О личном подсобном хозяйстве. Федеральный закон "о личном подсобном хозяйстве"



В процессе ведения личного подсобного хозяйства используется иное различное имущество — жилые и хозяйственные постройки (в том числе теплицы), продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и инвентарь и др. Согласно Закону «О личном подсобном хозяйстве» названное имущество и сельскохозяйственная продукция являются «собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» (ст. 6 и п. 3 ст. 2). Но такая формулировка является недостаточно определенной, поскольку в ней, во-первых, не указан вид собственности — индивидуальная, общая долевая или общая совместная; во-вторых, не определен круг граждан, совместно ведущих ЛПХ (в юридической и экономической литературе иногда употребляется термин «член личного подсобного хозяйства», однако Закон такого понятия не содержит). Если ЛПХ ведет гражданин, проживающий один, то вопроса о принадлежности соответствующего имущества не возникает. Однако семьи, ведущие ЛПХ, могут быть самыми разными по составу. Они могут состоять из:
- супругов и их несовершеннолетних детей, не имеющих самостоятельного заработка;
- супругов и их несовершеннолетних детей, имеющих самостоятельный заработок;
- супругов и их совершеннолетних детей, не состоящих в браке;
- двух или нескольких супружеских пар (родители и их дети со своими супругами).
Все перечисленные лица подпадают под определение «граждан, ведущих личное подсобное хозяйство». Возможны и иные варианты состава семей — братья и сестры супругов, бабушки, дедушки, племянники и, наконец, просто лица, состоящие в фактических брачных отношениях. Указанные различия в составе семей влияют на правовой режим имущества. Означает ли формулировка Закона, что имущество ЛПХ во всех случаях принадлежит всем гражданам, совместно ведущим ЛПХ, на праве общей собственности. Очевидно нет, так как в Законе об этом прямо не сказано.
Следовательно, при определении собственника имущества, используемого для ведения ЛПХ, нужно руководствоваться общими нормами гражданского и семейного законодательства. Иначе говоря, правовой режим этого имущества устанавливается исходя из того, на чьи средства оно приобретено в период брака или до вступления гражданина в брак и пр. Таким образом, собственность граждан, ведущих ЛПХ, может быть и совместной собственностью супругов, и долевой собственностью граждан (если оно приобретено на общие средства не только супругов, но и других лиц; долевой собственностью будет и имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях), и индивидуальной (личной) собственностью отдельных граждан, ведущих ЛПХ. В этом плане правовой режим имущества ЛПХ ничем не отличается от режима другого имущества (имущества культурно-бытового назначения), и законодателю не было необходимости выделять его в отдельную категорию.
Государственная поддержка личного подсобного хозяйства. Личные подсобные хозяйства граждан традиционно пользовались различными мерами поддержки. В современных условиях Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»1 (ст. 3) личные подсобные хозяйства отнес к сельскохозяйственным товаропроизводителям и распространил на них меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам. Однако впервые такое «приравнивание» (но все же не отнесение!) ЛПХ к сельскохозяйственным товаропроизводителям в плане оказания им государственной поддержки за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований было закреплено в Законе «О личном подсобном хозяйстве».
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 7) определил направления государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
- формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и др.) и обеспечения деятельности ЛПХ, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- стимулирование развития ЛПХ путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
- проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
- ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.
Значительное внимание личным подсобным хозяйствам уделено в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», в котором стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе выделено в качестве одного из его (проекта) основных направлений. Самой распространенной, самой массовой «малой формой» хозяйствования является именно ЛПХ.
Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются граждане, ведущие ЛПХ, как, впрочем, и фермеры, и сельскохозяйственные организации, — недостаток собственных финансовых средств на расширенное воспроизводство сельскохозяйственной продукции. Поэтому приоритетный национальный проект и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» рассматривают обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе и граждан, ведущих ЛПХ) как одну из основных мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции. При этом субъекты Федерации за счет средств, выделяемых им из федерального и собственного бюджета, должны субсидировать гражданам, ведущим ЛПХ, часть затрат на уплату процентов по займам (кредитам), полученным в российских кредитных организациях. Размер субсидии составляет не менее 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Кредитование граждан, ведущих ЛПХ, осуществляют Сберегательный банк РФ и другие банки. Однако одним из основных участников реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является ОАО «Россельхозбанк». В зависимости от целей использования денежных средств кредиты могут быть краткосрочными (на срок До двух лет) и среднесрочными (на срок от двух до пяти лет).
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-201 2 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446\ конкретизируются цели предоставления кредита гражданам, ведущим ЛПХ.
Так, кредиты на срок до двух лет предоставляются на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. руб. на одно хозяйство.
Среднесрочные кредиты на срок до пяти лет могут использоваться гражданами на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. руб. на одно хозяйство.
Государственная поддержка личных подсобных хозяйств путем предоставления гражданам доступных и отнᴏϲᴎтельно дешевых кредитов в таком масштабе осуществляется в нашей стране впервые. Она позволит повысить товарность производства сельскохозяйственной продукции в таких хозяйствах, ᴨҏиᴃедет к росту уровня жизни и доходов сельского населения.
Пенсионное страхование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Труд граждан по ведению личного подсобного хозяйства Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» не регулируется и не учитывается, поскольку осуществляется для удовлетворения собственных потребностей граждан в продовольствии. Он во многом аналогичен труду по ведению домашнего хозяйства.
Как указывалось выше, предполагается, что ведение ЛПХ осуществляется гражданами в свободное от основной работы время (отсюда и термин «подсобное» в названии данной формы хозяйствования). Вместе с тем в современных кризисных условиях в аграрной сфере для многих граждан ведение ЛПХ вынужденно стало основной сферой приложения труда. Сегодня актуальна проблема включения работы в личном подсобном хозяйстве в стаж, дающий право на получение государственной пенсии, что возможно лишь при условии внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Если уплата страховых взносов гражданами, не имеющими работы, не производится, их будущее пенсионное обеспечение оказывается под угрозой. Статья 9 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предоставляет гражданам, ведущим ЛПХ, право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе, в частности, физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом (подп. 5 п. 1 ст. 29). Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Уплата страховых взносов осуществляется в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Лекция, реферат. § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторах
Глава I Аграрное право как самостоятельная отрасль в системе права РФ
§ 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
§ 2. Система аграрного права
§ 3. Понятие и предмет правового регулирования как основной критерий аграрного права
§ 4. Методы аграрного права
§ 5. Системообразующие факторы формирования аграрного права как отрасли права
§ 6. Принципы аграрного права
§ 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве




§ 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством

§ 6. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений
Глава III Аграрные правоотношения
Внутренние аграрные правоотношения, их виды и структура.
Внешние аграрные правоотношения, их виды и структура.
Глава IV. Аграрная и земельная реформы: историко-правовой аспект
§ 1. Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
Земельная реформа в Российской Федерации
§ 3. Реформирование колхозов и совхозов, Продолжение аграрной реформы
Этапы агарарной реформы
Первый этап аграрной реформы
Второй этап аграрной реформы
Третий этап аграрной реформы
§ 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий
§ 5. Особенности приватизации предприятий по первичной переработке продукции АПК
Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства
§ 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики, Теоретические школы.
§ 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
АПК России
§ 4. Лизинг в сельском хозяйстве
§ 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
Глава VI Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
§ 1. Понятие «рынок»
§ 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
§ 3. Государственные закупочные и товарные интервенции, залоговые операции на рынке зерна
§ 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
§ 6. Государственное регулирование качества и безопасности продовольственных товаров
Глава VII Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
§ 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
§ 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
§ 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
§ 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
Глава VIII Особенности создания и правового положения сельскохозяйственных хозяйственных обществ и товариществ
§ 1. Сельскохозяйственные акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью
§ 2. Сельскохозяйственные товарищества
Глава IX Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов
§ 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
§ 2. Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов
§ 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Глава X Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
§ 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
§ 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
§ 3. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания крестьянского хозяйства. Условия наделения земельными участками лиц, выходящих из сельскохозяйственных коммерческих организаций для организации крестьянских (фермерских) хозяйств
§ 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
§ 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
§ 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
§ 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
§ 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава XI Личное подсобное хозяйство как форма сельскохозяйственной деятельности граждан
§ 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
§ 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
§ 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
§ 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
Глава XII Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества дачного хозяйства
Глава XIII Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. 2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. 3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Пункт 5. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица. сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий; проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. 3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, 30.12.2008 N 302-ФЗ)

Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.

Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11.

