Не остановка по требованию сотрудника гибдд. Остановил сотрудник дпс гибдд


Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи - интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.

Содержание статьи:

Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя


Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.

В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.

А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.

Остановка автомобиля


Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.

Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.

Это неправильно. Останавливаться нужно лишь в том случае, если полицейский указал именно на вашу машину. Кроме того, он должен также указать место остановки. Тогда остановка обязательна, иначе вы становитесь нарушителем. А зачем начинать разговор с инспектором за нарушения?


Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.

Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:

  1. Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;
  2. Есть сведения, что водитель либо его пассажиры совершили ДТП или другое правонарушение;
  3. Авто находится в розыске или используется незаконно;
  4. Нужно опросить водителя либо пассажиров об обстоятельствах правонарушений, очевидцами которых они стали;
  5. Нужно выполнить решение госорганов об ограничении либо запрете движения;
  6. Необходимо привлечь водителя либо его автомобиль с целью оказания помощи другим лицам.
Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.

Вне стационарных постов можно проверять документы только во время проведения каких-либо спецопераций.


Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.

Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.

Водителя остановили – как себя вести


Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.

Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.

Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне - это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.

Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.

Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).

Если полицейский требует передать права, техпаспорт и полис ОСАГО лично ему в руки, водитель может не выполнять его требования, ссылаясь на Приказы МВД №185 и №6.


Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля - это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.

Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:

  • Для устранения неисправности машины;
  • Если сотрудник уверен, что водитель пьян;
  • Для сверки номеров агрегатов с записями в документах;
  • Для проведения досмотра авто;
  • Если водитель либо пассажиры подозреваются в преступлениях;
  • Если требуется участие водителя в оформлении нужных документов или же оказании помощи другим лицам;
  • Если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.
В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.

Выяснение факта нарушения


Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

Многие сотрудники снимают нарушения на любительские видеокамеры. Это незаконно. Если гаишник показывает водителю, что тот нарушил правила движения на подобной камере, то водителю нужно попросить предъявить сертификат на эту видеокамеру с актом ее поверки.


Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

Как себя вести при составлении протокола


Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

Водитель не обязан расписываться и писать объяснения в протоколе, это его право. Иногда полицейские подделывают подпись водителя, но это влечет уже уголовную ответственность.


Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

Во время составления протокола полицейские могут устраивать разные провокации, но водителю не нужно на них поддаваться.


Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

Выводы

Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:

Нередко водителям приходится останавливаться по требованию инспектора ГИБДД.

Но имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Каким законом регулируется остановка?

Рассмотрим подробно, где сотрудники ДПС могут останавливать машину для проверки документов и в каких обстоятельствах.

На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.

Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.

Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет . И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2019 году.

Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.

Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях . Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту . Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

С новым Административным регламентом можно ознакомиться на сайте “Консультант”: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ .

Узнаем, что делать и как себя вести в случае остановки.

Нельзя игнорировать требование инспектора ДПС об остановке . У него есть право произвести задержание. Сотрудник ДПС специальным жестом останавливает автомобиль.

Требование остановиться он подает через громкоговорящее устройство или жестом руки, может использовать жезл или диск с красным сигналом, который направляется на автотранспортное средство. Инспектор должен указать при этом на место остановки автомобиля .

В темное время суток или при ограниченной видимости инспектор подает сигнал об остановке ТС с применением специальных световых сигналов (если есть такая возможность).

Нельзя останавливать ТС на участках, где остановка запрещена по ПДД . Исключение: остановка связана со стремлением пресечения преступления и других противоправных действий.

  • без промедления подходит к водителю;
  • здоровается, представляется, называет ФИО, должность, звание;
  • при обращении к водителю прикладывает правую руку к головному убору;
  • объясняет причину остановки;
  • если водитель потребует, предоставляет служебное удостоверение (рекомендуется пользоваться этим правом и даже записывать данные сотрудника полиции);
  • излагает требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или излагает права и обязанностей водителя, если необходимо привлечь его в качестве понятного;
  • инспектор не должен требовать от автомобилиста выйти из автомобиля для разговора (исключения: работник ГИБДД находится рядом с ТС, которое создает угрозу его личной безопасности, или в случае, если требуется устранить нарушение или техническую неисправность);
  • остановка должна производиться на короткий срок (если сотрудник Вас остановил, но долго к Вам не подходит, можете продолжать движение);
  • если водитель совершил административное нарушение, сотрудник разъясняет ему, в чем оно заключается.

