Одним из признаков конфедерации является. Характеристика конфедерации


Государство является неотъемлемой частью нашего мира, поддерживающей порядок на определенной территории. Оно выполняет роль арбитра, который следит за соблюдением порядка и прав личности средством управления и принуждения.Суверенитет - неотъемлемая его часть, он - главное отличие страны от государства.

Государства различаются по форме устройства. Одной из них является конфедерация и федерация.

Википедия говорит, что конфедерация - союз государств , созданный с целью выполнения совместных задач. Все участники союза суверенны, имеют свое независимое законодательство и систему власти.

В интернет-энциклопедии Википедия сформулировано определение, которое выглядит так:

“Конфедерация - союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий”.

Примеры конфедераций и что такое федерация

Союз довольно редко встречается в истории из-за своей нестабильности. Чаще всего он распадается либо перерастает в нечто большее, а именно - федерацию. Самым известным примером конфедерации являются Конфедеративные Штаты Америки , созданные в ответ на прокламацию Линкольна об отмене рабовладельческого строя и начавшие Гражданскую войну против Соединенных Штатов, после поражения в которой развалились.

В следствии “весны народов” внутри Австрийской империи государство ослабло, и Венгрия согласилась вступить в ее состав на правах автономии. Так и образовалось государство конфедеративного типа Австро-Венгрия. Однако экономический кризис и Первая мировая война сильно ударили по союзу, из-за чего он распался.

Примером перерастания конфедерации в нечто большее может послужить Северогерманский союз, образованный в 1866 году после австро-прусско-итальянской войны. Просуществовав 5 лет, союз преобразовался в Германскую Империю, а именно в федерацию.

Как и у любой формы государственного устройства, у конфедерации есть отличительные черты . Признаки, характерные для нее:

Конфедерация - бесперспективный тип государственного устройства

Почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом? На это есть ряд веских и объективных причин:

  • отсутствие сильной центральной власти . Из-за высокой независимости стран-участниц положение союза становится нестабильным, что в сумме с другими факторами становится причиной распада;
  • временный характер союза . Изначально союз создается для выполнения каких-либо конкретных целей и задач, после устранения которых нужда в союзе пропадает, и ее члены расходятся из-за наличия индивидуальных целей, которые являются более важными, нежели коллективные;
  • сложность в управлении строем . Чем больше членов в союзе, тем сложнее управлять им, из-за чего количество членов уменьшается, и усиливается централизация власти. Затем конфедерация превращается в федерацию.

Конфедерация в наши дни

На данный момент не существует точно сформулированного определения, что такое конфедерация, и государств, которые можно назвать строго конфедеративным. Но существуют государства с конфедеративным типом устройства и в наши дни. К таким можно причислить : Европейский союз, Содружество Независимых Государств и Британское Содружество.

ЕС включает в себя 28 государств Европы, 19 из которых образовали еврозону, введя в оборот единую валюту. Союз существует с 1952 года по сей день, функционирует, ведя активную внешнюю политику. Также 22 члена ЕС входят в Организацию Североатлантического Договора.

Еще одним государством конфедеративного типа является Содружество Независимых Государств . СНГ было создано после распада Союза Советских Социалистических Республик бывшими участниками СССР. В состав СНГ входят 11 стран, которые преследуют такие цели: обеспечение мира и безопасности, полное разоружение, отстаивание прав личности, взаимопомощь в сферах экономики, культуры и политики.

Британское содружество, членами которого являются Великобритания и ее колонии, существует с 1887 года и развивается до сих пор. Численность населения содружества достигает 2,2 миллиарда человек, что является 30% от населения всего мира. Лидером является монарх Великобритании Елизавета II, хоть и ее роль в управлении символическая.

Вывод

Хоть конфедерация и признана бесперспективной, существуют государства, которые очень долгое время развиваются и не составляют серьезную конкуренцию другим государствам. Поэтому при грамотном подходе для блага таких стран возможно комфортное существование в виде союзов.

