Общая подведомственность. Виды судов, рассмотривающие гражданские дела


Подведомственность – отнесение спора о или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы . После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена

Во-первых, подведомственность – это пределы ведомства, а пределы ведомства – это пределы власти, а пределы власти – это компетенция. То есть подведомственность – это процессуальная компетенция государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Во-вторых, подведомственность – это свойство дела (дело подведомственно…) подлежать рассмотрению и разрешению в определенном юрисдикционном органе.

В-третьих, подведомственность – это институт ГПП, то есть совокупность норм, которые определяют, в каких судах рассматривается конкретное дело.

В-четвертых, подведомственность – это элемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – система процессуальных правоотношений. Вступить в процессуальные правоотношения – значит, найти предпосылки для вступления. Одна из предпосылок – правосубъектность. Подведомственность – аналог правосубъектности суда. Отметим, что элементами правосубъектности суда являются: (1) подведомственность, (2) подсудность, (3) личная правосубъектность состава суда (законность состава суда – ст.16 и 17 ГПК).

В-пятых, подведомственность – это рабочий механизм распределения дел между юрисдикционными органами. Куда идти? – на этот вопрос пятое определение подведомственности. Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но у нас это не так.

(i) Виды подведомственности.

Исключительная подведомственность: исключается рассмотрение дела в другом органе. Например, дела о восстановлении на работе только в суде. Дела о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей, только в суде.

Смешанная подведомственность: смешиваются элементы судебной с одной стороны и административной (или общественной) юрисдикции. Трудовые споры можно в КТС, можно в Роструд, а можно в суд по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не лишает возможности пойти в суд впоследствии.

Условная подведомственность: дело подведомственно под условием. Это условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно предъявить претензию. Например, перевозка. Ст.452 ГК: некая общая норма о расторжении договора. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

Императивная подведомственность: родная сестра условной подведомственности. Здесь тоже можно пойти в суд, но прежде чем туда пойти, нужно тоже сделать определенное действие. А разница в том, что при условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спор между собой, а при императивной подведомственности стороны должны сначала в несудебную юрисдикцию пойти. Как правило, это административная юрисдикция. В советское время возобладало правило, что сначала жалобу вышестоящему начальнику, а только потом в суд. А когда приняли КРФ (ст.46), императивная подведомственность противоречит ст.46 КРФ. Подведомственность – не научная категория (диссертация на эту тему быть не может). Это категория целесообразности, ибо не бывает плохих и хороших судов. А теперь вернулась императивная подведомственность. Например, НК РФ. В патентных спорах сначала в Роспатент надо.

Альтернативная подведомственность.

Она, в отличие от смешанной подведомственности (в смешанной - смешаны виды общественной, административной и судебной компетенции). Альтернативная тоже означает выбор, но при смешанной подведомственности выбор общественной или административной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. А вот при альтернативной подведомственности выбор одной возможности прекращает возможность обратиться в другую инстанцию. Когда можно говорить о подобной подведомственности? Ведь у нас есть абсолютное право в суд. Это означает, что альтернативная подведомственность - это выбор между судами: между общей юрисдикцией и арбитражкой.

Выбор между судами означает, что у двух судов есть юрисдикция. А такого быть не должно. Следовательно альтернативной подведомственности быть не может.

Ст.122 - судебный приказ может быть выдан по вексельному требованию. Вексельное требование бывает коммерческим (два предпринимателя) и некоммерческим (нет предпринимателя). В арбитражке нет судебного приказа. И есть Постановление Пленума 3/2 1998 года: коммерсанты по коммерческому требованию могут выбирать: за приказом в СОЮ, а с иском - в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование альтернативно подведомственно в приказном производстве общей юрисдикции, а в исковом - арбитражному суду.

Договорная подведомственность.

Она представлена возможностью передать спор на разрешение третейского суда. Об этом мы читаем в статье 3 ГПК (часть 3): спор из гражданских правоотношений может быть передан на рассмотрение третейского суда. Продолжение этой мысли - в ст.222: заявление остается без рассмотрения, если имеется соглашение между сторон о передаче спора в третейский суд, и от ответчика поступило заявление о наличии такого соглашения.

