Объективное и субъективное право: понятия. Признаки, соотношение


В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Сложность правопонимания во многом объясняется тем, что категория права используется для обозначения хотя и родственных, но различных явлений общественной жизни. Ею обозначаются как самостоятельный юридический вид социальных регуляторов, так и субъективные притязания личности, предусмотренные различными видами социальных норм (юридических, моральных, политических и т. д.).

При этом юридическая наука занимается исследованием права как системы юридических норм, выраженных в законодательстве, которое получило наименование объективного права, и права как юридического притязания конкретного субъекта, которое получило наименование субъективного права.

Деление права на объективное и субъективное не случайно. Оно используется для отражения различного социального назначения и функциональной связи двух родственных, взаимодополняющих, но несовпадающих правовых явлений.

Право как система норм обусловлено объективными закономерностями общественного развития, особенностями национальной культуры, религии и иными обстоятельствами. Поэтому оно существует независимо от воли и желания отдельных лиц и коллективов, принадлежит всему обществу, отражая баланс интересов его представителей. Появившийся на свет человек сталкивается с уже сложившейся системой норм, которые он должен соблюдать. Даже законодатель, принимающий или изменяющий отдельные юридические акты, не в состоянии изменить исторически сложившуюся систему права.

Право в объективном смысле обладает качествами всеобщности и общеобязательности. Оно закрепляет границы юридической свободы в типичных социально значимых отношениях и на этой основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития общества в целом. Причем границы этой свободы устанавливаются не только с помощью субъективных прав, но и юридических обязанностей.

Право в субъективном смысле (субъективное право) представляет собой вид и меру юридически возможного поведения конкретного субъекта. Оно зависит от его пожеланий и возможностей. Складываясь в определенную систему, субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.

Между этими двумя представлениями о праве существует тесная взаимосвязь. Объективное право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права, которое детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту, оказавшемуся в конкретной жизненной ситуации. Субъективное право возникает на основе объективного. Однако было бы неверным утверждать, что все без исключения субъективные права предусмотрены объективным правом. В связи с этим достаточно вспомнить теорию естественного права.

Действующее законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные варианты поведения человека, урегулировать все жизненные ситуации. Да в этом и нет необходимости.

В демократически организованном обществе действует принцип, согласно которому «все, что не запрещено законом, дозволено». Он имеет определенные ограничения, отражающие уровень цивилизованности государства и своеобразие правового положения отдельных субъектов (например, должностные лица вправе делать лишь то, что входит в их компетенцию). Однако в целом этот принцип верно отражает характер взаимоотношений государства и личности. Личность должна быть относительно свободной, иметь возможность проявить разумную инициативу и предприимчивость, составляющие основу социального прогресса. В то же время не следует забывать, что субъективное право не является самопровозглашенным. Оно разрешено государством (в пределах, не допускающих нарушение прав других лиц и общества в целом) и потому обладает юридической природой, находится под его защитой.

Таким образом, если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

1. От первых впечатлений – к правовым понятиям. «Встречи» с правом, которым была посвящена первая глава, дают лишь общее впечатление об этом сложном явлении – праве. О том, что перед нами юридические нормы и законы, возможности (права), относящиеся к официальной, публичной жизни общества, о том, что они дают решение данной жизненной ситуации, имеют твердую публичную основу в виде общеобязательных норм, о их нераздельности с правосудием – словом, о том, что право – это нормативное явление.

Эти общие впечатления и сделанные на их основе выводы являются ступенькой к тому, чтобы перейти к главному – к понятиям о праве, т.е. к обобщенным представлениям, которые выработаны юридической практикой, наукой и представляют собой отработанные, систематические правовые знания.

Правовые знания на первой ступени овладения ими неизбежно имеют простейший, элементарный характер. Это именно азы (по типу: вот это – «А», вот то – «Б»; 2+2=4; и прочее в том же духе и значении). В юридической области они очевидны, общепризнанны. И излагаются они, как и всякие «азы», как нечто данное, не требующее на первых порах особых обоснований и развернутых пояснений: «вот – субъект права», «это – дееспособность», «здесь – юридический факт». В них только иногда дают о себе знать (проскальзывают) теоретические данные более глубокого порядка.

Вместе с тем понятия о праве, даже самые начальные, первичные, имеют более глубокий и абстрактный характер. Они, при всей их начальной простоте и элементарности, образуют теорию. Как данные теории они выработаны юридической практикой и наукой на основе многих и разнообразных фактических данных и данных других наук. Их понимание и даже простое запоминание достигается логическим путем и порой представляет известные трудности. Поэтому целесообразно при усвоении «азбучных» понятий о праве, во-первых, иметь

в виду, что в «азах права» речь идет о праве как нормативном явлении, да к тому же таком, которое выражается в законах (т.е. о нормативном

«образе» права; его юристы именуют догмой права, о чем пойдет речь

в заключительной главе), а во-вторых, постоянно держать в памяти материалы первой главы – не только сделанные там выводы, но и сами фактические данные: случаи из жизни, возникающие в связи с ними вопросы, выдержки из законов (Семейного кодекса, Уголовного кодекса, Гражданского кодекса), правила, существующие на общественном транспорте, некоторые данные из «других юридических миров». В последующем, по мере необходимости эти данные будут пополняться некоторыми другими фактическими материалами.

2. Субъективные права и объективное право. Когда ранее при рассмотрении конкретных жизненных случаев употреблялось слово «право» (слово, как мы видели, многозначное, имеющее ряд значений, и не только в юридической области), то оно по большей части так и использовалось, в различных значениях, вперемешку. Говорилось о «праве вообще», о «российском праве» в целом, о «правах пассажиров с детьми и инвалидов», о «правах граждан на самозащиту».

Между тем первыми азбучными понятиями в юридической области являются два понятия, обозначаемые, казалось бы, одним словом, но строго разграничиваемые одно от другого, – субъективное право (или право в субъективном смысле) и объективное право (или право в объективном смысле).

Субъективное право (чаще употребляется во множественном числе – правa) – это возможности или свобода поведения, принадлежащие лицам, субъектам, как бы «прикрепленные» к субъектам; отсюда и название – права субъективные. Это – и права пассажиров с детьми и инвалидов на особые места в троллейбусе, и права лица на жилой дом, и права гражданина на самозащиту, на самооборону. Добавим сюда такие широко известные субъективные права, как право гражданина на дачный участок, право на пенсию, право бизнесмена на налоговые льготы, права потребителя, право собственника передать свое имущество в залог и т.д. Надо лишь заметить, что в таком же («субъективном») смысле слово «право» употребляется в тех случаях, когда речь идет о возможностях в неюридической области, например о моральных правах или правах-обычаях, таких, как моральное право женщины на уважение со стороны мужчин или «право первенства» гражданина на то, чтобы занять освободившееся место в троллейбусе.

