Обеспечение свободы совести вероисповедания осужденным. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания


Теоретико-правовые проблемы реализации свободы вероисповедания осужденными к лишению свободы

А.М. РУДАКОВ - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России

В статье рассмотрен предмет одного из неоднозначных институтов, практика правоприменения которого лишь отчасти регулируется законодательными актами. Представлен анализ правового института свободы вероисповедания, его элементов. Впервые раскрывается структура предмета общественных отношений в сфере реализации свободы совести и свободы вероисповедания отличная от религиозного аспекта.

Ключевые слова: свобода совести; свобода вероисповедания; информация; осужденные.

Theoretical and legal realization problems of religion freedom

of convicted to imprisonment

A.M. RUDAKOV - Researcher of the Research Laboratory of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article examines the subject of a controversial institution, the practice of which enforcement is only partially regulated by legislation. The analysis of the legal institution of freedom of conscience and freedom of religion, its elements are represented. For the first time is revealed the structure of the object of public relations in the sphere of realization of the freedom of conscience and freedom of religion different from the religious aspect.

Key words: freedom of conscience; freedom of religion; the information is convicted.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания осужденными регламентирована Конституцией Российской Федерации (ст. 28)1, Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объе-динениях»)2, а также ст. 14 УИК РФ3, которая непосредственно регулирует общественные отношения в означенной сфере.

Исходя из научных комментариев ст. 14 УИК РФ призвана обеспечить реализацию так называемых духовных потребностей4 осужденных, организацию духовного вос-питания5 и развития6, соблюдение прав личности в сфере духовного самоопреде-ления7, при этом содержание духовности в тексте не раскрывается. По нашему убеждению, нераскрытый термин не может использоваться в полной мере, в том числе по причине возможности его субъективного толкования.

Нельзя не согласиться с С.К. Бондыре-вой8, которая усматривает существование четырех базисных (первичных) потребностей человека: в веществе, информации, безопасности, продолжении рода. Вторич-

ные потребности формируются путем проекции базисных на объекты, процессы, явления окружающего мира. Особой является потребность в информации, так как получение и усвоение новой информации важно при удовлетворении базисных потребностей. Мерой владения индивидом информацией, поступающей из собственного внутреннего мира, а также содержательным элементом этого мира, по мнению С.К. Бон-дыревой, как раз и является духовность9. Тогда возникает вопрос о том, что является предметом вероисповедания, который способствует формированию духовности субъекта при реализации рассматриваемого правового института.

Предмет регулирования, указанный в ст. 14 УИК РФ, базируется на нормах ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», взятых применительно к осужденным, и также определен частично, а именно касательно лишь организации деятельности религиозных объединений. Вместе с тем правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу вероисповедания не совпадают с деятельностью религиозных объединений: право исповедовать религию

присоединено к реализации свободы вероисповедания конструкцией «в том числе»10.

Обычно свободу вероисповедания рассматривают совместно со свободой совести как единый правовой институт и понимают под ним право исповедовать какое-либо религиозное учение или быть атеистом. В противовес такой трактовке необходимо указать, что в правоприменительной деятельности сложно определить, какие действия являются религиозными обрядами, какое обучение следует считать религиозным. Из закона следует, что религиозными являются действия представителей религиозной организации, но если некая группа не зарегистрировалась в качестве таковой и не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская, даже культурная в случае исповедания определенных культов, в том числе и деструктивных. Стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, духовное знание, как ее уже нельзя будет считать религиозной и ее деятельность не будет подлежать регулированию. Суть проблемы состоит в том, что многие религиозные организации деструктивного характера избегают регистрации для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структура-ми11. В настоящее время в соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации и ст. 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в нашей стране в статусе религиозных групп действуют более 2000 объединений только религиозного типа12. Многие из них трансформируются в общественные (некоммерческие, правозащитные и т.п.) организации. Вместе с этим сложилось множество молодежных субкультур, которые нередко перерастают в контркультуры. Такого рода объединения создаются с определенной целью или целями, которые нередко замалчиваются либо скрыты посредством создания футуроло-гических иллюзий, мифов13, искажения фактов, их субъективной оценки14. Получается, обыденное толкование нормы15 умаляет ее смысл, ввиду этого имеет место ущемление права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания либо злоупотребление данным правом.

Взяв за основу п. 3 ст. 2 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», осуществим расширительное толкование смысла статьи двумя способами: филологическим и словесным.