А возможны ли споры о подведомственности? ст.33 ч.4 - споры о подведомственности формально не запрещены. Однако по-хорошему споры такие запрещены. А на практике у нас такое часто. Вот споры по подсудности точно не могут существовать.

Постепенно практика (в первую очередь ВАС) склонилась к тому, что если СОЮ прекратил производство по делу, то арбитражный суд обязан принять дело к производству, даже если он видит, что общий суд ошибся.

Сейчас также становиться и в СОЮ: если арбитражка прекратила производство по делу, то СОЮ должен принять дело.

Это всё по смыслу конституции.

Теперь к ст.22 ГПК. Правило подведомственности: судам общей юрисдикции подведомственно все, что не подведомственно другим суда. Тут подведомственность по остаточному принципу. Поэтому в ГПК особо регулировать-то и нечего. Акцент о подведомственности уходит в кодексы, посвященные специальной юрисдикции (там, где КС, Уставные суды, там, где арбитражные суды - там компетенция исчерпывающим образом описывается).

И вот, законодатель сначала пытается что-то здесь перечислять. Само правило подведомственности - в ч.3 ст.22 (если нет компетенции арбитражного суда, то СОЮ). Правда, в ч.3 ст.22 не сказано про конституционную юрисдикцию (в т.ч. с уставными судами). Это дефект, конечно.

На этом, обсуждение вопросов о подведомственности и заканчивается. Дальше нужно посмотреть на то, что в других ФЗ сказано.

Вот, посмотрим в АПК. В ст.27 АПК закреплено два классических критерия подведомственности дел арбитражному суду: субъектный состав и характер спора.

Спор должен быть экономическим, но что такое "экономический" - непонятно. Понятие предпринимательской деятельности у нас есть, а вот "экономической" нет. Что такое иная экономическая деятельности? Адвокатская деятельность - не предпринимательская деятельность (ст.1 закона об адвокатуре), а экономическая ли она? А деятельность по собиранию доходов бюджета в финансовом праве? Ну, главное слово российского законодателя - это "иная".

А еще есть субъектный критерий: организации (коммерческие и некоммерческие), ИП, и в случаях, предусмотренных законом, публично-правовые образования, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане.

В ст.28 - дела из гражданских правоотношений. И больше ничего не сказано, нет перечня. То есть любое дело из гражданских правоотношений, где участвуют указанные выше субъекты.

А в ст.29 - дела из административных правоотношений. Там перечень. Он открытый или закрытый? Закрытый. Потому что перечни открыты или закрыты не в статьях, а в законах. "Другие дела, отнесенные к компетенции арбитражки в случаях, предусмотренных федеральными законами". То есть перечень всегда исчерпывающий.

Дальше, ст.30 АПК - особое производство. А ст.33 АПК - специальная подведомственность (это термин, который заменяет в арбитражной процессе термин "исключительная подведомственность" - дела, который подведомственны только в арбитражных судах).

Например, дела о банкротстве (торговая и неторговая несостоятельность). Неторговая - это несостоятельность простых граждан, но этого пока еще нет. Еще, например, корпоративные споры (ст.225.1 АПК).

В чем состоит специальность указанной подведомственности? Ч.2 ст.33 - указанные дела рассматриваются в арбитражных судах независимо от субъектного критерия. Если ст.27 говорит о двух критериях (субъект и экономические споры), то дела специальной подведомственности требуют лишь наличие экономического спора, где могут участвовать и простые граждане.

Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственно всё, кроме компетенции КС, арбитражных судов (ст.27, 28, 29, 33, 225.1 АПК).

Здесь надо было поставить точку.

Но регулирование у нас настолько отвратительно, что понять об этом невозможно.

Например, 31 декабря, две машины благотворительных организаций столкнулись. Деликт. СОЮ или арбитражные суды. По субъекту - организации, юридические лица, хотя и некоммерческие. А спор экономический? А черт знает. На практике, рассматривают в арбитражке, но деликты вообще не бывают экономическими (экономическая деятельность по причинению вреда:)). Практика смотрит: если субъектный состав есть, то арбитражка.