Конфедерация – далеко не самая распространенная форма государства. В настоящее время существуют единицы стран, которые используют данный вид устройства. Он предусматривает очень широкую независимость субъектов данного государственного образования. Давайте подробно разберемся, что собой представляет конфедеративное государство.

Определение термина

Давайте сразу определим, что означает понятие конфедеративное государство. Ввиду того что значение данного термина довольно размыто, между политологами существуют разногласия, какое именно определение считать более четким. Тем не менее на основе точек соприкосновения между различными мнениями по данному вопросу, можно сформулировать значение данного термина, которое в существенной мере будет удовлетворять все стороны.

Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

Возникновение конфедерации связано с общими целями и задачами её конкретных частей. Чаще всего, они касаются сферы внешней политики и обороны. В остальном субъекты максимально независимы.

Классификация государств по форме устройству

По форме устройства существует три основных вида образований: унитарное, федеративное, конфедеративное государство.

Унитарное государство означает максимальную зависимость от центра регионов, у которых отсутствуют признаки суверенитета. Федерация предполагает наличие для своих субъектов ограниченных суверенных прав и даже элементов государственности. Но общефедеральные законы зачастую все-таки считаются приоритетнее региональных. Конфедеративное устройство государства означает ещё большую независимость субъектов. Они имеют право устанавливать внешние связи и свободно выйти при желании из состава государства. При этом внутреннее законодательство субъектов превалирует над общегосударственным.

Кроме того, в международном праве существуют различные межгосударственные образования: союзы, блоки, ассоциации, содружества, унии. Но в полном смысле слова эти образования государствами назвать нельзя, так как взаимодействие их субъектов касается только отдельных сфер да и то, с правом отказа от следования общесоюзной политики, если она идет вразрез с национальными интересами.

Конфедеративное государство, по сути, является чем-то средним между федерацией и межгосударственным объединением. Его, как и федерацию, можно считать отдельной целостной державой, но с абсолютным правом субъектов независимо решать внутренние вопросы и со свободой выхода, как у межгосударственных объединений.

В свою очередь, конфедерацию можно подразделить на традиционную и мягкую. Первая предполагает более жесткие обязательства между субъектами, чем вторая.

Основные признаки

Давайте определим основные признаки конфедеративного государства. К ним относятся следующие определяющие моменты:

  • наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
  • право на сецессию (выход);
  • наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации;
  • отсутствие общего гражданства;
  • обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
  • решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
  • приоритет региональных законов над союзными;
  • наличие общего органа управления конфедерацией.

Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией. В то же время существуют различные переходные формы. Например, Европейский союз имеет признаки как мягкой конфедерации, так и межгосударственного объединения.

Таким образом, конфедеративное государство отличается очень слабой центральной властью, и предполагает ратификацию всех общих постановлений каждым субъектом в отдельности.

Исторические примеры

Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры конфедеративных государств, которые существовали в истории.

Одним из самых ранних и самых известных примеров конфедерации является Швейцария. Возникло это государственное образование в 1291 году. Именно тогда три кантона (общины) подписали союзный договор, который ознаменовал собой образование Швейцарского союза. Позже к нему присоединилось ещё 23 кантона. Впрочем, в 1848 году была принята конституция, которая превращала страну фактически в федерацию, но официальное название государства до сих пор звучит как Швейцарская Конфедерация. Тем не менее 557 лет, на протяжении которых в стране существовало конфедеративное устройство, является самым долгим периодом в истории существования подобной формации.

Средневековое государство Речь Посполитая тоже являлось своеобразной конфедерацией Королевства Польши и Великого княжества Литовского. Просуществовало это государственное образование с 1569 по 1795 года, когда произошел его окончательный раздел между Российской империей, Пруссией и Австрией.

