Обзорная лекция законодательство в сфере библиотек. Законы рф, регулирующие библиотечную деятельность


В Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих и контролирующих деятельность библиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытого информационного общества. Актуальной задачей российских библиотечных работников является реализация в полном объеме федеральных законов "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и о защите информации", "Об участии в информационном обмене". Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России на свободное получение нужной ему информации.

ФЗ «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

В его состав входят: общие положения (основные понятия и основные виды библиотек), права граждан в области библиотечного дела (права на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователей библиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности и права библиотек (статус, обязанности и права библиотек), обязанности государства в области библиотечного дела, условия сохранения и использования культурного достояния в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фонды развития и трудовые отношения работников библиотек).



ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Принят Гос. Думой 5 июня 1996 г. Цели настоящего Федерального закона – создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. Международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом.

В состав закона входят: цели и термины закона, объекты и субъекты международного информационного обмена (МИО), обязанности государства в сфере МИО, участие муниципальных образований в МИО, правовой режим участия в МИО (право собственности на информационные продукты, ограничения при осуществлении МИО, использование средств и ИС в МИО, доступ к средствам и координация деятельности МИО), контроль и ответственность при осуществлении МИО (сертификация, лицензирование, ответственность за нарушения).

ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 2005 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

Формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

Создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

Защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Данный закон включает в себя: общие положение (сфера действия закона, термины, обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации), информационные ресурсы (основы правового режима, документирование информации, о информационных ресурсах, о гражданах), пользование информационными ресурсами (доступ, гарантия предоставления информации, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов), информатизация, ИС и ИТ и средства их обеспечения (сертификация, создание, право собственности), защита информации (цели защиты, защита прав доступа).

Существует также межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика», определяющий формирование статистики и учет объектов библиотек. Настоящий стандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации (НТИ) и единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ. Включает: общие положения, учет отдельных видов изданий и неопубликованных документов (книги, периодические издания, неопубликованные документы, картографических, нотных и др. изданий), учет аудиовизуальных документов (видео, фото, аудио документы), также учет электронных изданий, пользователей библиотек, посещений, обращений, запросов на документы, отказов, мероприятий.

Видоизменяя данные законы для применения на местном уровне, библиотеками создаются правила пользования книгами и изданиями, а также специальные положения, такие как:

  • Положение о краткосрочном абонементе в читальных залах;
  • Положение о платных услугах библиотеки;
  • Положение о системе каталогов и картотек;
  • Положение о сохранности фонда библиотеки;
  • Положение об организации обслуживания пользователей.

Данные положения не должны противоречить основным законам РФ, а, по возможности, дополнять и расширять область их применения.

библиотечный федеральный закон

Надежная правовая база является обязательным условием выполнения библиотеками их информационной, культурной и образовательной функций.

В период правовой реформы библиотечное дело России вступило, обладая обширным массивом правовых нормативных актов, регламентирующих как основные принципы, так и конкретные вопросы деятельности библиотек. Однако библиотекари остро ощущали недостатки библиотечного законодательства: серьезные пробелы, декларативность и неконкретность многих актов; избыточное регулирование, сковывавшее инициативу отдельных библиотек; наконец, устарелость ряда актов.

Сохранение такого положения становилось нетерпимым в условиях коренных преобразований в экономике страны, демократических реформ, расширения международного библиотечного сотрудничества, бурного развития новой информационной технологии, резко расширяющей возможности библиотечно-информационного обслуживания.

В последние годы в рамках общей правовой реформы, проводимой в стране, сделан важный шаг вперед в совершенствовании и обновлении российского библиотечного законодательства, в приближении его к прогрессивным мировым стандартам.

Фундаментом создаваемых актов стал Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России. Данный закон регулирует культурную деятельность во всех ее формах, включая библиотечное дело.

Он развил и конкретизировал положение о правах и свободах человека в области культуры, в том числе право на приобщение к культурным ценностям через доступ к государственным библиотечным фондам, право на создание общественных объединений в сфере культурной деятельности; закрепил понятие общероссийского библиотечного фонда, порядок сохранения, функционирования и развития которого определяется государством.

Решающее влияние на последующие правовые акты о библиотечном деле оказали статьи Основ об обязанностях государства в области культуры, в частности, о бюджетном финансировании государственных организаций культуры, стимулировании их деятельности посредством льгот, кредитов, помощи в развитии материально-технической базы; о запрете на приватизацию культурных ценностей, хранящихся в фондах.

