Мула бандха. Техника выполнения Мула бандхи


Поскольку "мула" означает промежность, где локализована муладхара-чакры, то название этой бандхи трактуется как "источник управления муладхара-чакрой через промежность".

Как и другие практики йоги, эта бандха направлена на достижение гармонии энергий внутри человеческого тела, очищения разума и чувств, и ведёт к оздоровлению как женского, так и мужского организма.

Польза

Достоинства Мула бaндхи часто описываются в традиционных источниках, таких как Хатха Йога Прадипика и сочинения Гхеран Сомхита.

Вот что, например, говорится о её духовных качествах: "Тот, кто желает преодолеть море сaмсары, непременно должен совершать Мула бандху, и совершать её в одиночестве. Она даёт полную власть над прaной. Выполняйте её молча, с рeшимостью и упорством. Ваше равнодушие и трусость уйдут".

Душа неразрывно связана с телом и участвует в его процессах, поэтому в физическом и эмоциональном плане Мула бандха служит многим целям:

    стимуляции кровотока и обмена веществ в органах малого таза и пищеварительных органах, гипофизе и надпочечниках;

    замедлению сердечного ритма и снижению стресса;

    оздоровлению мочеполовой и репродуктивной системы;

    снижению дискомфорта в менструальный период у женщин;

    нормализации работы ЦНС и гармоничному эмоциональному фону, избавлению от депрессий и тревожных состояний;

    ускорению и "оживлению" работы мозга, творческим прорывам.

Противопоказания

Не стоит выполнять бандху:

    на пике болезней;

    при высокой температуре;

    давлении;

    головокружении.

В такие периоды энергии тела двигаются не так, как в здоровом состоянии, и эта практика может усилить дисгармонию вместо того, чтобы оздоровить тело и дух.

Правильная техника выполнения мула бандхи начинается с обнаружения точки, открывающей и стимулирующей муладхара-чакру. В противном случае вы зря потратите время на бесполезную тренировку мышц промежности.

В мужском теле точка расположена между анусом и основанием пениса, в женском – в месте соединения матки и влагалища. После этого, если вы нашли и ощутили у себя эту точку, можно приступать к первому циклу.

    Сядьте в подходящую вам асану, например, в Падмасану .

    Закройте глаза, распрямите спину и максимально расслабьте мышцы тела.

    Сосредоточьте всё внимание в муладхара-чакре.

    Глубоко вдохните и, не выдыхая, начните совершать Джаландхара бандху .

    Напрягите мышцы в зоне муладхара-чакры.

    Направляйте, "тяните" мышечное сокращение вверх настолько энергично, насколько возможно, но избегайте болезненных ощущений.

    Полностью сосредоточьтесь на точке напряжения; следите за тем, чтобы все остальные мышцы тела (руки, плечи, лицо) были расслаблены.

    Держите мышцы напряжёнными так долго, как вы сможете, не вызывая болевых ощущений и не задыхаясь.

    Полностью расслабьте все мышцы.

    Завершите Джаландхара бандху.

    Осторожно поднимите голову, откройте глаза, и затем сделайте полный выдох. Начните восстанавливать дыхание, но не позволяйте ему сбиться на одышку.

Перед тем как приступить к новому циклу, дождитесь, чтобы восстановилось дыхание. Не перенапрягайте мышцы и не спешите – ваша задача не спортивного, а энергетического характера. Лучше качественно проработать один-два цикла, чем задохнуться и устать, пытаясь выполнить десять.

Поддерживайте внутренний покой, практикуя Мула бандху, уделяйте ей 10-15 минут ежедневно, и муладхара-чакра раскроет ваш апанический потенциал, принесёт гармонию энергий и телесное оздоровление.

Вполне логично затронуть и уддияну — очень важную и полезную практику. Уддияна бандха или брюшной замок — это «символ восходящего полета «; практика несложная, но ее пользу нельзя переоценить. Как вам, например, такое: регулярное выполнения этой бандхи способно замедлить процессы старения в теле, а также наполнить его энергией!