В целях определения предмета вероисповедания рассмотрим компоненты последнего.

Само слово «вероисповедание» происходит от двух слов: «вера» и «исповедание»16 -это признание в вере кому-либо или чему-либо, какой-либо информации, какому-либо человеку. Вера - компонент доверия, являющийся нерациональным убеждением, не нуждающимся в опытной проверке. Структура доверия содержит в себе также рациональную составляющую, предполагающую расчет на объективную информацию, и обеспечивает возможность контроля ситуации, снижения неопределенности и уязвимости в отношениях. Двухкомпонентная структура доверия обеспечивает выполнение главной функции - приближения к субъекту правоотношений без опасения стать жертвой обмана17. Развитие рациональной компоненты доверия призван обеспечить федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, вера как готовность человека принимать (исповедовать) без критического анализа информацию, воздействие от другого человека является наиболее уязвимой компонентой в межличностных отношениях18. Именно эта часть психической деятельности человека находится под защитой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Таким образом, мы перешли к следующему компоненту предмета вероисповедания - информации. Информация - результат отражения одного объекта в другом, используемый для принятия решений, их реализации19 и в конечном счете для формирования управляющих воздействий20. Информация является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Вместе с тем содержательная и ценностная сторона информации позволила объединить понятия «знание», «смысл» и «информация» в новое единое фундаментальное понятие «информационный ресурс»21.

Вопрос о степени веры потребителя такого рода информации (субъекта восприятия) субъектам, предлагающим информацию (субъектам воздействия, влияния), встает ввиду того, что в настоящее время имеется большое количество информации, оформляемой в идеи, концепции, учения, в том числе и религиозные, доктрины и иные идеологические формы22. Этому способствует п. 1 ст. 13 Конституции Российской Федерации. В.С. Малицкий справедливо универсализировал это многообразие в рамках единого

понятия «идеология», а различные формы систематизированной информации представил как типы идеологий. Так, религия, или теистический тип идеологии, отличается тем, что основным ее критерием является вера в существование сверхъестественного существа - Бога23. По меткому выражению С.Г. Кара-Мурзы, «идеология - это замена религии для современного гражданского общества»24. Иными словами, идеология, как и иные учения, концепции, есть способ систематической организации информации, направляющей и ориентирующей человека в его жизнедеятельности, предполагающей формирование чувств у субъекта восприятия или воздействие на них25.

Вместе с тем в культурной среде осуществляется направленное и ориентирующее воздействие на чувственно-эмоциональную сферу посредством интеграции на базе социальных групп, в том числе интернет-сообществ, а также на отдельные категории населения оказывается влияние, обеспечивающее функционирование механизмов интеграции26. Наравне с исторически определенным уровнем развития культуры общества (ранее сформированным на основе господствующих идеологий) могут создаваться и функционировать иные передающие среды - субкультуры27 и контркультуры -как системы норм и ценностей, которые отличают социальные группы от большинства, от господствующей культуры или же являются враждебными этой культуре (контркультура)28.

Основой выбора предмета вероисповедания у потенциального субъекта восприятия, таким образом, являются его отношение к идее (положительное - отрицательное), предложенной субъектом влияния, ее актуальность для него (принимаю -не принимаю). Актуальность выбора определяется отношением субъекта правоис-пользования к своему месту и роли в мире, своим интересам, целям. При выборе предмета вероисповедания у субъекта восприятия формируется соответствующее предмету отношение к себе как члену общества, отдельным категориям людей и обществу в целом, его прошлому (истории) и будущему, к формам организации общественных отношений и духовным и материальным объектам, также подлежащим оценке29.

Таким образом, предметом вероисповедания мы называем информационный ресурс, содержащий фундаментальную (обусловливающую возможность его выбора) и рабочую (обусловливающую возможность

его восприятия) идеи, являющиеся продуктами интеллектуального творчества как самих субъектов влияния, так и иных лиц, реализуемый в обществе субъектами влияния в соответствии со следующими целями: формирование специфических убеждений, типов мышления и в результате мировоззрения у субъектов восприятия; способствование выработке у субъектов восприятия определенных алгоритмов поведения, необходимых для субъектов влияния.

В целях же полного и всестороннего обеспечения реализации свободы вероисповедания потенциальными субъектами восприятия необходимы глубокий анализ при определении субъекта влияния, в частности источника средств финансирования деятельности последнего, выявление истинных намерений субъекта влияния (политические аспекты).

