О заполнении путевых листов. Требования к заполнению журнала


Подробное описание использующегося ТС:

  • его тип;
  • модель;
  • модель прицепа и полуприцепа (когда их нет, то графа не заполняется);
  • регистрационный номер ТС;
  • начальный километраж и отметка о пройденных километрах после окончания рабочей смены;
  • информация о выходе в рейс и окончании работы (дата и время).

6. Данные о владельце ТС. Помимо перечисленных граф, любой предприниматель может добавить и необходимые для него реквизиты. Они могут раскрывать, к примеру, вид деятельности компании или любые другие данные на усмотрение руководства. Путевые листы: образец, правила заполнения Если вы планируете для своей работы использовать унифицированную форму, то наш образец поможет вам сориентироваться в заполнении документа. Имейте в виду, что он двусторонний.

Нумерация путевых листов

Порядок заполнения путевого листа Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.).

Вход на сайт

Журнал учета путевых листов: обязательно ли вести его Большинство организаций используют транспортные средства. Но эксплуатация транспорта сопряжена со значительными расходами, и их важно контролировать.

Основным документом, подтверждающим расходы и передвижение автомобиля, является путевой лист. Это первичный документ, в котором отражаются подробные сведения о маршруте, грузе, пассажирах, водителе и транспортном средстве.

Вести их учет следует в специальном журнале. ВАЖНО! Журнал учета путевых листов (ЖУ) обязательно должны вести все организации, которые имеют в собственности транспортные средства (п. 17 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Закон о бухгалтерском учете № 402 от 06.12.2011 отменил обязательное применение унифицированной формы документа - код по ОКУД 0345008.

Форма № 8 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Порядок и правила заполнения путевых листов

    Междугородные перевозки. Подобная форма помечается специальной красной полосой и используется довольно редко. Чаще всего она применяется при работе с народнохозяйственными грузами.

    Правила заполнения путевого листа грузового автомобиля предусматривают множество граф и считаются самыми сложными.


    Неизменными являются следующие строки:
    • колонна либо бригада;
    • прицепы;
    • сопровождающие лица;
    • места приема и сдачи груза;
    • характеристика груза;
    • тоннаж груза;
    • количество рейсов с заявленным грузом, которые составляют задание водителя;
    • товарно-транспортные накладные.

    Обычно оформлением подобных важных документов занимаются специально назначенные лица, в транспортных компаниях их содержание просто необходимо. Нововведения в правила В текущем году изменились правила заполнения путевого листа.

    Заполняем журнал учета путевых листов

    RSS Печать Рубрика: Бухгалтерский учетОтветов: 16 Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. « Первая ← Пред.1 2 След. → Последняя (2) » #1 6 декабря 2012, 13:56 Оценок нет сижу и мучаюсь вот каким вопросом. что делать в новом году с нумерацией путевых листов? продолжать нумерацию (например последний номер п/л в 2012 году будет 1028, а в новом году №1029) или начинать занова (1,2,3 и т.д.)??? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… #2 6 декабря 2012, 13:58 kareglazaja писал(а): сижу и мучаюсь вот каким вопросом. что делать в новом году с нумерацией путевых листов? продолжать нумерацию (например последний номер п/л в 2012 году будет 1028, а в новом году №1029) или начинать занова (1,2,3 и т.д.)??? Я бы продолжала вести нумерацию и дальше…

    Как нумеруются путевые листы

    Внимание

    Ошибки в заполнении ПЛ: к чему они могут привести Не стоит недооценивать важность правильного заполнения данных документов. К примеру, известны случаи, когда ИП вели судебные тяжбы с налоговыми органами из-за отказа в вычете НДФЛ.


    Федеральная налоговая служба заявила, что истец использовал авто в личных целях, ведь путевые листы были заполнены неверно, а следовательно, не могли рассматриваться в деле. Также распространены и другие случаи, на которые мы не станем распространяться, где роковыми стали именно обидные и банальные ошибки в документах.


    Поэтому настоятельно советуем внимательнее относиться к ведению документации и использовать специальный журнал. О нем мы расскажем в следующем разделе статьи. Ведение журнала путевых листов Если вы работаете с ТС, то в день выдаете и принимаете огромное количество путевых листов.

    Как правильно номеруются путевые листы

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Олег Беларусь, Минск #3 6 декабря 2012, 14:05 У меня допустим нумерация по датам например 01.11.12 № путевого 0111121 если несколько машин то второй путевой 0111122 Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

    lizka1102

    Красноярский кра, Лесосибирск #4 6 декабря 2012, 14:27 А мне кажется с нового года надо начинать с №1 и вот почему, вы же журнал учета движения путевых листов ведете, а там в форме на титульном листе написано за……….год, соответственно с января начинаем новый журнал и новую нумерацию. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

    Как правильно нумеруются путевые листы

    Случайно выписали два путевых с одинаковым номером (машины разные, водителели тоже). Соответственно, в накладных тоже номера одинаковые. Подскажите, как это можно (и можно ли) исправить (груз уже доставлен).