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" разбираем в разделе форума

Россия сменила социально-экономическую систему. Это способствовало изменению финансового состояния людей. Стала доступна система кредитования простых граждан на различные нужды. Появилась возможность сменить место жительства. Многие горожане переезжают за город, в сельскую местность и выбирают дома с большими приусадебными участками. В последнее время это становится трендом, особенно рядом с крупными городами миллионниками.

Бегут из крупных городов в деревни за чистым воздухом, за тишиной и возможностью употреблять в пищу не нашпигованную химией продукты. В связи с тем, что продукты в магазинах стали содержать химические ингредиенты вредные для здоровья, всё больше людей стремятся самостоятельно выращивать сельскохозяйственную продукцию для собственного потребления. Но с приусадебного участка можно иметь и доход, если выращивать продукцию для продажи. Стоит ли овчинка выделки? Давайте в этой статье разберемся о заработке на личном подсобном хозяйстве.

ЛПХ - это вид непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Они не регистрируются, как предприниматели. Наши граждане, ведущими личное подсобное хозяйство, признаются сельхозпроизводителями наравне с фермерами и сельхозпредприятиями в соответствии с №122-ФЗ “ О личном подсобном хозяйстве”.

Самое распространённое явление ЛПХ - это бабушка, торгующая на рынке своей картошкой и другими овощами. С этим явлением мы встречаемся часто. По сути, она выращивает продукцию для собственного потребления, но в таких объемах она ей не нужна. И излишки идут на продажу. В магазин бабушка свою продукцию принести не сможет. Ее просто не примут. Поэтому продажа излишков продукции на рынке - это самый распространенный способ, который не занимает много времени и денег. В наше время распространены ярмарки, ярмарки выходного дня, рынки в городской черте и рынки в сельской местности. Там не предъявляются слишком серьезные требования к продукции.

Выставить свою продукцию представителям ЛПХ в торговой сети достаточно сложно, слишком жесткие требования (паспорт, ГОСТы на продукцию, обеспечение стабильности поставок). На рынке же они платят только за торговое место и на этом все расходы заканчиваются.

Поэтому, имея возможность реализации излишков произведенной продукции, необходимо решить для себя, что выгоднее: торговать на рынке, по соседям своей продукцией или открывать ИП и становиться предпринимателем и иметь возможность сдавать свою продукцию в магазины. По закону «О личном подсобном хозяйстве» его разрешают вести единолично или совместно с проживающими гражданами (членами семьи). Такая деятельность не рассматривается, как предпринимательство. Следовательно, она не регулируется законами о предпринимательстве.

Критерии для определения ЛПХ:

Участок земли имеет отметку статуса ЛПХ в документах владельца;

Ведение хозяйства не подразумевает получение прибыли;

Излишки не запрещено реализоваться в любом объеме;

В ЛПХ работают исключительно официально проживающие граждане. Наемный труд не предусмотрен;

Продукция, получаемая из этого хозяйства, используется для личных потребностей.

На каких землях можно вести ЛПХ

Личным подсобным хозяйством можно заниматься на землях в черте поселений (на собственном приусадебном участке) или за чертой поселений (в поле). Земельный участок может относиться к «землям сельскохозяйственного назначения» и к «землям населенных пунктов» одновременно.

Приусадебные земельные участки используются для строения жилого дома, бытовых или иных строений, а также для производства сельскохозяйственной продукции. На полевых участках дома для проживания строить нельзя и используются они только для производства сельскохозяйственной продукции. Предельный размер земельного участка, находящегося в собственности для организации ЛПХ, регламентируется актами органов местного самоуправления и составляют не более двух с половиной гектар или 250 соток. Хозяйства могут использовать смежные земли, которые официально оформлены на родственников либо совладельцев хозяйства. Землю в сельской местности для организации ЛПХ может получить только гражданин, имеющий государственную регистрацию в городских поселениях и при наличии свободных для этих целей участков в государственной или муниципальной собственности.

Налогообложение ЛПХ

Владелец ЛПХ имеет льготное налогообложение, не ведет отчетность. Согласно статьи 217 НК РФ доходы налогоплательщиков от выращенной ими и проданной сельхозяйственной продукции, а также и в переработанном виде, не облагаются подоходным налогом. Таким образом, при ведении ЛПХ нужно платить только земельный налог и налог на имущество с недвижимости и техники.

