Новые правила общения гибдд с водителями. Азбука водителя: правила поведения при остановке инспектором ДПС


С 20 октября 2017 года в России вступает в силу новый регламент ГИБДД (приказ МВД № 664).

1. Остановка по требованию

Одно из главных нововведений - это право инспекторов останавливать автомобили в любом месте на дороге. Раньше это было разрешено делать только на стационарных постах. Хотя, если проходил какой-то рейд или важная операция по задержанию нарушителей, полицейские могли проверять документы везде, где удобно. Поэтому на практике это новшество никак не повлияет на жизнь водителей.

2. "Отстегните права"

Ещё один важный момент при проверке документов автомобилист обязан предоставить их инспектору не только без обложки, но и без "удерживающих устройств" - речь идёт о всевозможных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права. Лучше действовать по закону, рассказал руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ АВТО" Святослав Данилов:

"Вообще, общение с инспектором занимает 15-30 секунд времени. Соответственно, ты даёшь человеку права и страховку, он проверяет, видит, что всё в порядке, желает вам приятного пути, Вы говорите ему "спасибо" и всё общение заканчивается. То есть, на мой взгляд, не нужно дополнительно придумывать какие-то там средства удержания, либо средства, которые, так или иначе, могут спровоцировать конфликт, потому что проверка документов - это довольно-таки простое действие на дороге, которое проходит крайне быстро и каким-то образом его удлинять, утяжелять мне кажется бессмысленным."


3. Снимать на камеру можно

Кроме того, новый регламент подробно описывает, как инспекторы должны общаться с автомобилистами. Сотрудникам ГИБДД запрещается вести себя грубо, проявлять пренебрежительный тон, быть заносчивыми, и уж тем более не допускаются оскорбительные выражения и реплики. Если же полицейский станет грубить водителю, тот сможет всё заснять на видео (по закону это делать разрешено).

Вообще, спор можно ли снимать на камеру инспекторов или нет, начался из-за того, что в новом регламенте Гоавтоинспекции исчез пункт, который разрешал гражданам производить фото и видеосъёмку общения с сотрудником ГИБДД.

С юридической точки зрения о запрете съёмки водителями речь не идёт. А всё, что не запрещено - допустимо! Тем более, что регламент ГИБДД носит административный характер. А ведь есть ещё федеральный закон "О полиции", который на ранг выше этого регламента и он-то как раз разрешает снимать на камеру полицейских, в том числе и инспекторов, пояснил Авторадио председатель Ассоциации "Правовое товарищество" Георгий Холманский:

"По этому вопросу уже давно сформировалась определённая практика. Поскольку закон "О полиции" предполагает, что действия сотрудников органов внутренних дел носят общедоступный порядок, направленный на защиту прав и интересов граждан, то нет никаких проблем при производстве видеозаписи действий сотрудников полиции. Исключение - когда они заняты при производстве оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного дела".

Поэтому вы смело можете снимать инспекторов на смартфон. Но всё-таки эксперты советуют делать это в случаях острой необходимости, например, когда сложилась спорная ситуация, а не ради забавы, когда инспектор решил закурить. Кстати, про курение в новом регламенте ГИБДД ни слова. Не потому что можно дымить, а потому что запрет на курение прописан в кодексе этики сотрудников Госавтоинспекции.

4. Права не смогут изъять на месте правонарушения

Если дело дойдёт до изъятия прав, то на этот счёт в новом регламенте есть важное изменение: исключены нормы, позволяющие изымать водительское удостоверение на месте нарушения. Теперь автомобилисту даётся три дня с момента совершения нарушения на то, чтобы самостоятельно сдать водительское удостоверение.

5. Сопровождение после медицинского освидетельствования

Кроме того, сотрудники ГИБДД теперь будут обязаны возвращать водителя к его автомобилю после прохождения медицинского освидетельствования, если освидетельствование проходило на стационарном посту и водитель по результатам проверки признан трезвым.

