Обязанности и права сторон соглашения.


Депутаты рассмотрели поправки к проекту закона Петербурга «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга», разработанного Жилищным комитетом. Речь идет о различных нормативных корректировках положений, касающихся возможностей для граждан арендовать по льготной цене госквартиры и выкупать квартиры старой программы коммерческого найма, которая действует со времен прежней городской администрации. Правительство утвердило законопроект на заседании в августе 2017 года, а депутаты в первом чтении рассмотрели документ 4 октября.

На первый взгляд, законопроект принят в интересах петербуржцев. По крайней мере, тех, кто когда-то вступил в программу коммерческого найма жилья. Договор, заключенный с гражданами на 5 лет, запрещал даже думать о приватизации этого жилья. Теперь городская власть предлагает им выкупить занимаемую по договору коммерческого найма квартиру на льготных условиях: однокомнатную, площадью 38 кв. м, всего за 1,9 млн руб. с рассрочкой в 5 лет. Первоначальный взнос составит около 600 000 руб. На его оплату можно использовать материнский капитал. По словам председателя Жилищного комитета Валерия Шияна, в месяц придется платить чуть больше 22 000 рублей.

О стоимости 2-х и 3-х комнатных квартир чиновник умолчал. Между тем, их также можно выкупить за 5 лет. Правда, и месячный платеж, и первоначальный взнос будут составлять куда более значительную сумму. Владельцы 2-хкомнатной квартиры уже выяснили, что за нее придется платить 33 000 руб. в месяц. Для молодых семей с 2-3 детьми сумма считается неподъемной. Ведь к ней еще надо добавить плату за коммунальные услуги, которая зимой из-за отопления может вырасти до 10 000 руб. в месяц.

Альтернативой служат наемные дома, которые и предлагает Смольный нуждающимся. Первый наемный дом на улице Еремеева город сдал в конце 2016 года. Он почти полностью заселен. Внешне дом вполне приличный. Например, 3-х комнатная квартира в таком доме — с большой и светлой кухней, огромной прихожей, двумя балконами и 9-метровой кладовкой. Если не брать во внимание низкое качество отделки и, например, такие «мелочи», как отстоящая от стен ванна на несколько сантиметров, не закрепленные краны, не подходящие к умывальнику и другие нюансы, квартира отличная. Вот только чтобы ее получить, нужно предъявить справки о месячных доходах из расчета по 50 тысяч рублей на каждого члена семьи. То есть, например, доход супругов, имеющих одного ребенка, должна быть не менее чем по 75 тысяч рублей с каждого.

Валерий Шиян объяснил установление такого порога доходов для участия в программе тем, что город страхуется от неплательщиков. Стоимость аренды квартиры у города составляет 16 000 руб. за трехкомнатную квартиру. Напомним, участники программы «жилье по коммерческому найму» за трешку платят 8600 руб. К стоимости аренды еще следует добавить стоимость коммунальных услуг. Как считают сами пользователи программы, если бы чиновники опустили нижнюю границу для участия в программе до 1 минимума, желающих поучаствовать в ней было бы значительно больше. А так приходится предлагать участникам другой программы переезжать в наемные дома на невыгодных для себя условиях. Потому что за год действия программы Смольный не смог полностью заселить 1 дом. В августе сдали второй (небольшой, на 32 квартиры), а в декабре сдают еще два дома на 295 квартир. И их нужно заселять, чтобы бюджет не нес убытков.
Проблема с закрытием программы коммерческого найма еще и в том, что ее участников сняли с очереди на улучшение жилищных условий. По сути, сейчас у них нет выбора: либо искать дополнительные доходы, чтобы переехать в наемный дом, либо выкупать квартиру. Правда, чиновники заверяют, что тем, кто уже живет в квартирах коммерческого найма, бояться нечего: договора продлят, если условия соблюдаются. На улицу людей не погонят.

Напомним, что всего по коммерческому найму с 2011 года петербуржцам сдали 1 287 квартир в Красногвардейском, Красносельском, Пушкинском, Московском, Невском и Петродворцовом районах города.

В домах по новой программе в 4 наемных домах (Кировский, Невский и Фрунзенский), в общей сложности, будет 505 квартир. Из них 180 уже заселено.



Л.Г., Петербургский формат

Найм жилья – это вид соглашения, суть которого заключается в передаче жилого помещения в пользование от одного лица (его собственника — наймодателя) другому (временному жильцу – нанимателю). В зависимости от условий, оговоренных в соответствующем договоре, и общих принципов найма он может осуществляться либо на бесплатной основе, либо на платной. В первом случае соглашение будет социального характера, а во втором – коммерческого. Именно о коммерческом найме жилья пойдет речь в представленном ниже материале. Наш ресурс в полной мере осветит его суть, общие принципы и порядок проведения.

Что мы подразумеваем под понятием договор коммерческого найма жилья? Фото № 1

Как было отмечено ранее, найм жилого помещения – это арендное , обязующее собственника передать свое жилье в пользование другому лицу, которое заключило с ним соответствующий договор. Основным отличием коммерческого найма от социального является то, что первый осуществляется на возмездной основе. Это значит, что наниматель жилья обязуется оплатить период проживания в нем по условиям, оговоренным в договоре.

Наймодателем в коммерческом найме могут выступать все личностные единицы юриспруденции на территории РФ. К таковым относятся:

  • частные лица (обычные граждане);
  • лица (организации, индивидуальные предприниматели);
  • муниципалитет (местное самоуправление конкретного субъекта или прочей территориальной единицы нашей страны);
  • непосредственно государство, представленное полномочными организациями.

По своей сути, понятие «наймодатель» определяет то лицо, которое является собственником сдающегося в найм жилья или уполномоченное в этом лицо, не являющиеся при этом собственником данного жилья. Нанимателем, в свою очередь, является то лицо, которое по договору получает конкретное жилье в найм. Как правило, таковым выступает отдельный гражданин или их группа.

Договор коммерческого найма – это тот документ, который определяет порядок найма и его сторон. Заключать данное соглашение необходимо в письменной форме, однако его нотариальное заверение необязательно. В тексте договора стороны должны указать все те требования, которые они выдвигают друг к другу и обязуются соблюдать после заключения соглашения. Стоит понимать, что все условия договора должны удовлетворять желаниям обеих сторон найма, иначе – заключать соглашение не следует.