Реализация продукции ЛПХ

Прежде чем везти свою продукцию на рынок озаботьтесь справкой от органа местного самоуправления о том, что продукция, которую вы собираетесь продавать, выращена на вашем участке. Только в этом случае контролирующие органы к вам не будут придираться и не потребуют заплатить подоходный налог.

При продаже на рынке вам не нужен ККТ, так как она обязательна только для предпринимателей и организаций, к которым владелец ЛПХ не относится.

Как зарегистрировать ЛПХ

Регистрация не составляет большой проблемы для гражданина. Участок для ЛПХ может быть подарен или куплен. Очень часто на покупку земли или дома с приусадебным участком берут кредиты в банках. Получить участок можно также бесплатно. Если участок выдается местными органами, то его площадь ограничивается законами местного самоуправления. Каждый регион устанавливает свои нормы на одного человека. Площадь положенного участка будет зависеть от количества человек, которые будут проживать в этом домохозяйстве. Площадь, положенная на одного человека, умножается на количество тех, кто будет проживать в домовладении. Когда документы на участок земли будут у вас на руках, считается что вы оформили ЛПХ.

Можно ли пойти в сельсовет и подать заявление на выделение земли под ЛПХ? Как оформить личное подсобное хозяйство?

Можно подать заявление в органы местного самоуправления. Там вы указываете свои личные данные. Описываете все хозяйство, которое будет размещено на участке. В органах местного самоуправления ведутся похозяйственные книги. В них владельцы хозяйств ведут учет произведенной сельскохозяйственной продукции. Данные подаются добровольно. Каждый хозяин подает данные, которые сам считает нужным. Такие книги помогают местным органам самоуправления вести учет используемых земель для бизнеса.

Часто местные органы требуют прописки члена домовладения в данном населенном пункте. Выделить землю могут из расчета 0,5 га на человека. В общей сложности на одно домохозяйство выделяется не более 2, 5 га земли.

Но землю могут выделить за несколько км от дома за пределами населенного пункта, аргументируя тем, что только там есть свободная земля. Поэтому прежде чем планировать создание домохозяйства поинтересуйтесь, где будет выделена земля. Определите стратегию развития.

Если подтверждено право собственности, то нет необходимости в пошаговой инструкции для открытия ЛПХ. Местные органы самоуправления помогут правильно оформить документы.

Какую продукцию может производить ЛПХ

Домовладение имеет право производить любую продукцию, связанную с сельским хозяйством (в том числе домашних и диких животных). Законодательство разрешает заниматься переработкой своей продукции или продавать ее для дальнейшей переработки на предприятия. Вся сельскохозяйственная продукция, произведенная вашим домохозяйством, будет являться вашей собственностью.

Общее количество животных на земельном участке не ограничивается законодательством. Можно иметь 8-12 коров. Если есть желание и возможность ухаживать за большим количеством животных и производить больше сельскохозяйственной продукции, то нет никаких препятствий. Главное, чтобы все животные содержались с учетом необходимой площади на одно животное. Все нормативные документы берут у ветеринаров.

Производство и переработку сельскохозяйственной продукции владельцы могут производить на территории своего ЛПХ. А также могут отдавать в переработку на другие предприятия. Главное преимущество такого ведения хозяйства в том, что при ведении своего бизнеса владелец может пользоваться самым низким процентом налогообложения.

Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт или производить какие-то другие удобрения или почвенные смеси, то государство предложит вам заплатить налоги в полном объеме от этой предпринимательской деятельности.

ЛПХ - это свой личный бизнес?

С приходом в нашу страну новой социально-экономической системы актуально стоит вопрос о трудоустройстве граждан. Повысился процент безработных, регулярная задержка зарплаты на многих предприятиях. Это не сулит ничего хорошего. Вызывает неуверенность в завтрашнем дне, депрессии.

Открывая такой бизнес, вы трудоустраиваете всю свою семью. Обеспечиваете ее необходимыми продуктами самого лучшего качества. В них не будет никаких химических добавок. Употребление хороших продуктов приведет вас и ваших близких к отличному самочувствию. Не будет необходимости бегать по поликлиникам и докторам, тратиться на дорогие лекарства.

