Око за око - что значит? Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе.


За некоторые преступления против личности применялся принцип талиона или внешнего соответствия наказания преступлению. В Законах Хаммурапи различались три вида талиона:

1. Натуральный (или зеркальный) - наказание равным за равное, если были равны по сословному положению преступник и потерпевший. Например, по ст. 197 если авилум сломает кость авилума, то должно сломать его кость.

2. Символический - повреждение тех частей тела виновного, при помощи которых был причинен вред. Например, по ст. 218 было предусмотрено отсечение пальцев врача, если умер больной при операции; по ст. 195 если сын ударил отца, то ему должно отрезать пальцы; по ст. 192 если неблагодарный приемный сын скажет своим родителям, что они не его родители, то ему следует отрезать язык.

3. Опосредованный (или абсурдный) - наказание невиновных членов семьи преступника (ст. 116, 210, 230).

Виды наказаний

Наказаниями по Законам Хаммурапи являлись: смертная казнь, членовредительские и телесные наказания, частные композиции, обращение преступников в рабство, изгнание из общины, лишение судьи должности.

Смертная казнь применялась широко. Законы назначали смертную казнь в более чем в 30 случаях, в том числе и за имущественные преступления. Например, за похищение имущества дворца, храма, грабеж, кражу и укрывательство рабов. Смертная казнь назначалась, в том числе и за покупку имущества хозяина у раба и подвластного сына (ст. 7). О способе казни в законах ничего не говорилось, писалось лишь, что «его должны убить». В Вавилонии применялось обезглавливание: казнимого, обнажив его и связав руки за спиной, убивали, проламывая ему топориком голову.

За некоторые особо тяжкие преступления применялась квалифицированная смертная казнь: посажение на кол жены, умертвившей мужа ради любовника (ст. 153); сожжение за кражу на пожаре (ст. 25), за кровосмешение (157); закапывание в землю за кражу с проломом в доме (ст. 21).

Членовредительские наказания представляли собой отсечение руки, пальцев, отрезание языка, уха преступника. Они осуществлялись, как правило, по принципу символического талиона, когда наказание налагалось на «виновный» орган преступника. Например, непочтительный сын, ударивший отца, лишался руки; кормилице, подменившей ребенка, отрезалась грудь; неблагодарный приемный сын, отрекшийся от родителей, лишался языка. Среди телесных наказаний упоминалось избиение плетью из воловьей кожи (ст. 202).

Частные композиции (выкупы) представляли собой фиксированные денежные выкупы, которые налагались на преступника и обращались в пользу потерпевшего от преступления или его родственников. Целью выкупа являлось возмещение вреда потерпевшему через органы государственной власти. Государство гарантировало уплату выкупа. Выкупы за некоторые имущественные преступления многократно - десяти и тридцатикратно превышали стоимость похищенного. В случае неуплаты выкупа вор карался смертной казнью (ст. 8).

Возможно, порочащее обвинение в половой связи жрицы и жены в прелюбодеянии, оставшееся недоказанным, наказывалось обращением преступников в рабство (ст. 127). Тем самым преступник полностью лишался правоспособности. Законы Хаммурапи упоминали также изгнание из общины. Например, отец за кровосмешение с дочерью подвергался изгнанию из общины (ст. 154). Изгнанный из общины терял свой привилегированный сословный статус, а возможно и правоспособность.

Законодатель устанавливал такое наказание как отрешение судьи от должности. Судья, изобличенный в изменении вынесенного приговора (по-видимому, имеются в виду действия судьи, получившего взятку), выплачивал штраф, равный 12 - кратной стоимости иска, и навсегда лишался своей должности (ст. 5). В качестве наказания не упоминалось лишение свободы в форме ссылки, тюремного заключения, принудительных работ.

В реалиях современного российского общества нередко возникает вопрос самосохранения личности не только в правовом смысле, но и в психологическом аспекте. В связи с миграцией населения происходит смешение культур Запада и Востока. Как следствие этих процессов, понятие морали в различных культурных средах становится не универсальной константой. Отсюда возникает проблема не только соблюдения моральных принципов, но и применения гражданских законов.