Саму Австро-Венгерскую империю с 1867 по 1918 год тоже можно считать специфической формой конфедерации. Германский союз, существовавший в период с 1815 по 1866 год, тоже был конфедеративным государственным образованием.

США на начальном этапе своего существования также, по сути, были конфедерацией 13 колоний. Этот период в истории страны длился с 1776 по 1789 год. Но в 1789 году была принята Конституция, с поправками действующая до наших дней, которая значительно усиливала влияние центрального правительства.

Во время Гражданской войны с 1861 по 1865 годы, восставшие штаты провозгласили о создании Конфедеративных Штатов Америки, добиваясь права своей максимальной самостоятельности.

Последние конфедерации

Конфедерации возникали и на протяжении XX века. Правда, их существование было очень скоротечным. К этим государствам можно отнести ОАР, которая с 1958 по 1961 года включала Сирию и Египет, а в 1963 году ещё и Ирак. В 1958 году существовала Арабская Федерация, несмотря на свое название, имевшая конфедеративное устройство. Она состояла из Иордании и Ирака. В 1960 – 1962 годах Гана, Гвинея и Мали образовывали Союз Африканских Государств. В 1982 – 1989 году, вследствие объединения Сенегала и Гамбии существовало конфедеративное государство Сенегамбия. Кроме того, история знает о государственных образованиях ФАР (1971) и АИР (1974), которые соответственно объединяли Сирию, Ливию, Египет и Тунис, Ливию.

Конфедерации в современном мире

На сегодняшний день в мире не существует конфедераций в их типичной форме. Но некоторые из государств имеют признаки, благодаря которым, их форму устройства можно отнести скорее к конфедеративной, чем к какой-либо другой.

Прежде всего, следует упомянуть Боснию и Герцеговину. Она состоит из трех составных частей: Республики Сербской, Федерации Боснии и Герцеговины и отдельного округа Брчко, контролируемого миротворцами. На территории каждого территориального субъекта существует собственное законодательство, денежная единица, имеются войска, что соответствует признакам конфедерации.

Также, некоторые политологи считают, что устройство Европейского союза имеет признаки мягкой конфедерации.

Вот так выглядят современные конфедеративные государства.

Причины недолговечности

Если не брать во внимание историю Швейцарии и Речи Посполитой, можно прийти к заключению, что практически все государства с конфедеративным устройством являются недолговечными.

Это объясняется тем, что само объединение различных государственных образований происходит для решения конкретно поставленных целей. После того как задачи были решены, происходит либо распад государства, либо превращение его в федерацию, если субъекты понимают надобность бессрочного союза.

Значение конфедеративного устройства

Конфедеративное государственное устройство нельзя отнести к основным формациям, которые сейчас существуют в мире. Главными направлениями развития государства остаются федеративное и унитарное. Поэтому в настоящее время не существует чистых конфедераций, а когда они возникают, то представляют собой, чаще всего, временное явление.

В то же время нельзя не сказать о том, что объединение в конфедерацию является одним из эффективных инструментов решения общих для нескольких государственных образований проблем. Хотя этот союз и носит временный характер.

Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства…

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства

Европа

Австрийская Республика
Босния и Герцеговина
Королевство Бельгия
Российская Федерация
Федеративная Республика Германия
Швейцарская Конфедерация

Азия

Исламская Республика Пакистан
Малайзия
Объединённые Арабские Эмираты
Республика Индия
Республика Ирак

Африка

Республика Судан
Союз Коморы
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Федеративная Республика Нигерия
Танзания

Америка

Аргентинская Республика
Боливарианская Республика Венесуэла
Канада
Мексиканские Соединённые Штаты
Соединённые Штаты Америки
Федеративная Республика Бразилия
Федерация Сент-Кристофер и Невис
Австралия и Океания
Австралийский Союз
Федеративные Штаты Микронезии

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

Федеративная Республика Испания (1873-1874)
Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992)
Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее - Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
Союзная Республика Югославия (1992-2003)

