Образец заполнения журнала регистрации предрейсового контроля. Предрейсовый медицинский осмотр водителей


Особенно страшные последствия из-за плохого технического состояния транспортных средств случаются в результате старения и экономии на ремонте автомобильных парков, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками. Для обеспечения максимальной безопасности на дорогах в конце прошлого года, был принят новый нормативный документ, регламентирующий предрейсовый технический осмотр транспортных средств.

Согласно новому регламенту, специальный предрейсовый технический осмотр транспортных средств обязаны производить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на своём балансе наземные транспортные средства и использующие их для грузовых и пассажирских перевозок. Как известно, транспорт, используемый в коммерческих целях, подвержен интенсивным нагрузкам, соответственно, возрастает его физический износ и, вследствие, опасность аварийных ситуаций.

Перед выходом на линию должны проходить обязательный технический осмотр троллейбусы, трамваи, автобусы, такси, маршрутные микроавтобусы – городского, междугороднего и пригородного значения, а также все грузовые автомобили. Новое положение закона обязывает проводить дорейсовый осмотр всех транспортных средств предприятий, даже если они предназначены для личного пользования руководства.

Кто может проводить процедуру предрейсового осмотра автомобиля?

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств может проводить штатный сотрудник – механик (механик-инженер, контролёр), который прошёл аттестацию Российской Транспортной Инспекции. Организация, в штате которой нет такого работника, может сотрудничать на договорных условиях со сторонней организацией, оказывающей подобные услуги на законных основаниях.

Но при этом, специалист по осмотру ТС должен лично приезжать ежедневно на предприятие, на место стоянки проверяемого транспорта. Запрещено ездить на осмотр, его необходимо проводить с места постоянной стоянки.

Если речь идёт о работе ИП, например, с одним единственным автомобилем, на котором работает сам предприниматель, то в этом случае, ему нужно пройти курсы по предрейсовому осмотру автомобилей и получить аттестат. После чего он сможет заниматься выпуском своего транспорта самостоятельно, соблюдая букву закона.

Результаты пройдённого осмотра должны вписываться в путевой лист, который отдаётся на руки водителю и является обязательным документом в рейсе.

Контролёр технического состояния автотранспортных средств несёт личную ответственность за решение о выпуске автотранспорта на линию.

В первую очередь проверяются «жизненноважные» элементы автомашины: тормозную систему, рулевое управление, сцепление. Осматривается состояние колёс, в том числе и запасного. Особое внимание уделяется рабочему состоянию звукового сигнала, световых приборов и стеклоочистителей. Как известно, по общим правилам ПДД, запрещено осуществлять движение с неработающими вышеупомянутыми приборами.

Обязательно осматривается кнопка аварийного сигнала и состояние ремней безопасности, а если машина оборудована системой спутниковой связи и кнопкой SOS, то проверяют и их работу. Наличие огнетушителей, аптечки, знака аварийной остановки и двух противооткатных средств также проверяет механик.

Механик должен в ходе проверки убедиться, что в автотранспорт не внесены конструктивные изменения, например, самовольно поставленное газобаллонное оборудование, дополнительные сидения в салоне для пассажиров, наращённые борта у грузовиков и другое. Все планируемые изменения конструктивного характера должны быть согласованы в соответствующих органах, и только после получения разрешительной документации, установлены.

В ходе ежедневного осмотра автомобиля механик должен убедиться в том, что он находится в исправном состоянии и в ходе его движения не случатся внезапные поломки технического характера.

Порядок проведения предрейсового осмотра автомобиля

Технический осмотр транспорта перед выходом в рейс должен проходить ежедневно: или вечером в конце рабочей смены, зная, что он до завтрашнего выхода на линию не будет эксплуатироваться, или утром перед рейсом. Согласно приказу о предрейсовом осмотре и его регламенту, механик внимательно осматривает автотранспортное средство и по результатам проверки принимает решение об исправности или неисправности ТС. Если автомобиль исправен, то делается соответствующая запись в путевом листе и журнале регистрации результатов предрейсового состояния.

Журнал предрейсового технического осмотра автомобиля, образец:

Марка

Модель ТС

Гос.№ ФИО

водителя

ФИО

контролёра

Дата, Показания

одометра

Отметка о прохождении осмотра Подпись водителя Подпись контролера
1. Lada Granta К152ОМ 134 Груздев О.И. Пронов А.А. 01.05.2018 11 236 Пройдён

/не пройдён

Подпись Подпись
2.
3.

