Оформление ДТП без ГАИ: порядок действий и советы юристов. Как правильно оформить дтп самому или с участием сотрудников гибдд Авария как оформить дтп


Еще несколько лет назад все водители знали, что если они попали в дорожное происшествие, то в первую очередь, они должны вызывать сотрудников ГИБДД. Только получив документы о ДТП, пострадавшая сторона могла компенсировать свой ущерб. В настоящее время законодательство существенно изменилось, и теперь многие водители не знают, как правильно вести себя на дороге в случае любого происшествия.

Я тоже не сразу познакомилась с новой законодательной базой. Но после того, как я попала в ДТП, и по привычке пыталась вызвать ГИБДД, мне пришлось узнать, как теперь надо оформлять происшествия без пострадавших. Сотрудники автоинспекции теперь выезжают на место только в определенных случаях. И в этой статье я расскажу вам, как действовать, если вы попали в дорожное происшествие, в котором, к счастью, не оказалось пострадавших.

Совсем недавно с июня 2018 года вступили последние изменения, касающиеся порядка оформления дорожных происшествий. Теперь участники могут обойтись без вызова сотрудников автоинспекции, если их авария будет соответствовать установленным требованиям:

  • стоимость повреждений, причиненных невиновной стороне происшествия, не должна превышать 100 тысяч рублей (так как страховщик максимально может компенсировать только эту сумму без регистрации происшествия сотрудниками ГИБДД);
  • оба водителя должны быть зарегистрированы по ОСАГО, при этом полис должен быть действующим на момент столкновения;
  • при оформлении документов оба участника должны прийти к общему согласию в том, кто из них является виновником произошедшего, а также не иметь разногласий по поводу обстоятельств произошедшего;
  • в аварии не должны пострадать или погибнуть люди;
  • не должен быть причинен вред другому материальному имуществу;
  • в происшествии должно участвовать не более 2 машин.

Это основные требования для тех ситуаций, когда участники могут оформить документы без вызова автоинспектора. Именно от них будет зависеть порядок действий.

Важно знать, что есть одно исключение для жителей Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти жители включены в специальный пробный проект, который в скором времени должен будет распространиться и на остальные регионы. При наличии у участников аппаратов со спутниковой системой ГЛОНАСС, которая позволяет им зафиксировать свое ДТП и предоставить о нем сведения через спутник, эти люди могут самостоятельно оформить документы при ущербе до 400 тысяч рублей.

Порядок действий без ГИБДД

Если ваша ситуация подходит под условия, которые предусмотрены для самостоятельного оформления происшествия, вы должны действовать в следующей последовательности:

  1. При столкновении с другим транспортным средством необходимо остановиться , заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак. При его установке надо соблюдать правила. В населенном пункте он должен быть установлен не ближе 15 м, а за его территорией не ближе 30 м.
  2. Выяснить у своих попутчиков, а также у пассажиров другой машины, нужна ли кому-нибудь медицинская помощь .
  3. Если никто не пострадал, то продолжаем действовать по данной инструкции.
  4. Зафиксируйте на фото и видео расположение автомобилей . Обязательно снимайте так, чтобы было понятно, кто в каком направлении двигался, куда пришелся удар при столкновении. Также заснимите дорожную разметку, знаки, месторасположение автомобилей на дороге. Заснимите окружающие дома, чтобы было понятно, относительно чего вы расположены на дороге.
  5. Далее автомобили необходимо убрать с дороги , чтобы не создавать помех другим водителям.
  6. После этого вы должны заполнить извещение о происшествии вместе с другим водителем. По-другому оно называется европротоколом. По своей сути это стандартный бланк извещения страховой компании. Для двух водителей потребуется один экземпляр, состоящий из 2 бланков и инструкции.
  7. При отсутствии европротокола надо составить на обычном листе схему ДТП , а также написать объяснительные от каждого водителя по поводу произошедшего. Впоследствии придется все равно заполнить извещение о ДТП, чтобы получить страховое возмещение.
  8. Если во время заполнения извещения между водителями возникли споры по поводу виновности одного из них, либо по поводу иных обстоятельств, на место происшествия придется вызвать сотрудников ГИБДД .
  9. После заполнения извещения участники происшествия могут разъехаться .