Азия

Федеративные Малайские Штаты (1896-1946)
Малайский Союз (1946-1948)
Федерация Малайзия (1948-1963)
Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950)
Федерация Южной Аравии (1962-1967)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

Африка

Французская Западная Африка (1904-1958)
Французская Экваториальная Африка (1910-1960)
Соединённое Королевство Ливия (1951-1963)
Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963)
Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971)
Малийская Федерация (1959-1960)
Федеративная Республика Камерун (1961-1972)
Уганда (1962-1967)

Америка

Империя Инков[источник не указан 384 дня] (1197-1572)
Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
Новая Гранада (1855-1886)
Вест-Индская Федерация (1958-1962)

Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году:«Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое – в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется ни на какие-нибудь теоретические конструкты, но, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытнм примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации и/или конфедерализма.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации – её недолговременный и переходный характера. Причины распада этого государственного устройства и превращения его в другую форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

Государства-конфедерации

Швейцария, несмотря на своё официальное название - Швейцарская Конфедерация - в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291-1848) действительно была конфедерацией.
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевтсва и Великого княжества Литовского.

В 1861-1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз - мягкая федерация.

Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003-2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982-1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960-1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958-1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993-2006 в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.
Наиболее известные исторические конфедерации - это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний - Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

Другие значения

Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций - Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.

Конфедерация в Речи Посполитой - временные объединения вооруженной шляхты (XVI-XVIII вв.).

В науке XVIII-XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.

У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишенное суверенитета, в то время как государства- субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.

Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза(1815-1866), которые затем превратились в федерации. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование Содружества Независимых Государств на территории бывшего СССР). Таким образом, конфедерация служит переходной формой сложного государственного устройства на пути к более тесному и сплоченному союзу либо наоборот.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства - субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

Иногда выделяют:

Государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Современные суверенные унитарные государства

Европа

Андорра
Беларусь
Болгария
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Молдавия
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швеция
Эстония

Азия

Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Вьетнам
Грузия
Израиль
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Лаос
Ливан
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Оман
Саудовская Аравия
Северная Корея
Сингапур
Сирия
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония

Африка

Алжир
Ангола
Бенин
Ботсвана
Буркина Фасо
Бурунди
Габон
Гамбия
Гана
Гвинея
Гвинея-Бисау
Джибути
Египет
Замбия
Зимбабве
Кабо-Верде
Камерун
Кения
Конго (Браззавиль)
Конго (Киншаса)
Кот-д’Ивуар
Лесото
Либерия
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Марокко
Мозамбик
Намибия
Нигер
Руанда
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сомали
Сьерра-Леоне
Танзания
Того
Тунис
Уганда
Центральноафриканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Южно-Африканская Республика

Латинская Америка

Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Боливия
Гаити
Гайана
Гватемала
Гондурас
Гренада
Доминиканская Республика
Колумбия
Коста-Рика
Куба
Никарагуа
Панама
Парагвай
Перу
Сальвадор
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Доминика
Суринам
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Ямайка

Океания

Вануату
Кирибати
Маршалловы острова
Науру
Новая Зеландия
Палау
Папуа-Новая Гвинея
Соломоновы острова
Тонга
Тувалу
Фиджи

История появления современных государств имеет множество примеров, когда они создавались из нескольких независимых друг от друга регионов. Это происходило по причине развития между ними очень тесных социальных, экономических, а также политических связей.

Однако главным фактором объединения под единой, пусть и временной, центральной властью являлись общие интересы. Такие союзы называются конфедерацией. Поэтому стоит более подробно разобрать, что такое конфедерация, и особенности ее устройства.

Прежде всего, конфедерация – это союз нескольких суверенных стран, обладающих общим органом, который отвечает за координацию деятельности в различных областях, от внешнеполитических и экономических до военных.

Важной отличительной чертой подобного объединения является то, что все государства, входящие в него, не теряют свой суверенитет, а поэтому сохраняют собственные органы власти во всех сферах.