Сила уддияны в ее мощном энергетическом воздействии, важной составляющей которого является сублимация сексуальной энергии, ее перенаправление в высшие центры, что, в целом, способствует омоложению организма, повышению его жизнестойкости.

Техника выполнения

Есть две базовых техники: сидя и стоя — рассмотрим обе.

1. В положении сидя. Примите любую медитативную позу (но колени должны быть на полу). Ладони положите на колени, глаза закрыть, расслабиться. Это исходное положение.

Теперь закройте глаза и глубоко вдохните. На задержке дыхания выполните , после чего втяните (даже, скорее, подтяните) мышцы живота движением внутрь и вверх. Это конечная форма, удерживать которую нужно столько, насколько вы можете задержать дыхание.

Выход из бандхи: медленно расслабьте мышцы живота, прервите джаландхару и поднимите голову, выдохните. После того, как нормальное дыхание восстановится, повторите уддияна бандху.

Основные моменты практики

  • Выполняйте не более 10 повторов уддияны за одно занятие. Поначалу, лучше вообще ограничиться двумя-тремя повторами.
  • Естественно, практиковать ТОЛЬКО на пустой желудок (или через 3 часа после еды).
  • Внимание на манипура-чакре, что расположена на уровне солнечного сплетения.
  • В русле практики йоги уддияна-бандху лучше выполнять перед медитацией, но после поз йоги и пранаям (это, если вы практикуете ее отдельно, не как встроенную технику). Она отлично сочетается с мудрами и дыхательными упражнениями йоги.
  • Помните, что по окончанию практики начинать дышать нужно после того, как прервете джаландхара-бандху.

Кому не стоит делать?

Воздерживаться от выполнения этой бандхи нужно тем, у кого имеются нарушения в работе сердца, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, а также беременным женщинам.

2. Уддияна бандха в положении стоя. Встаньте прямо и расставьте ноги примерно на 30 см. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей; взгляд направлен вперед. Это исходное положение.

Глубоко вдохните, и с шумным выдохом (через рот, со звуком «ха-а-а») наклонитесь еще больше вперед, чтобы на выдохе полностью опустошить легкие. Теперь поднимитесь (но не резко!), задержав дыхание на выдохе; руки все также упираются в бедра. При подъеме с пустыми легкими ваш живот будет естественно втягиваться; если это не особо ощутимо, вы можете помочь ему, приложив некоторые усилия. Однако, не перенапрягайтесь! Это мощная практика, и осваивать ее нужно осторожно. Я, как-то, пренебрежительно относился к ней, и из-за ее сильного воздействия у меня начала болеть печень, т.к. я прилагал чрезмерные усилия для втягивания живота почти с самого начала (видимо, при интенсивном выполнении бандхи происходило сжатие печени, и из нее стали активно выходить токсины, а любое резкое очищение часто болезненно). Если все делать постепенно, то вы сможете избежать возможных негативных последствий.

При втягивании живота смотрите вниз. При выходе, медленно прервите уддияну, затем джаландхару, начните вдыхать (но не резко), и медленно выпрямитесь, после чего полностью расслабьтесь. Остальные детали и ограничения такие же, как и в сидячем варианте.

Уддияна бандха стоя считается более легким вариантом, поэтому обычно рекомендуется начинающим. Правда, она также полезна и могущественна, как и сидячая форма. В идеале, конечно, и ту, и другую форму лучше практиковать под должным руководством на случай, если у вас что-то не будет получаться или будут иметь место неожиданные эффекты практики (хотя, при правильном выполнении, она безопасна).

Согласно Хатха-йога Прадипике (3-54,3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59), уддияна считается лучшей из бандх, и дарует освобождение тому, кто регулярно ее практикует. Человек может избавиться от множества болезней (особенно, связанных с брюшной полостью), и даже омолодить свой организм.

Польза уддияна бандхи

Практика этой бандхи заставляет прану (жизненную энергию) течь вверх по центральному энергетическому каналу в теле (сушумна), что уже само по себе чрезвычайно благоприятно, т.к. обращает вспять естественные процессы разрушения организма, тем самым омолаживая его. Отсюда и название «символ восходящего полета».

