Оформление исследовательской работы школьника образец пример. Оформление научно-исследовательской работы


Как оформить исследовательскую работу?

Требования к печатанию рукописи

Текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4), расположенного вертикально; через 1,5 интервала, шрифт - Times New Roman Cyr ; Courier New Cyr . Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа - для того, чтобы в строках не было неправильных переносов. Поля не обводятся!

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нем, как и на оглавлении номер страницы не ставится). Цифру - порядковый номер страницы ставят в середине верхнего поля страницы, или в правом верхнем углу.

Каждая глава начинается с новой страницы, точно так же, как введение, заключение, список литературы, приложение.

Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трем интервалам Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфом Название глав печатается прописными буквами. В заголовке не допускается перенос слов и подчеркивание

Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 8 - 12 мм

Таблицы, рисунки, фотографии в приложении выполняются на стандартных листах Подписи и пояснения к ним помещаются с лицевой стороны Общий объем текста не регламентируется.

Структура исследовательской работы

Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными элементами которой являются титульный лист, оглавление (содержание), главы основной части, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист

Это первая страница исследовательской работы, она заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то дается подзаголовок.

Ближе к правому краю титульного листа пишется фамилия и инициалы исполнителя работы, ФИО научного руководителя, его должность, ученое звание и ученая степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление или содержание, которое содержит названия всех глав и параграфов, которые должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности. Они все начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Содержание

Введение................................................................................. ……………………………….…3

1. Обзор литературы...................................................................................................................4

2. Материал и методика.............................................................................................................6

3. Краткая физико-географическая характеристика (название района исследования) .….9

4. Результаты исследования.......................................................................................................11

4.1. (Название подраздела) ...................................................................................................12

4.2. (Название подраздела) ...................................................................................................и т. д.

4.3. (Название подраздела) ...................................................................................................

Выводы (или Заключение) ........................................................................................................

Литература...................................................................................................................................

Приложения…………………………………………………………………………………….

Введение

Здесь необходимо прописать актуальность, проблему, объект и предмет исследования, его цель и задачи, и путь ее достижения - гипотезу. Далее следует сделать краткий обзор источников литературы, которые помогли в написании работы, отметить то, что сделано по теме предшественниками, и определить свои подходы и позицию. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с письменными и вещественными источниками.

Основная часть

В разделах основной части, которая составляет 70% всего текста, подробно излагается ход исследования. Содержание разделов должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости разделы делятся на параграфы.

Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1., 4.2., 5.2.1. и т.п..

Все подразделы должны иметь заглавие.

Раздел "Материал и методика"

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования"

Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований"

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой цели.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов".

В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. Например: "Результаты исследований сведены в таблицу 1" или: "В результате мы видим (рис. 3), что...". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод.

Как написать текст исследовательской работы

Текст исследовательской работы должен представлять собой развернутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

В деле написания исследовательской работы приобретает особое значение умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к ней, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью. А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «итак», «в то время как», «следовательно», «прежде чем перейти к...», «рассмотрим», «остановимся», « в заключение отметим» и т.д.

В научном тексте часто встречаются слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписанным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что...».

В общем целом, стиль изложения служит показателем не столько того, насколько глубоко исследователь вошел в суть изучаемой темы, но и в целом говорит о его культуре.

Что такое неправильное цитирование?

Если не выбирать корректных формулировок, то все мы прекрасно понимаем, что речь идёт о плагиате. Но не всё так однозначно.

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено.

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - название таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ставится в соответствующей части таблицы

Таблица 2

Частота встречаемости различных компонентов

структуры видов в четырёх семействах птиц (по Майр, 1974)

Надвиды

Виды

Изоляты

Семейство

над-

полу-

полити-

моноти-

сильно

под-

слабо

виды

виды

пическ.

пическ

обос.

виды

обос.

Decaeidae

113

Dicruridae

5

Paradisaeidae

Ptilonorhynchidae

При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется: Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки, которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются чёрной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 -..., 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия даётся ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изменения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изменениями".

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено: в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы. Например, .

Заключение

Многие считают его самой сложной частью, как в отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. И завершается работа выводами , в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость (публикация материалов на страницах местной печати; введение исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры; строительство музейной экспозиции).

