Нормативно технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности


Законодательные и нормативные правовые основы управле­ния безопасностью жизнедеятельности. Мониторинг и контроль опасностей. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Экономическийущерб и его составляющие. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.Страхование рисков. Органы государственного управления безопасностью.Корпоративный менеджмент в области экономической безопасности, условий труда и здоровья работников.

Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.

Глобальные проблемы человечества. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность. Россия в мире цивилизаций. Жизнестойкость мирового сообщества в новой эпохе. Россия в новой эпохе.Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:

№ п/п Наименование модуля Компетенции Результат освоения модуля
Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. . ОК-1,ОК-2,ОК-11. Знать: -современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; -последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов; -базовые методы идентификации опасности. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды;
ОК-3,ОК-6 Уметь: -идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека.
ОК-1,ОК-2,ОК-8. Знать -последствия воздействия на человека травмирующих и поражаю­щих факторов; - базовые законодательные и нормативные правовые основы обеспе­чения безопасности жизнедеятельности; - основные методы управления безопасностью жизнедеятельности. Владеть: - законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности техниче­ских регламентов в сфере профессиональной деятельности;

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:

Оценочные средства.

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Оценочные средства
1. Модуль 1. Теоретические основы безопасностижизнедеятельности. Современный мир опасностей. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, контрольные работы, практическая работа, тестовые задания. Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание
3. Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание
4. Модули 1-3 Рубежный контроль. зачет – комплексное тестовоезадание, билеты.

8.3. Примерные вопросы к зачету.

1. Теоретические основы учения о человеке и природозащитной деятельности.

2. Эволюция человечества и среды его обитания. Эволюция мира опасностей.

3. Становление и развитие учения о человеко - и природозащитной деятельности.

4. Принципы и понятия ноксологии.

5. Опасности и их показатели. Качественная классификация и количественная оценка опасностей.

6. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.

7. Естественные, естественно-техногенные опасности и антропогенные опасности.

8. Основы теории риска.

9. Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука.

10. Воздействие на человека электромагнитных полей и излучений.

11. Региональные и глобальные техногенные опасности.

12. Чрезвычайные опасности. Техносферные и социальные источники чрезвычайных опасностей. Общие меры защиты.

13. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу.

14. Анализ и прогнозирование влияния техносферных и социальных опасностей на человека.

15. Индивидуальные и коллективные средства и устройства защиты.

16. Способы защиты человека и окружающей среды от опасностей техники и технологий.

17. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта и жизненного пространства.

18. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие.

19. Защита человека от переменных климатических воздействий.

20. Защита человека от высоких и низких температур.

21. Защита человека от токсичных веществ в атмосферном воздухе помещений и минимизация их воздействия.

22. Защита человека от вибраций, акустических воздействий, неионизирующих электромагнитных полей и излучений и минимизация их воздействия.

23. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и минимизация их воздействия.

24. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности и минимизация рисков.

25. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы.

26. Защита населения и окружающей среды от пожаров и взрывов. Профилактические мероприятия.

27. Психофизиологические основы безопасности труда.

28. Защита от стихийных явлений.

29. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Защита от терроризма.

30. Глобальные проблемы человечества и защита от них.

31. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды, здоровья работающих и населения.

32. Государственное управление в БЖД и ЗОС.

33. Международное сотрудничество в области безопасности (борьба с терроризмом), при ЧС и ликвидация их последствий.

34. Ответственность за нарушение безопасности человека и окружающей среды.

35. Криминалистические опасности и защита от них.

36. Опасности в сфере политической и экономической жизни общества и защита от них.

37. Опасности индивидуального характера.

38. Опасности общественного характера.

39. Психофизиологические основы безопасности труда. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

40. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города и правила их вызова.

41. Защита и правила поведения населения в период эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия.

42. Национальные интересы и национальная безопасность России.

43. Чрезвычайные ситуации, классификация.

44. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера.

45. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.

46. Чрезвычайные ситуации военного времени.

47. Чрезвычайные ситуации индивидуального характера.

48. Чрезвычайные ситуации общественного характера.

49. Гражданская оборона и ее задачи.

50. Чрезвычайные социально-биологические ситуации.