Непоследовательность и однобокость применения основных положений УК РФ в нынешних условиях порождает у отдельных слоев населения протестные настроения, плодом которых является возрождение архаичных решений конфликтных ситуаций и восстановление справедливости, отталкиваясь от такого института общественных отношений как «принцип талиона» .

Принцип талиона (лат. lex talionis ) - принцип назначения наказания за преступление , согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Начало своё он берёт в глубокой древности. В иудейских законах роль принципа талиона была весьма велика. Ветхий Завет (Тора) содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа. Фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27). Она повторённая также в Левите (24:19-20):Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб”.

Во время Нагорной проповеди, в той части, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. (Новый Завет Матфей, 5:38-39) .

В Исламе вновь возрождается древнеиудейский принцип талиона, но теперь он является более детализированным: "О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Если убийца прощен родственником убитого - своим братом по вере, - то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это - облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после разъяснения, - мучительная кара". (Коран 2:178). "Для вас в возмездии - основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными". (Коран 2:179) .

В философии месть определяют как производное из первичной необходимости самообороны .

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года , которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут .

В постсоветских реалиях 90-х была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия . В этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И. И. Киселёв , отмечал следующее: уголовный кодекс, который утвержден указом А.Масхадова в августе 1996 года, в подавляющем числе своих положений, противоречит даже провозглашённой Конституции Ичкерии. Согласно этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный как «око за око, зуб за зуб». Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести .

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ .

Месть – это неписанный, но и поныне действующий механизм регулирования межличностных отношений на Северном Кавказе, который преследуется законом, но сохранён как рудимент социального давления.

Важно также отметить, что, например, для дагестанцев месть, как и для большинства кавказских народов, является инструментом сдерживания и противовеса в традиционном обществе , а также одной из форм защиты. В обычном праве судебной системы горцев (адаты) месть была законодательной нормой, основанной также и на исламском праве (шариат), поэтому в дагестанском обществе веками месть не считалась преступлением или аморальным поступком.

Сегодня месть для личности является, в основном, не правовым решением проблемы, а нивелированием психологического напряжения в конкретной конфликтной ситуации, без учета последствий в развитии межличностных отношений.

Первопричиной проблемы является разрушение морально-нравственных принципов современного общества, следствием чего стало некорректная форма оправдания и наказания в общественных и в межнациональных отношениях, что повлекло за собой неясность в трактовке и применении статей УК РФ.

Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость .

Принцип талиона (лат. lex talionis или jus talionis - равная мера наказания, равнозначное возмездие) - в обычном праве древних народов правило (принцип), по которому мера наказания должна быть равна тяжести совершенного преступления, то есть должна воспроизводить вред, причиненный преступлением. В библейских источниках принцип талиона известен формулировкой «око за око, зуб за зуб». По мнению ученых, наличие в законодательстве закона талиона является признаком отсталости правовой системы государства.

Талион в истории права

Талион известен с давних времен у многих народов. Одним из древнейших кодексов, где широко используются принцип талиона, являются законы Хаммурапи. Так, ст. 200 законов Хаммурапи (XVIII век до н. е.) провозглашает, что человеку, который выбил зуб у другого человека, предстоит также выбить зуб. Ст. 196 предусматривает повреждение глаза тому человеку, который выбил глаз другому. Принцип талиона, со временем, из обычного права перешел в писаное. Однако уже в писанных документах талион начинает вытесняться возможностью уплаты нарушителем композиций (откупов). Например, по законам Хаммурапи, если один человек сломает другому кость, то обидчику также следует сломать кость (ст. 197), однако если кость сломает человек высшего сословия (авилум) представителю низшего сословия (мушкенуму), то преступник может ограничиться уплатой определенного количества (1-й мины) серебра (ст. 198). Подобный казус наблюдается и в законах XII таблиц (451-450 годов до н. е.): «Если кто-либо причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то и ему самому причинят тоже самое». Но в этих же законах существует также норма о возможности уплаты денежных выплат вместо применения талиона. За сломанную кость свободному человеку надлежало уплатить 300 ассов, за такое же увечье рабу - 150 ассов. Если же не будет достигнуто мировое соглашение, то применяется талион. Талион также имел место в законах Моисея. Основной его целью было как правило возмездие и устрашение людей.

