Обертон - что это такое в музыкальном понятии. Что такое форманты
ОСНОВЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ПЕНИЯ
В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гармоники, или обертоны, с давних времён использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Гласные и гармоники позволяли путём резонанса воздействовать на различные участки мозга, уравновесить и привести в гармонию энергетические центры человеческого организма, а, кроме того, - вступить в контакт с духами и божествами.
Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Секрет обертонов заключается в том, что издаваемые Вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием Вашего тела. Стоит Вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как Ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. Вам откроются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Именно обертоны, на мой взгляд, наиболее полно воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновременно - уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональное, ментальное и духовное тела, наделяет их ещё большей ценностью.
Видео YouTube
Видео YouTube
Видео YouTube
ОБУЧАЕМСЯ ОБЕРТОНАЛЬНОМУ ПЕНИЮ
Пение гласных звуков
Первый шаг на пути к обертональному пению - пение гласных звуков. Каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», Вы без труда различите эти гармоники в собственном голосе. Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, Вы будете производить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.
Сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон - не слишком низкий для Вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» - «У-у-у» - «О» - «А» - «Ай» - «Э-э» - «И-и».
Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэтому не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удерживайте гласные в глубине гортани и концентрируйте внимание на звуковой энергии, средоточием которой являются гармоники. То есть Вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести определенный гласный.
Чтобы различить гармоники, производимые Вашим собственным голосом, Вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь так, словно Вы пытаетесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объём ушной раковины, что даёт возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направлении Вашего уха, и Вам будет легче уловить гармоники.
Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов - зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обертональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глубину гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пределы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы - носовую полость, щеки и губы - для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и чёткость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, Вы сможете увеличить силу звука.
Учимся производить гармоники
Выполнив вышеописанное упражнение, Вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ранее неслышимые высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку Вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного Вам основного тона. Может оказаться, что Вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это - обертоны. Обычно неслышные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя упражнение, мы просто выделяем их, концентрируем на них своё внимание.
Существует набор фонем, произнесение и пение которых поможет Вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.
Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. Прикоснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.
Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные - «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть Ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате Вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.
Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь свистнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нарушая при этом форму губ. Представьте, что Вы изображаете рыбу или кролика. Итак, Ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют под действием энергии звука «М-м-м». Начинайте приоткрывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.
Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов - губы, щеки, язык и т.д. - играет в создании вокальной гармоники свою роль. Особенно важна в этом отношении носовая полость. Многим западным певцам умение направлять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны входящих в него гармоник. Попробуйте проверить это самостоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, Вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носовую полость в таком необычном качестве. Вибрация в носовой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что Вам понадобится носовой платок.
Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить - слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для начала вновь приведём носовую полость в состояние вибрации при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стенки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим поддействием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.
Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, всё же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для создания высших гармоник. Если Вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Вибрация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.
Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на поверхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точке, в которой язык касается нёба в вышеописанном упражнении.
Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно продвигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент Вы услышите, что на определённом участке звучание обертона, напоминающее пронзительный свист, станет отчётливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с формой ротовой полости - к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это позволит Вам произвести несколько различных гармоник.
Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается ещё одна область образования гармоник. Для начала пропойте носовой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится - «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).
Теперь свяжите эти четыре слога - «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» - воедино, пропев их на одном дыхании. По существу, Вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения Вы заметите, как в глубине Вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.
Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», попробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому; Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.
Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом поменяйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».
Это упражнение - наиболее лёгкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно испытать их:
«У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на одном дыхании. В те моменты, когда Вы будете открывать и закрывать рот, Вы услышите гармоники разной высоты. Если Вы назализуете звук, число отчётливо слышимых обертонов увеличится.
«Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р - И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полости. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разделив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).
«У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» - гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым лёгким и действенным.
Пение слогов - это лишь начальный этап обучения технике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед Вами, - обрести контроль иад гармониками, возникающими во время пения.
Разные гласные позволяют производить гармоники разных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного потренировавшись, Вы, скорее всего, уже научитесь производить и различать по меньшей мере девять обертонов.
Учимся регулировать звучание гармоник
Если Вы освоили сам принцип гармонического пения, переходите к следующему этапу. Теперь Вам предстоит научиться сосредоточивать внимание на одной из гармоник и увеличивать её громкость. При этом не важно, какую именно фонему Вы используете. Если Вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.
