не может быть меньше МРОТ в данном регионе.

Компания, предоставляющая рабочие места, имеет право отказаться от регионального соглашения. Но если она этого не делала, то обязана придерживаться соответствующего уровня минимальной оплаты труда. Если какой-то сотрудник по любым причинам получает зарплату за полный месяц меньше МРОТ, она должна быть повышена. Работодатель, как упоминалось ранее, имеет право отказаться от региональной минимальной ставки, но не от федеральной. В ином случае трудинспекция может взыскать административный штраф с нарушителя в размере 50 000 руб.

План проверок данной службы утвержден на год вперед и обнародован, но возможен и внеплановый визит по причине жалоб сотрудников.

Непомерно снижать зарплаты компания может по причине манипуляций с налогами, что тоже наказуемо.

Федеральный МРОТ

Статус минималки может быть как региональным, так и федеральным. В России обещанная прибавка в 17% на 2017 год превратилась лишь в 4%.

Более того, если раньше индексация данной цифры происходила в первом месяце года, то в нынешнем она пришлась на середину лета. Все потому, что президент утвердил изменения в одном из законов относительно МРОТ в самом конце 2016 года, а именно 19 декабря. Таким образом, индексация была перенесена, а обещанные перед выборами 17,33% канули в Лету. Тогда еще вице-премьер по социальному бюджету обнародовала довольно занятный факт, что из бюджета уже выделены средства на повышение минималки, и это были даже не 10% из обещанных 17%, а чуть больше 5%, из которых до народа дошли 4%.

Оправдывались перед народом позже тем, что обещанное увеличение невозможно по причине фактической инфляции по состоянию на конец 2016 года. Дополнительно пытались убедить, что проявляют заботу об ИП, для которых повышение МРОТ до 17,33% обернулось бы повышением страховых взносов почти вдвое.

МРОТ с 1 января 2019 года в Пермском крае, как и по всей России, составляет 100% прожиточного минимума. Это изменение надо учесть при расчете зарплаты и пособий работникам. Платить меньше установленного минимального размера оплаты труда опасно.

МРОТ в Пермском крае: изменения с 1 января 2019 года

В Пермском крае уровень минимального размера оплаты труда регулирует Соглашение о минимальной заработной плате в регионе на 2017-2019 годы от 11.11.16 № СЭД-01-37-89. Документ действует с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно.

С 1 мая 2018 года МРОТ в Пермском крае, в связи с повышением федерального МРОТ до 100% прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 07.03.18 № 41-ФЗ, должен ориентироваться на федеральное значение. Коммерческие организации тоже обязаны перейти на новый МРОТ. Ведь согласно закону о МРОТ (от 19.06.00 № 82-ФЗ) минимальная зарплата в регионе не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал предыдущего года в целом по России.

Минтруд уже утвердил прожиточный минимум за 2 квартал 2018 года. - 11 280 рублей.

Согласно документу прожиточный минимум за 2 квартал 2018 года составляет:

  • в среднем на душу населения - 10 444 руб.
  • для трудоспособного населения - 11 280 руб.
  • для пенсионеров - 8 583 руб.
  • для детей – 10 390 руб.

Таким образом, МРОТ в Пермском крае с 2019 года составляет 11 280 рублей.

Обратите внимание!

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.17 № 38-П указано, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы. Районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. На территории Пермского края с 1 января 2019 года действует районная надбавка 1,15 и 1,2.

МРОТ в 2019 году в Пермском крае с учетом уральского коэффициента

Пермский край - территория с особыми климатическими условиями. Край образовался в в 2004 году в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Поэтому учитывать надо нормы районных коэффициентов, установленные для Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа до их объединения.

Для Пермского края действуют следующие районные коэффициенты:

  • 1,2 - Красновишерский, Чердынский, Косинский, Кочевский, Гайнский, Ныробский районы, г. Соликамск;
  • 1,15 - остальная территория Пермского края.

Это предусмотрено Указом Президента РФ от 16.09.92 № 1085, постановлениями Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.87 № 403/20-155, от 28.02.74 № 46/7, от 03.11.60 № 1251/28, от 31.03.60 № 470/9, от 31.03.60 № 476/9, от 31.03.60 № 453/9, от 27.07.59 № 527/13.

МРОТ в крае считают с учетом районных коэффициентов, которые зависят от территоррии, где трудится работник (см. таблицу)

За установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность. Для должностных лиц штраф составляет от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для ИП - от 1 до 5 тыс. рублей, для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...