При выполнении бандхи диафрагма подтягивается к грудной клетке, а органы брюшной полости прижимаются к позвоночнику, т.е. происходит массаж всей полости — это избавляет практикующего почти от всех желудочно-кишечных заболеваний (запоры, несварение, диабет, и проч.).

Тонизируется печень, почки, селезенка, поджелудочная железа, увеличивается огонь пищеварения. Секреторная деятельность надпочечников приходит в норму, что возвращает страдающему летаргией жизненную энергию, а беспокойному дает уравновешенность.

Происходит стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения, что благоприятно отражается на работе органов тела. Поскольку уддияна воздействует на солнечное сплетение, на уровне которого расположена манипура чакра (она является праническим центром в теле), то происходит гармонизация распределения праны в организме.

Есть схожая с уддияной практика в йоги — агнисара-крийя , которая часто является подготовкой к выполнению первой.


Рубрика: / / ~ Мула бандха: техника выполнения

Мула бандха - важнейший мышечный «замок», сопровождающий выполнение многих йогических поз. Правильное освоение мула бандхи и регулярная практика дарует человеку совершенное здоровье и помогает развить немыслимую жизненную силу.

Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности - геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т. д.

Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста.

Описание мула бандхи

Мула бандха - это упражнение, похожее на естественное сокращение мышц при прекращении дефекации. Только при выполнении мула бандхи нужно продолжить движение, как бы втягивая середину ануса вверх и ощущать это движение по позвоночнику. В другом варианте нужно распространить напряжение вперед через промежность до гениталий.

Техника выполнения мула бандхи

Основной вариант. Сядьте с прямой спиной в любой удобной для вас позе. Руки положите на бедра. Почувствуйте ягодицами и анусом сиденье стула или пол. Вдохните на половину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сожмите анус с максимально возможным усилием. Втягивайте мышцы ануса от периферии круга в центр и вверх. Удерживайте напряжение на задержанном дыхании сколько сможете. Затем расслабьте мышцы таза, сделайте небольшой и короткий вдох и мягко выдохните. Возможно и другое продолжение после того, как вы вдохнули и сжали мышцы ануса. Женщины могут распространить усилие вперед от ануса до Виджайны, а мужчины до мошонки. Есть специальные женские и мужские модификации упражнения.

Первый женский вариант

На вдохе сильно сожмите анус, как при прекращении дефекации, и затем направьте не столько мышцами, а сколько усилием воли или визуализацией энергию вверх. Удерживайте сокращение до тех пор, пока не появится дрожь и мурашки не побегут по спине. При этом нужно представить, как от этого движения энергия Муладхары быстро поднимается вверх по позвоночнику. Вы можете почувствовать ее у основания черепа или корнем языка. Может быть, вы почувствуете, что слюны во рту стало больше, и она стала сладковатая на вкус. Это тоже является признаком продвижения сексуальной энергии вверх по позвоночнику. На выдохе расслабьте все мышцы, вовлеченные в процесс. Повторите 5—7 раз. Приятное тепло может появиться в области таза и поясницы.

Второй женский вариант

Упражнение выполняется стоя, стопы ног на ширине плеч. В начале практики можно положить ладони на ягодицы. Без движения ног, на вдохе крепко сожмите ягодицы, сожмите анус и подтяните его вверх. Нижняя часть туловища тоже может быть напряжена. Верхняя должна быть свободна. Сожмите мышцы Виджайны и почувствуйте, как клитор выдвигается вперед. Осознайте и почувствуйте мышцы, окружающие клитор. Сокращайте и расслабляйте их в течение одной минуты. Расслабьтесь и посмотрите, что происходит в вашей Виджайне. Выполняйте это упражнение несколько раз в день. Это упражнение настолько мощное, что иногда вызывает пробуждение Кундалини. Были случаи выхода в измененное состояние сознания после практики этого упражнения на семинарах.