Следует заметить, что в исправительных учреждениях работа по отбору инфор-мации30 осуществляется сотрудниками следующим образом: организация воспитательных (индивидуальных, групповых, культурно-массовых) мероприятий в заданном законодательством информационном направлении; формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; повышение их образовательного и культурного уровня (п. 1 ст. 109 УИК РФ). В результате у осужденных, особенно несовершеннолетних, чей уровень восприятия в отличие от взрослых еще достаточно динамичен, складываются новые убеждения, способные вытеснить прежние, сделавшие возможным совершение преступления. Тем не менее по истечении срока отбытия наказания в виде лишения свободы они снова возвращаются в прежнюю среду, способствующую дальнейшей криминализации личности31. В силу того, что процесс социализации может быть не завершен и с большой вероятностью он проходил до осуждения и будет происходить после (ресоциализация) в условиях, отнюдь не способствующих усвоению адекватных ценностей и моделей поведения, в ситуации неконтролируемого информационного потока как со стороны окружающей социальной среды, так и из иных источников освободившийся в силу необходимости приспособления может вновь быть переориентирован в деструктивном направлении.

Таким образом, предмет вероисповедания, реализуемый в рассмотренном аспекте, позволяет расширить круг мероприя-

тий по формированию социально полезных убеждений у осужденных посредством подбора соответствующих информационных ресурсов: политического, идеологического и исторического. И самое главное, что касается несовершеннолетних осужденных: можно определить критерий подлинного взросления человека, которое наступает с момента, когда тот начинает понимать подлинную мотивацию собственных мыслей, убеждений и поступков, их происхождение -источник и природу последующей реализации свободы совести32.

В связи с этим считаем целесообразным внести следующие изменения в ст. 14 УИК РФ:

В п. 1 включить в состав правового института реализации свободы совести и свободы вероисповедания «иные убеждения», приведя эту норму в соответствие с положениями Конституции РФ («Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»);

П. 2 дополнить вторым абзацем, содержащим ограничения реализации свободы совести и свободы вероисповедания осуж-

денными («Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться требования режима и правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства»);

В п. 4 включить в состав мероприятий по реализации свободы совести и свободы вероисповедания политико-идеологическое информирование («В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой, осуществляется политико-идеологическое информирование осужденных, отражающее сложившееся в обществе политическое и идеологическое многообразие. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение, приглашает соответствующих специалистов»).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 См.: Там же.1997. № 39. Ст. 4465.

3 См.: Там же. № 2. Ст. 198.

4 См.: Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.06.2008 г №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СПС «КонсультантПлюс».

5 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Селиверстова // Там же; Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26.09.1997 г № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Там же.

6 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2010. С. 144.

7 См.: Комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. Л.А. Окуньков // СПС «КонсультантПлюс».

8 Светлана Константиновна Бондырева - кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заместитель председателя координационного совета РАО.

9 См.: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М., 2007. С. 53.

10 См.: СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

11 См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. http://lib.eparhia-saratov.ru/ books/noauthor/destruction/destruction.pdf; Последствия сектантства. http://www.anticekta.ru/

12 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. М., 2004. С. 311; Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.). http://www. sektainfo.ru/allsects%20analit.htm

1 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

2 Sm.: Tam zhe.1997. № 39. St. 4465.

3 Sm.: Tam zhe. № 2. St. 198.

4 Sm.: Kitrova E.V., Kuz"min V.A. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 10.06.2008 g. №76-FZ «Ob obshhestvennom kontrole za obespecheniem prav cheloveka v mestah prinuditel"nogo soderzhanija i o sodejstvii licam, nahodjashhimsja v mestah prinuditel"nogo soderzhanija» // SPS «Konsul"tantPljus».

5 Sm.: Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel"nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod obshh. red. V.I. Seliverstova // Tam zhe; Pjatin S.Ju. Kommentarij k Federal"nomu zakonu ot 26.09.1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah» // Tam zhe.

6 Sm.: Ugolovno-ispolnitel"noe pravo Rossii: Ucheb. / Pod red. V.I. Seliverstova. M., 2010. S. 144.

7 Sm.: Kommentarij k Konstitucii RF / Otv. red. L.A. Okun"kov // SPS «Konsul"tantPljus».

8 Svetlana Konstantinovna Bondyreva - kandidat pedagogicheskih nauk, doktor psihologicheskih nauk, professor, akademik RAO, zamestitel" predsedatelja koordinacionnogo soveta RAO.