Рассматривая конкретный случай коммерческого найма жилья более подробно, может потребоваться обращаться к разным законодательным актам. Основными из них являются следующие:

  • Кодекс РФ (определяет общий порядок найма и заключения договора);
  • Жилищный Кодекс РФ (регламентирует основные принципы найма жилья);
  • Федеральные законы и Постановления правительства РФ разного масштаба (в более глубоком разрезе рассматривают специфичные особенности найма жилья).

В том случае, если ознакомиться с законодательством РФ в полной мере не удается, желательно обратиться за помощью к профессиональному юристу. Не забывайте, что перед заключением любого соглашения необходимо досконально изучить его законодательную базу.

Нюансы процедуры коммерческого найма

Особенности сделки коммерческого найма жилья. Фото № 2

Коммерческий найм жилья – не столь сложная в юридическом плане. Осуществляя данную процедуру, достаточно придерживаться основных ее принципов и порядка проведения, которые указаны в ранее упомянутых законодательных актах. Обобщив информацию из них, можно выделить основные нюансы коммерческого найма жилого помещения. Общий их перечень таков:

  • Сдавать жилье по договору коммерческого найма имеют право только его собственник (обладающий соответствующим правом на сдаваемое ) или представитель такового (действующий по соответствующей доверенности). В том случае, если собственников сдаваемого жилья несколько, то необходимо получить согласие у них всех. В противном случае, у нанимателя могут возникнуть некоторые проблемы.
  • Объектами коммерческого жилищного найма выступают только жилые помещения, отделенные от близь лежащих строений. Таким образом, наниматель может получить в свое владение квартиру, частный дом и подобные виды жилья. Стоит отметить, что договорам коммерческого найма муниципалитет или государство имеет право сдавать только то жилье, которое находится в жилищном фонде коммерческого пользования.
  • Срок найма жилья на основе определяется двумя сторонами соответствующего соглашения. Законодательно данный срок не может превышать 5 лет. В том случае, если в договоре коммерческого найма не указан срок предоставления жилья, то он автоматически определяется равным 5 годам.
  • Плата за найм жилья и порядок ее выплаты оговаривается в договоре по согласованию между двумя его сторонами. Изменять ее размерность в одностороннем порядке не имеет право ни одна из сторон соглашения.
  • Переход права собственности на сдаваемое жилье от наймодателя другому лицу никак не влияет на договор его найма.
  • Заключать соглашение коммерческого найма жилья необходимо в простой письменной форме. Общий формат такового законодательно не закреплен и имеет свободную форму. В таком важно указать все условия предоставления жилья в найм, права и обязанности его сторон.
  • Расторжение договора возможно как в мирном, так и в судебном порядке. Инициатором данного процесса может выступать и наймодатель, и наниматель, но только в том случае, если его оппонент по сделке нарушает условия договора или же законодательство РФ относительно предмета соглашение или его самого.

Учитывать представленные нюансы крайне важно, так как именно от их соблюдения зависит то, насколько сделка коммерческого найма жилья будет удачна для обеих сторон соглашения. Помните об этом.

Обязанности и права сторон соглашения

Какие обязанности возникают у сторон при заключении сделки коммерческого найма жилья? Фото № 3

Завершая рассмотрение сегодняшней темы, не лишним будет определить базовые обязанности и права сторон договора коммерческого жилья. Стоит отметить, что все они заключаются в следующем:

  • обязательное соблюдение всех условий договора;
  • обязательное соблюдение всех законодательных норм относительно соглашения коммерческого найма.

В том случае, если представленные выше условия не соблюдаются одной из сторон, ее оппонент по сделке имеет полное право принудительно расторгнуть ранее заключенное соглашение. Для лучшего понимания сути данного вопроса ниже представлены основные и обязанности каждой стороны договора коммерческого найма.

Итак, для наймодателя к таковым относятся:

  • передача предмета договора (сдаваемого жилья) нанимателю в пользование на некоторый срок;
  • осуществление соответствующей эксплуатации строения, в котором находится сдаваемое жилье;
  • организация капитального ремонта сдаваемого жилья, если иной порядок не предусмотрен договором;
  • обеспечение проведения ремонта строения, в котором находится сдаваемое жилье, на общих началах;
  • предоставление за некоторую необходимых нанимателю коммунальных услуг.

Наниматель, в свою очередь, обязуется:

  • пользоваться полученным жильем исключительно для проживания;
  • сохранять полученное жилье в полной сохранности и в должном состоянии;
  • своевременно и в полном размере оплачивать найм жилого помещения (при необходимости – и услуги);
  • осуществлять текущий ремонт полученного жилья, если иной порядок не предусмотрен договором.

Помимо этого, наниматель имеет полное право на:

  • вселение своих близких (необязательно родственников) в полученное с согласия наймодателя;
  • осуществление поднайма жилья от своего лица с согласия наймодателя;
  • проведение переустройства или реконструкции жилого помещения с согласия наймодателя;
  • вселение своего близкого несовершеннолетнего лица в полученное жилье без согласия наймодателя.

Как видите, законодательная и юридическая суть коммерческого найма жилья не столь сложна к рассмотрению. Главное в разбора подобных правоотношений – внимательно ознакомиться с законодательством РФ и представленным выше материалом. Надеемся, статья была для вас полезна. Удачи в заключении сделок!

Подробнее о договоре коммерческого найма жилья вы можете узнать, посмотрев видео.

Что такое коммерческий найм жилья?