    Спасибо. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… godiva Беларусь, Минск #10 1 сентября 2013, 20:20 dmitris писал(а): Случайно выписали два путевых с одинаковым номером (машины разные, водителели тоже). Соответственно, в накладных тоже номера одинаковые. Подскажите, как это можно (и можно ли) исправить (груз уже доставлен).
    Спасибо. в один день? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… « Первая ← Пред.1 2 След.

    • Отметка об осмотре технического состояния автомобиля перед выездом с указанием даты и времени (минуты и часы).

    • Подпись и Ф.И.О. ответственного за проверку технического состояния транспортного средства (механик, контролер, мастер).
    Ведется он по простому алгоритму: в журнале указывают все выписанные путевки, без исключения. Для учета используют сквозную нумерацию с соблюдением хронологического порядка.

    ЖУ составляется на месяц, и каждый раз на новой странице, если в учетной политике организации не установлены другие периоды. Подробнее о том, как правильно составить путевку, читайте в статье «Правила оформления и ведения путевых листов в 2018 году». Бланк путевки Скачать Журнал учета путевых листов, образец заполнения Рассмотрим, как заполнить ЖУ в бюджетном учреждении, на примере. ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» эксплуатирует легковой автомобиль марки «Рено Логан».

  • показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
  • Сведения о водителе включают:
  1. фамилию, имя, отчество водителя;
  2. дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Поскольку налогоплательщикам позволено списывать часть производственных расходов, организациям нужны документы, подтверждающие затраты. В транспортной сфере одним из таких первичных документов является путевой лист. Вся информация, которая касается маршрута поездки, водителя, используемого транспортного средства, перевозки грузов или пассажиров, содержится в нем. Информация о самом листе должна учитываться в специальном журнале.

Журнал выдачи путевых листов, образец

Образец обложки

Образец формы

Чтобы контролировать, кто из водителей и на какой машине уезжал, необходимо завести журнал учета выдачи путевых листов, образец которого можно скачать бесплатно на этой странице.

Исходя из норм Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных Приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152, этот документ или журнал является обязательным для всех собственников транспортных средств.

Журнал учета путевых листов, образец заполнения

Форма журнала утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78, но она действует до сих пор и содержит обязательные реквизиты, необходимые для бухгалтерского и налогового контроля, а также для дальнейшего расчета заработной платы водителям.

К обязательной информации относится:

Записи в форме подтверждают сразу три работника:

    сам водитель;

    тот, кто занес сведения, (например, диспетчер);

    а также бухгалтер, получивший документ.

Дополнительно есть столбец для комментариев. Его заполняют по желанию и необходимости, например, чтобы обозначить населенный пункт, где был водитель.

Журнал учета путевых листов, форма 8

Периодичность ведения

Журнал из образца составлялся на месяц и каждый раз на новой странице. Но организации и ИП могут делать иначе: уточнять периоды, за которые ведется учет, и заполнять его, не оставляя пустых строк.

Законодательство позволяет выдавать водителям документы на поездку на срок до 1 месяца. Если за это время транспортным средством будет пользоваться не один, а два водителя, то разрешается выдавать каждому из работников свою «путёвку».

В таком случае по факту их возвращения в форму учета вписываются все поступившие бухгалтеру документы. При заполнении реестра большая часть информации при этом будет одинаковой, но это не страшно.

Где купить

В продаже имеются готовые книжечки, используемые для контроля и учета передвижения транспортных средств. Страницы такого журнальчика обязательно должны быть пронумерованы.

Когда он закончится, его необходимо подписать как минимум двум ответственным сотрудникам:

    тому, кто его вел;

    и директору или бухгалтеру.

Те же самые требования к реестру, распечатанному собственноручно. Если он заводится на месяц, то обязательно в конце периода его надо пронумеровать, прошнуровать и подписать.

Сроки хранения

В законе нет указаний на то, сколько времени надо хранить такой реестр, будь он распечатанный или купленный в магазине. Но поскольку первичные документы, сведения о которых заносятся в форму, хранятся в организации не менее 5 лет, очевидно, что и сам реестр должен храниться столько же.

До того, как его уничтожить, важно убедиться, что срок хранения последнего учетного документа еще не истек. Иначе при необходимости вы не сможете подтвердить наличие и ведение контроля.

Путевой лист - очень важный документ для служебного транспорта. Если владелец автомобиля - организация, этот документ подтверждает право управления, если автомобиль частный, но используется в рабочих целях, - помогает рассчитать затраты. Проверяют путевки многие службы: и ФНС, и ГИБДД, и трудовая инспекция. Как же правильно заполнить этот документ и избежать возможных санкций за ошибки с учетом последних изменений в законодательстве?.