Важность мула-бандхи

Мулабандха вызывает спонтанную сонастройку физического, ментального и психического тел человека.

· Сокращение мышц промежности приводит к гармоничной работе эндокринной системы, улучшению работы нервного аппарата тазовой области, нормализации работы внутренних органов. Это способствует излечению заболеваний органов брюшной полости и малого таза, т. е. нарушений пищеварения и половых расстройств.

· Мула-бандха оказывает влияние на ум, создавая ощущение глубокого расслабления. Это расслабление освобождает человека от большинства умственных и психосоматических расстройств — стресса, перенапряжения и чувства постоянной тревоги. В наше время умении избавиться от постоянного стресса - дорогого стоит.

· Как «умственный релаксант», мула-бандха оказалась полезной при лечении депрессии, неврозов, некоторых фобий, истерии и маниакальных состояний.

· Экспериментальных данных о благотворном влиянии этого упражнения на больных психозами, мало. Но, учитывая воздействие мула-бандхи на головной мозг, а также факт ее благотворного влияния при депрессиях, можно считать, что мула-бандха способна гармонизировать состояние при маниакально-депрессивном психозе и в некоторых случаях шизофрении, особенно на ранних стадиях.

«Бхастрика» в переводе с санскрита означает «кузнечный мех».

Работа легких при этом виде дыхания сравнивается с работой кузнечного меха.

В бхастрике в фазе вдоха используется , выдох усиливается за счет работы брюшных мышц, как в дыхании .

Скорость дыхания постепенно увеличивается, но не превышает 60 вдохов - выдохов в минуту, при дальнейшем увеличении скорости теряется глубина вдоха и выдоха, что уменьшает положительный эффект от практики.

Глубокое дыхание с форсированным выдохом чередуется с задержкой дыхания на вдохе, с наполненными легкими. Продолжительность задержки индивидуальная, главное, чтобы она не была дискомфортной.

Положительный эффект бхастрики сравним с эффектом от капалабхати: от мечается повышенное насыщение крови кислородом и снижение содержания углекислого газа в крови (его уровень стабилизируется во время выполнения кумбхаки с наполненными легкими).

Бхастрика относится к интенсивным практикам и требует осторожного подхода в период своего освоения.

При неполном выдохе, резком, непривычном увеличении скорости дыхания в ущерб правильности исполнения можно получить достаточно серьезные осложнения, например нарушение ритма сердца во время практики по типу экстрасистолии или мерцательной аритмии.

Регулярные упражнения с неверным выдохом (остаточный объем в легких, создание излишнего давления в них во время вдоха и выдоха) могут привести к серьезным осложнениям со стороны легких, вплоть до развития эмфизематозных явлений.

Бхастрика видео

Посмотирите видео «Пранаяма Бхастрика — Техники Гималайской Сиддха-Йоги.»

Как и другими методиками пранаямы, бхастрикой желательно заниматься под руководством опытного инструктора.

Бандхи

В переводе с санскрита слово «бандха» обозначает «соединение вместе», «сковывание», «зажим».

Фактически она представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез и органов кровообращения.

Бандхи, как правило, направлены на контроль над отверстиями тела. Иногда они определяются как специальные асаны, в которых отдельные органы сокращены и находятся под контролем.

Бандхи способствуют правильному распределению праны в организме и помогают управлять ею.

Важное значение придается следующим бандхам, которые часто делаются одновременно:

  • уддияна бандха
  • мула-бандха.

Джаландхара-бандха

Практика джаландхара-бандхи

Эта техника имеет большое значение в практике пранаямы, почти все более или менее выраженные задержки дыхания выполняются в ее сопровождении.

Слово «джала» переводится с санскрита как «сеть», «паутина», «сплетение». Правильность выполнения этой бандхи легко почувствовать при проведении сарвангасаны (поза всех частей тела, стойка на плечах, поза березки), когда подбородок упирается в яремную впадину.

Для обучения технике джаландхара-бандхи используется, как обычно, устойчивая сидячая поза. Позвоночник должен быть выпрямлен, лопатки сводятся вместе и слегка подаются внутрь тела. Подбородок устанавливается в яремную впадину и наклоняется вперед.