Цель и задачи БЖД

Вопрос обеспечения БЖД человека в ОС стоит очень остро. Это связано с обеспечением безопасности человека везде - в транспорте, быту, т.д. Аварии связаны со многими факторами: человеческим (человек привыкает к опасности и потом ее не замечает), износом технических средств, нарушением технологии строительства, развитием НТП, т.д. Т.е., как дисциплина БЖД - не нова.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности, защита человека в СО от негативных воздействий антропогенного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Среда обитания (СО):

1 – производственная

2 – бытовая

3 – окружающая

Человек контактирует с различными СО посредством машин.

БЖД – наука о сохранении жизни и здоровья человека в среде обитания, которая выявляет опасности, разрабатывает меры и средства защиты от опасности и разрабатывает мероприятия по ликвидации последствий ЧС; наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и биосферой.



Для достижения цели решают задачи:

1. Для защиты человека необходимо знать опасности, которые ему грозят. Т.е., необходима идентификация опасности – распознание опасности с указанием качественных и количественных характеристик.

2. Защита от опасности на основе сопоставления затрат с видом опасности (ее подбирают не только исходя из социального аспекта, но и с экономической точки зрения).

3. Ликвидация последствий ЧС.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания”, негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения дисциплины – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасности подстерегают нас в первую очередь в связи с развитием НТП (т.к. он развивается быстрее, чем успевает человечество), с использованием на производстве недостаточно изученных новых видов энергии (взрывы, пожары). Кроме того, большое значение имеет и человеческий фактор – человек быстро привыкает к опасности и впоследствии ее не различает.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.

Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. гомосфера (сфера, пространство, в которой присутствует человек);

2. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность; пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.).

Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

В законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизнедеятельность людей - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Нормальная жизнедеятельность человека является безопасной. Состояние безопасности достигается также при условии , когда действующие опасности снижены до предельного допустимых уровней.

Т. е. безопасность, это такое состояние объекта (человека) при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Обеспечение безопасности достигается 3-мя основными методами:

1. Состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации деятельности и т.п.

2. Состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, пыли, опасности травмирования и другие средства коллективной защиты.

3. Включает (использование ) гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный способ реализуется профотбором, обучением, психологическим воздействием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

1 – в мирных условиях

2 – в условиях войны, ЧС - ГО

БЖД обеспечивается комплексом наук:

1. ОБЖ (общие вопросы БЖД – понятия и терминология)

2. ОТ или БТ (охрана труда или безопасность труда) – красная нить курса

3. ООС (охрана окружающей среды)

4. Промышленная безопасность ПрБ

5. Пожарная безопасность ПоБ

6. Экологическая безопасность ЭБ

7. Санитарно-эпидемиологическая безопасность СЭБ

8. Электробезоп. и защита от излучения, радиационная, ядерная безопасность ЭБиРИЯБ

9. Гражданская оборона и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций ГОЧС (мирное время, военное, условия ЧС)

Т.к. БЖД – наука, касающаяся многих аспектов жизнедеятельности человека, то сложилось несколько аксиом БЖД для разработки методик защиты человека от опасности:

Опасность создается особыми свойствами материальных объектов и реализуется в форме заболевания, травмы или смерти человека. Различают опасность реальную и потенциальную.

Условия реализации опасности:

· Опасность должна существовать (по умолчанию)

· Человек находится в зоне опасности

· Человек не обладает средством защиты (СЗ) от опасности

Схемы взаимодействия человека и опасности

1. Безопасная ситуация (Разделены пространством и временем)

2.Опасная ситуация . ОП существует, человек находится в зоне ОП, при этом не обладает СЗ.

3. Условно безопасная ситуация . ОП существует, человек находится в зоне ее действия, но при этом обладает СЗ. Например, пыль на производстве при наличии СЗ.

Классификация опасностей (классифицируют под различным углом зрения).