Список литературы

(Библиографический список)

В исследовательской работе предмет изучается при помощи источников. В первую очередь это: книги, брошюры, статьи, которые вместе с архивными документами составляют большую группу письменных источников по теме.

Источники необходимо начать искать в библиотеке в целях поиска опубликованных источников: монографий, сборников, журнальных и газетных статей. Сначала необходимо составить библиографию по теме исследования. Слово «библиография» происходит от греческого biblion (книга) + графия и означает выявление произведений и их описание.

Существуют правила библиотечного описания. Библиографическое описание - это совокупность сведений о документе, приведенных по определенным правилам и в определенной последовательности. Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами для того, чтобы запись была понятна читателям (ученым, специалистам, студентам и т.д.) всех стран.

Библиографическое описание книг какого-либо автора называется монографическим. Описание многотомного издания (например, собрания сочинений какого-либо писателя) называется сводным. Описание составной части издания (статьи из сборника, журнала, газеты и др.) называется аналитическим.

Монографическое описание:

Чудова Г.Ф. В те далекие годы: (Очерки по истории краеведения Вятской губернии). Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. 160 с.: ил.

Сводное описание:

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12 т. М.: Наука, 1987-1990.

Аналитическое описание:

Мусихин В.Е. Вятские губернаторы // Вятская земля в прошлом и настоящем: К 100-летию со дня рождения А.В. Эмаусского: Материалы респ. IV науч.-практ. конф. Киров, 1999. С.64-65.

Булдакова В. Былое и думы Валентина Сергеева: О книгах вятского историка // Бинокль. Киров, 2002. № 16. С. 24-25: фот.

Библиографическая запись составляется не по титульному листу или последнему листу книги. Следует смотреть на так называемый контртитул, там, где поставлен знак охраны авторского права - ©.

Приложение

Приложение включает в себя иллюстративный материал (ксерокопии документов, фотографий, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики). Каждая иллюстрация начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Связь текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию текста.

Помните о том, что ваши работы - лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом - ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учеными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться. Не останавливайтесь на достигнутом!

Шаблоны фраз и формулировок для курсовых и дипломных работы (ВКР, проектов и т.п. исследовательских и учебных работ).

Фразы и шаблоны для исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ
В начале сообщается тема работы и обоснование её выбора.
Предлагаемая Вашему вниманию дипломная / курсовая работа посвящена …
Думали ли Вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на то, что … / задумался над этим вопросом, когда …
Стремление понять … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Мне всегда было интересно, почему …
Тема нашей работы: «…». Выбор данной темы обусловлен тем, что...
Данный вопрос связан с моим профессиональным будущим, поэтому уже сейчас я интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Исследуемый вопрос (тема работы) оказал непосредственное влияние на мою жизнедеятельность (отразился на жизни моих родных и друзей), в связи с чем...
  • Актуальность
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время …
(тема)… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Сегодня мы всё чаще слышим и употребляем слово …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является особенно актуальной, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий и споров в сообществе учёных-юристов/экономистов/историков.. и т.д. в зависимости от научной сферы.
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности т.к. …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На данный момент существует два противоположных взгляда на данный вопрос …
  • Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако, мы решили рассмотреть анализируемую проблему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Существующие теоретические разработки и практические изыскания поверхностно исследуют вопрос..., в связи с чем, возникла необходимость более тщательной разработки данной темы в рамках этой дипломной работы (курсовой работы).
Представленные на сегодняшний день научные разработки в сфере... весьма подробно отражают ключевые аспекты....(тема), однако объективные реалии нынешнего дня требуют изучения данного вопроса в контексте актуальных тенденций... (сфера исследования).
  • Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Цель данной дипломной работы — разработать... / определить... / рассчитать...
Цель данной курсовой работы — исследовать.... /сформулировать...
Основная цель данного исследования — ответить на вопрос … / доказать, что …
  • Задачи
Для реализации сформулированной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
К задачам работы относятся:

Примеры задач:
1. Привести обзор литературы по теме..
2. Сформулировать понятие …
3. Рассмотреть / представить классификацию видов... (предмета исследования)
4. Найти примеры … в … / собрать материал … / исследовать состав … / измерить уровень …
4. Провести опрос / наблюдение / эксперимент /
5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты исследования
6. Сделать выводы о …
7. Сформулировать предложения по совершенствованию...

ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)

Основные термины и понятия, история вопроса:

Ключевые понятия для нашего исследования - это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Клюев С.С. понимает под термином …
Петров В.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Вначале обратимся к истории вопроса …
Общепризнанным считается …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте …
Из книги … мы узнали, что …
Согласно позиции Усова И.Н., высказанной в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Вместе с тем,..
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом важно отметить, что …

Вторая глава - описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником приведенных примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 представлены …
На рисунке 3 вы можете видеть …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:...
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной курсовой / дипломной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Данной работой я хотел бы привлечь внимание общественности и научного сообщества к проблеме …
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю
В ходе выполнения работы я узнал/ научился/ выяснил... / открыл для себя …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел важный опыт … Уверен, что полученные мной знания позволят мне... избежать ошибок / помогут правильно …/ добиться...
Исследование в корне изменило мое представление о... / мнение … / понимание...
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей у меня вызвало … (проблемы исследования).

Сборник и фраз и шаблонных выражений для написания исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных работ.


Исследователь должен логически написать работу, грамотно пользуясь необходимой терминологией, а во время защиты ясно излагать свои мысли и приводить конкретные доводы. НИР имеет несколько классификаций:

  • фундаментальный, приобретение новых теоретических знаний, научных данных и закономерностей в исследуемой области;
  • поисковой, разработка новейших прогнозов формирования в науке и технике, а также поиск и открытие не существовавших закономерностей;
  • прикладной, решение определенных научных проблем для создания новых путей решения (разработка методик, рекомендаций и пошаговых инструкций).

Составляя научную работу, учащийся должен самостоятельно проводить исследования, которые смогут решить конкретные задачи. Работа должна полностью раскрывать все накопленные знания и умения студента. НИР ставит перед учащимся определенные цели , которые важно учитывать при исследовании и написании всего материала:

  • развивать умения к самостоятельным исследованиям, которые можно применять для решения актуальных проблем;
  • тщательное исследование уже существующих работ, как на территории нашей страны, так и за границей;
  • умение самостоятельно изучать выбранную проблему;
  • демонстрация навыков анализировать и систематизировать полученные в ходе исследований данные;
  • развить интерес к НИР.

Как только учащийся получает задание, он должен с ним ознакомиться и при необходимости, не стесняться задавать вопросы. Не нужно откладывать работу на потом, так это может затянуться. Над научной работай необходимо трудиться регулярно, качественно выполняя все задания и рекомендации руководителя. НИРом нужно заниматься регулярно и уделять ему много времени, но это того стоит, так как только за несколько семестров можно получить по настоящему качественную работу. Важно не расстраиваться если, что-то не получается, так как все учатся и в этом нет ничего страшного. Учащемуся необходимо запомнить четыре основных правила, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей:

  • регулярно трудиться;
  • руководитель не должен полностью направлять все шаги учащегося;
  • не стесняться брать на себя инициативу;
  • понимать, что каждый имеет право на ошибку.

Тема, задача и материал научной-исследовательской работы

Тема – это очень широкое понимание, которое может изменяться в ходе написания работы. Тему можно направить в любое удобное для учащегося русло, чтобы она выгодно подчеркивала его знания и понимания в выбранной работе.

Задача – это более конкретное понятие, так как имеет четкую постановку, ее еще называют ДНК (что Дано, что Найти и каковы Критерии решения проблемы). Задачи бывают более сложные и полегче, руководитель самостоятельно выбирает учащемуся исходя из его навыков.

Материал – это информация, которая предоставляется исключительно в электронном виде. Это может быть доказательство теоремы, различные графики, черновая работа отчета, результаты экспериментов и опытов. За годы обучения учащийся должен научиться предоставлять свои работы в том формате, который требуется.

