Охрана труда с переносным электроинструментом. Xliv


В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения. По этим признакам выделяютсяследующие типы уроков технологии:

1. Теоретический урок (приобретения учащимися новых знаний);

2. Практический урок (формирования умений и навыков, применение знаний на практике);

3. Комбинированный или смешанный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в системе трудового обучения).

4. Контрольно-проверочный урок (проверка и оценка знаний, умений и навыков);

5. Урок-лабораторная работа;

6. Урок по решению технических задач.

Из представленных 6 типов основными являются первые 4 типа, на изучении которых мы и остановимся.

Урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Все вышеперечисленные типы уроков имеют свою структуру, характеризующую их.

Под структурой урока понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.

Теоретический урок - занимает, как правило, не более одного академического часа, поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия.

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года и при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, то есть в тех случаях, когда нужно организовать усвоение значительной части теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока может включать в себя:

1. Организационную часть, сообщение его темы и целей;

2. Изложение теоретического материала;

3. Закрепление его путем краткого опроса;

4. Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

5. Итоги урока;

6. Задание на дом;

Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.



Примерная структура практического урока:

1. Организационная часть

2. Сообщение темы, цели, и задач урока

3. Вводный инструктаж

4. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя

5. Итоговая часть

Комбинированный урок (смешанный) представляет собой как бы соединение элементов практического и теоретического урока. Данный тип урока является наиболее характерным для предмета «Технология».

Существуют различные структуры данного типа уроков. Рассмотрим наиболее распространенные.

Кругликов Г.И. предлагает такую структуру :

1. Организационная часть;

2. Проверка выполнения домашнего задания;

3. Повторение ранее пройденного учебного материала;

4. Изложение нового материала;

5. Закрепление изученного материала;

6. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания (если оно предполагается).

7. Уборка рабочего места.

Организация обучающихся. Это проверка явки учащихся, их технической, санитарной готовности к предстоящему занятию. На этом этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных. Обычно на это уходит 2-5 минут.

Проверка выполнения домашнего задания. Этот этап может быть, если было домашнее задание, а может и отсутствовать. Тогда эту часть занятия можно отвести под контроль за работой над проектами.

Повторение ранее пройденного учебного материала. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос, по окончании которого преподаватель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки, сообщает оценки.

Изложение нового материала. Сообщение теоретических сведений, знакомство с новыми понятиями, операциями и т.д.

Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике, отработка

навыка в работе, т.е. практическая работа, которая занимает большую часть учебного времени.

Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания. Каждый урок технологии завершается подведением итогов независимо от того, в каком состоянии находятся изделия учащихся. Подведение итогов обычно сопровождается оценкой знаний и умений учащихся. В тех же случаях, когда выполненная на уроке работа не может быть оценена в баллах (например, операция начата, но не закончена), учитель ограничивается общей характеристикой деятельности учащихся. Также в конце занятия учителем могут быть заданы вопросы по анализу данного занятия. Что нового узнали? Чему научились? И т.д.

Тхоржевский Д.А. предлагает такую структуру :

1.Организационная часть;

2.Изложение нового материала (в данном случае это сообщение тех сведений, которые не будут использованы на данном уроке);

3.Практическая работа (вводный инструктаж);

4.Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж);

5.Подведение итогов (заключительный инструктаж);

6.Домашнее задание

7.Уборка рабочего места.

Из данной структуры урока рассмотрим только инструктажи.

В педагогической литературе инструктаж рассматривается по-разному - как метод обучения или их совокупность, как составная часть урока. Для условий работы на уроках технологии в общеобразовательной школе правомерна как первая, так и вторая трактовка инструктажа.

Инструктажи относятся только к практической части урока.

Под инструктажем понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся.

Виды инструктажа

По своему характеру инструктажи делятся на следующие виды: вводный, текущий и заключительный инструктаж .

Вводный инструктаж - это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися при самостоятельной работе.

Вводный инструктаж включает в себя :

Объяснение предстоящей работы;

Последовательность ее выполнения;

Демонстрацию приемов работы;

Показ и объяснение приемов контроля и самоконтроля за ходом и результатами работы;

Вводный инструктаж учащихся на занятиях технологии является обязательным .

Текущий инструктаж (групповой, фронтальный или индивидуальный). Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы .

Он заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, соблюдение ТБ, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ, устраняет неточности.

Заключительный инструктаж (подведение итогов) включает в себя демонстрацию качественно выполненных изделий и изделий бракованных (если такие есть), общую характеристику работы учащихся, анализ допускаемых учащимися ошибок, соблюдение дисциплины и правил ТБ, оценку работ учащихся. Урок заканчивается подведением общих итогов.

Контрольно-проверочный урок имеет, конечно, целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии. Для этого учитель может использовать карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защиту.