  1. найти собственника квартиры, который готов за определенное вознаграждение ее сдать. Искать можно по знакомым, родственникам и агенствам недвижимости. Нашли, заключили договор, въехали и живете на радость себе и другим
  2. Договор социального найма предполагает, что предоставляется жилье, которое находится в государственной собственности по утвержденным нормам площади на человека, с взиманием платы по государственным регулируемым ценам, в которых есть составляющая бюджетных средств, выделяемых в установленном законодательством порядке. Коммерческий найм производится с взиманием платы, которая не предполагает компенсаций из бюджета. Жилье, находящееся в муниципальной собственности, также может использоваться для коммерческого найма.
    Статья 11 Основ жилищной политики г. Москвы
    1. Граждане, имеющие на каждого члена семьи доход выше уровня, утвержденного Московской городской Думой, и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке, имеют право на предоставление жилого помещения в фонде коммерческого использования по договору коммерческого найма.
    Жилые помещения по договору коммерческого найма не предоставляются семьям малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов и иных граждан, которые в соответствии с федеральным законодательством должны обеспечиваться жилыми помещениями в фонде социального использования.
    2. В случае отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма они могут предоставляться по договору коммерческого найма иным лицам в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
    3. Жилое помещение по договору коммерческого найма предоставляется как с освобождением занимаемого жилого помещения, так и без его освобождения.
    Основанием для заключения договора коммерческого найма является решение органа исполнительной власти.
    4. Основанием для вселения в жилое помещение является договор коммерческого найма жилого помещения.
    5. По договору коммерческого найма город Москва либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение без ограничения нормой предоставления во временное владение и пользование для проживания в нем за договорную плату, а наниматель обязуется использовать жилое помещение для проживания, выполнять условия договора, своевременно вносить плату за наем жилого помещения.
    6. Наниматель вносит плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в полном размере.
  3. когда ты снимаешь квартиру или комнату - это и есть коммерческий найм жилья
  4. Договор коммерческого найма - соглашение, по которому наймодатель передает нанимателю жилое помещение за договорную плату, не превышающую максимального размера, установленного законодательством, во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору.
    Нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма может быть любое дееспособное физическое лицо.
  5. В зависимости от наймодателя. Коммерческий найм, это когда контрагенты по сделке юр или физ. лица исключая ОГВ и ОМСУ предоставляющие квартиры для проживания малообеспеченым гражданам на условиях социального найма.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

(в редакции постановлений Правительства ХМАО - Югры от 03.02.2012 N 49-п , от 22.03.2012 N 115-п , от 05.04.2013 N 113-п , от 30.05.2013 N 207-п , от 25.07.2014 N 275-п , от 19.12.2014 N 497-п , от 17.04.2015 N 105-п , от 23.10.2015 N 362-п , от 05.02.2016 N 20-п , от 26.02.2016 N 58-п , от 21.04.2017 N 159-п , от 17.11.2017 N 460-п)

В соответствии со и 13.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2005 года N 188-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования автономного округа по договорам найма" ;

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2006 года N 270-п "О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 19 октября 2005 года N 188-п" ;

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2007 года N 355-п "О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 19 октября 2005 года N 188-п" ;

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2010 года N 66-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2005 года N 188-п" ;

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2010 года N 179-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2005 года N 188-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования автономного округа по договорам найма" ;

пункт 1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 383-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ;

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июня 2009 года N 156-п "Об утверждении объемов жилищных фондов автономного округа и об отнесении жилых помещений к жилищным фондам автономного округа" ;

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 апреля 2011 года N 129-п "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2005 года N 188-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования автономного округа по договорам найма" .

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Приложение. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)

Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 8 июня 2011 года N 209-п

от 03.02.2012 N 49-п , от 22.03.2012 N 115-п , от 05.04.2013 N 113-п , от 30.05.2013 N 207-п , от 25.07.2014 N 275-п , от 19.12.2014 N 497-п , от 17.04.2015 N 105-п , от 23.10.2015 N 362-п , от 05.02.2016 N 20-п , от 26.02.2016 N 58-п , от 21.04.2017 N 159-п , от 17.11.2017 N 460-п)

I. Общие положения

1. В соответствии с настоящим Порядком жилые помещения жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), отнесенные в установленном порядке Правительством автономного округа к жилищному фонду коммерческого использования автономного округа (далее - жилые помещения), предоставляются:

гражданам, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, по договорам найма;

юридическим лицам, указанным в пунктах 19, 37 настоящего Порядка, по договорам аренды.

(в ред. )

2. Настоящий Порядок не распространяется на жилые помещения, находящиеся:

в хозяйственном ведении государственных предприятий автономного округа;

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

в оперативном управлении государственных учреждений автономного округа, которыми такие учреждения имеют право распоряжаться самостоятельно, за исключением жилых помещений, указанных в разделе VI настоящего Порядка.

(в ред. )

3 - 4. Утратили силу. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 23.10.2015 N 362-п .

5. Предоставление жилых помещений осуществляется Аппаратом Губернатора автономного округа (далее - Аппарат) на основании решения Жилищной комиссии Аппарата, за исключением жилых помещений, указанных в разделе VI настоящего Порядка.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 497-п , от 05.02.2016 N 20-п)

5.1. Предоставление жилых помещений в аренду негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям социального обслуживания, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание, указанным в разделе VI настоящего Порядка, осуществляется государственным учреждением, в оперативном управлении которого находятся эти жилые помещения.

(п. 5.1 введен )

II. Предоставление жилых помещений по договорам найма

6. Жилые помещения по договорам найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования автономного округа предоставляются:

а) пенсионерам по старости, на момент увольнения замещавшим государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа либо осуществлявшим трудовые отношения с органами государственной власти автономного округа, государственными учреждениями автономного округа, проработавшим в указанных органах, учреждениях непрерывно не менее пяти лет;

б) гражданам, вставшим на учет до 1 апреля 2012 года для получения жилья из жилищного фонда коммерческого использования автономного округа и состоящим на учете в едином списке, сформированном в Аппарате;

(пп. "б" в ред. )

в) гражданам, проживающим в служебных жилых помещениях жилищного фонда автономного округа на основании действующих договоров найма служебных жилых помещений (ордеров).

(пп. "в" в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 17.11.2017 N 460-п)

6.1. К гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, относятся одинокие пенсионеры по старости, а также супружеские пары из их числа, подлежащие выселению из занимаемых ими служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда автономного округа без предоставления других жилых помещений.

6.2. Жилые помещения по договорам найма предоставляются гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, в случае, если они и (или) члены их семей:

не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;

не имеют жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных на основании договора социального найма жилого помещения;

не совершали в течение десяти лет гражданско-правовые сделки, связанные с продажей, дарением или отчуждением жилых помещений иным способом;

не имеют детей или дети которых не могут обеспечить им помощь и уход в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания (проживающие за пределами населенного пункта, в котором вышеуказанные граждане занимают служебные жилые помещения).