Федеральный закон Российской Федерации о библиотечном деле (№78 - ФЗ) принят 29 декабря 1994 года. Он является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации, устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

В ходе почти 10-летней работы над законом был учтен обширный отечественный и зарубежный опыт регулирования отношений в библиотечной деятельности.

Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Закон о библиотечном деле дал определение таким понятиям как:

  • * библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
  • * общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
  • * библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
  • * документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения н общественного использования;
  • * пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
  • * централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование (Ст.1 «Закона»).

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (Ст.2).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (Ст.3).

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Основное содержание закона можно свести к следующим положениям: обеспечение прав граждан на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность; обеспечение статуса библиотек, который позволяют им самостоятельно реализовать свои функции по обслуживанию читателей на основе финансирования учреждений; обеспечение сохранности совокупного библиотечного фонда России; определение приоритетов государственной библиотечной политики.

Значимость данного закона для России трудно переоценить. То, что на сегодняшний день сфера библиотечного дела оказалась наименее пострадавшей от бурных катаклизмов последних лет, во многом обусловлено фактом его существования. Прежде всего, закон сыграл роль свода принципов действий и отношений государственных органов к библиотекам. Однако в законе отношений всегда выражаются в форме прав и обязанностей. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые его ключевые положения.

Глава 4 формулирует «Обязанности государства в области библиотечного дела». Очевидно, что наибольшие сложности вызывают обязательства органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в плане обеспечения «гарантированного финансирования комплектования» (ст.15, п.2,1) и недопущения «действий, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечений действующих библиотек» (ст.15, п.3).

Более благополучно обстоит дело с положениями главы 3 - «Обязанности и права библиотек», Практически все нормы ст.11-13 выполняются при отношениях, которые возникают у библиотек, как с читателями, так и с учреждениями.

Таким образом, возникшая ситуация характеризуется достаточно полной реализацией прав и обязанностей библиотек и относительной невозможностью реализации обязанностей государственных органов. Последствия этого таковы: более полно реализуются права пользователей, перечисленных в ст.7, т.е. читателей, уже пришедших в библиотеку, и менее полно реализуются права других граждан, т.е. в данном случае потенциальных пользователей, на доступность библиотечного обслуживания. Это - следствие равномерного размещения сети библиотек, вне зависимости от территориальных особенностей, недостаточного уровня финансирования и т.д. Следовательно, в плане обеспечения равенства конституционных прав всех граждан на библиотечное обслуживание библиотечный закон работает не в полной мере.

Для исправления положения потенциально возможно использование двух рычагов федерального уровня: во-первых, утверждение федеральных минимальных нормативов размещения сети и финансирования общедоступных библиотек, во-вторых, использование федерального целевого финансирования для «подпитки» неблагополучных регионов. В большинстве стран с федеральным устройством используется второй путь. Обеспечивается это либо многоканальным финансированием деятельности общедоступных библиотек (за счет государственных бюджетов различных уровней), либо специальными грантами, т.е. разовой поддержкой территориальных потребностей. К сожалению, в условиях современных экономических реалий возможности данного пути крайне ограничены.

Мы не затрагиваем вопросы обеспечения развития библиотек в смежном (информатизация, авторское право, печать и т.д.) и в общеотраслевом (хозяйственное право, налоги и т.д.) законодательстве.

В нормативном обеспечении нуждаются положения, сформулированные в главе 5 Закона РФ «О библиотечном деле» - «Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела». Прежде всего, это разработка специального акта (возможно, на уровне постановления правительства) об обеспечении сохранности библиотечных фондов, которые могут быть отнесены к категории культурного достояния.

Статья 16 закона выделяет «фонды, комплектуемые на основе системы обязательного (в том числе местного) экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы», однако механизм их защиты пока не отработан. Подобный акт должен сформулировать права и обязанности государственных органов, библиотек, пользователей в данной сфере.

  • 1) Закон о библиотечном деле содержит недостаточно конкретных норм, касающихся социальной защиты библиотек и их работников, налоговых и тарифных льгот, оплаты труда;
  • 2) в законах не заложен механизм их внедрения, не принимаются подзаконные акты, которые, могли бы обеспечить строгое исполнение законов.

Если говорить о необходимости более детального регулирования организации библиотечного дела, особенно в социальном плане, то федеральные отраслевые законы надо рассматривать обязательно во всей системе российского законодательства.