Другой пример: один ИП арендовал у другого ИП кафе для банкета. Потом он предъявил к ней иск о признании сделки недействительной по мотиву обмана. Спрашивается: банкет он заказывал как предприниматель или как простой гражданин. Арбитражка прекратила производство по делу, посылали их в СОЮ. А Президиум ВАС сказал: не факт, что он это делал в качестве простого гражданина. Поэтому дело арбитражному суду подведомственно. Конечно, почему бы человеку не нажраться в качестве индивидуального предпринимателя.

Третий пример: гражданка Филипас заключила договор долевого участия в строительстве. Дом не построили. Она расторгла договор, ей стали должны деньги. И она это требование уступило юридическому лицу. Цессионарий будет предъявлять иск к застройщику в арбитражный суд или в СОЮ. Субъекты - два юридических лица, но требование возникло из договора долевого участия в строительстве, который является потребительским. Президиум ВАС сказал: цель, которую преследовала Филипас, когда заключала договор, не перешла в правоотношения между новыми субъектами. Поэтому у новых субъектов уже другая цель, а та цель никуда не перешла. Возникает вопрос: что такое цель в правоотношениях? Не говоря уже о том, может ли цель переходить и ходить. Дело все в том, что при цессии никаких новых правоотношений не возникает, просто меняется субъектный состав. Поэтому переход цели в правоотношение между цессионарием и застройщиком невозможен, ибо к ним перешло само правоотношение. В итоге, ВАС сказал, что спор подведомственен арбитражному суду, хотя предыдущие суды отказывали в производстве по этому делу.

Вот, теперь видно, что у нас просто идиотизм.

Или иски от ТСЖ. Когда ТСЖ заключает договоры на поставку воды, газа и т.д., а потом не платит по этим договорам, то тут можно согласиться, что споры подведомственны арбитражным судам: два юрлица, и деятельность вроде бы экономическая.

Но вот товарищество собственников жилья решается защитить общую долевую собственность (истребование чердака из чужого незаконного владения у юрлица). Тут ТСЖ виндицирует у юрлица в СОЮ или в арбитражных судах? Собственность тут у нас точно создана не для предпринимательской деятельности, а для обслуживающей дом деятельности, т.е. для потребительской деятельности. По практике у нас - арбитражный суд, но это далеко не очевидно.

Ст.33 АПК говорит в п.3 - дела по спорам о государственной регистрации юрлиц. Какие юридические лица? Ст.33 исключает субъектный состав как критерий подведомственности. Есть ППВАС от 9.12.2002 №11 и ППВС №2 от 20.01.2003. ВАС, пытаясь объяснить п.3 ст.33, говорит: сюда не попадают политические партии, религиозные объединения, общественные объединения, ибо они точно не предпринимательские. Тут, говорит ВАС, нужен СОЮ. Но есть некоммерческие организации, но которые немножко коммерческие (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, адвокатское бюро). Куда обжаловать отказ в регистрации таких организаций? Президиум сказал, что отказ в регистрации адвокатского бюро - это СОЮ, но налоговые споры адвокатского бюро с налоговыми инспекциями - это арбитражные суды. Арбитражным судам все-таки подлежат к их компетенции споры об отказе в регистрации тех некоммерческих организаций, которые хотя и не преследуют цель извлечения прибыли, но все-таки ею занимаются, - говорит ВАС.

Это все к тому, что регулирование подведомственности превращено в полное безобразие. А урегулировано оно должно быть так просто, так тупо, чтобы сразу было понятно.

Заключительный пример: корпоративный спор. Иск о признании права собственности на акции, если спорят два граждинина. Шварц говорит: в СОЮ, конечно. А СОЮ отказал в принятии иска. Шварц пишет частную жалобу. А там есть разъяснение ВС РФ: спор о праве собственности на акции - это обычный спор о праве собственности. Городской суд опять отказал. Оказывается, вышло разъяснение ВАС, где он сказал, что право собственности на акции - это контроль над корпорацией, а контроль над корпорацией - это арбитражный спор.