6.3. Жилые помещения по договорам найма не предоставляются гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, при наличии в совокупности следующих условий:

граждане имеют право на получение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения из жилищного фонда автономного округа;

граждане занимают жилые помещения в населенном пункте, в котором имеются свободные жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения из жилищного фонда автономного округа.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 17.04.2015 N 105-п)

6.4. Для получения жилых помещений граждане, указанные в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, представляют в Аппарат заявления о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования автономного округа по форме, установленной Аппаратом, к которым прилагают:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

копии документов, удостоверяющих их личность и личность членов семьи;

копию пенсионного удостоверения (в том числе супруга, супруги);

копию трудовой книжки (в том числе супруга, супруги);

правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. )

документы, подтверждающие нетрудоспособность совершеннолетних детей либо отдаленность их проживания (при наличии) (справка медицинской организации, справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, справка с места жительства совершеннолетних трудоспособных детей).

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 23.10.2015 N 362-п)

6.5. Заявления подлежат регистрации в Аппарате в день их поступления и в 30-дневный срок рассматриваются на заседании Жилищной комиссии, образованной распоряжением Аппарата.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

6.6. В целях рассмотрения заявлений граждан, указанных в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, Аппарат вправе запрашивать в органах государственной власти автономного округа или учреждениях автономного округа, органах государственной власти Российской Федерации или учреждениях Российской Федерации, осуществляющих деятельность в автономном округе, органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа следующие документы:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии (отсутствии) в собственности гражданина, членов его семьи жилья, а также о совершенных гражданином, членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние десять лет;

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 21.04.2017 N 159-п)

документ о наличии (отсутствии) у гражданина, членов его семьи договоров социального найма и найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение объектами федеральной собственности;

документ о наличии (отсутствии) у гражданина, членов его семьи договоров социального найма и найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, выдаваемый органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

6.7. По результатам рассмотрения заявлений граждан, указанных в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, Жилищная комиссия Аппарата принимает одно из следующих решений:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

о предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования автономного округа;

об отказе в предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования автономного округа.

6.8. Решение об отказе в предоставлении жилого помещения принимается Жилищной комиссией Аппарата в случаях, если гражданин:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

не представил документы, предусмотренные пунктом 6.4 настоящего Порядка;

не соответствует условиям, указанным в пунктах 6.2, 6.3 настоящего Порядка;

6.9. Гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, предоставляются жилые помещения, отнесенные на момент принятия решения об их предоставлении к жилищному фонду коммерческого использования автономного округа, которые они непосредственно до достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, занимали по договорам найма служебного жилого помещения.

В случае если указанные жилые помещения превышают норму предоставления, установленную для служебных жилых помещений жилищного фонда автономного округа, с согласия граждан, указанных в подпункте "а" пункта 6 настоящего Порядка, при наличии свободных жилых помещений им могут быть предоставлены жилые помещения меньшей площади.

(п. 6 в ред. )

7 - 13. Утратили силу с 1 апреля 2012 года. - .

14. Гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются по сформированному Аппаратом списку исходя из даты постановки граждан на учет, при наличии свободных жилых помещений, за исключением случая, когда они отказались от предложенного жилого помещения. В данном случае жилое помещение предлагается следующему по списку гражданину.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п , от 30.05.2013 N 207-п , от 05.02.2016 N 20-п)

14.1. Учет граждан, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, осуществляется Аппаратом путем ведения единого списка граждан, сформированного до 1 апреля 2012 года.

(пп. 14.1 введен ; в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

15. В целях принятия решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования автономного округа гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, Аппарат в течение 15 календарных дней с момента освобождения указанного жилого помещения актуализирует следующие документы:

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 497-п , от 05.02.2016 N 20-п)

выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии (отсутствии) в собственности гражданина и членов его семьи жилья, а также о совершенных гражданином и членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние 5 лет;

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п , от 21.04.2017 N 159-п)

документ о наличии (отсутствии) у гражданина и членов его семьи договоров социального найма и найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение объектами федеральной собственности;

(в ред. )

документ о наличии (отсутствии) у гражданина и членов его семьи договоров социального найма и найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, выдаваемый органами местного самоуправления;

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п)

справку с места работы (службы).

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п)

16. Основаниями для снятия граждан, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, с учета являются:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.05.2013 N 207-п)

а) обращение гражданина с заявлением о снятии с учета;

б) утрата гражданином оснований, которые давали ему право встать на учет для предоставления жилых помещений по договорам найма;

(пп. "б" в ред. )

в) выезд гражданина на иное место жительства;

г) получение гражданами, их супругами или детьми государственной поддержки на приобретение либо строительство жилых помещений;

д) незаключение гражданином договора найма в сроки, установленные пунктом 18 настоящего Порядка.

16.1. В целях выявления оснований для снятия с учета граждан, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, Аппарат запрашивает в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления автономного округа, учреждениях (организациях), осуществляющих деятельность в автономном округе, сведения о месте жительства, месте работы.

(п. 16.1 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п ; в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

17. Решения Жилищной комиссии Аппарата о снятии граждан, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, с учета принимаются в 30-дневный срок со дня выявления обстоятельств, послуживших основанием для снятия их с учета. Уведомления о снятии граждан, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящего Порядка, с учета направляются им в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решений с указанием основания снятия с учета.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 30.05.2013 N 207-п , от 05.02.2016 N 20-п)

17.1. К гражданам, указанным в подпункте "в" пункта 6 настоящего Порядка, относятся граждане, подавшие заявление о предоставлении жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования для последующего выкупа этого жилого помещения.

При этом вышеуказанное заявление может быть подано гражданином при условии истечения пятилетнего срока с даты ввода жилого дома, в котором находится предоставляемое жилое помещение, в эксплуатацию.

(абзац введен )

(пп. 17.1 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

17.2. Жилые помещения по договорам найма предоставляются гражданам, указанным в подпункте "в" пункта 6 настоящего Порядка, в случае если они и (или) члены их семей не имеют жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных на основании договора социального найма жилого помещения, в населенном пункте, в котором предоставлено служебное жилое помещение.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 497-п , от 17.04.2015 N 105-п)

17.3. Для получения жилых помещений граждане, указанные в подпункте "в" пункта 6 настоящего Порядка, представляют в Аппарат заявления о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования автономного округа с указанием об их выкупе по форме, установленной Аппаратом, к которому прилагают:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

копии документов, удостоверяющих их личность и личность членов семьей;

правоустанавливающие документы на имеющиеся у граждан объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости в населенном пункте по месту предоставления служебного жилого помещения.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 21.04.2017 N 159-п)

(пп. 17.3 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

17.4. Заявления подлежат регистрации в Аппарате в день их поступления и в тридцатидневный срок рассматриваются на заседании Жилищной комиссии Аппарата.