6. Справок о ДТП больше не будет

Водители после аварии станут получать только копии протоколов и постановлений. Очень надеемся, что и страховые компании прекратят их требовать (ибо в законе об ОСАГО эта норма все еще присутствует, как и во многих правилах компаний в случае полисов каско). И что касается ОСАГО. Теперь водитель может предъявлять инспектору распечатанный вариант электронного полиса, а не только бумажный, как раньше.

7. Дорожные камеры поставят где угодно

Ещё одно важное новшество коснулось видео и фото комплексов. Ранее был запрет на установку автоматических камер в зоне действия временных ограничений. И этот пункт вызывает больше всего вопросов — ведь никто им не помешает самим ставить на трассе знаки "40" и присылать штрафы. В Госавтоинспекции уверяют, что перегибов быть не должно: камеры будут штрафовать только во время проведения ремонта, а если он по бумагам закончился, то «письма счастья» не придут (даже если камеру еще не убрали).

Новый Административный регламент ГИБДД от 2017 года принес большое количество изменений в организацию и осуществление процесса контроля за дорожным движением. В том числе изменения коснулись правил взаимодействия сотрудника ДПС с участниками дорожного движения. Как должен вести себя водитель при остановке транспортного средства? Что он может требовать от инспектора ГИБДД, а чего - нет? Как должен вести себя сотрудник ДПС при общении с водителем?

Остановка транспортного средства

Пункт 85 Административного регламента ГИБДД определил, что сотрудник ДПС может останавливать транспортное средство с помощью громкоговорителя, а также жеста руки с жезлом или красным диском. Дополнительно для привлечения внимания могут быть использованы иные звуковые и световые сигналы. Пункт 86 того же Регламента обязал сотрудников ГИБДД указывать место остановки автомобиля.

Пункт 88 указал, что не допускается остановка транспортного средства в местах, где это запрещено правилами дорожного движения (за исключением отдельных случаев). Однако это не означает, что водитель может проигнорировать требование инспектора об остановке. В любом из случаев ему необходимо включить правый поворот, прижаться к указанному месту на обочине и открыть (приоткрыть) окно для общения с инспектором. Сразу выходить из машины не обязательно.

Как должен вести себя инспектор?

Пункт 89 Регламента ГИБДД определил, что при остановке транспортного средства сотрудник ДПС обязан незамедлительно проследовать к водителю, представиться, назвать причину остановки и изложить требование о передаче необходимых документов. В случае остановки транспортного средства с целью привлечения водителя в качестве понятого или свидетеля ему должны быть разъяснены его права и обязанности.

Пункт 45 Регламента определил, что перед тем как передать сотруднику ДПС свои документы, водитель имеет право потребовать у того служебное удостоверение и сотрудник не может отказать ему в этом. В ином случае, водитель имеет все основания не показывать свои документы. Согласно пункту 53 Регламента, инспектор ГИБДД должен принять у водителя документы без обложек и удерживающих устройств. В случае необходимости, инспектор ГИБДД имеет право взять документы водителя и пойти с ними в патрульную машину (стационарный пост) для проверки информации через электронную базу данных. При этом водитель из машины выходить не обязан. Согласно пункту 93 Административного регламента, сотрудник может попросить его об этом только в следующих случаях:

  • При обнаружении признаков опьянения или болезненного состояния водителя;
  • При агрессивном поведении автолюбителя, создающем опасность для сотрудника ГИБДД;
  • Для досмотра транспортного средства и (или) личного досмотра;
  • Для проведения сверки VIN номера транспортного средства;
  • Для привлечения водителя в качестве свидетеля или понятого;
  • Для привлечения автовладельца к участию в процессуальных действиях (оформление протокола, постановления и т.д.).

Ни в одном из перечисленных случаев водитель не обязан садиться в патрульную машину. Хотя инспектору ГИБДД ничто не запрещает предложить водителю это сделать. Но в то же время, если инспектор задерживает водителя или направляет его на медицинское освидетельствование, водителю придется сесть в патрульный автомобиль, чтобы инспектор мог его доставить по месту назначения.

Разрешена ли видеосъемка?

