Организация взаимодействия предприятия с государственными органами и контрагентами. Взаимодействие с государственными контролирующими органами Закон о взаимодействии с контролирующими органами


В настоящее время можно так же выделить ряд направлений развития электронного информационного взаимодействия с налогоплательщиками и другими государственными органами.

В частности ФНС готовится к электронному обмену документами с налогоплательщиком по налоговому контролю. Так, в электронном виде налоговые органы будут иметь возможность направлять налогоплательщикам 23 вида документов. В частности, решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и о возобновлении ее проведения, справки о проведенной выездной налоговой проверке, решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и т.д. В свою очередь, от налогоплательщиков в ближайшее время появится возможность получать в электронном виде книги покупок и продаж, счета-фактуры, что в значительной мере сократит объем бумажного документооборота и, соответственно, расходы налогоплательщика.

Сегодня часть налогоплательщиков нарушают налоговое законодательство просто по незнанию, либо столкнулись со сложностями во взаимодействии с налоговой и решают, что легче не платить. Поэтому, создавая для налогоплательщиков комфортные условия по исполнению налоговых обязательств и информационную поддержку, тем самым увеличивается число добросовестных и грамотных налогоплательщиков.

С введением уголовной ответственности за создание фирм-однодневок в 2012 году основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств станут банки. Если банк благонадежен (то есть входит в топ-200 по размеру активов, капитала, не имеет действующих санкций ЦБ, особенно по нарушению Закона № 115-ФЗ), то он занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.

В свете последних инструкций Центробанка и ряда подзаконных актов к Закону № 115-ФЗ контроль за клиентом банк начинает еще до момента открытия расчетного счета. Так, банк обязан проверить, совпадают ли юридический и фактический адреса предприятия. В противном случае он имеет право не открывать счет.

Служба безопасности банка должна провести собеседование с генеральным директором компании, выяснить у него суть деятельности предприятия, проверить руководителя на предмет его «массовости» и дисквалификации.

Если уже после открытия расчетного счета произошла смена гендиректора, новый гендиректор должен явиться в банк и заново пройти собеседование со службой безопасности. Его также проверят, не является ли он «массовым» директором, были ли у него какие-либо нарушения законодательства, не был ли он дисквалифицирован по профессиональным основаниям. Все это тоже может воспрепятствовать функционированию расчетного счета.

Контроль продолжается и после открытия счета. По закону на это отводится 3 месяца, но по факту может быть и дольше. В это время банк внимательно следит за финансовыми операциями клиента. При любых подозрениях в том, что деятельность компании является незаконной, он сообщает в Росфинмониторинг.

Так, например, если клиент перечисляет по одному адресу в течение незначительного срока (до 5 дней) крупную сумму, разбитую на множество частей, банк передает эту информацию в контролирующее ведомство.

Другой случай, когда компания начинает вести непрофильную деятельность. Так, например, предприятие, торговавшее строительными материалами, вдруг начинает работу с ценными бумагами.

Отдельная инструкция Центрального банка призывает сообщать о несоответствии назначений входящих и исходящих платежей. Сколько денег пришло предприятию за продукцию, столько же примерно должно и уйти, за вычетом торговой наценки, операционных издержек. Если будет найдено несоответствие, операция признается подозрительной.

Кроме того, уже частично решен вопрос об электронном обмене документами с банками. Так, уже в этом году время прохождения документооборота между налоговыми органами и банками сократится в 3 раза. В электронном виде будет поступать информация о наличии счетов, о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков, остатках денежных средств на счетах, а также остатках электронных денежных средств.

Важные шаги предпринимаются в направлении упрощения информационного взаимодействия со службой служебных приставов. Сейчас тестируется система электронного взаимодействия между ФНС и ФССП, при использовании которой сведения о погашении задолженности будут представляться приставам в режиме реального времени. В том числе через Интернет. Таким образом, проблема, когда налогоплательщика могут задержать при пересечении границы будет решена.

Еще одним из направлений развития информатизации и использования автоматизированных технологий в процессе налогового контроля следует назвать «облачные» технологии. Модель сloud computing - один из основных трендов развития технологий. В авангарде применения «облачных» технологий идут США и Великобритания. На них перешло NASA. К 2015 году завершится переход на правительственное «облако» в Японии.

Как уже отмечалось в 2011 году ФНС приступила к созданию единого федерального хранилища данных (ФХД), самого современного центра обработки данных федерального уровня. В итоге инспектору в любой момент времени будет доступна полная и актуальная информация по любому контрагенту из любого региона России.

Здесь возможно использование технологии, построенной на «облачных» вычислениях. Что это означает? Из многообразия маленьких налоговых инспекций, где хранятся разрозненные и разные данные, она будет извлекаться, очищаться от ошибок, если таковые имеются, и концентрироваться. Когда во многих точках много грязных данных и учетная информация растекается, это гораздо труднее исправить. А в случае если собрать в одну точку, то она станет отправной для того, чтобы чистые данные растекались в соответствующие инспекции, в другие органы власти, которые взаимодействуют с налоговыми органами.