Так называемые «путевки» — это учетные первичные документы, которые должны вести все организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие автотранспорт. При этом юридические лица и ИП, оказывающие услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. Новая форма, по которой заполняется путевой лист 2019 года, утверждена двадцать лет назад постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78 . Она актуальна до сих пор, хотя за эти годы в нее много раз вносились изменения различного характера. Последнее из них внес Минтранс приказом от 07.11.2017 № 476 . В силу этих поправок с 15 декабря 2017 года в путевом листе нужно указывать дополнительные сведения о собственнике транспортного средства. Так, индивидуальным предпринимателям обязательно надо указать свой ОГРИП, а организациям — ОГРН.

В зависимости от вида транспортных средств и области их применения нужно использовать разные виды путевых листов. Так, отдельные новые бланки разработаны для:

Порядок оформления путевых листов установлен приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 , который действует в редакции от 7 ноября 2017 года, вступившей в силу 15 декабря 2017 года. Учитывают путевые листы в специальном журнале. Разберемся подробнее, какие произошли изменения в путевых листах в 2019 году и как оформить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих из налоговых органов и ГИБДД, которые чаще всего смотрят этот документ.

Новая форма путевого листа

Путевой лист транспортного средства необходим при выезде любого транспортного средства по рабочим целям, независимо от того, собственный это автомобиль организации или арендованный. Жесткие требования к ведению этого первичного документа установлены только для автотранспортных компаний, однако и для всех остальных он является документом строгой отчетности и должен содержать обязательные реквизиты. В 2018 году таких сведений стало больше — чиновники в конце 2017 года добавили обязанность указывать в путевом листе сведения о прохождении водителем предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Кроме того, отменили обязательную круглую печать на оформленном бланке.

Если организации не подходит унифицированный бланк, она может разработать свой вариант, в котором должны быть учтены все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение нового бланка обязательно должно быть указано в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008 . Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяются также правила, регламентированные статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

Таким образом, новые путевые листы 2019 года обязательно должны содержать следующие сведения:

  • название и номер самого документа;
  • реквизиты владельце автомобиля (ОГРИП и ОГРН);
  • дату выдачи;
  • период действия;
  • данные о водителе ТС;
  • данные о самом ТС;
  • данные о владельце ТС;
  • данные о прохождении технического осмотра перед рейсом.

Документ должен быть заверен подписью диспетчера, который его оформил и руководителем организации. Печать нужно ставить только тем организациям, которые ее используют по своему Уставу. Форма оформляется в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После этого он должен быть возвращен уполномоченному лицу под роспись, в этом случае считается закрытым и поступает в бухгалтерию. С этого момента нужно выяснить, для чего вообще нужны путевые листы.

Кому и зачем нужны путевые листы

Путевые листы, как и ранее, необходимы организации для контроля за движением автотранспорта, расчета заработной платы водителям, фиксирования расхода ГСМ, начисления амортизации на автомобиль, учета общих затрат на транспорт. Кроме того, если водителя на служебном транспорте остановит для проверки документов инспектор ГИБДД, этот документ подтверждает обоснованность рейса, законность перевозки груза и пассажиров и свидетельствует о том, что ТС находится в исправном состоянии и водитель имеет право им управлять. Если путевки не окажется, придется заплатить административный штраф по статье 12.13 КоАП РФ .

Порядок оформления и образец заполнения путевого листа

Оформлением этой формы для ТС в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях это может быть просто уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности должны быть делегированы приказом руководителя организации, поскольку именно тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением путевых листов занимаются сами водители, однако по общему правилу, водители должны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробега автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.

Выписать путевку можно как на один рейс или рабочий день, так и на целый месяц. Кроме того, в унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с ТС в рейсах могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.

Путевой лист, бланк которого является унифицированным, разделен на несколько разных форм, в зависимости от вида ТС. Эти формы отличаются содержанием и требованием к заполнению. Мы собрали их в таблицу, чтобы каждая организация могла сориентироваться и выбрать необходимую.

Бланк путевого листа

Кто и как заполняет

Для легковых автомобилей

Можно применять для оформления рейсов легковых ТС, как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в письме Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257

Для грузовых автомобилей
со сдельной зарплатой водителям.

Форма предназначена для автотранспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки. В ней предусмотрены графы для отметок представителей заказчика груза. Такая она может быть выдана только после того, как водитель сдал в бухгалтерию предыдущий документ. Бланк содержит отрывной талон, на основании которых исчисляется зарплата.

В форме № 4-п обязательным является указание номеров товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Хранить такие путевые листы следует вместе с транспортными документами. Этот бланк предназначен для двух рейсов в течение одного рабочего дня.

Путевой лист содержит отрывные корешки, которые заполняет владелец ТС на каждый рейс. Они нужны для дальнейшего предъявления счета заказчику рейсов.

Для грузового транспорта с повременной зарплатой водителям.