Нельзя останавливать авто для проверки на темных улицах без освещения, на машинах без специальной окраски . Исключение: есть необходимость пресечения преступления, административного правонарушения, проведения распорядительно-регулировочных действий, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников ДД.

Если у Вас есть все основания полагать, что перед Вами не сотрудник полиции, сообщите об этом на ближайший пост ГИБДД или в отдел полиции.

Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.

Осмотр водителя и пассажиров автомобиля, досмотр их вещей, багажа проводится только тогда, когда автомобилиста или его пассажиров подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

  • если находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • нужно устранить техническую неисправность или нарушения правил перевозки грузов;
  • инспектору необходимо осмотреть автомобиль, груз;
  • нужно сверить номера агрегатов ТС;
  • поведение автомобилиста создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель должен переместить автомобиль в указанное инспектором место, если:

  • авто создает помеху для других участников ДД;
  • создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель может сесть в патрульную машину, если его участие необходимо, чтобы оформить процессуальные документы.

Если сотруднику ГИБДД нужно воспользоваться автотранспортным средством, он должен выдать справку или сделать запись в путевом листе, указав продолжительность поездки, пройденное расстояние, свои ФИО, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения.

Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.

Но требовать этого он в праве только тогда, когда есть веские основания полагать, что автомобилист сел за руль в нетрезвом состоянии. На это обычно указывают следующие признаки:

  • запах алкоголя;
  • автомобилист пошатывается на ногах;
  • его речь нарушена, он путает слова;
  • пальцы рук дрожат;
  • цвет лица изменен;
  • неадекватно себя ведет.

При обнаружении подобных признаков сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование, применив соответствующую технику.

Если в выдыхаемом воздухе обнаруживается алкоголь, водителя направляют в медицинское учреждение, где проведут тесты и возьмут анализы.

От обоснованного требования пройти освидетельствование водитель не может отказаться, иначе получит штраф, или его лишат водительских прав.

Но прохождение процедуры в определенном порядке обязательно (статья 25.7 КоАП):

  • привлекаются двое понятых, которые должны подписать протокол и наблюдать за действиями инспектора при проверке;
  • фиксация процесса на видео;
  • понятые должны подтвердить отказ водителя от освидетельствования.

Водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД, если они имеют законную силу.

Наказание за отказ от медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП РФ):

  • штраф 30 000 рублей, лишение прав на 1,5-2 года;
  • административный арест на 10-15 суток или штраф 30 000 рублей (если у водителя нет прав управлять автомобилем).

Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками .

Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.

Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения . Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.

Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.

Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.

Итог

Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

12. Для проверки документов на право пользования и управления автомобилем, документации на ТС и перевозимых грузов. Так у них это постоянная причина, смысл им тогда замарачиваться по поводу каких-то мероприятий?если он всегда отвечает «проверка док-тов»

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

нужно произвести процессуальные действия (заполнить документы);

мое нарушение является процессуальным действием?то-есть при составлении протокола мне всегда нужно следовать их требованиям?

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2019 год, есть в ПДД соответствующий пункт - 2.4:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам , а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик - это любой сотрудник полиции - это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

"Регулировщик" - лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос - имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС - обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Итак, мы выяснили, что останавливать нас имеет право любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС, который и является полицейским. А вот что будет, если не остановиться по требованию инспектора ДПС? И здесь тоже всё просто: есть два варианта сиюминутного развития событий: либо будет погоня, либо таковой не будет. И первый вариант развития сюжета очень опасен - если у инспектора есть ориентировка на угнанный автомобиль, похожий на Ваш или любая другая ориентировка, то он имеет полное право применять специальные технические средства. Да-да, стрелять, по колёсам, а может и не по колёсам, а может и не попасть по колёсам, а попортить лако-красочное покрытие . При поимке в погоне возможных вариантов становится больше: вообще специальная норма наказания предусматривает совсем нестрогое наказание за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД - статья 12.25, часть 2:

Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей .

Но "по беспределу" может быть что угодно: от притянутой статьи 19.3, части первой, которая за неповиновение законному требованию сотруднику полиции предусматривает как максимальное наказание арест до 15 суток. Но на самом деле статья 19.3 неприменима по той простой причине, что вышеупомянутая 12.25 является более частной, а две статьи за одно нарушение применять нельзя (статья 4.1, часть 5 КоАП). Более того, можно получить за попытку скрыться и по почкам, но это уже совсем другая история, которую нельзя не иметь в виду, предпринимая попытку не остановиться по требованию ИДПС.