Как открыть ЛПХ с нуля? Для этого не надо нанимать юриста, нет необходимости в регистрации, становлении на учет в налоговую, ежеквартальной сдаче отчетов в налоговую инспекцию. Нет необходимости в бухгалтере. Вы выращиваете продукцию, пользующуюся спросом у населения. На такое ведение бизнеса государство дает субсидии.

Целевое кредитование, помощь от государства

На развитие подсобных хозяйств государство выделяет денежную помощь, а банки выдают специальные кредиты. Правда, банки не очень охотно выдают кредиты таким хозяйствам. Для того чтобы найти подходящий банк, можно воспользоваться услугами кредитного брокера. При условии четко продуманных действий услуги брокера с лихвой окупятся.

Если необходимость в кредитах не отпала, то можно самостоятельно поинтересоваться различными программами в банках по бесплатным номерам. Консультанты банков с большим удовольствием ответят на все ваши вопросы и возьмут вас на заметку. Не исключена возможность, что банк сам предложит кредит на подходящих вам условиях.

Вы можете взять кредит на покупку семян для посева, на приобретение горюче-смазочных материалов для ваших сельскохозяйственных машин, на оплату аренды необходимых помещений, на приобретение молодняка для разведения животных. Такие кредиты банки выдают на срок до трех лет.

Для получения субсидий от государства необходимо собрать нужные документы. Весь перечень документов имеется в местной администрации. Сроки подачи заявлений на субсидии устанавливает администрация. В перечень документов входит справка-расчет для получения субсидии.

Чаще всего такие субсидии выдаются на возмещение расходов на содержание домашнего скота. В вашем домохозяйстве их к моменту подачи заявления должно быть не менее четырех голов. А также возмещение расходов на покупку необходимой сельскохозяйственной техники. Размеры субсидий выделяются из расчета выделенных средств в данном регионе в рамках социального контракта и устанавливаются местными органами. Такая помощь выделяется один раз в три года. Предоставляется такая финансовая помощь на основании бизнес-плана и подтверждается отчетами.

Вывод

Отсюда можно сделать вывод, что организация ЛПХ и реализация произведенной на ней продукции выгодна для многих граждан, проживающих в сельской местности. Несомненным преимуществом является отсутствие регистрации и льготное налогообложение.

Закон об ЛПХ, предельно ясно разграничивает назначение выращенной, либо произведенной продукции, которая главным образом должна покрывать потребности самих владельцев. Реализация излишков не подлежит налогообложению, и ЛПХ не приравнивается к предпринимательской деятельности. Подоходный налог, также не взимается с лиц, владеющих ЛПХ, если вся работа по выращиванию продукции происходит без привлечения наемных работников и лично осуществляется владельцем земельного участка. К работам могут быть привлечены лишь члены семьи, при этом есть ограничения, которые касаются размеров участка. За гражданином законодательно закреплено право использовать под нужды ЛПХ не более половины гектара земли.

К тому же, предусмотрена всесторонняя поддержка со стороны государства. Это и выделение земли, и обеспечение инфраструктуры для беспрепятственного ведения работ. Электричество, вода и транспортная доступность необходимы для ведения любой сельскохозяйственной деятельности. Поэтому, независимо от того, где именно выделяется земельный участок, власти должны оказать максимальную помощь в устранении всех сопутствующих проблем.

Использование выделенного участка не должно идти вразрез с уголовным кодексом. Например, нарушение закона о запрете на выращивание наркотических растений, предусматривает уголовную ответственность и недобросовестные пользователи понесут суровое наказание за такое правонарушение.

Что такое ИЖС?

Так как у каждого региона страны есть свои особенности, во многом от региональных стандартов и правил зависит размер земельного участка. В некоторых случаях, возможно пятикратное увеличение площади под ЛПХ. Но помимо назначения выделяемого участка и категории принадлежности земли, существует разграничение на ЛПХ и ИЖС. Чем отличаются эти два понятия друг от друга и насколько принципиальны эти отличия?

Аббревиатура ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, разрешенное на выделенном участке земли для ведения личного подсобного хозяйства. При этом возведение дома, в котором согласно законодательству могут получить постоянную регистрацию все члены семьи, имеет определенные условия:

  • Проектированием жилого дома имеют право заниматься только компании, имеющие гослицензию;
  • Проект должен пройти согласование с контролирующими органами;
  • На одном участке земли не может возводиться более чем одно жилое строение;
  • Строительство не должно завершиться в течение трех лет с момента начала работ.

