Обязанности граждан российской федерации. Конституционные обязанности человека и гражданина


Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

§ 1. Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

§ 2. Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распро­страняется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не со­блюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Кон­ституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключе­ний.

Данную конституционную обязанность не следует ограничи­вать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что гра­ждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юри­дической, силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, сущест­вует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституцион­ную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

§ 3. Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Кон­ституции устанавливает, что осуществление прав и свобод челове­ка и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным наруше­нием норм как права, так и морали, это путь к конфликтам меж­ду людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закре­пляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собст­венных и чужих прав.

§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Вч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституцион­ные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны забо­титься о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди­телях. Эти обязанности граждан отражают личную ответствен­ность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные по­требности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частно­сти материальное обеспечение. Гражданское и семейное законо­дательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рас­сматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая ох­рану соответствующих им прав.

§ 5. Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного обще­го образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека яв­ляется невозможность поступления без аттестата зрелости в выс­шее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми ос­новного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

§ 6. Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не мо­жет лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отноше­ния в этой области регулируют Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использова­нии памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия феде­рального (общероссийского) значения, включающий такие объ­екты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохране­ние материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

§ 7. Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к чело­веку и гражданину, который живет в обществе и пользуется блага­ми государственной деятельности. С помощью налогов государст­во обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в ин­тересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавли­ваться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделя­ются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уп­лачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро­ки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных слу­чаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами нало­гоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с мате­риалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавли­вающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют.

§ 8. Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде зако­нодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окру­жающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природ­ным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обя­занность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы исроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при поль­зовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установле­на имущественная, административная и уголовная ответствен­ность.

§ 9. Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обя­занностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В дан­ном случае правовая обязанность соединяется с моральной кате­горией (долгом), тем самым образуя непреложный закон граж­данского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культу­ры, духовности многонационального народа России. Отечест­во - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неру­шимость границ и прочность государственности. Но защита Оте­чества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на гра­ждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миро­творческой деятельности. Федеральный закон «О порядке пре­доставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федераль­ным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федераль­ным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в воен­ное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважи­тельной причины или получивший путем обмана незаконное ос­вобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответ­ственности за уклонение от призыва. Предусматривается воз­можность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Поло­жением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих опреде­лено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в ре­дакции от 6 января 2007 г.).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочис­ленным народам, имеют право на замену военной службы аль­тернативной гражданской. Такое правило закреплено в Консти­туции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной граждан­ской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подве­домственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в ка­честве специально уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости иМинистерство обороны РФ. Те федеральные органы исполни­тельной власти, которые заинтересованы в прохождении альтер­нативной службы гражданами в подведомственных им организа­циях, представляют соответствующие предложения по видам ра­бот, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отме­тил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на дей­ствительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоот­ношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное пра­во на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго­ловного правонарушения.

Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профес­сиональной основе, повлечет существенное изменение законода­тельства о военной службе.

Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них обобщены те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т.п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счете государство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему законодательству, применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Установление указанной обязанности - это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельностью человека может сделать жизнь на Земле невозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком - дело добровольное.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России.

Обязанность защищать Отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

Конституционная обязанность – это мера должного поведения человека в обществе, входящая в правовой статус личности, в целях поддержания жизнеспособности государства и обеспечения других прав и свобод .

Виды обязанностей:

· Вытекает из конституционного статуса субъекта.

· Вытекает из взаимоотношений государства и личности (ко всем гражданам РФ).

Особенности основных конституционных обязанностей:

1. Они имеют всеобщий характер, т.е. распространены на всех лиц (граждан).

2. Они не зависят от конкретного статуса лица.

3. Эти обязанности закрепляются на высшем конституционном уровне.

4. По целевому назначению обязанности обеспечивают гарантии прав и свобод человека.

5. Они выражают наиболее важные требования ответственности личности перед обществом и государством и потому обеспечиваются мерами государственного принуждения.

Конституционные (основные) обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении баланса интересов общества, государства и других граждан .