Выбор подходящей темы НИР

Разработано два практических шага, которые помогут правильно подобрать тему для написания научного труда. Учащемуся может подобрать тему руководитель или же он тему выбирает самостоятельно в зависимости от своих знаний и предпочтений. Выбор можно сделать в пользу многих наук:

  • математика («Предельные цифры», «Плотные упаковки и периодичность», «Тригонометрия и комплексные числа», «Уравнения и системы», «Математика и музыка» и т. д.);
  • физика («Строение Галактики», «Влияние луны», «Космические мазеры», «Ионные слои космической системы», «Проблема выхода РБ в космос» ит. д.);
  • физика и химия («Общее физики, химии и развитие физхимиии», «Пределы Периодической системы», «Плотные упаковки, оболочки и ядра», «Энергии ионизации и диссоциации» и т. д.);
  • химия («Прошлое и будущее периодических систем», «Химия как основа биологии», «Понятие флогистона как электрона», «Химия и превращения сахара» и т. д.);
  • биология («Классы растений», «Загадки сна», «Анализ смертности», «Электрограммы различных органов», «Проект Вавилова-Лысенка» и т. д.);
  • биология и химия («Необходимость содержания калия в организме», «Роль радиозотопов в биологии», «Развитие зеленой революции», «Основные причины смертности» и т. д.);
  • человек общество государство («Нервные и психические болезни и нарушения», «Немецкая психология, анализ Гете», «СОС-комплекс», «Право правонарушения», «Права учащихся» и т. д.);
  • введение в экономику;
  • история.

Структура НИР

Вся научная работа должна оформляться в соответствии с установленными нормами, поэтому она должна быть представлена таким образом:

  • титульный лист (первая страница, заполненная по определенным правилам);
  • содержание (вторая страница, на ней указываются главы и параграфы с соответствующими им страницами);
  • введение (указывается проблема, а также ее актуальность и практическая значимость проблемы);
  • основная часть (необходимо полностью раскрыть суть научной работы);
  • вывод (лаконично сформулировать вывод материала);
  • заключение;
  • список используемой литературы;
  • приложения.

Как написать научно-исследовательскую работу правильно

Опытные специалисты разработали единые верный алгоритм, который поможет написать качественную научно-исследовательскую работу. Учащийся должен тщательно изучить данную разработку и придерживаться этих рекомендаций. Тогда он сможет без проблем осуществить задуманное:

  • необходимо собрать всю доступную информацию о данной проблематике;
  • провести тщательный анализ и обобщить полученные знания;
  • грамотно разработать план действий;
  • подобрать метод, для проведения исследования;
  • провести исследование;
  • тщательно обработать полученную информацию;
  • нужно письменно оформить материал в виде целостного текста;
  • сдача работы на рецензирование;
  • предоставление к защите;
  • защита работы.

Научно-исследовательская работа (НИР) – как написать правильно обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Предлагаемая Вашему вниманию работа была представлена на Международной конференции "Интеллуктуал" в г.Саров моей ученицей Шошиной Олесей . Работа получила высокую оценку жюри (диплом II степени).

Мониторинг малого водоема урбанизированной территории
с целью создания рекреационной зоны

Научный руководитель:
Корниенко Наталья Павловна
учитель биологии

Введение

Стремительная урбанизация природных биоценозов отрицательно сказывается на экологическом состоянии нашей планеты и негативно отражается на здоровье людей. В городах остается все меньше и меньше «уголков естественной природы», где можно отдохнуть после напряженной работы, погулять с детьми. В городе Кемерово эта проблема стоит достаточно остро и требует внимания общественности и властей.

Цель работы: изучение экологического состояния малого водоема, расположенного в Заводском районе города Кемерово для дальнейшего его использования в рекреационных целях.

Задачи:

  1. ознакомиться с теоретической литературой об экологическом состоянии водоемов урбанизированных территорий;
  2. провести мониторинг данного водоема по следующим параметрам:
  • физические свойства воды;
  • химический состав воды;
  • флора водоема и прилегающей территории;
  • оценка антропогенного давления;
  • сравнить экологические параметры исследуемого пруда с параметрами природного водоема, находящегося за чертой города (озеро Суховское);
  • составить прогноз развития водоема.
  • предложить проект рекреационной зоны
  • Гипотеза:

    если экологическое состояние пруда соответствует нормам, то на месте заброшенного пруда, можно создать рекреационную зону, обладающую оздоровительным потенциалом для горожан.

    Глава 1. Общая характеристика водно-ресурсного потенциала Кемеровской области

    Гидрографическая сеть Кузбасса принадлежит бассейну верхней Оби и представлена довольно густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Общий объем поверхностного стока составляет 37 км³ (6,4% от поверхностного стока Западно-Сибирского региона). Реки Томь и Иня – основные поверхностные источники водоснабжения Кемеровской области.

    Общее количество озер (вместе с речными старицами) составляет 850 ед., суммарная площадь 101 км², что составляет 0,1% от всей площади Кемеровской области. Также для Кузбасса характерно наличие искусственных озер, образованных в результате отработки угля и других полезных ископаемых. Данные озера имеют глубину до 80-120 м и, соответственно, большой объем при небольшой площади.

    Из существующих в области водохранилищ наиболее крупными (с объемом более 10 млн м³) являются: Беловское водохранилище – 59 млн м³, Кара-Чумышское – 61 млн м³, Журавлевское – 31,59 млн м³, Дудетское – 36 млн м³, запасы воды которых используются в энергетике, для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения, рыборазведения и в рекреационных целях.

    Однако, с учетом возрастающей антропогенной нагрузки на водные объекты, которая обуславливается введением новых мощностей (в первую очередь на действующих предприятиях угольной промышленности и гидроэнергетики), возможно формирование напряженного водохозяйственного баланса на отдельных водных объектах, особенно в период зимней межени.

    Использование водных ресурсов

    Характеристика поверхностных водных объектов (на постах контроля города Кемерово) приведена по данным наблюдения ГУ «Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за 2002 – 2006 год включительно. В течение 2006 года проводилось биотестирование проб воды р. Томь, отобранных в двух створах города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково). Было исследовано 22 пробы воды, острой токсичности не выявлено.

    Таблица 1. Динамика среднегодового загрязнения реки Томь выше и ниже города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково),
    доли ПДК (для водоемов рыбохозяйственного значения)

    Наименование

    загрязняющего вещества

    Азот аммонийный

    Азот нитритный

    Нефтепродукты

    1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка

    2 строчка – отбор проб д. Подъяково

    УКИЗВ – Удельный комбинаторный индекс загрязнения воды. (Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям РД 52.24.643-2002). Рассчитывается с 2005 года. Значения: до 1 – вода условно чистая, от 1 до 2 – вода слабо-загрязненная, от 2 до 3 – вода загрязненная, от 3 до 4 – вода очень загрязненная, от 4 до 8 – вода грязная, от 8 до 11 – вода очень грязная, от 11 и выше – вода экстремально грязная.

    Таблица 2. Масса загрязняющих веществ со сточными водами (в тоннах)

    Наименование

    веществ

    Всего (без учета БПКп и ХПК)

    Сухой остаток

    Сульфаты

    Взвешенные вещества

    Азот аммония

    Основными загрязняющими веществами являются соединения азота, фенол, нефтепродукты, легкоокисляемая органика. Уменьшились среднегодовые концентрации фенолов, нефтепродуктов, тяжелых металлов (цинка, меди), однако повысилось загрязнение железом на всем контролируемом участке.

    В 2006 году в реке Томь в районе города Кемерово были обнаружены хлорорганические пестициды (для водоемов рыбохозяйственного значения предусмотрено отсутствие пестицидов).

    Кислородный режим реки удовлетворительный, среднее содержание растворенного кислорода по сравнению с предыдущим годом повысилось.

    Понятие пруда. Классификация

    Наряду с крупными уникальными водохранилищами в Кемеровской области, построено большое количество малых водохранилищ-прудов.

    Пруд - это искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей площадью обычно не более 1 км 2 .

    Наполнение прудов обеспечивается местным стоком:

    • талыми и дождевыми водами,
    • родниками,
    • паводковыми водами малых рек равнинной, предгорной и горной части края.

    Пруды как инженерные сооружения могут быть:

    • русловыми,
    • пойменными,
    • балочными,
    • копанями.

    Исследуемый пруд относится к пойменным.

    Пойменные пруды-водохранилища образуются путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки оградительной дамбой. Заполнение пруда и сброс воды из него осуществляется, как правило, самотёком из реки и назад в реку ниже по течению.

    Схема пойменного пруда.

    1 - река; 2 – чаша пруда; 3 – дамба обвалования; 4 – подводящий канал; 5 – водозаборное сооружение; 6 – сбросной канал; 7 – шлюзы–регуляторы; 8 – сбросное сооружение.

    Глава 2. Материалы и методика работы

    Исследования проводились в летний период 2010 – 2011 годов.

    Объект исследования – пойменный пруд - расположен на территории города Кемерово, рядом с жилыми домами по улице Космической. Имеет размеры: 197 метров в длину и 36 метров в ширину. Пруд не имеет названия. Он образовался путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки Искитимка оградительной дамбой. Рядом с прудом располагается гаражный кооператив.

    Выбор объекта исследования обусловлен рядом причин:

    а) он соответствует основным критериям выбора объекта (искусственный водоем в городских условиях);

    б) водоем ещё находится в состоянии, подлежащем восстановлению.

    При отборе проб воды на анализ мы придерживались определенных правил:

    1. для анализа нужно использовать стеклянную или пластиковую тару из-под минеральной воды объемом 1,5 литра.
    2. в природных источниках тару опускаем ниже уровня поверхности на 10-15 см.
    3. бутылку необходимо промыть изнутри водой, которая будет браться на анализ.
    4. после набора воды необходимо слегка сдавить бутылку, чтобы не попал воздух или закрыть бутылку под водой.
    5. все анализы должны проводиться в течение 24 часов после взятия пробы.

    В период лета 2010 годы были изучены состав и структура сообщества прибрежных водно-болотных растений. При изучении физического состава проб воды использовала метод качественных реакций на содержание хлора и сульфатов. Также был проведен сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховское по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций, влиянию антропогенного фактора.

    Среди органолептических показателей мы обращали внимание на интенсивность запаха, цвет, мутность воды.

    Таблица 3. Оценка интенсивности запаха воды.

    Интенсивность запаха

    Характер появления запаха

    Оценка интенсивности запаха

    запах не ощущается

    очень слабая

    запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

    запах замечается, если обратить на него внимание

    заметная

    запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

    отчетливая

    запах обращает на себя внимание и пытается воздержаться от питья

    очень сильная

    запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

    Таблица 4. Оценка цветности воды.

    Таблица 5. Оценка мутности воды.

    Летом-осенью следующего, 2011 года мы продолжили наблюдения за сообществом прибрежных водно-болотных растений, следили за общим состоянием пруда, влиянием антропогенного фактора. Также был сделан анализ пробы воды в лаборатории Мариинского ликеро-водочного завода. Затем мы сравнили полученные показатели с ПДК веществ (Предельно Допустимые Концентрации); также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми около п. Металлплощадка и д. Подъяково; вычислили ИЗВ (Индекс Загрязненности Воды) по следующей формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде;

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей.

    Таблица 6. Оценка качества воды в зависимости от полученного показателя ИЗВ.

    Полученное значение ИЗВ

    Класс воды

    Текстовое описание воды

    <0,2 для пресной

    0,25 для морской

    Очень чистая

    Умеренно загрязненная

    Загрязненная

    Очень грязная

    Чрезвычайно грязная

    Глава 3. Результаты исследования

    Описание растительного сообщества прибрежной зоны водного биоценоза

    Оп 1, 2010 К. 17.06.10

    Территория изучаемого водоема.

    Прибрежное растительное сообщество.

    атм. давление = 748 мм. рт. ст.

    ветер = 2 м/с

    влажность воздуха = 20%

    Общая высота травостоя ≈ 1м

    ОПП (Общее Проективное Покрытие) = 30-40%

    Состав сообщества описан в приведенной ниже таблице.