Поскольку все мы обладаем разными вокальными возможностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если Вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своём голосе гармоники, попробуйте немного поднять - или, наоборот, понизить - высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.
Напутствие
Помните, что путь к успеху лежит через упорные тренировки. Чем больше Вы практикуетесь, тем совершеннее становится Ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно Вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни услышат в своём голосе гармоники после первого же упражнения, а другим для этого понадобится несколько дней.
Во время тренировок Вам придётся напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, Вам, вероятно, понадобится некоторое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвовали в процессе звукообразования.
Во многих магических и религиозных традициях гармоники почитаются как священные звуки. Сейчас Вы готовитесь пробудить их божественную силу, дремлющую в Вашем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но, помимо прочего, процесс обучения принесет Вам море радости и веселья. Испытайте счастье и благодать, что несёт в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.
Джонотан Голдмен. "Целительные звуки".
Заметки лечащего врача.Очень часто мне задают вопрос типа: "Как мне сделать высокую форманту выше 30%? Что для этого нужно? Я сделал форманту выше 30%, но не могу применять ее в нормальной речи " и т.д. Это и в самом деле очень важные вопросы. Для тех, кто не в курсе о чем идет речь, небольшой экскурс в историю вопроса.
Высокая форманта (ВФ) голоса по частотной составляющей относится к зоне высоких частот (2000-3000 Гц). Прошу Вас не путать высокие частоты с высотой голоса. Что я имею в виду? Наш голос - это не один звук, а целый оркестр. Он состоит из основного тона (ОТ), который отвечает за высоту голоса и его мощность, а также из множества обертонов, которые придают нашему голосу определенную окраску, или, другими словами, тембр. ОТ находится в диапазоне частот от 80 Гц до 200 Гц у мужчин и от 160 Гц до 340 Гц у женщин. Все обертоны нашего голоса находятся по частоте выше, чем основной тон. И чем богаче набор обертонов в нашем голосе, тем он красивей, привлекательней, сексуальней, звучней и т.д. И одной из самых важных составляющих нашего голоса является ВФ, ведь именно она выражает такие характерные особенности голоса как уверенность, выразительность, убедительность, звучность, "полетность" , т.е. способность голоса преодолевать большие расстояния и противостоять заглушающему воздействию посторонних звуков. Еще исследования показали, что при выраженности обертонов в области ВФ от 30% и более. заикание становится физически невозможным.
Все бы хорошо, но представленность обертонов в области ВФ невозможна, если в нашем голосе присутствуют обертоны от 0 до 10 Гц. Да,да, Вы не ослышались, и это не обман зрения. Эти низкочастотные обертоны просто камень преткновения при заикании. Они (низкочастотные обертоны) появляются в голосе только тогда, когда заикание уже началось, т.е. являются следствием уже начавшегося заикания. В нормальном состоянии эти обертоны в голосе почти не встречаются. Самое неприятное в этих обертонах то, что они начинают усиливать уже существующее заикание, иногда весьма существенно (заикание усиливает заикание ). Возможно, именно поэтому, некоторые специалисты говорят, что "заикание не лечится".
Так вот. Я наверное повторюсь, но хочу, чтобы Вы четко усвоили. Если у Вас в голосе присутствуют низкочастотные обертоны, появление обертонов в зоне ВФ невозможно или они очень незначительны в процентном отношении (от 0 до 8-9% при необходимых 30%).
Для того, чтобы начать получать обертоны в область ВФ, их нужно сначала убрать из зоны низких частот.
Итак, мы с Вами теперь имеем представление о том, что такое ВФ, и её важность в процессе преодоления заикания. Давайте теперь рассмотрим процесс создания ВФ в голосе пошагово.
Шаг первый.
Основную работу в процессе создания ВФ выполняют наушники, точнее работа с использованием наушников в мультимедийном комплексе BreathMaker. Когда мы говорим в микрофон, программа обрабатывает наш голос и вырезает из него обертоны, находящиеся в области низких частот, и возвращает к нам в наушники голос уже исправленный, лишенный низкочастотных обертонов и взамен обогащенный высокочастотными обертонами из области ВФ. Таким образом, мы постепенно нарабатываем навык извлечения звуков голоса с богатым набором высокочастотных обертонов. Обычно этот процесс занимает от одного месяца до трех, и спешить очень не рекомендую, так как если начать создавать ВФ с неподготовленным голосовым аппаратом, то можно очень сильно испортить свой голос. Он станет грубым и раздражающим.
