Назначение посла. Виды визы, агреман и понятие аккредитации


Правительство, которое решило направить своего посла, предварительно запрашивает у принимающей стороны согласие (агреман), которое должно быть получено конфиденциально. Агреман означает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства. Не принято разглашать факт запроса агремана, потому что гласность в его отказе может повлечь за собой осложнения в отношениях между странами. В большинстве случаев таковое одобрение получают, но если правительство принимающего государства посчитает, что предлагаемое лицо не приемлемо, может быть дан отказ. Как правило, достаточно официального намека о непринятии, чтобы отозвать предложение по кандидатуре. Венская конвенция оставляет за государством право отказать в агремане без мотивировки. Согласие означает, что кандидатура рассматривается как персона грата, в противном случае –персона нонграта. На запрос агремана не принято давать отрицательный ответ, сама задержка с ответом говорит о нежелании. Учитывая деликатный характер запроса агремана, правительство, к которому обратились с запросом, обычно стремится не задерживать ответ. Принимается во внимание принцип взаимности, т.е. в течение какого срока это правительство получило от другой стороны агреман на своего посла.

При запросе агремана биографическая справка печатается на чистом листе бумаги без герба, подписи, даты и печати. Все сведения должны быть абсолютно достоверными, так как в случае обнаружения каких-либо неточностей могут возникнуть нежелательные и необратимые последствия для дипломата, о котором идет речь в справке. Уточняющие сведения о будущем дипломатическом представителе не обязательны, достаточно указать краткие данные, дающие общее представление о его биографии. Некоторые страны запрашивают агреман в письменной форме-личной или вербальной нотой, вручаемой во время личной беседы. Очень редко агреман запрашивают по телефону.

Министерство иностранных дел, прежде чем представить правительству доклад о запрашиваемом агремане и свои соображения, собирает информацию о кандидате, обобщает ее и направляет правительству свой доклад с заключением.

Не принято напоминать о запрошенном агремане и торопить министерство иностранных дел с ответом. Ответ о даче агремана дается таким же путем, каким он был запрошен. Министерство иностранных дел приглашает дипломатического представителя, запросившего агреман, и устно сообщает ему положительный ответ своего правительства. Никакого документа при этом не вручается. Если запрос был сделан в письменной форме, то и ответ должен быть дан таким же образом.


История знает немало любопытных эпизодов, связанных с выдачей агремана. Например, из российской дипломатической практики известен факт отказа Николаем I в даче агремана в 1832 г. на назначение английским послом в Петербурге Стрэдфорда-Кангинга. Академик Тарле в своей работе «Крымская война» пишет об этом так: «В демонстративном поступке Николая немалую роль сыграли и обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Ведь для этого он и был послан Пальмерстоном в Константинополь в 1831-1832 гг.». Пальмерстон, продолжая настаивать на выдаче агремана предложенной кандидатуре, навел справку о том, не согласится ли царь принять Стрэдфорда-Кангинга с тем, чтобы после приезда в Петербург он мог бы лишь представиться царю и немедленно уехать безвозвратно. Николай на это ответил, что обещает дать Стрэдфорду-Кангингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы тот вовсе не появлялся в Петербурге. В связи с этим эпизодом некоторые историки считают, что Стрэдфорд-Кангинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, содействовал развязыванию Крымской войны 1853-1856 гг.

Как только агреман получен, назначение предается гласности. Поверенный в делах сообщает министерству иностранных дел время прибытия главы миссии и справляется, когда министр примет его с первым визитом. До момента вручения верительных грамот этот дипломат считается не вступившим в свои обязанности.

фр. agrement, от agreer - одобрить) - в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Без получения А. официальное назначение невозможно. Агреман запрашивается через ведомство иностранных дел, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя.

Отличное определение

Неполное определение

АГРЕМАН

согласие государства принять данное лицо в качестве дипломатического представителя другого государства. А. испрашивается обычно дипломатическим путем перед назначением дипломатического представителя; при этом сообщаются основные биографические данные лица, намечаемого к назначению. Государство может отказать в А. без объявления мотивов. Во всех случаях ответ на запрос об А. должен быть дан по возможности в короткий срок. Для сотрудников дипломатических представительств А. не требуется и не испрашивается, его заменяет предоставление визы (см.) на въезд в страну назначения. А. не испрашивается также для военных, морских и авиационных атташе, при назначении которых посылается лишь предварительное уведомление о предполагаемом назначении.

Такое назначение осуществляется в соответствии с общепризнанными международными правилами и национальными законодательствами аккредитующей страны и страны пребывания. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях аккредитующее правительство предварительно запрашивает у принимающей стороны агреман.

Агреман (от фр. agrement – одобрение, согласие) – предварительное согласие принимающего государства на назначение в качестве главы представительства лица, которого предполагается аккредитовать как главу представительства в этом государстве.

После этого правительство государства, у которого запрашивается агреман, рассматривает этот вопрос и в оптимальные сроки дает свой ответ. Неполучение ответа в течение месяца и более принято считать молчаливым отказом. Как пишет профессор международного права, руководитель Оксфордской университетской программы дипломатической службы Р. Дж. Фельтхэм, "на практике достаточно официального намека (но обычно – неформального) о непринятии, для того, чтобы отозвать предложение по кандидату" .

В мировой дипломатической практике случаи отказа в агремане сравнительно редки. Поводом для отказа могут быть различные причины. Они могут быть связаны с вопросами гражданства, если речь идет о нарушении требований Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая предусматривает, что члены дипломатического персонала представительства должны быть гражданами аккредитующего государства, и не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания. Поводом для отказа могут стать публичные выступления кандидата, в той или иной мере затрагивающие интересы государства или критикующие политику правительство той страны, в которую данное лицо назначается в качестве дипломатического представителя; оповещение в прессе о назначении посла до получения агремана .

Факт запроса агремана, который осуществляется в виде дипломатической ноты, разглашать не принято, так как гласность в случае отказа может повлечь за собой осложнения в отношениях между государствами. Указанная Венская конвенция оставляет за государством пребывания право не сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане, и отказ в выдаче агремана сам но себе не должен рассматриваться недружелюбным актом как в отношении государства, обратившегося с просьбой, так и в отношении выдвинутого кандидата па пост посла и не может считаться его личным оскорблением. В дипломатической практике бывает и так: не получив агремана на определенное лицо в одном государстве, государство рекомендует его на аналогичный пост в другое. Поэтому в целях предупреждения возможных конфликтов многие государства прибегают к благоразумной мере. Они никогда не запрашивают агреман на своего представителя, не убедившись заранее, что его кандидатура будет принята.

После получения агремана издается внутригосударственный акт аккредитующего государства, оформляющий назначение главы представительства. Только после этого в официальной прессе производится публикация о назначении главы дипломатического представительства.

Следующим этапом является получение подписанной главой аккредитующего государства и адресованной главе государства пребывания верительной грамоты.

Верительная грамота – документ, удостоверяющий официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующий его в этом качестве в государстве пребывания.

Верительная грамота, в которой содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, представляющему свое государство во всех отношениях с государством пребывания, вручается при отбытии к месту назначения главе представительства в доказательство его уполномоченности вести переговоры от имени своего государства.

По своей форме верительные грамоты дипломатических представителей отдельных государств отличаются друг от друга в зависимости от национальных особенности страны и живучести в них традиций, но во всех случаях этот документ должен содержать просьбу верить всему тому, о чем может заявить дипломатический представитель, который является "alter ego" ("второе я") главы государства.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о споем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность (такая практика существует, в частности, в Королевстве Великобритании и Северной Ирландии). Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

Класс посланников и интернунциев аккредитуется при главах государств, а класс поверенных в делах аккредитуется при министрах иностранных дел.

Глава дипломатического представительства, аккредитованный в данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Основанием для прекращения его функций могут быть:

  • – разрыв дипломатических отношений;
  • – война между аккредитовавшим и принявшим представителя государством;
  • – прекращение существования аккредитующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.

В случае отозвания главы дипломатического представительства аккредитующим государством, главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которая вручается ему отзываемым дипломатическим представителем или его приемником.

Дипломатический корпус – совокупность независимых друг от друга дипломатических представителей, общими для которых является страна пребывания и характер их деятельности.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен.

Дуайен – посол, который первым из своих коллег в стране пребывания вручил верительную грамоту.

Обязанности дуайена носят исключительно представительный характер. Он поддерживает контакты с министерствами иностранных дел, уточняет детали различных церемоний с участием дипломатических представительств, выступает в защиту привилегий дипломатического корпуса, если у него есть претензии к государству пребывания. Дипломатический корпус через своего дуайена члены дипломатического корпуса могут доводить до сведения правительства страны случаи ущемления иммунитетов и привилегий дипломатического корпуса, нарушения прав аккредитованных в стране дипломатов.

  • Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. Мн., 2000. С. 15.
  • Известен случай, когда российский император Николай I в 1832 г. отказался принять в качестве английского посла сэра Стрэтфорда-Каннинга на том основании, что о его назначении оповестили несколькими днями ранее получения согласия России на его принятие в качестве посла.

Политическая наука: Словарь-справочник

Агреман

(франц. agrement , от agreer одобрить) согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве главы его дипломатического представительства (посла, посланника). Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана. Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Контрразведывательный словарь

Агреман

согласие правительства государства, в котором предполагается назначить главой дипломатического представительства какое-либо лицо, принять его в этом качестве. Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен. Агреман запрашивается обычно через ведомство иностранных дел страны пребывания, как правило, предшественником нового дипломатического представителя.

При запросе агремана сообщаются фамилия и имя лица, которое предполагается назначить на этот пост, его краткие биографические данные: год рождения, образование, семейное положение, сведении о служебной деятельности и т. п. Для того чтобы не компрометировать дипломата в случае отказа, запрос агремана принято сохранять в тайне. Объяснять мотивы отказа в агремане государство не обязано. Агреман запрашивается лишь на главу дипломатического представительства: посла, посланника или поверенного в делах. На остальных сотрудников посольства или миссии запрашиваются только визы. При назначении военных, военно-морских и военно-воздушных атташе данные о них, как правило, направляются в страну предполагаемого пребывания для получения согласия на их приезд.

Энциклопедический словарь

Агреман

(франц. agrement, от agreer - одобрить); в международном праве - согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представительства (посла, посланника, главы его).

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман ». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

согласие правительства государства, в котором предполагается назначить главой дипломатического представительства какое-либо лицо, принять его в этом качестве. Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен. Агреман запрашивается обычно через ведомство иностранных дел страны пребывания, как правило, предшественником нового дипломатического представителя.

При запросе агремана сообщаются фамилия и имя лица, которое предполагается назначить на этот пост, его краткие биографические данные: год рождения, образование, семейное положение, сведении о служебной деятельности и т. п. Для того чтобы не компрометировать дипломата в случае отказа, запрос агремана принято сохранять в тайне. Объяснять мотивы отказа в агремане государство не обязано. Агреман запрашивается лишь на главу дипломатического представительства: посла, посланника или поверенного в делах. На остальных сотрудников посольства или миссии запрашиваются только визы. При назначении военных, военно-морских и военно-воздушных атташе данные о них, как правило, направляются в страну предполагаемого пребывания для получения согласия на их приезд.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...