Классификация Вид ОП
По видам источника -Естественная (цунами,тп) -Антропогенная (искусств.созданное человеком оружие) -Техногенная (выход из строя б. количества техсредств, который влечет за собой б. моральный и материальный ущерб – Саяно-Шушенская ГЭС)
По видам потов к жизненном пространстве человека -Энергетическая (электроэнергия, солнечная, тепловая, тд) -Массовая -Информационная (дезинформация – паника, война)
По величине потоков в жизненном пространстве (с тз воздействия на ч-ка) -Допустимые -Предельно допустимые -Опасные -Чрезвычайно опасные
По моменту возникновения -Прогнозируемые -Спонтанные
По количеству людей, подвергшихся ОП -Индивидуальные -Коллективные -Массовые
По возможности распознавания (идентификации) ОП -Ощущаемые (газовая – кашель, дыхание) -Неощущаемые (радиация)
По виду негативного воздействия -Вредные (временное ухудшение самочувствия человека) -Травмоопасные (травма, гибель) (отличаются по степени воздействия)
По вероятности воздействия на человека -Потенциальные -Реальные (настоящее время) -Реализованные (прошедшее время, есть последствия от нее)

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Источник опасности – объект создающий потоки вещества энергии информации.

Правовые и нормативно-технические основы БЖД

Законодательство, НТД, регламентирующие вопросы безопасности

Законы на стратегическом уровне:

· они усматривают принципы государственной политики в области охране труда;

· права и гарантии прав работников на охрану труда;

· принципы государственного управления охраны труда;

· обязанности работодателя по обеспечению охраны труда;

· экономические механизмы по обеспечению охраны труда;

· ответственность работников, работодателей и должностных лиц.

Нормативно-техническая документация

1. Конституция РФ.

Человек имеет право на безопасные условия труда.

2. Все виды кодексов - Трудовой кодекс (ТК РФ), НК РФ, УК РФ ГК РФ и тд (+конституц.законы)

Раздел 10 – посвящен безопасности труда, оговаривается все – обучение, освещение, ОТ.

3. Федеральные законы (ФЗ 116- промышленная безопасность, Закон об основах охраны окружающей среды, тд, Указы Президента, Постановления Правительства)

4. НТД – подзаконные акты: ГОСТ, СанПин, СП, СН, СНиП (ссылки на конкретные цифры, измеряемые параметры безопасности).

5. ОСТ – ведомственные нормативные акты, законодательные акты.

6. ЛНА – локальные нормативные акты (более узкие - инструкции, приказы, распоряжения).

Каждый последующий слой конкретизирует предыдущий. Н., инструкции по ОТ.

В области обеспечения ОТ принята ССБТ – система стандартов безопасности труда. Регламентируется большим количеством документов:

  • ГОСТ (основа)
  • ОСТ (адаптированный к конкретной отрасли стандарт)
  • СТП (стандарт предприятия конкретного)
  • СНиП, СанПиН, СН, СП. ТУ, ТехИ, техпаспорта, и тд.

Реферат на тему :

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Предмет:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение

1. Экологическая безопасность

2. Охрана труда

3. Чрезвычайные ситуации

Список литературы

Введение

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основ­ной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Пре­зидентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и подзаконные акты, принятые представительными органами Российской Федерации (указы президента, постановления правительства РФ и входящих в неё государственных образований), местными органами власти и специально уполномоченными на то органами:

Министерство природных ресурсов РФ;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

Министерство труда и социального развития РФ;

Министерство здравоохранения РФ;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

· Федеральные законы.

· Указы Президента РФ.

· Постановления Правительства РФ.

· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.

Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.



2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.

Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах

В зависимости от области распространения всю документацию делят на:

Межотраслевую

Отраслевую

Локальную (документацию предприятий)

Межотраслевые документы разрабатывают соответствующие организации и утверждает Министерство труда и социального развития РФ или Госстандарт России, а отраслевые - министерства, ведомства, органы Госнадзора России. Локальные документы по охране труда - инструкции, стандарты, разрабатывает и утверждает администрация предприятий совместно с профкомом.

Межотраслевые и ведомственные (отраслевые) руководящие документы по охране труда представлены схемой на рис.

Рис.. Межотраслевые и ведомственные документы по охране труда

Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.

Основой управления является решение , которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.

Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ об основывается на и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.

Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России , дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления , полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от и ”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:
  1. на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
  2. на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
  3. на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  4. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:
  • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
  • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
  • приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

  • «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • «О радиационной безопасности населения»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

  • «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
  • «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
  • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...