Напомним: в соответствии с Конституцией РФ на федеральном уровне регулируются только общие вопросы культуры. На этом основании Главное правовое управление при Президенте РФ даже отрицало конституционность библиотечных законов, но авторам проекта удалось доказать, что в них затрагиваются лишь общие вопросы библиотечного дела как органической части культуры.

Таким образом, в силу федеративного устройства страны и строжайшего разграничения полномочий между центром и регионами нельзя ограничиться регулированием отрасли на высшем уровне. Оно должно дополняться целой системой нормативных актов субъектов РФ, в которых могут регламентироваться многие детальные вопросы библиотечного дела.

Библиотеки Российской Федерации являются весомой составляющей частью культурного наследия населения страны. Помимо современных книг, в них хранятся архивные и редкие издания, требующие кропотливого и бережного отношения. Огромную роль играют библиотеки в развитии подрастающих поколений. Но, как и всё в современном мире, библиотечное дело требует правомерного упорядочивания. С этой целью был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Федеральный закон «О библиотечном деле» N 78-ФЗ принят Государственной думой 23 ноября 1994 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 29 декабря того же года. Актуальный текст закона содержит 8 глав и 28 статей.

Предметами регламентирования настоящего закона являются:

  • Принципы работы современных российских библиотек;
  • Планомерное развитие библиотечного дела;
  • Регулировка доступа к информации для свободного духовного развития граждан;
  • Принципы личной и юридической безопасности работников и посетителей публичных библиотек.

В тексте рассматриваемого закона о библиотечной деятельности применяется следующая терминология:

  • Библиотека - организация, располагающая фондом документации, выдаваемой на временное пользование частным и юридическим лицам;
  • Публичная (общедоступная) библиотека - культурная или просветительская организация, не ограничивающая допустимый для посещения круг физических и юридических лиц;
  • Библиотечное дело - отрасль, в функции которой входит основание и планомерное развитие библиотечных фондов, осуществление библиотечного и информационного обслуживания посетителей библиотек, осуществление ухода за экземплярами фонда и подготовка квалифицированных библиотекарей;
  • Пользователь библиотеки - читатель, пользующийся документацией библиотечного фонда;
  • Книжные памятники - редкие издания, манускрипты, обладающие культурной или исторической ценностью;
  • Централизованная библиотечная система - существующее на добровольной основе содружество библиотек.

Библиотеки могут быть учреждены любыми государственными органами, физическими и юридическими лицами. Хранилища документации и печатной продукции могут быть следующих видов:

  • Государственные;
  • Муниципальные;
  • Частные;
  • Научно-исследовательские;
  • Состоящие при предприятиях, школах, институтах;
  • Учреждённые иностранными частными или юридическими лицами.

Согласно статье 5 рассматриваемого Федерального закона о библиотечном деле, на библиотечные услуги имеет право любой гражданин и любое предприятие Российской Федерации. Законное право населения на пользование библиотечными услугами осуществляется посредством:

  • Создания сетей федеральных и муниципальных библиотек;
  • Организации многообразия библиотечных услуг;
  • Предоставления доступа к «Национальной Электронной Библиотеке»;
  • Подготовки библиотекарей, обладающих обширными знаниями в данной области.

Граждане имеют юридически подтверждённое право на создание частных коллекций книг (ст. 7) . В случае наличия в личной собственности гражданина книжных памятников, данное лицо уполномочено обратиться за государственной помощью по уходу и сохранению указанной печатной ценности в наилучшем виде.

Права и обязанности пользователей библиотеки

Согласно действительному закону о библиотечном деле, пользователь имеет право на предоставление бесплатной информации о хранящейся документации (ст. 7). В книжных хранилищах общего доступа читатели имеют право:

  • Стать зарегистрированным пользователем на основании предоставления удостоверения личности;
  • Пользоваться каталогами при поиске необходимых книг и прочей документации;
  • На бесплатное консультирование библиотекаря в процессе поисков;
  • Получать искомые книги на временное пользование бесплатно;
  • Оформить документы для межбиблиотечного абонемента;
  • Пользоваться остальными видами платных и бесплатных библиотечных услуг.

В библиотеках государственного и муниципального значения большая часть документации предоставляется на государственном языке. Исключение составляют специализированные иностранные отделы. Обслуживание во всех общедоступных хранилищах осуществляется на русском языке.

Представители национальных меньшинств могут получить необходимую литературу на любом языке мира через систему библиотек государственного значения.