В Средние века талион сохранил свое применение в некоторых европейских государствах. В частности в нормах варварского права V-IX веков, в законодательстве некоторых итальянских государств, можно также встретить использование этого принципа в некоторых документах, найденных в Модене в 1771 году или в Тоскане в 1786 году.

Талион в новейшее время

Принцип талиона до сих пор используется в мусульманских странах, где действует Шариат. В качестве примера можно привести случай, когда в 2011 году, в Иране, мужчина был приговорен к ослеплению после того как он ослепил девушку. Уголовный кодекс Чеченской республики Ичкерия предусматривал такой вид наказания как воздаяние равным: «Воздаянием равным является наказание преступника, умышленно совершившего то или иное деяние, путем совершения такого же действия в отношении его самого». Кодекс также предусматривал смертную казнь «таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву».

Отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года , которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнём жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I . В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах .

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни , перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы .

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа - фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).

Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, - при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19) .

Принцип талиона в христианстве

Ещё до пришествия Иисуса Христа принцип справедливости в ветхозаветном обществе способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики», если быть точнее - в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Матфей, 5:38-39

Христианские толкователи, например святитель Иоанн Златоуст , обращали внимание на то, что и кажущаяся жестокость ветхозаветной заповеди на самом деле является человеколюбием.

Законодатель предписал - око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, XVIII.1

Эта заповедь была дана применительно к нравственному состоянию ветхозаветных людей, склонных к насилию. Вместе с тем свт. Иоанн считает, что кара по принципу талиона уже является смягчённой по отношению к преступнику.

Принцип талиона в исламе

Данный принцип весьма развит в шариате , по которому воровство карается отрезанием руки и т. п.

Ичкерия

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия . Когда в России был принят новый уголовный кодекс , в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете » отмечал следующее по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия :

Отдельная тема - законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном - Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путём отсечения головы, забивания камнями либо таким же путём, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание - бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения семей при условии, «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ .

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя своё значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им самим.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля , которые легли в основу классической школы уголовного права . Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью . Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование .

Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии , выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

См. также

  • Дилемма заключённого - о статистической оценке выгодности принципа «Око за око».