Виды обязанностей:

1. Обязанность соблюдать Конституцию и законы (ч.2 ст.15).

2. Уважение прав и свобод других лиц (п.3 ст.17).

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

4. Обязанность заботится о детях и нетрудоспособных родителях (ст.38).

5. Обязанность обеспечивать основное общее образование (ст.43).

6. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст.44).

7. Обязанность платить налоги (ст.57).

8. Обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.58).

9. Защита Отечества (ст.59).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право России – ведущая отрасль Российского права

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права конституционное право это ведущая.. наука конституционного права.. Российской Федерации..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и предмет Конституционного права как отрасли права
Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отно


Нормы Конституционного права – это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус,

Виды норм Конституционного права
По содержанию нормы делятся на: · нормы, регулирующие основы Конституционного строя; · нормы, регулирующие права человека; · нормы, регулирующие устройств

Конституционные правоотношения
Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они п


Источники конституционного права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридиче

Понятие и предмет науки Конституционного права
Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отнош

Методология науки Конституционного права
Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.


Источники Конституционного права как науки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся:

Конституционного права
Из дореволюционных ученых, наибольший вклад в развитие науки Конституционного права внесли: · заведующий кафедрой Конституционного права Петербургского университета професс

Понятие и сущность Конституции
«Constitutio», лат. – «структура», «сложение», «установление». Первые конституции возникли в США в 1787 году и Конституция Франции в 1791 году, где впервые были приняты пра

Виды Конституции
1.По порядку установления: · октроированные (дарованные монархом); · не октроированные; 2.По порядку изменению:

Особенности Конституции как основного закона
Особенностями Конституции являются черты, отличающие Конституцию от других законов: 1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране то

Толкование Конституции
Толкование Конституции основано ч.5 ст.125 Конституции РФ. Толкование Конституции – это обязанность Конституционного Суда дать официальное разъяснение норм Констит


Особенности норм Конституции: 1. Конституционные нормы формулируют правила поведения для самых высших политических и юридических структур государства и общества. 2

Реализация Конституции
Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:

Охрана Конституции
Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конст

И государственного строя
Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производ

Конституционного строя
Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму п

Характеристика государства
В основах Конституционного строя в той или иной форме даны семь качественных характеристик Российского государства: 1. Демократическое. При

Его основные формы
Суверенитет в Конституционном праве выражается в трех формах: 1.государственный суверенитет; 2.народный суверенитет (ст.3); 3.

Органы государственной власти
Государственная власть осуществляется посредством принятия законов. Выражается в принятии актов либо в совершении каких-либо действий, имеющих государственно-обязательную силу. Субъекты, осуществля

Непосредственной демократии
Непосредственная форма демократии – это совокупность форм и средств непосредственного осуществления народом власти путем личного участия в этих формах.

Предмет и виды референдумов
Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термин

Референдумов в Российской Федерации
1.Всеобщее избирательное право (ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»). 2.Равное избирательное право (ст.5 ФЗ «Об осн

Стадии подготовки и проведения референдумов
1. Выдвижение инициативы о проведении референдума. 2. Этап сбора подписей. 3. Принятие решения о назначении референдума. 4. Стадия подготовки к проведению

Организационные действия
Этапы: · Составление списков избирателей. Новизна составления списков избирателей по новому закону: регистрация участников референдума осуществляетс

В российской федерации
Понятия «Избирательная система» и «Избирательное право». Избирательная система имеет два смысла: · В широком смысле это

Общие принципы проведения выборов
Принципы проведения выборов закреплены в статье 3 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: 1.Всеобщее из

Субъекты избирательного процесса
К субъектам, которые участвуют в избирательном процессе, относятся избиратели, избирательные объединения и блоки, избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, органы государственно

Финансирование выборов
Порядок создания избирательных фондов (ст.58). Кандидат уведомляет избирательную комиссию о создании своего фонда. Источники избирательных фондов: · собственные средства кандидата (избират

Избирательные комиссии
Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение

Статус зарегистрированных кандидатов
Статус кандидата закреплен в главе 6 ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме». В п.5 ст.40 дано понятие использование преимущества служебного