Для специального траспорта (автокраны, цементовозы, мусоровозы, топливные цистерны, бетономешалки и т. п.)

Для легкового такси

В бланке есть поле для записей показаний таксометра. Такой лист водитель получает только на смену, после чего он должен сдать его диспетчеру.

Для автобусов

Бланк для осуществления рейсов автобусов на городских маршрутах. В нем есть графа о предрейсовом медицинском контроле состояния водителя.

Если организации подходят такие путевые листы, бланки скачать можно прямо по ссылкам в таблице из соответствующих постановлений. На каждом учетном документе, чтобы он имел юридическую силу, обязательно должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС. Кроме того, необходимо проставлять время отъезда из гаража и точное время возвращения авто на место. Нужно принимать во внимание и другие требования к их оформлению.

В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи в путевом листе должен быть проверены на соответствие показателя приборов в автомобиле, таким, как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС должен завизировать уполномоченный сотрудник, например, механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты и проставлением личного штампа. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится также отметка о медосмотре после рейса.

Иногда для заполнения путевок используется специальная программа. Она позволяет скрывать ненужные области документа, точно определять сколько времени заняла дорога, а также ставить точное число на каждый документ. Объявление об использовании программы необходимо сделать всем диспетчерам, чтобы все путевки были оформлены одинаково. Кроме того, это облегчит жизнь водителям, которые смогут учесть каждый рубль стоимости потраченного на дорогу топлива и вывести точные остатки. Отсутствие такой программы нарушением не является, так как новые бланки не запрещается заполнять в ручном режиме.

Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 предписывает хранить закрытые путевые листы в течение пяти лет. Ответственность за корректность оформления документов несет лично руководитель организации, а также уполномоченные лица, которые отвечают за эксплуатацию ТС. Те из них, кто ставит на бланке свою подпись, несут ответственность за достоверность данных, которые они заверили. Если при проверке представители ФНС выявят нарушения в заполнении путевого листа, они могут исключить списанные по нему ГСМ из состава расходов в целях налогообложения прибыли. Тогда организации придется доплатить налог, а также уплатить штрафы и пени, назначенные проверяющими.

Правильно заполненный новый путевой лист по форме № 3 (для легкового автомобиля) выглядит так:

Титульный лист с учетом изменений в порядке заполнения (подготовлено с помощью коммерческой версии КонсультантПлюс):

Продолжение:

В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина", консультант-эксперт по финансовым, экономическим, налоговым, правовым и бухгалтерским вопросам

В. Семенихин

Специализированные автотранспортные организации, а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в других отраслях экономики, эксплуатирующие автотранспортные средства, их работу должны подтверждать оправдательными документами. В статье рассмотрены первичные документы, которыми оформляется работа транспортных средств, а также документооборот в автомобильном транспорте. Ответы на вопросы, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога, вы найдете в книге В. Семенихина "Транспортный налог".

Все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, обязаны выполнять требования Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Как установлено ст. 9 этого Закона, проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же альбомы не содержат форм для оформления каких-либо хозяйственных операций, организациям дано право самостоятельно их разрабатывать, соблюдая обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - постановление N 78) утв. следующие формы документов по учету работ в автомобильном транспорте:

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);

Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);

Путевой лист легкового такси (форма N 4);

Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С);

Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-П);

Путевой лист автобуса (форма N 6);

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.);

Журнал учета движения путевых листов (форма N 8).

***

Обратите внимание!

Нетранспортные организации вправе самостоятельно разработать, утвердить и использовать форму путевого листа, которая должна удовлетворять требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - приказ N 152) (письма Минфина России от 25.08.2009 N 0303-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).

Однако вышесказанное не означает, что нетранспортная организация не вправе применять путевые листы по унифицированным формам.

Помимо обязательных реквизитов, указанных в приказе N 152, самостоятельно разработанная форма путевого листа должна содержать обязательные реквизиты, содержащиеся в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.


***

Путевые листы

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утв. Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее - Закон N 259-ФЗ), в частности, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом. Согласно ст. 2 Устава путевой лист является документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства.

Кроме того, путевые листы являются основанием для начисления заработной платы водителю, контроля над его работой, а также осуществления расчетов за перевозку грузов.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается (п. 2 ст. 6 Устава).

Приказом N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Указанный документ должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

***

Обратите внимание!

Соблюдать положения, установленные приказом N 152, обязаны все организации, эксплуатирующие вышеназванные транспортные средства независимо от того, являются они автотранспортными предприятиями, или осуществляет деятельность в других отраслях экономики.


***

Путевой лист с реквизитами, заполненными согласно приказу N 152, является одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3) оформляется на каждый легковой автомобиль, используемый юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для перевозок пассажиров и багажа.

В заголовочной части путевого листа должна быть проставлена печать (штамп) юридического лица (индивидуального предпринимателя), владеющего легковым автомобилем на праве собственности или ином законном основании.