Примечания

  1. Альфред Кох на polit.ru от 03 сентября 2005 «Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда» : «Кстати, ислам тут ни при чем. Магомет, признавая Христа пророком, включил в своё учение и категорию прощения. В этом контексте совсем по-другому выглядят усилия Масхадова в т. н. „мирный период“ с 1996 по 1999 годы внедрить в Чечне вместо адатов - шариатский суд, то есть суд, основанный на исламском законодательстве, содержащий правило „талеона“ взамен кровной мести, включающий понятие „случайности“, „непреднамеренности“, „прощения“ и прочих вещей, характерных для высокоразвитого, современного судопроизводства».
  2. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия // Ичкерия. - 6 сентября 1996 года
  3. «Р. Беккин, В. Бобровников. Северный Кавказ - не царство благородных разбойников// Татарский мир. - 2003. - № 19 (29). - декабрь. - С. 8.» : Иногда доходило до смешного. Например, знаменитый уголовный кодекс Чечни 1996 года, о котором многие слышали, но который мало кто читал, был практически полностью списан с Уголовного Кодекса Судана, принятого за несколько лет до этого в соответствии с маликитским мазхабом (правовой школой), - в то время как в Чечне преобладает шафиитский мазхаб. Сторонники введения данного закона в Чечне так торопились, что забыли заменить в некачественно выполненном подстрочном переводе указанного кодекса Судана многие местные реалии. Например, там остались штрафы в суданских фунтах. Плата за кровь должна была взиматься верблюдами. А где вы найдете в Чечне, например, сто верблюдов за убийство дееспособного свободного мужчины, как того требует закон? //
  4. Апресян Р. Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - C. 72-84.
  5. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 223 с.
  6. Корсаков К. В. Модель возмездия в криминологии и уголовно-правовой доктрине. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 224 c.
  7. Корсаков К. В. Принцип равновозмездности в феномене уголовного наказания // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 93-97.
  8. Корсаков К. В. Талион // Философский словарь по правам человека. - Екатеринбург: АМБ, 2006. - С. 560-562.
  9. Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 736 c.
  10. Соловьев Э. Ю. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Справедливость и ненасилие: российский контекст. - Великий Новгород: изд. НовГУ, 2006. - С. 13-54.
  11. Соловьев Э. Ю. Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Новый мир. - 2004. - № 1. - C. 123-142.
  12. Тимофеев А. Г. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В реалиях современного российского общества нередко возникает вопрос самосохранения личности не только в правовом смысле, но и в психологическом аспекте. В связи с миграцией населения происходит смешение культур Запада и Востока. Как следствие этих процессов, понятие морали в различных культурных средах становится не универсальной константой. Отсюда возникает проблема не только соблюдения моральных принципов, но и применения гражданских законов.

Непоследовательность и однобокость применения основных положений УК РФ в нынешних условиях порождает у отдельных слоев населения протестные настроения, плодом которых является возрождение архаичных решений конфликтных ситуаций и восстановление справедливости, отталкиваясь от такого института общественных отношений как «принцип талиона» .

Принцип талиона (лат. lex talionis ) - принцип назначения наказания за преступление , согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Начало своё он берёт в глубокой древности. В иудейских законах роль принципа талиона была весьма велика. Ветхий Завет (Тора) содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа. Фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27). Она повторённая также в Левите (24:19-20):Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб”.

Во время Нагорной проповеди, в той части, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей: “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. (Новый Завет Матфей, 5:38-39) .

В Исламе вновь возрождается древнеиудейский принцип талиона, но теперь он является более детализированным: "О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Если убийца прощен родственником убитого - своим братом по вере, - то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это - облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после разъяснения, - мучительная кара". (Коран 2:178). "Для вас в возмездии - основы жизни, о обладатели разума! Быть может, вы станете богобоязненными". (Коран 2:179) .

В философии месть определяют как производное из первичной необходимости самообороны .

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года , которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут .

В постсоветских реалиях 90-х была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия . В этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И. И. Киселёв , отмечал следующее: уголовный кодекс, который утвержден указом А.Масхадова в августе 1996 года, в подавляющем числе своих положений, противоречит даже провозглашённой Конституции Ичкерии. Согласно этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный как «око за око, зуб за зуб». Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести .

В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ .

Месть – это неписанный, но и поныне действующий механизм регулирования межличностных отношений на Северном Кавказе, который преследуется законом, но сохранён как рудимент социального давления.

Важно также отметить, что, например, для дагестанцев месть, как и для большинства кавказских народов, является инструментом сдерживания и противовеса в традиционном обществе , а также одной из форм защиты. В обычном праве судебной системы горцев (адаты) месть была законодательной нормой, основанной также и на исламском праве (шариат), поэтому в дагестанском обществе веками месть не считалась преступлением или аморальным поступком.

Сегодня месть для личности является, в основном, не правовым решением проблемы, а нивелированием психологического напряжения в конкретной конфликтной ситуации, без учета последствий в развитии межличностных отношений.

Первопричиной проблемы является разрушение морально-нравственных принципов современного общества, следствием чего стало некорректная форма оправдания и наказания в общественных и в межнациональных отношениях, что повлекло за собой неясность в трактовке и применении статей УК РФ.

Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость .

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...