Конституционные основы
Общественное объединение – это важнейший элемент гражданского общества, созданный с целью удовлетворения интересов граждан и реализации целей общественного объединения. Ста

Общественных объединений
Основными принципами являются: 1. добровольность предполагает, что в общественные объединения вступают только по желанию участников;

Об общественных объединениях
Определяется равенство оснований ответственности субъектов, действующих в сфере этого закона. Все общественные объединения, чьи права нарушаются, имеют право обращаться в судебные о

Иные формы непосредственной демократии
1. Манифестации – это открытые проявления свободы мысли и слова, имеющие целью воздействовать на государственные органы для решения вопросов жизнедеятельности обще

В России рыночной экономики
Экономический строй – это хозяйства и собственности, который признаются господствующими в данном государстве. Конституционный институ

И гражданина в Конституциях СССР и России
Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством. Свобода – это возможность лица поступить в с

Принципы взаимоотношения личности и государства
Принципы пронизывают все права человека. Ими являются: 1.Провозглашение человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2). 2.

Гражданство как юридическая категория
Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Понятие «гражданства» как

Принципы гражданства РФ
1.Единство российского гражданства. Означает, что гражданство РФ является единым и равным по отношению ко всем гражданам независимо от субъекта РФ.

Основания и порядок приобретения гражданства
1.По рождению (ст.12). В мире существуют два принципа: крови и почвы. Россия придерживается принципа крови. 2.В результате приема

Основания и порядок прекращения гражданства
1.Выход из гражданства (по собственному волеизъявлению, ст.19). Отказ в выходе из гражданства: невыполнение обязательств, установленных федеральным законом

Свободы человека и гражданина
Гражданские (личные) права – это права, которые понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от государства. Особенности:

Политические права в России
Политические права – свободы граждан, предоставляющие им право участвовать в управлении делами государства и общества, в т.ч. формировать органы государственной власт

Права человека и гражданина
Социально-экономические права в своей основе связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределе

Понятие конституционных гарантий прав человека и их виды
Гарантия прав и свобод человека и гражданина – это средства, обеспечивающие возможность реализации указанных прав и свобод. Выделяются две групп

Человека и гражданина
1.Обязанность государства защищать права и свободы (ст.71, 72 Конституции РФ). Она выражается в том, что в компетенции любого органа выступает как обязательная его

Конституционная обязанность граждан защищать Отечество
Статья 59 Конституции состоит из двух частей: обязанность защищать Отечество и обязанность несения военной службы. К воинской обязанности в соответствии со ст.1 ФЗ «О воинской обяза

Понятие и формы государственного устройства
Федерализм – это система общественных отношений, политических отношений, политических процессов в государстве, обеспечивающих единство страны, децентрализацию государ

Принципы федеративного устройства России
Принципы построения РФ (ч.3 ст.5): 1. государственная целостность; 2. единство системы государственной власти;

Российской Федерации

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей.

Между тем, чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о принадлежащих ему правах любой ценой. А это часто влечет за собой нарушение прав других людей, совершение преступлений.

Следует также различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия человека. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.

Признаки конституционных обязанностей:

1) они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;

2) они служат реализации как личных, так и общественных интересов;

3) они имеют высшую юридическую силу.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся следующие обязанности граждан РФ:

Соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности - средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией России, включает в себя:

Родительские обязанности (ст. 38);

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

Воинскую обязанность (ст. 59).

Этот круг обязанностей адресован конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

Конституционная обязанность человека и гражданина - это установленная государством в интересах всего общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому определенный вид, меру поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Права человека неотделимы от его обязанностей (Конституция РФ, ч. 2 ст. 6), причем эти обязанности равные для всех. Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, (Конституция РФ, ч. 3 ст. 17). Во взаимоотношениях личности, общества, государства должна присутствовать взаимная ответственность, предопределяющая свободу личности и ее действий не в ущерб интересам других личностей, общества и государства.

