Н носов его произведения. Произведения Носова Николая


Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:

Это Волга.

Нет, это Москвич.

Много ты понимаешь! - говорю я.

Конечно, Москвич, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор.

Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор-капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:

Ну, такое пузо, как у Москвича.

Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.

Ты же сам сказал пузо.

Кузов я сказал, а не пузо! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:

А у Волги разве есть буфер? Это у Москвича - буфер.

Я говорю:

Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер - это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у Москвича и у Волги.

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

На этот бампер можно сесть и поехать.

Не надо, - говорю я ему.

Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

Садись скорей! Садись скорей!

Я говорю:

Не надо!

Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!

Мишка испугался и говорит:

Я спрыгну! Я спрыгну!

Не надо, - говорю, - расшибёшься! А он твердит:

Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!

Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

Слезай, - говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез - все на него набросились:

Не видишь, что у тебя сзади делается?

А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

Штаны - это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.

А мы милиционеру письмо напишем, - говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.

На конверте написали:

“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.

Важное решение

Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки. Мишка слишком сильно нагрел воду, банка лопнула, и горячим паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство. Кто не верит, пусть сам попробует. Только мазать нужно сейчас же, как обожжёшься, пока не сошла кожа.

После того как машина лопнула, Мишкина мама запретила нам с ней возиться и выбросила её в мусорный ящик. Пришлось нам некоторое время слоняться без дела. Скука была смертельная. Началась весна. Снег таял повсюду. По улицам журчали ручьи. Солнышко уже по-весеннему светило в окна. Но ничто нас не радовало. Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие. Когда нечего делать, мы начинаем скучать и скучаем до тех пор, пока не находим какого-нибудь дела.

Один раз я прихожу к Мишке, а он сидит за столом, носом уткнулся в какую-то книгу, голову обхватил руками и ничего на свете, кроме этой книги, не видит и даже не замечает, что я пришёл. Я нарочно хлопнул погромче дверью, чтобы он обратил на меня внимание.

А, это ты, Николадзе! - обрадовался Мишка. Он никогда не называл меня по имени. Вместо того чтобы сказать просто “Коля”, он называет меня то Никола, то Микола, то Микула Селянинович, то Миклухо-Маклай, а один раз даже стал называть по-гречески - Николаки. Словом, что ни день, то новое имя. Но я не обижаюсь. Пусть себе зовёт, если ему так нравится.

Да, это я, - говорю я. - А что это у тебя за книжка? Чего ты в неё вцепился, как клещ?

Очень интересная книга, - говорит Мишка. - Я её сегодня утром в газетном киоске купил.

Я посмотрел: на обложке - петух и курица и написано “Птицеводство”, а на каждой странице - какие-то курятники и чертежи.

Что же тут интересного? - говорю я. - Это какая-то научная книжка.

Вот и хорошо, что научная. Это тебе не какие-нибудь сказки. Тут всё правда. Это полезная книга.

Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку. Один раз он купил книгу, которая называется “Обратные тригонометрические функции и полиномы Чебышева”. Конечно, он ни слова в этой книжке не понял и решил прочитать её потом, когда немножко поумнеет. С тех пор эта книга лежит у него на полке - ждёт, когда он поумнеет.

Мишка отметил страницу, на которой читал, и закрыл книжку.

Тут, брат, про всё есть, - сказал он, - как разводить кур, уток, гусей, индюков.

Уж не собираешься ли ты разводить индюков? - спросил я.

Кто же этого не знает! - говорю я. - В прошлом году я был с мамой в колхозе и видел инкубатор. Там цыплята выводились каждый день штук по пятьсот или по тысяче. Их насилу успевали вынимать из инкубатора.

Что ты говоришь! - удивился Мишка. - А я раньше не знал об этом. Я думал, что цыплят всегда высиживает курица. Когда мы жили в деревне, я видел, как наседка высиживает цыплят.

Я тоже видел наседку. Но инкубатор гораздо лучше. Под наседку положишь десяток яиц - и всё, а в инкубатор можно заложить сразу тысячу.

Я знаю, - говорит Мишка. - Здесь про это написано. И потом, пока курица сидит на яйцах и воспитывает цыплят, она не несёт яиц, а если цыплят высиживает инкубатор, курица всё время несётся, и яиц получается гораздо больше.

Мы стали высчитывать, сколько лишних яиц получится, если все куры не станут высиживать цыплят, а вместо этого будут нести яйца. Оказалось, что курица высиживает цыплят двадцать один день, потом она выращивает маленьких цыплят, так что пройдёт три месяца, прежде чем она снова начнёт нестись.

Три месяца - это девяносто дней, - сказал Мишка. - Если бы курица не высиживала цыплят, она смогла бы снести за год на девяносто яиц больше. В каком-нибудь маленьком хозяйстве, где всего десять кур, за год получилось бы на девятьсот яиц больше. А если взять такое хозяйство, как колхоз или совхоз, где на птицеферме тысяча кур, то там получится на девяносто тысяч больше яиц. Подумать только - на девяносто тысяч!

Мы долго рассуждали о том, какая польза получается от инкубатора. Потом Мишка сказал:

А что, если нам самим сделать маленький инкубатор, чтоб в нём вывелись из яиц цыплята?

Как же мы это сделаем? - говорю я. - Ведь всё надо знать, как делать.

Ничего хитрого нет, - говорит Мишка. - В книжке тут всё написано. Главное, чтобы яйца нагревались ровно двадцать один день подряд, и тогда из них выведутся цыплята.

