Определение слова феномен. Определение научных явлений


В философии

Понятие феномена играет важную роль в философии Брентано . Под феноменом он понимает всё, что может быть объектом научного рассмотрения. Так, им выделяются как внутренние (психические), так и внешние, физические феномены. Психические феномены обладают интенциональным существованием. Подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный внутренний опыт, который осознаётся нами. А потому, феномен несёт в себе всё знание о предмете.

Решающую роль понятие феномена играет в феноменологии Гуссерля. Феномен у Гуссерля означает не только лишь данные в созерцании качества вещей, но характеризуется единством своих содержаний. Утверждается наличие чистых содержаний сознания, которые могут быть рассмотрены вне их взаимосвязи с физическим миром.

В естественной науке

В естественных науках феномен - наблюдаемое явление или событие. Часто этот термин используется без рассмотрения причин этого события. Примерами физических феноменов могут быть наблюдаемый феномен лунной орбиты , или феномен колебаний маятника . .

См. также

Примечания

Литература

  • Михайлов К. А. Феномен // Новая философская энциклопедия . - М .: Мысль, 2000. - ISBN 5-244-00961-3 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Феномен" в других словарях:

    - (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… … Философская энциклопедия

    феномен - а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. phainomenon, от phainein делать видимым, казаться). 1) всякое явление или событие в природе. 2) вообще всякое редкое, необычайное явление. 3) личность, выдающаяся своими талантами, поступками и проч. 4) филос.: объект воспринятый вашими… … Словарь иностранных слов русского языка

    Исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

    Феномен - Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

    - (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

    феномен - и допустимо феномен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (от греч. phainomenon являющееся) ..1) необычный, исключительный факт, явление2)] Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу,… … Большой Энциклопедический словарь

    I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ФЕНОМЕН, а, муж. (книжн.). 1. Явление, в к ром обнаруживается сущность чего н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком н. отношении. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

Феномен - это нечто исключительное и небывалое. В естественной науке под этим словом принято подразумевать необычное и запоминающееся явление, редкий факт, который трудно объяснить. Выдающегося человека тоже могут назвать феноменом. Например, вспомните, Людвига ван Бетховена, который сочинял удивительную музыку, будучи глухим, - это самый настоящий феномен!

Кстати, что касается ударения, то на сегодняшний день приняты за правильные оба варианта - фенОмен и феномЕн (однако в научной терминологии допускается только фенОмен).

Феномен в философии

Философы античного периода часто использовали термин «феномен», его можно встретить у целого ряда авторов. Под этим понятием они подразумевали предмет знания. У Платона феномен является отражением идеи, он противоположен ей.

Философия более позднего времени трактует это понятие как объект, который был создан трансцендентальным, посторонним субъектом. У Брентано определение феномена играет чрезвычайно важную роль. Под этим словом понимают все, что представляет собой объект научного изучения. Так, феномены делятся на:

  • психические (или внутренние);
  • физические (или внешние).

При этом для личных наблюдений доступен исключительно внутренний осознанный опыт человека. Феномен несет всю совокупность знаний о конкретном предмете. У философа Гуссерля феномен отличается единством содержаний. Этот философ утверждал, что существуют чистые содержания сознания, рассматриваемые без связи с материальным миром.

В психиатрии и науке

В психиатрии под словом «феномен» обычно понимают любое личностное переживание. Определение феномена положило начало феноменологическому подходу, основанному Ясперсом.

Что касается естественной науки, то здесь феномен - неожиданно возникшее явление. Термин может применяться и отдельно от рассмотрения причин такого события.

Феномены природы

Природа поражает человека своими явлениями. Ниже перечислены самые загадочные феномены:

  • северное сияние;
  • трубчатые облака;
  • пенитентес;
  • самовольное движение камней;
  • огненные смерчи;
  • песчаные бури;
  • радуга;
  • базальтовые пласты геометрически правильной формы;
  • возникновение жизни на земле;
  • появление людей.

Теперь вы знаете, что такое феномен и какое значение имеет это понятие в науке, философии и психиатрии. Возможно, вам будут интересны и другие наши статьи.