Конституция Российской Федерации содержит специальные статьи, указывающие на обязанности каждого человека, находящегося на территории России и на своих граждан. К ним относятся статья 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы), статья 58 (обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам), ст. 59 (обязанность граждан защищать Отечество, нести военную службу).

Ряд статей Конституции содержат указания на обязанности человека и гражданина в связи с закреплением и регулированием определенных общественных отношений.

Статья 15, закрепляя отправные принципы правового регулирования всего комплекса общественных отношений, обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ и законы, что является важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, признаком правового государства.

Статья 17 устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При осуществлении лицом своих прав предполагается обязанность этого лица строго соблюдать права и свободы других, не допускать произвола и злоупотребления своими правами в ущерб интересам и правам других лиц.

Статья 38 содержит обязанности граждан в области семейных отношений. Забота о детях, их воспитание - обязанность родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Родители, не выполняющие своих родительских обязанностей, могут быть по суду ограничены или полностью лишены своих родительских прав. При отказе детей содержать своих нетрудоспособных родителей, материально их обеспечивать с них могут быть взысканы в судебном порядке алименты, а при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Статья 44, представляя каждому право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в то же время возлагает на них обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 59 Конституции РФ предусматривает обязанность гражданина России защищать Отечество. Гражданин РФ в соответствии с федеральным законом РФ «Об обороне» (ст. 12) призывается на военную службу на основе экстерриториального принципа. Реализация воинской обязанности граждан предусматривает военный учет гражданина, подготовку к военной службе, призыв на военную службу и ее прохождение, пребывание (до 60 летнего возраста) в запасе (резерве) и прохождение военного обучения, военное обучение в военное время. Обязанность граждан на всех этапах военной службы одинаковая. Невыполнение предписаний органов военного управления на любом из этих этапов влечет предусмотренную законом ответственность.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках, в том числе во внутренних войсках МВД, органах внешней разведки и контрразведки. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе, «О статусе военнослужащих», общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и другими нормативными актами.

Особенность правового регулирования военной службы во внутренних войсках МВД (как и в других специальных войсках) состоит в том, что кроме названных выше законов и других нормативных актов, их деятельность регламентируется специальным законодательством, например, Законом о внутренних войсках МВД РФ.

Военная служба гражданина в определенных случаях может быть заменена альтернативной гражданской службой (п. 3, ст. 59), связанной с выполнением обязанностей в области общеполезных работ. Это возможно в определенных случаях на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» и ряда других нормативно правовых актов по вопросам прохождения альтернативной гражданской службы.

Конституция РФ содержит также ряд специальных обязанностей должностных лиц (см. ст. ст. 18, 19, 24, 52, 53 и др.).

Граждане Российской Федерации самостоятельно осуществляют в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, т.е. с наступлением совершеннолетия. Законодательство РФ устанавливает исключения из этого правила. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ по достижении 21 года (Конституция РФ, ст. 97), а для избрания президентом необходимо достичь возраста 35 лет (ст. 81 Конституции). Трудовое совершеннолетие по трудовому законодательству наступает в 16 лет. Установлены иные возрастные критерии в гражданском и уголовном праве.

Согласно статье 62 Конституции и в соответствии с нормами международного права иностранные граждане, лица без гражданства в отношении их прав и обязанностей приравнены к гражданам России, т.е. для этих лиц установлен национальный режим. Законодательство России устанавливает исключения из этого положения. Иностранный гражданин не может нести военную службу в Вооруженных Силах России, не может избирать и быть избранным в органы власти, а также занимать определенные должности - судьи, прокурора и др.

В Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ содержится ряд правил для иностранных граждан в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности, пребывания на территории РФ.

Статья 64 Конституции РФ зафиксировала, что положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и что они не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой конституцией (ст. 135).


Похожая информация.