9 Sm.: Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Duhovnost" (psihologija, sociologija, semantika). M., 2007. S. 53.

10 Sm.: SZ RF. 2009. № 4. St. 445.

11 Sm.: Novye religioznye organizacii Rossii destruktivnogo i okkul"tnogo haraktera. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/ noauthor/destruction/destruction.pdf; Posledstvija sektantstva. http://www.anticekta.ru/

12 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. M., 2004. S. 311; Itogovaja deklaracija konferencii «Totalitarnye sekty idemokraticheskoe gosudarstvo»(Novosibirsk, 9-11 nojabrja 2004 g.). http://www.sektainfo.ru/allsects%20 analit.htm

13 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский анализ: Дис. ... д-ра философ. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 104, 106, 242.

14 См.: Жукова Н.С. Государственная идеология - феномен общественного сознания // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 19.

15 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 319.

16 Исповедовать - признавать, веровать, держать что-либо твердым убеждением (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 2. С. 55).

17 См.: Девятовская И.А. Некоторые аспекты законодательной регламентации отягчающих обстоятельств, связанных с категорией «доверие» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (19). С. 14; Астанина Н.Б. Особенности доверия другим людям у несовершеннолетних правонарушителей // Психология и право. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 31.05.2013 г.).

18 См.: Сидоренков А.В., Вишневкина М.Ю. Доверие дошкольников к незнакомым взрослым. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 См.: Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Трофимова. М., 2007. С. 26.

20 См.: Философский словарь. http://www.philosophydic. ru/informaciya

21 См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов,

B.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. С. 387.

22 См.: Гричаникова И.А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2000. С. 20.

23 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 214.

24 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 См.: Малицкий В.С. Идеология: сущность, структура, исторические типы. С. 97.

26 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. С. 136-137.

27 См.: Корженко А.Л. Идеология и современные молодежные субкультуры // Мониторинг общественного мнения. 2010. Нояб.-дек. С. 31.

28 См.: Михайлова Н.В. Культурологические аспекты тендерных субкультур отечественной пенитенциарной системы: Дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2004. С. 51; Современный философский словарь / Под общ. ред. д-ра философ. наук, проф. В.Е. Кемерова. М., 2004. С. 479.

29 См.: Философский энциклопедический словарь /

C.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989. С. 366.

30 См., напр.: Указание ФСИН России от 06.05.2012 г. № 10/15/1-60 «О порядке демонстрации фильмов, использования телевидения, радиовещания, литературы, газет и журналов в организации воспитательной работы с осужденными».

31 См., напр.: Ракитская О.Н., Морозова Н.О. Отношения в семье как фактор совершения преступления насильственного характера // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 52-53.

32 См.: Израбеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М., 2012. С. 155.

13 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy: social"no-filosofskij analiz: Dis. ... d-ra filosof. nauk. Rostov n/D, 2006. S. 104, 106, 242.

14 Sm.: Zhukova N.S. Gosudarstvennaja ideologija - fenomen obshhestvennogo soznanija // Gumanitarnye i social"nye nauki. 2010. № 2. S. 19.

15 Sm.: Lazarev V.V., Lipen" S.V. Teorija gosudarstva i prava: Ucheb. dlja vuzov. M., 1998. S. 319.

16 Ispovedovat" - priznavat", verovat", derzhat" chto-libo tverdym ubezhdeniem (sm.: Dal" V. Tolkovyj slovar" zhivogo velikorusskogo jazyka: V 4 t. M., 1998. T. 2. S. 55).

17 Sm.: Devjatovskaja I.A. Nekotorye aspekty zakonodatel"noj reglamentacii otjagchajushhih obstojatel"stv, svjazannyh s kategoriej «doverie» // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 3 (19). S. 14; Astanina N.B. Osobennosti doverija drugim ljudjam u nesovershennoletnih pravonarushitelej // Psihologija i pravo. 2013. № 1. http://psyjournals.ru/psyandlaw (data obrashhenija: 31.05.2013 g.).

18 Sm.: Sidorenkov A.V., Vishnevkina M.Ju. Doverie doshkol"nikov k neznakomym vzroslym. http://www. psychological.ru/link/jurnal/issues/1901/012/012037.html

19 Sm.: Informacionnye sistemy i tehnologii v jekonomike i upravlenii: Ucheb. posobie / Pod red. prof. V.V. Trofimova. M., 2007. S. 26.