Зачастую в ведении союзного государства переходит ограниченное число вопросов. Обычно это внешняя политика и оборона. Принимаемые решения центрального органа распространяются на все входящие в объединения страны.

Согласно информации, которую содержит Википедия, в настоящее время конфедерация – это крайне редкая форма управления, мнение о статусе которой у политиков и экономистов разделяется.

Некоторые считают, что это полноценное , а другие указывают на временный характер союзного объединения. Основной проблемой слабости подобных образований является отсутствие юрисдикции объединяющего органа над жителями, поэтому ему приходится действовать только посредством субъектов.

За счет этого наблюдается потребность у центрального органа власти утверждать свои решения с государствами-членами, только после чего оно может быть принято.

Другой отрицательной стороной конфедерации является отсутствие единого органа законодательной власти и общего гражданства. Поэтому каждая страна обладает правом самостоятельно выйти из этого объединения и вести свою внутреннюю политику.

Это и определяет слабость подобной формы наднационального сотрудничества, охватывающего только установленные сферы взаимодействия между участниками.

Примеры

Наиболее ярким примером государства-конфедерации были США в период своего формирования, а также Швейцарские кантоны.

Так, в начале 18 века США были объединением такого типа, содержавшим слабую законодательную власть и центральное управление. Они имели право только на консультационную функцию, а вся реальная власть принадлежала уже непосредственно штатам на местах.

Если говорить о швейцарских кантонах, которые образовались в 1291 году, то к ним относились земли Швиц, Ури, а также Унтервальден. Они между собой подписали хартию, которая послужила основой для дальнейшего создания Швейцарии.

Необходимость этого заключалась в противостоянии между императором и властями на местах, которые поддерживало население.

Поэтому после провозглашения независимости созданное союзное государство в многочисленных войнах, проходивших с Габсбургами, расширило свою территорию.

Кроме этого, в период с 14 по 16 век основная часть северной Европы была подконтрольна Кальмарской унии.

В ее состав входили следующие государства:

  1. Дания.
  2. Швеция.
  3. Норвегия.

Эти скандинавские страны вместе противостояли изменениям, которые произошли в климате Европы. Из-за похолодания начался экономический кризис, за счет чего феодалам, в чьих владениях находились земли большей части северной Европы, потребовалась центральная власть.

Еще один пример – это Речь Посполитая, которая объединилась в одно конфедеративное государство, состоящее из королевства Польского, а также княжества Литовского. При этом оба субъекта оставляли за центральным правительством управление, законы, армию, а также суд.

За счет этого их объединение было более тесным в сравнении с другими примерами такого типа государственно-союзного устройства.

Другим вынужденным союзом суверенных государств была страна Маратхов, располагавшаяся в пределах современной Индии.

Оно было создано с целью противостояния экспансии империи Моголов, за счет чего просуществовало более 100 лет.

Подобное объединения показало высокую эффективность в борьбе с исламским государством.

Признаки

Основные признаки конфедерации заключаются в следующем:

  • все участники объединения сохраняют свой суверенитет;
  • при противоречии общих законов национальным приоритет отдается последним;
  • присутствует возможность беспрепятственного выхода из состава объединения;
  • есть общие координирующие органы;
  • решения принимаются при наличии согласия всех государств-участниц.

В этом случае все страны, входящие в состав объединения, сохраняют свою полную независимость в любых вопросах, а вопросы решаются совместно в процессе согласования руководителями либо их представителями.

В этих целях создаются специальные наднациональные структуры, которые осуществляют координацию всех интересующих их членов задач. Однако решения, принимаемые центральным органом, не могут противоречить местным законам.

В отличие от федерации либо унитарного государства конфедерация – существенно более слабое объединение территорий, и в любой момент из него могут выйти те или иные субъекты.

Стоит знать! Определенные типы унитарных структур при некорректно подходе к управлению, оказываются слабее конфедерализма, за счет меньшего учета интересов местных жителей и меньшей свободы у них в принятии решений.