Помните, что заполнять извещение о происшествии нужно только в тех случаях, если один участник собирается обращаться за компенсацией к страховщику. В противном случае данный документ не понадобится. Если стороны смогли договориться и уладить конфликт на месте, то извещение не потребуется. Но лучше оформить письменный документ о том, что никто из водителей не имеет претензий к другому. Он может понадобиться для того, чтобы потом другой участник не смог обвинить вас в том, что вы покинули место происшествия.

Обращение в ГИБДД

Если нет пострадавших, но есть другие условия, при которых обязательно участие сотрудников ГИБДД, то вы должны действовать в следующем порядке:

  1. После выявления этих обстоятельств, вы должны принять решение , можете ли вы сами подъехать на пост ГИБДД, либо необходимо вызвать автоинспектора на место происшествия. Обычно вызывают их только тогда, когда есть спорная ситуация между участниками аварийного события.
  2. Если вы не можете договориться с другим водителем, заснимите все на видео и фото . Обязательно зафиксируйте местоположение обоих транспортных средств, дорожные условия, соседние здания и иные предметы, в относительной близости которых произошло ДТП.
  3. Освободите проезжую часть от своих транспортных средств.
  4. Дождитесь сотрудника ГИБДД и составьте с ним все документ ы. Предъявите ему видео и фотографии. Он должен составить справку о происшествии и вынести постановление о том, кто виновен в данной аварии.
  5. Далее вы должны составить на основании принятого автоинспектором решения извещение страховщику , где обязательно укажите виновника и невиновного.
  6. После этого вы должны получить копии составленных документов сотрудником ГИБДД. Они вам понадобятся для обращения в страховую компанию.

Если спорной ситуации нет, но есть другие обстоятельства для обязательной фиксации происшествия сотрудниками ГИБДД, вы должны составить извещение с другим участником аварии и приехать в ближайшее отделение дорожной автоинспекции. Перед отъездом с места события обязательно сделайте также подробные фото и видео расположения машин на дороге и относительно других зданий.

В отделении правоохранительные органы составят вам справку о происшествии и вынесут постановление. Эти документы в дальнейшем вы предоставите страховой компании.

Советы эксперта по правильному порядку действий вы можете посмотреть в этом видео.

Нюансы

Помните, что страховые компании будут компенсировать ущерб только в пределах, установленных законодательством. Поэтому, если вы не являетесь участником пилотного проекта, вы должны постараться оценить свой ущерб. Если вы не обратитесь в ГИБДД и ваш ущерб будет выше 100 тысяч рублей, то страховщик вам выплатит только эту сумму. Остальное вы должны будете требовать с виновника ДТП.

Если есть сомнения, относительно стоимости ущерба, лучше всегда обращаться в ГИБДД. Они выдадут вам необходимые документы, и вы в любом случае компенсируете причиненный вам ущерб.

Также в этом должен быть заинтересован сам виновник. Так как если страховщик компенсирует не весь материальный ущерб, причиненный им пострадавшему лицу, всю остальную сумму последний сможет взыскать с виновника. Чтобы этого избежать, лучше всегда дополнительно подстраховаться.

Также обязательно проверяйте, действительно ли второй участник имеет страховку ОСАГО. Ее легко проверить на сайте РСА. Потому что при ее отсутствии, вы обязаны фиксировать происшествие с помощью сотрудников ГИБДД, иначе страховщик откажет вам в выплате.

Водитель, садясь за руль, должен не только уметь управлять автотранспортом, но и знать порядок действий при попадании в аварию. В отдельных случаях допускается оформление ДТП без ГИБДД, используя для разрешения вопросов со страховой бланк извещения, прилагаемый к каждому оригинальному полису ОСАГО.

Несмотря на реальную возможность сэкономить силы и время, затрачиваемые на согласование со страховой выплат, до сих пор оформление европротокола не получило большого распространения среди автомобилистов. Причина кроется в незнании правил составления документа и получения выплаты по нему.