На лицевой стороне путевого листа записывается дата путевого листа (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован.

Если в течение срока действия путевого листа легковой автомобиль используется посменно несколькими водителями, на основании п. 11 приказа N 152 допускается оформление на один легковой автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

В этом случае дата, время и показания одометра (прибора для определения пройденного расстояния) при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает со стоянки. Дата, время и показания одометра при заезде автомобиля на постоянную стоянку указываются в путевом листе водителя, последним заезжающего на стоянку.

Оборотная сторона путевого листа легкового автомобиля содержит раздел, отражающий информацию о маршруте следования автомобиля.

В письме Госкомстата России от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257 "О путевых листах" сказано: заполнение раздела "Движение горючего" производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно, расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.) рассчитан на выполнение задания у двух заказчиков.

К специальным относятся автомобили, предназначенные для выполнения определенных функций и оснащенные специальным оборудованием для выполнения этих функций (пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д.).

Раздел "Результат работы автомобиля" заполняют лица, ответственные за эту работу, раздел "Особые отметки" должен содержать сведения об изменении задания, указанного в разделе "Задание водителю", о сопровождающих лицах и т.п.

Путевой лист формы N 3 спец. содержит отрывные талоны, заполняемые организацией, которой принадлежит специальный автомобиль. Отрывные талоны служат основанием для предъявления счета заказчику.

В указаниях по заполнению и применению форм, содержащихся в постановлении N 78, указано: путевой лист специального автомобиля действителен только на один день (смену). Поскольку он содержит отрывные талоны, которые заказчики подписывают и удостоверяют печатью, по мнению автора, его следует выписывать на один день или смену.

Путевой лист легкового такси (форма N 4) является первичным учетным документом по учету работы легкового такси, выписывается в одном экземпляре диспетчером организации и выдается водителю. Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист у диспетчера, а по окончании смены сдает его в диспетчерскую.

Путевой лист разрешено оформлять на срок до одного месяца. Тем не менее, на наш взгляд, путевой лист легкового такси целесообразно выписывать на один день или смену.

В настоящее время разработаны специальные программные продукты, предназначенные для автоматизации заполнения путевых листов, а также программы учета работы легкового автотранспорта, которые организации и индивидуальные предприниматели могут использовать при осуществлении деятельности по оказанию услуг такси.

Путевой лист строительной машины (форма N ЭСМ-2) используется в специализированных организациях для учета работы строительных машин на автомобильном ходу, если применяется почасовая оплата работы строительных машин. Выписывается путевой лист диспетчером организации или иным уполномоченным лицом в одном экземпляре.

На оборотной стороне путевого листа отражаются результаты работы и простоев строительной машины, ежедневно подтверждаемые подписью и штампом заказчика (гр. 1-12). Оформленный путевой лист подписывается машинистом, прорабом, начальником участка механизации, должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, и передается в бухгалтерию.

Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С, форма N 4-П). Форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы грузового автомобиля по сдельным расценкам, а форма N 4-П (повременная) - при оплате работы автомобиля по повременному тарифу.

Форма N 4-П (повременная) рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя. Форма содержит два отрывных талона. Лицевая сторона талона заполняется в организации - владельце грузового автомобиля, а оборотная заполняется заказчиком. Отрывные талоны служат основанием для предъявления организацией - владельцем грузового автомобиля счета заказчику и предоставляются ему вместе со счетом.

Прежде чем предъявить заказчику счет и отрывной талон, данные из него переносятся в путевой лист, остающийся в организации - владельце грузового автомобиля. Выше линии отреза талонов оборотная сторона унифицированной формы N 4-П содержит таблицы, где повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика, служащие основанием для учета работы автомобиля в течение дня.

При использовании грузового автомобиля для перевозки товарно-материальных ценностей в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов, один экземпляр каждого из которых прилагается к путевому листу.

Лицевая сторона формы N 4-П содержит таблицу, где отражается движение горючего (гр. 9-15), а также время работы спецоборудования, если оно установлено на грузовом автомобиле, и двигателя (гр. 16 и 17). В графы 18-22 таблицы записывается задание водителю.

На оборотной стороне формы N 4-П расположена таблица, предназначенная для отражения сведений о простое автомобиля на линии с указанием причины, времени простоя и подписи ответственного лица. В таблице, расположенной рядом, отражается нормируемый и фактический расход топлива с указанием его марки.

При расчете нормируемого расхода топлива следует руководствоваться методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Лицевая сторона формы N 4-С также содержит таблицы, в которых отражаются:

Работа водителя и автомобиля (гр. 1-8);

Движение горючего (гр. 9-17);

Задание водителю (гр. 18-25).

На обороте путевого листа в гр. 26-40 указывается последовательность выполнения задания, причины и длительность простоев на линии (гр. 41-45), а также результаты работы грузового автомобиля и прицепов (гр. 46-66).