(пп. 17.4 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п ; в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

17.5. В целях рассмотрения заявлений граждан, указанных в подпункте "в" пункта 6 настоящего Порядка, Аппарат вправе запрашивать в органах государственной власти автономного округа или учреждениях автономного округа, органах государственной власти Российской Федерации или учреждениях Российской Федерации, осуществляющих деятельность в автономном округе, органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа следующие документы:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

выписку из Единого государственного реестре недвижимости о наличии (отсутствии) в собственности гражданина, членов его семьи жилого помещения в населенном пункте по месту предоставления служебного жилого помещения;

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 21.04.2017 N 159-п)

документ о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи договоров социального найма и найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации на территории автономного округа, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение объектами федеральной собственности;

документ о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи договоров социального найма и найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории автономного округа, выдаваемый органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

копию правоустанавливающего документа на занимаемое служебное жилое помещение, предоставленного государственным учреждением автономного округа.

(пп. 17.5 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

17.6. По результатам рассмотрения заявлений граждан, указанных в подпункте "в" пункта 6 настоящего Порядка, Жилищная комиссия Аппарата принимает одно из следующих решений:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

о предоставлении жилого помещения после отнесения его к жилищному фонду коммерческого использования автономного округа для последующего выкупа этого жилого помещения;

об отказе в предоставлении жилого помещения.

(пп. 17.6 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

17.7. Решение об отказе в предоставлении жилого помещения принимается Жилищной комиссией Аппарата в случаях, если гражданин:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

не представил документы, предусмотренные подпунктом 17.3 настоящего Порядка;

не соответствует условиям, указанным в подпункте 17.2 настоящего Порядка;

представил документы, содержащие сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия решения о предоставлении ему жилого помещения.

(пп. 17.7 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

17.8. Гражданам, указанным в подпункте "в" пункта 6 настоящего Порядка, жилые помещения, которые они занимали по договорам найма служебного жилого помещения непосредственно до подачи заявления, указанного в подпункте 17.3 настоящего Порядка, предоставляются после их отнесения к жилищному фонду коммерческого использования автономного округа, на основании договора найма не позднее двух месяцев с даты принятия решения Жилищной комиссией Аппарата.

(пп. 17.8 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п ; в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п , от 17.11.2017 N 460-п)

18. Уведомление о предоставлении жилого помещения направляется гражданину, в отношении которого принято решение, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия с указанием срока заключения договора найма жилого помещения, не превышающего десяти календарных дней со дня направления такого уведомления.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении жилого помещения гражданину, в отношении которого принято решение, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия направляется мотивированное уведомление.

(п. 18 в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.05.2013 N 207-п)

18.1. По истечении срока действия договоров найма жилых помещений Аппарат осуществляет их заключение на новый срок в соответствии со статьей 684 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии оснований, которые давали право гражданину на предоставление им жилых помещений по договорам найма.

(п. 18.1 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п ; в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

18.2. Преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок имеют пенсионеры по старости, на момент увольнения замещавшие государственные должности автономного округа, должности государственной гражданской службы автономного округа либо осуществлявшие трудовые отношения с органами государственной власти автономного округа, государственными учреждениями автономного округа, проработавшие в указанных органах, учреждениях непрерывно не менее пяти лет, соответствующие требованиям, установленным пунктом 6.2 настоящего Порядка, с учетом положений пункта 6.3 настоящего Порядка.

(п. 18.2 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 25.07.2014 N 275-п)

III. Предоставление жилых помещений по договорам аренды

19. Жилые помещения по договорам аренды предоставляются органам прокуратуры, судебным органам, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и учреждениям Российской Федерации, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в автономном округе (за исключением государственных учреждений автономного округа и муниципальных учреждений), филиалу Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Югория", государственным унитарным предприятиям автономного округа, хозяйственным обществам, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, с местом нахождения указанных обществ или их обособленных подразделений в городе Ханты-Мансийске, редакциям печатных средств массовой информации, получающим субсидии из бюджета автономного округа, и редакциям печатных средств массовой информации, учредителями, издателями которых являются организации (редакции), получающие субсидии из бюджета автономного округа (далее - организации).

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п , от 05.04.2013 N 113-п , от 19.12.2014 N 497-п)

20. Жилые помещения, предоставляемые организациям по договорам аренды, предназначаются для проживания работников (служащих) организаций, не обеспеченных жильем в населенных пунктах по месту их основной работы (службы), и передаются им на условиях возмездного пользования согласно списку, формирование и ведение которого осуществляется организацией.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п , от 23.10.2015 N 362-п)

20.1. Не обеспеченными жильем считаются граждане, если они и члены их семьи не имеют в населенном пункте по месту их основной работы (службы) жилых помещений:

в собственности;

по договору социального найма;

в найме, за исключением найма частного жилищного фонда.

(п. 20.1 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.10.2015 N 362-п)

21. Для предоставления жилых помещений по договору аренды организация направляет в Аппарат заявку (далее - Заявка) с указанием характеристики требуемого жилого помещения (наименование населенного пункта, количество комнат), а также предполагаемого срока его использования.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п , от 05.02.2016 N 20-п)

22. К Заявке организации (за исключением органов прокуратуры, судебных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти) прилагают следующие документы:

копии учредительных документов; для некоммерческих организаций, хозяйственных обществ, редакций печатных средств массовой информации - удостоверенные нотариально;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее чем за десять дней до момента предоставления документов (для некоммерческих организаций, хозяйственных обществ, редакций печатных средств массовой информации);

копию документа, подтверждающего полномочия руководителя, заверенную кадровой службой организации;

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (для некоммерческих организаций, хозяйственных обществ, редакций печатных средств массовой информации).