Что такое европротокол

Европротокол представляет собой документ, составляемый на месте аварии без вызова госавтоинспектора. Европротокол фиксирует обстоятельства происшествия и детали, касающиеся страхового случая, только в случае достижения единого мнения со вторым участником ДТП.

Основное назначение документа – отсутствие необходимости в ГИБДД, а также экономия сил и времени на оценку ущерба и согласование страховой выплаты. После подписания такого извещения, вопрос компенсации решается между страховщиками участников аварии.

Чтобы иметь право оформить ДТП через европротокол, должны быть соблюдены определенные условия, подробно описанные в п. 2.6.1 ПДД:

  • в аварии участвовало 2 транспортных средства;
  • в результате ДТП пострадало только транспортное средство;
  • оба участника согласны с информацией, занесенной в европротокол о факте происшествия.

Если все указанные условия выполняются, для получения компенсации ущерба авто можно обойтись без сотрудника ГИБДД.

Есть одно существенное ограничение применимости европротокола – если сумма повреждений, по мнению одной из сторон оказалась выше предельно установленного размера, необходимо действовать по стандартной схеме, с вызовом инспектора и предоставлением для осмотра авто в страховую.

В настоящее время действует единое ограничение выплаты по европротоколу – не больше 50000 рублей. Таким образом, компенсация по европротоколу предполагает нанесение автомобилю лишь незначительного повреждения. Если есть сомнения, в том, что возмещения будет достаточно, рекомендуется позвонить в автосервис и поинтересоваться ориентировочной стоимостью работ.

Основанием для получения страхового покрытия является заполненный обеими сторонами бланка извещения о ДТП. Садясь за руль, необходимо помнить об опасности и непредсказуемости дороги, поэтому помимо наличия полиса ОСАГО, следует в обязательном порядке проверять наличие данного бланка.

Последние изменения в порядке составления

По территории всей страны действует единая предельная сумма в 50 тысяч рублей, однако, в силу специфики регионов, на территориях московского региона и Санкт-Петербурга и области действуют спецтарифы.

Данное изменение введено с 2014 года и действует по сей день. Согласно особому тарифу для этих регионов, предельная компенсация может достигать 400 тысяч рублей.

Для получения повышенной выплаты по упрощенному порядку необходимо выполнение следующих требований:

  • предоставление документального подтверждения факта аварии страховщику, свидетельствовать об обстоятельствах ДТП, повреждениях авто могут фотографии и видеозаписи с места аварии;
  • информация должна быть зафиксирована навигаторами ГЛОНАСС.

Если требования не соблюдены, тариф остается таким же, как и в остальных субъектах Федерации, т.е. 50 тысяч рублей.

Порядок заполнения

Заполнять извещение довольно просто, если придерживаться указаний на бланке, кроме того, к извещению страховщик обязан прилагать подробную инструкцию заполнения документа.

Заполняя документ в следующем порядке, проблем с выплатой по европротоколу возникнуть не должно:

  1. Заполнение информации на первой странице (лицевая сторона) производится совместно участниками ДТП.
  2. Синие колонки на лицевой стороне заполняются по каждому автомобилю отдельно.
  3. Так как бланк предусматривает копирование, заполнение бланка должно производиться четким разборчивым почерком, чтобы на втором экземпляре информация была хорошо видна. Вероятно, придется сильнее нажимать на ручку, чтобы внести сведения разборчиво.
  4. Использование печатных букв обеспечит читаемость текста. Все незаполненные графы оформляются прочерками.
  5. После заполнения первой части, далее бланк разделяется и подписывается участниками.
  6. Оригинал остается у водителя, который претендует на получение возмещения со страховой, т.е. у невиновного автомобилиста.

Оборотная сторона заполняется самостоятельно, вносить в нее сведения можно уже после оставления места ДТП. Особенно важно, чтобы в графе, описывающей обстоятельства дела, не было указано лишней информации, если водитель собирается получить возмещение. Текст графы рекомендуется заполнить перечислением нарушений второго водителя со ссылкой на пункты ПДД.

Бывают ситуации, когда места в графе недостаточно для полного описания событий, в таком случае прикладывают отдельный лист бумаги, а на извещении делают запись «с приложением».