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Ну, допустим, Вы не остановились по требованию инспектора и благополучно доехали до дома. В этом случае, скорее всего, остаётся только риск применения статьи 12.25 с 500-800 рублей. Вам на почту придёт предложение явиться в отделение ГИБДД для рассмотрения допущенного Вами нарушения. Реагировать на это предложение или нет - дело добровольное. В случае неявки дело рассмотрят без Вас и вынесут соответствующее постановление, которое также вышлют заказным письмом по почте по месту регистрации.

Но Вы можете ещё и оспорить такое постановление за неостановку по требованию полиции или явиться на разбор в отделение ГИБДД для оспаривания. Дело в том, что есть ещё и регламент, предназначенный для полицейского, который обязывает его соблюдать определённые правила - это Административный регламент МВД , вводимый Приказом №185, в частности, пункт 22 (актуально на 2019 год:

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться чётко и быть понятными для участников дорожного движения .


Таким образом, если Вы докажете (увы, но презумпция невиновности у нас работает довольно странным образом, поэтому доказывать невиновность здесь приходится водителю), что сигнал сотрудника ДПС Вам был непонятен:

  • Он выбежал для остановки слишком поздно и попросту не успел добежать до дороги, чтобы его увидели.
  • Было непонятно, на какой именно автомобиль указывал инспектор и какой пытался остановить.
  • У Вас имеется запись регистратора или свидетели, которые докажут нерасходящимися показаниями вышеуказанное.
  • Жест остановки был подан с нарушением (выдержка из тех же ПДД: "Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство . Водитель должен остановиться в указанном ему месте. ")
  • Дело происходило ночью, жезл инспектора не светился или сам инспектор был одет не в светоотражающую форму.

И тому подобное.

Работа сотрудников ГИБДД заключается в поддержании порядка на дорогах, наказании нарушителей правил дорожного движения и предотвращении возможных инцидентов. Поэтому инспектор ДПС вправе проводить остановку транспортного средства для проверки водителя на трезвость. Однако бывает, что тот не может остановиться по объективным причинам. Из-за высокой вероятности наступления такой ситуации автомобилист должен понимать, что будет, если не остановился по требованию сотрудника ДПС, и к каким последствиям это может привести.

Сотрудник ГИБДД может остановить автомобиль для проверки документов на транспорт и водительской лицензии. Это положение регламентировано статьёй 63 Административного регламента. В соответствии с этой нормой инспектор ДПС вправе останавливать практически любой автомобиль при любых обстоятельствах. Он должен остановиться независимо от того, куда он спешит и какая у него ситуация.

Однако водителям следует знать, что такое право - требовать документы для проверки, есть у сотрудников ГИБДД лишь на действующих постах ППС (патрульно-постовой службы). Поэтому, если требование о предъявлении документов было получено вне соответствующего поста, не стоит вступать в конфликт с инспектором. Вы вправе направить в прокуратуру жалобу на проведение незаконной процедуры сотрудниками дорожно-постовой службы.

В такой ситуации лучше всего – не начинать яростно доказывать, что вы спешите и ничего не нарушали. Нужно спокойно потребовать у сотрудника ДПС его удостоверение, после чего самому предъявить интересующие его документы. В противном случае, он может арестовать нарушителя на 15 дней за неподчинение.

Если после остановки транспортного средства водитель начинает оскорблять сотрудника ГИБДД, находящегося при исполнении, то такой гражданин может быть оштрафован на сумму до 40 000 рублей. На него также может быть возложена обязанность выполнять общественные работы на протяжении до 360 часов.

Полный список причин для остановки сотрудником ГИБДД транспортного средства выглядит так.

  1. Визуально или при помощи специального технического устройства были установлены признаки технических повреждений или неисправностей автомобиля, которые могут угрожать безопасности водителей на дороге.
  2. Наличие у сотрудника ГИБДД информации (ориентировки, данных дежурного или показаний других водителей) о причастности транспортного средства, автомобилиста или его пассажиров к совершению противозаконного деяния, вне зависимости от его тяжести.
  3. Ориентировка о нарушениях ПДД или розыске транспортного средства.
  4. Необходимость допроса свидетелей обо всех деталях ДТП или административного правонарушения.
  5. Необходимость участия сторонних лиц в оформлении официальных документов. Часто бывает, что нужен понятой для фиксации показаний или действий водителя на месте происшествия или месте проведения следственного эксперимента.
  6. Совершение сотрудником ГИБДД распорядительно-регулировочного процесса.
  7. Необходимость использования автомобиля автоинспектором.
  8. Необходимость оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам Госавтоинспекции.