Введение

1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы

Введение


Актуальность. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру. Обязанности это правовые принципы, которые являются противовесом правам. Нет такого общества, в котором были бы одни лишь права. Общество всегда наполнено определенным количеством прав и обязанностей, которые между собой соотносятся ибо нельзя реализовать право без взаимной обязанности или хотя бы не препятствовать. Задача законодателя состоит в том,чтобы разделить "по справедливости" эти права и обязанности. Для меня представляет научный интерес то, каким образом Российский законодатель наполнил содержание конституционных обязанностей в нашей стране.

Цель работы – проанализировать содержание и сущность основных конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Конкретными задачами, позволяющими достигнуть цели:

1. Дать понятие конституционным обязанностям, выделить их признаки

2. Рассмотреть историю возникновения и развития конституционных обязанностей в России

3. Выделить на основе анализа Конституции обязанности человека и гражданина

4. Раскрыть содержание и нормативно-правовое регулирование конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет работы - нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие обязанности человека и гражданина, а также нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения Конституции.

Степень разработанности темы. Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.

Структуру работы составляет три параграфа, введение и заключение. Также приведен список используемой литературы.

1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации


Исходя из того, что конституционные обязанности это элемент правового статуса личности, то сначала хотелось бы охарактеризовать понятие и содержание правового статуса личности в Российской Федерации. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Теперь, что непосредственно касается конституционных обязанностей граждан. Само слово "Конституция" - латинского происхождения, от "constitutio" - установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство; избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные право и обязанности граждан. Так что же такое конституционные обязанности граждан РФ? Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер


2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации


Обязанности граждан, так же как и права, возникли и развивались вместе с возникновением государства. Можно сказать, что выполнение своих обязанностей гражданами перед Отечеством поначалу было просто долгом, а впоследствии они получили конституционное подкрепление. Обязанности перед государством граждан были в разные времена и в разные века неодинаковы. Так, например, в США, в Конституции республики Массачусетс в ч 1, именуемой "Декларация прав жителей республики Массачусетс" в ст. 2 вменяется в обязанность публичное отправление культа США. Но историю этого вопроса рассмотрим более подробно на примере развития обязанностей и прав в России, так как они неразрывно связаны друг с другом, и из одного вытекает другого, но делая все-таки упор на развитие обязанностей.

Первая конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года 10 июля 1918 года. В ней, в разделе 2 называющимся "Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" 5 главе в обязанности граждан входило трудиться и был даже провозглашен лозунг "Не трудящийся да не ест". А в целях охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции РСФСР признавала обязанностью всех граждан Республики Социалистического Отечества и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Причем право защищать Революцию предоставлялось только трудящимся на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных обязанностей военных. Постановка военной обязанности одной из главных понятна потому, что это были годы, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В стране сложилась острая обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму гражданской войны. Тогдашнему государству пришлось отбивать нападения внешних и внутренних врагов. На первое место выдвинулись военные функции государства: обороны страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Это было жестокое время, когда брат шел на брата. В стране объявлялся военный режим, причем не только в армии, но и на транспорте, военной промышленности и в снабжении продовольствием. Создался 30 ноября 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны которому, предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин. Что же касается труда, то здесь надо сказать следующее - новое государство было первым государством и это был прогресс в то время установило восьми часовой рабочий день. Это распространялось на всех и в том числе на работающих по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов, устанавливался перерыв в рабочее время для отдыха и приема пищи длиною в час. Труд ночной запрещался для женщин и для подростков до 16 лет. Нельзя было работать по найму не достигшим 14 лет. Это тоже было правильно, так как если бы не было запрета, начались бы всякие злоупотребления. Подлежал так же сокращению рабочий день в особо вредных условиях. Что же касается возведения труда в обязанность и лозунга "кто не работает тот не ест" то это не совсем правильно, так как труд не должен быть обязанностью, а он должен быть правом, ибо трудясь человек должен удовлетворять свои потребности и создавать блага для общества и государства. А труд из-под палки плохой труд, ибо человек понимает, что если он не будет трудиться и исполнять свою обязанность, то за это может наступить наказание. А лозунг "не трудящийся да не ест" вообще не понятен так как под трудом каждый понимает свое, например, как могли оценить в то время труд ученого и рабочего и военного и крестьянина. Каждый из них трудится по своему, а ведь, кого то из них могли признать нетрудовым элементом, потому, что труд его незаметен и не сразу видны результаты его труда. В целом же говоря о Конституции 1918 года можно сказать, что она носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922). Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в основном законе - Конституции СССР 1924 года. Декларация об образовании СССР, утвержденная первым съездом Советов СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то этот документ так же вошедший в текст Конституции подвергся значительным изменениям и дополнениям. По содержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на Конституцию 1918 года и последующие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, отсутствует глава о правах и обязанностях граждан, избирательные права, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное основное внимание конституция 1924 года уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза СССР и союзных республик, система высших государственных органов Союза СССР и Союзных республик. По мнению автора правильно было сделано, что права и обязанности и главы о них не были включены в Конституцию СССР 1924 года так как эта Конституция с помощью договора объединяла республики в единый союз и соответственно республиканские обязанности должны были стать общесоюзными. В 30-е годы в стране складывается аномальная противоестественная но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя - авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями. Эффективность этого строя (сталинизма) снижалась, но не сводилась на нет сталинщиной. Это были годы массовых репрессий и террора против собственного народа. И вот в этих условиях принимается решение о создании новой Конституции СССР.