Поэтому, всё это антиконституционно, это диверсия против государства. В особенности, ст.27 АПК.

Не бывает судов плохих и хороших. Что рационального должно лежать в основе вопроса о подведомственности? Подведомственность - вопрос политики и целесообразности. Дело должно быть организовано здраво и рационально. В основе подведомственности должна лежать одна единственная мысль - специализация судов. Например, суд по интелектуальным спорам, арбитражные суды и т.д. Подведомственность - это отражение того, как мы видим специализацию.

Со специализацией происходит Бог знает что. Есть ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1-ой ГК). ИП в любой момент может сдать свидетельство в инспекцию налоговой и перестать быть предпринимателем. Спрашивается, его прошлые предпринимательские правоотношения где будут рассматриваться? Пленумы сказали, что в СОЮ, если он уже перестал быть ИП. А что, если гражданин занимается предпринимательством без регистрации. К нему применяются материальные правила о предпринимательстве. Суд сказал, что в СОЮ, хотя арбитражные суды больше шарят в предпринимательстве. Усугубим: иск предъявил ИП, а в течение производства по делу он перестал быть ИП. Тут Пленумы сказали, что продолжать надо, а не отправлять в СОЮ. Итог: чтобы подавать в арбитражку, в момент подачи дела гражданин должен быть зарегистрированным предпринимателем.

Например, предположим, ИП должен платить особенный налог. Он знает, что у него недоимка. Он пошел и прекратил быть предпринимателем. По Пленумам - в СОЮ надо идти, хотя они вообще не шарят в этих налогах для ИП. Тут специализация нарушается.

Ч.4 ст.22 - это правило преимущественной подведомственности: если несколько дел, где часть подведомственны СОЮ, а часть - арбитражке, то надо разделить. А если разделить невозможно, то в СОЮ все дела. СОЮ имеет преимущественную подведомственность.

Введение…………………………………………………………...………..3

1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел……...5

2.Родовая подсудность в гражданском процессе………………………...9

3.Территориальная подсудность в гражданском процессе…………….13

Задача ……………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….22


ВВЕДЕНИЕ

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Проблема подведомственности и подсудности гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса. В настоящее время особую значимость этому вопросу придает осуществляемая в России административная реформа и реформа судебной системы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подсудности и подведомственности гражданских дел и ее видов. Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Очень важно уметь отличать подсудность от подведомственности. Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В этом и есть отличие подсудности от подведомственности. Последняя, регулирует отнесение юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Тема, выносимая на рассмотрение, имеет некоторые общие аспекты с темой подсудности уголовных дел изучаемой в рамках курса «Уголовно-процессуальное право», а также с соответствующими темами административного права.

В правоприменительной деятельности, вопросы подведомственности и подсудности, оказывают первейшее влияние на весь ход гражданского судопроизводства, способствуют единообразному формированию практики применения законодательства, упорядочивают процедуру разрешения споров. В правоприменительной практике указанные институты определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию и применению норм процессуального права.

Основной задачей является изучение главы 3 (подведомственность и подсудность) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской федерации». При изложении материала в работе использовались новейшие нормативные акты, был проведен анализ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и иных источников.

Теоретической базой данной контрольной работы являются научные труды представителей юридической науки М.Л. Викут, И.В. Решетникова, М. К. Треушникова и другие.


1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные .

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и административные суды.

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комис­сии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды).

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых зако­ном интересов специфическими методами осуществляют исполни­тельные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат. Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные госу­дарственные, смешанные и общественные органы, которые в силу ука­зания закона имеют на это право.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государст­венно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований.

Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Подсудность - распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами - установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому, или другому суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции .

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ)

Подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы называется родовой подсудностью.

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа: одни дела подсудны по первой инстанции мировым судьям, другие - районным судам, третьи - верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов, четвертые - Верховному Суду Российской Федерации.

Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора, иногда субъектным составом материального правоотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

По родовой подсудности происходит отграничение компетенции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъектов Федерации и последних - от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.