Объективное право – это уже не возможности того или иного лица, субъекта, а особое социальное образование, особый институт общества в целом, «говорящий» об этих самых субъективных правах. Вот, например, мы говорим: «Бизнесмен Петров не имеет права на льготы по действующему налоговому праву». Или: «Гражданин Осокин по пенсионному праву России получил право на пенсию». В обоих выражениях слово «право» употребляется дважды. В одном случае (когда какое-то определенное лицо «имеет» или «получило» известные юридические возможности) этим словом обозначается субъективное право этого лица. Иное значение имеет это же слово в другом случае, когда делаются ссылки на «действующее налоговое право» или на «пенсионное право России» (или же вообще говорится: «российское право»,

«английское право», «исламское право»).

Это как раз и есть то, что называют объективным правом. «Объективным» – в том значении, что здесь имеется в виду не юридическая возможность какого-либо субъекта или даже совокупность таких возможностей, а именно особое социальное образование, особый институт общества в целом, существующий в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как государство, демократия, культура, мораль. Словом, объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а существует как объективный факт, реальная наличность – действующее, наличное образование всего общества. Понятие «объективное право» близко (хотя и не тождественно) понятиям «закон» и «законодательство». Особенно у нас, в России, в других странах континентальной Европы, где положения (нормы) объективного права выражаются главным образом в законах. Поэтому выражения «пенсионное право» и «российское право» можно без большого ущерба для дела заменить выражениями «пенсионное законодательство» и «российский закон». И кстати сказать, в наших обычных делах мы чаще пользуемся как раз последними из указанных выражений «законодательство», «закон». И когда ранее рассматривалось несколько случаев из нашей российской жизни и упоминались законы, общеобязательные нормы, кодексы, то здесь по сути дела и шла

речь не о чем ином, как об объективном праве.

Мы начали в этой книге рассмотрение азов юриспруденции с конкретных жизненных случаев и связанных с ними субъективных юридических прав. С прав людей – того, что действительно в юридических делах, во всей нашей жизни имеет первостепенное значение. Но если посмотреть на все «юридическое хозяйство», то окажется, что перед нами только один из участков этого обширного «хозяйства», очень важный,

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

наиболее близкий и значимый для человека, для юриста-практика, но все же всего лишь один участок, наряду со многими другими. И мы при рассмотрении приведенных в первой главе случаев уже встретились со многими из них. Это наиболее близкие к юридическим правам и тесно связанные с ними юридические обязанности, правовая ответственность. Да и «сами» субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность), как мы видели, возникают и действуют на основе общеобязательных норм, законов. Существует еще правосудие. Деятельность судов, а также административных органов, других правоохранительных учреждений, таких, как милиция, судебные исполнители, судебные приставы. И все это, и более широкие юридические категории (такие, как законность, правопорядок, все юридически обязательные для людей последствия) относятся к объективному праву,

«завязано» на объективном праве.

И именно оно, объективное право, является нормативным явлением, охватывающим правовую материю, а отсюда – исходным пунктом при рассмотрении всего комплекса правовых понятий. И именно так, исходя из того, что объективное право как система общеобязательных норм представляет собой исходную категорию в мире юридических явлений, правовые понятия будут рассматриваться в последующем (в этой, второй главе, на первых порах главным образом на основе общенаучных данных – истории, политологии, социологии, некоторых философских представлений и – что особо существенно – категорий формальной логики).

В то же время не упустим из поля зрения значение субъективных прав в юридических делах, во всей нашей жизни. Ведь недаром главное-то слово здесь одно, и недаром право называется «правом». Основное назначение этого крупного института в жизни людей заключается в том, чтобы «говорить» о правах, т.е., как сказал философ (имеется в виду ранее приведенное высказывание И. Канта), определять дозволенное и недозволенное, определять юридические возможности людей, свободу поведения тех или иных субъектов, а именно субъективные права. И этот крупный институт называется «правом» как раз потому, что он по основному своему назначению в нашей жизни призван, условно

и упрощенно выражаясь, говорить о правах.

3. Позитивное право. Объективное право (в его единстве с субъективными правами, другими юридическими явлениями) называют позитивным правом. Что это означает?

Суть дела в том, что многие явления, которые также обозначаются словом «право» (такие, как моральные права, права-обычаи), склады-

Азы права: Азбука права для всех

ваются и существуют в самом образе жизни, в нравах и обыкновениях, в сознании людей. Они служат критерием оценки поведения человека другими людьми, общественным мнением, для признания поступков человека «правильными» или «неправильными», моральным или аморальным, соответствующим обычаям или нет.

Особо существенным в этом отношении является так называемое естественное право – требования «правового» характера, непосредственно вытекающие из жизни, из разума, во многом определяющие мораль и обычаи и являющиеся главным основанием для оценки са-

мого действующего права.

Объективное же право в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права является «позитивным» потому, что определенные нормы поведения существуют не просто в сознании

людей, в образе жизни, в нравах, а специально создаются (или специ-

ально признаются) людьми, записываются в определенных источниках и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения. Создаются (или признаются) для того, чтобы императивно, в общеобязательном порядке определять: что юридически дозволено, а что – юридически недозволено, точнее – кто и что вправе (или не вправе) поступать, делать. И эти специально создаваемые общеобязательные нормы получают внешнее выражение в определенных источниках, по большей части в виде письменных документов – законов, юридических прецедентов, иных источников. И именно в таком внешне объективированном (осязаемом, зримом) виде объективное право существует как твердое публичное основание для решения жизненных ситуаций – некая данность, позитивная реальность, определенная и неизменная до тех пор, пока в нее не будут в установленном порядке внесены какие-либо изменения.

Объективное право в рассматриваемом отношении, т.е. как позитивное право, можно признать некоторым искусственным образованием1. Искусственным и притом постоянно существующим, «заведенным» на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием (некоторые философы говорят даже – «второй природой»), существующим в государстве.

1 «Право, – пишет О. Шпенглер, – произвольная форма существования вне зависимости от того, было ли оно признано на уровне чувств, импульсивно (неписаное право, обычное право, equity) или абстрагировано посредством обдумывания, углублено и приведено в систему (закон)» (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. М.: Мысль, 1998).

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

4. Нормативность. Нормы права и принципы права. Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно по своему содержанию на современной стадии развития общества представляет собой нормативное явление. Это значит, что право состоит из норм – общеобязательных, юридических норм, которые являются как бы «кирпичиками», из которых образуется право данной страны.

И это в полной мере согласуется с тем, что в праве во всех его разновидностях значение центрального звена принадлежит, как ранее говорилось, «решению» (на твердой публичной основе). Ибо по своей сути норма представляет собой не что иное, как модель типизированного решения определенной жизненной ситуации. То есть тот формализованный образец, масштаб, эталон, который должен применяться ко всем случаям данного рода.