В связи с этим была образована Комиссия по созданию новой Конституции во главе с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести изменения в действующую Конституцию, но потом стало ясно, что это невозможно. Поэтому комиссия сочла целесообразным подготовить проект новой Конституции, который и был опубликован 12 июня 1936 года во всех газетах страны для всенародного обсуждения. Наибольшее число предложений касались таких вопросов как определение общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса.

Немалое количество поступивших предложений касалось устройства высших органов власти СССР и их деятельности. Новая Конституция СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 года. В те годы Конституцию 1936 года называли "Сталинской" но это не совсем верно, так как над ней работали и оппозиционные по отношению к Сталину политики. Это, к примеру, Николай Бухарин. В Конституции СССР 1936 года в отличие от Конституции СССР 1924 года были закреплены не только права но и обязанности, а в предыдущей о них ничего не говорилось. Это говорит о зрелости государства. В Конституции 1936 года правам и обязанностям посвящена глава X обязанностей становится больше. Но прежде чем о них говорить хотелось бы отметить особо ст. 127 главы X, в которой говорится что "гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности". Никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. За последние десятилетия было много написано, как осуществлялась в те годы неприкосновенность личности.

Статья 130 Конституции говорила впервые об обязанности граждан СССР соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

В статье 131 говорилось, что каждый гражданин и обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица покушающиеся на общественную, социалистическую собственность являются врагами народа.

Статьи 132-133 взаимосвязаны между собой потому что в них как и конституции 1918 года говорится о воинской обязанности граждан СССР и ответственности за ее не выполнение.

Новым в этой Конституции было то, что труд перешел из обязанностей в права граждан ст. 118. Впервые говорится об обязанности соблюдать гражданами конституцию в предыдущих двух об этом не упоминалось по видимому в этом не было необходимости так как стояли перед государством другие задачи. Вообще же соблюдение конституции это необходимая обязанность так в этом проявляется уважение граждан к своему основному можно сказать центральному закону страны. Эти слова находят свое подтверждение в многочисленных работах и прошлых лет ученых-юристов. Исполнение законов об этом так же впервые говорится в Конституции 1936 года в принципе нормальная обязанность и даже нужная потому что четкое исполнение законов всеми гражданами залог нормального (здорового) общества. Поэтому законы должны отражать наиболее важные моменты в жизни общества и самое главное чтобы эти законы не противоречили конституции и были не против граждан а для граждан. Но в то время было все наоборот и законы были часто против граждан. Так, например 14 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление по которому обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. По таким делам не допускалось кассационное обжалование. Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года издал указ "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство" по нему виновные в мелких кражах подвергались тюремному заключению сроком на один год. В постановлении ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", устанавливалась уголовная ответственность с четырнадцатилетнего возрасти за следующие тяжкие преступления - это кража, убийство, насилие и увечье. К этой группе преступлений относились такие действия несовершеннолетних которые могли вызвать крушение поездов. За все остальные преступления указ президиума ВС СССР от 31 мая 1941 года устанавливает уголовную ответственность с двенадцатилетнего возраста. Многие современные юристы отмечают не гуманность этих норм.