В случае перевозки товарно-материальных ценностей к путевому листу формы N 4-С также должны быть приложены товарно-транспортные документы (по одному экземпляру) с указанием их общего количества в путевом листе (итоговая строка гр. 38).

Все путевые листы, о которых шла речь выше, оформляются в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдаются на руки водителю при условии сдачи предыдущего полученного им путевого листа. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю осуществляется диспетчером организации или уполномоченным на это лицом. Остальные данные заполняются механиком и водителем организации, после чего водитель приступает к работе. Если автотранспортное средство используется для перевозки пассажиров и грузов по заказу, заказчик также заполняет путевой лист, вписывая в него сведения о выполнении заказа.

Каждая из форм путевых листов содержит раздел "Движение горючего". По окончании работы водитель указывает в путевом листе сведения о расходе горючего.

У организаций очень часто возникает вопрос: следует учитывать нормы, утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, для целей налогового учета, или же организация может утвердить собственные нормы расхода?

Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, выплачиваемой организацией своим сотрудникам, если они используют свой личный транспорт в целях организации.

Казалось бы, при отсутствии норм расходы на ГСМ можно учесть в фактическом объеме. Однако следует иметь в виду: каждый автомобиль имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует то или иное транспортное средство при его эксплуатации. Поэтому при осуществлении выездной налоговой проверки инспекторы проверят соответствие списанных расходов на ГСМ пройденному автомобилем расстоянию. Применение норм в данном случае является объективной необходимостью с целью избежать не только претензий со стороны проверяющих, но и контроля расходования ГСМ в вашей организации. Однако организация вовсе не обязательно должна руководствоваться утвержденными нормами. Лучше всего произвести замеры расходуемого топлива и утвердить самостоятельные нормы расходы ГСМ. Тем не менее помните: при значительном расхождении ваших норм с нормами Минтранса интерес инспекторов только повысится.

Минфин России не обязывает налогоплательщиков применять утвержденные нормы, но указывает: при определении обоснованности произведенных затрат они должны их учитывать (письмо от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

Однако вышесказанное не мешает некоторым отчаянным налогоплательщикам признавать расходы на ГСМ в фактическом объеме. Неудивительно, что подобные действия приводят к судебным разбирательствам. И что самое интересное, некоторым удается доказать свою точку зрения!

Так, например, произошло в постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 (определением ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). И все же такая судебная практика является, скорее всего, исключением из общего правила.

Оформленный надлежащим образом путевой лист сдается диспетчеру, который проверяет правильность его заполнения.

Как правило, путевые листы передаются в бухгалтерию организации по реестру, составляемому диспетчером. Унифицированной формы реестра нет, поэтому организация может разработать его самостоятельно, соблюдая требования об обязательных реквизитах, предусмотренные Законом N 129-ФЗ. В реестре указываются номера путевых листов, дата их получения и сдачи водителем, а также иные сведения. Использование форм документов, разработанных самостоятельно, должно быть предусмотрено приказом по учетной политике организации, образцы форм помещаются в приложении к приказу.

Помимо используемых форм документов приказом по учетной политике утверждается и график документооборота. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105, документооборот - движение документа внутри организации от момента его создания или получения от других организаций до момента сдачи на хранение в архив.

График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Обязательные реквизиты путевого листа легкового автомобиля

К обязательным реквизитам путевого листа легкового автомобиля относятся:

1) наименование и номер путевого листа.

В наименовании следует указать "Путевой лист легкового автомобиля".

Унифицированные формы путевых листов, как правило, изготавливаются типографским способом, поэтому уже содержат наименование документа.

Номер путевого листа указывается в его заголовочной части и проставляется при его заполнении диспетчером организации или уполномоченным на это лицом. Нумерация документов производится в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой.

Как правило, нумерация каждого вида первичных документов, в т.ч. путевых листов, начинается каждый год заново и ведется организацией в хронологическом порядке;

2) сведения о сроке действия путевого листа, включающие дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован.

В соответствии с п. 10 приказа N 152 путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий месяц. Если путевой лист оформляется более чем на один день, в нем следует указать даты начала и окончания срока его действия.

Ранее возникало немало споров между организациями и сотрудниками налоговых органов по поводу того, с какой периодичностью следует составлять путевые листы. Разрешать такие споры приходилось в судебном порядке. С момента введения в действие приказа N 152 оснований для возникновения подобных споров нет, т.к. путевой лист разрешено составлять на срок не более месяца;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

Если собственником (владельцем) легкового автомобиля является юридическое лицо, в сведениях следует указать его наименование, организационно-правовую форму, место нахождения и номер телефона. Если же собственником (владельцем) легкового автомобиля является индивидуальный предприниматель, указываются его фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона.

Данные сведения вписываются в строку "Организация" заголовочной части путевого листа.

Владельцем транспортного средства является его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).

Не является таковым лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в т.ч. на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ));

4) сведения о транспортном средстве.