Сюда также относится остановка при проведении специальных мероприятий, назначенных вышестоящими инстанциями. Такие мероприятия включают в себя полную проверку транспортного средства, документов автомобилиста или его пассажиров.

Это может прозвучать для многих новичков-автомобилистов как шутка, но в законе действительна описаны ситуации, когда инспектор не вправе останавливать автомобиль:

  • на мостах или в тоннелях;
  • там, где остановка приведёт к дорожно-транспортному происшествию;
  • где придётся пересекать запрещённую дорожную разметку.

Этот запрет установлен ПДД. Однако патрульный может нарушать все эти правила, если остановка необходима для пресечения преступления или предотвращения угрозы жизни либо имуществу участников дорожного движения.

При этом, работник ДПС должен соблюдать установленную процедуру торможения транспортного средства.

Чтобы привлечь внимание водителя, чей транспорт он желает остановить, он обязан использовать служебный свисток, а также другой звуковой или световой сигнал.

После этого, он должен чётко указать на интересующий его автомобиль при помощи:

  • громкоговорителя;
  • соответствующего жеста;
  • полосатого жезла;
  • красного световозвращателя.

Жестом он указывает машине, где ей нужно припарковаться. Например, легковые авто удобно останавливать на обочине или в крайнем правом ряду дороги, чтобы не мешать движению другого автотранспорта. Грузовики или автобусы останавливают на специальных контрольных пунктах, обозначенных знаком 7.14.

По этому алгоритму всегда можно проверить, правильно ли поступает полицейский, когда останавливает ваш авто?

  1. Остановив выбранное из потока машин транспортное средство, инспектор подходит к нему и предъявляет водителю своё удостоверение, не передавая в руки.
  2. Он должен представиться, чётко и разборчиво назвав свои фамилию и должность.
  3. После этого, указанное должностное лицо обязано объяснить водителю причину остановки и изложить требования: проверка документов, поломка машины, учения или нужны понятые.

Если гражданин, одетый в полицейскую форму, останавливает машину и не соблюдает этих правил, водитель праве обжаловать его действия и не подчиняться предъявляемым требованиям.

Отстаивая свою позицию в суде, нужно приложить к делу запись с видеорегистратора, пригласить в качестве свидетелей, следовавших вместе с вами пассажиров.

В каких случаях невыполнение требования остановиться не приведёт к штрафу

Работники ГИБДД, выполняющие свои обязанности на дороге, очень хорошо, практически, наизусть, знают ПДД и КоАП РФ. Поэтому, если возникла ситуация, когда полиция останавливает машину, это означает, что проблема у водителя, наверняка, есть.

Поэтому неисполнение законных требований инспектора должно быть обосновано объективными обстоятельствами:

  1. Остановка сразу после сигнала инспектора может создать аварийную ситуацию на дороге или привести к нарушению ПДД. В таком случае, действительно, лучше продолжить движение до места, где остановка будет законной и никому не помешает. Затем, уже пешком, пройти к посту автоинспектора, и там ответить на все интересующие его вопросы.
  2. Сотрудник ГИБДД подал сигнал слишком поздно, и водитель не успел отреагировать вовремя.
  3. Лицо, подавшее сигнал об остановке, непохож на сотрудника ДПС. В данном случае лучше не останавливаться и быть оштрафованным на незначительную сумму, чем попасть в руки злоумышленника.
  4. Сигнал был подан на участке дороги с недостаточным освещением.

Водители вправе требовать предъявления соответствующих документов от сотрудника ГИБДД. Перед выполнением требований, стоит увидеть подтверждение принадлежности автоинспектора к его организации.

В зависимости от ситуации, при законном отказе остановиться по требованию инспектора, к нарушителю могут быть применены разные санкции. Если будет установлено, что водитель не мог сделать остановку по каким-либо причинам или, банально, не заметил сотрудника Госавтоинспекции, то максимальным наказанием станет обычный штраф.