(п. 22 в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п)

23. Заявка в 30-дневный срок рассматривается на заседании Жилищной комиссии, образованной распоряжением Аппарата.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

24. По результатам рассмотрения Заявки Жилищная комиссия Аппарата принимает одно из следующих решений:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

предоставить организации жилые помещения в аренду;

отказать организации в предоставлении жилых помещений в аренду.

25. Решение об отказе в предоставлении жилых помещений в аренду принимается Жилищной комиссией Аппарата в случае если:

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

абзац исключен с 1 апреля 2012 года. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п ;

организацией представлен неполный перечень документов, указанных в пункте 22 настоящего Порядка;

отсутствуют свободные жилые помещения.

26. В случае если решение об отказе в предоставлении жилых помещений в аренду было принято в связи с отсутствием свободных жилых помещений, Заявка подлежит повторному рассмотрению в соответствии с настоящим Порядком.

27. Аппарат в случае принятия Жилищной комиссией решения о предоставлении организации жилых помещений в аренду в течение трех рабочих дней направляет организации для подписания 2 экземпляра договора аренды, а в случае принятия решения об отказе в предоставлении жилых помещений в аренду - письменное уведомление.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

28. Аппарат в течение трех рабочих дней со дня поступления подписанного организацией в двух экземплярах договора аренды подписывает его и возвращает один экземпляр организации.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.02.2016 N 20-п)

29. В случае если в течение десяти рабочих дней с момента направления договора аренды в организацию она не вернет подписанный с ее стороны договор аренды, организация считается отказавшейся от заключения такого договора.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п)

30. Решение Жилищной комиссии о предоставлении организации жилых помещений в аренду для проживания в них работников (служащих) данной организации размещается на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2013 N 113-п)

30.1. Организация, которой предоставлены жилые помещения в аренду, обязана в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора найма с работником (служащим) направить в Аппарат копию указанного договора найма.

(п. 30.1 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 17.11.2017 N 460-п)

IV. Размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы

31. Размер арендной платы за жилые помещения, предоставленные организациям по договорам аренды, определяется по формуле:

Ап = S x (Сб x Квэ x Кз x Кб x Кпр) : 100,

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 497-п)

Ап - размер арендной платы в год, в рублях;

S - площадь арендуемого жилого помещения, в квадратных метрах;

Сб - базовый размер арендной платы одного квадратного метра площади жилого помещения, определяемый исходя из норматива (показателя) средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждаемого Региональной службой по тарифам автономного округа по муниципальным образованиям автономного округа;

Квэ - коэффициент ввода помещения в эксплуатацию (таблица 1);

Кз - коэффициент территориальной зоны (таблица 2);

Кб - коэффициент благоустроенности жилого помещения (таблица 3);

Кпр - коэффициент приоритета (таблица 4).

(абзац введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 19.12.2014 N 497-п)

Таблица 1

Коэффициент ввода помещения в эксплуатацию (Квэ)

Год ввода помещения в эксплуатацию

Таблица 2

Коэффициент территориальной зоны (Кз)

Территориальная зона

Центральная часть

Средняя часть

Таблица 3

Коэффициент благоустроенности (Кб) жилого помещения

Наличие элементов благоустроенности

Полное благоустройство (центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация)

Частичное благоустройство (отсутствие одного и более видов коммунальных услуг)

Таблица 4

Коэффициент приоритета (Кпр)

Федеральные органы государственной власти, федеральные государственные учреждения и иные юридические лица, указанные в пункте 19 настоящего Порядка

Негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, жилые помещения которым предоставляются для социального обслуживания граждан

Примечания.

В населенных пунктах коэффициент территориальной зоны определяется как удаленность от места нахождения (здания, где расположен рабочий кабинет) главы местной администрации:

а) с численностью населения более 100 тысяч человек:

центральная часть - до 2 км;

средняя часть - от 2 км до 4 км;

окраина - от 4 км и более;

б) с численностью населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек:

центральная часть - до 1 км;

средняя часть - от 1 км до 3 км;

окраина - от 3 км и более;

в) с численностью населения от 30 тысяч до 50 тысяч человек:

центральная часть - до 0,7 км;

средняя часть - от 0,7 км до 2 км;

окраина - от 2 км и более;

г) с численностью населения менее 30 тысяч человек коэффициент территориальной зоны равен 0,8.

(п. 31 в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2013 N 113-п)

32. Порядок внесения арендной платы за пользование жилыми помещениями устанавливается в договоре аренды. Форма договора аренды утверждается Аппаратом.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2012 N 115-п , от 05.02.2016 N 20-п)

33. Изменение размера арендной платы Аппаратом допускается в одностороннем порядке в случае изменения размера норматива (показателя) средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, утверждаемого Региональной службой по тарифам автономного округа, а также при изменении размера ежемесячных отчислений в связи с изменением характеристик жилого помещения по которым рассчитывался размер арендной платы.
36. Порядок проведения заседаний Жилищной комиссии Аппарата, принятия решений определяются распоряжением Аппарата с учетом положений настоящего Порядка.

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2013 N 113-п , от 05.02.2016 N 20-п)


VI. Предоставление жилых помещений по договорам аренды негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям социального обслуживания, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание

37. Жилые помещения по договору аренды предоставляются негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям, социального обслуживания, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание (далее - негосударственные организации), в целях осуществления социального обслуживания граждан.

38. Жилые помещения, указанные в пункте 37 настоящего Порядка, предназначаются для проживания граждан, которым негосударственными организациями предоставляются социальные услуги в стационарной форме.

39. Предоставление жилых помещений по договору аренды негосударственным организациям осуществляется государственным учреждением, в оперативном управлении которого находятся эти жилые помещения (далее - учреждение), по согласованию с Департаментом по управлению государственным имуществом автономного округа (далее - Депимущества Югры).

40. Учреждение при намерении предоставить в аренду жилые помещения обязано обратиться в Депимущества Югры с ходатайством о согласовании их предоставления в аренду (далее - ходатайство).

41. В ходатайстве, к которому прилагается проект договора аренды, должны содержаться:

сведения о жилых помещениях, закрепленных на праве оперативного управления, которые предлагается передать в аренду;

обоснование (в том числе экономическое) того, что предоставление в аренду жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления, будет способствовать более эффективному осуществлению функций и полномочий автономного округа в сфере социального развития, со ссылкой на соответствующие положения нормативных правовых актов, которыми предусмотрены такие функции и полномочия автономного округа.