Круглосуточные центры обработки данных будут строиться по самым современным технологиям, обрабатывать огромное количество информации, включая электронные счета-фактуры. Планируется виртуализация этих сервисы, и запуск их на начальном этапе в трех регионах: Московская область - Дубна, Нижний Новгород и Волгоград. Там, в центрах компетенции, будут обрабатывать лицевые счета, в том числе физических и юридических лиц на федеральном уровне. А налогоплательщику виртуализация сервисов поможет из любой точки планеты - раз и дотянуться до «облака» - виртуализированного сервиса налоговой службы России и уплатить налоги.

Консолидация и интеграция данных, создание сверхбольших хранилищ данных помогут в дальнейшем практически полностью перейти и на бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками. В режиме так называемого «налогового автомата» будут рассчитываться, начисляться налоги, идти автоматизированный контроль отчетности.

В целях решения проблем «грязных данных» так же можно выявить ряд направлений выхода из сложившейся ситуации.

В целях урегулирования проблем некорректного адреса, связанных с отсутствием официального государственного источника адресной информации, используемой в информационных системах (реестрах, кадастрах и пр.) других ведомств, ФНС России в рамках выполнения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1011-Р создала и 1 ноября запустила федеральную адресную систему (ФИАС). Это общедоступный информационный ресурс, содержащий полную информацию об адресах, размещен на сайте fias.nalog.ru и в интерактивном режиме доступен и органам власти, и органам местного самоуправления, и гражданам.

Служба работает с большими объемами информации: более 120 млн. налогоплательщиков - физических лиц, которые владеют 25 млн. земельных участков, а также 35 млн. транспортных средств, 53 млн. объектов капитального строительства и т.д. Естественно, работать с таким объемом информации возможно, только когда она формализована и представлена в электронном виде. В результате создания единого федерального хранилища данных и поднятия информационных баз местного уровня на федеральный Служба получит возможность консолидировать и интегрировать все имеющиеся ресурсы, проводить их анализ и соответственно значительно повысить эффективность контрольных функций.

Сейчас при проведении контрольных мероприятий сотрудникам налоговых инспекций приходится запрашивать информацию по контрагентам, ведущим свою деятельность в других субъектах РФ. Это, безусловно потраченное время и лишние усилия. А при консолидации данных в федеральном хранилище инспектору в любой момент будет доступна полная и актуальная информация по любому контрагенту из любого региона России. Создание ФХД позволит расширить электронные сервисы, предоставляемые налогоплательщикам, и спектр информации, которой может воспользоваться налогоплательщик.

С подписанием соглашения между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 №№ 1/8656, ММВ-27−4/11 «О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой» стало очевидным продолжением курса взаимодействия МВД России и ФНС России по широкому кругу направлений совместной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Двустороннее межведомственное взаимодействие в рамках Соглашения будет осуществляется прежде всего по следующим основным направлениям:

Выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции;

Предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

Выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Также в Соглашении установлен порядок и формы взаимодействия МВД России и ФНС России на всех уровнях в части планирования и проведения мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также в части взаимного информационного обмена сведениями, в том числе в электронном виде, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на ведомства.

Большое внимание в будет уделено обеспечению информационной безопасности, защиты персональных данных граждан и коммерческой тайны хозяйствующих субъектов. Соглашение предусматривает целый ряд специальных процедур по защите информации, таких как использование средств криптографии и электронной цифровой подписи, что существенно сузит круг лиц, допущенных к сведениям, защищаемым законом.

В Соглашении предусмотрено проведение совместных экспертиз и консультаций по вопросам разработки нормативных правовых актов, обмена опытом в целях повышении квалификации кадров и проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Ведомства также продолжат взаимодействие между подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД и управлений ФНС России по субъектам РФ при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах на которые они зарегистрированы.

Таким образом, основными перспективными направлениями развития и совершенствования процесса организации и проведения мероприятий налогового контроля являются:

во-первых, это внесение изменений в налоговое законодательство. Данные изменения главным образом должны касаться проблемных аспектов при проведении налоговых проверок, уточнять и конкретизировать спорные вопросы;

во-вторых, и это самое основное направление совершенствование, это разработка принципиально новых подходов к обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками, а так же между налоговыми органами и другими государственными структурами. В основе данного направления должны быть положены современные информационные технологии, позволяющие значительно упростить и повысить эффективность налогового контроля.

Особое внимание в 2012 году было уделено вопросам взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области с контрольно-надзорными органами власти.

В результате анализа информации по количеству проверок федеральных надзорных органов, произведённых на территории муниципальных образований Ульяновской области за период первого полугодия 2011-2012 годов выявлено следующее. В первом полугодии 2012 года отмечен значительный рост показателей практически по всем критериям оценки по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

Согласно информации, представленной муниципальными образованиями Ульяновской области, общее количество проверок федеральных надзорных органов за период первого полугодия 2011 года составляет 611 проверок, за указанный период 2012 года - 800. Рост данного показателя составил 189 единиц (31 % от общего количества проверок, произведённых в период первого полугодия 2011 года).