Если автомобиль признан неисправным, то он в рейс не допускается. В зависимости от поломки, ремонт осуществляется собственными силами или машина отправляется в автомастерскую до полного устранения неисправности.

Не только автотранспорт должен проходить ежедневные осмотры, такая обязанность предусмотрена и для определённой категории водителей. О читайте на нашем сайте.

Путевой лист является основным документом, удостоверяющим законное право нахождения транспортного средства на маршруте и его исправное техническое состояние. Так как результаты предрейсового осмотра ТС вписываются в него, а именно механиком заносится запись «прошёл предрейсовый контроль технического состояния». Форма путевого листа полностью совпадает с формой журнала регистрации предрейсового техосмотра (РПТО), только в путевом листе следования есть графы для заполнения медицинским работником о медицинском осмотре водителя.

Путевой лист:

  • заполняется на каждое транспортное средство отдельно, находящееся на балансе организации или ИП;
  • срок действия — от 1 дня до 1 месяца;
  • заводится по количеству водителей данного транспорта. Если он работает в 2 — 3 смены, то каждому водителю выписывается свой путевой лист;
  • синхронизируется с журналом РПТО;
  • хранится не менее 5 лет.

Можно ли выпускать автомобиль, не имеющий отметки о прохождении осмотра в путевом листе?

ЗАПРЕЩЕНО выпускать автомобиль в рейс, не имеющего отметку о прохождении дорейсового технического осмотра в путевом листе. Об этом говорится в правилах допуска автотранспортных средств к выходу на линию.

Отметку о неисправности автомобиля механик-контролёр вносит в журнал РПТО, не допускает его до работы, отправляет в ремонт. В путевой лист данные о поломке не заносятся и на время ремонта путевой лист не выписывается.

Ответственность за выезд автомобиля без отметки о предрейсовом осмотре

Лицо, проводящее техосмотр ТС перед выходом в рейс, несёт личную ответственность за принятое решение. Его фамилия, инициалы и подпись ставятся в путевом листе и журнале РПТО. Если будет доказано, что он выпустил на линию заведомо неисправный транспорт, закрыл глаза на некоторые поломки, то он будет нести личную административную ответственность в размере 3 тысяч рублей. Организация, как юридическое лицо, ответственное за предрейсовый осмотр ТС, понесёт убытки в виде штрафа в 30 тысяч рублей. А должностное лицо, ответственное за данный вид работ, будет оштрафовано на 5 тысяч рублей.

Как правило, все три административных штрафа применяются одновременно для самого юрлица, механика и должностного лица.

Заключение

Новые требования государственных структур к контролю техническому состояния ТС стопроцентно оправданы, так как созданы для того, чтобы снизить количество технически неисправного транспорта на дорогах и тем самым улучшить общее состояние безопасности дорожного движения. Коммерческий транспорт эксплуатируется нещадно, в погоне за рублём предприниматели часто пренебрегают общепринятыми правилами безопасности и экономят на ремонте своего автотранспорта. Ещё одна острая проблема перевозчиков – старение автопарков.

Цены на новые автобусы очень высокие и поэтому предприятия, занимающиеся пассажирскими перевозками, стараются выжать из старых автобусов всё, что можно, до последней копейки. Мы знаем, к каким ужасным последствиям это приводит.

Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств". Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.

Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.

Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 , чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.

Обязаны ли индивидуальные предприниматели проводить предрейсовые осмотры автомобилей?


Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.

Кто должен проводить предрейсовый осмотр?

Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?


При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности транспортных средств" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года "О правилах дорожного движения").

Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:

- исправность тормозной системы

- исправность рулевого управления

- работоспособность стеклоочистителей

- состояние колес и шин

- исправность клаксона

- работоспособность тахографа (при наличии)

- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

- исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн

- проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья

- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол

- проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов

- проверка состояния держателя запасного колеса

- проверка положения опор полуприцепов

Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:

- осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения

- проверка обзорности с места водителя

- проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида

- проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков

- проверка ремней безопасности и подголовников

- проверка работоспособности световых приборов

- проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики

- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

- проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования

Что должен или обязан сделать контролер после проведения им успешного предрейсового осмотра?


Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?


Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц - 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц - 10 000 рублей; на юридических лиц - 25 000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Когда вступает в силу новый порядок проведения предрейсовых осмотров?

Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.

Вопрос Ответ
Квалифицированный механик.
Приказом Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 .
Да, можно. У нас есть пример договора, его можно посмотреть по ссылке.
С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке.
Проверка на наличие неполадок в:
— тормозной системе;
— рулевом управлении;
— двигателе;
— приборах освещения (фары, поворотники);
— тахографе;
— звуковых сигналах;
— сцеплении;
— колесах и шинах;
— стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.
2 раза в день.
Отметка в путевом листе.
В специальном помещении.
В журнале учета предрейсовых ТО. Его образец можно посмотреть и скачать по ссылке.
Всем компаниям-перевозчикам.
Да, в размере:
— для физических лиц – 3000 руб.;
— для должностных лиц – 5000 руб.;
— для юридических лиц – 30 000 руб.

Чтобы помочь уберечь жизни и здоровье пассажиров, а также обеспечить безопасность на дорогах, правительство ввело ежедневные обязательные техосмотры автотранспорта в организациях, осуществляющих деятельность по перевозке людей или грузов. Это требование отражено в ч.6 п.1 статьи 20 Закона №196-ФЗ .

В ней говорится о том, что предприятия обязаны:

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Рекомендованный материал поможет узнать, кто может проводить осмотр автотранспорта, перечень процедур, а также, как оформить системную проверку ТС в аутсорсинг. Кроме того, здесь можно скачать типовой договор на проведение технического осмотра автомобиля и образец журнала предрейсового ТО.

Всегда ли Вы проходите предрейсовый ТО?

Предрейсовый техосмотр автомобиля механиком

Проверку автотранспорта должен проводить квалифицированный механик . С 25.12.2017 вступит в силу Приказ Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 , который регламентирует новый порядок проведения предрейсового техосмотра транспортных средств (ПТОТС). Документ содержит полный перечень процедур, которые должен провести специалист.

Если организация не имеет в штате таких специалистов, она может заключить договор на оказание этой услуги со сторонней фирмой .


Скачать образец договора на оказание услуг по предрейсовому ТО

Преимущества проверок автомобилей в аутсорсинг:

  • не нужно принимать в штат дополнительных работников;
  • в случае ДТП из-за неисправностей машины ответственность за некачественную проверку будет нести компания, оказавшая услугу, а не предприятие, которому принадлежит транспорт.

Если организация планирует осуществлять ПТОТС своими силами, она должна назначить ответственного работника приказом.


В новом порядке установлены требования к квалификации работника, которая должна соответствовать одному из абзацев п.14.3 Приказа Минтранса от 28.09.2015 №287 :

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Согласно п.14.1 Приказа от 28.09.2015 №287 помимо наличия соответствующей квалификации специалист должен знать:

  • нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
  • нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
  • технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Если на предприятии нет механиков, отвечающих этим требованиям, необходимо отправить работников на обучение в центры переподготовки.

Важно! Перед выбором образовательного учреждения нужно убедиться, что по окончании обучения оно выдает дипломы государственного образца.

Предрейсовый технический осмотр машины механиком включает в себя проверку на наличие неполадок в:

  • тормозной системе;
  • рулевом управлении;
  • двигателе;
  • приборах освещения (фары, поворотники);
  • тахографе;
  • звуковых сигналах;
  • сцеплении;
  • колесах и шинах;
  • стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.

Также проверяется состояние ремней безопасности, наличие аптечки.

Ежедневный предрейсовый технический осмотр


Ежедневный предрейсовый техосмотр транспортных средств проводится дважды в день : до выезда машины и после возвращения с рейса.

Справка! Подтверждением прохождения ПТОТС является отметка в путевом листе, она также проставляется два раза: в начале и в конце смены. Без проверки и соответствующей отметки машина не может быть выпущена на дорогу.

Если водитель ТС поменялся, оформляется еще один путевой лист, на котором также ставится отметка о прохождении ТО. Отметка включает в себя: дату и время ТО, подпись и Ф. И. О. контроллера.

Техосмотр должен проводиться в специальном помещении (боксе), которое должно быть оснащено:

  1. ямой для ТО;
  2. прибором проверки схождения;
  3. шинным манометром;
  4. прибором, определяющим рулевой люфт;
  5. прибором проверки и настройки фар;
  6. мобильной лампой;
  7. газоанализатором;
  8. слесарным инструментом.

Кроме этого помещение должно отапливаться и хорошо проветриваться и иметь комнату отдыха для контроллеров.