Граждане с особыми потребностями имеют право на особый подход. Лицам с плохим зрением или слепым в специализированных библиотеках предоставляется документация, отпечатанная шрифтом Брайля. Пожилым людям или инвалидам, не способным в силу возраста или недуга посещать книгохранилища, предоставляется возможность заказа библиотечной документации на дом.

Для несовершеннолетних граждан существуют библиотеки детского и юношеского направления. Подобные книгохранилища существуют как отдельно, так и при общеобразовательных школах, колледжах, училищах, университетах и других специализированных учреждениях.

Читатель обязан соблюдать правила пользования библиотечными услугами и фондом, а именно:

  • Возвращать взятую на временное пользование документацию в заранее определённые сроки;
  • Следить за сохранностью и невредимостью книг;
  • Не вывозить данную документацию за границу Российской Федерации;
  • Соблюдать тишину в библиотеке и не провоцировать конфликты.

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, в Федеральный закон о библиотечной деятельности регулярно вносятся актуальные поправки. Последние изменения текста закона осуществлены 3 июля 2016 года.

Скачать закон о библиотечном деле

В целях подробного ознакомления с работой библиотек, правами и обязанностями читателей и библиотекарей, необходимо ознакомиться с нормативами действительного Федерального закона.

Актуальный текст Федерального закона «О библиотечном деле» N 78-ФЗ можно скачать

ФЗ-78 о библиотечном деле с изменениями

Последние поправки в актуальный нормативный акт внесены 3 июля 2016 Федеральным законом N 342-ФЗ. Указанные изменения освещают новые принципы работы книгохранилищ в связи с созданием «Национальной электронной библиотеки».

Таким образом, глава 5 рассматриваемого нормативного акта о библиотечном деле дополнилась статьёй 18.1, текст которой гласит о принципах работы электронного книжного резерва. Главный принцип - доступность документации, в том числе и представляющей историческую или культурную ценность.

Объектами хранения указанного фонда являются электронные копии:

  • Печатных изданий, в том числе и редких;
  • Электронных книг;
  • Диссертаций и прочих научных работ;
  • Книжных памятников.

Документация для внесения в базу Национальной электронной библиотеки отбирается на основе следующих показателей:

  • Культурная, научно-просветительская или историческая ценность;
  • Актуальность в среде читателей;
  • Актуальность в рамках образовательных целях;
  • Уникальность конкретных документов;

Ограничения доступа к оригиналу в связи с ветхостью книги также входит в число.

Библиотеки Российской Федерации являются весомой составляющей частью культурного наследия населения страны. Помимо современных книг, в них хранятся архивные и редкие издания, требующие кропотливого и бережного отношения. Огромную роль играют библиотеки в развитии подрастающих поколений. Но, как и всё в современном мире, библиотечное дело требует правомерного упорядочивания. С этой целью был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Федеральный закон О библиотечном деле N 78-ФЗ принят Государственной думой 23 ноября 1994 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 29 декабря того же года. Актуальный текст закона содержит 8 глав и 28 статей.

Предметами регламентирования настоящего закона являются:

  • Принципы работы современных российских библиотек;
  • Планомерное развитие библиотечного дела;
  • Регулировка доступа к информации для свободного духовного развития граждан;
  • Принципы личной и юридической безопасности работников и посетителей публичных библиотек.

В тексте рассматриваемого закона о библиотечной деятельности применяется следующая терминология:

  • Библиотека - организация, располагающая фондом документации, выдаваемой на временное пользование частным и юридическим лицам;
  • Публичная (общедоступная) библиотека - культурная или просветительская организация, не ограничивающая допустимый для посещения круг физических и юридических лиц;
  • Библиотечное дело - отрасль, в функции которой входит основание и планомерное развитие библиотечных фондов, осуществление библиотечного и информационного обслуживания посетителей библиотек, осуществление ухода за экземплярами фонда и подготовка квалифицированных библиотекарей;
  • Пользователь библиотеки - читатель, пользующийся документацией библиотечного фонда;
  • Книжные памятники - редкие издания, манускрипты, обладающие культурной или исторической ценностью;
  • Централизованная библиотечная система - существующее на добровольной основе содружество библиотек.

Библиотеки могут быть учреждены любыми государственными органами, физическими и юридическими лицами. Хранилища документации и печатной продукции могут быть следующих видов:

  • Государственные;
  • Муниципальные;
  • Частные;
  • Научно-исследовательские;
  • Состоящие при предприятиях, школах, институтах;
  • Учреждённые иностранными частными или юридическими лицами.