По общему количеству проверок в период первого полугодия 2012 года можно выделить следующие федеральные надзорные органы:

1. Прокуратура Ульяновской области - 378 проверок.

2. Главное управление МЧС России по Ульяновской области - 161 проверка

3. Госавтоинспекция МВД России - 77 проверок.

Общее количество административных штрафных санкций, наложенных федеральными надзорными органами на органы местного самоуправления Ульяновской области за период первого полугодия 2012 года составляет 258 санкций. За аналогичный период 2011 года общее количество административных штрафных санкций составляет 242 санкции.

По количеству административных штрафных санкций в период первого полугодия 2012 года можно выделить такие надзорные органы как:

1. Госавтоинспекцией МВД России – 77 санкций.

2. Главное управление МЧС России по Ульяновской области - 71 санкция.

3. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области - 28 санкций.

Общая сумма штрафных санкций, наложенных федеральными надзорными органами в период первого полугодия 2012 года, составляет 4 млн. 181 тыс. 765 рублей, за указанный период 2011 года общая сумма санкций составила 2 млн. 330 тыс. 867 рублей.

По общей сумме штрафных санкций, которая является одним из наиболее важных показателей, лидерами являются:

1. Главное управление МЧС России по Ульяновской области - 2 млн. 771 тыс. 600 рублей.

2. Федеральную антимонопольную службу - 337 000 рублей,

3. Госавтоинспекция МВД России - 267 100 рублей.

Данные полученные в результате анализа аналогичного периода 2011 года совпадают с данными 2012 года. Наибольшая сумма штрафов подлежит взысканию в пользу Главного управления МЧС России по Ульяновской области, сумма штрафных санкций составляет 1 млн. 512 тыс. 860 рублей. Кроме того выделяются Федеральная антимонопольная служба - 322 000 рублей и Госавтоинспекция МВД России - 172 425 рублей.


Данная ситуация является типичной для большинства субъектов РФ и Приволжского федерального округа.

В связи с этим 30 ноября 2012 года состоялось окружное совещание по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления

В настоящее время во исполнение поручений указанного совещания в целях совершенствования взаимодействия контрольных органов с органами местного самоуправления создана соответствующая Региональная межведомственная комиссия под председательством Губернатора области.

Основной задачей на 2013 год в данном направлении является информационное обеспечения работы указанной комиссии, а также подготовка ряда предложений по совершенствованию взаимодействия контрольных органов и органов местного самоуправления. В частности будут обсуждаться следующие меры по оптимизации указанного взаимодействия:

1. На федеральном уровне принять федеральный закон, детализирующий порядок проверки деятельности органов местного самоуправления по аналогии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Рекомендовать территориальными подразделениями федеральных контрольных и надзорных органов заключить трёхсторонние соглашения о повышении эффективности взаимодействия с участием региональных Советов муниципальных образований и высших исполнительных органов субъектов РФ.

На уровне Приволжского федерального органа организовать ежегодный мониторинг исполнения данных соглашений.

3. Рекомендовать территориальным подразделениям федеральных контрольных и надзорных органов при проведении контрольных мероприятий учитывать реальные ресурсные возможности органов местного самоуправления для решения соответствующего вопроса местного значения.

Со своей стороны Министерством внутренней политики области будет проводиться регулярный мониторинг осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и анализ динамики ситуации. Кроме того, будет подготовлена инициатива в Министерство регионального развития РФ о проведении мониторинга ресурсного обеспечения вопросов местного значения органов местного самоуправления. Проведение данного мониторинга позволит определить реальную обеспеченность бюджетов муниципальных образований на решение местных вопросов и как следствие исключить наказание со стороны контрольных органов за неисполнение полномочий в связи с недостаточностью бюджетных средств

В целом, обобщая пути решения указанных выше задач, следует отметить, что, основной целью работы по взаимодействию с муниципальными образованиями Ульяновской области в 2013 году является повышение качества решений вопросов местного значения и в целом повышение качества жизни населения.