Статья 12.25 КоАП предусматривает назначение административного штрафа за игнорирование законного требования сотрудника ВАИ, ГИБДД или Нацгвардии остановить машину. Размер штрафа зависит от обстоятельств дела и может составлять от 500 до 800 рублей.

Если водитель скрылся, не пообщавшись с представителями правоохранительных органов, то вполне возможно, что по номеру его машины они установят его адрес, куда и придёт уведомление о вызове для участия в расследовании дела. Если же и это обращение останется без ответа, то, скорее всего, суд вынужден будет вынести заочное решение, исполнять которое будет Служба судебных приставов.

События могут развиваться и по неблагоприятному сценарию. Не остановившись по требованию инспектора, нарушитель может стать объектом их преследования и будет пойман, ведь ГИБДД имеет широкую сеть оповещения, и информация о нарушителе сразу становится известна на всех постах по пути его следования.

Для остановки правонарушителя сотрудники правоохранительных органов имеют право использовать Автоинспектор может принудительно останавливать водителя такими методами:

  • спецсредства - шипы, ограждения и т. д.;
  • стрельба из табельного оружия по колёсам;
  • заграждение дороги при помощи других патрульных машин или грузовиков;
  • полное или частичное перекрытие отдельных участков дороги или всей проезжей части.

При подозрении на неадекватность участника дорожного движения, который пытается скрыться, полицейский имеет полное право открыть огонь по движущемуся транспорту. Стрельбу он будет вести по покрышкам, но при этом неизбежно нанесёт значительный ущерб транспортному средству и вполне может угрожать жизни водителя.

Водитель может оспорить штраф за не остановку по требованию автоинспектора, если в действиях стража порядка были процедурные нарушения. Например, пункт 22 Административного регламента МВД предусматривает, что «сигналы автоинспектора водителю должны быть чёткими и понятными». Порой, «чёткость» и «понятность», в руках опытных адвокатов могут превратиться в оценочные понятия и увести виновного от наказания.

Дело в том, что, работая в плотном потоке машин, инспектор не в состоянии действовать однозначно понятно, поскольку, даже указывая жезлом на конкретный автомобиль, может остаться непонятым или намеренно проигнорированным под этим предлогом.

Если приказ об остановке был подан ночью, а на инспекторе не было светоотражателей или не светился жезл – можно сказать, что автомобилист не увидел сигнала.

В случае, когда сотрудник патрульно-постовой службы слишком поздно вышел на обочину для подачи сигнала или подал его из места, непредназначенного для этого, автомобилист может заявить о нарушении процедуры остановки транспортного средства.

Также, часто можно увидеть ситуацию, когда автоинспектор тормозит сразу несколько транспортных средств, а потом неспешным шагом ходит от одной машины к другой и проверяет документы. При таком раскладе, сотрудник ДПС может попросту не успеть дойти до одного из остановленных им автомобилей, как тот уже уедет. В данном случае, при обжаловании постановления ГИБДД, автомобилист может сообщить, что он не обратил внимание на требование инспектора об остановке в указанном месте, ведь уже проехал место остановки.

При этом, в суде желательно предоставить записи с видеорегистратора, показания свидетелей или другие доказательства вашей невиновности, иначе суд признает победу за инспектором. Если же автомобилист все же сумеет доказать, что ошибка была совершена не им – штраф будет аннулирован.

Сотрудников ДПС на дорогах в разы меньше, чем автомобилистов. Поэтому вероятность того, что остановят именно вас, крайне мала. Но если вас все же остановили, не стоит паниковать. Ведь если вы ничего противозаконного не делали – вам незачем беспокоиться.

Итак, можно ли не останавливаться по требованию инспектора ДПС? Представьте себе следующую ситуацию: вы опаздываете на важную встречу, превышаете допустимую скорость, но внезапно замечаете сотрудника ДПС, который старательно размахивает «палочкой», давая понять, что вам необходимо остановиться. Но ведь важная встреча вас ждать не будет, поэтому вы принимаете опрометчивое решение и выжимаете педаль газа в пол, увеличивая скорость и стараясь скрыться из виду бдительного сотрудника.

Но ведь и у инспектора премия на кону! Поэтому он садится в служебный автомобиль и направляется за вами в погоню (на это он имеет полное право). Итак, сотрудник ДПС догнал вас, какой же штраф придется заплатить за неповиновение?