Здесь следует указать:

Тип транспортного средства;

Модель автомобиля;

Государственный регистрационный знак;

Показания одометра (полные километры пробега) при выезде автомобиля из гаража и его заезде в гараж;

Дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автомобиля с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Тип и модель автомобиля следует указать в строке "Марка автомобиля", а государственный регистрационный знак - в строке "Государственный номерной знак" на лицевой стороне путевого листа. Показания одометра, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) при выезде автомобиля из гаража и его возвращении обратно, отражаются в таблице "Работа водителя и автомобиля" в гр. 1-8.

***

Обратите внимание!

Графа 7 предусмотрена для отражения показаний спидометра при выезде из гаража и возвращении в гараж, в то время как обязательным реквизитом являются показания одометра. Спидометр - это прибор для измерения движения транспортного средства, и его очень часто совмещают в одном корпусе с одометром.


***

Даты, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки и его заезде обратно проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Эти данные должны быть заверены штампами или подписями уполномоченных лиц с указанием инициалов и фамилий.

Если индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя, даты, время и показания одометра при выезде легкового автомобиля с постоянной стоянки и возврате его на стоянку проставляются непосредственно им;

5) о водителе.

Эти сведения включают в себя фамилию, имя и отчество водителя, а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения его предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.

В соответствии с положениями Закона N 196-ФЗ организация медицинского осмотра водителей транспорта является обязанностью работодателя. Распространяется ли действие этого закона на все организации или только на организации автомобильного транспорта? Единой точки зрения на этот счет нет.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей должен проводиться во всех организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Предрейсовые осмотры проводятся как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения перед началом рабочей смены водителей. Водители должны явиться на медосмотр с путевым листом. Если водитель допущен к рейсу, в путевом листе ставится штамп "Прошел рейсовый медицинский осмотр".

В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование. Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей приведен в письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3) не содержит специальную строку, в которой можно было бы отразить сведения о проведении предрейсового медосмотра и места для штампа медицинского работника. В таком случае штамп можно поставить в любом месте путевого листа, удобном для этого.

Путевые листы грузовых автомобилей унифицированных форм N 4-С и N 4-П содержат строку "Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен", а в форме N 4-С, кроме того, предусмотрено место для штампа.

На практике очень часто возникает вопрос о необходимости наличия в путевом листе нетранспортной организации отметки о прохождении предрейсового и после-рейсового медицинского осмотра. Позиция Минфина России в отношении данного вопроса такова. Обязательные реквизиты путевого листа, форму которого организация может разработать самостоятельно, утв. приказом N 152. В качестве обязательного реквизита выступают сведения о водителе, в состав которых входят и информация о прохождении медицинского осмотра. Если в путевом листе данные сведения отсутствуют, такой документ нельзя учесть для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой отсутствие в путевом листе отметки о прохождении медицинского осмотра еще не означает отсутствие факта осуществления расходов организацией. Аргументация данной точки зрения следующая: приказ N 152 издан во исполнение требований Закона N 259-ФЗ. Это означает, что он не распространяется на нетранспортные организации. Более того, для целей налогообложения расходы на ГСМ можно подтвердить и любыми другими документами в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ (см. постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 по делу N КА-А40/7253-09).

По мнению некоторых судов, отметка о прохождении медицинского осмотра в нетранспортных организациях необязательна (см. постановления ФАС Центрального округа от 23.11.2009 по делу N А36-706/2009, от 28.07.2009 по делу N А36-3582/2008). Поскольку данный вопрос и по сей день остается неурегулированным, чтобы избежать претензий со стороны налоговой службы, налогоплательщику следует оценить существующий налоговый риск по данной тематике в его регионе и принять соответствующее решение.

Маршрут следования автомобиля согласно приказу N 152 не является обязательным реквизитом путевого листа. Означает ли это, что организация, разрабатывая этот документ самостоятельно, может не предусматривать данный реквизит (ведь именно он является наиболее трудоемким по заполнению)?

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 20.02.2006 N 03-0304/1/129, отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования автомобиля не позволяет судить о факте его использования сотрудниками организации в служебных целях. Поэтому данный реквизит является обязательным для целей подтверждения расходов на ГСМ в налоговом учете.

Путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Однако позднее, уже в 2009 году, Минфин России изменил свою точку зрения и указал, что неспециализированные организации, применяющие самостоятельно разработанную форму путевого листа, по сути, могут маршрут следования не указывать (см. письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Главное, чтобы применяемая форма документа соответствовала требованиям Закона N 129-ФЗ. Аналогичную позицию заняли судьи ФАС Московского округа в постановлении от 08.12.2009 по делу N КА-А40/13500-09. Организации следует иметь в виду: если она решила применять унифицированную форму путевого листа и не утверждать свою форму, заполнять маршрут следования придется в любом случае, поскольку в соответствии с постановлением N 78 данный реквизит является обязательным. Его незаполнение приведет к тому, что компания скорее всего не сможет учесть расходы на ГСМ в целях налога на прибыль. Именно к такому выводу пришли судьи в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2009 по делу N А33-13602/08, Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 по делу N Ф04-4540/2009(11903-А27-26).