Заполненный с обеих сторон бланк относят в офис страховщика, с которым подписан договор страхования ОСАГО. К извещению прикладывают заявление с просьбой произвести страховое покрытие.

На видео об оформлении европротокола

Процесс получения возмещения с помощью европротокола гораздо удобнее, чем стандартная процедура. Знание водителей о своих правах и умение заполнять подобные бланки значительно сократило бы время согласования выплаты и избавило от лишних действий водителя.

Для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП по новым правилам по европротоколу, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно.

Новый образец европротокола при ДТП с 1 июня: пошаговая инструкция для самостоятельного оформления

С 1 июня 2014 года вступил в действие первый этап крупной реформы по упрощению порядка фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников ГИБДД – а соответственно, и в правилах оформления выплат по ОСАГО произойдут серьезные изменения.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

Большинство россиян не знают, смогут ли они правильно оформить собственную мелкую аварию по европротоколу , хотя действует эта процедура уже давно. А с 1 июня 2018 года в ней еще и произошли изменения. Рассказываем, как всё должно происходить.

Важных изменений произошло два:

  • Если раньше получить в качестве выплаты по ОСАГО можно было только 50 000 рублей, то теперь - 100 000. Эта мера увеличит количество аварий, попадающих под европротокол. Как следствие снизится нагрузка на экипажи ДПС и протяженность пробок.
  • Для четырех регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей) уже с 1 июня введен повышенный порог ущерба для упрощенного оформления ДТП при отсутствии разногласий – от 100 до 400 тысяч рублей.

Теперь можно составить европротокол, даже если у участников аварии есть разногласия касательно того, кто в ней виноват .

  • Правда, пока это применимо для ограниченного числа ДТП.
  • Дело в том, что хотя бы один автомобиль должен быть оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС для фиксации факта столкновения и его координат.
  • При несильном ударе автоматика, скорее всего, не сработает.
  • В таком случае можно связаться с оператором вручную, нажав клавишу SOS. Но - не позже 10 минут после инцидента.
  • Со временем должно появиться специальное мобильное приложение РСА. Оно станет альтернативой «эре», обладая защитой от корректировки данных, но пока его нет.

Для аварий с разногласиями изменится форма извещения о ДТП. В пункте 18 на лицевой стороне и в пункте 7 оборотной необходимо упомянуть факт разногласий и уточнить их суть. Кто получит возмещение и в каком размере, в этом случае будет решать суд.

Пошаговая инструкция, как оформить ДТП самостоятельно

Правила позволяют оформить аварию самостоятельно. Что нужно знать, чтобы не остаться без страхового возмещения?

Оформление аварии по европротоколу - это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение - и ждать выплаты по ОСАГО или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по европротоколу.

Начиная с 1 июня 2018 года для получения выплаты по ОСАГО можно будет оформить документы о ДТП в упрощенном порядке, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, при соблюдении следующих условий:

  • только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства.
  • в ДТП были повреждены только транспортные средства (нет вреда жизни или здоровью людей),
  • ответственность участников ДТП застрахована по правилам ОСАГО,
  • участники ДТП достигли соглашения по поводу обстоятельств ДТП, состава ущерба и его оценки и при этом сумма не превышает 100 тысяч рублей.

Случаи, когда аварию нельзя оформить по европротоколу:

  • Если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется.
  • Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди.
  • Если у второго водителя нет полиса ОСАГО.
  • И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват.

В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями системы ЭРА-ГЛОНАСС (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

Образец заполнения европротокола

Итак, если все условия соблюдены, можно приступать к заполнению извещения об аварии. Бланк извещения вручается при заключении договора ОСАГО. А еще его можно получить в любом отделении страховой компании или распечатать из интернета. В первом случае бланк будет самокопирующимся, во втором - придется заполнять каждый лист.