Пункт 43 Административного регламента указал, что независимо от ситуации, во время всего периода взаимодействия сотрудника ДПС с участником дорожного движения, инспектор ГИБДД обязан обращаться к нему исключительно на «Вы», а также быть вежливым и тактичным. Сотрудник не должен грубить и обзывать водителя, равно как и не должен совершать действий, провоцирующих противоправное поведение второй стороны.

Чтобы в будущем доказать факт несоблюдения инспектором данных правил, водитель (пассажиры, свидетели) имеет право снимать все происходящее на видеокамеру или записывать разговор на диктофон. Несмотря на то, что новый Регламент не содержит пункта о возможности осуществления такой съемки, сотрудник ДПС не вправе требовать ее прекращения, за исключением случаев, когда в запись может попасть тайна, охраняемая законом. Пункт 39 Регламента определил, что сотрудник ГИБДД также имеет право записывать разговор с помощью средств аудио- и видеофиксации. Однако предварительно он должен сообщить об этом водителю.

Правила поведения водителя

Нормативно-правовых актов, которые бы прямо указывали водителям, как нужно общаться с сотрудниками ДПС - нет. Единственное, при выдаче водительских удостоверений граждане получают «Памятку по взаимодействию с инспектором ГИБДД », где указаны основные правила такого взаимодействия. Так, там указана возможность осуществления видеосъемки разговора, указан правильный порядок досмотра транспортного средства и так далее.

Кроме того, учитывая 43 пункт Административного регламента ГИБДД, который обязал сотрудников ДПС вести себя вежливо и тактично по отношению к участникам дорожного движения, можно сделать вывод о том, что точно также должен вести себя и автолюбитель. Тем более в большинстве случаев, когда водитель пытается запугать сотрудника угрозами, наличием связей, видеосъемкой - это ни к чему хорошему не приводит. Инспектор может найти массу причин для временного задержания транспортного средства: досмотр, проверка документов по базе данных, проверка водителя по базе данных разных государственных служб и прочее. Исходя из этого, водителю, который ничего не нарушал и который уверен в своей правоте, рекомендуется:

  • Обращаться к сотруднику ДПС исключительно вежливо;
  • Выполнять все его распоряжения (если они не выходят за рамки его полномочий);
  • Зафиксировать действия сотрудника на видеокамеру, если они неправомерны.

В ином случае, при создании неразрешимой конфликтной ситуации, согласно пункту 51 Регламента сотрудник обязан позвонить в дежурную часть и вызвать на место происшествия группу разбирательства ответственных должностных лиц. Кроме того позвонить в дежурную часть имеет право и сам автовладелец. Согласно пункту 52 Регламента инспектор ДПС по первому требованию обязан сообщить ему соответствующий телефонный номер. Также телефонный номер дежурной части всегда указывается на патрульной машине.

Участник дорожного движения имеет право требовать от инспектора разъяснения нормативно-правовых актов, на основании которых его привлекают к ответственности (или на основании которых он был остановлен, задержан). В то же время сотрудник ДПС не обязан иметь при себе и показывать водителю копии нормативно-правовых актов и внутренних распоряжений. Так, в случае остановки транспортного средства по причине проведения спецоперации, инспектор лишь устно сообщает автовладельцу о причине остановки. Показывать распоряжение, на основе которого проводится операция, он не должен. При желании проверить правомерность такой спецоперации водитель всегда может позвонить в дежурную часть ДПС.

Заключение

В России нет закона, который бы жестко регламентировал особенности общения водителя с инспектором ГИБДД. Но все указывает на то, что данное общение должно быть вежливым и корректным. Чтобы избежать превышения полномочий сотрудником, рекомендуется записывать разговор на видеокамеру, причем в отличие от инспектора, водитель не обязан заранее сообщать о ведущейся видеосъемке.

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права - из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил - превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, - он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет - другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде - например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание - например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Скачать картинки с инструкцией

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре - протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право - предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а

См. также:

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Скачать картинки с инструкцией

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными - их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому - подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере - пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства - признавать недействительными, штрафы - отменять, права - возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей,

Когда инспектор ГИБДД может остановить машину, порядок общения. Как оформляются процессуальные действия. Права водителя.