Согласно статье 5 рассматриваемого Федерального закона о библиотечном деле, на библиотечные услуги имеет право любой гражданин и любое предприятие Российской Федерации. Законное право населения на пользование библиотечными услугами осуществляется посредством:

  • Создания сетей федеральных и муниципальных библиотек;
  • Организации многообразия библиотечных услуг;
  • Предоставления доступа к Национальной Электронной Библиотеке;
  • Подготовки библиотекарей, обладающих обширными знаниями в данной области.

Граждане имеют юридически подтверждённое право на создание частных коллекций книг (ст. 7) . В случае наличия в личной собственности гражданина книжных памятников, данное лицо уполномочено обратиться за государственной помощью по уходу и сохранению указанной печатной ценности в наилучшем виде.

Согласно действительному закону о библиотечном деле, пользователь имеет право на предоставление бесплатной информации о хранящейся документации (ст. 7). В книжных хранилищах общего доступа читатели имеют право:

  • Стать зарегистрированным пользователем на основании предоставления удостоверения личности;
  • Пользоваться каталогами при поиске необходимых книг и прочей документации;
  • На бесплатное консультирование библиотекаря в процессе поисков;
  • Получать искомые книги на временное пользование бесплатно;
  • Оформить документы для межбиблиотечного абонемента;
  • Пользоваться остальными видами платных и бесплатных библиотечных услуг.

В библиотеках государственного и муниципального значения большая часть документации предоставляется на государственном языке. Исключение составляют специализированные иностранные отделы. Обслуживание во всех общедоступных хранилищах осуществляется на русском языке.

Представители национальных меньшинств могут получить необходимую литературу на любом языке мира через систему библиотек государственного значения.

Граждане с особыми потребностями имеют право на особый подход. Лицам с плохим зрением или слепым в специализированных библиотеках предоставляется документация, отпечатанная шрифтом Брайля. Пожилым людям или инвалидам, не способным в силу возраста или недуга посещать книгохранилища, предоставляется возможность заказа библиотечной документации на дом.

Для несовершеннолетних граждан существуют библиотеки детского и юношеского направления. Подобные книгохранилища существуют как отдельно, так и при общеобразовательных школах, колледжах, училищах, университетах и других специализированных учреждениях.

Читатель обязан соблюдать правила пользования библиотечными услугами и фондом, а именно:

  • Возвращать взятую на временное пользование документацию в заранее определённые сроки;
  • Следить за сохранностью и невредимостью книг;
  • Не вывозить данную документацию за границу Российской Федерации;
  • Соблюдать тишину в библиотеке и не провоцировать конфликты.

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, в Федеральный закон о библиотечной деятельности регулярно вносятся актуальные поправки. Последние изменения текста закона осуществлены 3 июля 2016 года.

В целях подробного ознакомления с работой библиотек, правами и обязанностями читателей и библиотекарей, необходимо ознакомиться с нормативами действительного Федерального закона.

Актуальный текст Федерального закона О библиотечном деле N 78-ФЗ можно скачать по ссылке:

Последние поправки в актуальный нормативный акт внесены 3 июля 2016 Федеральным законом N 342-ФЗ. Указанные изменения освещают новые принципы работы книгохранилищ в связи с созданием Национальной электронной библиотеки.

Таким образом, глава 5 рассматриваемого нормативного акта о библиотечном деле дополнилась статьёй 18.1, текст которой гласит о принципах работы электронного книжного резерва. Главный принцип - доступность документации, в том числе и представляющей историческую или культурную ценность.

Объектами хранения указанного фонда являются электронные копии:

  • Печатных изданий, в том числе и редких;
  • Электронных книг;
  • Диссертаций и прочих научных работ;
  • Книжных памятников.

Документация для внесения в базу Национальной электронной библиотеки отбирается на основе следующих показателей:

  • Культурная, научно-просветительская или историческая ценность;
  • Актуальность в среде читателей;
  • Актуальность в рамках образовательных целях;
  • Уникальность конкретных документов;

Ограничения доступа к оригиналу в связи с ветхостью книги также входит в число.

Государственной Думой


В дальнейшем право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках", статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" (в установленном законодательством порядке не признано утратившим силу). Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры ( Федерального закона от 29 декабря 1994 года "О библиотечном деле").


Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...