Какие земли выдаются под ЛПХ?

Как можно использовать участок, выделенный под ЛПХ? Землями распоряжается администрация поселения, и во многом от нее зависит, к какой категории будет принадлежать надел и разрешено ли возводить строения на данной территории. Ведь для одних целей дается участок на землях сельхоз назначения, а для других выделяется приусадебный участок.

Так, в случае с полевым участком, проводить на нем какие-либо строительные работы запрещено. Приусадебный участок, напротив, может использоваться, как для производства продукции, так и возведения всевозможных строений, в том числе жилых, и относится к землям населенного пункта.

Но, особое внимание стоит уделить тому, какими правами наделяется владелец участка. Может ли он построить жилое строение и прописаться в нем. Ведь при нарушении правил использования, в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы, избежать которые можно было на начальном этапе, внимательно изучив документы.

Каковы достоинства и недостатки ЛПХ?

К положительным моментам ЛПХ можно отнести отсутствие необходимости в регистрации. Тут не предусмотрено никаких налоговых нагрузок и отчетности. Вся информация о ЛПХ содержится в администрации населенного пункта, при этом, все сведения предоставляет владелец подсобного хозяйства. К тому же, освобождение от НДФЛ и принятие личного решения об отчислениях в ПФ.

К недостаткам ЛПХ можно отнести ограниченную территорию, которую не удастся расширить без благосклонности администрации поселения. Несмотря на проявления внимания к вопросам ведения личного хозяйства, государство не предусматривает возможности субсидирования либо льготного кредитования для данной категории лиц. Также существуют некоторые виды ограничений, которые касаются вида деятельности на вверенном участке.

В любом случае и ЛПХ, и ИСЖ дают возможность вести личное подсобное хозяйство. Плюсы и минусы присутствуют везде, но прежде чем обратиться к администрации населенного пункта за помощью, следует серьезно задуматься, а нужно ли вам это? Собственное хозяйство требует, чтобы ему уделяли огромное количество времени, внимания и заботы, независимо от того, чем именно вы будете заниматься. Ведь для того, чтобы вырастить скот или простые помидоры, необходимо приложить массу усилий, постоянно контролировать процесс и самостоятельно осуществлять уход.

Государственная поддержка, конечно, есть, но вот на местах она оказывается с большой неохотой. Добиться благосклонности от сотрудников администрации на деле не так уж просто. Но зная установленные правила, каждый гражданин может воспользоваться законодательно закрепленным правом и получить в пользование землю. Главное - детально ознакомиться с федеральными законами о ведении ЛПХ, которые говорят о всеобщей доступности таких участков. Региональные законы могут лишь немного корректировать некоторые направления деятельности и ставить свои условия, но отнять право на ЛПХ никакая инстанция не имеет полномочий.

Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий ведение личных подсобных хозяйств – Федеральный Закон № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (далее – ФЗ № 112).

Ведение подсобного хозяйства – распространенная форма деятельности среди граждан Российской Федерации. При этом основная цель – производство сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей личные потребности владельца (или пользователя) и членов его семьи в продуктах питания.

Ведение подсобного хозяйства допускается только на определенных земельных участках, подпадающих под описанные законом требования. Также законодательные нормы регламентируют основные аспекты данного вида хозяйственной деятельности.

Несоблюдение действующих норм и регламентов чревато санкционными мерами со стороны представителей власти: от единичного штрафа до изъятия земельного надела.

Личные подсобные хозяйства

Согласно законодательству, предназначенными для ведения личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) земельными участками являются участки, находящиеся в граждан или полученные ими на праве пользования под ведение подсобного хозяйства.

Обязательным требованием является документально подтвержденный вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения ЛПХ».

В случае отсутствия подтверждающих документов, деятельность гражданина может быть признана незаконной.

Критерии отличия ЛПХ от иных видов хозяйственной деятельности также установлены законодательством:

  • Отсутствие наемных рабочих. Вся хозяйственная деятельность осуществляется силами гражданина и его семьи.
  • Вся продукция производится исключительно для личного пользования, вся деятельность прежде всего направлено на удовлетворение потребностей владельца (пользователя) хозяйства и его семьи в продуктах питания.
  • Осуществляемая деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Несмотря на вышеозначенный пункт, законодательство не запрещает продажу любого объема излишков произведенной продукции.