Урок - лабораторная работа - разновидность практических уроков, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной практической деятельностью, но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с изучением материалов (древесины, металлов, тканей и других материалов), исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений, станков и других технологических, энергетических и транспортных машин. Они обычно не требуют длительного времени, поэтому проводятся в течение одного академического часа.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них ученики решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно-техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению других технических задач, например, расчету режимов машинной обработки материалов и др.

10. Комбинированный урок. Схема плана- конспекта комбинированного урока.

дата___класс__№урока___

Тема урока___

Тип урока___

Цель урока____

задачи урока___

Методы проведения занятия___

объект труда___

Межпредметные связи__

материально-техническое оснащение___

литература для учителя___

литература для учащихся___

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НСО«МАСЛЯНИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ АГРАРНЫЙ ЛИЦЕЙ»

МАСЛЯНИНО-2015

    Введение

    Формы проектирования урока

    Заключение

    Используемая литература.

ВВЕДЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ ПРЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Типовая схема учебного занятия

    Постановка целей и задач

    воспитание толерантности.

    развитие мышления;

    учебно-наглядные пособия;

    средства контроля.

6.Групповая дискуссия

7.Самоконтроль и самооценка

8.Подведение итогов

9.Домашнее задание

10.Специальное повторение

11.Контроль усвоения знаний

Формы проектирования урока

    План –

    Конспект-

    Методическая разработка –

Примерная схема плана урока теоретического обучения

    Цели урока:

ХОД УРОКА

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

    вводный;

    обобщения и систематизации;

    контроля и проверки;

    комбинированный;

    интегративный;

    нетрадиционный.

Примерная схема плана урока производственного обучения

Цели урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ХОД УРОКА)

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

    вводный;

    контрольно-проверочный урок.

    Организационная часть.

    Вводный инструктаж.

    Заключительный инструктаж.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 77»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

специальных дисциплин по профессии

«Мастер отделочных строительных работ» Г.И. Сафронова

МАСЛЯНИНО-2014

    Введение

    Принципы проектирования теоретических уроков в системе НПО

    Типовая схема учебного занятия

    Формы проектирования урока

    Примерная схема плана урока теоретического обучения

    Примерная схема плана урока производственного обучения

    Заключение

    Используемая литература.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из профессиональных задач преподавателя или мастера производственного обучения является организация учебной деятельности в образовательном процессе.

Можно выделить три этапа любого профессионального действия, в том числе и педагогического. Это три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный. В педагогической деятельности – это:

    Проектирование учебной деятельности, включая прогнозирование результата, т.е. постановку целей.

    Непосредственно организация учебной деятельности.

    Оценка результата учебной деятельности и анализ.

Так как основной формой процесса обучения является урок, то рассматривая с точки зрения деятельностного подхода можно утверждать, что урок это определенный вид деятельности педагога и обучаемого. Следовательно организация урока как вида деятельности предусматривает все три вышеописанных этапа. Остановимся на одном из них – подготовительном. Подготовительный этап в данном случае – это проектирование урока.

ПРИНЦИПЫ ПРЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Организация освоения знаний путем рассмотрения условий их происхождения и развития.

    Приоритет дедуктивного способа усвоения знаний перед индуктивным.

    Определение места рассматриваемых понятий во всей системе профессионального образования.

    Формирование умений оперировать теоретическим материалом на практике, а так же умениями мысленно выполнять предметные практические действия.

Типовая схема учебного занятия

    Постановка целей и задач

Исходя из общественно-государственного заказа, педагог прогнозируя результаты своей деятельности определяет для себя задачу – максимально приблизиться к модели выпускника учебного заведения. А неотъемлемым компонентом модели, предполагаемой любым автором является профессионально обученная личность.

Государство осуществляет свой заказ через государственный стандарт, который педагог обязан реализовать в процессе учебной деятельности. Стандартом определены рамки минимальных требований к содержанию, следовательно заданы цели по содержанию (необходимый перечень дидактических единиц) и уровню подготовки (требования к знаниям, умениям и навыкам).

Таким образом, педагог, определив место преподаваемой им дисциплины в контексте с другими дисциплинами профессионального, общепрофессионального или академического типа формулирует учебную цель для дисциплины в целом и для каждого учебного занятия в отдельности, т.е. прогнозирует ожидаемый результат.

Но кроме государства, заказ осуществляют общество, родители, работодатели и др., и у всех у них свои различные цели. Педагог должен объединить их и трансформировать в триединую задачу – обучение воспитание и развитие. Следовательно, проектируя учебное занятие, педагог должен ставить на ряду с учебными целями, воспитательные и развивающие.

К воспитательным целям относятся:

К развивающим целям относятся:

    формирование познавательных процессов через ощу-

щения, восприятие, память, воображение;

    развитие мышления;

    развитие интереса к изучаемому предмету, к профессии, к окружаемому миру и др.

2.Актуализация ранее изученного материала

Педагог должен помочь обучаемым включиться в работу, разбирая ряд вопросов на повторение, акцентируя внимание на связи уже изученного материала и предстоящего изучению на данном уроке. Большой эффект дает создание проблемных ситуаций, решение которых возможно после изучения нового материала.