1. Включить мозги и начать думать, действовать последовательно, предельно корректно и не спешить.
2. Поздороваться с представителем (он же проверяющий) и вежливо попросить его предъявить свое удостоверение и документы, на основании которых он собирается провести проверку, если таковые должны быть в обязательном порядке (см. ниже). Как правило, такой документ называется предписание на проверку, в котором указано - какая организация проверяет, кого направляет для проверки (данные ее представителя), какую организацию проверяют и на основании чего. Это необходимо для того, чтобы определить, какие документы и сведения Вы обязаны предоставить, а какие вправе не предоставить.
3. Внимательно изучить удостоверение представителя и аккуратно переписать все данные, содержащиеся в нем. А также тщательно изучить другие документы представителя, которые у него должны быть и проверить совпадают ли данные, указанные в предписании и удостоверении представителя, а также Ваш ли универсам указан в качестве объекта проверки в предписании.
4. Постараться выяснить у представителя номер телефона организации, которую он представляет.
5. Позвонить непосредственно в контролирующую организацию, представитель которой к Вам явился, и получить подтверждение о направленной к Вам проверке.
6. Информацию о приходе контролирующего органа и все собранные о представителе и цели его прихода данные, Вы ДОЛЖНЫ НЕМЕДЛЕННО передать менеджеру по продажам или в юридическую службу Компании, которая сможет оказать Вам необходимую информационно-методическую поддержку.
7. Внимательно выслушать требования представителя контролирующего органа и сверить их с его полномочиями (см. ниже). В случае если какие-либо требования представителя превышают его полномочия - эти требования не должны выполняться (кроме милиции и налоговой). В соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) мы должны вести специальный журнал, где записываем все проверки и всех проверяющих.
8. При проведении проверки отвечать только на конкретно поставленный вопрос представителя и по возможности односложно (Да или Нет). Старайтесь вообще не давать информацию, которую Вы, согласно своей должности, можете не знать, но знаете. Запомните - чем меньше Вы расскажите, тем меньше будет дополнительных вопросов и меньше поводов Вас оштрафовать (больше скажешь - меньше оштрафуют, ничего не скажешь - совсем не оштрафуют). Если Вам задается вопрос типа - «А кто у Вас самый главный?» - называйте исключительно Вашего менеджера по продажам. Генеральный директор ни при каких обстоятельствах не должен фигурировать как должностное лицо несущее ответственность, за какие - либо правонарушения, быть лицом, привлекаемым к административной ответственности. Так как Генеральный директор не осуществляет непосредственное руководство магазином, не участвует в процессе организации торговли в конкретном проверяемом магазине. Работник допустивший разглашение информации, касающейся персональных данных Генерального директора, таких как адрес проживания, телефон и т.п., несет дисциплинарную ответственность, а при наличии оснований, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством о персональных данных.

9. При общении с представителем контролирующего органа помните 49-ю и 51-ю статьи Конституции РФ, которые гласят «49. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. 51. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
10. Помните разницу между досмотром и обыском - досмотр производится по просьбе представителя контролирующего органа, имеющего на это законное право, при этом сам процесс перемещения предметов при досмотре должен осуществляться только Вашими руками (при этом Вы не обязаны выполнять требования представителя - можете действовать по принципу - «хотите посмотреть? Я не против, смотрите, только приведите свидетелей и составьте протокол») при досмотре представитель не имеет права прикасаться к Вашим вещам и документам. Обыск производится силами представителей контролирующих органов, имеющего на это законное право, с обязательным составлением протокола обыска и только в присутствие двух понятых - свидетелей, не являющихся сотрудниками универсама и контролирующих органов.
11. Прежде чем подписать акт проверки, внимательно прочитайте каждое слово, НЕЛЬЗЯ тупо подписывать акт, где есть фраза: « не представлена приходная документация на продукцию…», а на самом деле не было только одного документа, необходимо обязательно указать все документы, которые были представлены!!!
12. Вы имеете право заявить, что не считаете действия проверяющих законными и обоснованными. Для того чтобы впоследствии можно было доказать, что действия проверяющих были не законны, письменно, в составленном акте или протоколе о выявленных нарушениях, представитель магазина ОБЯЗАН поставить подпись на протоколе или акте и приписать рядом с подписью «С ПРОТОКОЛОМ НЕ СОГЛАСЕН» и далее описать в нем все претензии к проверяющим. В случае если Вы не знаете, с чем Вы не согласны - проконсультируйтесь с Юридической службой компании или менеджерами по продажам, а если это невозможно, скажите - «Для того, чтобы уточнить, с чем конкретно я не согласен, мне необходимо посоветоваться с юристом (адвокатом). Когда я с ним переговорю - тогда и сообщу». В заполненном протоколе или акте ЗАЧЕРКНИТЕ все, оставшееся не заполненным место, отведенное для описания нарушений и Ваших объяснений по ним - это делается в целях исключения возможности произвести приписки к протоколу после его подписания Вами.
13. Вы ОБЯЗАНЫ потребовать копию, составленного на Вас акта или протокола - в случае, если Вы этого не сделаете, то Вам могут ее и не дать - по закону копия выдается только по требованию проверяемого. При этом проблему поиска ксерокса или копировальной бумаги для того, чтобы сделать копию акта или протокола ДОЛЖЕН решать представитель, выписавший протокол или акт.
14. При невозможности получить консультацию со стороны о правомерности Вашей подписи на Акте проверки, Вы вправе не ставить свою подпись под Актом, на основании 51 статьи Конституции РФ. В основном это касается проверок органов внутренних дел.
15. Не следует забывать, что отказ в категоричной форме (естественно, по мнению сотрудника милиции) влечет и административную, а порой и уголовную ответственность. Речь идет о сопротивлении сотрудникам милиции. Законом предусмотрено обязательное исполнение законного распоряжения сотрудника милиции. Но слово «законно» именно сотрудники милиции трактуют иначе.
16. Излишний «прогиб» перед проверяющими не гарантирует избежания наложения штрафа, и даже при «дипломатическом» подходе, максимально используйте свою защищенность законом. Но не обостряйте ситуацию искусственно, крайности не нужны. Аккуратней при «прогибе» с органами милиции и налоговой полиции - даже предложение выпить чашечку кофе в момент проведения проверки нашим законодательством расценивается как взятка, а 291 статья УК РФ гласит -
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно -
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
17. Для более уверенного восприятия проверок изучайте нормативные акты, регламентирующие деятельность данных организаций, например, Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), Постановление Правительства РФ №866 от 14.07.97г «О Государственной инспекции по торговле, …».
Название контролирующего органа: Главное управление внутренних дел Министерства внутренних дел РФ

Действуют на основании: Закон РСФСР от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993г., 15 июня 1996г., 31 марта, 6 декабря 1999г.)

Осуществляет: Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Имеет право:
При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность:
1. Беспрепятственного доступа и досмотра (с участием собственника) помещений, в которых осуществляется предпринимательская деятельность;
2. Изъятия вещей, товаров и документов;
3. Проведение контрольных закупок;
Приостановления деятельности торговых организаций до устранения нарушений в случаях неисполнения законного требования работника милиции о прекращении правонарушения.

Название контролирующего органа: Управление Федераль¬ной службы налоговой полиции.

Действуют на основании: Части первой Налогового кодекса РФ от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.)
Закона РФ от 24.06.93 г. №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (с изменениями от 17 декабря 1995 г.)
Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.)
Осуществляет:
— выявление, предупреждение и пресечение нало¬говых преступлений и правонарушений; обеспечение бе¬зопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
Имеет право:
— производить дознание, проводить предварительное следствие, осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
— по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
— проводить проверки соблюдения действующего законодательства, составлять протоколы об административных правонарушениях;
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена главой 16 части 1 Налогового кодекса РФ

Название контролирующего органа: Территориальное уп¬равление по г. Москве Госу¬дарственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли РФ (Роспотребнадзор).

Действуют на основании: Положения о Государствен¬ной инспекции по торговле, ка¬честву товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федера¬ции (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 501) (с из¬менениями от 14 июля 1997 г., 9 апреля, 2 октября 1999 г.)

Осуществляет: контроль за соблюдением норм и правил торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров (услуг) потребительского назначения, осуществляют деятельность по предотвращению поступления на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Имеет право:
— производить контрольные покупки товаров лью определения правильности расчетов с покупателями;
— осуществлять контроль за качеством товар услуг), соблюдением правил продажи и оказания также проверку наличия у продавца документов подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям;
— производить досмотр вещей и товаров;
— изымать вещи и документы, являющиеся предметом правонарушений;
— давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, вызывающих сомнение в части соответствия стандарту.

Название контролирующего органа: Районные Управы, Администрации города.

Осуществляет: — контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций по вопросам экологии, благоустройства санитарного состояния, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны;
— контроль за обеспечением установленного правовыми актами города Москвы порядка в сфере потребительского рынка и услуг, соблюдением условий приватизации;
— координацию деятельности районных служб и инспекций, а также органов санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, других территориальных подразделений.

Имеет право:
Проводить проверки с правом беспрепятственнее доступа на проверяемые объекты.
Адрес и телефон: В зависимости от расположения универсама

Название контролирующего органа: Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора министерства здравоохранения Российской Федерации

Действуют на основании:
Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г.№ 680).

Осуществляет: — контроль за проведением предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов — контроль за проведением предприятиями и орга¬низациями, независимо от форм собственности, гигие¬нических и противоэпидемиологических мероприятий; соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Имеет право:
— получать документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
— беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
— проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья пищевых продуктов;
— проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
— давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
— осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по осуществлению производственного контроля.

Название контролирующего органа: Управление государственной противопожарной службы ГУВД, Государственной противопожарной службы Российской Федерации МВД РФ.

Действуют на основании: Закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности» (с изменениями ОТ 24.01.98).

Осуществляет: — контроль за соблюдением противопожарных норм и правил предприятиями и организациями, независимо от форм собственности.

Имеет право:
— беспрепятственно посещать для проведения проверок соблюдения правил противопожарной безопасности любые объекты независимо: клеимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, для проведения проверок соблюдения Правил;
— выдавать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по:
— устранению нарушений требований пожарной безопасности;
— обеспечению пожарной безопасности товара (работ, услуг);
— снятию с производства, прекращению выпуска приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
Рассматривает и согласовывает в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий, сооружений.

Название контролирующего органа: Объединение административно-технических инспекций.