В заполнении граф нет ничего сложного, многие просто боятся ошибиться. По словам Светланы Ефремовой, специалиста отдела урегулирования убытков компании «АльфаСтрахование», водители часто упускают из виду, что необходимо заполнить все графы. Например, не отмечают нужные клетки в разделе «Обстоятельства ДТП» или не ставят подписи, подтверждающие отсутствие разногласий. Из-за такой невнимательности страховая компания может отказать в выплате.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2) , отмечаем число поврежденных машин (графа 3) . Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5) .

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6) . Указываем, что авария оформлена без инспектора ДПС (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7) .

Графы с 9 по 12 : пишем о своем автомобиле - кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую - другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12 .

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2) . В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 - указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение выплаты по ОСАГО

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии . Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее на осмотр в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально - появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии - дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное - не волноваться и не спешить.

Как оформить ДТП без инспектора с помощью гаджетов


Электронное оформление ДТП

Самостоятельное оформление дорожных аварий по европротоколу станет проще - для этого надо будет только перепрошить терминал ЭРА-ГЛОНАСС или установить специальное мобильное приложение.

Оформление через космос

Минтранс предложил облегчить эту малоприятную процедуру владельцам автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС (таких машин сегодня уже больше миллиона по всей стране). Для этого, правда, придется доплатить за перепрошивку штатно установленных терминалов, чтобы добавить так называемую функцию оповещения о ДТП.

Стукнулись, к примеру, две машины. Данные о столкновении (сила удара, ускорение и торможение автомобилей, координаты) автоматически передаются в центр ЭРА-ГЛОНАСС. У водителя будет десять минут, чтобы нажать кнопку экстренной связи и подтвердить оператору факт столкновения. Дальше участники ДТП с помощью специального приложения фотографируют место аварии и поврежденные машины.

Бланки извещения по европротоколу заполнять в этом случае всё равно придется. Преимущество владельцев автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС, заключается в том, что появится возможность получить максимальную выплату по ОСАГО - 400 тысяч рублей. Предложение находится в стадии обсуждения, дата запуска проекта неизвестна.

Плюсы и минусы:

  • Полученная выплата покроет расходы на практически любой мелкий ремонт
  • Всё равно придется вручную заполнять извещения. Да и мало кому понравится перепрошивать терминал за свои
Без бумажной волокиты

Сейчас лишь 32% дорожных происшествий фиксируются по упрощенке. Чтобы сделать эту процедуру привлекательнее, Банк России предложил эксперимент по оформлению аварий через электронное приложение «Помощник ОСАГО». Программа позволит обойтись без заполнения бумажных бланков. Отсутствие разногласий по поводу обстоятельств дорожного происшествия водители смогут подтвердить электронной подписью. Банк России предлагает для этого использовать комбинацию логина и пароля, получаемого при скачивании приложения, РСА - идентифицировать пользователя через портал госуслуг.

Водители фотографируют место столкновения, повреждения автомобилей, а дальше с помощью электронного меню заполняют извещение и в онлайн-режиме отправляют в свою страховую компанию. Это, безусловно, проще и быстрее бумажного оформления. Но насколько корректно в этом случае будет происходить фиксация происшествия и обработка информации в страховых компаниях, сказать сложно. Запустить пилотный проект планируют в ближайшие два года. И пока лишь на территории Москвы.

Плюсы и минусы:

  • Главный плюс - не нужно заполнять бумажные бланки. Оформление аварии с помощью смартфона займет не больше 15 минут.
  • «Помощник ОСАГО» анонсирован еще в прошлом году, а сейчас его лишь собираются обкатывать. При такой неспешности скоро ли появится полноценно работающий продукт?

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть . Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к . Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Схема ДТП

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны . Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

  • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Протокол осмотра места происшествия

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.


Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Документы, предоставляемые участникам аварии

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

Как быть со страховой

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.


Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
  2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
  3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Отказ в оформлении


Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

Оформление аварии по европротоколу - это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение - и ждать или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по - только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, - максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2) , отмечаем число поврежденных машин (графа 3) . Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5) .

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6) . Указываем, что авария оформлена без (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7) .

Графы с 9 по 12 : пишем о своем автомобиле - кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую - другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12 .

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2) . В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 - указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение страхового возмещения

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии . Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально - появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии - дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное - не волноваться и не спешить.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...