Мне вдруг очень захотелось, чтоб у нас были маленькие цыплята, потому что я очень люблю всяких птиц и зверей. Осенью мы с Мишкой даже записались в кружок юннатов и работали в живом уголке, а потом Мишка придумал делать эту паровую машину, и мы перестали ходить на кружок. Витя Смирнов, который был у нас старостой, сказал, что вычеркнет нас из списка, если мы не будем работать, но мы сказали, что будем, и он не вычеркнул.

Мишка принялся рассказывать, как будет хорошо, когда у нас выведутся маленькие цыплята.

Они будут такие хорошенькие! - говорил он. - Можно будет отгородить им угол на кухне, и пусть они там живут, а мы будем кормить их и ухаживать за ними.

Но ведь придётся три недели возиться, пока они выведутся! - говорю я.

Чего возиться? Сделаем инкубатор - они и выведутся. Я задумался.

Мишка с беспокойством поглядывал на меня. Я видел, что ему очень хочется взяться поскорее за дело.

Ну ладно! - говорю я. - Делать нам всё равно нечего, попробуем.

Я так и знал, что ты согласишься! - обрадовался Мишка. - Я и сам взялся бы за это дело, да мне без тебя скучно.

Выход найден

В эту ночь я долго не мог заснуть.

Целый час я лежал в постели и думал об инкубаторе. Сначала я хотел попросить мою маму, чтоб она разрешила нам жечь керосиновую лампу, но потом понял, что и моя мама не позволит нам возиться с огнём, так как она очень боится пожара и всегда прячет от меня спички. К тому же Мишкина мама отняла у нас керосиновую лампу и ни за что не отдала бы обратно. Все давно уже спали, а я думал об этом и никак не мог заснуть.

Вдруг в мою голову пришла очень хорошая мысль: “А что, если нагревать воду на электрической лампочке?”

Я потихоньку встал, зажёг настольную лампу и приложил к ней палец, чтобы узнать, много ли от электрической лампочки получается тепла. Лампочка быстро нагрелась, так что палец невозможно стало держать. Тогда я снял со стены градусник и прислонил к лампочке.

Ртуть быстро поднялась и упёрлась в верхний конец, так что на градуснике не хватило даже делений. Значит, тепла получалось много.

Я успокоился и повесил градусник на место. Впоследствии, через некоторое время, мы обнаружили, что этот градусник стал врать и показывать неправильную температуру. Когда в комнате было прохладно, он почему-то показывал градусов сорок жары, а когда становилось теплей, ртуть забиралась на самый верх и торчала там до тех пор, пока её не стряхивали. Меньше тридцати градусов жары он никогда не показывал, так что мы даже зимой могли бы прожить без отопления, если бы он не врал.

Может быть, это случилось оттого, что я прикладывал градусник к лампе? Не знаю.

На другой день я рассказал о своей выдумке Мишке.

Когда мы вернулись из школы, я выпросил у мамы старую настольную лампу, которая стояла у нас в шкафу, и мы решили попробовать нагревать воду электричеством. Мы поставили настольную лампу вместо керосиновой в ящик, а чтобы лампочка была поближе к банке с водой и лучше нагревала её, Мишка подложил под неё несколько книжек. Я включил электричество, и мы стали следить за градусником. Сначала ртуть в градуснике долго стояла на месте, и мы даже стали бояться, что у нас ничего не выйдет. Потом электрическая лампочка постепенно нагрела воду, и ртуть начала медленно подниматься кверху.

Через полчаса она поднялась до тридцати девяти градусов. Мишка от радости захлопал в ладоши и закричал:

Ура! Вот она, настоящая куриная температура!.. Оказывается, электричество не хуже керосина.

Конечно, - говорю, - не хуже. Электричество ещё даже лучше, потому что от керосина может случиться пожар, а от электричества ничего не получится.

Тут мы заметили, что ртуть в градуснике полезла выше и поднялась до сорока градусов.

Стой! - закричал Мишка. - Стой! Смотри, куда она лезет!

Надо как-нибудь остановить её, - говорю я.

А как её остановишь? Если бы это была керосиновая лампа, можно было бы подкрутить фитилёк.

Какой же тут фитилёк, когда это электричество!

Никуда оно не годится, твоё электричество! - рассердился Мишка.

Почему моё электричество? - обиделся я. - Оно такое же моё, как и твоё.

Но это ведь ты выдумал нагревать электричеством. Смотри, уже сорок два градуса! Если так пойдёт, то все яйца сварятся и никаких цыплят не получится.

Постой, - говорю я. - По-моему, надо лампочку опустить ниже, тогда она станет слабей нагревать воду и температура понизится.

Мы вытащили из-под лампы самую толстую книжку и стали смотреть, что будет. Ртуть медленно поползла вниз и опустилась до тридцати девяти градусов. Мы облегчённо вздохнули, и Мишка сказал:

Ну, теперь всё в порядке. Можно начинать выводить цыплят. Сейчас я попрошу у мамы денег, а ты беги домой и тоже попроси денег. Мы сложимся вместе и купим в магазине десяток яиц.

Я побежал поскорей домой и стал просить у мамы денег на яйца.

Мама никак не могла понять, зачем мне понадобились яйца. Насилу я растолковал ей, что мы устроили инкубатор и хотим вывести цыплят.

Да у вас ничего не выйдет, - сказала мама. - Шуточное ли дело - вывести без наседки цыплят! Вы только время потеряете даром.

Но я не отставал от мамы и всё просил.

Ну хорошо, - согласилась мама. - А где же вы хотите покупать яйца?