Каждый водитель хотя бы раз задавался вопросом, могут ли его автомобиль остановить просто так. По этому поводу создано множество тем на форумах, ведутся бесконечные споры, выдвигаются разные версии. Где же истина?

Законодательное регулирование остановки автомобиля

Процедуре остановки автомобиля посвящён отдельный раздел в главе 3 Административного регламента исполнения МВД РФ функции госнадзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения . Регламент утверждён Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664. Новые правила применяются около полутора лет - с февраля 2018 года.

Основные нововведения касаются места возможной остановки автомобиля и видеозаписи действий сотрудников ГИБДД.

Могут ли машину остановить просто так

Порядок освидетельствования на предмет употребления алкоголя

При любой остановке инспектор ГИБДД обращает внимание на состояние водителя. При малейших подозрениях на алкогольное опьянение следует проверка наличия факта употребления алкогольных или иных запрещённых средств.

Освидетельствование может проходить в двух формах:

  • на месте сотрудником ГИБДД с использованием специального прибора;
  • в форме медицинского освидетельствования в условиях медицинского учреждения.

Любая проверка состояния подлежит документальному оформлению. По результатам освидетельствования составляется акт.

Акт составляется и в случае отказа водителя проходить проверку на месте

Освидетельствование путём анализа крови на содержание спирта проводится не всегда. Причиной для направления водителя в медучреждение является:

  • его несогласие с результатами проверки на месте;
  • если водитель отказался от проверки инспектором;
  • при отрицательном результате проверки на месте и наличии явных признаков опьянения.

Направить в медучреждение водителя инспектор может только после того, как была проведена проверка портативным алкотестером либо если водителю предложили такую проверку, а он отказался. Направление на медицинское освидетельствование в нарушение указанной последовательности является незаконным.

Законодательно закреплена обязанность водителя проходить проверку состояния, если этого потребует инспектор. Однако это требование должно исполняться добровольно, принуждение не применяется. При этом отказ квалифицируется как самостоятельное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.26 КоАП. За такое упрямство можно не только обеднеть на 30 тысяч рублей, но и лишиться статуса водителя на 1,5–2 года.

Видео: освидетельствование при задержании

Причины для задержания и доставки водителя и пассажиров в участок

При худшем развитии событий водитель может быть даже задержан и направлен в отделение полиции.

Задержание - серьёзная мера, для которой должны быть веские основания. Таким основанием является совершение преступления и причастность участников движения к этому.

Инспектор при задержании должен об этом сообщить дежурному, после чего следует вызов следственной группы к месту задержания или указание о доставлении правонарушителей в полицию.

От задержания следует отличать принудительное направление лица в отделение полиции. К такой мере приходится прибегать, если:

  • на месте невозможно составить протокол;
  • ответственность за противоправные действия водителя предусматривает административный арест. В таком случае идёт речь об административном задержании;
  • если необходимо установить личность и есть подозрения о том, что гражданин находится в розыске;
  • требуется решить вопрос о задержании и на месте остановки машины это затруднительно;
  • это необходимо для безопасности гражданина при наличии угрозы его жизни и здоровью и если он сам не может о себе позаботиться;

При этом в отделение полиции гражданин доставляется на патрульном либо собственном автомобиле, но управление передаётся инспектору.

Вправе ли инспектор требовать оплаты штрафа на месте

Часто остановка машины заканчивается вынесением постановления по административному правонарушению. Действительно, по некоторым статьям КоАП, как правило, предусматривающим мелкие нарушения, инспектор может самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности и назначить наказание. Это допускается, если наказание предполагает штраф или предупреждение и водитель со всем согласен.

Но если водитель несогласен с фактом нарушения, должен быть составлен протокол и направлен на рассмотрение в управление ГИБДД. В таком случае постановление не выносится.

Штраф - это мера наказания, предполагающая уплату нарушителем некоторой фиксированной суммы в бюджет. Заплатить штраф можно в отделении банка, почты, через терминалы, а также специальные интернет-сервисы (мобильные приложения, единый портал госуслуг).