    Таблица 7. Описание сообщества прибрежных водно-болотных растений

    Семейство

    Представители

    Сложноцветные

    р.Репейник (Arctium)

    Одуванчик обыкновенный (Taraxacum officinale)

    Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris)

    Осот полевой (Sonchus arvensis)

    Мать-и-мачеха (Tussilago)

    Тысячелистник обыкновенный

    (Achillea millifolium)

    р.Донник (Melilotus)

    Клевер ползучий (Trifolium repens )

    Клевер луговой (Trifolium pratense)

    Горошек заборный (Vicia sepium)

    Ива белая (Salix alba)

    Тополь белый (Populus alba)

    Мятлик луговой (Poa pratensis)

    Ежа сборная (Dactylis glomerata)

    Хвощовые

    Хвощ болотный (Equisetum palustre)

    Хвощ полевой (Equisetum arvense)

    Кленовые

    Клен ясенелистный (Acer negundo)

    (Chenopodiacecae)

    р.Лебеда (Аtriрlех)

    Подорожниковые

    (Plantaginaceae)

    Подорожник большой (Plantago major)

    Крапивные

    Крапива двудомная (Urtica dioica)

    Яснотковые

    Будра плющевидная (Glechoma hederaceae)

    Гречишные

    Горец птичий (Polygonum aviculare)

    Зонтичные

    Купырь лесной (Anthriscus silvestris)

    Осоковые

    р.Камыш (Scirpus)

    Рогозовые

    р.Рогоз (Typha)

    Розоцветные

    Лапчатка гусиная (Potentilla anserina)

    Лютиковые

    Лютик едкий (Ranumculus acer)

    Изучение химического состава воды

    Изучение химического состава воды проводилось при помощи качественного анализа.

    Качественная реакция на ион хлора.

    Для обнаружения ионов хлора в пробе воды мы добавляли к жидкости нитрат серебра. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xCl + AgNO 3 AgCl ↓ + xNO 3

    xCl – некоторое соединение, в состав которого входит хлор

    AgNO 3 – нитрат серебра

    AgCl↓ - осадок, указывающий на наличие хлора

    xNO 3 – продукт реакции.

    При добавлении нитрата серебра мы наблюдали появление мутного, творожистого осадка, что свидетельствует о наличии хлора в пробе воды.

    Качественная реакция на сульфаты.

    Для обнаружения сульфатов в пробе воды мы добавляли к жидкости хлорид бария. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xSO 4 + BaCl BaSO 4 ↓ + xCl

    xSO 4 – некоторое соединение, в состав которого входит сульфат

    BaCl– хлорид бария

    BaSO 4 ↓ - осадок, указывающий на наличие сульфата

    xCl– продукт реакции.

    При добавлении хлорида бария мы наблюдали появление белого осадка, что свидетельствует о наличии сульфатов в пробе воды.

    Сравнительный анализ

    Мы провели сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховского по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций. Озеро Суховское расположено на территории Ботанического сада города Кемерово. Имеет размеры: около 1 км в длину и 100 метров в ширину. Итоги анализа приведены в следующих таблицах:

    Таблица 8. Сравнение органолептических показателей.

    Таблица 9. Сравнение физических и химических показателей.

    Таблица 10. Сравнение внешнего вида.

    Место отбора пробы

    Присутствие нефтепродуктов

    (разводы на поверхности)

    Присутствие твердых частиц

    (отсутствие разводов)

    озеро Суховское

    (отсутствие разводов)

    Таблица 11. Влияние антропогенного фактора.

    Динамика изменений

    Наблюдения за прудом были продолжены летом 2011.

    Динамика изменений характеризуется следующим образом:

    1. сообщество прибрежных водно-болотных растений качественно не изменилось. Наблюдали те же виды, что и в прошлом году;
    2. на поверхности пруда и по его берегам накапливается все больше мусора (пластмассовых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов и др);
    3. водоем сильнее зарос водорослями и другими водными растениями;
    4. примерно в середине октября была проведена чистка пруда. Убрали все бутылки, пакеты, отчего водоем стал выглядеть гораздо лучше. Здесь явно наблюдалось положительное антропогенное давление;
    5. на пруд уже не первый год прилетают гнездиться кряквы – дикие утки;
    6. также этим летом нам удалось увидеть ондатру – мускусную крысу. Мы предполагаем, что на пруду обитает не одна особь, а две. Зверь очень осторожный и хорошо скрывающийся, за ним трудно вести постоянное наблюдение. Объяснить, как ондатра могла сюда попасть, можно только одним способом. Скорее всего, зверь по ближайшей реке (Искитимке) попал сюда и нашел условия водоема наиболее благоприятными.

    Выводы по лабораторному анализу воды

    Осенью был сделан лабораторный анализ пробы воды из пруда. Результаты можно посмотреть в Приложении 1.

    Мы сравнили полученные показатели с ПДК. Результаты сравнения представлены ниже в таблице.

    Таблица 12. Сравнение полученных в лаборатории показателей с ПДК.

    Определяемые

    показатели

    Результаты исследования

    ПДК мг/л

    Ион аммония

    Ион нитратов

    Ион нитритов

    Щелочность

    Алюминий

    Гидрокарбонаты

    Сульфаты

    Жесткость

    Сухой остаток

    Взвешенные вещества

    Окисляемость

    Нами был вычислен Индекс Загрязненности Воды по данной формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей

    В итоге мы получили ИЗВ = 0,01969 , что свидетельствует о I классе воды (очень чистая).

    Также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми в 2006 году около п. Металлплощадка и д. Подъяково

    (1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка, 2 строчка – отбор проб д. Подъяково).

    Таблица 13. Сравнение показателей воды из пруда и воды из р.Томь.

    Выводы

    На основе результатов исследований, проведенных в 2010 и 2011 годах, были сделаны следующие выводы:

    1. на основе теоретических данных, состояние водных ресурсов нашей области улучшается, вследствие усовершенствования технологий на предприятиях Кузбасса;
    2. в фитоценоз прибрежной зоны входит растения, принадлежащие к 16 различным семействам; основу сообщества составляют представители семейства сложноцветных (6 видов), как наиболее устойчивые к внешним факторам;
    3. качественные реакции указывают на наличие хлоридов и сульфатов в пробах воды;
    4. главным антропогенным загрязнителем является бытовой мусор (предметы из полиэтилена, пластмассы, пенопласта), который не способен переработаться микроорганизмами и отравляет биоценоз пруда;
    5. сравнительный анализ искусственного и естественного водоемов показывает, что главная причина различий - это влияние антропогенного фактора;
    6. динамика изменений состояния пруда в 2010 и 2011 годах показывает, что влияние антропогенного фактора усиливается; наряду с отрицательным антропогенным давлением (увеличение количества мусора) наблюдается и положительное (очистка пруда);
    7. все показатели ПДК в норме;
    8. низкое значение ИЗВ свидетельствует о хорошем качестве воды; такую воду можно употреблять в бытовых целях;
    9. вода из изучаемого нами пруда лучше по большинству показателям по сравнению с водой из реки Томь. Только один показатель (ХПК) выше в пруду, чем в реке. Это может свидетельствовать о том, что в водоеме содержится больше органических и неорганических остатков, не перерабатываемых микроорганизмами пруда. Хотя в целом показатель в пределах ПДК.

    Проект рекреационной зоны.

    Таким образом, изучаемый малый водоем на территории г. Кемерово можно считать безопасным для здоровья человека. В связи с этим целесообразно рациональное и грамотное использование данного природного ресурса. Итогом нашей исследовательской работы стал проект по созданию рекреационной зоны на данной территории.

    Вблизи пруда достаточно местности для оборудования парковой зоны. Если разделить эту местность на отдельные участки, то она должна получиться очень удобной в использовании для жителей близлежащих домов.

    Примерный план рекреационной зоны представлен в приложениях 2 и 3 .

    Предложения по улучшению:

    1. Конечно, водоем нужно очистить и периодически поддерживать его чистоту.
    2. Гаражный кооператив до водоема можно разместить более компактно, даже если оставить все его составляющие.
    3. Территорию за прудом, которую мы отметили, как «Парковая зона» стоит выровнять и проложить удобные тропинки, без ущерба для растительности.
    4. Тропу вокруг пруда стоит выровнять и немного расширить
    5. «Игровую зону» оборудовать площадкой для детей.
    6. «Зону отдыха» снабдить скамьями и беседками.
    7. Разнообразить растительность и привести в порядок уже существующую.

    Литература

    1. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.: ил. – (В помощь учителю).
    2. Дружинин С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 20).
    3. Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д. Мониторинг водных объектов в школьном курсе: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.-108 с.

    Приложение 1.
    Протокол лабораторных испытаний.



    Приложение 2.
    Местность на данный момент.


    Выбор редакции
    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...