Достоинства юридических норм (и об этом уже говорилось при характеристике «случая в троллейбусе») во многом коренятся в достоинствах «нормы» вообще – «нормы» как творения разума, продукта ума и опыта, элемента человеческой цивилизации.

Норма, рассматриваемая «вообще» (и технические нормы, и разнообразные социальные нормы), – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев («неисчерпаемость» правила, его действие в отношении «всякого и каждого»). Это, например, моральное правило о том, что дети должны уважать своих родителей, а мужчины уважительно относиться к женщинам; правило, согласно которому собственник свободен распоряжаться своим имуществом и может истребовать его от любого незаконного владельца. Норма нацелена на то, чтобы в отношениях между людьми существовало

нечто постоянное, устойчивое – общий критерий, с которым бы сооб-

разовывалось их поведение.

Надо заметить, что слово «норма» имеет и другое, причем широко распространенное, значение. Под нормой (нормальным) часто понимается естественное состояние, т.е. обычное, оптимальное, «здоровое» положение вещей, соответствующее объективным требованиям жизни, экономическим и духовным факторам, естественно-природным требованиям. Например, нормальный уровень населенности на той или иной территории, нормальная степень духовного развития в данных условиях. При этом норма как общее правило нередко совпадает с нормой как естественным (нормальным) состоянием. Например, правило экзогамии, т.е. запрета на брачные отношения между близ-

Азы права: Азбука права для всех

кими родственниками, соответствует норме в ее социально-этическом и даже в естественно-природном, биологическом значении.

Нормы, существующие в обществе, в отличие от технических правил, являются социальными нормами. К ним, наряду с юридическими нормами, принадлежат нормы-обычаи, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, действующие в организациях корпоративного

типа (церковных, партийных, профсоюзных, добровольных объединениях людей «по интересам», частных хозяйственных объединениях).

Нормам права присуще все то, что характерно для норм «вообще».

Вместе с тем следует еще раз сказать о том, что в юридической области – области публичной, государственной жизни – достоинства норм приобретают новое качество – они как бы возводятся в степень.

Юридическая норма – это не просто общее, а общеобязательное

правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве основания и критерия правомерно-дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права. И это не только сообщает юридическим нормам и устанавливаемому ими порядку устойчивость и твердость, но и способно придавать со-

циальному регулированию всеобщий характер – распространять дан-

ный порядок отношений на все общество (или, напротив, ограничивать, локализовать действие общеобязательных норм одним регионом, тем или иным участком общественной жизни, допустим, отношениями в области общественного транспорта, определенной категорией лиц – нормы о детях, о ветеранах).

Каждая юридическая норма (особенно норма, выраженная в законе) представляет собой своего рода интеллектуальное явление, некоторое обобщение тех индивидуальных случаев, их особенностей, которые встречаются в жизни, и тех типизированных решений, которые

здесь должны наступать.

Со временем эта интеллектуальная сторона права получает развитие – выражается в обобщенных правовых категориях (закрепляемых в законах, особенно кодексах, в их «общих частях»), в том чис-

ле – в правовых принципах (таких, например, как принцип уважения

к суду, презумпция невиновности) или таких особых правовых категориях высокого порядка, как, например, общее дозволение, скажем, общее дозволение вступать в любой договор, не запрещенный законом. Принципы права имеют высокое значение в той или иной национальной юридической системе, да и в праве в целом. Они, принципы права, при развитом и интеллектуальном содержании юридических установле-

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

ний являются как бы концентрированным выражением данной юридической системы, тех основ, на которых она строится. Вполне оправданно поэтому, что принципы права получают в законодательстве прямое закрепление в виде правовых начал, которые в современном законодательстве (например, в современном российском законодательстве – в Гражданском кодексе, в Семейном кодексе) прямо фиксируются в законодательных текстах.

Иногда складывается впечатление, что все право можно свести к какому-то перечню принципов (такое мнение высказывалось отдельными правоведами, в особенности на материале права США, которое, ориентируясь на прецеденты, решения судей, «отвлекается» от догмы права). Однако надо видеть, что принципы права не могут заменить всего богатства содержания права.

5. Формы позитивного права. В какой же форме, т.е. виде, внешнем (объективированном) выражении существует позитивное право? И следовательно, каким образом определенные требования о поведении людей возводятся в юридические нормы – становятся общеобязательными эталонами для решения конкретных жизненных ситуаций? А отсюда – каковы «источники» позитивного права, откуда мы черпаем данные о юридических нормах как основах юридических выводов, правовых решений? При этом нужно исходить как из тех «форм», к которым мы привыкли, сжились в нашем обществе (для нас чуть ли не единственной «формой» права являются законы, президентские, правительственные и иные государственные документы, т.е. нормативные юридические акты), так и из тех своеобразных способов формирования и существования права, которые характерны для «других юридических миров».

– законы (нормативные юридические акты);

– санкционированные обычаи;

– судебные прецеденты.

Но если принять во внимание существование восточных традиционных юридических систем – таких, как исламское право, традиционное индуистское право и др., то форм позитивного права окажется

четыре. Они по истории своего формирования могут быть расположе-

ны ступенькой и названы (с известной долей условности) так:

– обычное право (право, выраженное преимущественно в обычаях);

– традиционное право (право, которое в силу обычая, традиции непосредственно выражает те или иные религиозные, иные идеологические, философские начала, доктрины);

Азы права: Азбука права для всех

– право судей (право, создаваемое преимущественно судом);

– право, создаваемое путем законодательной деятельности государства.

Обычное право. Здесь формирующим началом для юридических норм является обычай, т.е. общие правила, которые в результате длительного действия становятся привычкой, непререкаемым обыкновением. Эти обычаи, обосновывающие и оправдывающие поведение людей, в ряде случаев получают юридическое признание, рассматриваются правителями, судьями, всеми должностными лицами в качестве основы и достаточного критерия для определения того, поступают ли люди «по праву» или «не по праву», т.е. критерия юридических прав и юридических обязанностей, юридически дозволенного и юридически недозволенного. Тогда-то и складывается обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью (хотя юридически и не вполне совершенная) форма позитивного права. Традиционное право. Здесь тоже приоритет имеет обычай. Но обычай в виде исторически утвердившейся традиции, в соответствии с которой непосредственное юридическое значение имеют идеологические начала – религиозные, философские, мировоззренческие доктрины (такие, как ислам, индуистское мировоззрение, конфуцианство, марксизм). При этом юридические нормы не отделились от моральных, религиозных, философских положений. В этой связи традиционное право в только что указанном значении имеет неотдифферен-

цированный характер.