20 Sm.: Filosofskij slovar". http://www.philosophydic.ru/ informaciya

21 Sm.: Sociologija: Jenciklopedija / Sost. A.A. Gricanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel"kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshhenko. Minsk, 2003. S. 387.

22 Sm.: Grichanikova I.A. Formirovanie nravstvennyh ponjatij i ubezhdenij studentov tehnicheskogo vuza: Dis. ... kand. sociol. nauk. Belgorod, 2000. S. 20.

23 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy. S. 214.

24 Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. http://www. kara-murza.ru/books/manipul/manipul15.htm#hdr_21

25 Sm.: Malickij V.S. Ideologija: sushhnost", struktura, istoricheskie tipy. S. 97.

26 Sm.: Kriminologija: Ucheb. / Pod red. prof. N.F. Kuznecovoj, prof. V.V. Luneva. S. 136-137.

27 Sm.: Korzhenko A.L. Ideologija i sovremennye molodezhnye subkul"tury // Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2010. Nojab.-dek. S. 31.

28 Sm.: Mihajlova N.V. Kul"turologicheskie aspekty tendernyh subkul"tur otechestvennoj penitenciarnoj sistemy: Dis. ... kand. kul"turologii. Saratov, 2004. S. 51; Sovremennyj filosofskij slovar" / Pod obshh. red. d-ra filosof. nauk, prof. V.E. Kemerova. M., 2004. S. 479.

29 Sm.: Filosofskij jenciklopedicheskij slovar" / S.S. Averincev, Je.A. Arab-Ogly, L.F. Il"ichev i dr. M., 1989. S. 366.

30 Sm., napr.: Ukazanie FSIN Rossii ot 06.05.2012 g. № 10/15/1-60 «O porjadke demonstracii fil"mov, ispol"zovanija televidenija, radioveshhanija, literatury, gazet i zhurnalov v organizacii vospitatel"noj raboty s osuzhdennymi».

31 Sm., napr.: Rakitskaja O.N., Morozova N.O. Otnoshenija v sem"e kak faktor sovershenija prestuplenija nasil"stvennogo haraktera // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 1 (21). S. 52-53.

32 Sm.: Izrabekov V. Tajna russkogo slova. Zametki nerusskogo cheloveka. M., 2012. S. 155. _

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению свободы , является обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека , гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания .

В Законе Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации , на которой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных
1. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
(Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.)
5. Часть утратила силу. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.
6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Комм. Геранин В.В.

1. Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Каждому предоставляется право не только исповедовать свою религию, но и менять ее. Всеобщая декларация прав человека (ст.18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.18), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.9) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека.
2. Конституция РФ (ст.28) гарантирует каждому гражданину свободу совести и вероисповеданий, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой. Порядок реализации рассматриваемого конституционного права установлен Федеральным законом 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”. В соответствии со ст.3 Закона гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Воспрепятствование осуществлению данного права запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Гарантированность реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания обеспечивается в том числе мерами принудительного характера: уголовно-правовыми нормами (ст.136 и 138 УК РФ) и нормами законодательства об административных правонарушениях (ст.5.26 КоАП РФ).
3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане. Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч.3 ст.14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также месторасположения культового учреждения. Осужденные, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Закон (ч.2 ст.14 УИК РФ, ч.13 ст.11 ПВР ИУ) ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом недолжны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно-исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.
4. Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно-исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к, тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

- 190.00 Кб

Это связано, прежде всего, с религиозной многообразностью, исторически сложившейся на территории нашего государства. Православие, католичество, протестанство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания 13 .

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. Данная свобода [вероисповедания], таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначным является понятие свободы религии 14 .

В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» 15 .

В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».

Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека 16 .

Подводя итог первой главе, отметим, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Но пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни. 17

2.2. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания

До недавнего времени осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в местах предварительного содержания под стражей, практически были лишены права на отправление религиозных обрядов.