Уплата штрафа на месте не предусмотрена. Любая передача денег должностному лицу может квалифицироваться как взятка.

Со стороны инспектора должна лишь последовать информация о том, как и где можно заплатить штраф.

Напомним о том, что при уплате штрафа не позднее 20 дней после вынесения постановления нарушитель экономит половину суммы, размер которой установлен соответствующей статьёй КоАП.

Другие права водителей при остановке машины инспектором

Любому водителю будет нелишним знать о своих правах.

Остановимся на тех правах, которые не были упомянуты ранее:

  • если идёт речь об оформлении административного правонарушения, инспектор должен пояснить водителю его права и обязанности;
  • водитель или его попутчики могут знакомиться с составляемыми в их отношении процессуальными документами;
  • предполагаемый нарушитель может и должен делать пояснения в случае своего несогласия с протоколом. Не стоит думать, что отказ от подписи протокола может как-то вас защитить. Чтобы действовать разумно, протокол нужно внимательно прочесть и в случае аргументированного несогласия или наличия каких-либо замечаний обязательно указать об этом в самом протоколе, после этого - подписать. Только в этом случае ваши комментарии будут учитываться и могут как-то повлиять на рассмотрение дела или обжалование;
  • участники производства имеют право на копию протокола, которая вручается им по умолчанию.

За 22 года ни разу не останавливали просто так докопаться, если были остановы, то за явное нарушение ПДД или просто проверка документов \ сплошной рейд проверки на трезвость. Мне и в голову никогда не приходило оспорить законность остановки, ибо ничего проще нет, чем остановиться на 2 минуты, пообщаться с инспектором и поехать дальше.

Роуэн Аткинсон

https://forums.drom.ru/law/t1152458199-p3.html

Видео: права водителя при составлении протокола сотрудником ГИБДД

Что делать водителю, если его права нарушают

При составлении жалобы на сотрудника ГИБДД необходимо указать факты его поведения, которые водитель счёл за нарушение его прав

Водителям следует помнить о принципе презумпции невиновности. То есть сам факт остановки ещё ничего не значит. Другое дело, если водитель сам знает о нарушении правил. В таком случае стоит лишь убедиться в правильном оформлении административного производства и придерживаться доброжелательного корректного поведения.

В обратном случае он может быть уверенным в своей невиновности, пока не будет доказано обратное. Для привлечения к ответственности нужны прямые доказательства вины. Вот именно в этом контексте не следует пускать ситуацию на самотёк, а нужно позаботиться о защите своих прав.

  • изучение ПДД. В правилах есть много оговорок, которые освобождают от ответственности. Например, нельзя привлечь за непристёгнутый ремень, если в конструкции машины это не предусматривается. Аргументированное возражение с указанием нормы ПДД или других документов сможет стать решающим фактом;
  • многие спорные ситуации можно разрешить с помощью записей с видеорегистратора;
  • внимательно читать любой составляемый на месте документ, указывать в нём о своём несогласии, брать себе копию.

Инспектор может составить постановление только после протокола. Нельзя путать эти два документа. Расписавшись в постановлении, водитель подтверждает своё согласие с фактом нарушения.

Ранее уже упоминалось, что в случае несогласия водителя с фактом нарушения представитель ГИБДД обязан составить протокол и направить его на рассмотрение в управление ГИБДД или суд. На деле часто после составления протокола выносится и постановление. В судебной практике есть случаи, когда водители добивались отмены такого решения. Мотивировали они это тем, что одно и то же лицо не может возбуждать и рассматривать дело об административном нарушении.

В случае если инспектор, не имея прямых доказательств вины водителя, выносит постановление, нельзя опускать руки. Свою позицию можно отстоять путём обжалования. Если водитель несогласен с постановлением, у него есть 10 дней, чтобы подать жалобу в территориальное отделение ГИБДД или суд.

Как бы водитель ни стремился избежать встречи с инспектором ГИБДД, у последнего всегда найдутся основания для остановки машины. Будучи за рулём, не стоит игнорировать требование должностного лица. Если за водителем нет никакой вины, важно сохранять спокойствие и придерживаться вежливого поведения. Любое процессуальное действие подлежит оформлению в виде акта или протокола. Важно правильно заполнить эти бумаги и взять копию на руки. При этом условии, а также при отсутствии прямых доказательств нарушения у водителя есть все шансы восстановить свои права.

