Основные тенденции уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики


Понятие уголовно-исполнительной политики, ее содержание и взаимосвязь с одноименной отраслью права

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности - политика, отражающая принципы, стратегию основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государства. Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан РФ и общества в целом, обеспечивать их защиты от преступных посягательств. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и ины правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика многопланова - в сфере предупреждения преступности, уголовная политика, уголовно-исполнительная политика. Разделение условно - отдельные направления могут объединяться; все едины с точки зрения целей принципов и стратегии и тесно связаны между собой. Составная часть уголовной политики - уголовно-правовая политика (определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания). Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания. Политика в сфере исполнения наказания влияет на уголовную политику à определение системы наказаний и отдельных его видов, практика назначения наказаний. Цели и принципы политики стабильны, т.к. базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Стратегия стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии (социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук. Субъектами формирования и развития политики являются Президент России и Федеральное Собрание. УИ политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательства: УИК РФ, иные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Одновременно она реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - центральных и территориальных органов ЦИС Минюста РФ, департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, учреждениями и органами, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика: Понятие, содержание, формы выражения, принципы. Характеристика современной уголовно-исполнительной политики.

Правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права.

В теории уголовного права выделяют понятие уголовной политики в широком смысле этого слова и определяют его как определение и проведение в жизнь целенаправленных мер борьбы с преступностью. Во всех отраслях правовой системы, связанных с реализацией этой задачи (во всех отраслях уголовно-правового цикла). В рамках уголовной политики различные авторы выделяют разные количества ее отраслей или подсистем. П.Н. Панченко считает, что уголовная политика включает такие подсистемы как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, уголовно-тактическая, уголовно-профилактическая и криминалистическая политика. Э.Ф. Побегайло выделяет в рамках уголовной политики уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (пенитенциарную), криминологическую (профилактическую), административно-правовую разновидности политики. А.Н. Игнатов делит уголовную политику на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную. Таким образом, все авторы как минимум выделяют три подотрасли уголовной политики.

В.К. Дуюнов в рамках уголовной политики выделяет два основных направления. Во первых, все виды политик он относит к одному направлению – политика реагирования на преступления и еще есть политика предупреждения преступления. При этом, уголовно-исполнительную политику он относит к политике реагирования на преступления. Что является не вполне логичным по следующим обстоятельствам: Во первых, согласно ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса, уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. То есть, у законодательства одна из целей – это предупреждение преступления. Во вторых, в рамках уголовно-иполнительного права и уголовно-исполнительной политики выделяется институт мер ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание. Правда некоторые авторы пытаются оспорить это и сказать, что это не уголовно-исполнительное право. Таким образом, уголовно-исполнительная политика является по своей сути не только политикой реагирования на преступления, но и политикой их предупреждения одновременно. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовно-правовой политикой, уголовно-правовой политикой в узком смысле этого слова. Уголовно-правовая политика определяет меры воздействия на преступность только и именно средствами уголовного права. Уголовно-правовая политика может воздействовать на общество путем изменения наказания, путем криминализации и декриминализации деяния. В контексте исполнения уголовных наказаний все то же самое. Можно ухудшать, улучшать положение осужденных. Что получается. Да, это деление уголовной политики на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную обоснованно.

Уголовно-исполнительная политика по сравнению с уголовно-правовой имеет более узкое содержание. Она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности, основные формы и методы исполнения уголовных наказаний. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная политика базируется на международных стандартах обращения с осужденными, достижениями в соответствующей науке и практике.

Уголовно-исполнительная политика в узком смысле – это определение и реализация тактики и стратегии борьбы с преступностью средствами уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительная политика в широком смысле – это специализированная деятельность прежде всего государственных органов, а также иных субъектов, включающая систему целей, мер, способов, обеспечивающих функционирование правового механизма исполнения уголовных наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера.

Стоит сказать - политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Стоит заметить, что она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, кᴏᴛᴏᴩые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека.

Поскольку политика пробудет в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области ϲʙᴏего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в ϶ᴛᴏм смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Не стоит забывать, что важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Стоит заметить, что она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, ϲʙᴏевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления ϶ᴛᴏй политики едины с позиции целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового воздействия на преступность. Стоит сказать - политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Отметим, что термин "" уголовно – исполнительная политика"" пришел на смену термину ""исправительно-трудовая политика"". Наименование ""исправительно-трудовая политика"" адекватно отражало сущность политики советского государства в сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно исправительно-трудовое законодательство провозглашали главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание осужденных. Основным средством достижения ϶ᴛᴏй цели был признан труд. Стоит сказать, для достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с обязательным привлечением к труду, исправительные работы. При этом термин ""исправительно-трудовая политика"" как и термин ""исправительно-трудовое право"" перестал отвечать ϲʙᴏему содержанию, т.к. в системе уголовных наказаний появилось много таких наказаний, кᴏᴛᴏᴩые не были связаны с привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное порицание, увольнение от должности и др.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уже с 70-х годов появилось основание изменить наименование ""исправительно-трудовая политика"" на ""уголовно-исполнительную политику"".

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. Соответственно показателям правового государства должна быть приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации ϶ᴛᴏй цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению ϲʙᴏбоды, существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений, изменении установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику будут: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Стоит заметить, что они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации будут составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подповествовал Венские соглашения, на базе кᴏᴛᴏᴩых были приняты обязательства, привести ϲʙᴏе законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с международными соглашениями о защите прав человека, в т.ч. и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя обязательства ""обеспечить, ɥᴛᴏбы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности"".

Россия будет правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, кᴏᴛᴏᴩые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести ϲʙᴏе уголовно-исполнительное законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Европейскими принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты будут четким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Достижения науки будут важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Нужно помнить, такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.