42. Депимущества Югры в течение 2 рабочих дней со дня получения ходатайства и проекта договора аренды направляет их копии в исполнительный орган государственной власти автономного округа, в ведении которого находится учреждение (далее - отраслевой орган), для подготовки заключения.

43. Отраслевой орган обязан рассмотреть ходатайство и проект договора аренды в срок не более 5 рабочих дней со дня их поступления.

В заключении отраслевой орган мотивированно определяет целесообразность предоставления в аренду жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением.

44. Депимущества Югры в течение 10 рабочих дней со дня поступления заключения (с приложением ходатайства и проекта договора аренды) из отраслевого органа рассматривает их и принимает 1 из следующих решений:

согласовать предоставление жилых помещений в аренду;

отказать в согласовании предоставления жилых помещений в аренду.

45. Основаниями для отказа в согласовании предоставления жилых помещений в аренду являются:

предоставление жилых помещений в аренду не будет способствовать более эффективному осуществлению функций и полномочий автономного округа в сфере социального развития;

необходимость в использовании жилых помещений для иных государственных нужд автономного округа.

46. Решение, принятое Депимущества Югры в соответствии с пунктом 44 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней направляется в учреждение для заключения договора аренды.

47. Для предоставления жилых помещений по договору аренды негосударственным организациям учреждение осуществляет их отбор в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

48. Размер арендной платы (в том числе начальный) определяется в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка.

49. Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора аренды направляет его заверенную им копию в Депимущества Югры.

  • коммерческий наём представляет собой обычный граж­данско-правовой договор, заключаемый по соглашению сторон, которым и определяются его существенные условия;
  • договор социального найма оформляет бесплатное распределение между нуждающимися гражданами дефицитного жи­лья, находящегося в публичной собственности.

Поэтому отношения коммерческого найма жилья регулируются не жилищным, а гражданским законодательством .

Для заключения договора коммерческого найма не требуются какие-либо административно-правовые предпосылки в ви­де решения властного органа, состояния на жилищном учете и т.п. Ни на одном из контрагентов здесь не лежит обязанность вступить в до­говорные отношения (договор коммерческого найма жилого помеще­ния не относится и к числу публичных договоров).

При сдаче в коммерческий наем жилья, находящегося в государственной собст­венности некоторых субъектов РФ, требуется решение определенного органа исполни­тельной власти. Однако и в этом случае оно представляет собой согласие собственника на заключение договора коммерческого найма принадлежащего ему жилья, а не адми­нистративно-правовой способ его распределения между нуждающимися гражданами.

Юридическая природа договора коммерческого найма:

  • консенсуальный;
  • двусторонний;
  • возмездный;
  • срочный.

Он должен быть за­ключен в письменной форме (ст. 674 ГК), которая, однако, не является типовой: здесь возможно включение в договор по соглашению сторон и «случайных» условий, нетипичных для данного договора, например условия о праве нанимателя пользоваться частью земельного участка с указанием ее размера и границ.

Стороны договора коммерческого найма:

1) наймодатель;

Наймодатель - собственник жилого помещения (упра­вомоченное им лицо, например, его представитель или компания, управляющая этим его имуществом), которое может отно­ситься к любому жилищному фонду:

  • частному,
  • государственному,
  • муниципальному.

По общему правилу это помещение, входящее в частный жилищный фонд, а наймодатель здесь выступает в роли предпринимателя, преследующего цель извлече­ния прибыли.

2) наниматель.

В качестве нанимателя в договоре коммерческого найма, как пра­вило, выступает один человек (физическое лицо). Но закон допускает и множественность лиц на стороне нанимателя (п. 1 ст. 308 ГК). Гра­ждане, постоянно проживающие вместе с нанимателем, могут заклю­чить с ним договор о том, что все они несут совместно с нанимателем солидарную ответственность перед наймодателем. Условием заключе­ния такого договора является также уведомление наймодателя. В этом случае такие граждане признаются сонанимателями , имеющими равные с нанимателем права и обязанности по пользованию жилым помеще­нием (п. 4 ст. 677 ГК).

При сдаче в коммерческий наем жилья, находящегося в государственном или му­ниципальном жилищном фонде, на отношения сторон распространяется также разд. V "Правил пользования жилыми помещениями", утвержденных Постановлением Прави­тельства РФ от 21 января 2006 г. № 25 (п. 22-25, посвященные пользованию жилым по­мещением по договору найма жилого помещения государственных и муниципальных жилищных фондов коммерческого использования).

Заключая договор найма жилого помещения на коммерческих началах, гражданин сам определяет, кто будет про­живать совместно с ним в нанятом им помещении. В числе этих лиц может вообще не быть его родственников. Поэтому применительно к данным отно­шениям закон говорит не о «членах семьи нанимателя», а о «постоян­но проживающих вместе с ним гражданах».

В договоре коммерческого найма в соответствии с п. 1 ст. 686 ГК допускается также замена нанимателя по его требованию или по тре­бованию постоянно проживающих вместе с ним граждан (в отличие от договора социального найма, в котором такая замена допускается только по требованию дееспособного члена семьи нанимателя). В лю­бом случае для замены нанимателя необходимо согласие наймодателя. Отказ наймодателя заменить нанимателя другим лицом в данной ситуа­ции не может быть оспорен в суде. Однако в случае смерти нанимателя либо его выбытия из жилого помещения обязательственные отношения жилищного найма в соответствии с п. 2 ст. 686 ГК могут сохраниться, если на место нанимателя станет либо один из совместно проживав­ших с ним граждан (с согласия остальных проживавших), либо все они станут сонанимателями (при отсутствии такого согласия).

Обязательственные отношения из договора коммерческого найма

Обязательственные отношения из договора коммерческого найма сохраняются и в случаях перехода права собственности на занимаемое жилое помещение, поскольку новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора (ст. 675 ГК). Таким образом, здесь возможна замена наймодателя как следствие наличия характерного для отношений имущественного, в том числе жилищно­го найма (аренды), «права следования» этих «обременении» за отно­шениями собственности на арендованное имущество.

По соглашению между сторонами договора коммерческого найма мо­гут быть изменены любые его условия , если только при этом не произой­дет нарушения императивных норм закона. Отсутствие детального уре­гулирования изменения отношений коммерческого найма законом объ­ясняется тем, что здесь отношения сторон в соответствии с принципом свободы договора определяются главным образом их соглашением.

По истечении срока действия заключенного договора коммерче­ского найма за нанимателем признается преимущественное право на его заключение на новый срок. Реализация этого права предполагает оп­ределенные действия наймодателя (ст. 684 ГК). Не позднее чем за три месяца до истечения срока договора он обязан либо предложить нани­мателю заключить договор на тех же или иных условиях, либо преду­предить нанимателя об отказе от продления договора в связи с реше­нием не сдавать помещение внаем в течение не менее одного года.

Невыполнение наймодателем этой обязанности (при отсутствии отказа нанимателя от продления) влечет следующее последствие: до­говор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Опре­деленные последствия предусмотрены и на случай несоблюдения най­модателем своего решения не сдавать помещение внаем в течение года, использованного им для отказа продлить договор: наниматель вправе требовать признания недействительным договора, заключенного наймодателем с другим лицом, и (или) возмещения убытков, причинен­ных отказом возобновить с ним договор (ч. 4 ст. 684 ГК).

Прекращение обязательств из договора коммерческого найма жилого помещения

Договорные обязательства коммерческого найма жилья прекращаются:

  • по истечении срока действия договора;
  • по одностороннему решению нанимателя;
  • по требованию любой из сторон (в судебном порядке).

Договорные обязательства коммерческого найма жилья носят сроч­ный характер и потому прекращаются прежде всего по истечении срока действия договора, на основании которого они возникли. По соглаше­нию сторон они, разумеется, могут прекратиться и ранее.

Кроме того, договор коммерческого найма может быть расторгнут в любое время по одностороннему решению нанимателя . При этом не требуется объяснять причины такого решения, на нанимателя не воз­лагается обязанность возмещать упущенную выгоду, вызванную одно­сторонним расторжением договора. Однако наниматель обязан в пись­менной форме предупредить наймодателя за три месяца о расторже­нии договора. При несоблюдении этого условия наймодатель вправе предъявить нанимателю как нарушившей договор стороне требова­ние о возмещении упущенной выгоды в виде неполученного дохода от сдачи помещения внаем.

Принципы расторжения договора коммерческого найма:

  1. Принцип судебного расторжения (при расторжении договора коммерческого найма по требованию любой из сторон , в том числе - и особенно - по требованию наймо­дателя, п. 2 и 3 ст. 687 ГК).
  2. Принцип ограничения вмешатель­ства государства (закона) в отношения сторон посредством импера­тивных норм (в особенности норм, предусматривающих основания для расторжения договора по требованию одной из сторон).
  3. Принцип устойчивости права пользования жилым помещением, характерный для отношений социального найма (при коммерческом найме досрочное расторжение договора и выселе­ние также допускаются в исключительных случаях, которые прямо на­званы в ст. 687 ГК. При этом особое значение придается принятию мер для того, чтобы избежать выселения. Оно может быть применено лишь после исчерпания всех возможностей, предоставленных законом).

По требованию любой из сторон договор коммерческого найма мо­жет быть расторгнут в судебном порядке:

  • если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания,
  • в случае аварийного состояния помещения (п. 3 ст. 687 ГК).

Жи­лищным законодательством могут предусматриваться и иные случаи такого расторжения данного договора, однако пока они не установле­ны, поскольку жилищное законодательство практически не регулиру­ет обязательства коммерческого найма жилья.

По требованию наймодателя договор коммерческого найма может быть расторгнут в судебном порядке в случаях:

  • невнесения нанимателем платы за жилое помещение за 6 ме­сяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме - в случае невнесения платы более двух раз по истечении установленного договором срока платежа;
  • разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или други­ми гражданами, за действия которых он отвечает;
  • использования жилого помещения нанимателем или другими граж­данами, за действия которых он отвечает, не по назначению;
  • нарушения нанимателем или другими гражданами, за действия ко­торых он отвечает, прав и интересов соседей (п. 2 и 4 ст. 687 ГК).

В условиях расторжения договора коммерческого найма в случа­ях невнесения нанимателем платы за жилье особенно четко отражен предпринимательский характер данного вида найма жилого помеще­ния. Наймодатель, рассчитывающий на получение дохода от сдачи квартиры внаем (нередко этот доход является для него источником существования), заинтересован порвать отношения с неплательщи­ком и сдать квартиру другому нанимателю.

Вместе с тем и при регулировании расторжения договора коммерче­ского найма закон, как следует из ст. 687 ГК, рассматривает нанимателя как слабую сторону и предусматривает для него ряд льгот и преимуществ. В случае предъявления наймодателем требования о расторжении догово­ра по причине разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает, суд может вместо расторжения договора принять решение о предоставлении нани­мателю срока (не более года) для устранения им указанных нарушений. Если в течение назначенного судом срока нарушения не будут устране­ны, суд при повторном рассмотрении требования наймодателя должен будет принять решение о расторжении договора. Но и в этом случае суд может по просьбе нанимателя отсрочить исполнение решения на срок не более года (абз. 2 п. 2 ст. 687 ГК).

Интересы нанимателя обеспечиваются и в случае расторжения до­говора и выселения его и других граждан, за действия которых он отве­чает, если они используют жилое помещение не по назначению либо систематически нарушают права и интересы соседей. В таких случаях наймодатель сначала предупреждает нанимателя о необходимости устра­нения нарушений, причем данная стадия является обязательной для най-модателя, решившего расторгнуть договор (п. 4 ст. 687 ГК). При этом на нанимателя распространяются рассмотренные выше льготы: предос­тавление по решению суда срока (не более года) на устранение нару­шений и отсрочка по решению суда принятого им решения о растор­жении договора на срок не более года.

В случае расторжения договора коммерческого найма жилого поме­щения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помеще­нии к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда . Выселение как принудительная мера применяется, если указанные граждане отказываются добровольно освободить жилое помещение. На наймодателя-собственника здесь не возлагается обязанность обеспечить нанимателя, подлежащего в соот­ветствии с законом выселению, другим жилым помещением. Такое ре­шение означало бы необоснованное ограничение права собственности, вторжение в сферу правомочий и интересов собственника.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...