В удержании бандхи участвуют грудино-ключично-сосцевидная мышца, лестничные мышцы, челюстноподъязычная мышца, подкожные мышцы шеи и внутренние мышцы гортани.

За счет давления на синокаротидную зону активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, при этом отмечаются снижение артериального давления, уменьшение сердцебиения.

Мышцы шеи при выполнении джаландхара-бандхи остаются сжатыми, при этом невозможно сделать вдох либо выдох. Если нужно удерживать джаландхара — бандху во время дыхания, рекомендуется слегка уменьшить напряжение мышц шеи и расслабить голосовую щель, чтобы дать возможность для прохождения воздуха. В этом положении дыхание сопровождается характерным для удджайи звуком .

Джаландхара-бандха при регулярной практике очищает носовые проходы, регулирует кровоток головы и эндокринных (щитовидной и паращитовидных) желез, расположенных в области шеи.

Выполнение джаландхара-бандхи мягко растягивает шейный отдел позвоночника, воздействуя при этом на продолговатый мозг, где расположены дыхательный и сосудодвигательный центры.

Оно также замыкает нади, проходящий вокруг шеи, препятствуя холодному потоку энергии иды течь вниз, не дает рассеиваться энергии солнечного потока пингалы.

Эта бандха описана в «Хатха-йога Прадипике» как препятствующая старению и смерти.

Уддияна-бандха


Практика уддияна-бандхи

Данная техника - техника брюшного замка - выполняется только на пустой желудок, с задержкой дыхания после выдоха.

Слово «уддияна» на санскрите означает «полет ввысь», «подъем».

Техника выполнения заключается в следующем: после полного выдоха необходимо поднять диафрагму, которая увлекает вверх органы брюшной полости. Это движение в основном происходит за счет диафрагмы, участие принимают также внешние межреберные мышцы; работа мышц брюшного пресса в этой технике минимальна, в основном задействованы прямые мышцы живота, внутренние и наружные косые мышцы, напряжение которых незначительно (существует вариант выполнения уддияна- бандхи с полностью расслабленным брюшным прессом, только за счет работы диафрагмы).

Выполнять эту бандху следует в устойчивой сидячей позе, лучше в падмасане или сукхасане, колени по возможности развернуты к полу.

Тело расслаблено, корпус слегка наклонен вперед.

После полного выдоха диафрагма поднимется вверх, при этом движении органы брюшной полости также поднимаются вверх и прижимаются к позвоночнику, визуально живот исчезает, как бы «проваливается» внутрь.

Сильно напряженный брюшной пресс противодействует созданию отрицательного давления для полноценного подъема диафрагмы, соответственно, препятствует выполнению уддияна-бандхи.

Брюшной замок удерживается до тех пор, пока сохраняется комфортная задержка дыхания на выдохе, затем мышцы живота расслабляются, диафрагма опускается и производится вдох. Восстанавливается нормальное дыхание, после чего можно повторить бандху. Рекомендуется выполнять эту практику в сочетании с пранаямой и мудрами.

Противопоказания к данной бандхе:

  • наличие болезней сердца,
  • недостаточности кровообращения,
  • заболеваний ЖКТ (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки),
  • колиты,
  • беременность,
  • менструация.

К положительным эффектам этой практики относится массаж органов брюшной полости (за счет смещения происходит массаж печени, селезенки, поджелудочной железы и почек).

Благодаря улучшению работы надпочечников, стимулируются симпатические нервы солнечного сплетения, иннервирующих органов брюшной полости, восстанавливается равновесие вегетативной нервной системы.

За счет увеличенной амплитуды движения диафрагмы улучшается эластичность легких, что благотворно влияет на функцию дыхательной системы в целом.

Уддияна бандха видео

Вариант уддияна-бандхи - агнисара- дхаути

Слово «дхаути» означает «процесс очистки», «агни» означает «огонь», «сар» - «сущность»; в целом «агнисара» можно перевести как «огонь, получаемый через пищеварение».