Действовавшее в этой сфере законодательство (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г., с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1975 г.) запрещало во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа, а также хранение предметов культа. Запреты эти распространялись и на места лишения свободы. Доступ туда служителей культа любых конфессий был также запрещен. Единственное исключение, которое было сделано, касалось умирающих или тяжелобольных. По их просьбе разрешалось отправление религиозно-культовых обрядов в местах заключения, но в особо изолированных помещениях. Однако и это "исключение" на практике не действовало, во-первых, потому что осужденные об этом праве не знали, а во-вторых, в связи с тем, что находящемуся в местах лишения свободы признать себя верующим было весьма небезопасно. Поэтому верующие скрывали свои религиозные взгляды. В места лишения свободы не попадала религиозная литература, запрещалось пользоваться и религиозной символикой (например, нательными крестиками, четками, молельными ковриками). В конце 80-х годов отношение к религии изменилось. Были сняты многие запреты и ограничения. В исправительно-трудовые колонии и тюрьмы были направлены тысячи экземпляров Библии, Корана; изменены Правила внутреннего распорядка ИТУ. Осужденным было разрешено пользоваться религиозной символикой. В колониях, тюрьмах, следственных изоляторах начали создаваться культовые комнаты, где осужденные могли отправлять религиозные обряды, встречаться со священнослужителями. 18

В 1992 году Исправительно-трудовой кодекс был дополнен статьей 8.1 "Обеспечение свободы совести осужденных". Впервые право осужденных на вероисповедание получило правовую основу. Была гарантирована свобода совести и вероисповеданий. Этим самым создана правовая база для распространения на осужденных конституционной нормы, предусмотренной ст. 28 Конституции Российской Федерации: осужденные получили возможность индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Было установлено, что лицам, отбывающим наказание в колониях-поселениях, по их просьбе выдается разрешение на посещение культовых учреждений. Такая норма необходима, так как они, как правило, находятся за пределами границ колоний-поселений. Поэтому их посещение без разрешения явилось бы нарушением режима содержания.

С другой стороны, правовой режим лица, отбывающего наказание, не позволяет выезжать в местности, находящиеся за пределами административного района дислокации колонии-поселения. Поэтому закон установил, что разрешение на посещение культовых учреждений может быть дано лишь в том случае, если учреждение находится в данном административном районе. В отдельных случаях осужденные могут воспользоваться правом, которым пользуются отбывающие наказание в учреждениях других видов. Речь идет о приглашении к осужденным по их просьбе служителей культа из близлежащих церквей, мечетей, синагог, молельных домов, костелов и т.п. 19

Учреждение должно передать просьбу осужденного в культовое учреждение независимо от того, на каком расстоянии от колонии оно находится. Однако обязанности обеспечить посещение колонии служителем культа колония не несет. Принятие или непринятие приглашения определяется только возможностями конкретного культового учреждения. Отправление религиозных обрядов, как индивидуально, так и группами осужденных, возможно и в местах лишения свободы. В колониях и следственных изоляторах происходят обряды крещения, венчания, исповеди, отпевания умерших, групповые молитвы. Некоторые из культовых действий могут происходить и без священнослужителей (например, молитва), другие - с их участием.

Служители культа могут посещать учреждения, исполняющие наказание, и следственные изоляторы не только по просьбе осужденных, но и по своей инициативе. Однако религиозные обряды могут совершаться лишь с согласия осужденных. Как правило, в таких обрядах участвуют небольшие группы осужденных - по их желанию.

Право осужденных на свободу совести принадлежит каждому из них, однако, его реализация не должна нарушать права других лиц. Например, недопустимо проводить массовые религиозные мероприятия в местах демонстрации кинофильмов, если имеются возражения других осужденных. Отправление религиозных обрядов не должно нарушать и правил внутреннего распорядка. Поэтому обряды не могут проводиться в рабочее время, они не должны нарушать нормальную работу школ, профтехучилищ и т.п. Бывая в местах лишения свободы, служители культа, естественно, не только отправляют религиозные обряды. Они проводят индивидуальные беседы с осужденными, выступают перед группами лиц. Все это не только способствует приобщению осужденных к религии, но и оказывает на них определенное воспитательное воздействие, ведь многие религиозные заповеди совпадают с правовыми запретами.

Статья 8.1 Исправительно-трудового кодекса создала правовую базу для взаимодействия учреждений, исполняющих наказания, с религиозными организациями. В большинстве колоний и следственных изоляторов начали оборудоваться молельные комнаты, в некоторых колониях построены храмы. Так, в одной из колоний Ленинградской области построена церковь, которая была освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Он же освятил и часовню в женской ИТК Ивановской области. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области за каждым исправительным учреждением закреплены священники из Александро-Невской лавры, которые постоянно ведут там работу.