При работе в наушниках необходимо соблюдать три правила:
Что я имею в виду?
Если Вы начнете читать в наушниках в обычном темпе (как вы всегда разговариваете), голос в наушниках превратится в эхо, - Вы перестанете его воспринимать, будете слышать себя только внутренним слухом, - а это никакого толку уже не даст. Не начинайте читать следующий слог, пока предыдущий полностью!!! не прозвучал у Вас в наушниках. И только на волне этого звука переходите к произнесению следующего слога.
Только таким образом Вы услышите весь диапазон обертонов, добавленных в Ваш голос, и сможете его воспроизвести в своей речи, постепенно доводя это умения до рефлекса.
Самый главный секрет: не читайте слова, как отдельные слова. Вот это закрутил, так закрутил. Поясняю. Допустим, у Вас есть три слова: "самый главный секрет". Когда Вы начнете читать в наушниках, у Вас не должно остаться слов "самый", "главный", "секрет". Нужно читать их как одно очень странное слово "самыйглавныйсекрет", не делая ударений, не выделяя интонацию, не делая пауз. Сааамыыйглааавныыйсееекрееет. Примерно так.
Все, кто заикается, воспроизводят звуки в зонах 1 и 2, т. е. звук рождается на конце голосового аппарата (на губах), лишенный малейшей окраски и с напряжением голосовых связок. Зоны 3 (низкая форманта (НФ)) и 4 (высокая форманта) относятся территориально к области ниже кадыка (у мужчин) и к области яремной ямочки. Я думаю Вы и сами уже догадались, что говорить нужно с использованием нижней части голосового аппарата. Элементарно? Да, конечно. Но тут тоже есть свои нюансы.
Для того, чтобы легко удерживать голос в зонах 3 и 4 без напряжения мышц и голосовых связок, необходимо научиться дышать животом. При наборе воздуха в грудную клетку у нас поднимаются плечи, напрягается подсвязочная область, и голос уходит в зоны 1 и 2. В этом случае удерживать голос в нужном нам месте удается только с помощью напряжения мышц шеи, а это уже делает наш голос грубым и некрасивым.
Шаг третий.
Вы еще помните какие характеристики голоса достигаются при наличии нужного состава обертонов в области ВФ? Правильно. Звучность, полетность, убедительность, и т. д. И все эти характеристики абсолютно невозможны без хорошей артикуляции и четкой дикции.
Специально проводились исследования. Записывались голоса дикторов и пропускались через фильтры, которые подавляли в спектре голоса полосу частот от 2000 до 3500Гц, т.е. всю зону ВФ. Далее группе слушателей предлагали прослушать и сравнить звучание голоса в неискаженном виде и звучание голоса после прогона через фильтр. Все слушатели дали заключение, что голос с удаленной ВФ звучит "глухо", "тускло". Громкость (звучность) голоса резко понижалась при той же интенсивности звука. Разборчивость слов очень сильно понижалась, становилось непонятно, что говорится. Голоса воспринимались как "старческие", "бесцветные", "больные".
Какой из этого можно сделать вывод? Без отработанной артикуляции и четкой дикции, высокая форманта в голосе на нужном уровне просто невозможна. Поэтому третий шаг и будет посвящен отработке этих жизненно необходимых навыков.
О том как формировать навыки правильного дыхания, физического освобождения голоса от всяческих зажимов, а также артикуляции и дикции, мы будем с Вами рассматривать в дальнейших публикациях.
Δ
вопросы
результаты
наше тв
карта
блог
e-mail
На главную от
Обертон
(overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.
Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд. Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной - негармоническими»
В музыке звук - это совокупность основного тона и гармонических обертонов. Любое звучащее тело может колебаться не только как целое, но и одновременно как бы «частями». Так в гитарной струне колеблется не только сердечник, но и оплетка, а еще колки, гриф и корпус. Сердечник задает основной тон, а все остальные элементы как бы добавочные звуки – обертоны. Вместе мы получаем тембр. Если струну поставить в другую гитару или поменять вид оплетки – будет тот же основной тон, но тембр уже другой.
Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.
А что же такое обертонное пение ?
Обертоны слабее основного тона, поэтому напрямую их услышать сложно. Но если вслушаться в звук голоса, например, Снатам Каур
То можно услышать, что тембр ее голоса включает в себя разные по высоте звуки. Очень ярко слышен высокий стеклянный звук. Это и есть один из обертонов. Богатый обертонами тембр, говорит либо о хороших природных данных, либо о хорошей и глубокой проработке голоса.