Право судей (прецедентное или «судебное» право). Юридические нормы могут возникать (особенно если отсутствуют по данному конкретному вопросу обычай, закон) в результате «самого» судебного акта, разрешающего данную ситуацию, коллизию, конфликт. Когда судья делает вывод, скажем, о том, обязано ли данное лицо вернуть вещь другому лицу, кто из этих лиц является должником или наследником, какое наказание наложить на виновного, он при отсутствии обычая или закона исходит из критерия разумности, справедливости, другого критерия («порядок», духовный идеал и пр.), мысленно формулирует некоторое общее положение. И поэтому судебное решение, посвященное конкретному делу, может стать образцом, примером (этот образец, как уже говорилось, называется прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное или судебное право.

Право законодателя («право закона»). Со временем в большинстве государств основным путем формирования позитивного права ста-

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

новится прямая деятельность государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии – представительных. Здесь можно говорить о правотворчестве в строгом смысле, т.е. о «творчестве права», о его создании в результате особой, сознательной, целенаправленной деятельности людей, устремленной на то, чтобы путем обобщений (нормативных обобщений) создать модели типизированных решений жизненных ситуаций определенного рода. С тем, чтобы эти модели (нормы) стали во всех случаях основой для решений на практике всех ситуаций, охватываемых такой нормой. Результатом правотворческой деятельности является нормативный юридический акт – нормативный документ, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые и в котором юридические нормы «живут», пребывают. Главным нормативным юридическим актом является закон.

Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, древнеримские законы XII таблиц, Русская Правда и другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение судебных прецедентов, и положения обычного права, а также нередко известные идеологические положения (не всегда отдифференцированные от юридических норм).

В ходе правового развития происходит изменение удельного веса в той или иной национальной юридической системе форм позитивного права. Если обычное и традиционное право в своем начальном виде осталось преобладающим для неразвитых государств, то в странах, продвинувшихся по пути прогресса, оказалось доминирующим либо

«право судей», либо «право законодателя», и сложились две соответствующие им типичные системы права: прецедентная система (в виде так называемого «общего права» – common law – Великобритании, права США) и законодательная по своей основе система стран континен-

тальной Европы (в виде романо-германского права – права франции, Германии, Италии, России, Испании, стран Южной Америки и др.).

6. Признаки права. Рассмотрев общие черты и формы позитивного права, его основную особенность – нормативность, можно, суммируя ранее сказанное, отметить в качестве промежуточного вывода основные признаки права (которые, как, быть может, заметит читатель, в общем соответствуют выводам, сделанным на основе впечатлений из первых встреч с правом).

Наиболее общими из этих признаков являются:

Азы права: Азбука права для всех

1) общеобязательная нормативность;

2) выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, в том числе – законах, судебных прецедентах или даже так или иначе внешне выраженных идеологических положениях;

3) определенность по содержанию (формальная определенность);

4) государственная обеспеченность. Итак:

– общеобязательная нормативность – ведущий признак права. Сле-

дует еще раз отметить, что нормы права способны распространять свое действие на территорию всей страны, на все население. Хотя юридические нормы, как мы видели, и могут быть рассчитаны лишь на определенный участок жизни общества, тот или иной круг лиц или на ограниченное во времени действие (например, нормы для военнослужащих, нормы, рассчитанные на время приватизации), они все же в принципе изначально предназначены на всеобщее действие, на действие, обязательное для всех;

– выражение норм в законах, судебных прецедентах, иных признавае-

мых государством источниках – этот признак свидетельствует о том, что юридические нормы – не просто какие-то мысли, идеи и т.д., а именно позитивное право – строгая внешняя (т.е. объективированная) данность, реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц, имеющая при достаточно развитой юридической системе характер писаного права. Главное же – именно через признаваемые государством источники позитивное право приобретает качество публичности, официального критерия, позволяющего определять правомерность поведения людей, юридически дозволенное или юридически недозволенное, со всеми

вытекающими отсюда юридически обязательными последствиями;

– определенность по содержанию (формальная определенность) – это важнейшее свойство права, о котором говорилось при характеристике различных жизненных случаев (например, брачного договора), – способность объективного права строго фиксировать, формально, в писаном виде закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований и т.д.;

– государственная обеспеченность – признак, свидетельствующий

o том, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы – государственной власти, всего государства. А это придает праву значительную надежность, дает людям уверенность, что предусмотренные

Глава вторая. От впечатлений к понятиям о праве

в юридических нормах права и обязанности будут реально осуществлены, даже в какой-то мере гарантирует наступление ожидаемого от юридических норм результата. Но это гарантия не абсолютная. Если юридические нормы не соответствуют требованиям жизни, то их реализация приводит к непомерному использованию жестких средств государственного принуждения, которые в конечном итоге все равно не дают ожидаемого эффекта или связаны с большими издержками, социальными, нравственными и психологическими потерями.

7. Законность и правопорядок. С понятием объективного (позитивного) права тесно связаны другие, часто употребляемые понятия – законность и правопорядок.

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблю-

дения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т.е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Прежде всего – тех юридических норм, которые содержатся в законах (отсюда ее название – «законность»). Понятие законности в строго юридическом значении выражает общеобязательность права. Коль скоро существует право, то существует и законность в смысле необходимости строгого проведения в жизнь

норм права.

Есть и широкое, общественно-политическое, понимание законности, когда она связывается с демократией. Законность здесь может быть охарактеризована в качестве режима общественно-политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются ко всему обществу – ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства всех перед законом;

в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;

г) наличия независимого и эффективного правосудия; эффективной работы всех правоохранительных органов.

В таком широком смысле законность представляет собой элемент демократии как политического режима.

Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности об-

щественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

Азы права: Азбука права для всех

Иногда термин «правопорядок» употребляется как синоним термина «законность» и даже термина «право» (в данном случае – объективного, позитивного права). Но все же это понятие имеет свой смысловой аспект. Правопорядок – результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований. Причем и требования строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм, и общественно-политических требований (равенство всех перед законом, верховенство закона и др.).

  • 2.1. Объективно-субъективные признаки уголовно-правового понятия вымогательства
  • 4. СУБЪЕКТИВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО. ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ПРАВА И СУБЪЕКТИВНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ
  • Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  • Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право - регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности - в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».

    Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле - это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.

    Рис. 1.1. Значения понятия «право»

    Право в субъективном смысле достаточно конкретно: право на действия (или бездействие) предполагает более или менее точное определение того, что субъект может делать. Необходимо также добавить, что субъективное право может быть использовано в рамках тех общественных отношений, по которым государство устанавливает общеобязательные правила поведения (в правоотношениях). Поэтому в науке принято определять субъективное право как вид и меру возможного поведения участника правоотношения.

