Особенности подряда для государственных муниципальных нужд. Предмет, признаки и существенные условия по договору подрядных работ для государственных и муниципальных нужд


Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами на обеспечение муниципальных нужд.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваютсяв федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
- поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; реализации федеральных целевых программ;
- обеспечения иных федеральных государственных нужд.

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы , осуществляемой в форме , на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от установлены Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности. Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами.

Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта () на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 812 (с изм. и доп.).

Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы , бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся .

Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

Путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте.

Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта. Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях. Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.

Существенными условиями государственного контракта являются условия:

Об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
- о сроках ее начала и окончания;
- о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
- о способах обеспечения (п. 1 ст. 766 ГК).

В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта. Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 718 ГК).

Потребность в правовом регулировании подрядных работ для государственных нужд вызвана необходимостью осуществления строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Подрядные работы для государственных нужд финансируются за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов и иных источников.

Подрядные работы для государственных нужд регулируются правилами § 5 гл. 37 ГК. Особенность правового регулирования данных отношения состоит в том, что позиционируемые в качестве разновидности строительного подряда и проектных и изыскательских работ подрядные работы для государственных нужд регулируются законодательством о строительном подряде и проектных и изыскательских работах постольку, поскольку неурегулированы нормами § 5 гл. 37 ГК.

Согласно ст. 720 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 ГК.

В юридической литературе отмечается, что принципы правового регулирования обеспечения государственных нужд являются общими для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Но развернутая регламентация осуществляется в основном применительно к товарам, под которыми обычно имеются ввиду также работы и услуги. Поэтому в нормах об обеспечении потребностей государства в работах и услугах определяются, как правило, особенности этих отношений либо содержатся прямые отсылки к нормам о поставках товаров для государственных нужд. 187

Сторонами государственного контракта являются подрядчик и государственный заказчик. Государственным заказчиком выступает государственный орган, орган местного управления и самоуправления, обладающие инвестиционными ресурсами, достаточными для финансирования подрядных работ. Заказчиком может быть и организация, наделенная правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиками могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, при необходимости, имеющие специальное разрешение на осуществление определенного вида работ.

Предметом государственного контракта являются строительные, проектные и другие работы. Состав и объем подлежащих выполнению работ определяется условиями государственного контракта.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст.ст. 497, 498 § 4 («Поставка товаров для государственных нужд»).

Требования к содержанию государственного контракта установлены ст. 721 ГК. Государственный контракт должен содержать следующие условия: а) об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы; б) о сроках начала работы и сроках ее окончания; в) о размере и условиях финансирования и оплаты работы; г) о способах обеспечения обязательств сторон.

При заключении государственного контракта по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

В значительной мере проявление публичных начал в гражданском праве прослеживается на примере института подрядных работ для государственных нужд. Одним их таких проявлений является заведомое допущение изменения условий государственного контракта. В соответствии с правилами ст. 722 ГК при уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, – и другие условия выполнения работы. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Если иное не предусмотрено законодательством, изменения государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 722 ГК, осуществляются по соглашению сторон.

ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

Впервые в Гражданском кодексе смоделирован институт выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Развитие института долгое время обеспечивалось некодифицированными актами, регулирующими отношения в сфере выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Новейшая концепция данного института видоизменяет его юридико-техническую конструкцию за счет включения норм о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в самостоятельную главу Гражданского кодекса.

По договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 723 ГК).

Данные договоры относятся к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных договоров. Считается, что в классификационном ряду гражданско-правовых договоров договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ наиболее близки к группе договоров подряда. 188 Более редким является мнение о том, что эти договоры по своей юридической природе относятся к группе подрядных договоров. 189 Менее всего оспариваются утверждения о том, что рассматриваемые договоры относятся к самостоятельному договорному типу. 190

Источники правового регулирования . Основные положения о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ содержатся в гл. 38 ГК. Рассматриваемые отношения регулируются также и иными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся: Закон Республики Беларусь «О научной деятельности»; Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 г. № 356 О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ; Положение о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 г. № 1084; Положение о порядке организации и проведения государственной научной экспертизы проектов научно-исследовательских работ, Положение о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2000 г. № 1082; Положение о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2003 г. № 1065; Положение об оценке результатов научной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.1997 г. № 914 и др.

Отношения по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осложненные иностранным элементом являются объектами правового регулирования международных соглашений. Одним из таких соглашений является Соглашение о порядке привлечения научно-исследовательских организаций и специалистов государств-участников Содружества Независимых Государств к выполнению национальных научно-технических программ, ратифицированное Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 316-З.

5. Договор на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

По государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить или обеспечить их оплату.

Договор регламентируют ст. 763-768 ГК.

Помимо ГК, отношения, возникающие в связи с подрядными работами для государственных (муниципальных) нужд, регулируются специальными нормативными актами, среди которых можно назвать:

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ (с изменениями на 6 мая 1999 г.) "О государственном оборонном заказе";*(47)

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";*(47)

Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" (с изменениями на 18 февраля 1998 г.);*(47)

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".*(47)

Подрядные работы для государственных (муниципальных) нужд образуют обязательства по договорам строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Особенности договора

Договор - контракт - консенсуальный, возмездный, взаимный. Стороны договора - заказчик и подрядчик. Заказчиком выступают государственные (муниципальные) органы или иные организации, наделенные государственными (муниципальными) органами правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиком может быть юридическое лицо или гражданин, обладающий статусом предпринимателя и имеющий лицензию на выполнение соответствующего вида работ.