Дисциплина труда является важной составляющей трудового процесса, так как при плохой дисциплине страдает производство и не только оно, потому что трудиться можно не только на заводе. Видимо по этому соблюдение дисциплины труда было возведено в ранг обязанностей. Важно чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, а вместе с ним и работодатели должны различать где настоящий тунеядец, пьяница, прогульщик, а где человек работающий плохо по своим личным причинам.

В Конституции 1396 года упоминается так же о том что нужно честно относиться к общественному долгу и уважать правила социалистического общежития это было нововведение этой Конституции они относились к обязанностям. Но это скорей не обязанности должны были быть, а права людей. Вообще же это должны быть категории социальные а не правовые потому что под общественным долгом каждый по своему и не всегда бывает понятно что это такое. А правила общежития должны быть вообще вне системы любой будь то социалистическая или капиталистическая система.

Появилась новая статья об обязанности граждан беречь общественную социалистическую собственность про частную же собственность ничего не говорится. Она вообще не признавалась потому что боялись что появятся богатые граждане и что они смогут свергнуть власть, а не согласных называли врагами народа и высылали в Сибирь на Колыму и т.д., это кстати тоже написано было в Конституции.

Воинская обязанность находит свое место и в Конституции 1936 года. Более подробно о ней говорится в Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года. В нем, как и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечества есть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята из ст. 133 Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения ст. 3 закона.

Воинская служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ст. 5 закона. Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте.

Льготы по семейному положению предоставлялись тем, из призываемых которые являлись единственными работниками в семье, и содержали своим трудом двух нетрудоспособных родителей - ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службу предоставлялась учащимся средней школы до ее окончания но не старше 20 лет. Военнообязанные и военнослужащие пользовались всей полнотой прав и несли все обязанности советских граждан. Новая Конституция РСФСР принятая в 1937 году была точной копией Союзной в том числе и по обязанностям да по другому и не могло быть ведь РСФСР входила в состав Союза. В целом эта Конституция отразила факт победы социализма в стане, установила Конституционный принцип равенства граждан и расширила Конституционно закрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.

Новая Конституция была нужна в связи с тем, что старая была связана с именем Сталина, но, несмотря на это, она просуществовала до 1977 года в этот год была принята новая Конституции СССР. Проект новой Конституции, опубликованный в печати в начале июня 1977 года, был вынесен на всенародное обсуждение, которое предшествовало принятию Основного Закона страны и продолжалось почти четыре месяца. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализма всенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституции широчайшие массы трудящихся, которые внесли множество предложений и дополнений к тексту документа, и затронули многие проблемы жизни и деятельности советского общества.

В обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически все взрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях трудовых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях советов, в выступлениях по радио и телевидению, в письмах в газеты и в Конституционную комиссию сказали в те дни 140 миллионов человек. Участники обсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проекта Конституции, которые были тщательно изучены Конституционной комиссией и учтены при доработке документа. Наибольшее число предложений было высказано по главе 7 проекта Конституции, она была посвящена основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР было принято 1683 предложения После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессии Верховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимся на обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей ст. 59. Эта неразрывность впервые указывается именно в этой Конституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье 67 Конституция СССР 1997, статья 67 обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важная общегосударственная социально-экономическая задача. Ведь Земля ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух - все это не только предпосылки хозяйственной деятельности человека, но и среда обитания людей. Здесь речь идет так же о здоровье людей которое, несомненно, зависит от окружающей среды и бережном хозяйственном подходе к национальному богатству страны. К тому же это вопросы и будущего. От их решения зависят в каких условиях будут жить последующие поколения. Поэтому, правильно что была введена такая обязанность. На основе этой обязанности записанной в конституции были приняты Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года. Закон СССР об охране атмосферного воздуха 1982 г., Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года. Были так же приняты кодексы земельный, лесной, водный в них предусматривалась юридическая ответственность в числе и граждан. Ответственность предусматривалась двух видов административная и, если, гражданин совершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался к уголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты; добычу зверя и птицы, охотиться на которых запрещено полностью или с применением автотранспортных средств - предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспорт, используемый для преследования добычи признавался орудием охоты и изымался у владельца без возмещения стоимости.

