Основы конституционного строя российской федерации. Версия для печати хрестоматияпрактикумы презентации тьюторы тестыметодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения


Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

РЕФЕРАТ

по теме: «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Основная литература:

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ (ред. от 30 июня 2003г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ от 02..02.2002, № 5, ст. 375.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

7. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О политических партиях» // СЗ РФ от 16.07.2001, № 29, Ст. 2950.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7.

Дополнительная литература:

1. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

2. Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8. – С. 11-22.

3. Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. – С. 42-50.

4. Николаев Е.А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Политика и право. 2004. № 1.

5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М, 1994.

6. Самочкин А.Н. Собственность и право собственности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. – С. 14-20.

7. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М.,1993.

8. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1996. С. 464-480.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. В учебнике М.В.Баглая под конституционным строем понимается «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией». Авторы упомянутых определений ограничивают конституционный строй организацией только государства.

Между тем, если обратиться к Конституции РФ, то она закрепляет не только организацию государства, но и организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом». Н.А. Михалёва понимает это как «общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаётся приоритетное положение личности, незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона». Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще. Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй – это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе.

В юридической литературе не проводится чётких различий между категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ, в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституцион­ный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют РФ как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и рас­пределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства – и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формой правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Особенности правового регулирования основ конституционного строя России закреплены в статье 16 Конституции РФ. Первая особенность состоит в том, что правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Вторая особенность заключается в том, что согласно ст. 135 Конституции, если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт – это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.

Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных орга­нов, общественные организации и партии, через инсти­туты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадле­жащую ему в соответствии с Конституцией власть, управляет государ­ством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. В содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В ст.13 п.5 установлено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, орга­ны которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пресле­дуются по федеральному закону».

Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В этой же статье непосредственно закреплен и дру­гой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном зако­нодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к конституционной новелле. Конституция РФ 1993 года закрепила, что «обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п.4 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над на­циональным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п.1 ст.17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п.2 ст.67).

Составной частью российской правовой системы могут быть не всякие принципы и нормы международного права, а только те из них, которые являются общепризнанными и договорными, так как не все нормы международного права, действующие в настоящее время, признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя. В совокупности этих норм есть региональные, партикулярные или локальные нормы, которые являются обязательными для какой-либо группы или даже для двух государств или международных организаций. Таких норм в международном праве подавляющее большинство. Тем не менее, в современном международном праве есть большое число норм, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве обязательных. Эти нормы и называются общепризнанными. Такой подход получил подтверждение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому общепризнанными следует считать нормы универсального характера, закреплённые как письменно, так и «неписаные» правила, в соответствии с которыми согласуют свои действия все или большинство государств.

К общепризнанным принципам международного права следует отнести лишь приведённые в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций» от 24.10.1970 г.

Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международ­ных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идёт лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя обязательства по нему.

К основам конституционного строя Российской Федерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, но и определяют его конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для госу­дарства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что «гражданин Российской Федерации не может быть ли­шен своего гражданства или права изменить его» (ст.6 п.3 Конституции РФ).

Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъекта­ми Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила право­вые гарантии сохранения целостности России.

Следует отметить, что равноправие субъектов Фе­дерации не означает их равного статуса, который опре­деляется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Так, согласно ст. 5 п.2 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Особо важный характер для основ конституционного строя имеют закреплённые в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п.3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п.4 Конституции РФ).

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

Право частной собственности, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения – обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом . Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров. В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держка конкуренции, свобода экономической деятель­ности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

В п.2 ст. 7 указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме.

Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация – светское государство.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» .

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон устанавливает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства – в соответствии со своей собственной иерархической институционной структурой, выбирают, назначают свой персонал согласно своим собственным установлениям, при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Согласно закону религиозным объединением в РФ признаётся добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозные группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы её участниками. В отличие от них религиозные организации – религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признаётся организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признаётся организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учётом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.

По просьбам религиозных объединений соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, в частности, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного культурно-просветительского и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесённое к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Основы конституционного строя есть определенная характеристика конституционного строя, под которым понимают разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества.

Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7

6. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004.С.121

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С.98

См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004.№ 10.С.42.

См.: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. С.29.


Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй - это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции. Иными словами, это общественный порядок, существующий в условиях фактически действующей конституции. Основы конституционного строя определяют порядок функционирования основных систем общества (экономической, социальной, политической), принципы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и человека и др. Источником для характеристики основ конституционного строя России является первая глава Конституции.

- Основы конституционного строя

- Статьи Конституции

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1. Ст. 3

Россия - демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ (принцип народного суверенитета). Народ ни с кем не делит власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких‑либо сил. Народ осуществляет свою власть: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1. Ст. 5

Обеспечивается равноправие и самоопределение народов, проживающих на территории РФ. Созданы различные формы национальной государственности народов РФ. Федерализм означает и децентрализацию власти, лишает центральные органы монополии на власть, предоставляя субъектам РФ определенную самостоятельность. Полномочия Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией

3. Правовое государство

Верховенство права над государством: государство и все его органы связаны правом, законом. Провозглашается верховенство Конституции, которой должны соответствовать все законы

4. Разделение

Это принцип организации власти в правовом демократическом государстве. Единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, разграничиваются предметы ведения как по горизонтали (между органами власти одного уровня), так и по вертикали (между органами власти РФ и ее субъектов). Разделение властей предполагает взаимное равновесие между ними через систему сдержек и противовесов

5. Приоритет прав человека

Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Государство должно находиться на службе у человека и общества. РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

6. Российская Федерация - социальное государство

Государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье, установлен гарантированный государством минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пенсии и пособия, гарантируется бесплатное здравоохранение, основное среднее образование и др.

7. Суверенитет

Суверенитет - неотчуждаемое свойство Российского государства, естественное и необходимое условие его существования. Суверенитет РФ характеризуется верховенством, единством и независимостью. Верховенство означает полноту власти РФ при решении всех вопросов государственной жизни, определяющее положение ее государственной власти ко всем другим отношениям в обществе. Государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, гарантарует и защищает права и свободы граждан, определяет права и обязанности должностных лиц и государственных органов. Еще более важно верховенство федеральной власти по отношению к власти субъектов Федерации. Юридическим выражением верховенства РФ является верховенство федеральных законов по отношению к иным нормативным актам, изданным в РФ. Единство суверенитета предполагает единство власти РФ и всей территории страны. Конституция и федеральное законодательство обладают одинаковой юридической силой на всей территории РФ. Независимость РФ как свойстве ее суверенитета означает независимость от власти других стран. Россия самостоятельна в отношениях с другими государствами, которые не могут вмешиваться в ее внутренние дела. Территория РФ неприкосновенна и не может быть изменена или использована без согласия РФ.

8. Экономичекое многообразие и свобода экономичекой деятельости.

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Закрепляется многообразие форм собственности и их равная охрана: частной, государственной, муниципальной и др. В различных формах собственности может находиться и земля. В РФ гарантируется единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, поддерживается конкуренция.

9. Политичекое многообразие (плюраизм)

Ст. 13, ч.3‑5

В РФ признается и допускается наличие многообразных политических структур, функциониующих в обществе, в том числе многопартийность. Деятельность политической оппозиции легальна. Однако запрещается создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, целостности государства, на разжигание социальной, расовой, религиозной, национальной вражды.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Конституционный строй: понятие и основные элементы

Понятие конституционного строя и его основ:

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

Особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

Неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

Признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

Отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

Запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

Право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

Характеристика основ конституционного строя:

Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:

♦ государственного устройства - государственные основы;

♦ политической системы - политические основы;

♦ экономической системы - экономические основы;

♦ социальной системы - социальные основы;

♦ правовой системы - правовые основы;

♦ правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

» по форме правления РФ - республика;

» по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;

» по форме государственного режима РФ - демократическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация - суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

Основой конституционного строя России является народовластие.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

› коллективный субъект - граждане РФ;

› объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) референдум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Формы косвенного народовластия:

1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...