При проверке транспортного средства механик заполняет журнал учета прохождения предрейсовых ТО . Это обязательный документ для всех организаций. Унифицированной формы документа нет. Журнал должен включать следующие графы:

  1. информация об автотранспорте (модель, марка, номер регистрации);
  2. ФИО водителя машины;
  3. дата и время проверки;
  4. отметка о прохождении проверки;
  5. подписи водителя и проверяющего.

Справка! Организация может дополнить журнал и другими сведениями, при необходимости.

Образец журнала предрейсового ТО выглядит следующим образом:


Скачать журнал предрейсового ТО

ПТОТС должны проводить все компании-перевозчики. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ ).

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - обязательное требование для перевозчиков. Задача такого осмотра - подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году:

  • более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
  • письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 , в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.

Новое! Минтранс России выпустил Письмо от 08.04.2019 г. № Д3-531-ПГ, в котором уточнил порядок прохождения медосмотров водителями, определенный приказом 835н. В частности, напоминает о необходимости ставить штамп о прохождении осмотра в путевом листе, с указанием даты и времени, подписи и ФИО медицинского работника.

Таким образом, работодатели должны соблюдать требования приказа № 835н и учитывать их при составлении положения о медосмотрах в организации.

Новое в законодательстве

С 21 декабря 2018 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296. Рассмотрим нововведения 2019 года. Согласно новому приказу предрейсовый контроль нужно будет проводить до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль нужно будет проводить до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные осмотры у медработника. При этом предрейсовые медосмотры обязательны для всех работников за рулем. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газа или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, ведь выезд в рейс у них происходит незапланировано. А вот после возвращения из рейса врач обязательно должен осмотреть водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы могут после завершения работы врачу не показываться.

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе работодатель должен регламентировать организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор или установить необходимость найма штатного медработника.

Обратите внимание! Водители обязаны иметь при себе путевые листы. И согласно пп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» отметка о дате и точном времени предрейсового и послерейсового осмотров является обязательным реквизитом такого листа.

Кто имеет право проводить медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом N 835н. Итак, доверить проведение этой процедуры можно только:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Кроме того, если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправданно только в случае большого штата шоферов. Чаще всего организации и ИП просто заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Этот момент необходимо тщательно проверить перед заключением договора. Кстати, все расходы на эти мероприятия несет исключительно работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ .

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей должна быть указана такая информация:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.

На бумажном бланке образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей - 2019 будет выглядеть так:

На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом.

  1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
  4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

В каких случаях запрещен допуск к работе и каковы последствия этого

Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке должны быть указаны:

  • ее порядковый номер;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
  • цель направления в поликлинику;
  • предварительный диагноз;
  • объем помощи, оказанной на месте;
  • подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ . Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного повидения), заработная плата ему не начисляется.

Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отстутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ .

Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра

Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.

Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:

  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.

Многие субъекты предпринимательской деятельности используют в работе коммерческий транспорт, для управления которым нанимают водителей. Стоит отметить, что к этой особой категории работников должны предъявляться повышенные требования , так как, выезжая на городские улицы и загородные трассы, они могут нести опасность для окружающих.

Именно поэтому каждый работодатель должен обеспечить тотальный контроль за их состоянием перед каждым рейсом.

В обязательном порядке руководители коммерческих и государственных учреждений должны отслеживать следующие проблемы со здоровьем у водителей , которые не позволяют им садиться за руль коммерческого транспорта:

  • головная боль;
  • повышенное или пониженное давление;
  • высокая температура;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • боль в области сердца и т.д.

Любое из вышеперечисленных состояний может стать причиной дорожно-транспортного происшествия, которое повлечет за собой серьезные травмы (или гибель) людей и порчу имущества компании. Чтобы предотвратить печальные последствия, субъекты предпринимательской деятельности должны проводить систематические медицинские осмотры водителей и отражать их результаты в соответствующих учетных регистрах.

Регулярный предрейсовый осмотр проводится следующим образом :

По результатам проведенного осмотра медработник выносит свое заключение о возможности водителя выполнять поездку. Он делает об этом соответствующую запись в журнале или ставит штамп, оттиск которого содержит фразу «прошел предрейсовый осмотр». В том случае, когда медработник выпускает водителя в рейс, он составляет протокол, в котором отражается причина запрета управлять автотранспортным средством.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели должны придерживаться в работе регламента, предусмотренного Приказом №835н. В этом нормативно-правовом акте указывается, что все субъекты предпринимательской деятельности должны заносить результаты обследования водителей в предрейсовые журналы.