Заказчик в этих договорах может либо сам оплатить принятые работы, либо обеспечить их оплату, указав в договоре, что оплату произведет организация, которой государственный (муниципальный) орган выделил соответствующие бюджетные суммы.

Существенные условия договора - условие об объеме и стоимости работ, условие о сроках начала и окончания работ, условие о размере и порядке финансирования и оплаты работ, а также о способах обеспечения исполнения обязательств контрагентов.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются после проведения конкурса на размещение заказа на подрядные работы. В этих случаях условия определяются еще и в условиях объявляемого конкурса и должны им соответствовать, как и тем предложениям победившего в конкурсе подрядчика, которые были зафиксированы в одержавшем победу предложении.

Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.

За нарушение заказчиком других условий контракта подрядчик вправе требовать уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки в исполнении заказчиком взятых на себя обязательств.

Порядок оплаты выполненных работ

Заказчик выделяет подрядчику аванс, аванс составляет: 20% - если финансирование осуществляется из бюджетных средств и 30% - если финансирование осуществляется из внебюджетных средств; обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства.

При заключении контракта устанавливаются размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости.

При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма промежуточного платежа уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

В случае задержки установленных контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Особенности ответственности сторон за невыполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства.

Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» 1 , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту

может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон -- и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости -- и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.

Существенными условиями договора подряда для государственных или муниципальных нужд являются следующие:
а) условие о предмете работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 09.03.2005 N Ф08-709/05, от 12.12.2006 N Ф08-6090/06, ФАС УО от 26.07.2005 N Ф09-2321/05-С4, ФАС ЦО от 20.04.2006 N А23-3806/05Г-4-176, ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839);
б) условие о стоимости работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 12.12.2006 N Ф08-6090/06);
в) условие о сроке выполнения работ (см. постановления ФАС ПО от 5-10.12.2002 N А12-6788/02-С41, ФАС УО от 12.04.2004 N Ф09918/04ГК, ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЗСО от 13.10.2005 N Ф04-368/2005(14729-А70-8), ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839).
Особенностью данного вида договоров подряда является то, что существенным условием договора подряда для государственных (муниципальных) нужд является также условие об источниках и порядке финансирования публичным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) выполняемых подрядчиком работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЦО от 30.06.2005 N А48-8203/04-12).
315. Кто является сторонами договора подряда для государственных или муниципальных нужд? Кто является должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы?

В соответствии со ст. 764 ГК государственными заказчика ми могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиком по договору подряда для государственных или муниципальных нужд может выступать юридическое или физическое лицо.
Особенность субъектного состава обязательств по договору подряда для государственных (муниципальных) нужд проявляется в следующем: должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы является не государственный (муниципальный) орган, заключивший соответствующий договор, а само публичное образование. Этот вывод был сделан Президиумом ВАС РФ при рассмотрении одного из дел в порядке надзора. Фабула этого дела такова.
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с министерства природных ресурсов субъекта РФ и министерства финансов того же субъекта денежной суммы, составляющей долг за выполненные для государственных нужд подрядные работы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен только в части взыскания долга с министерства природных ресурсов, в иске к министерству финансов отказано, так как суд счел недоказанным факт несостоятельности министерства природных ресурсов; суд посчитал, что оснований для обращения с требованием о взыскании к казне субъекта РФ у подрядчика нет. Суд апелляционной инстанции, поддержанный окружным судом, решением отменил, в иске отказал, сославшись на следующее обстоятельство: в результате действий органов государственной власти участниками правоотношений становятся субъекты РФ в целом, а не названные органы. Министерства финансов, не являясь стороной по государственному контракту, не может нести ответственность по обязательствам, возникшим из указанного государственного контракта. Президиум ВАС РФ состоявшиеся по делу судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - субъект РФ в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. При новом рассмотрении дела Президиум ВАС РФ обязал суд установить этот орган (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 4405/06).

Еще по теме § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (ст. 763-768) 314. Каковы существенные условия договора подряда для государственных или муниципальных нужд?:

  1. 187. Предполагает ли заключение договора коммерческого представительства возможность для представителя изменять условия договора, заключенного во исполнение поручения, и исполнять обязанности перед третьим лицом от собственного имени?
  2. 196. Можно ли признать договор подряда заключенным, если начальный срок выполнения работ определен истечением времени с момента совершения определенного действия заказчиком?
  3. 10. Каковы последствия заключения договора купли-продажи автотранспортного средств без снятия его с учета в уполномоченном государственном органе?
  4. § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525-534) 96. Каковы последствия уклонения одной из сторон от заключения государственного (муниципального) контракта в соответствии со ст. 528 ГК?
  5. 272. Каков принцип распределения рисков гибели или случайного повреждения материалов и результатов работ между сторонами договора подряда?
  6. 278. В каком случае стоимость работ по договору подряда может быть изменена?
  7. 282. Каковы правовые последствия невозврата заказчику материалов, переданных им подрядчику для выполнения работ по договору подряда?
  8. § 4. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758-762) 309. Какие условия договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ признаются судебной практикой существенными?
Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...