В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды: общая территориальная подсудность, подсудность по выбору истца (альтернативная), исключительная подсудность, договорная подсудность и подсудность по связи дел.

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность является одним из юридических условий , определяющих возникновениеправа на обращение в суд .

Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Подведомственность - это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературенет. Термин«подведомственность» имеет исконнорусское происхождение и означает«подвести под ведомство» , ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы , однаков ряде случаев они помещаются ив материальных законах .Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п, 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Подведомственности существенно отличается от более широкого понятия компетенции *, которая означает совокупность правомочий суда, включающая в себя и подведомственность и подсудность дел. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

* Компетенция (лат. competentio - добиваюсь, соответствую, подхожу)- совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного, органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов.

Правом разрешать юридические дела , т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы .

Во-первых , органы государства, осуществляющие судебную власть : Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека , если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов , подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную .

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на ижди­вении может только суд.

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную , императивную , альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.

Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке (например, в пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП) заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти, местного самоуправления, должностным лицом, в суд.

Можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения , т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения . Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

3. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина (Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК).

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в конституционные (уставные) суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Важный признак подведомственности, как определение ее правил только в законе, например в ст. 22 ГПК, ст. 27-33 АПК, ст. 11 ГК, ст. 18-23, 27, 35, 41 и др. СК и т.д.

Порой даже специалистам в области юриспруденции бывает трудно разграничить между собой те или иные понятия. Это в полной мере касается подведомственности («ведомство») и подсудности («суд»). При подаче заявлений и жалоб в общие и специальные судебные органы, очень важно не ошибиться. Это позволит сохранить своё время и получить искомый результат значительно быстрее.

Определение

Подведомственность – это совокупность процессуальных норм, которые очерчивают круг дел, право на рассмотрение которых имеет тот или иной вид судебных органов. При этом подведомственность в общем смысле выступает как синоним слова «компетенция», то есть объективная возможность разрешить вопрос по существу. Ею обладают, помимо суда, различные органы: прокуратура, нотариат, администрация и т.д.

Подсудность – это более частное понятие, которое используется в гражданском, административном и уголовном праве и обозначает распределение дел при рассмотрении их судами в первой и последующей инстанциях. Отдельные аспекты данного определения понятны и неспециалисту. Так, конституционный суд не может рассмотреть уголовное дело, а хозяйственный – споры между двумя физическими лицами. На практике тонкостей куда больше, и порой найти правильное учреждение для рассмотрения заявления по существу очень сложно.

Сравнение

Подсудность может быть родовой, территориальной, исключительной, договорной, альтернативной и по связи дел. Подведомственность – исключительной, условной и альтернативной. Иными словами, при определении подведомственности необходимо знать суть правового спора, при определении подсудности – ещё и местонахождение ответчика, а также иные тонкости (возможность суда рассмотреть то или иное дело). Если нарушено правило подведомственности, то дело будет прекращено. При нарушении правил подсудности, дело передаётся надлежащему судебному органу. Передача может осуществляться и в связи с переформулированием заявленных требований.

Итак, подведомственность определяет вид суда, который будет рассматривать дело, в то время как подсудность – конкретный орган, его территориальное расположение. О подсудности стороны могут договориться, но о подведомственности – нет.

Выводы сайт

  1. Общий смысл. Понятие подведомственности может использоваться относительно различных государственных органов, понятие подсудности – только по отношению к судам.
  2. Порядок определения. Сначала определяется подведомственность, то есть процессуальная возможность рассмотрения заявления по существу, а затем – подсудность, или конкретная относимость к определённому государственному органу судебной власти.
  3. Последствия нарушения. Если нарушена подведомственность, то дело подлежит прекращению, если нарушена подсудность – то передаче в другой суд.
  4. Особенности подачи заявления. Определённые категории споров подлежат рассмотрению в судебном порядке лишь после урегулирования обоюдных претензий. Нарушение данного правила подведомственности влечёт либо отказ в принятии заявления, либо прекращение дела. Подсудность такой особенностью не обладает.
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...