О каждом работнике, которому доверяется управление транспортным средством, должна отражаться следующая информация :

  • дата проведения осмотра и точное время;
  • дата рождения;
  • результаты осмотра;
  • медицинское заключение;
  • подпись ответственного лица;
  • подпись водителя, прошедшего осмотр.

Существует унифицированная форма данного учетного регистра, утвержденная приложением к Приказу Минздрава №555 от 09.09.1989г. Федеральное законодательство позволяет субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно разрабатывать формы журналов предрейсового контроля и фиксировать их в учетной политике.

В этом случае учетный регистр должен содержать все обязательные к заполнению графы и разделы. Также допускается ведение журнала в электронной форме, но в этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки его страниц, а визировать такой регистр следует посредством электронной цифровой подписи.

Все результаты предрейсового осмотра водителей медработник должен регулярно доносить до сведения руководства . Ежемесячно должна анализироваться ситуация, связанная с отстранением шоферов от выполнения профессиональных обязанностей.

Если со стороны водителя будут систематически допускаться такие нарушения режима, как употребление спиртных напитков, либо состояние здоровья не позволяет своевременно совершать поездку, то руководство должно принять решение о замене персонала.

Необходимость и нормативная база

Каждый субъект предпринимательской деятельности, использующий в работе коммерческий транспорт, обязан организовывать предрейсовые осмотры .

Этот порядок регламентируется статьей 213 ТК РФ, а также ФЗ №196.

В обязательном порядке в организации или индивидуальным предпринимателем заводится специальный журнал , ведение которого поручается ответственному лицу.

В этот учетный регистр записываются данные медицинских осмотров, без которых ни один водитель не имеет права управлять автотранспортным средством.

Как и кто ведет «до» и «после» рейса

Проводить осмотры водителей перед рейсами может только штатный сотрудник либо приглашенный специалист, имеющий медицинское образование. Руководитель организации может заключить договор со сторонней медицинской фирмой, которая будет предоставлять свой персонал для проведения предрейсовых осмотров. Процесс организации медицинских освидетельствований ложится «на плечи» работодателя.

При проведении медицинского осмотра специалист должен с профессиональной точки зрения оценить состояние водителя. Его задача заключается в выявлении факторов , которые могут привести к ухудшению самочувствия работника во время управления автотранспортным средством.

В обязательном порядке медработник определяет, присутствуют ли у водителя признаки алкогольного опьянения. После проведения осмотра он заполняет соответствующий журнал .

В каких случаях запрещается доступ к работе

Запрещается доступ водителю к управлению автотранспортным средством в следующих случаях :

Стоит отметить, если водитель будет выпущен в рейс без прохождения медицинского осмотра, то на виновное лицо будет составлен админпротокол, по которому придется уплатить штрафные санкции в размере:

  1. Индивидуальные предприниматели : 15000-100000руб. За повторное правонарушение штраф увеличивается до 40000 руб.
  2. Юридические лица : 110000-130000 руб. За повторное правонарушение штраф увеличивается до 200000 руб. Может на 90 суток приостанавливаться деятельность коммерческой организации.
  3. Должностные лица : 2000-20000 руб.

Структура документа

Все результаты осмотра ответственное за проведение предрейсовых осмотров лицо должно заносить в специальный журнал :

  1. Этот учетный регистр представляет собой книгу, страницы которой пронумерованы и прошиты.
  2. На последнем листе должно отмечаться количество пронумерованных листов, указывается дата, ставится подпись руководителя и печать организации. Прописывается ФИО ответственного за заполнение журнала лица.
  3. На первом листе следует указать полное название субъекта предпринимательской деятельности, пишется дата начала ведения учетного регистра.

Заполненный образец

Сроки и правила хранения

Каждый субъект предпринимательской деятельности, который ведет журнал предрейсового осмотра водителей, должен обеспечить надежное и правильное хранение закрытым учетным регистрам.

В соответствии с регламентом Федерального законодательства коммерческие организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить журналы в течение 5 лет . Только по истечении этого срока они могут уничтожить учетные регистры.

Требования к кабинету предрейсовых медосмотров водителей представлены в данном видео.

Выбор редакции
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...

Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...

Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...