В магазине, - говорю я. - Где же ещё?

Яйца из магазина для такого дела не годятся, - говорит мама. - Для цыплят нужны самые свежие яйца, которые курица недавно снесла, а из тех яиц, которые долго лежали, цыплята уже не выведутся.

Я вернулся к Мишке и рассказал ему, о чём говорила мне мама.

Ах я разиня! - говорит Мишка. - Ведь и в книжке об этом написано. Совсем забыл!

Мы решили поехать на другой день в деревню к тёте Наташе, у которой мы жили в прошлом году на даче. У тёти Наташи свои куры, и мы были уверены, что достанем у неё самых свежих яиц.

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу – и вдруг как закричит:

– Ай -ай-ай! – и бегом в сторону.

– Чего ты? – спрашивает Вадик.

– Она жи-жи-живая!

– Кто живая?

– Шля -шля-шля-па.

– Что ты! Разве шляпы бывают живые?

– По -посмотри сам!

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

– Ай ! – и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

– Ай ! Ой! – закричали ребята.

Соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

– Я у-у-хо-хо-жу! – говорит Вовка.

– Куда ?

– Пойду к себе домой.

– Почему ?

– Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

– А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

– Ну , пойди посмотри.

– Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну.

– Постой , я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет.

– Ну , я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

– Где же она? – спрашивает Вадик.

– Вон там, возле стола.

– Сейчас я её как тресну клюшкой! – говорит Вадик. – Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

– Ага , испугалась! – обрадовались ребята. – Боится лезть к нам.

– Сейчас я её спугну, – сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

– Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

– Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, – предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

– Мяу ! – закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

– Васька ! – обрадовались ребята.

– Наверно , он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, – догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

– Васька , миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.

Заплатка

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

Я больше не буду! Зашей, мама!

Сам зашей.

Так я же ведь не умею!

Сумел порвать, сумей и зашить.

Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

Я просил маму зашить, а она не хочет.

Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Затейники

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку "Три поросёнка". А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

Ничего, - говорит Валя. - У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

А ты меня видишь?

Нет, а ты меня?

И я, - говорю, - нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

Что ты? - спрашивает.

Меня, - говорю, - кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

Может быть, там никого нет?

Я говорю:

А кто же тогда меня за ногу трогал?

Это я, - говорит Валя, - я хотела узнать, где ты.

Чего же ты раньше не сказала?

Я, - говорит, - испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

Пойди сними одеяло. А Валя говорит:

Нет, ты пойди! Я говорю:

Там же никого нет.

А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в „три поросёнка" играть.

Клякса

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась чёрная клякса величиной с пятак.

Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец в флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чём дело, но скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

– Это чем ты лицо испачкал, тушью?– спросила она.

– Ага,– кивнул головой Федя.

– А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

– Этой,– подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей.

Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьёзным видом осмотрела чёрные пятна на лице Феди, после чего сокрушённо покачала головой.

– Напрасно ты это сделал, напрасно!– сказала она.

– А что?– забеспокоился Федя.

– Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней выскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.

– Я больше не буду мазаться тушью,– пролепетал он.

– Да уж думаю, что больше не будешь!– усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул своё испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

– Есть,– шёпотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо, тер и платком и промокашкой, но чёрные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:

– На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри, попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он - то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

– Разрешите мне пойти умыться,– попросил жалобным голосом Федя.

– А что, уже чешется лицо?

– Нет,– замялся Федя.– Кажется, ещё не чешется.

– Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.

– Чешется?– озабоченно спрашивал Гриша.

– Нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет ещё волдырей?

– Волдырей ещё нет, а вокруг уже всё покраснело,– шёпотом сказал Гриша.

– Покраснело?– испугался Федя.– Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

– Чешется!– хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

– Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.

Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

– Ты лучше не три,– посоветовал ему Гриша.

Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тёр лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттёр пятна туши и целую неделю после этого ходил серьёзным. Всё ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеётся только на переменках, да и то не всегда.

На горке

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает,  – как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О , говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

– Ого ! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал , думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

– Это кто здесь напортил?  – закричали они.  – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет , – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну , я не знаю,  – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

– Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это , – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Ступеньки

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

– Ну , чего ж ты остановился?  – спрашивает Валя.

– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

– Нет , я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

– Одна , – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

– Опять забыл? – спрашивает Валя.

– Забыл ! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

– Одна , две, три, четыре, пять…

– Может быть, двадцать пять?  – спрашивает Валя.

– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.

– Не хочу я сначала!  – говорит Валя.  – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

– Не хочешь – не надо,  – ответил Петя.  – А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

– Мама , там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:

– Одна , две, три, четыре, пять…

– Шесть ! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!

– Шесть ! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.

Хорошо , что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

Рассказы и сказки, написанные великим литератором Николаем Носовым, не оставили без внимания каждого маленького читателя, даже несмотря на то, что на полках магазинов предлагается большой выбор рассказов современников. Произведения Николая Носова для детей являются эталоном детской литературы, и мы предлагаем краткий обзор некоторых из них.

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и тревоги, за которыми следуют действия, основанные на личных умозаключениях, пусть даже детских. Забавные истории, которые происходят в жизни Вити, придают юмористический оттенок повести и веселят читателя.