Отличие конфедерации от федерации

По мнению политологов, различия между такими формами объединения территорий заключаются в самом принципе, по которому происходит распределение властных полномочий.

Так, является образование, в котором главную роль играет центральное правительство с сохранением определенной самостоятельности на местах.

А конфедерация – это своеобразный союз независимых стран, где главным являются интересы каждой из них.

Если кратко, то главное, чем отличается один союз стран от другого, таковы:

  • В федерации часть суверенитета отдается центрально правительству, тогда как после конфедерализации страны-участницы его полностью сохраняют.
  • Федеративное устройство разделено на областной, а также общегосударственный уровень. А при объединении по конфедеративному принципу все субъекты сохраняют собственную структуру управления.
  • В составе федерации присутствуют административные единицы, а в конфедерации – это независимые страны.
  • При конфедеративном устройстве союза его члены могут свободно его покинуть, а при федеративном – нет.
  • Одно государство может состоять сразу в нескольких конфедеративных союзах, но принадлежать может исключительно к одной федерации.

Есть ли перспективы у конфедерации?

Существует ряд причин, почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом государственного устройства.

Таковыми являются:

  • Отсутствие центральной власти, обладающей должной силой. Высокий уровень независимости стран, входящих в этот союз, приводит к его неустойчивой позиции, а в сумме с иными факторами может стать причиной его распада.
  • Временность союза всегда обусловлена достижением определенных целей, после чего необходимости в необходимости странам находиться в нем больше нет. Это также приводит к его распаду.
  • Трудность в управлении, которая только увеличивается при вступлении в союз других членов. Причина в том, что для принятия решения требуется согласие всех стран, каждая из которых отстаивает свои национальные интересы.

В наши дни нет точного понятия, что представляет собой конфедеративное устройство, которое бы позволяло определить, относится ли тот или иной союз к конфедерации.

Список современных структур по основным принципам, подходящим к этому типу государственного устройства, содержит следующие объединения:

  • Европейский союз (он же ЕС);
  • Содружество Независимых Государств (оно же СНГ, возникшее после распада СССР);
  • Британское Содружество (возникшее после отделения колоний от метрополии).

Европейский союз включает в себя 28 государств. Он был создан в 1952 году и с тех пор активно расширялся, поэтому существует и сегодня. При этом 19 из них используют в качестве национальной валюты единую валюту евро. Кроме этого, 22 члена ЕС также состоят в НАТО.

Важно! Союзом конфедеративного толка является СНГ. Он образовался на просторах бывшего СССР в 1991 году. В него вошли 11 стран, преследующие цели обеспечения мира и стабильности, экономической интеграции и взаимопомощи, поддержания культурных и политических связей.

Британское Содружество – это Великобритания, а также ее бывшие колонии. Союз действует начиная с 1887 года. Общая численность населения стран-участниц составляет 2,2 миллиарда, что равняется порядка 30 % от всего населения планеты. Символическая роль управления возложена на британского монаха Елизавету II.

Полезное видео

Подведем итоги

Несмотря на бесперспективность конфедерации в будущем из-за отсутствия четкого вектора развития, они сегодня существуют и развиваются, конкурируя со странами с федеративным и унитарным устройством. Объясняется это грамотным подходом к управлению и достижению взаимопонимания между всеми членами.

Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма.

Согласно традиционному подходу, конфедерация (от латинского "confoederatio" - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

Конфедерация - это, по словам, С. С. Алексеева, "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это, по мнению С. С. Алексеева, переходная форма государственного устройства, и чаще всего, поэтому она возникает на несколько лет. Примером конфедерации может служить Швейцария, конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, Сенегамбия.

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, на разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией - США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки "ставить крест" на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать "золотой серединой" в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.

Различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс (Приложение Б).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:


1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4) Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13) В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...