Исходя из унифицированной формы путевого листа легкового автомобиля, в нем также отражаются следующие данные:

Марка, количество выданного топлива;

Остаток топлива при выезде и по возвращении;

Расход топлива по норме и фактический;

Экономия либо перерасход топлива.

Помимо перечисленного на основании п. 8 приказа N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа легковым автомобилем.

Возможность внесения в указанный документ дополнительных реквизитов установлена также постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации". Названным постановлением, в частности, определено, что в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) организация может при необходимости вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты, содержащиеся в форме документа изначально, должны оставаться без изменения, удаление каких-либо из них не допускается.

Если организация принимает решение о внесении изменений в унифицированную форму путевого листа, его следует оформить приказом или распоряжением руководителя организации и закрепить приказом по учетной политике организации.

Хранить оформленные путевые листы следует не менее пяти лет.

Ответственность за правильность заполнения путевого листа грузового автомобиля несут руководители организации и лица, ответственные за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении путевого листа.

Первичные документы бухгалтерского учета могут использоваться организацией и для подтверждения данных налогового учета, что установлено ст. 313 НК РФ. Отсутствие документов бухгалтерского учета либо несоблюдение требований по их заполнению могут привести к серьезным последствиям. Так, неприменение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ. Штраф для организации составит не менее 10 000 руб.

Таблица

Журнал учета движения путевых листов

Водитель

Гаражный

Подпись

путевого листа

выдачи путевого листа

фамилия, имя, отчество

табе-
льный номер

номер автомобиля

водителя в получении путевого листа

диспетчера, дата приемки путевого листа и документов от водителя

бухгалтера, дата приемки путевого листа

Иванов Сергей Петрович

Иванов

Орлова 11.11.2010

Сидорова 12.11.2010

Сергеев Игорь Борисович

Сергеев

Орлова 11.11.2010

Сидорова 12.11.2010

В качестве примера можно привести следующее судебное решение. Налоговая инспекция, проводя выездную налоговую проверку налогоплательщика, установила грубое нарушение правил учета доходов и расходов, выразившееся в отсутствии путевых листов, подтверждающих расходы по списанию горюче-смазочных материалов, за один налоговый период и в несоответствии путевых листов требованиям постановления N 78 за другой налоговый период.

Организация, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилась в суд с требованием о признании недействительным его решения о привлечении организации к налоговой ответственности. Суд отказал организации в ее требовании.

В соответствии с постановлением N 78 в путевом листе легкового автомобиля (форма N 3) обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Судом установлено: в представленных организацией путевых листах не проставлены их номера, время выезда из гаража и возвращения в гараж, маршрут следования автомобиля. Следовательно, вывод, что представленные путевые листы не подтверждают использование автомобиля в производственных целях, является правильным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2005 по делу N А13-5025/04-14).

Кроме того, в постановлении суда отмечено: согласно п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные документы могут быть приняты к учету, если они составлены по унифицированной форме. Это правило не распространяется на документы, для которых унифицированные бланки не предусмотрены. Поскольку формы путевых листов утверждены постановлением N 78, довод организации, что применение данных форм необоснованно, не может быть принят во внимание. Кроме того, как усматривается из представленных в материалы дела путевых листов, организация применяла именно данную форму путевых листов, однако не отражала в них обязательные сведения согласно постановлению N 78.

Журнал регистрации путевых листов

Пунктом 17 приказа N 152 установлено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в соответствующем журнале.

Унифицированной формы журнала регистрации путевых листов нет.

Организация может разработать ее самостоятельно, не забывая об обязательных реквизитах, установленных ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Вместе с тем постановлением N 78 утвержден журнал учета движения путевых листов (форма N 8), предназначенный для контроля движения путевых листов, выданных водителю, и сдачи обработанных путевых листов в бухгалтерию.

Дата выдачи путевого листа должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале. Независимо от того, на какой срок оформляется путевой лист, он должен быть зарегистрирован в журнале учета движения путевых листов. Если путевой лист оформлен более чем на один день, даты начала и даты окончания срока действия путевого листа можно указывать в гр. 9 "Примечание".

На обложке журнала указывается наименование организации или индивидуального предпринимателя, код формы по ОКУД (0345008), код организации по ОКПО, наименование самого журнала "Журнал учета движения путевых листов", а также период, в течение которого в журнале проводится регистрация путевых листов.

Листы журнала печатаются по единому образцу. Как правило, журналы учета движения путевых листов изготавливаются типографским способом и состоят из 50 и более листов.

В таблице приведен образец заполнения "Журнала учета движения путевых листов".

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...