Написанная Носовым история в трех томах про необычного персонажа Незнайку, берет начало с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из жителей приходит идея путешествия на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

Вторая часть трилогии о Незнайке, но здесь поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого малыша, который делает только добрые дела. Благодаря этому, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые путешествия в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

Заключительная часть трилогии Носова, которая состоит из тридцати шести глав и в каждую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Основные события происходят на Луне вместе с верными друзьями Незнайки, которые также рассуждают как взрослые. Не зря именно эту часть называют учебником жизни для малышей.

Небольшой рассказ Носова, где описывается спор двух юных мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» это или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, так как до этого у ребят была мечта покататься, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

Этот рассказ про то, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Ребята увидели, как она начала ползти по полу внезапно и испугала их. Друзья решили разобраться в ситуации и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

Рассказ повествует о том, что простая замазка может привести к приключениям двух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после этого начались забавные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в итоге она вообще была потеряна.

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам учится ставить заплатку на штаны, так как мама отказалась их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному удается сделать отличную заплатку.

Небольшая история, где события развиваются на основании знаменитой сказки «Три поросенка». Ее прочитали ребята и решили затеять игру. Они соорудили небольшой домик и обнаружили, что в нем нет окон и поэтому ничего не видно. И здесь им внезапно показалось, что к ним пришел серый волк…

История о том, как мама сделала подарок ее сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой – карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Когда мама не нашла рыбку дома, она решила выяснить, куда же она пропала. Виталик хитрил и не хотел рассказывать маме правду, но в итоге признался.

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как дети придумывают истории и выкладывают их друг другу. Но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

Один из самых смешных рассказов. В нем идет речь о том, как мама с сыном Мишкой жили на даче и к ним приехал маленький друг в гости. Ребята остались вдвоем, так как маме надо было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья весело проводили весь день, но потом проголодались, и началось самое интересное, варка каши.

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении детей. Главный герой, Федя Рыбкин, забавный малыш, который придумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И однажды учительница решила мудро его проучить и это успешно у нее удалось.

История о том, как мама Миши сказала сыну примерно вести себя и в качестве поощрения пообещала дать леденец. Миша старался, но потом залез в буфет, вытащил сахарницу, а в ней оказались леденцы. Он не удержался и съел один, а липкими руками взял сахарницу и здесь она разбилась. Когда пришла мама, разбитую сахарницу и съеденный леденец было обнаружено.

Главный герой рассказа – Саша, он очень хотел себе пистолет, но мама запрещала. Как-то его сестры подарили ему долгожданную игрушку. Саша играл пистолетом и решил напугать бабушку, стрельнув прямо возле лица. Неожиданно в гости пришел милиционер. Здесь началось самое интересное, а ребенок навсегда запомнил, что пугать людей нельзя.

Эта история о школьнике Феде Рыбкине, который делал домашнее задание по математике. Он включил радио и преступил к решению задач. Ему показалось, что так будет веселее. Конечно же, песни по радио были намного интереснее, чем уроки, поэтому все песни были внимательно прослушаны, а вот задача так и не решена правильно Федей.

Шурик у дедушки

Рассказ о двух маленьких братьях, которые летом гостевали в деревне у бабушки с дедушкой. Ребята решили половить рыбу, а для этого на чердаке, вначале, решили отыскать удочку, но она была одна. Зато была найдена еще и калоша, с которой, как оказалось, тоже можно придумать много интересного. На пруду ловить рыбу не получилось так просто…

История о том, как трое деток остались дома одни и решили поиграть в прятки. Несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так и много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобился для ее уборки.

Рассказ Носова о маленьком мальчике Павлике, который весной поехал на дачу и решил посадить на огороде что-нибудь, хотя и сверстники не поверили в его силы. Мама подарила лопатку для огорода, а бабушка дала немного зернышек и объяснила, как сажать. И в результате, оказалось, что это была репка, которая, благодаря Павлику, взошла и выросла.

В рассказе Носов повествует о мальчиках, которые любили играть в прятки, но получалось всегда так, что один — постоянно прятался, а второй – всегда искал. Славику, который искал друга в игре, стало обидно. Он решил своего друга Витю закрыть в шкафу. Просидев некоторое время в шкафу, мальчик так и не понял, почему был заперт другом.

Поучительный рассказ, в котором идет речь о трех охотниках, которые пошли в лес за добычей, но никого не поймали и остановились отдохнуть. Они присели и начали рассказывать друг другу забавные сказки. В итоге поняли, что совсем не обязательно убивать животных, а можно и так весело провести время в лесу.

События этого рассказа Носова происходят в детском лагере, в который приехали трое друзей, но на один день раньше других. Днем им было весело, они даже украсили дом, но вот когда настала ночь, и неожиданно раздался стук в дверь, мальчики испугались. На их вопрос, кто это, ответ не поступал и всю ночь ребята не могли понять, кто это. Утром все выяснилось.

Шуточный рассказ о псе Барбоске, который пригласил в гости Бобика, в то время, как дедушки и кота Васьки не было дома. Барбос хвастался вещами, которые находились в доме: то зеркалом, то расческой, то плеткой. За разговором друзья уснули прямо на кровати, а когда пришел дед и обнаружил это, начал их выгонять, да так, что Барбос забился под кровать.

Рассказ о маленькой пятилетней девочке Ниночке, которая большую часть времени проводила с бабушкой, так как мама и папа работали. И однажды у нее возникла идея помогать взрослым в поисках железа для сдачи металлолома. Когда она показывала дорогу двум взрослым мальчикам, то забыла дорогу и заблудилась. Мальчики помогли найти дорогу домой.