    Различают также позитивное право, исходящее от государства, и естественное, принадлежащее человеку от рождения.

    Право может пониматься в неюридическом смысле (моральное право, корпоративное право как притязания, вытекающие соответственно из норм морали, а также корпоративных норм, т.е. действующих в общественных организациях), однако это значение нами затрагиваться более не будет.



    Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений. Указанное определение отражает нормативный подход к праву (право как система норм).

    Установление норм государством означает, что наибольшая их часть принимается компетентными государственными органами (законодательными, исполнительными).

    Санкционирование норм предполагает, что государственный орган, принимающий нормативный акт, содержащий нормы права, отсылает тех лиц, которым он адресуется, к нормам обычаев. Такой обычай тем самым приобретает силу правового обычая и становится правовой нормой. Например, эта ситуация может наблюдаться в области перевозок морским транспортом, в сфере банковской деятельности.

    Право в объективном смысле обладает рядом признаков:

    особая нормативность - заключается в том, что право проявляется вовне как система официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм - правил поведения. Эти нормы содержатся в нормативных актах - законах, подзаконных актах, а также некоторых других источниках права;

    формальная определенность - четкость, стабильность, которые проявляются в представительно-обязывающем характере правовых норм (когда норма содержит субъективное право одного субъекта и противостоящую ему обязанность другого субъекта), в особой структуре правовой нормы, в четком выражении смысла правил поведения, установленных или санкционируемых государством;

    государственно-волевой характер права - право выражает государственную волю общества, которая обусловлена разными условиями (экономическими, духовными, национальными, религиозными и т.д.) его жизни. Государственная воля соединяет различные интересы, притязания социальных групп, слоев населения, не зависит от воли отдельных лиц и их объединений, проявляется в устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правилах поведения. Волевой характер права проявляется и в том, что для возникновения, изменения или прекращения правоотношения необходимо волеизъявление правосубъектного лица;

    системность - взаимосвязанность, целостность и единство действующих правовых норм; при этом содержание вновь появляющейся нормы должно учитывать содержание других норм;

    властно-регулятивный характер - право призвано регулировать, упорядочивать, властно воздействовать на поведение участников общественных отношений; регулирование поведения происходит на основе государственной воли;

    обеспеченность со стороны государства - право, которое устанавливается или санкционируется государством, поддерживается его принудительной силой. В случае нарушения требований норм к лицу, допустившему отклонение, применяются государственно-принудительные меры;

    общеобязательность - требования правовых норм обязательны для всех лиц, которые находятся на территории, подпадающей под юрисдикцию данного государства (исключение могут составить некоторые работники посольств, консульств иностранных государств);

    связь с государством - именно государство устанавливает, санкционирует правовые нормы, поддерживает их соблюдение через возможность применения государственного принуждения; в то же время само право регулирует деятельность государства в лице государственных органов, государственных служащих.

    Понятие права в объективном и субъективном смыслах.

    Сложность правопонимания во многом объясняется тем, что категория права используется для обозначения хотя и родственных, но различных явлений общественной жизни. Ею обозначаются как самостоятельный юридический вид социальных регуляторов, так и субъективные притязания личности, предусмотренные различными видами социальных норм (юридических, моральных, политических и т. д.).

    При этом юридическая наука занимается исследованием права как системы юридических норм, выраженных в законодательстве, которое получило наименование объективного права, и права как юридического притязания конкретного субъекта, которое получило наименование субъективного права.

    Деление права на объективное и субъективное не случайно. Оно используется лля отражения различного социального назначения и функциональной связи двух родственных, взаимодополняющих, но несовпадающих правовых явлений.

    Право как система норм обусловлено объективными закономерностями общественного развития, особенностями национальной культуры, религии и иными обстоятельствами. Поэтому оно существует независимо от воли и желания отдельных лиц и коллективов, принадлежит всему обществу, отражая баланс интересов его представителей. Появившийся на свет человек сталкивается с уже сложившейся системой норм, которые он должен соблюдать. Даже законодатель, принимающий или изменяющий отдельные юридические акты, не в состоянии изменить исторически сложившуюся систему права.

    Право в объективном смысле обладает качествами всеобщности и общеобязательности. Оно закрепляет границы юридической свободы в типичных социально значимых отношениях и на этой основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития общества в целом. Причем границы этой свободы устанавливаются не только с помощью субъективных прав, но и юридических обязанностей.

    Право в субъективном смысле (субъективное право) представляет собой вид и меру юридически возможного поведения конкретного субъекта. Оно зависит от его пожеланий и возможностей. Складываясь в определенную систему, субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.

    Между этими двумя представлениями о праве существует тесная взаимосвязь. Объективное право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права, которое детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту, оказавшемуся в конкретной жизненной ситуации. Субъективное право возникает на основе объективного. Однако было бы неверным утверждать, что все без исключения субъективные права предусмотрены объективным правом. В связи с этим достаточно вспомнить теорию естественного права.

    Действующее законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные варианты поведения человека, урегулировать все жизненные ситуации. Да в этом и нет необходимости.

    В демократически организованном обществе действует принцип, согласно которому «все, что не запрещено законом, дозволено». Он имеет определенные ограничения, отражающие уровень цивилизованности государства и своеобразие правового положения отдельных субъектов (например, должностные лица вправе делать лишь то, что входит в их компетенцию). Однако в целом этот принцип верно отражает характер взаимоотношений государства и личности. Личность должна быть относительно свободной, иметь возможность проявить разумную инициативу и предприимчивость, составляющие основу социального прогресса. В то же время не следует забывать, что субъективное право не является самопровозглашенным. Оно разрешено государством (в пределах, не допускающих нарушение прав других лиц и общества в целом) и потому обладает юридической природой, находится под его защитой.

    Структура объективного и субъективного права

    Понятие права как система юридических норм понимается как право объективное, поскольку нормы права:

    создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Здесь следует оговориться, что право в определенной мере зависит от индивида, поскольку он в некоторой степени, пусть косвенно, но участвует в формировании норм права (например, путем выборов депутатов законодательного органа), а в отдельных случаях он непосредственно, наряду с другими, вырабатывает их, например при проведении референдума или в качестве члена законодательного органа. Вместе с тем нужно отметить, что нормы права должны отражать объективную реальность и в этом аспекте они являются объективными;

    отделены от конкретных индивидов (выражены в нормативных актах и других источниках права);

    касаются неопределенного круга лиц.

    Следует отметить, что данный смысл (объективное право) вкладывается в термин «право» и в словосочетания «российское право», трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т. д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа. Если термин «право» употребляется без оговорок, то под ним всегда подразумевается право в объективном смысле, т. е. система юридических норм.

    Итак, право в объективном смысле - система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида.