В ряде республик и областей управления исправительных учреждений заключили договоры о сотрудничестве с местными епархиальными управлениями. Там также за каждым местом лишения свободы закреплены священнослужители. В ряде областей и республик священнослужители целенаправленно ведут индивидуальную работу с трудновоспитуемыми осужденными, злостными нарушителями режима. В некоторых колониях работают постоянные воскресные церковные школы, которые (по желанию) посещают осужденные. В Ивановской женской колонии религиозные обряды отправляет Свято-Введенский женский монастырь. Аналогичные связи установлены и в других регионах. 20

Во всех местах лишения свободы есть в достаточном количестве религиозная литература, доступ к которой осужденных не ограничен. Нельзя не упомянуть и о благотворительно й деятельности религиозных (общественных) учреждений, оказании ими материальной помощи осужденным в колониях - направлении продовольственных посылок, медикаментов.

Так, в Карелии создан благотворительный фонд "Добрая воля", в правление которого входят члены правительства и парламента республики, сотрудники МВД, а также лица, отбывшие наказание. Возглавляет фонд председатель Крестовоздвиженского собора. Фонд целенаправленно решает проблемы осужденных, включая их социальную адаптацию после освобождения, в частности, трудоустройство тех, кто отбыл наказание, предоставление им мест в общежитиях, оказание материальной помощи.

Оказание помощи конкретным осужденным во время отбывания наказания нередко продолжается и после освобождения. Чаще всего это проявляется в отношении тех из них, с кем поддерживалась связь во время их пребывания в местах лишения свободы, - при посещении священнослужителями колоний. Однако посильная помощь оказывается и другим освобожденным из мест лишения свободы.

Помощь колонии получают и от зарубежных религиозных конфессий - в основном через российские благотворительные организации, к примеру, через фонд "Вера, Надежда, Любовь".

Исследования показывают, что общение со священнослужителями, их проповеди, обряды, знакомство с религиозной литературой, получение материальной помощи положительно воздействует на осужденных, их нравственное здоровье и поведение. Многие становятся на путь исправления, сами принимают участие в актах благотворительности, стремятся к "избавлению от грехов" путем честного труда и законопослушания. Так, осужденные в некоторых колониях безвозмездно изготавливают игрушки, швейные изделия, собирают деньги для детских домов, лечения больных детей, восстановления храмов. Все это, тем не менее, лишь первые шаги. Впереди - огромная работа по реальному обеспечению свободы совести осужденных, их исправлению и возвращению к нормальной жизни в обществе

Таким образом, право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено статьей 28 Конституции России. Предусмотрено оно и пунктом 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с этим нормативно-правовыми актами гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе такие права есть и у осужденных.

Законодательство, касающееся осужденных, всячески поощряет реализацию права осужденного на свободу вероисповеданий.

Но здесь так же есть важное ограничение - при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Важное толкование этой нормы дал Верховный Суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации: 21

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации.

Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Согласно канонам той или иной религии обряды должны проводиться в рабочее время, либо работать в определенные дни или часы может запрещаться, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

В этом случае конституционное право на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

Краткое описание

Целью работы является изучение прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- рассмотреть правовой статус осужденных и его социально-правовое назначение;
- раскрыть понятие свободы совести и свободы вероисповедания, проанализировать право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие правового статуса осужденных и его социально-правовое назначение 5
1.1 Понятие правового положения осужденных 5
1.2 Социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание 10
Глава 2. Нормативная регламентация права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания 16
2.1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания 16
2.2. Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Осужденным гарантируются свобода совести и сво­бода вероисповедания. Они вправе исповедовать лю­бую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиоз­ные убеждения и действовать в соответствии с ними. Сущность права осужденных на свободу вероиспове­дания заключается в возможности открыто признавать и следовать избранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ). Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вместе с тем администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей, не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Она должна не допускать получения, приобретения, хранения, пользования и распространения осужденными предметов культа и ре­лигиозной литературы, ведущих к нарушени­ям правил внутреннего распорядка исправи­тельных учреждений, ущемлению прав и законных интересов указанного контингента лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест бого­служений, находящихся за пределами исправительных центров. Это разрешение является результатом реа­лизации законного интереса осужденного, оформлен­ного в виде заявления, удовлетворение которого воз­можно по постановлению начальника исправительного учреждения. Существенным условием получения раз­решения является отсутствие у осужденного наруше­ний требований внутреннего распорядка.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадле­жащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных (ч. 4 ст. 14 УИК РФ). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных об­рядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных уч­реждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоля­торах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоля­торах, а также в помещениях камерного типа, священ­нослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...