Интересная поучительная история про отличника по имени Коля Синицын, который во время летних каникул решил вести дневник. Мама Коли пообещала купить ему ручку, если он будет все аккуратно писать. Мальчик старался записывать все свои мысли и события, да так увлекся, что у него закончилась тетрадь.

Метро

Рассказ о путешествии двух маленьких мальчиков, которые попали в московское метро, когда гостили у своей тети. Насмотревшись на движущиеся лестницы, остановки и покатавшись в поезде, мальчики поняли, что заблудились. И внезапно они встретили их маму с тетей, которые посмеялись над ситуацией. А в итоге и сами заблудились.

Николай Носов: биография в занимательных рассказах и картинках

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках. Список литературы. Краткая биография Н. Носова для детей. Фильмы по рассказам Носова для детей.

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках

Николай Носов: «Сочинять для детей — наилучшая работа»

Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.

Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней тот урок жизни, который поможет и нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!

Биография Николая Носова: загадки интересной судьбы

Говоря о детском писателе, хочется максимально приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?

Попробуем раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.

Детство Николая Носова: откуда взялся Незнайка и кто он такой?

Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.

Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.

Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим потрясающие открытия в области науки.

Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»

На рисунке ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в «Приключениях Незнайки».

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд. А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором своего жизненного пути. Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя. И согласитесь это весьма интересно.

Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни.

Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время. Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

К слезам у автора сформировалось чуткое отношение, особенно к детской слезинке. Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось. Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и… считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается». Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.

Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых. На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним. Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности. И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.

После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой». Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком. А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики. Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».

В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».

Отрочество и юность Николая Носова

Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи. Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба». Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание. Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, то капитан Немо — это тоже был я».

Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт. Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.

Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!

Помешала ему стать химиком страсть к учительству:). Вот как это произошло.

Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины. Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое. Фотография получилась! И.. Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния.

А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.

Это интересно: сохранился такой эпизод из жизни Николая Носова.

Как-то Н. Носову поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена.

За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Несмотря на тяжелые моменты детства, выработалось у Носова одно очень хорошее качество – он умел разглядеть в людях их лучшие стороны.

Еще один пример из его детства в качестве иллюстрации сказанного. В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил наказать его или отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову закралось подозрение, что его учитель просто хороший человек. Это качество сказывается в дальнейшем и в творчестве писателя, каждый из коротышек наделен определенными добрыми чертами характера, может, у кого-то они в большей или в меньшей степени проявляются, но семя добра есть в каждом.

Как и когда Николай Носов стал детским писателем: в чем секрет популярности его произведений?

Многие из нас считают, что в 30 лет уже поздно начинать что-то новое:). Уже есть специальность и … зачем ее менять. Но… Николай Носов ничего, совсем ничего не написал до… 30 лет! И даже не собирался писать!

Сам Н. Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии и карьере детского писателя.

Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!

Дебют Николая Носова как писателя состоялся в 1938 году — это был его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы стали публиковаться в одном из самых известных и популярных в то время детских журналов — в «Мурзилке».

Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году в Детгизе. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.

Если Вы думаете, что после издания этой книги Носов решил стать писателем, то Вы ошибаетесь. Он и не собирался менять свою работу и продолжал работать в кинематографии.

Ситуация резко изменилась только в 1951 году.

Как Николай Носов вошел в «большой литературный мир» и стал писателем — профессионалом: в 1951 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Главным редактором журнала «Новый мир» в то время А.Т.Твардовский. С его «легкой руки» с этого момента к Носову и пришла известность. А повесть получила высокую награду — Государственную премию СССР. С этого времени Николай Носов окончательно оставил мир кино и стал профессиональным писателем.

Интересные факты: В 1957 году (через шесть лет после решения Н.Носова стать писателем) был составлен список писателей, которых больше всего переводили на другие языки. Николай Носов оказался в списке третьим. Его герои говорили на разных языках.

«Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» — так высказывался сам автор о своей работе.

Николай Носов, относясь с большим уважением к своему сыну, перенес это на всех детей, кому адресованы рассказы. Дети это чувствуют, именно такой позиции и придерживался Носов, они не только чувствуют, но и отдают взамен свое уважение и любовь. Так не в этом ли секрет популярности писателя?

Сами того не подозревая, дети часто давали пищу для рассказов. Каждая история, рассказанная нам Н. Носовым, имеет отголосок и своё происхождение в реальной жизни.

Например, рассказ «Огурцы» он написал с истории, которая произошла с его пятилетним племянником. Однажды мальчик гулял рядом с овощной палаткой. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и, довольный, пошел к маме. А что произошло дальше, описано в рассказе «Огурцы» — посмотрите видео ниже с Вашими малышами.

Книги наполнены такими же непоседами, изобретателями и фантазерами, как все мы в стране детства. Это обычные мальчишки и девчонки, с которыми случаются разные смешные истории. Вспомните свое детство, уверена, и у вас найдется десяток таких историй.

А вот как вспоминает свое детство и своего дедушку Николая Носова внук писателя Игорь:

«1) Всегда был занят.
2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл… Обожал сына, моего отца, обожал меня. …Любил покупать мне игрушки. Помню, как мы ездили в «Лейпцип», еще старый, на Ленинском. Он купил немецкие машинки. Сам любил с ними играть».
3) Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что -то вроде кондиционера…».

«Дидя, ву!»