Осуществляет: — осуществление контроля за уборкой, санитарным содержанием и благоустройством городских территорий, качеством земляных, дорожных, строительных, ремонтных и иных видов работ, состоянием объектов, наружного освещения, художественного оформления, рекламы, зеленых насаждений, зданий, сооружений и иных объектов городской инфраструктуры.

Имеет право:
— осуществлять проверки выполнения установленных норм и правил в сфере благоустройства города;
— выдавать предписания о сроке устранения нарушения.

24 октября 2016 года Контрольно-счетной палатой совместно с Прокуратурой Железнодорожного района проведена проверка исполнения муниципальных программ «Развитие транспортной системы г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», «Экономическое и инновационное развитие на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», в том числе, соблюдения законодательства о закупках.
По результатам проверки направлено представление МУП «Городские маршруты», информационные письма МКУ «Служба ИСОГД», МКУ «Комитет по управлению имуществом», МУП «Управление трамвая» об устранении выявленных нарушений.

3 августа 2016 года проверка отдельных вопросов соблюдения требований законодательства при осуществлении деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами , по результатам которой МБУ «Комбинат по благоустройству» направлено представление о приведении условий договора в соответствие с действующим законодательством.

1 июля 2016 года Контрольно-счетной палатой по обращению прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка правомерности использования денежных средств, полученных ТСЖ «ЯК-17» от жильцов многоквартирного дома №17 по ул. Яковлева в счет оплаты за отопление, в том числе денежных средств (экономии), подлежащих возврату жильцам дома .
Проверкой установлено нарушение требований Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам - при наличии общедомового прибора учета начисление платы за отопление производилось по нормативу. При этом, ежегодная корректировка размера оплаты не проводилась. По результатам проверки ТСЖ «ЯК-17» даны рекомендации о недопущении нарушений.

12 мая 2016 года Контрольно-счетной палатой совместно с МВД РБ по городу Улан-Удэ окончена выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ детский сад №2 «Булжамуур» за 5 лет.
По результатам контрольного мероприятия учреждению предложено:
- восстановить в бюджет неправомерные расходы в сумме, направленные на оплату подрядчикам за фактически невыполненные работы, предъявленные в акте о приемке выполненных работ;
- обеспечить принятие мер воздействия к подрядчику при ненадлежащем исполнении им обязательств, предусмотренных условиями заключенного муниципального контракта;
- обеспечить соблюдение Закона 44-ФЗ в части размещения информации об исполнении контрактов в сроки и объеме, установленные законодательством;
- обеспечить безусловное соблюдение законодательства о бухгалтерском учете в части отражения изменений в план ФХД, анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения, учета финансовых активов;
- обеспечить отражение информации по поступлениям добровольных пожертвований по плательщикам.

10 мая 2016 года в рамках профессионального взаимодействия Контрольно-счетной палатой совместно с Прокуратурой Железнодорожного района города Улан-Удэ окончена проверка отдельных вопросов деятельности МБУ ДОД ДШИ №8 по жалобе, поступившей от профсоюзного комитета Учреждения .
Проверкой указанные в письме факты нарушения действующего законодательства не подтвердились.

Антон Соничев , адвокат компании «Налоговик»

Несмотря на законодательные акты, принятые в 2008 г. с целью защиты бизнеса от незаконных действий контролеров, проверка на предприятии может произойти в любой момент. Чего ожидать от взаимодействия с проверяющими органами в настоящее время?

Ревизии бывают разные

В компаниях России давно ждали правовой акт, который бы надежно защищал от различного рода проверяющих инстанций. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был воспринят с энтузиазмом, но всех ожиданий не оправдал. Данный акт существенно ограничил возможности государственных и муниципальных органов на проверки, но и «черных дыр» оставил множество. В результате большинство правоотношений, связанных с проверками, имели «иммунитет» от защитных норм нового закона, который устанавливал обязательный прокурорский надзор за проверками бизнеса (особенно малого). Не обеспечивает права юридических лиц этот закон в отношении налоговых проверок, уголовных расследований, оперативно-розыскных мероприятий, бюджетного и валютного контроля, проверок Росфинмониторинга и антимонопольщиков.

Проверки, позволяющие приостановить работу руководства компаний, бухгалтеров, не охватываются этим законом. Проверки, влекущие гигантские доначисления налогов, санкций в отношении фирмы, прокуратурой в рамках упомянутого закона также не контролируются. Мероприятия бюджетного контроля в отношении участников тендеров по госзакупкам также пользуются «иммунитетом», что развязывает проверяющим руки.

Но государственный пожарный надзор, санитарный надзор, сельскохозяйственные и прочие проверки все-таки прокуратурой по упомянутому закону контролируются. Одно «но»: они не столь губительны для бизнеса. Как правило, они не парализуют деятельность компании на длительное время.

Какие проверки требуют согласования с прокуратурой?

В связи с этим любых проверяющих следует делить на две категории: которые обязаны руководство ваться требованиям закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и которые не обязаны принимать его во внимание при реализации своих полномочий. Статья 1 данного акта устанавливает, какие именно проверки выпадают от согласования у прокуратуры. Перечень таких проверок слишком велик, чтобы его раскрывать в настоящей статье, и он охватывается интересом далеко не всех компаний. Но есть не регулируемые этим законом универсальные проверки, которые могут беспокоить практически любую организацию:

Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания, проведение предварительного следствия;

Осуществление прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведение административного расследования;

Производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

Расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

Расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

Мероприятия по контролю, направленные на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

На основании этого перечня можно сразу понять, требуется ли проверяющим согласование с прокуратурой своего визита или нет. Если их интересы попадают хотя бы под один из упомянутых пунктов, проверка не контролируется прокуратурой. Наиболее актуальными из таких проверок для любого бизнеса являются проверки налоговой инспекции и МВД.

Мероприятия налоговых органов

С налоговыми правоотношениями сталкиваются все организации. В этом году вступили в силу новые изменения в Налоговый кодекс РФ, которые дают существенную «фору» налоговым органам в борьбе с налогоплательщиками. Проверка компании представляет существенную опасность для бизнеса. Опасность при этом кроется как в возможности возложения ответственности вплоть до уголовной, так и в полномочиях проверяющих, которые мешают деятельности организации.

Проверяющие сейчас заинтересованы в основном контролируемыми сделками. Таковыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Налоговый кодекс дает исчерпывающий перечень оснований, по которым инспекторы отбирают такие сделки.

Проверки вне зависимости от субъекта, который ее проводит, можно разделить на два разряда: камеральные («кабинетные») и выездные.

Камеральные представляют собой самую меньшую опасность…

Во-первых, проходят данные проверки без присутствия объекта, т. е. работники компанииили индивидуальный предприниматель не
присутствуют при осуществлении контрольных мероприятий. Обычно такие мероприятия связаны с текущим контролем над поданными налоговыми декларациями, обращением безналичных и наличных денежных средств. В рамках проведения таких проверок в адрес предприятия могут направить требование о предоставлении разъяснений или каких-либо документов (ФНС, Росфинмониторинг). Возможности доначислений при таких проверках минимальны, а штрафы за обнаруженные нарушения невелики. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к тому, что проверяющие ведомства будут уходить в «аналитику», а количество выездных проверок сокращать.

…но именно камеральных проверок будет больше

Более всего это касается налоговых органов. В частности, об этом в последнее время заявлял руководитель ФНС Михаил Мишустин. Сам процесс обмена информацией между инспекциями, банками и предприятиями будет поставлен на электронный формат. Для этого в начале этого года ФНС издала ряд подзаконных актов, что позволяет говорить о созданной нормативной базе для электронных взаимоотношений инспекций и компаний. Электронная форма взаимодействия с хозяйствующими субъектами разгрузит налоговые органы от «бумажной» работы.

Электронная форма упростит работу инспекторов

Это даст инспекциям больше простора для направления всевозможных запросов о финансовых показателях за прошедшие годы, о предоставлении копий договоров, иных документов - писать «бумажки» нужно будет меньше, а времени для направления запросов больше. Как следствие увеличится объем реальной работы из-за необходимости инспекторов улучшать свои статистические показатели. И предприятия будут вынуждены тратить больше времени на дачу пояснений проверяющим, выделяя на это время бухгалтера, юриста, финансового, коммерческого или генерального директора и отвлекая этих должностных лиц компаний от своих прямых обязанностей.

Запросов от налоговиков станет больше

Предполагается, что при наличии малейших подозрений налоговики могут спросить, почему, например, у компании так возросли расходы или почему не индексируется . Формально требование инспектора представить разъяснения проигнорировать нельзя, и будет обязан представить свои объяснения. Это в целом может дестабилизировать работу, хотя камеральные и прочие «кабинетные» проверки не являются головной болью менеджмента предприятия. В отношении непокорных налогоплательщиков уже подготовили законодательную базу, которая постоянно повышает размеры штрафов за игнорирование требований налоговиков.

Более опасны для бизнеса выездные проверки

К таким проверкам также привлекаются сотрудники органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в случаях и порядке, предусмотренных законом. Сам по себе выезд проверяющих на территорию предприятия уже представляет собой резкую дестабилизацию обстановки.

С психологической точки зрения, визит инспекторов - это удар для управленцев. Гендиректор и прекрасно осознают, что к ним пришли не делиться советами о зарабатывании денег, а искать нарушения закона и выполнять свои карательные функции. И как бы ни был хорошо подготовлен к проверке персонал, даже самый психически стойкий человек может потерять самообладание, что негативно сказывается на принимаемых решениях в будущем.

Инспекторам необходимо уделять внимание. На каждой проверке у них возникает масса вопросов к сотрудникам проверяемой организации. В частности, у отдельных категорий проверяющих есть право на проведение допроса. Допрос предполагает отсутствие оснований (кроме ссылки на ст. 51 Конституции РФ о недопустимости свидетельствовать против самого себя и положения налогового законодательства) у допрашиваемого отказаться от проведения этого процессуального действия. В отличие от допроса в рамках уголовного дела, допрос в рамках выездной
проверки не регулируется достаточно четко, что дает инспекторам основания определять время, место, условия и способы беседы с сотрудниками компании по своему внутреннему убеждению. Законом не запрещено оказание психического насилия над допрашиваемым, проведение мероприятия более 4 ч подряд, например. И это при наличии у инспектора плохого настроения либо корыстного умысла может заставить служащих компании прекратить выполнять свою работу, что ведет к потере клиентов, снижению доходов и даже к закрытию бизнеса, если позиции на рынке безнадежно утрачены.

Инспекторы чаще привлекают экспертов для проверок

Особенно актуальна эта проблема в последнее время для компаний, чья деятельность с точки зрения специальных знаний недостаточно знакома для чиновников. К примеру, проверки работы организаций из сектора высоких технологий часто сопровождаются запросами, почему компания обратилась за помощью к консультантам, а не наняла в штат сотрудников с аналогичным опытом. В таком случае инспекторы не берут во внимание тот факт, что в области IT в связи с режимом коммерческой тайны на предприятиях редко можно найти свободного специалиста с нужными знаниями. Или же при проверке сырьевых компаний также требуются знания в области геологии, добыче полезных ископаемых, технологии переработки нефти. Специалистов для проверки налоговики привлекают редко, что должно компенсироваться тщательным допросом сотрудников самих налогоплательщиков, которые привлекаются в качестве свидетелей. Сами налоговики отмечают, что стали относиться к специальным познаниям более тщательно, что является предметом допроса свидетелей. В качестве специалистов сотрудники ФНС стараются никого не привлекать, поскольку это требует дополнительных материальных затрат на оплату вознаграждения такому носителю специальных знаний.

У инспекторов есть право на доступ к территории предприятия налогоплательщика, проведение там обыска или выемки различного рода предметов и документов. У налогоплательщика же есть обязанность реализацию этого права обеспечить. При этом сроки для предоставления доступа на территорию также не ограничены нормами закона, поэтому персоналу компании необходимо тратить свое время на обеспечение
пребывания инспекторов по месту проверки.

В соответствии с требованиями закона организация предоставляет инспекторам помещение. Предполагается при этом, что такое помещение будет использовано проверяющими для реализации своих полномочий, что неминуемо отразится на работе сотрудников. Поэтому предприятию приходится либо выделять кабинет для проверки в ущерб своему трудовому распорядку, либо постоянно содержать его для специальных случаев за свой счет.

Визиты сотрудников органов внутренних дел

Проверки правоохранительных органов - одни из самых неприятных для бизнеса. Они также не требуют согласования с органами прокуратуры. По их результатам не могут выноситься решения о назначении каких-либо штрафов, поскольку новый закон «О полиции» не наделяет сотрудников правоохранительных органов правом осуществлять ревизии. Но вместо этого возможно вынесение постановления о возбуждении уголовного дела.

Не все проверки имеют юридические основания

Лишь немногие предприниматели знают, что далеко не всегда от проверки стоит ожидать столь негативных последствий. У большинства проверок МВД нет даже оснований для реализации своих контрольных полномочий. Эти полномочия можно реализовывать только в рамках оперативно-розыскной деятельности, производства по делам об административных правонарушениях либо при расследовании уголовного дела. Поэтому каждый визит полицейского, либо его звонок, либо письменный запрос должен встречать в офисе компании следующий вопрос: какие правовые основания есть у полицейского для вмешательства в деятельность бизнеса. А когда правовых оснований не имеется, всякая деятельность сотрудника правоохранительного органа является незаконной.

Проверки МВД - оперативнорозыскная деятельность

В настоящее время Федеральным законом «О полиции» проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и ревизии со стороны правоохранительных органов запрещены. Но оперативно-розыскной деятельностью им заниматься можно, поскольку она прямо предусмотрена Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Последним законом разрешено изучать предметы и документы, что как раз и необходимо полицейским для осуществления проверок бизнеса.

При анализе каждой конкретной ситуации следует обращаться в первую очередь к Федеральному закону «О полиции». Пункт 4 статьи 13 устанавливает, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Свои контрольные полномочия полиция реализует через направление запросов, опросы, обследование помещений и исследование предметов (документов).

Участие юриста при производстве обысков, допросов и иных действий также является условием успешной защиты при проверке, поскольку это может предотвратить фальсификацию доказательств сотрудниками МВД, на основании которых возбуждается уголовное дело. Также при юристе полицейские редко осмеливаются предлагать предпринимателю заплатить незаконное вознаграждение, а поскольку при проверке это их главная цель, проверяющие могут уйти из офиса компании в поисках более благоприятных условий для проверок. Поэтому всегда стоит помнить о том, что каждому Конституцией РФ гарантированы право не свидетельствовать против себя (ст. 51) и право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), в том числе и при проведении проверок сотрудниками МВД.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...