    Вместе с тем в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве. Речь идет о естественных правах, которые, как отмечаюсь ранее, действуют вне зависимости от того, признал их официально законодатель или пет.

    В правовой науке и юридической практике используется понятие субъективное право.

    Субъективное право субъективно в том смысле, что оно, во- первых, связано с субъектом, принадлежит ему; а во-вторых, зависит от его воли и сознания.

    Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество; организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях идет речь о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права. Право в субъективном смысле составляет система прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве, а также присущих индивиду от рождения.

    Иначе говоря, субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

    Важно подчеркнуть, что субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством и при необходимости защищается силой государственного принуждения.

    Структура субъективного права

    Субъективное право как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов-правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права.

    Имеются различные подходы к количеству и характеристикам таких правомочий. Большинство авторов (В.К. Бабаев, В.В.Лазарев, В.Н. Хроианюк, С.Н. Братусь и др.) выделяют два-три правомочия.

    Однако более точной представляется позиция Н.И. Матузова, который в структуру субъективного права включает четыре правомочия, выражающихся в возможности:

    действовать, т. е в праве на собственное поведение управо- моченного лица (право-поведение);

    требовать, т. е в праве на должное поведение со стороны других лиц (право-требование)-,

    пользоваться определенным социальным благом, т. е в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности (право- пользование);

    иметь защиту, т. е в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения в защиту своих интересов, если право нарушено (право-притязание).

    Следует отметить, что субъективное право подкрепляется соответствующей юридической обязанностью (юридической - значит закрепленной в соответствующих нормативно-правовых актах).

    Например, праву лица на получение образования (ст. 43 Конституции РФ) корреспондирует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить эту возможность (построить образовательное учреждение, оборудовать его, содержать штат преподавателей и г. д.). Такая обязанность вытекает как из Конституции РФ (ст. 2,17, 43), так и из текущего законодательства (прежде всего Закона РФ «Об образовании»).

    Праву работника милиции проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если есть основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения (ст. 11 Закона РФ «О милиции»), корреспондирует обязанность лица представить такой документ.

    Если же правовой обязанности нет, то имеет место простое дозволение, а не субъективное право. Например, каждый может прогуливаться по улице, заводить дома кошку или собаку, ходить за грибами и ягодами. Здесь действует дозволительный принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Так, никто не обязан гарантировать предоставления тех же кошек, подвозки до места сбора грибов, и поэтому нет оснований говорить о субъективном праве.

    Итак, в современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: объективное право, субъективное право.

    Иногда термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «правовая система», (правовые системы: англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.). Кроме того, термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных организаций, права, возникающие на основе обычаев, и т. д.

    24. Сущность и содержание права. Воля в праве.

    Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

    Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

    1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

    2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

    3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

    4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

    5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

    6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

    7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

    8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

    Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

    Социальная ценность права определяется:

    1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

    Воля в праве, 1) элемент, определяющий сущность данного типа права, поскольку право есть всегда В. политически и экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законах или иных юридических нормах, установленных или санкционированных государством (см. Право). 2) Волеизъявление участников разнообразных отношений, складывающихся в обществе между коллективами, организациями и гражданами; урегулированные правом, эти отношения принимают форму правоотношений. Волеизъявление участников правоотношений может быть правомерным либо неправомерным. Правомерные волеизъявления направлены на установление, изменение или прекращение правоотношений; они проявляются в форме юридических актов, установлении плановых заданий, заключении договоров, издании приказов, распоряжений, типовых правил, подаче заявлений и жалоб гражданами. Для правомерного волеизъявления важное значение имеют наличие правоспособности и дееспособности, как признанной законом возможности и способности своими действиями приобретать права и возлагать на себя обязанности. Закон охраняет условия свободного и нестеснённого волеизъявления и потому в случаях обмана, насилия, введения в заблуждение, совершения юридических актов лицами, обладающими незрелой и неполноценной В. (несовершеннолетними, душевнобольными и т.п.), устанавливаются условия недействительности таких юридических актов.

    Неправомерными волеизъявлениями являются поступки лиц или организаций, нарушающие установленные правом нормы поведения. Эти нарушения состоят либо в игнорировании запрета закона, либо в невыполнении определённой юридической обязанности, либо в злоупотреблении своим правом. Преступления, как наиболее опасные для общества правонарушения, влекут применение уголовной ответственности. Действия лиц, обладающих незрелой В. (например, малолетних), а также лиц, имеющих пороки вследствие душевной болезни или иных причин и не способных понимать то, что они делают, или руководить своими поступками, не считаются преступлениями (см. также Невменяемость).

    25. Естественное право и позитивное право.\

    Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъем­лемые права человека.

    Возникновение естественно-правовой теории связано с разви­тием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв.

    Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

    Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отно­шению к высшему, естественному праву, вытекающему из чело­веческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установ­ленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общече­ловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

    В рамках теории возрожденного естественного права выделя­ются два основных направления - неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

    Неотомизм - по существу, новейшая интерпретация средне­векового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о при­роде, сущности права, неотомистская теория пытается найти ос­новные права в мировом порядке, согласующемся с религиозны­ми догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство челове­ческого, положительного закона, если он расходится с естествен­ным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосход­ство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное про­исхождение, не противоречит естественному праву.

    "Светская" доктрина естественного права исходит из этичес­кой первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, ос­нованного на стандартах справедливого поведения. Для этой тео­рии характерным является признание в качестве основы "пра­вильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

    Позитивизм - направление юриспруденции, которое, фети­шизируя словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятель­ности, отрывая тем самым нормативные установления от суще­ствующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

    Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождест­вляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

    Действительно, текстуальная форма права - необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из призна­ков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положитель­ным моментом здесь является внимание к позитивному содержа­нию правовых текстов.

    Право есть нормативно закрепленная справедливость. В свою очередь, закон, не соответствующий справедливости, не есть право, а справедливый закон - это правовой закон.

    "Широкое" толкование права включает в его понятие не толь­ко нормы, но и правоотношения (нередко и правосознание, субъ­ективные права граждан). Сторонники такого толкования исходят из различения права и закона. При этом подчеркивается, что норма права, взятая вне регулируемых общественных отношений, лишается своих регулятивных свойств, утрачивает свою сущность. Это не мешает, однако, рассматривать нормативность как важ­нейшее качество права. Речь идет не об отказе от понимания права как системы норм, а о поиске более емкого определения, которое должно охватить все богатство правовой материи. Нормы

    Важнейший, но не единственный элемент права как сложного, единого, целостного явления. Нормы, если они действующие, не могут застыть в кодексах и предписаниях закона; они воплоща­ются в правоотношениях. Таким образом, право выражается дво­яко, в предписаниях закона и правоотношениях.