«Как шутят, когда еще не исполнилось двух лет»

Играем с пластилином.
— Сделаем колбасу, — говорю.
Скатал ему из пластилина длинную колбаску. Игорь взял ее, раскрыл широко рот, делая вид, будто хочет откусить кусочек, а сам искоса, лукаво поглядывает на меня. Заметив, что моя рука невольно тянется, чтоб отнять у него эту «колбасу», расплывается в улыбке.
А вот любимая его шутка. Берет со стола тарелку, поднимает над головой и делает вид, что хочет с размаху бросить на пол. Увидев у окружающих выражение ужаса на лице, громко смеется и, довольный своей шуткой, ставит тарелку на стол.

«Первый рассказ о случившемся происшествии»

Как-то утром Петя привез к нам Игоря, а сам быстро уехал: спешил куда-то. Не успев раздеться, Игорь начал твердить, как-то горячась и волнуясь:
— Папа, дядя, бензин дай! Дядя, папа, бензин нет!
Видя, что мы не очень-то его понимаем, он повторял эти две фразы,иногда лишь меняя порядок слов. Мы, конечно, поняли, что по дороге у Петра кончился в машине бензин и он попросил у встречного шофера немного бензина, но тот не дал. Когда Петр
приехал, он подтвердил, что именно так и было.
Разговор Игоря теперь напоминает разговор индейца, знающего несколько слов из языка белых. Однако у индейца — ум взрослого человека, большой жизненный опыт, а также знание своего собственного языка, у Игоря ничего этого нет. Но с задачей все же справляется.

Рассказ «Я еду!»

Купили ему трехколесный велосипед самого крошечного калибра. Быстро выучился вертеть ногами педали. Катит по асфальтовой дорожке от ворот к дому. Вдруг увидел шагах в двадцати вышедшую на крыльцо Таню и как закричит:
— Бабочка, осторожно! Я еду!
Дальше дорожка была неровная. Он и говорит:
— Дорога поломатая.

Заканчивает книгу о внуке Николай Носов словами своего внука -дошкольника: «Мы с тобой друзья, дедушка!» . Вот оно — счастье бабушки и дедушки!

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Писателю было 68 лет. Похоронен он на Кунцевском кладбище в Москве.

Николай Носов: краткая биография для детей

Знакомить детей с биографиями писателей и с биографией Николая Носова можно уже в старшем дошкольном возрасте. Для детей важны интересные занимательные факты, как писатель придумывает рассказ (ведь дети тоже сочиняют рассказы и сказки), как он жил, и все случаи из серии «Когда … был маленьким».

Очень хорошо, если Вы сделаете тематическую выставку произведений Н.Носова из своих домашних книжек и книг из детской библиотеки. Чтобы ребенок узнал все известные ему произведения по картинкам и понял, что их написал один и тот же писатель. Чтобы малыш знакомился с авторским стилем, знал, как по-разному можно рассказать о мире!

Если есть возможность, то можно взять в библиотеке один и тот же рассказ Н.Носова с иллюстрациями разных художников и сравнить их. Пока у Вас дома будет такая выставка, Вы познакомите малышей с жизнью этого любимого всеми нами писателя.

Знакомство с биографией воспитывает ребенка не как пользователя книжек, а как творца, талантливого вдумчивого читателя. Дошкольник из нашего рассказа узнает о процессе творчества и.. пробует и сам «стать настоящим писателем» и продиктовать маме первые сочиненные сказки и рассказы. И это надо поддерживать и обязательно их записывать. Кто знает, а может быть и в Вашем малыше есть талант художественного слова? Ведь когда Николай Носов был маленьким, он никак не проявлял своих литературных способностей!

Что же рассказать детям о Николае Носове? Конечно, не все факты биографии любого человека доступны детям для осмысления. Поэтому в этом разделе я даю небольшую шпаргалку для взрослых — организаторов детских викторин и литературных праздников: что будет интересно детям из биографии писателя.

Краткие факты биографии Николая Носова для детей:

  • Родился в Киеве, его папа был актером.
  • Когда Николай Носов был маленьким он даже не мечтал стать писателем. Он очень любил самые разные занятия: прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре.
  • Сначала Николай Носов хотел стать химиком и даже сделал дома небольшую настоящую лабораторию, в которой проводил разные опыты и эксперименты. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. Он делал фильмы для взрослых.
  • Когда у Николая Носова появился сынок, он стал сочинять для него и его друзей — дошколят разные смешные истории. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Например, однажды с его племянником случилась такая история. Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солеными огурцами. Он залез в нее, ухватил два огурца и довольный пришел к своей маме с этими огурцами. Что было дальше — Вы уже знаете из рассказа «Огурцы». В рассказе огурцы дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нем так, как было в жизни.
  • Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его даже напечатали в известном журнале «Мурзилка». Послушайте этот рассказ с детьми в видеозаписи ниже.
  • Потом Николай Носов сочинил еще детские рассказы. И получилась детская книжка. Ее издали в детском издательстве. В нее вошли многие известные нам рассказы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
  • Сын Николая Носова рос, и вместе с этим появлялись новые рассказы для сына и даже повести. После того как Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома» он решил, что сменит профессию и станет детским писателем. После этого он написал много детских книжек, в том числе и любимые всеми нами сказки про Незнайку.

Интересный сценарий викторины для детей 6-8 лет по произведениям Николая Носова Вы можете найте на сайте «Педагогическая копилка» — литературный детский праздник «Он любил детство в людях».

Николай Носов: портрет

Фильмы для детей по произведениям Николая Носова

Дружок: по рассказам Николая Носова «Мишкина каша» и «Дружок»

Фантазеры: по мотивам рассказов Николая Носова: «Фантазёры», «Карасик», «Огурцы»

Где жил Николай Носов в Москве

Адреса домов, в которых жил Николай Носов в Москве:

Новокузнецкая улица, 8 (До 1950­-ых годов),
Киевская улица, дом 20,
Красноармейская улица, дом 21 (с 1968 года и до смерти).
К сожалению, хотя Николай Носов — один из любимейших детских писателей, ни на одном из этих домов нет мемориальной доски. Но если Вы живете поблизости от этих адресов — можете прогуляться и посмотреть на дом, в котором жил «литературный папа Незнайки»:).

Произведения Николая Носова для детей: перечень

  1. Автомобиль
  2. Бабушка Дина
  3. Бенгальские огни
  4. Бобик в гостях у Барбоса
  5. Весёлая семейка
  6. Винтик, Шпунтик и пылесос
  7. Витя Малеев в школе и дома
  8. Дневник Коли Синицына
  9. Дружок
  10. Живая шляпа
  11. Замазка
  12. Заплатка
  13. Затейники
  14. И я помогаю
  15. Карасик
  16. Клякса
  17. Когда мы смеёмся
  18. Леденец
  19. Метро
  20. Милиционер
  21. Мишкина каша
  22. На горке
  23. Наш каток
  24. Незнайка в Солнечном городе
  25. Незнайка на Луне
  26. Находчивость
  27. Огородники
  28. Огурцы
  29. Повесть о моём друге Игоре
  30. Под одной крышей
  31. Приключения Незнайки и его друзей
  32. Приключения Толи Клюквина
  33. Про Гену
  34. Про репку
  35. Про тигра
  36. Прятки
  37. Ступеньки
  38. Тайна на дне колодца (автобиография Н. Носова о его детских годах)
  39. Телефон
  40. Три охотника
  41. Тук-тук-тук
  42. Фантазёры
  43. Федина задача
  44. Чудесные брюки
  45. Шурик у дедушки

Фильмы по произведениям Николая Носова для детей

  1. Два друга. По повести „Витя Малеев в школе и дома“
  2. Дружок. По рассказам „Дружок“ и „Мишкина каша“
  3. Незнайка с нашего двора
  4. Топинамбуры
  5. Живая радуга
  6. Приключения Толи Клюквина
  7. Фантазеры

Мультфильмы по произведениям Николая Носова для детей

  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Винтик и Шпунтик – веселые мастера
  • Незнайка в Солнечном городе (в 10 сериях)
  • Незнайка на Луне
  • Незнайка учится
  • Фунтик и огурцы

Послесловие: о детях и внуках писателя Николая Носова

Книги для детей внука писателя — Носова Игоря Петровича- для детей:

Носов, И.П. Большой сюрприз Незнайки. – М.: Махаон, 2005. – 16 с., ил.
Носов, И.П. Как Незнайка дрессировал лягушек. – М.: Махаон, 2006. – 16 с., ил.
Носов, И.П. Как Незнайка землянику собирал. – М.: Махаон, 2006. – 16 с., ил.
Носов, И.П. Незнайка и говорящий гриб: рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза, 2001. – 15 с., ил.
Носов, И.П. Незнайка и карнавальный костюмчик: рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза-Пресс, 2001. – 15 с., ил.
Носов, И.П. Незнайка и фокус-покус: рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза, 2001. – 15 с., ил.
Носов, И.П. Остров Незнайки. – М.: Махаон, 2005. – 16 с., ил.
В конце 90-ых годов вышло много новых приключений Незнайки, написанных плохим языком и не имеющих литературной ценности, т.к. Незнайка как персонаж не был защищен авторским правом. Они не имеют никакого отношения к династии Носовых.

Это интересно: Сын Николая Носова, Петр Николаевич, — один из мастеров «веселой фотографии», его называют «виртузом юмористического фото». Видимо, юмор — это важная черта всей династии Носовых:). Фотографией занимается и внук писателя Игорь Петрович Носов. У сына и внука писателя даже была совместная фотовыставка, которая называлась «Кванты смеха» и проходила в 2007 году. Игорь Петрович, внук Николая Носова, писал:

Со мной много занимался фотографией дед, который прежде чем стать знаменитым в детской литературе, много лет работал режиссером учебного и анимационного кино. А мой отец — известный фотокорреспондент ИТАР-ТАСС — учил меня, без преувеличения, всю жизнь. Пройдя такую домашнюю школу фотомастерства, я в 25 лет, после учебы на филологическом ф-те университета и службы в армии, решил стать фотокорреспондентом и начал работать в Агентстве печати «Новости», позже — в ИТАР-ТАСС. Сотрудничал со многими газетами, журналами, фотоагентствами.

В творческом дуэте Носовых также много озорства, юмора, доброты, умения видеть радость в самых обычных мгновениях жизни. Это то, что мы передаем детям и что становится отличительной чертой каждой династии! И то, чему мы можем поучиться в сказках и рассказах Николая Носова для детей.

В аннотации к выставке фотографий сына и внука Николая Носова написано так: » они учат всех всматриваться в окружающий мир так, чтобы он становился лучше и добрее, а светлая улыбка являлась символом нашей, порой нелегкой, жизни» . Наверное, в этих словах очень точно передана вся суть творчества семьи Носовых для людей и для маленьких детей!

Иллюстраторы произведений Николая Носова для детей: классика детской книги

— Жизнь и творчество Николая Носова. М.: Детская литература, 1985. - 304 с. В книге даны отзывы на произведения Н. Носова известных писателей: Ю. Олеша, В. Катаев, Л. Кассиль, А. Алексин. А также статьи о Николае Носове, обзоры. И статья Николая Носова «О себе и своей работе», его письма к читателям и письма читателей.