Новой обязанностью впервые прописанной в Конституции 1977 года было согласно статье 68 Конституция СССР ст. 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда в ней говорится, что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в ней много исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно сохраняя памятники граждане не забывают свою историю кроме того на истории вообще учиться последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением, что в период развитого социализма памятники естественной природы материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства, потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Их сохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзных республик. Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры.

Вообще же, эта Конституция содержала еще больше новых обязанностей по сравнению с предыдущими Конституциями. Это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности граждан перед государством. Кроме вышеперечисленных, были еще следующие:

Обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета Конституция СССР ст. 62. Она вытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми доступными им способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то по решению Президиума Верховного Совета СССР он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная так как оберегая интересы любого государства пусть даже и советского граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства граждане повышают и свою безопасность. Автор не согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно так как при этом могли возникнуть злоупотребления и это часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.

Обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами Социалистического общества.

История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развития и расширении круга данных обязанностей, что свидетельствовало об укреплении роли государства в жизни общества.



Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Рассмотрим подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы . Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» . Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту.. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица . Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Таким образом, в действующей Конституции закрепляются следующие виды конституционных обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности.


Заключение

обязанность конституционный гражданин дисциплина

Итак, проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие конституционные обязанности человека и гражданина, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:

1. Конституционные обязанности можно определить как установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан. Основными признаками конституционных обязанностей являются: их верховенство, базовый характер, общий вид, всеобщность по территории и кругу лиц, равноправие, постоянно действующий непрерывный характер.

2. История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развития и расширении круга данных обязанностей.

3. Конституция Российской Федерации закрепляет следующие виды конституционных обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности. Конкретную детализацию данные обязанности получают в отраслевых нормативно-правовых актах.


Список нормативно-правовых актов и литературы


1. Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1939 . - N 32.

2. Указ Президиума Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство"// СЗ. 1941. N 4. С. 15.

3. Постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних"// СЮ. 1937. N 7. С. 19-20.

4. Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года// Ведомости Верховного Совета СССР 1977 г. N 25, ст. 388.

5. Закон СССР об охране атмосферного воздуха1982 г.// СП СССР 1982, №26 ст. 173, Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года.// Свод законов РСФСР, том 4, стр. 341.

6. Положение Совета министров об охране и использовании памятников истории и культуры.// СП СССР 1982, №26 ст. 173.

8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.

10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3648.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.

12. ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"// СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519.

13. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475.

14. Постановление Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1999, N 5.

15. Постановление Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 1996, N 5.

16. А.И. Коваленко //"Основы Конституционного права Российской Федерации", М: Эксмо 2005г., ст. 56.

17. Маклаков В.В.// Конституционное право. М. 2002.Юристъ, ст. 211.

18. Герасимов А.Н."53 вопроса и ответа о Конституции РФ" Санкт-Петербург, Норма, 1994, ст. 87.

19. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм.2002. Проспект., ст. 215

20. Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 395.

21. Назаниев Ю.Д. "Конституционное право Российской Федерации", М. 1998, стр. 55.

22. Ю.Д. Казанчев. "Конституционное право Р.Ф." М. 1998, стр. 19.

23. Хрестоматия по истории государства и права стр. 244

24. История государства и права России. М., 1996 год, стр. 458.

25. Г.И. Злоказов "Документы всенародного обсуждения проекта новой Конституции СССР". М., 1984, стр. 46.

26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997, ст. 142

27. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) - "БЕК", 1994 г.

28. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...