    Приверженцы "широкой" концепции права понимают (и видят в этом его социальную ценность) право как систему норм свобо­ды, которые объективно обусловлены, отражают идеалы равенства и справедливости и приобретают юридическую силу посредством их официального признания. Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или скла­дывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым, то есть правовым. В правовом государ­стве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям демократии, свободы, справедливости и гуманности.

    Следует подчеркнуть, что сторонники и той, и другой позиции

    - "широкого" и собственно нормативного понимания права - сходятся в том, что определение права в качестве основного, главного элемента включает систему норм, установленных либо санкционированных и охраняемых государством.

    Позитивное право действительно вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует при­знавать действующим юридическим правом все, что имеет пра­вовое значение. Такое широкое понимание права под предлогом несводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обще­стве.

    Новые идеи различения права и закона, признания правовых или нравственных, но обязательных для самого государства и его политики постулатов, от которых не должны отступать ни зако­нодатели, ни сами законы демократического и правового государ­ства, сейчас только начинают складываться в российском праве и правоведении. В этих правовых конституционных идеях отра­жены общечеловеческие идеи о сущности права как средстве общественного согласия, учета интересов всех социальных групп общества, принятые демократическими государствами современ­ного мирового сообщества.

    Право и государство.

    В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

    тоталитарная (государство выше права и им не связано);

    либеральная (право выше государства);

    прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

    Тоталитарный подход

    Тоталитарная модель предполагает, что право - продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

    Либеральный подход

    Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

    Прагматический подход

    Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

    Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

    Модели соотношения государства и права

    Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

    единство;

    различие;

    взаимодействие.

    Единство

    Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

    Взаимодействие

    Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

    Государство осуществляет силу, а право - волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

    Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

    Воздействие государства на право

    Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно - от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

    Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

    Влияние права на государство

    Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

    во внутренней организации государства;

    в его деятельности.

    С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

    Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

    В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

    Объективное и субъективное право: понятия. Признаки, соотношение.

    Право предполагает не только юридические нормы, содержа­щиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их право­мочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором – о праве в субъективном смыс­ле (субъективном праве) .

    Под субъективным правом следует понимать:

    1) совокупность наличных прав субъектов права;

    2) меру их возможного поведения или масштаб свободы, со­здающий возможность действовать в своих интересах;

    3) такие права и свободы, которые официально признаны го­сударством, защищаются и охраняются им.

    Право в объективном смысле – система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих общественную. Классовую волю (конкретные интересы общества и классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – законодательство, обычаи, прецеденты, нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

    Субъективное право – мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности в том смысле что связаны с субъектом принадлежит ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право – юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Признаки объективного права: волевой характер, нормативность, системность, связь с государством, общеобязательность.

    Право в определенной мере зависит от конкретного индивида, поскольку он в некоторой степени, пусть косвенно, но участвует в формировании норм права (путем выборов депутатов законодательного органа), а в отдельных случаях он непосредственно, наряду с другими, вырабатывает их, например, при проведении референдума или в качестве члена законодательного органа (субъективное право).

    Вместе с тем, принятые нормы права как бы отделяются от индивида, становятся над ним, и в этом смысле можно говорить о том, что такое право является объективным.

    Разделение права на объективное и субъективное позволяет лучше понять природу права вообще, определить более эффективные меры по его реализации, как государством, так и конкретными людьми.

    Итак, объективное право выражено в нормативных актах и касается неопределенного круга лиц.

    Объективное право формируется совокупно государственными органами, и в этом смысле оно является источником для права субъективного. Объективное право оформляется обычно в виде нормативно – правового акта, содержащих внешне абстрактные нормы, например, в тексте Конституции, УК, ГК.

    Вместе с тем, в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве. Речь идет об естественных правах, которые действуют вне зависимости от того, признал их законодатель или нет. Например: право на жизнь, на свободу, на достоинство личности является объективным по своей сути, поскольку указанные социальные блага происходят из природы человека.

    В отечественном правоведении субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

    В основе субъективного права, таким образом, лежит юридически обеспеченная возможность лица действовать тем или иным способом, то есть имеется его выбор поведения в определенных правовых рамках, внутри которых лицо может самостоятельно решать, использовать ему предоставленную объективным правом возможность или не использовать.

    Субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством, и при необходимости защищается силой государственного принуждения.

    В наше время весьма остро встает проблема преступности, законности, справедливости и нравственности. Наше государство, проведя демократические реформы и приняв ценности рыночной экономики, стремится стать поистине демократическим и правовым государством.

    Чтобы человек не делал, он непрерывно вступает с другими, нередко с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. В различные отношения вступают между собой и организации, учреждения, предприятия. Многие из этих отношений регулируются правом.

    Итак, право – это важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, законов. Без законов о собственности, о земле, о налогах и т. д. невозможно реализовать экономические реформы.

    Будучи фундаментальным регулятором общественных отношений (политических, экономических и т. д.), закрепленных в законе, право воздействует на волю и сознание граждан, побуждает их вести себя в соответствии с целями и задачами построения правового государства.

    Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А. В. Сухово-Кобылин (1817 – 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах несправедливого правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». В нетоталитарных государствах право нередко оказывается на стороне даже гонимого человека. Это свидетельствует о самоценности права. Хорошо известен результат слушанья в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее, и она успела скрыться прежде, чем опомнившиеся полицейские попытались вновь привлечь ее к ответственности.

    Право в широком смысле обозначает безусловный, бесспорный принцип, стоящий над государством и законом, защищающий высшее духовное благо, правду, справедливость. Право – понятие неоднозначное. Оно используется в нескольких значениях. Первое – совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение, которых взыскивает государство. Другое значение личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И, наконец, мы часто используем слово «право» не в юридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на уважение, на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона.

    Норм права очень много. Порой они кажутся безбрежной галактикой с бесчисленным количеством звезд и планет. Но эти нормы отнюдь не беспорядочны. Между ними есть сходства и различия. Все правовые нормы представляют собой систему, т. е. нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей (элементов). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, составляют трудовое право; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за другие правонарушения (поступки) – административным правом и т. д. Все это - отрасли права.

    Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее.

    Четыре значения термина «право».

    1) В смысле обычных прав – свободы или возможности поведения, основанные на обычаях.

    2) В смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанные на принципах добра, справедливости.

    3) В смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений партий.

    4) В юридическом смысле – свободы или возможности поведения, основанные:

    На субъективном праве;

    На объективном праве.

    Суждения о праве.

    Теории происхождения права:

    1)Теологическая теория.

    Представитель: Фома Аквинский (философ)

    Основные положения:

    Закон – общее правило для достижения поставленной цели;

    Законы делятся на божественные и человеческие;

    Все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума;

    Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

    2)Теория естественного права.

    Представители: софисты, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Спиноза, И. Кант.