ГИБДД. По сути, это внутренний приказ МВД с инструкциями для инспекторов ДПС, однако нас с тобой он касается напрямую. Объясняем главные новшества на дорогах и что тебе с этим делать.

1

Госавтоинспекция справок о ДТП больше не выдает. Теперь вся информация об аварии будет заноситься только в предусмотренные законом процессуальные документы. Они бывают трех видов: определение о возбуждении дела и проведении расследования, протокол по делу об административном правонарушении и постановление на ту же тему.

Что теперь делать, если попадешь в аварию? Звонишь в полицию по номеру 112 или, если внезапно знаешь номер, в местную дежурную часть, и там тебе рассказывают, как быть. Если на дороге не разошлись только ты и еще один гонщик, никто не пострадал и меж вами не разгорелся диспут, заполняете извещения о ДТП сами и расходитесь миром.

Если завязалась дискуссия, ущерб значителен, что-то не так с документами и прочее, то дежурный, скорее всего, предложит оформить ДТП самим и явиться на ближний пост ДПС. Когда дело совсем плохо, особенно если есть пострадавшие, экипаж прибудет к вам. Инспектор сам решит, какой из трех вышеуказанных документов оформить, и выдаст тебе и остальным участникам аварии копии.

2

Гаишники могут останавливать тебя для проверки документов где угодно, а не исключительно на стационарном посту ДПС.

3

ГИБДД разрешено устраивать засады на так называемых машинах скрытого контроля (это служебные авто без опознавательных знаков). Такое было разрешено и раньше, но в новой редакции уточняется, что вышеуказанный штатный транспорт позволительно юзать, только чтобы фиксировать нарушения, которые могут привести к ДТП. Данные об увиденном дежурные передают патрулю, оснащенному положенными опознавательными знаками, и тормозить и карать тебя будет уже он.

Прятать патрульные машины - законно (а вот сознательно маскировать патрульные машины под молоковозы и утаивать мигалки - ни-ни!). Делать это положено «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения» и «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

Патрули отправляются контролировать дорожное движение не по зову кошелька или сердца, а по решению начальника подразделения. Чтобы проверить, на законных ли основаниях находится на дороге остановивший тебя гаишник, позвони по номеру дежурной части, начертанному на борту патрульной машины. Если на положенном месте телефона нет, инспектор обязан сообщить тебе номер ответственного лица.

Ночью инспектору разрешено украшать собой сугубо освещенные участки дорог, при этом он должен быть оснащен светоотражающим жилетом и светящимся полицейским жезлом.

4

Если гаишник остановил тебя на трассе и попросил документы, прости, но ты должен вручить их не только из рук в руки и не просто без обложек, но даже без скрепок, зажимов, заколок и прочих невидимок. В новом регламенте это правило прописано четко!

5

Сотрудникам ГИБДД запрещено отнимать водительское удостоверение у тебя и номера у твоего автомобиля. Их потолок по первому пункту - составление протокола, изъять у тебя права может только суд.

6

Инспекторам разрешено снимать нарушения на любые камеры, в том числе в личном мобильном, а не только на служебные регистраторы. Частный случай: при освидетельствовании водителя на предмет опьянения темной ночью или на безлюдной стройке сотрудникам МВД можно просто снять происходящее на видео, а не искать по кустам понятых. Сделанную на телефон запись суд без слов примет как доказательство.

7

Ты, кстати, тоже можешь вволю снимать на видео ваши беседы со стражами дорог. Эта норма в регламенте больше не прописана, но и запрета никто не вводил. А что не запрещено...

8

Если у инспектора возникли сомнения по поводу твоей алкогольной адекватности и, чтобы их разрешить, он доставил тебя на пост ДПС или в медучреждение, а ты оказался чист, он обязан отвезти тебя обратно к твоей машине, отдать честь и пожелать счастливого пути.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...