В обертонном пении, обертоны усиливают сознательно за счет умелого управления мышцами губ, челюсти и языка. Когда мы слушаем обертонное пение, мы слышим два или более звуков одновременно. Особенно ярко обертоны выражены в горловом пении. Так называют обертонное пение народов Сибири, Монголии, и некоторых других.
Обертонное пение – это один из лучших способов войти в глубокую медитацию. Причем как исполнителю, так и слушателям. Обертоны обладают магическим свойством очищать сознание, успокаивать ум, уравновешивать энергетическое тело. Несмотря на глубокое медитативное состояние, звук обертонов способствует сохранению полной ясности восприятия.
На наших семинарах мы прикасаемся к основам обертонного пения, делаем упражнения, которые помогают усилить и услышать наши собственные обертоны.
"Поющие обертоны"
В Мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Виктор Гюго
В этом интервью я хочу представить вам Галину Парфёнову - певицу, ведущую семинаров по обертонному пению.
Впервые, я узнала про обертоны на концерте Галины и Ольги Анисимовой в апреле 2009 года. Я не предполагала, что можно слышать что-то еще над основным звуком. Происходило это так - весь зрительный зал был единым хором, и, дружно чередуя звуки А, О, У, Ы, И – под руководством Ольги, в какой-то момент я услышала “звук над звуком” – как будто колокольчики зазвенели…это было удивительно! К новому звучанию добавлялось ощущение человеческого единения со всеми поющими. Некоторые пели с закрытыми глазами – так легче сосредоточиться и услышать обертоны.
Галина уже долгое время занимается обертонным пением, и по ее словам, обертон - "это глубинное знание о законе, по которому мы созданы..."
Галина, расскажите, пожалуйста, что такое обертон?
Я расскажу, что такое обертоны в контексте музыки и традиций, как обертонное пение связано с человеческой жизнь. Само слово обертон означает “надзвук”. Обертоны звучат всегда, в каждый момент над любым звуком - шумом, звуком музыкального инструмента. Обертоны это целый сонм призвуков. Есть еще одно слово для обозначения обертонов – “гармоники”. Благодаря “эффекту золотого сечения” - я расскажу о нем подробней далее, обертонное пение приводит в гармонию душу и тело. А главная особенность обертонного пения – то, что можно петь сразу два звука: тон и обертон.
Так как человеческий голос – тоже звук, значит, у него есть свои обертоны?
Да, тембр голоса - это ни что иное, как соединение обертонов. Мы можем не знать номеров обертонов, и не предполагать, что в это время пользуемся ими. Обертонов довольно много. Существует обертонная лестница - 16 гармоник - это то, что входит в диапазон звуков, которые мы слышим. Обертонов больше, но далее такие мелкие кратности, которые не воспринимаемы ухом человека. Но они все звучат, какие-то из них слышнее, а какие-то тише.
Профессор Морозов, который очень много занимался изучением резонансного пения, предположил, что когда нам надо сделать противный голос, в это время громкими становятся те обертоны, которые образуют диссонирующие интервалы.
Значит, обертоны связаны с внутренним состоянием напрямую?
Очень связаны. Тембр, как информацию, мы считываем почти сразу. Когда звучит голос человека, мы еще можем не понимать, какие слова в это время он говорит, но мы уже восприняли характеристики тембра. Мы уже реагируем, симпатичен нам этот голос, или нет.
Тембральный спектр зависит от многих особенностей человека - формы нёба, физического тонуса, как мы сегодня себя чувствуем. От того, как звук привык распространяться в нас; где он резонирует, а где нет - из всего этого складывается тембр.
Галина, что же такое - эффект «золотого сечения»?
Обертоны по своей природе высокочастотны. Они возникают по акустическому закону в интервалике «золотого сечения». А «золотое сечение» заключено в шагах обертонной лестницы - cначала интервалы большие - первый обертон отстоит от тона на октаву. Следующий скачок поменьше - квинта, и так далее…- потрясающее созвучие *
. Важная особенность, что это интервалы чистого строя, то есть еще пифагорейских интервалов, а не равно темперированных, в системе которых мы сейчас живем.