Эксплуатация участков

В Российской Федерации осуществляется по принципу целевого назначения, в соответствии с допустимыми видами возможного использования. В зависимости от назначения каждой категории, земельные участки классифицируются по . Согласно ФЗ № 112, обустройство ЛПХ разрешается на землях населенных пунктов, а также землях сельскохозяйственного назначения. Ведение ЛПХ на земельных участках, расположенных в пределах прочих земель, считается незаконным.

Приусадебные участки

– это территории, расположенные в границах поселений, прежде всего предназначенные для застройки.

Согласно ФЗ № 112, земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и используемые называются приусадебными.

На приусадебных участках разрешается осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также, при условии соблюдения действующих норм и правил, возводить объекты капитального строительства (в том числе жилые дома).

Полевые участки

– это территории с плодородной почвой, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности.

Согласно ФЗ № 112, участки для ведения ЛПХ, расположенные на землях сельхоз назначения, называются полевыми.

Полевые участки предназначены исключительно для хозяйственной деятельности, возведение капитальных (в том числе жилых) строений на них запрещено. Однако допускается строительство некапитальных сооружений вспомогательного назначения – амбаров, навесов, погребов и т.д.

Получение прибыли в ходе целевой эксплуатации участков ЛПХ

В соответствии с ФЗ № 112, реализация продукции, произведенной в ходе эксплуатации участка ЛПХ, не является коммерческой деятельностью.

В соответствии с п.12 ст.217 Налогового Кодекса РФ, доходы от продажи продукции, полученной с ЛПХ, не подлежат налогообложению при условии соблюдения следующих условий:

  • Ни на одном этапе производства не привлекались наемные работники;
  • Площадь используемой земли не превышает установленные законодательством значения.

Таким образом, продажа продукции допустима и не считается коммерческой деятельностью.

Кроме того, законодательством не регламентирован максимально допустимый объем реализуемой продукции.

При продаже нет необходимости в ведении бухгалтерской отчетности, использовании кассового аппарата и уплате налога с полученной прибыли.

Продажа излишков допускается только при наличии официальной регистрации в качестве пользователя и действующей справки, подтверждающей соответствие реализуемой продукции санитарным и иным нормам, установленным законодательством.

Выдача подобных справок, а также регистрация факта ведения ЛПХ осуществляется через администрацию муниципального образования, в пределах которого расположен участок ЛПХ.

Строительство на участках ЛПХ

Согласно ФЗ № 112, на приусадебных участках ЛПХ разрешается возведение жилых домов, а также бытовых, производственных и иных зданий или сооружений при условии соблюдения действующих законодательных норм в части возведения и эксплуатации частных жилых домов.

В то же время эксплуатация полевых участков ЛПХ исключает возможность постройки зданий и сооружений с фундаментом. Однако на полевых участках ЛПХ допускается возведение сооружений временного назначения без закладки фундамента.

Нарушение данного аспекта рассматривается как нецелевое использование земли и чревато различными штрафными санкциями.

Прописка в жилом здании, расположенном на участке ЛПХ

В соответствие с законодательством РФ, дома, возведенные на приусадебных участках ЛПХ, считаются пригодными для проживания. Таким образом, собственник дома и члены его семьи могут оформить регистрацию по месту постоянного проживания при условии соответствия жилого здания действующим правилам и нормативам в части индивидуального жилищного строительства. Проверка соответствия указанным нормативам осуществляется специальной комиссией на момент введения здания в эксплуатацию.

Регистрация по месту постоянного проживания производится на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации права собственности на дом и участок).

Итоги

Ведение ЛПХ подразумевает целевое использование земли для животноводства, пчеловодства, а также иных разрешенных видов сельскохозяйственной деятельности. Существующие законодательные нормы позволяют продавать продукцию, произведенную на участке ЛПХ, без обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

При условии соблюдения действующих норм, подобная деятельность не подлежит налогообложению.

На участках ЛПХ, расположенных в пределах поселений, могут быть возведены строения жилого или вспомогательного назначения. Кроме того, владелец недвижимости (участка и здания), а также члены его семьи могут зарегистрироваться по месту жительства в доме, возведенном на участке ЛПХ при условии соответствия здания действующим нормам жилищного строительства.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...