В данной статье будут приведены наиболее часто встречающие основания:

  • нарушение было зафиксировано с помощью специально установленных радаров;
  • ваш автомобиль подпадает под ориентировку, разосланную по городу;
  • водитель является свидетелем произошедшего административного или уголовного преступления;
  • необходимость привлечения гражданина в качестве понятого;
  • необходимость использовать ваш автомобиль для экстренных целей (пример, преждевременные роды у девушки начались прямо на улице, и её необходимо срочно доставить в роддом);
  • необходимость запрещения или временного ограничения движения транспортных средств;
  • происходит перекрытие движения потока машин (пример, президент едет на работу);
  • угроза безопасности дорожного движения в связи с неисправностью технических средств организации дорожного движения, стихийным бедствием, аварией, ремонтом дороги, прочими чрезвычайными ситуациями.

В данном перечне отсутствует пункт «досмотр документов» – и это не случайность, так как остановку с этой целью сотрудники должны производить в специальных стационарных пунктах. Но, как показывает практика, это правило частенько нарушается. Мы рекомендуем не вступать в подобных ситуациях в конфликт, это сэкономит вам кучу времени и нервов. В любом случае, вы всегда имеете право написать жалобу на сотрудника.

Теперь разберёмся, как подаётся сигнал для остановки ТС. Данные правила чётко прописаны в ПДД, поэтому отговорка «Ну я не знал, что означает ваш жест» не будет приниматься во внимание.

Сотрудники ДПС могут отправиться за вами в погоню, при этом они должны включить мигалки и подать соответствующие звуковые и световые сигналы. Информация о том, что вам необходимо остановиться, будет передана с помощью громкоговорителя.

Существуют и более радикальные способы остановки:

  1. развёртывание полосы с металлическими шипами;
  2. сооружение заграждающих преград из полицейских или грузовых машин;
  3. в случаях, когда существует реальная угроза безопасности граждан, допускается использование огнестрельного оружия.

Спорные ситуации

Проезжая часть является опасным место как для водителей, так и для пешеходов. Порой нам приходится передвигаться по дороге при сложных погодных условиях, когда заметить регулировщика сложно чисто физически. Существует ряд ситуаций, когда вы имеете полное право не останавливаться.

Нельзя требовать остановку на определённых участках дороги:

  • Мосты.
  • Тоннели.
  • Места, где остановка недопустима в соответствии с ПДД (в подобной ситуации правильно будет доехать до места, где остановка разрешена и там ожидать сотрудника ДПС. Не забудьте объяснить инспектору причину, почему вы были вынуждены первоначально проигнорировать его требование.).
  • Водитель имеет право не останавливаться, если действие происходит на плохо освещенных участках дороги,что мешает ему рассмотреть, кто именно подаёт сигнал. Последнее время участились случаи бандитизма, когда злоумышленники останавливают машины для преступных целей. Поэтому порой проще заплатить штраф, чем подвергать свою жизнь опасности.

ВАЖНО! Всегда требуйте от инспектора удостоверения и нагрудный значок. Тем самым вы сможете уберечь себя от неправомерных действий.

В спорных ситуациях очень важно уметь постоять за себя.

  1. Когда вам выдвигают обвинение, то вы можете сослаться на то, что инспектор чётко не указал жезлом на вашу машину, что вы не заметили его из-за плотного потока машин.
  2. Обратите внимание на внешний вид инспектора, а именно, был ли на нём специальный жилет со светоотражающими полосками, которые позволяют разглядеть человека в темноте.

Все перечисленные выше основания лучше подкреплять записями с видеорегистратора, в противном случае у суда не будет оснований не доверять инспектору ГИБДД.

К сожалению, в России в ПДД отсутствует понятие «презумпция невиновности» для водителей. Именно поэтому ВАМ придётся доказывать свою НЕВИНОВНОСТЬ.

В заключение стоит сказать, что если вы являетесь законопослушным гражданином и не нарушаете правила дорожного движения, то сталкиваться на дорогах с гаишниками вам придётся крайне редко. Но если всё же нарушение имело место быть, то уважайте труд и работу правоохранительных органов, следуя их указаниям. Так вы сбережёте, в первую очередь своё время и здоровье.

В любом случае, у вас всегда есть право подать жалобу, если вы считаете, что сотрудник превысил свои полномочия. Будьте внимательны и аккуратны на дорогах!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Выбор редакции
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...

Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...

Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...
Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....