    Основные положения:

    Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опирается на природное начало;

    Источник права – разум;

    Главные принципы права – его нравственная основа.

    3)Историческая школа права.

    Представитель: Густав Гуго (Германия)

    Основные положения:

    Право возникло из потребности разрешения споров;

    Споры должны решаться при участии третьей стороны.

    4)Позитивная теория.

    Представитель: Иеремея Бентам (английский философ)

    Основные положения:

    Право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

    5)Реалистическая теория.

    Представитель: Роберт Иеринг.

    Основные положения:

    В основе права – реальные общественные интересы, их борьба и конфликты;

    Право – это право силы и сильного.

    6)Нормативистская или «чистая» теория права.

    Представитель: Ганс Кельзен (Германия).

    Основные положения:

    Право – это особенный мир, отличающийся от того, в котором мы живем;

    Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей;

    Мы должны вести себя так, как установлено законом.

    7)Русская школа права (психологическая).

    Представитель: Л. И. Петражицкий.

    Основные положения:

    Право нельзя относить к явлениям, находящимся вне человека, оказывающим на него внешнее воздействие;

    Правовые начала коренятся в психике человека.

    8)Марксистская правовая теория.

    Представитель: Эдуард Бренштейн.

    Основные положения:

    Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон;

    Право должно стать важным средством обеспечения демократических порядков;

    Представление о праве как проявление общественной солидарности.

    Человечество существует миллионы лет. Право гораздо моложе. Оно представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и, подобно государству, появилось около шести тысяч лет назад.

    Общественная потребность в праве.

    Необходимость:

    1) Установление единого порядка отношений людей в обществе;

    2) Установление единого порядка отношений народов в мировом сообществе;

    3) Поддержание единого порядка в условиях в условиях расслоения общества на социальные слои и группы;

    4) Ограничение и смягчение силового противодействия социальных групп, народов и государств.

    Появление права как особого регулятора человеческого поведения было обусловлено тремя видами причин:

    А) социальными (связаны с изменением в психологии и поведении людей);

    Б) экономическими (связаны с формированием частной собственности);

    В) политическими (связаны с появлением государства, общественных классов и сословий).

    В каждом обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу. Они не важны в каких-либо особых нормах, а существуют в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни.

    Возьмем право человека на жизнь. Казалось бы, какие могут быть возражения? Это гуманная норма оставляет право распоряжения жизнью конкретного человека за ним самим – и больше ни за кем. Что это значит? Это значит, что нарушением прав человека является любое убийство – будь то на войне, в пьяной драке, по приговору суда. Сам дух прав человека направлен на то, чтобы признать преступной любую войну, любое убийство, любое душегубство.

    Однако войны существуют. Практически все государства азартно формируют и укрепляют свои армии, во многих странах существует смертная казнь, а что касается уголовных убийств, то их количество стабильно свидетельствует о крайне низком нравственном уровне значительного слоя население многих стран. Тем не менее сфера реального действия этой нормы постоянно расширяется – по меньшей мере, в сознании миллионов людей. Наиболее остро обсуждается сейчас в мире проблема допустимости смертной казни. Продолжается общечеловеческое движение за исключение войн из числа средств решения международных проблем. В настоящее время активно, в основном на Западе, обсуждается проблема допустимости автаназии – умерщвления в случае неизлечимости болезни или рождения с непоправимыми уродствами.

    Некоторые аргументы в пользу сохранения смертной казнизвучат достаточно убедительно. На самом деле: если какой-то негодяй хладнокровно убил десяток людей, стоит ли оставлять его в живых? Но как же в этом случае быть с правом на жизнь? Ведь, казня даже самого отвратительного субъекта государство перечеркивает это право.

    В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законах. Оно является результатом творчества людей.

    Только – только родился человек, а закон уже признает его основные права и свободы, среди которых – право на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток, насилия. Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования.

    После семидесяти с лишнем лет борьбы с частной собственностью и частнособственнической психологией в основном законе страны записано, что право частной собственности охраняется законом. Конечно, это положение для многих непривычно. Легко объявить это право, труднее сделать так, чтобы частная собственность (не только на мелкие бытовые вещи, как у большинства нынешних россиян) была у людей в действительности – в виде домов, магазинов, кафе, больших пакетов акций, участков земли и т. д. Право собственности реализуется с помощью разгосударствления и приватизации (передачи государственного имущества гражданам).

    Практически все имущество, которое нас окружает, кому-нибудь или чему-нибудь принадлежит.

    Ввиду особой важности вопроса о том, кому (или чему) что должно принадлежать, гражданское законодательство устанавливает право собственности, которое регулирует отношения собственности.

    Собственность – это отношение собственника к вещи как к своей. Закон обеспечивает собственнику право собственности. Содержание права собственности составляют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения.

    Право владения выражается в фактическом обладании вещью. Право пользования – это использование полезных свойств вещи. Право распоряжения – это определение юридической судьбы вещи: ее продажа, дарение, сдача в аренду и др.

    Например, Иванов купил автомобиль. Право владения заключается в том, что машина принадлежит только Иванову и больше никому. Иванов может постоянно держать автомобиль «на приколе», но скорее всего будет ездить на нем, реализуя право пользования, извлекая конкретную пользу. И наконец, он сможет продать авто, подарить его, сдать в аренду, поскольку обладает правом распоряжения.

    Формы возникновения и существования позитивного права:

    1)Обычное право (формирующим началом для юридических норм являются обычаи).

    2)Право судей (юридические нормы возникают в результате судебного решения)

    3)Право законодателя (возникает нормативный документ, через который вводятся новые нормы).

    Сущность права:

    Регулирование общественных отношений в условиях цивилизации, в достижении стабильности общества, при которой реализуется демократия.

    Функции права:

    1)Упорядочение общественных отношений путем закрепления существующего общественного порядка.

    2)Установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядок их возложения.

    Предназначенность права:

    Обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать условия для действия в обществе экономических и духовных факторов.

    Признаки права:

    Выражает волю господствующего класса или всего народа (социализме);

    Обусловлено господствующими производственными отношениями;

    Система норм возведенных в ранг общеобязательных правил поведения;

    Определенная система норм;

    Устанавливается господством;

    Гарантируется принудительной силой государства;

    Система норм, санкционируемых государством.

    Отличия правовых норм от иных социальных норм.

    Социальные нормы Правовые нормы

    1)регулируют разные отношения 1)правовую норму устанавливает государство.

    2)адресованы разным людям 2)адресованы всем членам общества

    3)по-разному создаются и доводятся до сведения 3)должны иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно

    – правовые акты.

    4)заставить исполнять эти нормы можно по-разному. 4)охраняется и защищается государством.

    Выбор редакции
    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
    Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
    Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
    Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...