Что такое Феномен? Значение и толкование слова fenomen, определение термина

1) Феномен - (греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение, что в глубинах сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

2) Феномен - (греч. - являющееся) - понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его. Познание, т. о., предполагает переход от явления к сущности. В классической философии Ф. принципиально противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В частности, Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую принципиально непознаваемой. В философии XX в. понятие Ф. наиболее характерно для феноменологии. Гуссерль активно разрабатывал содержание понятия Ф. Сознание, будучи всегда интенциональным, направлено на предмет, конституируемый в ноэтических актах. Ф., следовательно, есть обнаружение предмета в модусе самоочевидности. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания, "самополагание", "самоданность", "самопроявляемость" сущности через Ф. Все чаще Гуссерль обозначает Ф. следующими словами: т. е. "само-себя-через-само-себя-раскрывающее". Т. о., Ф. не есть предмет, существующий вне сознания, но он не есть и непосредственное составляющее сознания. Ф. создается, конституируется феноменологом для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, первозданности. Г. X. Керимов

3) Феномен - - понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи ") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты ", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как " первофеномены " и рациональное содержание значений (" идеи "). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективный подход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

4) Феномен - - понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры - фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература, все это нашло обобщающее определение - чернуха. В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей). Фигурой умолчания является и определенная государственная политика, заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не "созрел", "не поймет", "опыт показывает" и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта). Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы, которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.

5) Феномен - (от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии З.Гуссерля феномены – последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла. «Чистое сознание » представляет собой поток феноменов.

6) Феномен - (Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что теософически и эзотерически каждое " чудо " - начиная с библейских и кончая тавматургическими - есть просто феномен, но ни один феномен никогда не является чудом, то есть чем-то сверхъестественным или находящимся вне законов природы, так как подобное в природе невозможно.

7) Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) - филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда - синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую « вещь в себе », эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано Ф. есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хаидеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не « явление » (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

8) Феномен - - сущее, показывающее само себя. Противоположность – кажимость. От феномена надо отличать явление, показывающее себя опосредованно. Феномен - не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое - открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто.

9) Феномен - - философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменологические, т. е. "явлениевые" (феноменологические) концепции и теории особенно бурно стали развиваться в XX столетии в рамках пропозитивистски ориентированной западной науки.

10) Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен).

11) Феномен - (греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Феномен

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение, что в глубинах сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

(греч. - являющееся) - понятие, означающее явление предмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его. Познание, т. о., предполагает переход от явления к сущности. В классической философии Ф. принципиально противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В частности, Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую принципиально непознаваемой. В философии XX в. понятие Ф. наиболее характерно для феноменологии. Гуссерль активно разрабатывал содержание понятия Ф. Сознание, будучи всегда интенциональным, направлено на предмет, конституируемый в ноэтических актах. Ф., следовательно, есть обнаружение предмета в модусе самоочевидности. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания, "самополагание", "самоданность", "самопроявляемость" сущности через Ф. Все чаще Гуссерль обозначает Ф. следующими словами: т. е. "само-себя-через-само-себя-раскрывающее". Т. о., Ф. не есть предмет, существующий вне сознания, но он не есть и непосредственное составляющее сознания. Ф. создается, конституируется феноменологом для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, первозданности. Г. X. Керимов

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи ") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты ", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как " первофеномены " и рациональное содержание значений (" идеи "). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективный подход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры - фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература, все это нашло обобщающее определение - чернуха. В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей). Фигурой умолчания является и определенная государственная политика, заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не "созрел", "не поймет", "опыт показывает" и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта). Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы, которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии З.Гуссерля феномены – последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла. «Чистое сознание » представляет собой поток феноменов.

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что теософически и эзотерически каждое " чудо " - начиная с библейских и кончая тавматургическими - есть просто феномен, но ни один феномен никогда не является чудом, то есть чем-то сверхъестественным или находящимся вне законов природы, так как подобное в природе невозможно.

(от греч. phainomenon - являющееся) - филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда - синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую « вещь в себе », эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано Ф. есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хаидеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не « явление » (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

Сущее, показывающее само себя. Противоположность – кажимость. От феномена надо отличать явление, показывающее себя опосредованно. Феномен - не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое - открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто.

Философское понятие, означающее: 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменологические, т. е. "явлениевые" (феноменологические) концепции и теории особенно бурно стали развиваться в XX столетии в рамках пропозитивистски ориентированной западной науки.

(от греч. phainomenon - являющееся) - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен).

(греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой (Агностицизм). С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...
Янсенизм - - религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и...
Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической...
Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся...
Антиинформация - Бесструктурнотонический (бесструктурнотоновый, нерациональный) аналог сообщения (сигнала). Конкретная антиинформационная...
Антилогос - См. пояснение в ст. ЭРОС ЛОГОС ХАОС. ...
Абстрактность - характеристика культуры, социальных отношений, воспроизводственной деятельности, составляющая...

Код нашей кнопки.

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это границаопыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как "первофеномены" и рациональное содержание значений ("идеи"). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективныйподход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое...

Философский словарь

(греч. - являющееся) - понятие, означающееявлениепредмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность...

Философский словарь

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому...

Философский словарь

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии...

Философский словарь

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что...

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...