Современной задачей российской науки будет определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Не стоит забывать, что важным критерием правильности достижений науки будет практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. В случае если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики будет уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания ϶ᴛᴏй деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно - исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно - правовая, уголовно - процессуальная и уголовно - исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно - правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно - исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно - правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно - исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Борьба с преступностью -- одна из основных задач государства. Ее решение связано со всеми областями политики и непосредственно отражается на уголовно-исполнительной политике и правовом положении осужденных. И.В. Шмаров отмечал, что «на формирование стратегии политики в области исполнения наказания оказывают влияние динамика и структура преступности. При стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна. Однако рост преступлений, особенно тяжких, прежде всего насильственных, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения» Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П. В. Шмарова. М., 1996. С. 6..

Уголовно-исполнительная политика как часть социальной политики в сфере борьбы с преступностью в рамках уголовной политики имеет свой предмет, с учетом которого ее можно определить как основанные на научном познании объективных закономерностей развития общества направления деятельности органов и учреждений, исполняющих меры уголовно-правового характера, назначенные виновному судом, а также органов, учреждений, общественных организаций и отдельных граждан, содействующих им в этой деятельности, на базе которых формируется правовое положение осужденных в период отбывания ими соответствующей меры уголовно-правового характера и применения к ним основных средств исправления, а также мер социальной адаптации.

В литературе встречаются и другие определения уголовно-исполнительной политики, например, как политики в области борьбы с преступностью в сфере исполнения уголовного наказания, определяющей «цели, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами». Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. П. В. Шмарова. М., 1996. С. 3-4 Считается, что в этих определениях не в полной мере выражена сущность, специфика и содержание именно уголовно-исполнительной политики, задачей которой является установление и обеспечение правового положения уже осужденных лиц.

Термин «уголовно-исполнительная политика», пришедший на смену термину «исправительно-трудовая политика», прочно вошел в научный оборот после принятия Конституции 1993 г., в ст. 71 которой отмечается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство.

Термин «исправительно-трудовая политика» появился в советском государстве в 20-е годы. В то время употреблялся еще и термин «пенитенциарная политика». Слово «пенитенциарный» происходит от латинского слова «poenitentiarius», которое в переводе на русский язык означает «покаянный, исправительный». Словарь иностранных слов. М., 2003. С. 370. В зарубежных концепциях XVIII в. и в русском дореволюционном праве бытовало мнение о том, что смысл положения осужденного в период исполнения назначенного ему наказания, главным образом в виде лишения свободы, заключается в религиозном воздействии на него, что предполагает покаяние виновного и отпущение ему грехов. Впоследствии в России и других странах термину «пенитенциарный» придавалось значение «исправительный», а политика в сфере определения правового положения осужденного называлась «исправительно-трудовая», что отражало ее основное направление -- исправление трудом. С середины 20-х по 60-е годы весь Советский Союз был превращен в «трудовой лагерь», а использование дешевого труда осужденных было особенно выгодно стране Советов. Впоследствии постепенно труд осужденных стал терять свое первоначальное значение и приобретать качество одного из основных средств воздействия на виновных, являвшегося главным критерием их становления на путь исправления.

Термины «исправительно-трудовая политика» и «исправительно-трудовое право» использовались в России в значении «уголовно-исполнительного» вплоть до принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г.

Содержание уголовно-исполнительной политики выражается в разработке основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных; в определении характера применяемых к ним средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

В задачу уголовно-исполнительной политики входит определение приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами, т. е. создание эффективной исправительной системы России.

§ 1. Понятие уголовно-исполнительной политики

Политику в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, органов представительной власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению. Реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению ее целей. Политика государства в этой сфере многопланова, ее можно условно разделить на политику 1)в сфере предупреждения преступности, 2) уголовную, 3) уголовно-исполнительную.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой или, напротив, расчленятся. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность (уголовную ответственность, ее основания, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от них). Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы исполнения наказания и применения основных средств исправления.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику. Это относиться прежде в всего к определению системы наказаний и отдельных его видов, к назначению наказаний и освобождению от них. Политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом.

Примерами влиянии уголовно-исполнительной политики на уголовную служат ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которым положения указанных кодексов о наказаниях вводиться в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Объективная невозможность реализации во все полноте целей и задач уголовно-исполнительной политики скорректировала некоторые положения уголовно-правовой политики.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижения науки.

Стратегия политик в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменение стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. В соответствие с показателями правового государства должна быть приведена вся система исполнения и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества; господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления; структуру и динамику преступности в стране, требование международных актов о правах человека и об обращении с осужденными; деятельность международных организаций; развитие фундаментальных общественных наук.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономически благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованными в уголовно-исполнительном законодательстве, и реальным их воплощением.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику. Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияют на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Динамика и структура преступности также оказывает значительное влияние на уголовно-исполнительную политику. При стабильном уровне преступности или его снижении уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений негативно влияют на нравственные и правовые представления в обществе, оправдывают более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ отмечено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. В числе этих документов следует назвать: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др. Кроме того Российская Федерация была принята в Совет Европы. Она подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987).

Принципы и стандарты о защите прав человека и об обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов. Принципы и стандарты являются четкими ориентирами для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, являются достижения ее науки, которая не только решает проблемы борьбы с преступностью, но и исследует проблемы исправления осужденных.

В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период и были продолжены в советское время.

Современной задачей российской науки является определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, а также целей, принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием правильности достижений науки выступает практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно-исполнительных органов. Если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в УИК РФ СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198., в иных законах и подзаконных актах - постановлениях Правительства РФ, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву .

Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы , различных отраслей законодательства, правовых форм.

Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество .

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью . Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений , предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

  • цели;
  • принципы;
  • стратегию;
  • направление деятельности государства;
  • основные формы и методы исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...