Носов Н.Н. Тайна на дне колодца: автобиографическая повесть – М. : Дет. лит., 1978. – 303 с.

Носов Н.Н. Русский писатель (23.11.1908 – 06.07.1976) // Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 ч. – М. : Либерия, 1998. – Ч. 1. – С. 269-273.

Гришкова, И.М. Весёлая семейка Николая Носова: к 100-летию со дня рождения писателя / И.М. Гришакова // Пачатковая школа. — 2008. — № 8. — С. 66-70.
Замостьянов, А. Николаю Носову — сто лет: размышления к юбилею писателя / А. Замостьянов // Народное образование. — 2008. — № 7. — С. 251-256.
Зурабова, К. В этом странном мире: к 100-летию со дня рождения Н.Н. Носова / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С. 74-83.

Корф О. «Веселой семейке» Николая Носова – 50 лет! // Детская литература -1999. — № 2-3. — С.8

Ларина, О.С. Читаем рассказ Н. Носова «Фантазёры» / О.С. Ларина // Начальная школа. — 2008. — № 8. — С. 42-44.

Мальцев Г. «Отец» Незнайки знал очень многое // Юный техник: попупулярный детский и юношеский журнал.-М., 2009.- №9. — С.19-25.

Приходько, В. Николай Носов: он любил детство в людях / В. Приходько // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 11. – С. 73-79.

Сивоконь, С.И. Уроки детских классиков: очерки / С.И. Сивоконь. — М. : Дет. лит., 1990. – 286 с.

Миримский С. Мои встречи с Николаем Носовым/ / Детская литература — 1999. — № 2 — 3. -С. 9-12

Москвичева О.А. Улыбка, рожденная искусством слова: о творчестве Н.Н.Носова // Начальная школа: Ежемесячный научно — методический журнал.-М., 2009.-№6.-С.20-23.-(Школьная библиотека).

Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова // Детская литература — 1999. — № 2 — 3. — С. 4 — 7

Сценарии для детских викторин и тематических занятий по произведениям Николая Носова:

Гоголева П.А. В гостях у Н.Н.Носова: сценарий по мотивам произведений Н.Н.Носова для начальной школы// Начальная школа: Ежемесячный научно — методический журнал.-М., 2008.-№11.

— Джансеитова Н.Х. Где живет Незнайка? // Читаем, учимся, играем.- 2003.- № 6. – С.17-20

Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова (сценарий)// Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 9.- С.55-57

Колосова, Е.В. Добрейший затейник (Сценарий к Дню рождения Н. Носова) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 9. – С. 9 – 12.

— Раковская, Л.А. Незнайка и чудесное дерево (викторина) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 4. – С. 51 – 52.

— Савельева, А.В. Незнайка с нашего двора: чтение вслух рассказов Н. Носова для детей 7 – 9 лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 2. – С. 53 – 54.

Какие книги Николая Носова купить детям?

Меня всегда просят читатели сайта подсказать качественные издания книг для детей. Поэтому, проведя «разведку» среди современных изданий Н. Носова, я заканчиваю эту статью вот такими рекомендациями по книгам для домашней библиотечки:

Не советую покупать книги Николая Носова издательства «Махаон», так как во многих случаях в них очень сильно изменен авторский изначальный текст писателя (причем он сокращен, переписаны фразы, упущены фрагменты, т.е. текст изменен в худшую сторону). Поэтому читая «рассказы Носова» детям по книгам этого издательства на самом деле Вы читаете им слова вообще другого человека — редактора.

Авторский текст Николая Носова в современных изданиях сохраняет издательство Мелик-Пашаев в серии «Тонкие шедевры для самых маленьких». Они изданы с классическими иллюстрациями прекрасного художника Ивана Семенова, в прошлом — главного редактора журнала «Веселые картинки». Действительно эти книги воспитывают художественный вкус ребенка, и у них один минус — это достаточно высокая цена.

— Также сохраняет авторский текст и публикует произведения Н. Носова с прекрасными иллюстрациями издательство Эксмо: книга «Живая шляпа» в серии книг «Мои друзья» и книга рассказов с иллюстрациями того же художника И. Семенова «Фантазеры». И цена на эти книги Эксмо доступна любой семье.

— Прекрасно выпускает рассказы Н. Носова, издательство «Речь» (серия «Любимая мамина книжка») и издательство «Облака» (рассказ «Карасик» с иллюстрациями Е. Афанасьевой)

Трилогия о Незнайке. Выпущен сборник с классическими черно-белыми иллюстрациями А. Лаптева. Это книга «Всё о Незнайке и его друзьях» издательства Азбука (2014 год издания). Это классика из нашего детства.

Все книги, иллюстрации в них и отзывы можно посмотреть в Лабиринте здесь:

Я благодарю читательниц сайта «Родная тропинка» за помощь в создании этой статьи:

Александру Наумкину — за сбор библиографии и сведений о жизни Николая Носова в библиотеках,

Евгению Вавилову — за создание текста статьи о Николае Носове, за прекрасные рисунки и схемы к этой статье. Евгения Вавилова — филолог, многодетная мама, автор книг для детей по творческому развитию.

Как всегда, с Вами была Валасина Ася — автор сайта «Родная тропинка», редактор — методист и оформитель данной статьи, кандидат педагогических наук ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру- к успеху!»

Мы будем продолжать эту новую рубрику. Поэтому мы не прощаемся с вами. И говорим вам: До новых встреч на «Родной тропинке».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...