Все наши пропорции по «золотому сечению». В нас есть эта мера. Мы привыкли визуально реагировать на эстетические свойства через ощущение золотого сечения. А в звуках гораздо реже с этим сталкиваемся. Благодаря этому эффекту, через обертонное пение мы соединяемся с исконными, глубинными принципами мироздания.
Незнакомый мне термин “пифагорейские интервалы” - что он означает?
Пифагорейские интервалы отличаются от равнотемперированных, которые возникли в 17 веке, и были исторически обусловлены – они дали свою пользу композиторам, музыкантам. Тем не менее, равная темперация несколько укоротила естественные интервалы. В результате чего музыка перестала попадать в пропорции «золотого сечения».
Когда звучат архаичные, или пифагорейские интервалы (а это осталось в фольклоре, в средневековой музыке и в обертонном пении) - мы возвращаемся к чистой интервалике. И это отзывается в резонансе тела. Бывают ощущения очень неожиданные, когда люди слушают такие звуки. Некоторые испытывают чувство, будто бы на родину вернулись.
Как в Средневековье люди узнали про обертоны?
Думаю, что в Средневековье никто не произносил таких слов. Но тем не менее, эффект в храме, что ангелы подпевают - слышали многие. При одноголосом пении хора создаются условия, чтобы услышать обертоны. Когда замечаешь звук над звуком, то перестаешь обращать внимание на тех, кто поет... Как будто, это уже не имеет никакого отношения к поющим.
А как обертоны стали известны у нас? Кого Вы можете назвать среди исполнителей?
К нам обертонное пение пришло не из европейских традиций, а из восточных. Новоевропейский стиль возник на основе тибетского, алтайского и тувинского горлового пения. Он вобрал в себя простые и доступные способы проявлять обертоны, используя их в музыке и для собственного развития и здоровья.
В 70-е годы в Америке и Европе начали возникать гармонические хоры. Из потрясающих исполнителей в Америке можно назвать Дэвида Хайкса.
В это же время гармоники стали применять в музыке. Один из первых, кто стал использовать обертоны в своих произведениях – немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен. Параллельно с деятельностью Дэвида Хайкса появилась книга Джонатана Голдмена "Целительные звуки". Это одна из основных книг, где можно почерпнуть информацию об обертонах.
Сейчас в разных областях музыки начинают вспоминать про чистый строй. Например, Егор Даниилович Резников - профессор парижской консерватории, русский по происхождению, ведет в московской консерватории осенью и весной курсы под названием “Пение в чистом строе”. На его занятиях можно услышать естественное, спокойное, тихое пение на примерах древних антифонов. Как григорианские песнопения, так и знаменный распев. Нам близки исследования Егора Даниловича.
В одной из статей (в тексте с форума) Дэвида Хайкса, есть очень интересная и правильная мысль. О том, что обертоны эта та область, где нет границ. Нет русских, американских, украинских обертонов… Тут рекордов не поставишь. Это звучание для единения. Для того чтобы понять звук, как волну, как вибрацию… Обертонное пение – это тонкое явление, соединяющее людей.
Галина, а как Вы начали заниматься обертонным пением?
Пришло время, чтобы этому явлению стать явным. Я оказалась на семинаре Роберта Нортона в Москве. Пригласила английского музыканта на семинар в Петербург, где приобрела друзей и союзников. Например, семинары мы ведем совместно с Ольгой Анисимовой. Мне стало понятно, что есть еще одно музыкальное измерение. И с его помощью можно слышать гораздо больше. И постепенно, так с моим слухом и произошло. Например, на тех же самых, давно известных нам дисках – которые слушали раньше не раз, сейчас мы стали слышать и обертоны.
Надо ли человеку обращать внимание на звук, и на обертоны, как особое явление? Большинство информации мы воспринимаем визуально, таков тип культуры, в которой мы живем. Мы делаем на семинарах некоторые задания с закрытыми глазами. Главным каналом восприятия становится слух. И происходят открытия - об ощущении себя в пространстве, о страхе и радости. Аудиальное восприятие дает дополнительные источники жизненной энергии.
Человеку необходимо петь?
Это глубинная потребность. А в образе жизни современного человека, подчас, поешь, только пока моешь посуду...
Я пою, но не слышу обертонов, почему?
Потому что внимание еще не устремлено туда.
Важно расслабление и понимание того, что обертоны есть.
Важна практика, а потом слышишь обертоны и в каплях воды, в звуке трамвая, в шуме пылесоса и дрели. И они красивые, конечно, если децибелы не зашкаливают.