Практика агнисара-дхаути - это многократное повторение уддияна-бандхи: во время одной задержки дыхания на выдохе диафрагма поднимается, втягивая живот, и вновь возвращается на место.

Мышцы брюшного пресса во время всего упражнения сохраняются в расслабленном состоянии, не препятствуя движению диафрагмы. Работа диафрагмой производится столько же, сколько удается сохранять задержку дыхания на выдохе. Эта практика оказывает воздействие на все органы брюшной полости, массируя их, улучшая кровоток к ним и нормализуя их функции. Ускоряются также процессы пищеварения, и нормализуется обмен веществ.

Считается, что уддияна-бандха и ее вариант агнисара-дхаути - идеальные средства для коррекции «болезней цивилизации», связанных с сидячим образом жизни.

Йога — на 99% практика и на 1% — знание.

Мула-бандха

Прежде чем рассмотреть эту технику-технику корневого замка, - необходимо ознакомиться со строением тазовой диафрагмы.

Строение тазовой диафрагмы

Дно полости таза состоит из мягких тканей, которые формируют дно брюшной полости, служат опорой и основанием для органов малого таза (мочевого пузыря, уретры, матки и прямой кишки), участвуют в формировании внутрибрюшного давления.

Дно полости таза закрыто диафрагмой таза, которая в передних отделах соединена с мочеполовой диафрагмой.

Мочеполовая диафрагма - продолжение эндотазовой фасции; занимает переднюю часть промежности и отграничена лобковыми и седалищными костями.

Через мочеполовую диафрагму у мужчин проходит мочеиспускательный канал, у женщин - мочеиспускательный канал и влагалище.

Мышцы мочеполовой диафрагмы расположены в два слоя.

К поверхностным относятся поверхностная поперечная мышца промежности, седалищно-пещеристая и луковично-губчатая, к глубоким - глубокая поперечная мышца промежности и сфинктер мочеиспускательного канала.

Диафрагма таза отграничена копчиком и седалищными буграми, через нее проходит конечный отдел прямой кишки. Поверхностный слой мышц представлен наружным сфинктером прямой кишки, глубокий слой состоит из мышцы, поднимающей задний проход, и парной копчиковой.

Мышцы тазового дна укрепляют мула-бандха и ашвини-мудра - упражнение, которое служит подготовительной стадией для выполнения мула-бандхи.

Ашвини-мудра (поза кобылы) состоит в сознательном сокращении мышц тазового дна, сопровождающемся сжатием и подтягиванием ануса; регулярная практика ашвини-мудры учит контролировать мышцы этой области. В выполнении ашвини-мудры и мула-бандхи участвуют мышцы, поднимающие анус, наружный и внутренний сфинктеры прямой кишки, а также сфинктер мочевого пузыря и мочеполовую диафрагму.

Обучаться данной практике проще, используя положение лежа на полу, с прижатой поясницей и согнутыми коленями. Это позволит легко расслабить мышцы брюшного пресса, чтобы они не препятствовали работе мышц тазового дна. Упражнение легче начинать осваивать в ритме дыхания, на выдохе напрягая и подтягивая анус, на вдохе расслабляя его. Освоив ашвини-мудру в таком режиме дыхания, можно усложнить практику, напрягая мышцы ануса на вдохе и расслабляя их на выдохе. Ежедневная практика ашвини-мудры предотвращает опущение органов малого таза и особенно полезна после родов; эта техника также идеальна для коррекции проблем с прямой кишкой и мочеполовой системой. Ашвини-мудра рекомендуется во время беременности, так как эластичность и сила мышц тазового дна обеспечивают правильное течение родового процесса и обезболивают роды. Рекомендуемые позы для выполнения ашвини-мудры: паванамуктасана (поза освобождения ветра), сарвангасана (поза всех частей тела). Выполнять практику всегда нужно с контролем дыхания. Во время мула-бандхи сокращение анального сфинктера более продолжи-тельное. Кроме мышц, сокращающих анальный сфинктер, следует обращать внимание:

На сокращение мышц, поднимающих анус

Сокращение тазовой диафрагмы, как при ашвини-мудре;

Сокращение нижней части брюшного пресса, при этом органы малого таза отодвигаются к крестцу;

Сохранение задержки дыхания с полными легкими.

В дальнейшем нужно научиться удерживать мула-бандху в течение нескольких минут на вдохе и выдохе. Эффективность этой методики зависит от способности сокращать одновременно наружный и внутренний сфинктеры (при определенной практике можно уловить работу внутреннего сфинктера, который расположен на 2-3 см выше наружного анального).

Научившись делать эти бандхи изолированно, можно переходить к практике бандха-трайи (три бандхи, тройной замок), объединяя все три упражнения вместе. Оптимальный режим выполнения бандха-трайи - на задержке дыхания после выдоха. Последовательность выполнения: сначала осуществляется концентрация на выполнении мула-бандхи, затем уддияна-бандхи и в последнюю очередь проводится джаландхара-бандха. Удержание бандха-трайи соответствует времени комфортной задержки дыхания, после чего идет расслабление в обратном порядке: сначала джаландхара-бандха, затем уддияна- и в последнюю очередь мула-бандха.

Мула-бандха, или «Корневой замок» — представляет собой сжатие мышц промежности и тазового дна. Такое простое для практики йоги действие имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему. Но Мула-бандха – не только для «фанатичных» йогов, эта несложная в первом приближении техника может помочь буквально всем, кто хочет улучшить состояние своего организма и наполниться силами, бодростью, энтузиазмом. При регулярной правильной практике Мула-бандха весьма заметно укрепляет здоровье, а в русле йоги позволяет вывести практику на новый уровень. Как это происходит и как правильно выполнять эту технику?

В классических текстах по йоге об этой бандхе говорится следующее:

«Плотно прижав йони (промежность) пяткой, сожми анус и подними апану вверх. Так выполняется мула-бандха.» («Хатха-йога прадипика», 3.60)

«Прижав йони снова и снова с силой тяни вверх воздух.» («Хатха-йога прадипика», 3.62)

«Прижми пятку левой ступни к промежности, сожми анус, затем прижми тщательно пуп к позвоночнику (втягивая живот).» («Гхеранда самхита», 3.14)

«Правую пятку положи на половые органы. Эта уничтожающая старость мудра называется мула-бандха.» («Гхеранда самхита», 3.15)

Лучшие позы для выполнения мула-бандхи – сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин, т.к. в них пятка сильно давит на область муладхара-чакры, что способствует физическому сокращению. Возможно также использовать любую медитативную позу, в которой колени плотно лежат на полу.

Итак, садимся с прямой спиной, руки на коленях. Закрываем глаза и расслабляем все тело. Ягодицами и анусом стараемся почувствовать пол. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и выполняем джаландхара-бандху.

Медленно сжимаем анус с максимально возможным усилием.. Втягиваем мышцы ануса от периферии круга в центр и вверх. Женщины могут распространить усилие вперед до виджайны, а мужчины до мошонки.

Концентрация на муладхара-чакре.

Удерживаем напряжение на задержке дыхания сколько можем. Затем расслабляем мышцы таза, прекращаем джаландхара-бандху, поднимаем голову и мягко выдыхаем.

При желании можно выполнять практику с внешней задержкой – бахир кумбхакой — т.е. сначала сделать выдох, а затем выполнить джаландхара-бандху. Однако в этом случае не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке – антар-кумбхаке.

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени. Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни. Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Важно учесть, что Мула-бандха, как и другие «энергетические замки», работает не только на грубом уровне, и это не только сжатие мышц промежности. Бандхи блокируют (сдерживают) движение на пяти уровнях: мышечная неподвижность, остановка дыхания, прекращение ощущений, мысли и сознания. Делая Мула-бандху, мы одновременно «сжимаем» Муладхара-чакру. Таким образом мы можем лечить физические заболевания, проблемы пищеварения, и сексуальные расстройства (такие как фригидность, импотенция и др.). В нескольких авторитетных трактатах по йоге («Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита» среди прочих) утверждается, что Мула-бандха избавляет от дряхлости в старшем возрасте, а отдельные адепты с ее помощью даже полностью побеждали старость, до «седых» лет сохраняя физическое состояние тела совершенно «молодым». Отчасти это проявляется даже во многих современных опытных йогах и йогинях, которые обладают крепким, привлекательным и «молодым» телом даже в возрасте «за 60 лет». С большим уважением отзываются о Мула-бандхе и древние тексты (тантры и Упанишады), и современные авторитетные авторы – сэр Джон Вудрофф («Змеиная сила») и Б.К.С. Айенгар («Прояснение йоги») в числе прочих. Одним словом, практика Мула-бандхи очень полезна.

Йоговский текст «Гхеранда Самхита» довольно подробно описывает эту технику: «Прижми пяткой левой ноги область между анусом и половыми органами, и сожмите анус…». Это может выполняться в конце вашего обычного комплекса асан и пранаям, или отдельно, в течение дня (если сон беспокойный, на ночь делать не надо).

Практика выполняется по такой схеме:

  1. Садимся у удобную позу, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Спина прямая, голову не опускаем.
  2. Закрываем глаза и расслабляемся в течение 1-2 минут, наблюдая процесс естественного дыхания.
  3. Собираем наше внимание в точке промежности и половых органов. Теперь, делая медленный вдох, сжимаем эту область – тазовое дно. Напрягаем всю область: мочеполовую систему, половые органы, анус (на базовом уровне освоения Мула-бандхи надо сжимать всю эту область: т.е. может происходить Ваджроли Мудра, Мула-бандха и Ашвини-мудра в той или иной степени).
  4. С выдохом постепенно расслабляем все, что было сжато.
  5. Опять сжимаем (на вдохе).
  6. Опять расслабляем (на выдохе).
  7. Делаем 5-25 таких сжатий-расслаблений, потом отдыхаем. Дыхание не должно быть слишком интенсивным (чтобы голова не кружилась).
Последовательность действий:

      Сядьте в удобную позу.

      Положите ладони на колени.

      Закройте глаза и расслабьте все тело.

      Сделайте глубокий вдох.

      Затем задержите дыхание и выполняйте бандху

      Сократите мышцы в области муладхара чакры.

      Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

      Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.

      Удерживайте это сокращение как можно дольше.

      Затем прекратите сокращение.

      Прекратите бандху.

      Поднимите голову и сделайте выдох.

Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов.
Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

Мула бандха для мужчин

У мужчин Мула бандха укрепляет основную мышцу, удерживающую Лингам (член) в поднятом состоянии. Эта мышца проходит по всему Лингаму внизу и крепится у его основания к тазовым костям. Для тренировки этой мышцы к обычному варианту Мула бандхи тантрики добавляют еще один. Они выполняют упражнение, когда Лингам возбужден примерно на 50%.

Базовая техника выполнения. Начальная стадия упражнения выполняется так же, как основной вариант: сидя с прямой спиной, руки на бедрах. Почувствуйте пол или сиденье стула своими ягодицами и переведите внимание на анус. Вдохните наполовину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сократите мышцы ануса до предела ваших возможностей. Распространите напряжение от ануса по нижней стороне Лингама вперед и вверх. Нужно почувствовать, как мошонка вместе с яичками поднялись вверх. Удерживайте напряжение сколько возможно. Сделайте дополнительный небольшой вдох, расслабьте все задействованные мышцы и полностью спокойно выдохните.

Примечание:

    При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток - при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.

Продвинутая практика может включать (после освоения базовой техники!) сжатие пульсацией по 4-5 уровней в каждом сжатии и такое же расслабление; очень медленное сжатие и такое же медленное расслабление; долгое удержание Мула-бандхи – на фоне ее можно выполнять другие практики: например, с Мула-бандхой, при проблемах с поясницей, выполняются все прогибы; и на легкой Мула-бандхе можно делать Сурья-намаскар и почти все отдельные асаны.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...