Этот прием обеспечивает мотивацию профессиональной деятельности, если указать на связь изучаемой темы урока и профессии. На мотивацию работают примеры, приводимые педагогом, формирующие положительное отношение к будущей профессии посредством содержания темы урока.

3.Презентация нового материала

Учитель передает основную информацию обучаемым, выбрав средства обучения. Средства обучения – это средства выражения содержания обучения, которые используют прежде всего для непосредственной передачи учебной информации, а также для управления процессом обучения. В зависимости от выбранных методов обучения (словесный, наглядный, практический), можно использовать следующие методические средства:

    учебно-методическая литература;

    учебно-наглядные пособия;

    средства контроля.

Кроме предоставления информации, педагог структурирует и систематизирует материал таким образом, чтобы обучаемые могли использовать его.

4.Практика под руководством педагога

Педагог может подобрать небольшие практические задания для установления обратной связи. Это дает возможность своевременно обнаружить проблемы в усвоении материала и закрепить знания на начальном этапе. Этот прием достаточно хорошо рассмотрен в описании методики ориентированной на действие.

5.Независимая самостоятельная практика

Самостоятельное применение полученных знаний Заключительным этапом этой работы обучаемых может быть обмен мнениями между ними.

6.Групповая дискуссия

Организуя эту работу, педагог может выявить точки зрения обучаемых, собрать и обсудить различные мнения и подвести к принятию группового решения, единственно верного. Педагог должен помочь обучаемым самостоятельно сформулировать выводы.

7.Самоконтроль и самооценка

Здесь важно для педагога иметь на уроке и предоставить обучаемым четко разработанную критериальную систему, с помощью которой обучаемые могут самостоятельно проконтролировать и оценить результат своей деятельности. По этому вопросу тоже можно обратиться к методике ориентированной на действие.

8.Подведение итогов

Здесь педагогу необходимо дать краткий анализ деятельности обучаемых на уроке и полученного результата с точки зрения поставленных целей в начале урока.

9.Домашнее задание

В связи с полученным результатом на уроке педагог может домашнее задание связать с закреплением изученной темы, с углубление знаний по изученной теме, рекомендовав или предоставив источник информации. Кроме того, педагог может дать опережающее задание к следующей теме, тесно связанной с только что изученной. В этом случае педагогу необходимо иметь несколько вариантов домашнего задания.

10.Специальное повторение

Педагог вправе самостоятельно решать с какой периодичностью проводить такого рода повторение. Это может быть один раз в неделю или один раз в месяц. Важно, чтобы это была разработанная система.

11.Контроль усвоения знаний

Периодичность контроля также педагог определяет самостоятельно. Как правило, различные виды контроля используются на каждом учебном занятии. Кроме того осуществляется промежуточный контроль, т.е. по окончанию изучения каждой темы программы. Этот вид контроля, так же как итоговый предусмотрен при разработке рабочей программы по дисциплине.

Формы проектирования урока

    План – краткое изложение методической структуры урока. В плане фиксируются цели и задачи урока, его типы, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы.

    Конспект- Подробное проектирование урока. В нем фиксируется не только все, что есть в плане, но и подробно излагается содержание дидактических единиц, приемы и методы каждого этапа, вся деятельность педагога и обучаемых.

    Методическая разработка – комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока, а также описание используемых технологий.

Примерная схема плана урока теоретического обучения

    Тема программы_________________________________________

    Тема урока______________________________________________

    Цели урока:

    обучающая____________________________________

    воспитательная_________________________________

    развивающая___________________________________

    Тип и виды урока__________________________________________

    Методы обучения_________________________________________

    Средства обучения________________________________________

    Литература______________________________________________

ХОД УРОКА

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

Виды и типы уроков теоретического обучения:

    вводный;

    усвоения новых знаний и умений;

    повторения и закрепления знаний и умений;

    обобщения и систематизации;

    контроля и проверки;

    комбинированный;

    интегративный;

    нетрадиционный.

Примерная схема плана урока производственного обучения

В группе_________ Профессия_______________

Мастер___________________________

Тема программы п о № _________________

Тема урока_____________________________

Цели урока:

Обучающая____________________

Воспитательная_________________

Развивающая___________________

Тип и вид урока____________________________

Методы проведения_________________________

Учебно-производственные работы_____________

Материально-техническое оснащение__________

Средства наглядности и ТСО__________________

Литература_________________________________

ХОД УРОКА

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

Виды и типы уроков производственного обучения:

    вводный;

    урок упражнений в трудовых операциях и приемах;

    урок выполнения комплексных работ;

    контрольно-проверочный урок.

Структура урока производственного обучения:

    Организационная часть.

    Вводный инструктаж.

    Основная часть – упражнения и самостоятельная работа.

    Заключительный инструктаж.

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...