Обертонное пение проявляет один из обертонов. При переходе с одного обертона на другой, ухо начинает слышать этот скачок, и регистрирует, что там есть какой-то “свист”. Нужен частотный сдвиг. А он происходит, когда мы переходим от одного гласного звука к другому. Потом начинаешь понимать и стеклянность переливов, и радужность звука. И то, что это определенная песня.
Я знаю, что Вы сейчас обучаете обертонному пению. Как и где это происходит?
Сейчас с Ольгой Анисимовой мы проводим семинары в разных городах, создаем гармонический хор "Обертония". У нас существует интересная форма концерта-релакса, который по своему эффекту подобен, очевидно, дыхательной сессии по Грофу в мягком варианте. Происходит глубинное расслабление, без какого-либо воздействия, только с помощью вибрации звука. Можно просто слушать, но скорей всего захочется петь самому.
На наших семинарах можно научиться слышать обертоны, начать их петь самостоятельно, разбираться в этом. По дороге возникают насущные необходимости, которые касаются собственного голоса. Кто хочет научиться говорить громко, разборчиво; у кого-то нет согласования слуха и голоса. Кто-то недоволен своим голосом, и не может его принять, находится в затруднительной ситуации. С этим со всем можно работать. На семинарах происходят изменения.
Голос - явление физиологическое и психологическое. Поэтому мы можем дать сильную мотивировку и способы, что делать в конкретной ситуации, а дальше зависит от личных мотивов развивать свой голос. Необходимо время, чтобы мышечный аппарат заработал по-новому. Обычно это не меньше 3 месяцев усердных занятий. Но главное - регулярность, а не количество часов.
Какова основная цель Ваших семинаров?
Главное, что удается создать такие условия на занятиях, когда человек переживает ощущение резонанса и гармонии в себе. Основная цель семинаров - услышать обертонность мира, встретиться со своим резонансом. Со своим голосом. Когда ты открываешь в себе возможность изменений, тогда они и происходят. От переживания гармонии хочется открываться дальше.
А в чем польза обертонов?
Когда мы стали вести клуб обертонного пения, все спрашивали про пользу, но как только начинали сами петь и слышать - переставали спрашивать. Но, действительно, обертонное пение подпитывает кору головного мозга. У нас, жителей мегаполиса есть огромная жажда высоких частот, о которой мы не знаем. Птички, скрипки - это все, что восполняет жажду. Плюс обертоны, которые можно петь самим.
Связи между клетками восстанавливаются с помощью восприятия высокочастотных звуков. Мы замечаем, как меняется и мера восприятия, и иммунитет, как расширяется аудиальный диапазон у нас и наших учеников.
Немецкий киматик (“kyma” – греч. – волна) Александр Лаутервассер, изучающий воздействия звуковых частот на воду, научился фотографировать поверхность воды, которой дается какой-либо тон (будь то шум, музыка Баха, звук ручья). Выясняется, что на воде образуются в это время потрясающие изображения, которые похожи на многие природные формы. А как танцует вода в нас, когда мы поем или слушаем музыку!
…Галина рассказала мне еще многое об обертонах. Но интервью не может вместить всю информацию. Поэтому я приглашаю вас, дорогие читатели, познакомиться с этим необычным пением, придя на концерт, или приняв участие в семинаре. Начать знакомство с обертоном вы можете, послушав композиции на сайте www.oberton-piter.ru
Чудесных вам открытий!
* Галина перечисляет интервалы, которые получаются между тоном и первым обертоном. И между первым и вторым обертоном. На сайте www.oberton-piter.ru в аудиогалерее вы можете посмотреть таблицу интервалов.
.
Перепечатка только с указанием прямой ссылки на источник.
Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.
Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).
Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.
Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.
Певческие голоса
Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.
- Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
- Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
- Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.
Мужские вокальные диапазоны:
- Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
- Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
- Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.
Частотный диапазон:
- Бас – 80–350 Гц;
- Баритон – 100–400 Гц;
- Тенор – 130–500 Гц;
- Контральто – 170–780 Гц;
- Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
- Сопрано – 250–1000 Гц;
- Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.
Как расширить диапазон голоса
В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.
Основные упражнения и правила для развития вокала:
- Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
- Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
- Распевайтесь перед занятиями;
- Правильно дышите, когда поете;
- Не напрягайте гортань.
Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.
- Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
- Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
- В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
- Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
- Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.
Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.
Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи